В священной агиасме В. происходил ритуал омовения императора и его семьи. После пожара 1069 г. Алексей I Комнин (1081–1118 гг.) начал строительство нового Влахернского дворца, который стал основной императорской резиденцией взамен обветшавшего Большого императорского дворца, в части помещений которого была устроена свалка. Мануил I Комнин (1143–1180 гг.) построил во В. новый высокий трехэтажный дворец с множеством арочных окон, который стал самым роскошным из всех прежних дворцовых построек. В 80-х гг. XII в. василевс Исаак II Ангел построил рядом с дворцом Мануила высокую башню для защиты В. Вблизи этой башни возвышалось мрачное здание башни Анема, под которой находилась тюрьма, где в заточении находились многие знатные узники. Комнины, считавшие В. своей резиденцией, не жили здесь постоянно, перебираясь время от времени в Большой императорский дворец. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. императорская резиденция во В. потеряла свой былой блеск, покрылся копотью и пылью. После возвращения ромеям Константинополя в 1261 г. В. были приведены в надлежащий вид и стали единственной резиденцией василевсов эпохи Палеологов вплоть до крушения Империи в 1453 г. Влахернский храм Богородицы, пока не сгорел дотла в 1434 г., соперничал славой с храмом Св. Софии и был известен далеко за пределами Византии. После захвата города турками-османами на месте руин дворцового комплекса В. была сделана насыпь и построены турецкие жилища, мечети, высажены сады. Здесь чудестным образом была обретена замурованная в нише мечети одна из главных святынь В. – Икона Влахерской Божьей Матери, которая с 1653 г. нашла приют в России (празднование дня Влахернской Богоматери 7/20 июля). Влахи – средневековое романизированное население севера Балканского полуострова (Македонии, Паристриона, Дакии), а также северной Греции (Фессалии, Эпира), главным образом скотоводы, изготовители знаменитого влашского овечьего сыра и брынзы. Первые упоминания о В. как новом «варварском» населении в византийских исторических источниках относятся к X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

европ. монархов). Его правая рука была протянута вперед, в вост. направлении (впрочем, на изображении статуи XV в. правая рука Юстиниана поднята вверх в традиц. рим. приветственном жесте). Статуя оставалась на своем месте до падения Византии; ок. 1523 г. за процессом ее разрушения наблюдал путешественник Пьер де Жиль. При Юстиниане были также расширены Большой дворец и дворец Гормизда. При термах Аркадия была возведена общественная галерея; рядом с ней располагалась статуя имп. Феодоры на порфировой колонне. В 20-х гг. VI в. перестроено предместье Сики и переименовано в Юстинианополь ( Ioan. Malal. Chron. P. 430; Chron. Pasch. P. 618). Тогда же завершен комплекс терм имп. Анастасия; базилика Илла, известная в V в., перестроена в цистерну Юстиниана; главная городская цистерна-базилика была углублена ( Procop. De aedif. I 11; Ioan. Malal. Chron. P. 435; Chron. Pasch. P. 618-619; Theoph. Chron. P. 176). В последующие столетия до конца визант. эпохи центр К. уже не претерпевал столь значительных одновременных перестроек. Основные площади, крупнейшие храмы и комплексы общественных зданий в основном сохраняли тот облик, который они приобрели при Юстиниане. Особенности развития христианской городской общины К. II Вселенский Собор, проходивший в Константинополе. Роспись церкви мон-ря Ставрополеос, Румыния. XVIII в. II Вселенский Собор, проходивший в Константинополе. Роспись церкви мон-ря Ставрополеос, Румыния. XVIII в. Уже в первые 10-летия после основания К. одну из ведущих ролей в жизни города начала играть его христ. община (см. также в ст. Константинопольская Православная Церковь ). В I - нач. IV в. христиане в Византии были немногочисленны, и достоверных сведений о них почти нет. Однако уже к 30-м гг. IV в., в ходе реформ имп. Константина Великого, когда новую веру приняло большое число придворных чинов империи, положение храмов и клира К. приобрели важное политическое значение. С 338 г. христ. общину К. возглавил еп. Евсевий Никомидийский, специально переведенный на столичную кафедру решением имп.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Став императором, Константин Погонат продолжил курс на политическое сближение с Римом, однако в церковной сфере никаких подвижек не происходило. Чтобы исправить это, Константин пригласил к себе папских легатов, которые привезли в Константинополь послание от папы, призывавшего Восток вернуться к православному учению о двух волях. Здесь они встретились с новым константинопольским патриархом Георгием, антиохийским епископом Макарием (он находился в Константинополе, поскольку Антиохия была захвачена арабами) и представителями Александрийской церкви, которая в то время не имела епископа, так как тоже оказалась под властью арабов. Так, как бы сам собой, составился Шестой Вселенский собор. Шестой Вселенский собор Императорский дворец в Константинополе представлял собой не одно, а целый комплекс самостоятельных дворцовых зданий с огромным количеством помещений и комнат. В одном из них было всего два зала, Большой и Малый. Оба они имели форму чаши, по – латыни – trullo, поэтому и дворец назывался Трулльским. Под этим чашеобразными сводами – труллами и проходили все восемнадцать заседаний Шестого Вселенского собора, продолжавшегося десять месяцев: с 7 ноября 680 года по 16 сентября 681 года. Собор открылся под председательством императора, который заявил, что созвал его ради одной цели – выяснения истины. По правую сторону от него сидели римские легаты, по левую – все остальные епископы и представители светской власти. Содержание собора свелось к дискуссии между монофелитами – представленными Макарием Антиохийским, Георгием Константинопольским и некоторыми другими иерархами Церкви, – и дифелитами, во главе которых стояли папские легаты. Как обычно, для выяснения вопроса были зачитаны деяния предыдущих соборов, причем обнаружилось, что акты V собора были подделаны: в них вставили несколько подложных писем (как позже выяснилось, подлог устроил Макарий Антиохийский). В деяниях соборов ничего определенного касательно двух воль и энергий обнаружить не удалось, поэтому спорящие стороны перешли к доказательствам из патристики и собственным рассуждениям. Макарий Антиохийский настаивал на том, что во Христе было одно, не человеческое и не божественное, а богомужнее действие и что одна личность Христа не могла иметь две воли. Он заявил, что никогда не признает две природных воли или два природных действия, «хотя бы меня разрубили на мелкие части и бросили в море».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отдельных его районах казалось, что вы находитесь в сельской местности с цветущими по весне зарослями диких роз и поющими в рощах соловьями. Главная улица, проходившая через центральную холмистую часть города от Харисийских (ныне Адрианопольских) ворот до Старого дворца, была тесно застроена лавками и домами с возвышающимся над ними собором св. Апостолов; громадное здание собора находилось, однако, в плачевном состоянии. Вдоль Золотого Рога тянулись более многолюдные и расположенные близко друг от друга селения; особенно тесно были заселены оба конца залива – у сухопутных стен в квартале Влахерны где теперь находился новый императорский дворец, и у оконечности полуострова под холмом, с расположенным на нем арсеналом. Наиболее богатый квартал из примыкавших непосредственно к заливу принадлежал венецианцам; рядом располагались улицы на которых селились торговцы с Запада: анконцы 23 и флорентийцы, рагузане 24 и каталонцы, а также евреи. Вдоль берега тянулись верфи и складские помещения; примерно в том месте, где сейчас расположен Большой крытый рынок, имелись базары. Все эти кварталы были, однако, обособлены друг от руга, многие из них обнесены стенами или заборами. На южных окраинах города, обращенных к Мраморному морю, селения встречались реже. В квартале Студион где сухопутные стены спускались к Мраморному морю, вокруг старинной церкви св. Иоанна и исторического монастыря при ней с его прекрасной библиотекой, группировались здания Университета и Патриаршей академии. К востоку от них, в Псамафии находилось несколько верфей. В разных частях города еще попадались великолепные дома горожан и здания монастырей. Временами можно было встретить богато одетых господ и дам, передвигавшихся по городу верхом или на носилках, хотя де ла Брокьер отмечал с горечью, как невелик был эскорт у очаровательной императрицы Марии, когда она ехала во дворец из собора св. Софии. На базарах и морских причалах все еще было полно товаров, здесь можно было встретить венецианских, славянских или мусульманских купцов, которые предпочитали вести свои дела в старом городе, нежели торговать с генуэзцами на противоположном берегу Золотого Рога. Ежегодно в город все еще стекались богомольцы, прибывавшие в основном из России, чтобы помолиться в церквах и поклониться хранящимся там святыням. И государство, насколько это еще было в его силах, продолжало содержать для них гостиницы, так же как и больницы и детские приюты 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д., ипподрома и собора Св. Софии. Обычно рассматривается отдельно от Б. д., однако, безусловно, являлся частью большого дворцового района в прибрежной вост. части города. Основан ок. 1043 г. имп. Константином IX Мономахом вместе с больницей и имп. дворцом как часть нового дворцового комплекса; его покровительницей стала фаворитка императора севаста Мария Склирена. Мон-рь пользовался правом покровительства монахов с Олимпа Вифинского и из мон-ря Неа-Мони на Хиосе, приезжавших в К-поль. В 1055 г. в мон-ре св. Георгия был похоронен его основатель имп. Константин Мономах. Мон-рь и дворец были одной из важнейших резиденций императоров 2-й пол. XI-XII в. В 1118 г. в Манганах скончался и был похоронен имп. Алексей I Комнин. У Никиты Хониата ( Nik. Chon. P. 580) есть сообщение о том, что в кон. XII в. имп. Исаак II Ангел разрушил комплекс для строительства храма арх. Михаила, однако в 1200 г. Антоний Новгородский упоминает о его богатстве и красоте. Вероятно, деятельность Исаака II коснулась только собственно дворцовых построек, а мон-рь остался нетронутым. В 1207 г. папа Иннокентий III утвердил права еп. Нивелона Суассонского на владение мон-рем и всеми его богатствами. В обители разместилась община регулярных каноников, однако затем мон-рь стал объектом многолетнего спора между канониками и госпитальерами. Возможно, мон-рь был переименован латинянами в честь св. ап. Андрея, т. к. в грамоте папы Иннокентия IV от 1244 г. он указан под этим названием. Сохранился ряд свидетельств о регулярных богатых пожалованиях мон-рю от императоров и Патриархов в XIV в. Игумены имели титулы архимандритов и протосинкеллов, т. е. были постоянными членами Патриаршего синода. В 1279 г. здесь состоялось рассмотрение вопроса об объединении Церквей в присутствии имп. Михаила VIII Палеолога и Патриарха Иоанна Векка. В 1320-1321 гг. к-польский Патриарший престол занимал монах мон-ря Герасим. В 1327 г. в мон-ре отрекся от престола имп. Андроник II и в 1328 г. был здесь же пострижен. В 1351 г. в этот мон-рь удалился имп.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Если судить по местоположению, эта площадь вполне пригодна для дворца. В самом деле, мы имеем здесь случай наиболее близкой параллели с Римом. Холм Палатина представляет близкую аналогию с первым холмом Византии, на котором Константин избрал место своего дворца; известно, что древнейшие дворцы Палатина стояли лицом к via Sacra и римскому форуму; отступая с течением времени вглубь холма, дворцы позднейших императоров заполнили и ту часть, которая круто спускалась к большому цирку, и тем не менее обязательно устраивались Фасадами на via Sacra, по террасам же над цирком выходили библиотеки, перистили и прочие части дворца, удаленные от публики. Тоже самое расположение имел и дворец Византии: он стоял лицом к улице (méesh?), ведшей на Форум (Римский форум заменил здесь форум Константина) и к Капитолию, и как в Риме, так и здесь этот Фасад переходил в ряд портиков, направлявшихся в разные стороны; в заду у дворца находился также крутой обрыв, по которому располагались постройки, подобные римским и отчасти даже турецким; между ними напр. известный приемный Киоск с громадным балконом, откуда и теперь обязательно гости султана – европейские туристы любуются видами на Пропонтиду, вероятно, подражает византийскому перидрому – парапету или гульбищу, как говорили в старину в России. Большой дворец выходил как и дворцы Палатина, задним Фасадом над низменностью берега, и в этой низменности находился циканистэрий, как там circus maximus. Но аналогия была бы полнее, если бы известная часть дворца была расположена между ипподромом и форумом 250 . Идя далее и обогнув площадь Эски – Серая, бывшего Форума Тавра или Феодосия, встречаем направо от пути любопытную мечеть Календер – джами, несомненно древнюю церковь , замеченную еще Паспати и вновь обратившую на себя внимание в самое последнее время. А именно Паспати 252 легко мог определить византийское происхождение церкви, благодаря тому, что обращенная в мечеть церковь была оставлена и сохранила кладку своих стен из камня и кирпича. Теперь, как рассказывает г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Еще при римском императоре Септимии Севере (193211) в городе был построен ипподром на центральной площади Августион, окруженной крытой колоннадой из мрамора. Константин I пышно украсил его статуями и возвел рядом с этим сооружением Большой императорский дворец, выходивший на площадь Августион, портики, здание сената, Новый форум для общественных собраний, дворцы для сенаторов, термы, цистерны и другие сооружения. В годы его правления началось возведение крепостных стен. На площади Августион находились статуи богини Юноны, императора Феодосия I и позолоченный столб (Миллиарий) «пуп» всего мира, точка отсчета дорог европейской части Византии. В V в. Константинополь был разделен на 14 районов и на 322 квартала. Русский квартал («Русский убол» от греч. embolos – улица с аркадами и примыкавшими к ним лавками и домами) был расположен в районе церкви св. Георгия, а его конец находился неподалеку от церкви 40 мучеников. При Юстиниане I на площади был построен храм св. Софии и установлена конная статуя императора. К площади Августион еще при Константине I была проведена широкая улица Меса (греч. средняя), вымощенная камнем и проходившая через форумы Константина I, Тавра, Анастасия, Аркадия. Возле Амастрианской площади она разделялась на две улицы, одна из которых вела к Золотым воротам, другая к Харисийским воротам. По обеим сторонам Месы возвышались каменные многоэтажные дома с крытыми колоннадами, позволявшими укрыться от летнего зноя и ливней. Между колоннами располагались различные лавки и мастерские. На Месе находились палаты константинопольского архиепископа, здание сената, главная тюрьма, рядом с ней – ведомство эпарха, управлявшего Константинополем. В его руках была сосредоточена административно-хозяйственная и судебно-полицейская власть: он заботился о городском хозяйстве и о порядке в городе. Эпарх назначался императором. Близ царского портика были расположены книжные лавки, где встречались библиофилы и философы. На северо-западе столицы располагался Влахернский дворец, построенный в 1150 г. и ставший резиденцией византийских императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно углубленно занимался историей Боспора, принимал участие в раскопках античного города Китей в восточном Крыму. Болландисты – см.: агиография, Acta Sanctorum. Большой императорский дворец – другое название Священный дворец. Огромный ассиметричный комплекс зданий (около 100 000 кв. м или больше) в юго-восточной части Константинополя, на берегу Босфора и Пропонтиды, между храмом Св. Софии, Ипподромом, Вуколеоном и морскими стенами. Начал создаваться с IV в. Константином Великим , особенно активно достраивался при Юстиниане I, Феофиле, Василии I. Им пользовались до 1204 г. и в течение короткого периода после 1261 г. Но уже с конца XI в. роль главной царской резиденции перешла к императорскому дворцу в северо-западной части столицы – во Влахернах. Б. и. д. включал парадные вестибюли (Халки, Скила), массу зданий с нескончаемой анфиладой залов, палат, покоев – триклиниев, кувикл, столовых, а также храмы, часовни, сады – кипии, оранжерею (Анадендрадий), скрытые и открытые цистерны для воды, дорожки, галереи, веранды, караульные помещения, даже три тюрьмы (Халки, Нумера, Фиала) и Циканистирий – просторный ипподром для верховой игры в циканион (поло). Комнины еще временами перебирались жить из Влахерн в Б. и. д., но в XIV в. он окончательно обветшал и лишь изредка по традиции использовался для коротких остановок в ходе церемониальных действий. Ныне фасад дворца, выходящий с сторону моря, часть дворца Вуколеон все еще стоят, так же как и стена, идущая на север от приморской стены со стороны башни маяка. См.: Месокипий, Новая Церковь , Орологий (2), Онопод, Панфей, Портик августея, Сигма, Триклин Магнавры, Соломонов трон, Хрисотриклин, Триклин Августея, Триклин 19 Акувитов, Триклин Кандидатов, Триклин Схол, Триклин Экскувитов, Триклин Юстинина, Триконх, Типетон, Гормизда, Храм Пресвятой Богоматери Фара, Церковь Господа. Боспор – название фракийского происхождения, которое дословно с греч. означает «коровий брод». Существовали: 1) Фракийский Б. – пролив между Европой и Азией (современный Босфор); византийцы называли его просто Стенон, то есть «Узкий [пролив]»; 2) Киммерийский Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С не меньшей пышностью и великолепием отмечались постоянные и экстраординарные государственные праздники: та генефлиа – день рождения Константинополя (11 мая), коронация василевса, день рождения императора, его свадьба, рождение или крестины царских детей, победоносные триумфы, когда толпа осыпала ществующих цветами. Центром торжества в честь рождения императора становился Большой императорский дворец, где в триклинии Юстиниана после подачи блюд могли выступить танцовщицы. Императорские свадьбы проводились по чрезвычайно сложному и торжественному ритуалу, который проводил Патриарх. Жених и невеста появлялись в парадных одеждах и в свадебных венцах, подобных тем, которые до сих пор используют в Православной Церкви при венчании. Над головой императорской четы подвешивалась пурпурная ткань. По окончании церемонии вся присутствующая знать преклонялась перед молодоженами и, выстроившись в процессию, сопровождала своих монархов в императорский дворец, где хоры факций прасинов и венетов приветствовали их пением под игру органа, принадлежавшего факции прасинов. Потом молодожены переходили в свою спальню, где сняв венцы и положив их на кровать, принимали гостей. Все завершалось праздничным пиром в упомянутом выше Триклине 19 лож. Такие праздники, расцвечивавшие и дворцы, и улицы, входили в число актов придворного церемониала и совершались по строгому порядку, с вручением подарков. Так, во время восшествия на престол раздавали тысячи эпикомпиев – полотняных мешочков, в каждом из которых было по несколько золотых, серебряных и медных монет. В этом никто не превзошел Юстиниана II, который роздал в один год народу, армии, врачам, адвокатам, золотых дел мастерам и даже банкирам 7200 литр золота (518 400 номисм)! Во время Пасхи или Рождества Богородицы среди прочих важных действий был обряд раздачи бесплатного хлеба, который выпекали в эргастириях булочников из государственных запасов зерна. Случалось очень пышно, с блеском и великолепием принимать чужеземных государей, особенно тех, которые были нужны Империи и на которых поэтому надо было произвести особое впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

саккоса) установленного для данного случая цвета и покрова. Далее император следовал по дворцу из одного зала в др., где его приветствовали все дворцовые чины, начиная с самых младших (чины кувуклия - слуги жилых покоев) и заканчивая важнейшими чинами правительства (логофет дрома, протасикрит, протонотарий и др.), к-рые встречали императора в зале Сигма (видимо, полукруглой формы). На пути император посещал храмы Богородицы во дворце Дафна, Св. Троицы, крестильню дворца Дафна, ц. св. Стефана, Круглую ц. в Схолах, дворцовый храм св. Апостолов; в каждом из них он совершал поклон и со свечами в обеих руках молился перед святынями. В зале Августеон императора приветствовали все построившиеся по рангам дворцовые чины, в зале Консисторий - все члены синклита. Далее император двигался в сопровождении все более увеличивавшейся от зала к залу группы приближенных. Приветствия партий цирка проводились в зале Трибунала и затем продолжались во дворе Халка (возле главных ворот Б. д.). Оттуда император со свитой и сопровождавшими его различными гос. чинами под славословия выходил к народу на пл. Августеон и через нее шел в собор Св. Софии. Т. о., та часть церемонии, к-рая проводилась в Б. д., представляла собой процесс своеобразного «сбора» всех придворных и столичных чинов - элиты визант. гос-ва - вокруг императора и их совместную подготовку к появлению в соборе Св. Софии. Ритуальный распорядок жизни Б. д. и императора в основном был подчинен церковному литургическому обиходу; дворец использовался как место проведения части общегородского и общеимперского церковного празднования. Почитание икон было развито в придворной среде; свидетельства визант. историков о поклонении императоров, их родственников и приближенных иконам весьма многочисленны. Однако иконы в Б. д. скорее были предметами частного почитания, и в эпоху классической Византии (IX-XII вв.) они не являлись офиц. символами гос-ва. Иконы почти не упоминаются в трактате «О церемониях». Тем не менее в XII в. традиция иконопочитания приобретает новые черты: особым вниманием династий Комнинов и Ангелов пользуются неск.

http://pravenc.ru/text/149715.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010