(См.: Созомен. Указ. соч. С. 366–367.) В числе других городов, с которыми предание связывает пребывание Спасителя в Египте, контские источники упоминают Гелинополь, Гераклиополь и др. Исторически эти сведения не вполне достоверны, однако в них видно стремление возвысить Египет, которые, таким образом, оказывался тоже святой землей. Следуя этой традиции, Палладий, вероятно, имея в виду предание, рассказанное Созоменом, стремится подчеркнуть особое значение Церкви города Гермополя. (См.: Maspero G. Histoire des patriarches d’Alexandrie. Paris, 1923. P. 25, n. 6.) 364 B Египте было два города, носящих имя Гермополя: Гермополь Малый, находящийся в Ливии, и Гермополь Большой, расположенный в Фиваиде. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 145, n. 4.) 365 В греческом подлиннике τς ββλους πσας νδιαϑτους α σπουδαας. Прилагательное νδiaϑετoc указывает на тο, что имеются в виду богодухновенные книги Священного Писания, то есть те, которые входили в его канон. (См.: Diaiogue. Т. 1. Р. 146, n. 1.) 366 Элия Капитолина – название Иерусалима, которое в 130 г. дал воссозданному городу император Адриан. Созомен сообщает, что «Диоскор и Аммоний удалились в Иерусалим, а оттуда пришли в Скифополис и пребывание там, по причине множества пальм, листьями которых монахи пользовались для обычных своих работ, признали удобным, ибо за ними следовало до восьмидесяти человек». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 572–573.) 367 В других источниках об этом письме ничего не сообщается. (См.: Dialogue. Т. 1. Р. 148, n. 2.) 368 В греческом подлиннике αταλαμβνουσι τ στρατπεδον. Слово τ στρατπεδον (лагерь) в данном контексте имеет значение «дворец». При строительстве императорской резиденции за образец был взят укрепленный римский лагерь. Дворец Диоклетиана в Пальмире также именовался лагерем. (См.: Downey G. Ор. cit. Р. 322, n. 23.) 369 Эта церковь имеет знаменательную историю. Свт. Григорий Богослов , став епископом Константинополя, все храмы которого были захвачены арианами, начал проповедовать в доме одного своего родственника, впоследствии обращенном в храм, который получил имя Анастасия, что значит «воскресение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Царь умер ночью с 15 на 16 августа 1118 г. В эту же ночь, сопутствуемый своим братом Исааком, Иоанн поспешил в св. Софию, провозгласил себя императором и был коронован патриархом Иоанном IX. Отсюда он отправился в Большой дворец, где варяжская стража оказала было ему сопротивление, но перстень с царской печатью открыл Иоанну доступ во дворец. Партия Ирины и Анны была проиграна. Но что положение считалось весьма серьезным, можно видеть из того, что тело умершего царя без обычной помпы на другой день было погребено не в царской усыпальнице, а в монастыре Спаса Филантропа, что поблизости от дворца Манганы 108 . Несколько дней Иоанн не решался выходить из дворца, боясь измены. В последние годы царствования Алексея, именно под 1114 г., упоминается в придунайских областях о русском отряде под предводительством Владимира Всеволодовича Мономаха. Не в первый раз византийская летопись говорит то о дружественных, то о враждебных отношениях Руси к Византийской империи. Мы оставляли этот вопрос без обстоятельного разъяснения, хотя уже и в течение XI в. русские принимали некоторое участие в судьбах империи в качестве постоянного военного корпуса, жившего в империи и состоявшего на службе царя. Существование этого корпуса, постоянно обновляемого притоком новых дружинников из Киева, свидетельствует о прочной связи, установившейся между Русью и Византией после просвещения Владимира христианством. После прекрасного исследования о варяго-русской дружине в Константинополе, принадлежащего академику Васильевскому 109 , легко восстановить историю военного вспомогательного отряда, присланного в Константинополь Владимиром в 989 г. Первое время русские, по-видимому, были присоединены в качестве небольших частей к разным византийским отрядам и упоминаются в разных местностях, где происходили военные действия. Так, в 1016 г. царь Василий II, захватив в плен болгар, предоставил третью часть пленников союзной Руси. Это было около нынешней Битоли. В 1019 г. в сражении при Каннах греки нанесли норманнам большое поражение, причем часть победы приписана русскому отряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Едва святой царь успел отдать последние распоряжения, как 25 мая 641 г. умер, процарствовав всего 103 дня. Казалось, теперь настал звёздный час Мартины, ставшей при малолетстве Ираклона единоличной правительницей Римской империи, хотя формально императором был её сын Ираклон. Она тут же открыла доступ во дворец патриарху Пирру, а Филагрия повелела постричь в духовный сан и сослать в крепость Септем на Гибралтарском проливе 668 . Будучи мстительной, августа подвергла опале многих лиц, близких своему пасынку и Филагрию, некоторых из них казнив. После этого обычные государственные дела овладели её сознанием. Патриарх Кир, помилованный скончавшимся монархом, продолжал приготовления к своему отъезду и в августе 641 г. с большой свитой отплыл в Александрию, имея рядом с собой войска августала Феодора, нового начальника Египта. Прибыв в ночь под праздник Воздвижения Честного Креста Господня, Кир и Феодор отправились в монастырь Табеннисиотов, откуда начался большой Крёстный ход. Радость от возвращения патриарха была так велика, что улицы покрыли коврами, а рядом стояли возбуждённые толпы народа. По ошибке диакон запел гимн, применяемый при Пасхальном богослужении, из чего все сделали вывод, что Кир не доживёт до следующей Пасхи. Кстати сказать, это предсказание действительно сбылось. Но в целом возвращение патриарха и особенно Феодора в Александрию принесло некоторое успокоение столице Египта, в которой только что прошли кровавые столкновения между халкидонитами и монофизитами, вызванные жёсткой церковной политикой римских военачальников 669 . Хотя приезд Феодора в Александрию дал положительный результат, Мартине вскоре пришлось пожалеть, что она так опрометчиво оставила Константинополь без надёжной охраны. Выполняя поручения покойного св. Константина, Валентин Аршакуни выехал к войску, где и получил известие о смерти императора. Армия и Валентин всерьёз опасались за судьбу маленького Константа и двух других малолетних детей умершего царя – Ираклия и Феодосия. Поэтому они без особых раздумий начали марш к Константинополю, заняв по дороге Халкидон, чем вызвали переполох в столице. Мартина срочно подтянула немногие воинские соединения, находившиеся поблизости, а император Ираклон вместе с патриархом Пирром вышли к народу с детьми св. Константина III Ираклием и Феодосием и дали публичную клятву, что никто из них не причинит вреда порфирородным наследникам. Эта акция имела несомненный успех – народ заметно поутих, и Ираклон решил повторить её перед восставшей армией. Но Валентин Аршакуни не допустил его к войску, император Ираклон был вынужден вернуться в Константинополь, где его, впрочем, бурно славословили, понося при этом Валентина 670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В VIII веке расцвело искусство декора, получила развитие многообразная орнаментация. Принципы пышных бессюжетных композиций, служивших цели оформления как церковного, так и светского здания, успешно разрабатывались художниками этого времени. Многочисленные типы орнаментов, растительных и геометрических, появились в византийском искусстве именно в иконоборческий период. Вместе с тем нельзя не признать, что в эти десятилетия изобразительному искусству Византии был нанесен большой урон. Были уничтожены многие произведения со сложными фигурными композициями, причем не только мозаики и иконы, возникшие в предшествующие века, но и те, главным образом иконы и миниатюры, которые тайно создавались иконопочитателями в период гонения на них. Развитие архитектуры в годы иконоборчества продолжалось в направлении совершенствования крестово-купольного храма. Однако немногие здания этого времени сохранились до наших дней. Некоторые из них были разрушены в период войн, следовавших на территории Балканского полуострова одна за другой. Иные были переделаны в более позднее время, приспособлены к новым вкусам и новым требованиям. 780–797 годами датируется церковь св. Софии в Салониках. Возникшая на месте древней базилики, она представляет собой огромную (35x43 м) купольную базилику. В плане церковь приближается к квадрату и тем самым напоминает константинопольские церкви времени Юстиниана, прежде всего храм св. Ирины. Четыре узких полуцилиндрических свода, сдерживающих распор купола, расположены вокруг центральной части храма таким образом, что образуют крест. Боковые нефы раздвинуты настолько широко, что они не соответствуют боковым апсидам, которые отчасти завершают средний неф, а частично боковые. Пространство интерьера отличается подчеркнутой расчлененностью. Сам же храм по сравнению с собором св. Софии в Константинополе гораздо более статичен и массивен. В эти годы велись значительные строительные работы в области гражданской архитектуры. Укреплялись и удлинялись городские стены Константинополя, постоянно расширялся Большой дворец, все более величественными становились его залы. Однако постоянная угроза со стороны арабов и славян ограничивала новое храмовое строительство, так же как и многие землетрясения, которые произошли в эти годы и потребовали значительных восстановительных работ в двух основных церквах столицы – св. Софии и св. Ирины.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

в Византии и в Вост. Европе. Имела 5 куполов, вероятно один в центре был посвящен Христу, и 4 по углам, к-рые были посвящены арх. Михаилу (и Гавриилу ?), прор. Илие, Богородице и свт. Николаю Чудотворцу; также при алтаре было 4 небольших придела. Позднее за храмом закрепилось посвящение во имя арх. Михаила (впервые зафиксировано по описанию паломника Антония из Новгорода в 1200). Храм славился своей богатой декорацией: интерьер был украшен мозаикой на золотом фоне с изображениями Христа в главном куполе, Богородицы в конхе апсиды, пророков, апостолов и святых. Алтарная преграда и престол были украшены серебром и драгоценными камнями, пол сделан из красного мрамора, купола были покрыты бронзой. При главном входе установлены 2 фиала из красного и белого мрамора со скульптурами фантастических животных. Для украшения ц. Неа-Экклесиа использовался декор старых зданий К-поля, в т. ч. мавзолея имп. Юстиниана при соборе св. Апостолов. В X-XI вв. храм был местом нек-рых наиболее важных и торжественных событий придворной жизни. В 907 г. Патриарх Николай Мистик не позволял имп. Льву VI Мудрому войти в эту церковь, что было воспринято как отлучение императора, вступившего в 4-й брак. В 963 г. здесь состоялось венчание имп. Никифора II Фоки и августы Феофано, вдовы имп. Романа II Лакапина, в 1042 г.- свадьба порфирородной Зои и имп. Константина IX Мономаха. В XII в. на нек-рое время при церкви был образован мон-рь. В кон. XII в. при имп. Исааке II Ангеле часть украшений была использована для новых построек и интерьеров. В церкви находились реликвии, большинство из к-рых демонстрировали средневек. понимание имп. и монархической власти, характерное для Византии, ее развитие в ВЗ и эсхатологическую связь империи с царством Христа, к-рое наступит после Страшного Суда. Паломник Антоний из Новгорода сообщает, что в церкви хранились Большой Крест Константина, Иерихонская труба Иисуса Навина (считалось, что в нее будет трубить ангел при конце света), пастушеский рог прав. Авраама, жезл Моисея, рог царя Самуила, из к-рого он помазал прор.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Софии в нартексе храма он снимал венец и, войдя в наос, принимал просителей и важных гос. чиновников: синклитиков, стратигов и проч. В 933 г. здесь был посвящен в сан Патриарх Феофилакт; императоры Роман I Лакапин и Константин VII принимали послов эмиров Тарса и Амиды. Среди святынь храма - часть древа Животворящего Креста Господня, в VII в. перенесенная сюда из Иерусалима имп. Ираклием. Церковь св. Стефана во дворце Дафна Боковая пристройка дворцового зала Августеон; место коронаций и свадеб императоров и их соправителей в VII-X вв. В визант. традиции считалось, что церковь также была основана при имп. Константине. Однако, по сведениям хронистов Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 87) и Георгия Кедрина ( Kedren. T. 1. P. 592), храм был основан в 429 г. Пульхерией, сестрой имп. Феодосия II, и в нем была помещена десница св. Иоанна Предтечи, привезенная из Иерусалима. Святыня выносилась во время церемоний коронаций и свадеб императоров; утрачена после XII в. В кон. V в. имп. Зинон поместил здесь кодекс Евангелия от Матфея, обретенный на мощах св. Варнавы Кипрского; Евангелие читалось в храме один раз в год, в Великий четверг. В X в. в храме также хранился Большой Крест Константина - религиозно-гос. святыня, перед к-рой императоры совершали молитву во время торжественных выходов; позднее он, вероятно, был перенесен в ц. Неа-Экклесиа, так же как и др. святыни и реликвии, неоднократно по разным причинам менявшие свое местонахождение в пределах Б. д. Церковь Неа-Экклесиа имп. Василия I Македонянина (Новая; Να Εκκλησα - Новая церковь). Известна по описаниям в «Житии имп. Василия» и по подробному сообщению рус. паломника Антония Новгородского (1200). Заложена в 876 г. по заказу имп. Василия I и освящена 1 мая 881 г.; находилась на юго-востоке от Хрисотриклина, на месте более раннего Циканистириона. Церковь представляла собой центрическое купольное сооружение, квадратное или крестообразное в плане, т. е. была одним из первых классических образцов крестово-купольной архитектуры, распространенной впосл.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Также святитель Симеон Солунский (XV в.) говорит об обычае епископов в день посвящения ездить на коне. Он пишет: «Затем, после трапезы, сев на коня, он выезжает в город в сопровождении своей свиты, запечатлевает крестным знамением всех и благословляет, освящая город этой печатью и молясь о нём как новопосвящённый архиерей, сообщая ему новоизлиянную Божественную благодать и через благодать преподавая освящение» 640 . В Константинополе также существовал обычай, согласно которому если высокопоставленное лицо хотело показать глубокое уважение к Патриарху, то оно вело за узду осла или лошадь, на которой сидел Патриарх. Византийский философ и историк Георгий Пахимер рассказывает, что Михаил Палеолог, добиваясь звания великого дукса и попечителя малолетнего царя, первым услышал о приближении Патриарха «и тотчас выехал далеко навстречу путешественникам и воздавал величайшую честь как патриарху, так и всему священному клиру, идя пешком и держа под уздцы иерейского лошака, пока поезд не остановился, вступив во дворец» 641 . Однако сами императоры никогда не принимали участия в этом обычае, считая его оскорбительным. Благодаря находке А.А. Дмитриевского мы можем точно говорить о том, что чин в Византии существовал. Им был найден константинопольский чин шествия на жребяти в рукописном Праксапостоле Дрезденской королевской библиотеки. В этом памятнике, который датируется веками, мы встречаем подробное описание чина. «По окончании утрени в Вербное воскресение, патриарх отдыхает в мутатории, находящемся в соседстве с алтарём Софийского храма. В это время очередной клир, взяв с собой большой литийный крест, стоящий обычно за престолом, направляется в храм 40 мучеников, чтобы приготовить всё необходимое для встречи там патриарха. В определённый час патриарх, облачившись в архиерейские одежды, имея в одной руке большой животворящий крест, а в другой финиковую пальму и ваия, обвитые благовонными цветами, какие позволяет иметь данное время, выходит из храма и, прикрыв свою главу покрывалом, садится на коня, при пении певчими на амвоне тропаря „Общее воскресение“ и направляется в храм 40 мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Георгия в Манганах. Монастырь Пресв. Богородицы Перивлепты (27) - см. ст. Перивлепты монастырь , в Константинополе. Монастырь Пресв. Богородицы Пиги (19) - см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь . Церковь Пресв. Богородицы в Сигме (28) (ν τ Σγματι) ( Janin. 1969. P. 230-231), по мнению Жанена, визант. традиция, согласно которой церковь была построена имп. Константином I Великим, является вымышленной. Вероятно, она была отремонтирована имп. Юстинианом ок. 532 г. и разрушена во время землетрясения 9 янв. 870 г. Василий I Македонянин построил на ее месте более прочную и красивую церковь. Место Сигма, возможно, получило название от полукруглого портика и находилось между цистерной Мокия и мон-рем Пресв. Богородицы Перивлепты. Церковь Пресв. Богородицы Фара (Фаросской) (29) - см. ст. Большой дворец в Константинополе . Церковь Пресв. Богородицы на форуме (30) (το Θρου) ( Janin. 1969. P. 236-237; Иванов. 2011. С. 254-255), была построена имп. Василием I (867-886) в первые годы его правления для торговцев, которые проживали в районе форума Константина. По обычаю, установленному, возможно, имп. Василием I, императоры во время триумфов доезжали верхом от Золотых ворот до форума и переодевались в этой церкви из военного в царское одеяние, чтобы потом шествовать до Св. Софии. Этот храм посещал прп. Андрей Юродивый, согласно его Житию (Х в.). Антоний Новгородец (1200) сообщает, что в церкви хранился мраморный стол, за которым совершалась Тайная вечеря (Книга Паломник. С. 23-24). Церковь находилась в левом портике форума. Монастырь Пресв. Богородицы Халкопратийской (31) - см. Халкопратийской Пресвятой Богородицы монастырь . Монастырь Пресв. Богородицы (Успения) Хора (Кахрие-джами) (32) - см. ст. Хора , монастырь в Константинополе. Бодрум-джами (71) - см. ст. Мирелейон . Церковь святых Бориса и Глеба (33) ( Janin. 1969. P. 65), по сообщению летописца из рукописи XVI в., ее строительство относится к 1117 г. (РГАДА. МГАМИД. Ф. 181. 478. Л. 471-471 об.). Антоний Новгородец (1200) свидетельствовал, что церковь, посвященная Борису и Глебу, находилась в квартале Ис-Пигас (ες Πηγς), где было явление этих святых и по молитве к ним происходили мн.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

С особенным торжеством он видел, что во главе этой вражды стала сама императрица, которая для достижения своих целей не пренебрегала никакими средствами. Дворец ея сделался открытым для всех врагов и клеветников на святителя и в ея палатах собирались все те великосветския Иезавели, которые считали себя оскорбленными Иоанном, так безпощадно изобличавшим их низкое лицемерие, наглую хищность, безумную роскошь и нравственную распущенность, и в их тайных совещаниях строились ковы против святителя и сочинялись самыя оскорбительныя для него клеветы и грязные наветы. Обо всем этом знал и император Аркадий. Лично он уважал и любил великаго святителя и в душе горевал о вздымавшейся против него злобе. Но он был слаб и нерешителен и, зная злой, неукротимый нрав царицы, предпочитал молчать, как будто ничего не зная. Все это было на руку Феофилу, и он, наконец убедившись в том, что почва подготовлена, порешил отправиться в Константинополь, но уже не как подсудимый, а как судия, порешивший так или иначе погубить ненавистнаго ему архиепископа. В этом убеждении он окончательно утвердился, когда получил от самой Евдоксии письмо, в котором она просила его немедленно прибыть в Константинополь и ничего не бояться. " Я, писала она, упрошу и царя о тебе и всем твоим противникам загражду уста, только немедленно приходи, собери возможно больше епископов, чтобы изгнать врага моего Иоанна " . Теперь Феофил мог уже быть вполне спокоен за успех своего дела и он отправился в столицу - с целой флотилией, нагруженной разными драгоценностями: индийскими ароматами, великолепными плодами и овощами, многоценными египетскими материями - шелковыми и златотканными, - и все это для того, чтобы блеснуть своим богатством в столице и подарками подкупить в свою пользу возможно больше влиятельных лиц. С своей флотилией Феофил прибыл в Константинополь в августе 403 года и на пристани был восторженно встречен большой сворой своих агентов и подкупленнаго ими разнаго уличнаго сброда. Император, узнав о его прибытии, не хотел принять его, смотря на него как на подсудимаго; зато Евдоксия разсыпалась пред ним в знаках уважения и, принимая его тайно в своих палатах, торопила поскорее приступить к делу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Храмы 2-го и 3-го типов, объединяемые под общим названием «на восьми опорах», представляют собой самые высокие в конструктивном и эстетическом отношении достижения зодчества средневизант. времени. Вопреки установившимся названиям в основе их композиций октагональная форма почти отсутствует: 8-угольник образуется смыканиями основных подкупольных арок с арками тромпов и является основой 8 парусов. Даже в зоне 2-го яруса, где стены, формирующие пространство наоса, приобрели вид 8 чередующихся больших и малых круглых ниш (Неа-Мони на Хиосе), форма подкупольных пилястр ясно указывает на квадратное основание композиции. Кроме перечисленных типов в X-XII вв. было возведено множество построек, как простых (напр., сводчатый зал с апсидой над аналогичной криптой костницы Бачковского мон-ря, 1083), так и самых необычных композиций, имевших локальное распространение: напр., храм с куполом на 6 опорах, как в Болгарии (церковь в Винице, ок. 950) и в Грузии (церковь в Кумурдо, 964), сочетание 4-столпного храма с триконхом (кафоликоны мон-рей Афона) и др. Церковь мон-ря Мирелейон (Бодрум-джами) в Константинополе Церковь мон-ря Мирелейон (Бодрум-джами) в Константинополе Начало средневизант. архитектуры К-поля обычно связывают с 2 несохранившимися храмами имп. Василия I Македонянина в Большом имп. дворце - ц. Богоматери Фара (освящена, вероятно, в 864) и ц. Неа (Новая) (876-881) (см. ст. Большой дворец в Константинополе ). Об архитектуре Фаросской церкви - хранилища наиболее почитаемых реликвий - известно мало, реконструкция сближает его композицию с ц. свт. Климента в Анкаре ( Jenkins R. J. H. , Mango C. The Date and Significance of the Tenth Homily of Photius//DOP. 1956. Vol. 9/10. P. 173), ц. Неа, располагавшаяся на террасе, на субструкциях, была типа вписанного креста или крестово-купольная, предположительно с 5 куполами. Оба храма, небольшие по размеру, могли оказать влияние на церковное зодчество столицы и за ее пределами. Неск. храмов К-поля, возведенные в 900-1200 гг., с композицией типа вписанного креста являются подражанием ей ( Krautheimer.

http://pravenc.ru/text/383977.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010