Это была центральная площадь древнего Константинова города, украшенная портиками, колоннами и триумфальными арками, а посередине имевшая порфировую колонну, привезенную из Рима из храма Аполлона. На этой площади в разных местах стояли мраморные статуи, произведения лучших древних мастеров, привезенные из многих городов, а также публичные здания, например, второй сенат. Нынешняя, так называемая Обожженная колонна, стоящая на своем первоначальном месте, уже в древнее время получила важное, частью мистическое, частью религиозное и археологическое значение и соединила на себе многообразные народные предания, связанные с судьбой города и империи. Эта колонна пострадала от сильной бури и молнии в царствование Алексея Комнина в 1105г., причем венчавшая колонну статуя Константина была разбита и сброшена на землю. Царь поправил повреждения на колонне, но вместо статуи приказал поставить крест, приписываемый преданием времени Константина. Наконец, Средняя улица приводила к Милию и площади Августея, или Августеона, в соседство с самыми священными и драгоценными памятниками древнего Константинополя: св. София, св. Ирина, Большой дворец и ипподром. На указанном пространстве Меса блистала богатыми и красивыми украшениями и роскошно отделанными портиками: например, дворцы Лавса, Антиоха, Филоксена; здесь был самый оживленный пункт города. Здесь на площади Августеона были роскошные дворцы и публичные здания: палаты патриарха, библиотека, бани Зевксиппа, сенат и другие здания. В середине площади стояла статуя св. Елены, или Августы, откуда происходит и название площади; там же была серебряная статуя Евдоксии, супруги Аркадия; впоследствии здесь же была поставлена колоссальная статуя Юстиниана I. Близ этой площади был Милий, имевший целью обозначить исходную точку для измерения военного пути, идущего от Константинополя. Это было основанное на 4 колоннах купольное здание, украшенное скульптурным искусством, представлявшее собой воспроизведение римского miliarium avreum. Самыми важными постройками, находившимися близ площади Августеона и более или менее к ней примыкающими, были церковь св. Софии, Большой дворец и ипподром, которым мы должны здесь посвятить внимание.

http://sedmitza.ru/lib/text/442754/

Археологические исследования Б. д. были начаты после 1912 г., когда во время большого пожара в Стамбуле почти полностью выгорела тур. застройка этого района. После 1912 г. сотрудник Археологического ин-та в К-поле Б. А. Панченко провел фиксацию остатков Б. д.; тогда же от тур. властей было получено разрешение на архитектурное исследование Б. д. В 1934 г. здесь было запрещено проводить новое строительство, тем не менее часть территории бывш. Б. д. оказалась застроена типовыми жилыми домами. Масштабные исследования были проведены экспедициями в 1935-1938 и 1952-1954 гг. На юго-востоке от предполагаемого места Хрисотриклина был открыт большой четырехугольный перистильный двор, оформленный колоннадой, в к-ром сохранились значительные фрагменты напольных мозаик VI в. Это сооружение, как и нек-рые др. известные фрагменты Б. д., не удается уверенно идентифицировать с к.-л. его частями, известными из письменных источников. Б. д. и придворная культура Византии На протяжении своей истории Б. д. наряду с собором Св. Софии являлся средоточием политической и общественной жизни Византийской империи. Он занимал главное место в формировании и развитии политической идеологии и имп. культа, тесно связанного с представлением об империи как прообразе Царства Божия на земле. При этом произошло совмещение основ христ. вероучения и культа с гос. идеологией, церковная традиция почитания Св. Троицы, Небесных сил, святых использовалась в легитимизации имп. власти. Важную роль в этом процессе сыграли собранные в Б. д. реликвии Спасителя, святых, ветхозаветных пророков и проч. В рамках комплекса Б. д. они были сосредоточены в неск. церквах (св. Стефана, Богородицы Фара, св. Георгия в Манганах); их коллекционирование, размещение и переносы в разное время из одного храма в др. отражали изменения в политической ситуации и во взглядах визант. двора. В ранневизант. эпоху (V-VI вв.) большое символическое значение приобрела десница св. архидиак. Стефана, ставшая для императоров символом данной свыше власти. Она была привезена из Иерусалима в 421 г. в специально построенную для нее небольшую ц. св. Стефана во дворце Дафна при зале Августеон. В церкви обычно производились назначения высших гос. чиновников, хранились инсигнии для этих церемоний («политические реликвии»). Через почитание св. Стефана, «исполненного веры и силы» (Деян 6. 8), утверждалась сила имп. власти.

http://pravenc.ru/text/149715.html

контакт с бесами, которые, словно артисты, исполняют роли умерших людей, принимая их образ. Злые духи играют роли разных людей, но в то же время их игрушками становятся те, кто легкомысленно вступает с ними в контакт. Менагиас, будущий отец Герасим, был вполне трезвым человеком, но дал вовлечь себя в сети спиритизма. То же случалось и со многими другими, избежавшими в конце концов, по милости Божией, вечной погибели. Здесь можно вспомнить, например, достопочтенного старца Феодосия из Святопавловского монастыря, когда он жил еще в миру, о чем сам потом признавался. Так как люди в массе своей чудовищно невежественны в вопросах спиритизма и родственной ему магии и многие обманываются различными колдунами и экстрасенсами, мы рекомендуем прочесть нашим читателям написанное на эту тему преподобным Никодимом Святогорцем . А сами расскажем сейчас одну старинную историю, которая очень ясно открывает диавольский обман. Жил некогда в Константинополе один благочестивый юноша, служивший у колдуна. То, что хозяин его колдун, он не ведал. И вот как-то, когда солнце близилось к закату, колдун тот сел на лошадь и велел юноше следовать за собою. Они выехали за городские стены и скакали без остановки до тех пор, пока не достигли равнины. Тем временем стемнело. На равнине увидели они большой дворец. Колдун слез с лошади, и сразу же несколько слуг вышли из дворца и взяли лошадь под уздцы, а он вошел внутрь. Юноша следовал за ним. Они прошли в большой зал. Там увидели господина, сидящего на величественном троне, а вокруг – множество вооруженных копьями слуг. По распоряжению хозяина принесли еще один трон для колдуна. Юноша встал за его троном. Тогда, блестящий господин начал расспрашивать колдуна, как у того идут дела. Тот отвечал, благодаря его за покровительство и восхваляя его. Слыша все это, юноша сразу же понял, что пред ним сам диавол, что слуги его – бесы, а его собственный хозяин – колдун. Вскоре вопросил диавол: «Кто этот юноша, стоящий позади тебя?» «Он тоже раб твой,» – ответил колдун.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оказалось, что большой новгородский сион — произведение русских мастеров двенадцатого века (18). Вероятно, он был сделан русскими мастерами в качестве замены византийского сиона, утраченного при разграблении Всеславом софийской ризницы и, скорее всего, в той или иной мере воспроизводит оригинал, насколько это было возможно по памяти. А вот малый сион хоть и русское произведение искусства, но сделанное из византийских материалов — почти все его части представляют собой византийский ювелирный лом десятого-одиннадцатого веков, возможно, оставшийся после разграбления первоначальной софийской ризницы. Это и использованный в основании сиона золотой дискос с погрудным изображением Христа Вседержителя в круглом медальоне (такие изображения стали популярны как раз к десятому столетию, в милитаристский век Македонской династии), и литая решетка с чудесным узором, популярным во времена основания Афонской лавры, и венчающий купол крест с утраченными эмалевыми вставками, похожий по форме на памятный крест императора Романа II из коллекции Дамбартон Оукс, и, наконец, припаянный в основании этого креста серебряный диск — вероятно, донышко какого-нибудь кратира для святой воды. Этот серебряный кругляшок, распаяный спустя девятьсот лет советскими реставраторами, содержит интереснейшую надпись по-гречески. Н. Ойкономидес (19) расшифровала ее так: « Константина, проэдра, мистика и великого эконома Трофееносца». Эконом Трофееносца, как выяснили современные византологи, есть должность заведующего комплексом императорского дворца в Мангане и прилагавшегося к нему монастыря св. Георгия. Здесь в 1042 году император Константин IX Мономах поселил свою любовницу, севасту Марию Склирену, и, чтобы оправдать в глазах общественности свое частое посещение Манган, развернул здесь большую стройку: дворец, сад, монастырь, богадельню, приют для бедных, гостиницу, больницу, юридическую школу для детей чиновников. Была здесь и ювелирная мастерская. В середине одиннадцатого столетия всем этим управлял придворный евнух, личный советник императора Константин Лихуд. Вероятно, его именное клеймо стояло на ювелирной продукции из Константинополя, комплекте богослужебных сосудов, подаренных в Софийскую ризницу сразу после освящения нового каменного храма новгородцев. И не случайно — ведь строитель каменного собора Софии Премудрости Божией, князь Владимир Ярославич, серьезно претерпел за десять лет до того от византийцев: выполняя волю своего сепаратистски настроенного отца, князь возглавил морской поход на Константинополь и испытал на себе всю мощь «греческого огня». После 1041 года русские больше никогда не ходили войной на Константинополь, а чудесные сосуды новгородской ризницы стали предметом зависти многочисленных русских князей.

http://bogoslov.ru/event/5916766

21. Затем Евбея, Еврип, имеющая епископов и священников около 200 и христианских домов свыше 10 тысяч. 22. Далее Афины, имеющие епископов и священников около 160. 23. В Пелопонесе Коринф, имеющий епископов и священников около 100, христианских домов свыше семи тысяч, Навплий, имеющий 150 священников и четыре тысячи христианских домов, Монемвасия, имеющая епископов и священников около 400 и домов 8 тысяч. Древние Патры, имеющие епископов и священников 300 и домов свыше 7 тысяч, Лакедемония, имеющая 300 епископов и священников и около 6000 домов, Христиануполь, имеющий 300 священников и свыше 10 тысяч домов. 24. Из того, что я описываю, я выйдя из Систа и Авида, кое-что видел что лежит к востоку. О том, что лежит вдали и только виднеется издали я спрашивал и в точности узнавал, помня о просьбе моего друга и исполняя его просьбу. 25. Плывя по этому пути, мы прибыли к так называемому Капо Крио, лежащему в Анатолии. Там озеро и как видно из развалин, там был большой город, имеющий две гавани на севере и на юге (теперь там нет людей), много красивых домов, частью сохранившиеся, частью разрушенные. Я вспомнил слова Давида; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих 2423 . Я видел седалища из белого мрамора, одни прекрасно сохранившиеся в том виде как были поставлены, другие поломанные, большие стены, колонны, лестницы. Я спросил некоторых, живущих там по близости в деревнях, что слышали они по преданию об этом города, и они ответили, что тамошние жители были очень нечестивы. Тогда и другие бывшие со мной лица вспомнили слова Соломона: беззаконие ниспровергнет престолы судей 2424 . 26. Родос первый из всех Кикладских островов, сильная крепость, окруженная башнями и тремя стенами, имеющая четверо ворот, ворота Гавани, ворота Навстама, где трииры начальника, бея приставленного охранять море, ворота Большого Мастера, ворота Коккина, где флаги древних строителей. В крепости храм Св. Иоанна, там и дворцы франкских прежних правителей, очень большие и красивые здания; тут на каждом здании нарисован флаг его строителя; дворец первого магистра, нарисована его коронация, как Константинопольский епископ короновал его великим магистром и стражем всего тамошнего моря. Там есть и гладкая дорога, далеко ведущая, по обеим сторонам ее дворцы один против другого с начала до конца. Есть и много других зданий красивых и хороших.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

В 1822 г., во время резни христ. греч. населения на Хиосе, устроенной турками, в Н.-М. искало убежища множество христиан. Большинство из них были убиты, в т. ч. погибло ок. 200 монахов. Жертвы резни похоронены в часовне Св. Креста неподалеку от входных ворот Н.-М. Мон-рь серьезно пострадал от пожара и разграбления; в кафоликоне сгорел иконостас, были повреждены мозаики вост. части храма, погибли архив и б-ка. В 1857 г., при настоятеле Григории Фотине, начались масштабные восстановительные работы, были заново выстроены стены мон-ря. Григорий Фотин изучал историю Н.-М., в 1866 г. он открыл в архиве мон-ря Илии Пророка на Самосе рукописные копии неск. утраченных хрисовулов Н.-М. Они вскоре были опубликованы Сакеллионом и позднее переизданы в собрании визант. юридических памятников Ф. Миклошича и Й. Мюллера. К кон. XIX в. открыты и изданы копии документов Н.-М. в рукописях б-к Халкинской школы в К-поле 85) и Святогробского подворья в К-поле (145, παλ. 160). 22 марта 1881 г. произошло землетрясение, к-рое разрушило купол и часть др. элементов конструкции кафоликона, а также колокольню. Постройки были восстановлены в 1900 г., но мозаики кафоликона понесли ряд невосполнимых утрат. К сер. XX в. монашеская община Н.-М. пришла в упадок; в 1952 г. мон-рь был преобразован в жен. обитель. В 2001 г. здесь проживали 3 монахини. Ныне мон-рь вновь действует как мужской, хотя число насельников по-прежнему невелико (Δπτυχα. 2016. Σ. 939). Архитектура Комплекс мон-ря занимает территорию ок. 17 тыс. кв. м, состоит из главного храма (кафоликона) Успения Пресв. Богородицы, 2 небольших церквей - Св. Креста и вмч. Пантелеимона, трапезной, монастырских келий, приемного зала (триклиния), на территории также имеется цистерна для сбора и хранения воды, Н.-М. окружен стеной. Все постройки были возведены в визант. эпоху, впосл. частично или полностью перестраивались. Архитектура и мозаики кафоликона представляют собой образец к-польского искусства эпохи Македонской династии. Кафоликон относится к т. н. островному варианту церквей с октагональным подкупольным пространством ( Krautheimer. 1965. P. 243), который отличается от материкового типа, представленного храмами мон-рей Осиос Лукас и Дафни. По мнению современных исследователей, ближайшей аналогией храму Н.-М. являются комплексы монастыря св. Георгия в Манганах (сер. XI в.; см. в ст. Большой дворец в Константинополе ), а также Килисе-джами в К-поле ( Ousterhout. 1992; Mango. Les monuments. 1976; Bouras. 1982).

http://pravenc.ru/text/2564792.html

В пригородной резиденции князя, в Боголюбове, при князе Андрее был создан замечательный архитектурный ансамбль, основные части которого — собор Рождества Пресвятой Богородицы и дворец — были соединены переходом. На площади перед собором, вымощенной каменными плитами, стоял киворий — сень над водосвятной чашей. Боголюбский храм во многом повторял архитектуру владимирского Успенского собора. В зодчестве Боголюбова нашло отражение почитание князем Андреем его небесного Покровителя, в честь которого он освятил надвратный храм боголюбовской резиденции. Интересно, что подобно апостолу Андрею Первозванному, путешествовавшему на север, князь Андрей также проделал в 1155 году переезд из Киева в северо-восточную Владимирскую Русь. Здесь же пребывала Боголюбская икона Богоматери. Удивительным образом при создании образа, написанного по повелению князя, в нем была отражена тема креста. Анализ доски иконы Богоматери Боголюбской показывает, что эта доска, подобно кресту Христову, была составлена из трех различных пород дерева: кедра, певка и кипариса. Боголюбский властитель особо чтил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, учрежденный в Русской Церкви в начале XII века, который стал близким и дорогим русскому человеку как выражение надежды на милостивное и скорое заступление Божией Матери. В установлении и распространении этого праздника с большой силой сказались духоносность и верность истинам Православия русского народа. В его основу положено историческое свидетельство о явлении Божией Матери блаженному Андрею во Влахернском храме. Традиционно учреждение праздника Покрова связывается с именем святого князя Андрея Боголюбского, особо чтившего этот праздник, тем более что есть определенное сходство между событием праздника Покрова и явлением Божией Матери святому князю Андрею при перенесении им из Киева чудотворного образа Богоматери, получившего именование Владимирского. Однако целесообразнее считать местом появления праздника Покрова на Руси стольный град Киев времени великого Киевского князя Владимира Мономаха. Можно предположить, что непосредственным местом возникновения праздника Покрова является Киево-Печерская обитель, духовно связанная со Вла­хернским храмом в Константинополе, где совершилось чудо Покрова. Церковь во Влахернах и ее святыни приобретают особое значение на Руси со времени основания Успенского храма в Киево-Печерском монастыре. Следующим этапом распространения праздника было его прославление святым благоверным князем Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальском княжестве.

http://pravmir.ru/blagovernyiy-knyaz-and...

Горе Афон. Здесь Н. К. принял участие в процессе против прота Св. Горы Нифона Скорпия (PLP, N 20683), к-рый был обвинен монахами мон-ря Хиландар в мессалианстве (см. ст. Мессалиане ). Процесс завершился оправданием Нифона, в исходе дела важную роль сыграл Н. К. ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 318-319; о процессах против прота Нифона Скорпия см.: Hinterberger M. Die Affäre um dem Mönch Niphon Skorpios und die Messalianismus-Vorwürfe gegen Kallistos I//Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV sec. bizantino/Ed. A. Rigo. Firenze, 2004. P. 227-232). По мнению Спитериса, довольно долгое пребывание среди афонских монахов имело определяющее воздействие на формирование духовности Н. К. и на развитие его богословской мысли ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 319). В 1349 г. вместе с Димитрием Кидонисом Н. К. намеревался последовать за имп. Иоанном Кантакузином на Св. Гору, где император собирался принять монашество, однако по неизвестной причине этот план не осуществился ( Cantacus. Hist. IV 16. Vol. 3. P. 107; Spiteris, Conticello. 2002. P. 319; ср.: Νλλας. 1968. Στ. 835). Спитерис ошибочно принял известие о том, что некий Николай Кавасила был включен в число кандидатов на Патриарший престол в 1353 г., после оставления кафедры патриархом свт. Каллистом I ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 319), как относящееся к Н. К., однако речь идет, очевидно, о дяде Н. К., в миру носившем то же имя (ср.: Ibid. Not. 34, где подобное предположение названо «недостаточно обоснованным»; о Ниле Кавасиле как об истинном кандидате из этого списка см.: Theophile (Kislas), hierom. Introd.// Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit. P., 2001. P. 51. Not. 62). В февр. 1354 г. Н. К. произнес речь в честь венчания на царство (как соправителя) Матфея Кантакузина , старшего сына имп. Иоанна VI; в том же году Иоанн Кантакузин отрекся от престола, принял монашество и поступил в мон-рь св. Георгия в Манганах (см. в ст. Большой дворец в Константинополе ), что знаменовало завершение деятельности Н.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Последний период расцвета Б. д. связан с правлением династии Комнинов (1081-1185). Имп. Алексей I в кон. XI в. начал активное строительство в дворцовом комплексе во Влахернах, однако и он, и его наследники в XII в. продолжали использовать Б. д. как офиц. резиденцию. Старый Лавсиак был перестроен имп. Мануилом I Комнином и переименован в Мануилов триклин. Кроме того, был построен особый комплекс, оформленный в оригинальном вост. стиле, получивший название «персидский дом» (περσικς δμος). К кон. XII в. Б. д. начинает пустеть; в нек-рых местах дворцового района возникают свалки. Имп. Исаак II Ангел (1185-1195) использует строительный материал из старых зданий Б. д. для возведения в столице новой ц. св. Михаила, в т. ч. снимает бронзовые ворота Халка и часть украшений с Неа-Экклесиа и ц. св. Георгия в Манганах (Nik. Chon. P. 580-582). В апр. 1204 г., после захвата К-поля рыцарями 4-го крестового похода, район Б. д. был занят и разграблен отрядом Бонифация Монферратского, одного из предводителей крестоносцев. В период Латинской империи (1204-1261) Б. д. использовался лишь частично, наряду с дворцом во Влахернах. Большое значение у латинян приобрели ц. Богородицы Фара и мон-рь св. Георгия в Манганах. После освобождения К-поля, в эпоху Палеологов, Б. д. полностью опустел и в дальнейшем разрушался или разбирался для строительства новых зданий в столице; подвалы использовались как тюрьма. Уже в 1289 г. во время бури рухнул триклин Юстиниана II , однако часть церквей с уцелевшими реликвиями и святынями продолжала действовать до сер. XV в. Сохранял свое значение лишь комплекс в Манганах: еще в нач. XV в. мон-рь был богато украшен мрамором и мозаикой, здесь содержались различные реликвии, привлекавшие множество паломников, была широко известна дворцовая б-ка. Есть сведения о ремонтных работах и, возможно, нек-рых перестройках, проводившихся в Манганах при имп. Иоанне VIII Палеологе (1425-1448). После завоевания К-поля турками в 1453 г. район Б. д. превратился в жилые кварталы, где были построены многочисленные частные дома, мечети и улицы без всякого учета прежней планировки комплекса; при многочисленных строительных работах Б. д. продолжал разбираться. Ок. 1490 г. остатки дворца, как и частные дома, сильно пострадали в результате взрыва расположенного рядом арсенала. В 1609-1617 гг. в районе местоположения прежнего дворца Дафна и ц. св. Стефана после сноса частной застройки была возведена мечеть султана Ахмета I - Ахмедие (Голубая мечеть). В 70-х гг. XIX в. вдоль всего берега Мраморного м. и Босфора была построена железная дорога, в результате чего особенно сильно пострадали прибрежные комплексы Вуколеон и Манганы.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Свято-Андреевский русский скит (Сераион, греч. νδρου ποστλου οτη, Σεργιου), находящийся в ведении греческого монастыря Ватопед, расположен на восточном склоне Святой Горы, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). На этом месте с X в. стояла келлия во имя прп. Антония Великого , а затем до XV в. – Ксикский монастырь, принадлежавший Ватопедскому монастырю. Во второй половине XVII в. келлия была перестроена для Константинопольского патриарха свт. Афанасия III (Пателлария), вышедшего на покой в 1652 г. В 1766 г. Константинопольский патриарх Серафим построил на этом месте новое трехэтажное здание келлии, получившее название «Серай» (красивый дворец), с храмом в виде башни: с нижней церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы и верхней – во имя ап. Андрея Первозванного. После смерти патриарха Серафима в 1775 г. Серайская келлия постепенно пришла в ветхость. В 1841 г. ее приобрели у монастыря Ватопед русские иеросхимонахи Виссарион и Варсонофий, вокруг которых начало собираться русское братство. В 1849 г. келлия получила статус скита. В дальнейшем было построено несколько храмов и братских корпусов, каменный водопровод. В 1860 г. открылось подворье в Константинополе, затем – в Одессе (1874), в С.-Петербурге (1878) и Ростове-на-Дону (1881). В 1867 г. Великим князем Алексеем Александровичем в скиту был заложен собор во имя апостола Андрея Первозванного в память чудесного спасения императора Александра II в Париже. В 1879 г. Ватопед подписал новый акт, дополнявший акт 1849 г., по которому скит признавался русским Свято-Андреевским общежительным скитом с правом иметь печать с этим названием и увеличить число братии до 150 человек и более, если позволят средства (по переписи 1885 г. в скиту уже проживало 150 монахов и 18 послушников). Главный собор скита – в честь ап. Андрея Первозванного (см. далее). На колокольне собора размещалось 20 колоколов, из которых самый большой и лучший на Афоне по чистоте и силе звука колокол, в 333 пуда и 33 фунта, был подарен обители Императрицей Марией Александровной в 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010