С 70-х гг. VI в. центром офиц. придворной жизни стал Хрисотриклин - тронный зал Б. д., построенный возле дворца Дафна по типу октагонального купольного храма (церковный престол был заменен имп. троном). Возведение такого здания для императоров означало определенный разрыв с традицией Римской империи, где для ритуально-политических целей использовались здания типа базилики. Хрисотриклин стал одним из богатейших зданий дворца и всего К-поля, его интерьер был украшен мозаикой, в конхе апсиды над имп. троном помещалось изображение Христа на престоле. В зале находились изысканная мебель, в т. ч. пентапиргий, специальный резной «стенд» в виде 5 башен для имп. регалий и различных сосудов, служивших украшением, неск. столов для торжественных приемов, главный, золотой или серебряный с позолотой, предназначался для императора и стоял отдельно от др. Важнейшей сферой придворной жизни Византии был имп. церемониал - сложная система офиц. торжественных приемов и шествий, большая часть к-рых проводилась в Б. д. История и эволюция визант. придворного церемониала от античной империи к христ. царству остается неразрешенной исследовательской проблемой. Считается, что его общие принципы сложились в VI в., в эпоху имп. Юстиниана Великого, и затем прошли в своем развитии неск. этапов, но в документах они зафиксированы лишь фрагментарно. Наиболее полные сведения о церемониале находятся в трактате «О церемониях византийского двора», созданном в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном и отражающем в основном состояние традиции в 1-й пол. X в. (хотя отдельные разделы восходят к VI-VII вв.). Можно предполагать, что позднее, в XII в., церемониал неск. видоизменялся, упрощался и даже пришел в упадок, поскольку его исполнение требовало постоянного присутствия императора в Б. д., что к тому времени было невозможно. В X в. в Хрисотриклине проводились ежедневные утренние и вечерние приемы ближайших придворных и гос. чинов империи (De cer. I 1-2). Утренний прием длился с 6 до 9 ч. утра, вечерний - с 3 до 6 ч.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Залы дворца отличались роскошным декором, в системе которого большую роль играли мозаики, покрывавшие собой полы. Первые композиции стали известны благодаря археологическим раскопкам, которые начали здесь проводиться в конце 1930-х годов. Примерно в том месте, где когда-то, как можно судить по письменным источникам, находилось помещение дворца, предназначенное для приемов и называемое Хризотриклинием (Золотой зал), были обнаружены мозаики с изображением на белом фоне животных, сцен битв, происходящих на ипподроме, играющих мальчиков. Фигуры, собранные в несколько групп, не образовывали единой композиции, их объединяло только обрамление, состоящее из изображений фруктов, птиц, животных. В передаче пропорций фигур, их движения явно чувствуется работа художника по натуре. Темы же близки к напольным мозаикам позднеантичного времени в Северной Африке, Италии, Сирии, хотя и отличаются от них превосходной, очень тонкой техникой исполнения. По вопросу о датировке мозаик ведутся споры, однако большинство специалистов склонны их относить к середине VI века. Мозаика пола. VI в. Большой дворец в Константинополе Мозаики собора св. Софии, созданные при Юстиниане, были уничтожены в иконоборческий период (726–843). Сейчас мы можем только предполагать, что многие композиции носили чисто декоративный характер. На стенах храма, кроме того, были расположены медальоны с погрудными изображениями святых, замененные при иконоборцах крестами. Как можно судить по современным мозаикам в Равенне, Салониках, на Синае и Кипре, в систему декора собора св. Софии были включены и библейские сцены. После землетрясения в 558 году в апсиде храма были помещены серебряные рельефы с изображением Христа, Богоматери, ангелов и пророков. Если мозаики константинопольских храмов времени Юстиниана не сохранились, то гораздо более счастливая судьба постигла декор церквей Равенны. Здесь работали лучшие артели византийских мозаичистов, в том числе из Константинополя. Церковь , посвященная популярному в Равенне святому – мученику Виталию, была освящена епископом Максимианом в 547 году. Изображение на стенах ее апсиды Юстиниана и его супруги Феодоры служит несомненным доказательством того, что она строилась на средства самого императора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но во всяком случае позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев». В глубине одного из зданий комплекса был сооружен Мистерион, обладавший необыкновенным акустическим эффектом: слово, тихо произнесенное в одном углу, было хорошо слышно в другом. В центре открытого двора Сигмы был расположен бронзовый фиал (чаша для возлияний), отделанный серебром. Здесь же находились мраморные трибуны, бассейн и фонтан с обильными струями из львиных пастей. В дни многочисленных праздников в этой части дворца устраивались представления, после которых присутствующих (сановников, димархов, представителей горожан, венетов и прасинов) угощали. Никифор II Фока (963969) обнес Большой дворец прочной стеной. После завоевания Византии турками-османами в 1453 г. Большой императорский дворец стал резиденцией турецкого султана. Буколеон (Вуколеон) – дворец, построенный в VVIII вв. в Константинополе на месте ранних дворцовых корпусов на берегу Мраморного моря. Свое название получил по скульптурной группе быка и льва, урашавших его. Буколеон находился рядом с Большим императорским дворцом и с церковью Сергия и Вакха и примыкал к городской стене, возвышаясь над ней. Центральный зал, перекрытый куполом, напоминал древнегреческий жилой дом. Дворец имел собственную пристань с монументальной, облицованной мрамором лестницей, которая вела в главные дворцовые помещения верхнего этажа. Сохранились остатки морских ворот, верхнего этажа и маяка, находившегося недалеко от дворца. Варда – византийский кесарь, дядя императора Михаила III (842865/867). Находясь у власти с 855 по 865/867 г., он выражал интересы провинциальной аристократии и высших военных командиров. Правительство Варды сместило престарелого патриарха Игнатия (858 г.), поставив на его место талантливого дипломата и ученого Фотия, что вызвало сопротивление столичного монашества и чиновничества из окружения вдовствующей императрицы Феодоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

гробницей. С нек-рой долей достоверности можно говорить о том, что Константин основал в К. также церкви св. Мокия и арх. Михаила в Анапле (в окрестностях К.; Georg. Mon. Chron. P. 501). Колонна Константина на форуме Константина (пл. Чемберлиташ). 328 г. Фотография. 1912 г. Колонна Константина на форуме Константина (пл. Чемберлиташ). 328 г. Фотография. 1912 г. Вост. часть Августеона оформлялась комплексом зданий сената (синклита) и дворца Магнавра (Μαγναρα), на территорию к-рого вели парадные ворота Халка (Χλκη) в юж. углу площади (см. Большой дворец в Константинополе ). Дворец возводился на основе ранее находившихся здесь апартаментов наместника провинции Европа и со временем вырос в чрезвычайно обширный комплекс имп. Большого дворца, к-рый занял большую часть городского района к югу и востоку от Св. Софии, Августеона и ипподрома (византийцы считали, в целом справедливо, что дворец по размерам был лишь немногим меньше Палатинского дворца в Риме). Рядом, в вост. части площади, Константин установил невысокую порфировую колонну со статуей своей матери св. Елены ( Ioan. Malal. Chron. P. 321). В 390 г. имп. Феодосий I воздвиг на площади колонну со своей серебряной статуей ( Marcell. Comit. Chron. AD 390). Также к востоку от Св. Софии постепенно складывался комплекс резиденции столичного архиепископа, позднее - патриарший дворец. Юж. границу пл. Августеон формировали термы Зевксиппа и парадный сев. вход на городской ипподром. Все эти сооружения были существенно расширены и украшены по планам Константина. Так, по его приказу в здании ипподрома был устроен храм Диоскуров, а в его портиках и на разделительном барьере стадиона устанавливались статуи античных божеств, конфискованные из различных языческих храмов империи, в т. ч. треножник оракула Аполлона, привезенный из Дельф ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 16; Zosim. Hist. II 31; Ioan. Malal. Chron. P. 319-320). В термах Зевксиппа был организован музей бронзовых статуй и др. ценных произведений искусства ( Ioan. Malal. Chron. P.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Лучше покинем это место позора древней Византии, где мучили пленных, рвали внутренности у павших императоров, где дикие битвы партий устилали землю и загружали рвы десятками тысяч трупов, где совершилось кровавое избиение янычар, – и пройдём дальше. Вид на храм Св. Ирины и старый Сераль Храм Св. Ирины Рис. 6. Мраморная купель во дворе Оттоманского музея Рис. 7. Площадь Ипподрома Саркофаг «Александра Великого» в Оттоманском музее Подножие Феодосийского обелиска на Ипподроме Сбоку госпиталя, имеющего вид руины и поместившегося над развалинами большой цистерны, по глухим переулкам, где всё носит следы постоянных пожаров, – направляясь по солнцу вы выйдете скоро на край холма. Нет нужды и нельзя указать точно, куда идти: в направлении улиц здесь замечается уже тот хаос, который царит в Стамбуле, и все планы передают его условно – с каждым годом оно меняется. Но тут везде выйдешь, куда следует: ведёт, так сказать, природа местности. Слева находится грандиозная руина цистерны, поднявшейся здесь аркадами; над обрывом справа – мечеть Мехмеда-паши и улицу, уходящую вдаль по склону понизившегося холма, над берегом. Перед вами обрыв к морю, беспорядочно застроенный, и тонущие в голубом контуры Принцевых островов на сверкающей поверхности Мраморного моря. Вся эта местность называлась в древность Букалеон (от латинского bucca leonis) и также назывался построенный здесь дворец с гаванью и пристанью, которую думают видеть в нынешней Катерга-Лимани – обширной низине у берега. От самого дворца уцелели лишь аркады около стен, и, судя по ним, это был скорее укрепленный замок, чем дворец в собственном смысле. Громадный дворец исчез, разрушены и всевозможные портики здесь тянувшиеся и украшавшие Константинополь с моря. Не найдёшь и места многих церквей и той церкви Св. Георгия, где «святый, поп Русин, лежит в теле, велик человек: той бо Леонтей трижды в Иерусалим пеший ходил», – как о том свидетельствует Антоний: место, вероятно, занятое этими жалкими мечетями, которые видишь вокруг, или даже банями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Сей царь строил для себя большой и прекрасный дворец, который хотел назвать своим именем. По близости от того дворца находился храм, воздвигнутый во имя Пресвятой Богородицы; храм сей назывался митрополичьим. Так как одну из стен дворца, строившегося по приказанию императора Юстиниана, нужно было вести мимо упомянутого храма, то император задумал разрушить его, дабы храм не был помехой воздвигаемому дворцу, тем более, что именно на том самом месте должны были быть построены ступени и крыльцо перед входом во дворец. Император приказал патриарху преподать молитву благословения для разборки упомянутого храма. Но патриарх воспротивился царю, сказав: — Я не имею молитвы на разорение храма; напротив того, у меня есть молитвы на основание и созидание храма, ибо Бог сотворил мир для бытия, а не для разрушения. Тогда посланники царя начали с силою упрашивать патриарха и даже принуждать его исполнить повеление императора. Он же, прослезившись, воскликнул: — Слава Тебе, Христе, терпящему всё! И тотчас храм разрушился. Спустя непродолжительное время, по праведному суду Божию, и самого царя постигло разорение: ибо он был с бесчестием изгнан из своего царства, а выстроенный им дворец стал жилищем других. Совершилось всё это таким образом. Когда император узнал, что жители Константинополя ропщут на него, так как не любили его за частые притеснения и за беззаконную жизнь его, и услышал, что в городе все дурно отзываются о нем, то преисполнился гнева и ярости на весь город; потом приказал патрицию [ 3 ] и воеводе Стефану, мужу жестокому, без милосердия проливавшему кровь человеческую, родом персу, скрытно от всех приготовить вооруженных воинов и в ближайшую ночь неожиданно напасть на благороднейших граждан и умертвить их всех без пощады. В то время в Константинополе проживал воевода Леонтий, подвизавшийся на Востоке. Сей воевода не один раз выказывал большую храбрость на войне и победил много полков неприятельских; но вместо почести и похвалы был заключен царем на три года в темницу. В это время он только что был освобожден от темничного заключения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Храм был восстановлен Исидором Младшим, племянником Исидора из Милета. При реконструкции храма столпы были укреплены, большие подпружные арки были сведены заново, причем боковые были чуть расширены к центру, а высоту купола пришлось увеличить на 20 футов, чтобы сделать его более прочным, пусть и менее красивым 25 . Восстановленный храм был освящен 24 декабря 562 г. Через несколько дней на празднике в честь этого события свой экфрасис произнес Павел Силенциарий 26 . Св. София после Юстиниана I К юго-западу от храма во второй половине VI в. был выстроен патриарший дворец 27 . От него частично сохранился парадный зал (у турецких умывальников), а также так называемый малый баптистерий – вероятно, изначально еще один приемный зал дворца 28 . Дворец был соединен с церковью двухъярусным переходом. Он был устроен, вероятно, при Юстине II (565–578), украшен мозаиками в вв. и частично сохранился по сей день 29 . На втором его ярусе находится так называемый секретон (или Большой секретон) – зал над южным вестибюлем нартекса, предназначавшийся для закрытых патриарших собраний. В VII в., при патриархе Фоме, дворец был расширен, эти части стали называться Фомаитами 30 . Новая конструкция купола оказалась достаточно устойчивой, так что он, с несколькими ремонтами, существует и по сей день. По мнению У. Пешлова, Св. София пострадала от землетрясения 740 г., как и соседняя Св. Ирина, однако точно места повреждения выявить не удается. Ничего не известно и об изменениях в храме в эпоху иконоборчества, но, вероятно, были удалены изображения Христа и святых с престола и алтарной преграды. Император Феофил (829–842) сделал бронзовые врата со своими монограммами для южного входа в нартекс церкви 31 . Следующие повреждения Св. Софии нанес пожар 859 г. В 865 г. венецианский дож Орсо I подарил церкви девять (или двенадцать) колоколов, для которых, возможно, была построена звонница над западным фасадом 32 . 9 января 869 г. землетрясение повредило западную подпружную арку, которую восстановил Василий I 33 . Весной 912 г. загорелись свечные лавки у Св. Софии, но пожар нанес урон больше патриаршему дворцу, чем церкви 34 . Сильное землетрясение 25 октября 989 г. обрушило западную подпружную арку и западную часть купола. Они были восстановлены под руководством армянского архитектора Трдата, который также укрепил храм контрфорсами 35 . Обновленный и украшенный новыми мозаиками храм был открыт 13 мая 994 г. 36

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта греческая святыня имеет столь поучительную обстановку, что о ней стоит сказать несколько слов. Однако же, и здесь древняя Византия оставила нам чудные уголки. Один из них можно особенно рекомендовать любознательным путешественникам: он носит название Токлу-деде-Меджиди и находится близ ворот Айван-Серай-Капу. Первое имя упоминает святой источник преп. Фёклы, второе же указывает на древние ворота, ведшие некогда в купольный дворец (айван – купол; серай – дворец; капу – ворота). Этот уголок Византии, в буквальном и переносном смысле, легко отыскать с помощью уличных мальчишек квартала. Их же кстати здесь очень много, так как местность близка к берегу Золотого Рога, месту их промыслов. Квартал и чище и живее, и не редкость в этих закоулках встретить домики, более убранные и даже нарядные; паши избрали эту окраину для своих дачек; тут же недалеко Эюб с любимыми прогулками мусульман. Вы встретите в переулке маленькую церковь Св. Фёклы, превращённую в тэккие дервишей и теперь уже опустелую, запущенную. Затем, повернув раза два-три, подойдёте к мусульманским воротам монастыря и даже не заметите стены, которая вся замаскирована налепившимися с этой стороны на неё домишками. Но когда затем войдёте в эти ворота и вступите во двор, вымощенный и наполненный надгробными памятниками, вы будете так же поражены, как если бы сами открыли среди хлама нечто очень редкое и художественное. Представьте себе в яркий солнечный день обширную площадь, заключённую между высоких стен и колоссальных башен по углам, поросшую вековыми деревьями, со стенами, полузакрытыми плющем. Башни и стены внизу погружены в лиловый мрак, играют наверху золотисто-розовыми тонами, и на их фоне переливаются чудные краски сверкающей на солнце зелени, а несколько кипарисов разделяют эту блестящую поверхность, как громадные столбы. Во всякое время здесь полная пустыня и уединение, никто не приходит к священному источнику. Но место это, помимо своей красоты и живописности, играет ещё роль в истории Византии и отчасти нашей. Анна Комнин рассказывает, что ее предок Исаак Комнин, в 1058 году, возвращаясь после победы над печенегами, остановился станом у подошвы горы Ловитц; 24-сентября, в день Св. Фёклы, погода была ужасная: шёл разом дождь и снег, и ударом молнии повалило большой дуб, под которым было укрылся сначала император. В память своего спасения и поставил Исаак церковь Св. Фёклы, близ самых ворот, где он въехал домой, в столицу и вместе в свой дворец, так как Влахернский дворец доходил почти до этого места. Стены же, окружающие его, построены: внутренние – Ираклием, внешние – Львом Армянином. Во внешних стенах и теперь можно видеть верхние косяки ворот, заложенных и доверху заваленных. Были ли это ворота Кинегиона, которыми выезжали императоры на охоту, или другие – не всё ли равно, если сообразить, что во всяком случае, это был именно доступ для всех северных пришельцев в Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

134 Пселл имеет в виду, видимо, церемонии ежедневного приема императором должностных лиц, право участвовать в которых он получил. Эти торжественные церемонии ему представляются таинством. 135 Большой императорский дворец представлял собой комплекс различных зданий и построек, соединенных между собой и окруженных галереями, портиками и т. п. Трудно сказать, что имеет в виду Пселл под «внешней галереей» (e exo stoa). 136 О разрушении домов царских родичей сообщает и Атталиат, который при этом добавляет, что народ забрал богатство, «нажитое на слезах и страданиях бедняков» (Аттал., 15). 139 Феодора была по настоянию Зои пострижена в монахини Петрийского монастыря еще при Романе III. Совершая эту акцию, Зоя, по сообщению Скилицы (Скил., 385), желала обезопасить себя от заговоров. Вокруг Феодоры группировалась недовольная знать. Дальнейшие рассуждения Пселла о «смирении» Феодоры – явное преувеличение. 140 После возмущения на площади (см. выше, прим. 15) часть народа бросилась в церковь св. Софии, где находились патриарх Алексей и некоторые из синклитиков. По их совету толпа доставила в храм Феодору, которая тут же и была провозглашена царицей (вечер 20 апреля). Во главе толпы находился патрикий Константин Кавасила. 141 Студийский монастырь Иоанна Крестителя был расположен на берегу Пропонтиды в самой юго-западной части города. От Большого дворца по прямой до него более 4 км. Царь и новелисим Константин бежали в монастырь утром 21 апреля. О том, что толпа ворвалась во дворец и разграбила его, Пселл умалчивает. 145 То, что инициатива ослепления свергнутого царя исходила от Феодоры, подтверждается также и сообщением Скилицы (Скил., 420). 146 Экзекуцию над бывшим императором и его дядей совершил отряд под командованием нового эпарха города в месте под названием Сигма. «Недостойное» поведение Михаила засвидетельствовано также Скилицей. 148 По сообщению Скилицы (Скил., 420), встреча сестер состоялась еще до ослепления Михаила. Зоя пыталась оттеснить Феодору от власти и согласилась на совместное правление только по настоянию толпы. Таким образом закончилось это необычное для Константинополя XI в. восстание. Несмотря на короткую продолжительность, оно имело большой размах (3 тыс. убитых, по Скилице) и широкий социальный состав участников. Восстание обладало всеми характерными чертами средневековых городских бунтов: народ выступает вначале под династическими лозунгами, настроение толпы быстро меняется, в ходе восстания находят выход социальные страсти и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Богомильство – принявшее форму религиозной ереси, возникло в Византии в XII веке и распространилось преимущественно в церковной и монастырской среде (епископы Климент и Лев, монах Нифонт и др.). Веря в Иисуса Христа как космическое существо, богомилы отвергали «земной», видимый мир и общество, разделенное на классы, видя в них порождение злого духа – Сатаны. Поэтому они отказывались трудиться на богатых. Богомилы жили братствами, во главе которых стояли старейшины, имевшие трех помощников. Несколько братств составляли общину (« церковь »), возглавленную «папой». Выделялось три категории богомилов в зависимости от их обязанностей в общине и от их имущественного положения: совершенные, отказавшиеся от имущества в пользу общины, верующие и слушатели, сохранившие своё имущество и обрабатывавшие свою и общинную землю. Совершенные занимали более высокое положение в общине и руководили верующими и слушателями. Главными центрами богомильских общин были Константинополь, Фессалоники и болгарские города Тырново, София. Большим авторитетом в Константинополе пользовался ересиарх Василий, имевший 12 помощников – апостолов. Ок. 1111 г. он был сожжен на ипподроме, а его последователи были брошены в тюрьму. Богомилы принимали активное участие в народно-освободительных движениях в бывшем Болгарском царстве. Учение богомилов оказало влияние на формирование западноевропейских ересей – катаров и альбигойцев. Большой Императорский дворец – в Константинополе, выходивший на площадь Августеон, был построен при императоре Константине I (272337), но достраивался и перестраивался на протяжении нескольких веков. Согласно Евсевию Памфилу («Жизнеописание Константина I», IV в.), над входом во дворец была помещена написанная «цветными красками» картина: на ней Константин I низвергал в бездну дракона – олицетворение «безбожников», преследовавших « церковь божию». Над головой императора находилось «спасительное знамение», силою которого был низвергнут в «морские бездны» «тайный враг рода человеческого».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010