Прежде чем перейти к этому, следует бросить общий взгляд на состояние византийской архитектуры XI–XII веков. В самом Константинополе по-прежнему велось широкое строительство. Император Мануил Комнин в 1150 году построил новый дворец – Влахернский, расположив его вдали от Большого, там, где городские стены спускались к заливу Золотой Рог. Новый дворец находился рядом с храмом Богоматери Влахернской, в котором в качестве основной реликвии хранились ее ризы. Дворец был большой и роскошно декорированный. Именно здесь располагались покои императора Исаака Ангела, когда в 1204 году латиняне вступили в столицу. Их поразило богатое украшение комнат дворца, многочисленные шелковые завесы, блюда и нарядные одежды придворных. Латиняне обосновались здесь, но когда через шестьдесят лет они вынуждены были его покинуть, он, грязный и полуразрушенный, стал уже непригоден для резиденции вернувшихся в столицу византийских императоров. Церковь Капникарея в Афинах. XI в. В XI веке особое значение приобретает строительство монастырей. На полуострове Халкидика, на Афоне, еще в IX веке возникли монастыри. Роль Афона с течением лет все более увеличивается. Возникают один за другим новые монастыри. В них принят Студийский устав, определяющий своими строгими правилами поведение монахов. Одним из самых значительных центров византийской культуры стал основанный в 1088 году императорами монастырь Иоанна Богослова на острове Патмосе, где была большая библиотека со скрипторием. В Константинополе каждый из патриархов, сменяя другого на престоле, строил монастырь, который он поддерживал в течение всей своей жизни. Так, Михаил Керуларий учредил монастырь своего патрона, архангела Михаила, в константинопольском предместье. Константин Лихуд – церковь и монастырь Богоматери. Иоанн Ксифилин – монастырь Аргурия по ту сторону Золотого Рога. В XI веке были выработаны основные принципы широко развившегося монастырского зодчества. Монастырь представлял собой всегда комплекс построек, обнесенных крепостными стенами и башнями. В середине двора, окруженного кельями, обычно располагался храм – католикон. Здесь же – постройки утилитарного назначения, в том числе трапезная, больница, библиотека и другие сооружения, которые особенно часто перестраивались и изменяли свой облик. Очертания стен монастыря образовывали в плане многоугольник, конфигурация которого тесно связывалась с рельефом местности. Монастырские постройки дополняли пейзаж, как бы входя в композицию высоких гор, среди которых, вдали от мирской жизни, они были часто расположены.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Но это давно известно. А то, что стало известно буквально только что: в северо-восточной части Святой Софии в 2008 году открыли лестницу, в связи с этим сняли побелку со стен и увидели всякие удивительные вещи. Во-первых, открылось несколько фресок, во-вторых, внизу нашлось помещение, которое многократно описано Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей». В этом помещении выложен круг из порфира – камня, который добывали в Африке до 5 века. Это был так называемый омфал (то есть пуп), где должен был в страстную субботу стоять император, а потом обходить это помещение по коридору святого Николая вокруг апсиды с севера на юг. Это пространство оказалось исследовано только в прошлом году. Или другая вещь. Святая София гораздо позднее после постройки была окружена со всех сторон контрфорсами – мощными подпорными стенами, которые, во-первых, спасали здание от землетрясений, а во-вторых, когда с течением веков колонны и стены стали разъезжаться и вываливаться под давлением купола, останавливали разваливание. И вот, выяснилось, что юго-западный контрфорс не сплошной. И у него наверху, в капелле, ученые нашли редкие фрески, доселе неизвестные. Большой дворец Большой дворец, священный дворец византийских императоров, находился на берегу Босфора и занимал огромный квартал. Он был похож скорее на запретный город китайских императоров в Пекине, нежели на Версаль. Это множество зданий с огромным количеством павильонов, коридоров, спортивных площадок, садов, церквей, бассейнов. В последние десятилетия группа итальянских ученых занимается попытками раскопок в этом квартале. Но  раскопками этом можно назвать лишь условно. Большой дворец развалился еще в византийские времена, поскольку император и двор переехали во Влахернский дворец на окраине города. Уже в XIV веке, как пишет один историк, он функционирует исключительно как отхожее место. В османское время этот квартал был застроен. В 1912 году на этом месте случился пожар, который разрушил все, что построили турки и обнажил основания большого дворца. Кстати, первым на пепелище прибежал секретарь русского археологического института Константинополя Борис Панченко. Он сфотографировал открывшиеся руины. Потом началась война, русский институт закрылся, и фотографии были опубликованы лишь два года назад.

http://bogoslov.ru/article/1976000

Развитие Б. д. в V-VI вв. было, как правило, связано со строительством новых зданий и комплексов на юго-западе от этого первоначального ядра; со временем большее значение приобрела юго-зап. часть комплекса. На юго-западе от Дельфиака возник ряд парадных помещений: Консисторий, Августеон, Оноподион и Триклин аккувитов. За ними располагался дворец Дафна - центральная часть юго-зап. комплекса, к-рый переходами соединялся с кафисмой - имп. ложей ипподрома. Позади дворца Дафна, на юго-западе от него, первоначально также находились жилые покои имп. семьи, а еще далее большую часть территории прибрежного склона занимал циканистирион (τζυκανιστριον) - площадка для игры в поло, сооруженная при имп. Феодосии II в 1-й пол. V в. В эту же эпоху развитие Б. д. в юго-зап. направлении достигло своего предела: возле берега Мраморного м. были построены парадная гавань и примыкавший к ней дворец Вуколеон (дворец «быко-льва», назван по украшавшей его с IX в. фантастической скульптуре). Сестра Феодосия II Пульхерия в 20-х гг. V в. построила при дворце Дафна ц. св. архидиак. Стефана с приделами во имя св. Троицы и Пресв. Богородицы в Дафне ( Theoph. Chron. P. 86-87). До сер. IX в. церковь считалась главным дворцовым храмом. Б. д. сильно пострадал в 532 г. при большом пожаре во время восстания «Ника!» в К-поле. После этого велись обширные восстановительные работы; наряду с собором Св. Софии были перестроены Халка, палаты дворцовой стражи на пл. Трибунала и частично сам дворец Магнавра ( Procopius. De aedificiis. I 10, 12-15). В кон. 60-х гг. VI в. при имп. Юстине II рядом с дворцом Дафна был возведен новый тронный зал - Хрисотриклин (Χρυσοτρκλινος), предназначенный для ежедневных и праздничных приемов, переговоров с послами и др. офиц. церемоний. Он представлял собой вписанное в сложную систему дворов, переходов и помещений отдельное здание, октагональное в плане и увенчанное куполом ( Leo Grammaticus. 1842. P. 132, 137-138), во многом схожее с капеллой имп. Карла Великого в Ахене, нач. IX в. В дек. 574 г. в Хрисотриклине был провозглашен императором племянник Юстина II Тиверий, ставший его соправителем, а позднее и полноправным властителем империи. При Хрисотриклине к кон. VI в. возникли новые жилые здания для имп. семьи и дворцовых служащих, и с этого времени наиболее интенсивная жизнь Б. д. происходит здесь.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Новый период значительного обновления Б. д. связан с восстановлением иконопочитания и началом правления в Византии во 2-й пол. IX в. Македонской династии. После отказа от иконоборческой идеологии были развернуты обширные работы по украшению интерьеров Б. д. произведениями монументального искусства с новыми иконографическими программами. При имп. Михаиле III старый дворец Магнавра, видимо, почти не использовавшийся, был отдан для размещения вновь открывшегося К-польского ун-та. При имп. Василии I Македонянине в 876 г. на месте циканистириона была построена новая большая пятикупольная церковь, посвященная Богородице, известная как Неа-Экклесиа (Новая ц.- Theoph. Contin. P. 321-331). Храм стал образцом христ. зодчества и монументального искусства средневизант. эпохи (IX-XII вв.). Территория Б. д. была дополнительно расширена на юг, к берегу моря, и здесь были сооружены новые конюшни и площадка для поло. Возле Халки (вероятно, рядом со старым сенатом) было построено новое здание суда, в к-ром кроме различных органов юстиции содержались и сами осужденные ( Kedren. T. 2. P. 204). При имп. Льве VI на рубеже IX-X вв. при ц. Богородицы Фара был построен еще один маленький храм св. Димитрия Солунского. В X в. при имп. Константине VII Багрянородном в зале Камилас, построенном Феофилом, была организована дворцовая б-ка ( Theoph. Contin. P. 145), проводились различные реконструкции и переделки зданий. Имп. Никифор II Фока ок. 967 г. провел реконструкцию Вуколеона, укрепив этот комплекс стенами и башнями, в результате чего античный дворец получил облик средневек. замка ( Theoph. Contin. P. 447; Leo Diaconus. P. 64). При имп. Константине IX Мономахе в 40-х гг. XI в. возник крупный дворцовый комплекс Манганы, расположенный на берегу Босфора, на востоке от дворца Магнавра и собора Св. Софии отделенный обширными садами. Кроме дворца в него входили странноприимный дом и мон-рь св. Георгия Победоносца ( Psellus. Chronographia/Ed. E. Renauld. P., 1926-1928. Vol 2. P. 185-186; Kedren. T. 2. P. 608-609; Attaliates. 47-48; Zonara. Annales. Vol. 2. P. 178, 181).

http://pravenc.ru/text/149715.html

– А это, – спрашиваем мы его, – прямо по дороге что за здание? – Греческий монастырь. Мы сейчас остановимся у него поить лошадей. Действительно, вскоре наша возница подъехала к источнику воды. Мы вышли из коляски и направились к монастырю, связанному с памятью пророка Илии. За монастырской оградою виднелся большой масличный сад. По преданию, здесь отдыхал строгий пророк, когда он бежал от израильского царя Ахава. Один из встретивших нас греческих монахов прочитал в церкви краткую молитву и дал нам поцеловать крест, причем, показывая на блюдо, очень понятно сказал по-русски: – Давай! давай!.. За особую плату монахи записали наши имена для поминовения и одарили нас четками из масличных косточек и бумажными образками российского изделия. Следующая остановка была у каменного памятника Рахили с белым куполом. Эта «одинокая гробница вниманье путника зовет» своею печальною историей. Здесь умирает мать при рождении ребенка; здесь же, через девятнадцать веков, она плачет и рыдает, когда убивают ее детей ( Матф. 2: 18 ). Вскоре мы прибыли на распутие трех дорог: вправо шла дорога в Бет-Джалу, влево – в Вифлеем, а прямо – в Хеврон. Мы решили посетить место рождения Христова на обратном пути в Иерусалим, а потому поехали прямо к городу ветхозаветных патриархов. Да и приличествует сперва побывать у святых праотец, а потом уже на месте рождения Сына Авраамова ( Матф. 1: 1 ), как и православная церковь перед праздником Рождества Христова сперва вспоминает Авраама, Исаака, Иакова и других прародителей Спасителя мира. За Вифлеемом возвышалась вершина Джебель-Фуредис, царившая над соседними горами. Иосиф Флавий говорит, что на верху этой горы Ирод Великий построил себе дворец и город Herodia. Будто бы здесь он и погребен был. Замечательно, какое сочетание двух противоположностей на пространстве каких-нибудь шести-семи верст! С одной стороны, пышный дворец Ирода Великого на одной из гордых вершин Иудеи; с другой – смиренные ясли Христа Спасителя в подземной пещере Вифлеема! Предполагают, что гора Фуредис есть потухший кратер вулкана. В таком случае в своем «вознесшемся до неба» ( Матф. 2: 23 ) Иродиуме Ирод Великий мог бы сказать в прямом и переносном смысле известную классическую фразу: Nous dansons sur le volcan (мы танцуем на вулкане).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году [т. е. четвертом] скончалась сестра царя, царица Александра монахиня, и похоронили ее в Вознесенском монастыре внутри Москвы с прочими великими княгинями и царицами. Она после смерти мужа ее прожила четыре года. В [память] этой царицы Александры монахини царь Борис роздал большую милостыню архиереям, священникам и во все монастыри не только в Москве и в России, но в Константинополь, и в Александрию, и в Антиохию, и в Иерусалим святейшим патриархам, архиереям, отправил великую милостыню на Святую Гору и во все монастыри Востока и Запада. Он возобновил и украсил многие церкви и монастыри, храм Богородицы, патриархию покрыл железною крышею, украсил, возвысил и покрыл золотом большую колокольню, в большом дворце внутренние палаты золотые расписал живописью, воздвиг вновь большой дворец близ реки Москвы, построил большой мост в средине Москвы со многими камарами, еще воздвиг с основания большой храм иже во святых отца нашего Николая чудотворца в Москве на Арбате, устроил много сребровызолоченных рак, украсив их многочисленным жемчугом и драгоценными камнями, и переложил в них чудотворные святые мощи святых, просиявшие в Москве и во всей России: иже во святых отца нашего всечестнейшего митрополита московского и всея России Алексея чудотворца, святого блаженного Василия чудотворца, преподобного отца нашего Макария, калязинского чудотворца, преподобного отца нашего Пафнутия, боровс-кого чудотворца, устроил и другие многие ковчеги из чистого золота и положил в них все святые [частицы] мощей, которые находятся в царской казне и которые патриарх вместе с царем и со всем архиерейским и священным чином приносят в великую пятницу с торжественною литаниею в соборную церковь Пресвятой Богородицы, и поют великие часы, и, после часов и вечерни, снова относят в соборный храм Благовещения в казну, где они хранятся. Этот же царь устроил плащаницу с изображениями Господа Христа с Божиею Матерью, двенадцатью апостолами и Иосифом и Никодимом из чистого кованного золота, тонкой работы, достойной удивления. На изображение Господа Христа пошло чистого золота 200 литр и на каждого апостола по 200 литр. Он же отлил два большие колокола, один для Москвы в патриархию, в который звонят в великие праздники, а другой в монастырь святой Троицы. Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире. Он возобновил и украсил девичий монастырь близ Москвы и совершил многочисленные другие прекрасные дела и украшения. Он прогнал татар далеко от русских границ, выстроивши на границах многочисленные укрепления большие и крепкие для защиты российского царства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

1 Льва III, в 718.   2. Церковь св. Агафоника была построена на своём первом месте Анастасием, а во второй раз Юстинианом Великим. Семь патриархов служили в этой церкви более пятидесяти лет, и на императоров возлагались там венцы 1 . По какой причине она была перенесена […] – неизвестно. Но наши предшественники донесли до нас и это: около этой церкви был также большой дворец, и, будучи разрушенным, он был перемещён Тиверием 2 на настоящее место. 1 Вероятно, отсылка к церемонии шествия императора в церковь св. Агафоника. 2 Тиверием II, 578-582.   3. Стены у моря были восстановлены Тиверием Апсимаром 1 , до него они были в полном пренебрежении. Западные стены, у великих врат, были восстановлены при Льве, великом и благочестивом 2 . По этому случаю он также устроил шествие, на котором сорок раз возглашалось «Господи помилуй», и притом партия Зелёных кричала: «Лев превзошёл Константина». 1 698-705. 2 При иконоборце Льве III (717-741) «великий и благочестивый» – стандартный титул правящего императора, упоминается также в хронике Феофана, который пишет с точки зрения иконопочитателей, что таким образом отражает использование современных источников, сохранивших и другие аккламации.   4. У ворот на уровне земли, который был поднят, стояло изваяние некой язычницы, Фидалии 1 . Когда этот столп был убран, явилось великое чудо, место то долго тряслось, что удивило даже и императора, который послал крестный ход на то место и только так остановил трясение. Св. Савва 2 достиг того своими молитвами. 1 Мифическая супруга Визы, противника Константина, часто упоминаемого в тексте. Согласно Chronicon Pascale она построила наземные стены города и защитила его от атаки скифов. Поэтому стена была походящим местом для её статуи. Генерал Каллиад, по сообщению Исихия, возвёл статуи Визы и Фидалии в районе Базилики. 2 Св. Савва, основатель палестинской Лавры, был в Константинополе зимой 512-513 гг. и весной 531 г. Скорее всего, у него спросили совета, и он ответил императору таким образом.   5.

http://bogoslov.ru/article/1872253

Впоследствии деревянный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери был разобран, и вместо него известным архитектором Аристотелем Фиоровенти был воздвигнут новый храм; через несколько лет была построена вновь и церковь святой Марии Египетской, причисленная к монастырским храмам. В 1552 году в Сретенском монастыре с крестным ходом был встречен победитель Казанского царства царь Иоанн Васильевич, который, приложившись к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери, оделся здесь в царскую одежду, в порфиру и Мономахов венец и шел во главе крестного хода, при колокольном звоне в соборы Кремля и во дворец. В 1586 году царь Феодор Иоаннович обнес Сретенский монастырь каменной стеною; в 1613 году, 2 мая, близ Сретенского монастыря был встречен духовенством и народом вновь избранный царь Михаил Феодорович, а через шесть лет игумену Сретенского монастыря Ефрему было поручено отправиться в Польшу сопровождать в Россию находившегося в плену отца царя Михаила Феодоровича – Святейшего Патриарха Филарета Никитича. Благочестивый царь Алексей Михайлович ежегодно посещал Сретенский монастырь в день крестного хода 26 августа и 1 апреля, когда празднуется святой Марии Египетской. Примеру его следовал и сын его, царь Феодор Алексеевич, построивший ныне существующий соборный храм и много жертвовавший в пользу этой обители. В царствование императора Петра I в монастыре устроен храм святителя Николая с колокольней, а в 1707 году, 18 февраля, в Сретенский монастырь была принесена константинопольским послом Емельяном Игнатьевичем Украинцевым драгоценная святыня – ковчег с большой частью мощей преподобной Марии Египетской, дарованный ему с грамотой Иерусалимским патриархом Досифеем. Святыня эта находится в соборном храме обители, и перед нею совершается много молебнов. Во время нашествия неприятелей в 1812 году часть драгоценной утвари была вывезена из Москвы, но большая часть драгоценностей оставалась на месте. Несколько человек братии остались в монастыре и успели спрятать много ценных вещей. Неприятели ограбили Сретенскую и Мариинскую церкви, но храм святителя Николая Чудотворца остался невредим, и в нем ежедневно совершались богослужения. Строения монастырские уцелели, и в них жил с октября месяца архиепископ Московский Августин, совершивший в Никольском храме 8 ноября 1812 года первое торжественное благодарственное молебствие об избавлении России от неприятелей. В этом же храме и находились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была перенесена в ноябре месяце в часовню ее имени, что у Воскресенских ворот, а икона Владимирской Богоматери, ввиду исправления Успенского собора, была перенесена из Сретенского монастыря в Кремль в апреле месяце 1813 года. В 1812 году из Сретенского монастыря 12 декабря был совершен крестный ход вокруг Москвы в память избавления от нашествия неприятелей.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Епископ Тит (360–370-е годы) был выдающимся церковным писателем. В IV веке митрополия входила в состав Антиохийского Патриархата, ей подчинялись 19 епископов Хаурана и Заиорданья. В начале VI века епископ Юлиан построил большой центрический кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия. Это был один из первых купольных храмов в Сирии. Купол диаметром около 24 м держался на четырех пилонах. По углам прямоугольного основания (51х37 м) были расположены четыре экседры (в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша обычно с расположенными вдоль стены сиденьями), также украшенные колоннами. Храм предвосхищал многие решения, найденные в центрических храмах Эзры, Расафы, Апамеи и даже Константинополя (церковь Святых Сергия и Вакха) и был украшен фресками и орнаментальной мозаикой. Судя по греческой надписи, он был завершен в 512 году. В этом же году Юлиан был изгнан с кафедры монофизитским антиохийским Патриархом Севиром. Из-за своих размеров храм разрушился и теперь представляет собой величественные руины. Неподалеку расположены руины епископского дворца VI века и базилика мужского монастыря Святого Сергия. Она могла быть перестроена в IV–V веках из гражданского здания II–III веков, а современный облик получила только в XIII веке. По мусульманскому преданию, в VII веке монах несторианского (или арианского) направления Бахира (Бохейра) беседовал здесь с 12-летним Мухаммадом о единобожии и попросил его дядю Абу-Талиба отвести мальчика обратно в Мекку, предсказав ему большое будущее. После битвы в 634 году Босра сдалась Арабскому халифату, который, впрочем, проявлял уважение к христианским монастырям и даже собирал ежегодные налоги в их пользу. Захватившие же в 2015 году город боевики совершают акты вандализма. По словам главы охраны памятников Босры Алаа ал-Салаха, террористы разрушили святилище «Колыбель царской дочки», монастырь ал-Шмейс, сильно пострадал театр и монастырь Бахиры, дворец архиепископа и мечеть Мабрак аль-Нака. Эзра После собора в Босре была построена церковь Святого Георгия Победоносца в городе Эзра (который в античные времена назывался Зорава).

http://e-vestnik.ru/world/svyatini_drevn...

При оценке деятельности Пульхерии и Феодосия нужно, впрочем, твердо держаться границ времени, в которое они жили, и настроения тогдашнего поколения. Чрезвычайно характерными для V в. фактами нужно признать чрезмерное развитие отшельничества, пустынножительства и всякого рода подвижничества. Вспомним, что в это время получают свое начало египетское, палестинское и сирийское монашества; в эту эпоху жили знаменитые столпники, десятки лет проводившие на высоком столпе, как Симеон, Даниил и др.; в это время, наконец, положено начало почитанию мощей свв. мучеников. Слишком сильное напряжение фантазии, отвлечение от интересов реальной жизни и направление ума и сердца к надземному, сверхчувственному и идеальному — эти и подобные черты отличают критические эпохи в истории; в занимающее нас время они захватили, по-видимому, большинство образованных людей. Характер исторических деятелей изучаемой нами эпохи может быть понят в связи с главными умственными и религиозными течениями V в., которыми мы и займемся ниже. Очень важным обстоятельством для царевны Пульхерии был вопрос о браке Феодосия. Выбор невесты был сделан самой Пульхери-ей и произошел при довольно необыкновенных обстоятельствах. Будущая супруга императора Феодосия Афинаида родилась и воспитывалась в Афинах в образованной и состоятельной семье. Отец ее Леонтий был представитель неоплатоновской школы, преподававший философию в Афинах. Он дал своей дочери прекрасное воспитание и сообщил ей основательные познания в греческой литературе и искусстве. По всей вероятности, он имел значительные связи, даже в Константинополе имел родственников, у которых нашел приют во время нашествия Алариха. Афинаида по смерти отца оказалась без средств к жизни, т. к. всем имуществом завладели братья ее. Находясь в печальном материальном положении, Афинаида с удовольствием приняла предложение своей тетки, жившей в Константинополе, и отправилась к ней. Это произошло в 421 г., когда ей уже было около 28 лет. Скоро затем бедная и скромная провинциалка была представлена августе Пульхерии, понравилась ей своей красотой и образованием и так очаровала ее, что выбор невесты для Феодосия был окончательно решен. Императору предоставлен был случай тайно посмотреть на афинскую красавицу, которая произвела на него сильное впечатление своими большими глазами, стройным станом и изящными чертами лица. Афинаида без труда отказалась от языческих верований, приняла святое крещение и любимое при дворе того времени имя Евдокия и после брачного торжества вступила в Большой дворец в качестве супруги византийского императора.

http://sedmitza.ru/lib/text/442751/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010