Существовавшая ранее церковь Илии пророка в селе Ильинском, на реке Москве. Село Ильинское с церковью св. пророка Илии в начале XVII ст. находилось Московского уезда Горетова стана в дворцовом ведомстве. По писцовым книгам 1631-33 гг. показано «к церкви земли 12 четвертей в поле, сена 30 копен». Ильинская церковь в селе Ильинском писалась в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1618 г. под Радонежской, Селецкой и Загородской десятинами: «церковь Илии порока, что на Москве реке, в государеве дворцовом селе Ильинском, дани 2 алтына, по наказу гривна…». В том же порядке сия церковь писалась под Загородскою десятиною по 1678 г. с обозначением «дани 18 алтын десятильничьих и заезда гривна». 11 января 1630 г. государь патриарх Филарет Никитич пожаловал дворцового села Ильинскому попу на молебен гривну (в походе в Саввин монастырь). В 1634 г. село Ильинское пожаловано из Приказа Большого Дворца боярину Василию Ивановичу Стрешневу. В 1646 г. при Ильинской церкви находились: «во дворе поп Андрей, во дворе дьячок Афонка Герасимов сын, во дворе пономарь Фетка Ошитков; в селе Ильинском числилось 30 дворов крестьянских, двор бобыльский и деловых задворных людей 8 дворов, всего в них 159 человек». После В.И. Стрешнева село Ильинское с деревянною церковью Илии пророка и с другою церковью Василия Кесарийского, построенною неизвестно когда, в 1661-65 гг. принадлежало Семену Лукьяновичу Стрешневу. В отказных книгах 1666 г. 10 августа, по которым утверждено имение за боярином Родионом Матвеевичем Стрешневым после Семена Лукьяновича Стрешнева, церковь в селе Ильинском описана так: «Церковь Василия Кесарийского древяна клетцки, верх шатровый, а в церкви пять образов местных не окладных, писаны на золоте и на празелени, двери царские писаны на золоте, деисусы с праздники дванадесятными, тринадцать образов окладных, образ Пречистой Богородицы… Другая церковь св. пророка Илии древяна клецки, а в церкви шесть образов местных, писаны на золоте и на прозелени, не окладные, двери царские, деисусы с праздники двенадесятными; образ Пречистой Богородицы напрестольные, венец и гривенка басменные… на колокольне шесть колокол больших и меньших, и середних, а то все строение прежних вотчинников. В селе Ильинском двор боярский, двор приказчиков, двор скотный, двор конюшенный, у церкви во дворе поп Федот Кондратьев, служит у обеих церквей переходя, во дворе дьякон Микита Исаев, во дворе пономарь Мишка Афанасьев, во дворе просвирня Капталиницина Иванова жена, да крестьян 39 дворов». В 1678 г. находилось при боярском дворе 11 чел. кабальных людей, 10 дворов крестьянских, 18 дворов бобыльских – всего 124 чел., да в крестьянской слободе того же села Ильинского во дворах иноземцев 6 семей, в них 16 чел.

http://sobory.ru/article/?object=03295

Arhiva A avut loc recepia, oferit în numele primarului Moscovei, cu prilejul aniversrii a 1000 de ani de la adormirea sfântului întocmai cu apostolii cneaz Vladimir 26 iulie 2015 22:54 Вечером 26 июля 2015 года, по окончании концертной программы фестиваля «Русское поле», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил прием от имени мэра Москвы, состоявшийся в Екатерининском зале Большого дворца в Царицыно. Собравшихся в Екатерининском зале приветствовал мэр Москвы С.С. Собянин . От лица членов делегаций Поместных Православных Церквей, прибывших в российскую столицу для участия в торжествах по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, выступил представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . «Сегодня Москва стала местом, объединяющим православный мир в духе братства и мира, местом, в котором гостеприимство русского народа объединяет нас в любви, местом, где мы можем свидетельствовать о нашем единстве перед лицом вызовов времени», — сказал митрополит Нифон. Обращаясь к мэру Москвы С.С. Собянину, представитель Патриарха Антиохийского отметил вклад столичного градоначальника в дело строительства новых храмов и сохранения духовного и культурного наследия. «Когда я впервые приехал в Москву, здесь было 46 храмов, а теперь их около 1000. Помощь, которую Вы оказываете Церкви, поддерживая проекты патриотического воспитания, социального служения и просвещения, безусловно, имеет важное значение, ибо формирует христианскую систему ценностей в обществе», — подчеркнул представитель Антиохийского Патриарха. Предстоятель Русской Православной Церкви также поблагодарил мэра столицы за труды по благоустройству и благоукрашению города. «Хотел бы пожелать Вам помощи Божией в Ваших трудах на посту мэра и выразить надежду на то, что взаимодействие московских властей и Церкви будет развиваться во благо столицы и всего нашего Отечества», — добавил Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к московскому градоначальнику. Святейший Владыка также обратился со словами благодарности к представителям Поместных Православных Церквей, прибывшим  в Москву для участия в торжествах по случаю 1000-летия преставления крестителя Руси: «Сердечно благодарю вас за то, что вы приехали, за то, что вы вместе с нами. Пусть эти празднования дадут вам возможность прикоснуться к нашей духовной и культурной жизни, почувствовать биение пульса нашего народа, почувствовать, что здесь сегодня укрепляется Православие, православная вера». По словам Его Святейшества, это укрепление полезно для всех Поместных Православных Церквей, потому что они составляют единую неделимую Православную Церковь. «Поместные Церкви не означают отделенные друг от друга. Они имеют общую сопричастность единой святой соборной и апостольской Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4176154...

Троицкая церковь в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г. записана: «церковь Живоначальной Троицы в селе Чашникове, в вотчине боярина Ивана Никитича Романова, дани 4 алтына, по наказу гривна; апреля в 8 день 1628 года те деньги взято». Там же под 1635 г. в этой статье прибавлено: «да в приделе Алексея человека Божия… дани рубль 4 алтына 5 денег, десятильничих и заезда гривна», а с 1680 по 1740 гг. писано: «в государевом дворцовом селе Чашникове». По смерти боярина И.Н. Романова в 1640 г. вотчины принадлежали его сыну Никите Ивановичу. В 1646 г. в селе Чашникове находились при Троицкой церкви: «во дворе поп Федор, во дворе пономарь Федор Васильев, во дворе просвирница Марья, да двор боярский, дворы: приказчика, скотный и конюшенный, 2 двора задворных людей и 20 дворов крестьянских»; после боярина Никиты Ивановича Романова его вотчины были причислены к дворцовому ведомству. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «церковь Пресвятой Троицы в государеве селе Чашникове, дани рубль 4 алтына 5 денег, заезда гривна, а по досмотру и по сказке той церкви попов Ивана да Симеона с причетники та церковь в Манатьине, Быкове и Коровине стану, а к той церкви церковной земли в двух полях по 10 четьи, а в третьем поле 7 четьи, сена на 20 копен…». В 1688 г. село Чашниково, по обе стороны пруда, по именному указу, пожаловано из Приказа Большого дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину и за ним отказано того же года. В отказной книге Троицкая церковь описана в следующем порядке: «церковь каменная о пяти главах во имя Живоначальной Троицы, да придел св. Алексея человека Божия, около настоящей церкви паперть деревянная, забрана в косяк, церковь и паперть крыты тесом, главы обиты черепицею; в церковь три двери, затворы деревянные створчатые; в церкви царские двери, сень и столбцы писаны на прозелени, по правую сторону царских дверей образ Живоначальной Троицы… образ чудотворца Николая… по левую сторону царских дверей образ Пресвятой Богородицы Одигитрия… образ св. вмч. Федора Стратилата и образ «Огненное восхождение» св. Пророка Илии с житием; местные иконы все в киотах… На церкви колокольница каменная, на ней 6 колокол, а в них по смете весом пуд с 19». В 1704 г. в селе находились: двор боярский, двор конюшенный, в котором жил конюх, двор скотный, 25 дворов крестьянских и 2 двора нищих.

http://sobory.ru/article/?object=00106

После 1453 г. П. м. был захвачен тур. кожевниками, а свинец с его крыш султан Мехмед II забрал для своего дворца. В 70-х гг. XV в. Зейрек Мехмед Эфенди превратил П. м. в медресе и мечеть, получившую название Молла Зейрек Джами. Комплекс П. м. неоднократно ремонтировался, особенно после большого пожара сер. XVIII в. и землетрясения 1766 г.: в частности, были заложены мн. окна и добавлен минарет. Первые научные исследования мон-ря относятся к нач. ХХ в. (А. Тьер и Ж. Эберсольт). В 1953-1963 гг. П. м. исследовался и реставрировался Американским византийским ин-том под рук. А. Миго: были изменены форма купола и высота кровли (до 1,4 м). Исследования и реставрация велись в 1997-1998 гг. под рук. Р. Оустерхаута и З. и М. Ахунбай. В 2008-2018 гг. П. м. подвергся грубой «османизирующей» реставрации. План церквей мон-ря Пантократора Строительство П. м. началось с кафоликона - Южной ц. (1118 - до 1134). Это крупнейший в К-поле (основной объем - 23×15,5 м) крестово-купольный храм на 4 порфирных колоннах сложного извода (заменены в османское время каннелированными столпами; одна выставлена около храма). Перед 3 апсидами (центральная выше боковых) расположены суженные вимы с полуциркульными сводами: в центральной в боковых стенах по комниновской «моде» устроены апсидиолы, в наружных стенах боковых - более низкие полукруглые ниши. В наосе 3 мраморных карниза; малые подпружные арки и конхи апсидиолей повышены относительно уровня 1-го карниза, что придает интерьеру вертикализм. Пониженные угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами. В центральной апсиде окно тройное, в боковых - одинарные (верхние окна пробиты позже); в торцах рукавов креста в 2 яруса размещены трибелоны на мраморных столбиках (на западе нижний служит проемом хор), в стенах угловых ячеек большие одинарные окна. Купол реберчатый, барабан имеет 16 окон и 16 граней снаружи, с пилястрами на углах. Одновременно с боковым объемом были построены 2-ярусный нартекс, соединявшийся с наосом 3 дверями и перекрытый на обоих ярусах 5 крестовыми сводами, с тройным проходом с запада, и боковые галереи (южная перестроена, северная уничтожена при строительстве храма арх. Михаила) с апсидами. Верхний ярус нартекса со всех сторон прорезан трибелонами на мраморных колонках или столбиках; центральная ячейка была позднее (?) увенчана 12-гранным куполом аналогичной основному формы.

http://pravenc.ru/text/2578892.html

Вознесенский женский монастырь в Кремле Вознесенский женский монастырь простоял в Кремле около шести столетий. Основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, он прожил с Москвой самые славные и тяжкие страницы ее истории. Плач Евдокии Московский Кремль. Вознесенский монастырь Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Лишь два московских монастыря – Зачатьевский и Рождественский – были немного старше его, но и они были основаны в том же XIV веке: Рождественскую обитель в праздник Рождества Богородицы основала мать князя Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы, в память о славной и великой победе, одержанной русскими на Куликовом поле. Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя-воителя благоверного Димитрия Донского, тоже устроила при своих кремлевских покоях церковь в честь Рождества Богородицы, дабы иметь такой храм около себя и быть от него неотлучной. Маленькая белая главка с золотым куполом этого чудом сохранившегося храма и сейчас хорошо видна с Моховой улицы на фоне Большого Кремлевского дворца. А чуть позднее Евдокия основала в Кремле и Вознесенскую обитель в память о ниспосланной победе и о муже. В этой обители она собиралась сама принять постриг. Святая Евдокия, одна из великих женщин России, была дочерью Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Ее отец чтил русскую старину: именно для него монах Лаврентий составил знаменитую Лаврентьевскую летопись. Время было тревожное. Русь терзали междоусобицы, неспокойно складывались отношения и с Москвой: суздальский князь добивался себе великого княжения, но после того как московский великий князь Димитрий Иоаннович оказал ему военную помощь в удельных раздорах, состоялось их примирение. Сей мир должен был закрепиться каким-нибудь знаменательным событием – свидетельством примирения и залогом мира в будущем. И тогда суздальский князь выдал свою дочь Евдокию за великого князя Димитрия Иоанновича. Невесте было всего 13 лет, жениху шел восемнадцатый год. Венчание состоялось 18/31 января 1367 года в праздник святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В память об этом великий князь повелел поставить у Спасских ворот (тогда еще Фроловских) Кремля деревянную церковь во имя святых Афанасия и Кирилла.

http://pravoslavie.ru/775.html

Случившиеся несколько лет подряд неурожаи привели в 969 г. к подорожанию хлеба в восемь раз! Скилица по этому поводу рассказывает замечательный анекдот: «Однажды император находился в поле, обучая войско, когда к нему подошел седовласый старик и попросил принять его в число стратиотов. Император сказал ему: «Ты же старик, как ты можешь требовать, чтобы тебя причислили к моим стратиотам?» Тот остроумно ответил: «Я сейчас стал значительно сильнее, чем когда был юношей!» И в ответ на вопрос императора: «Как это?» – он сказал: «А потому, что раньше купленный на номисму хлеб я носил, нагрузив ношу на двух ослов, а в твое царствование хлеб на две номисмы я, не ощущая тяжести, могу носить на плечах» с. 121]). Мало того, Никифор Фока произвел монетную реформу и ввел в оборот две номисмы – эталонную, сохранившую прежний вес (гистаменон) и облегченную примерно на десятую часть (тетартерон). При этом вносить подати нужно было гистаменонами, а сама казна рассчитывалась тетартеронами. Брат царя куропалат Лев Фока и Василий Ноф с молчаливого одобрения государя спекулировали государственным хлебом, наживая баснословные состояния. Народ в гневе поносил братьев Фок, набивавших мешки золотом, добытым из колодца народного горя. В результате к концу правления Никифор II потерял свою немалую прежде популярность. Церковь открыто поддерживала антиправительственные настроения. Страшась заговоров или народного бунта, Фока перестроил ту часть Большого дворца, где он жил, превратив ее в неприступную, окруженную глубоким рвом крепость в центре города. Горожане, на чьи плечи легла повинность по возведению этих стен, зло смеялись над императором и его заботами 86 . Весной 969 г. на ипподроме Никифор II решил дать жителям зрелище учебного боя, не предупредив горожан заранее. Когда на арене, обнажив мечи, показались гвардейцы василевса, перепуганные зрители, решив, что сейчас начнется резня (накануне в уличной схватке погибло несколько солдат), в панике повалили к выходам, давя друг друга. Торжество обернулось массовыми жертвами, и лишь выдержка императора, показавшегося на кафисме ипподрома, остановила безумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (143) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-19, анонимно. Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ АНДРОНИКОВА Конец XIX века Дерево, темпера; 23,5 x 16,5 см КП 1868 Предание об образе Богоматери Андрониковой, возводящее ее к апостолу Луке и рассказывающее о принадлежности ее византийскому императору Андронику III Палеологу, который вложил ее в 1347 году в Монемвасийский монастырь в Морее, имеет позднее происхождение и не отражает подлинную судьбу чудотворной иконы. Очевидно, она появилась в монастыре позднее, а документально ее история прослеживается с событий греческого восстания 1821 года, когда икону ради сохранности перенесли в город Патры, а затем передали российскому консулу в Греции. В 1839 году образ наследником консула был вывезен из Афин в Санкт-Петербург, где почти тридцать лет находился в Большой церкви Зимнего дворца, а с 1868 по 1877 год в Троицком соборе на Петербургской стороне. Затем он перешел во владение частных лиц, один из них - купец Е.Н. Сивохин - перенес икону в 1885 году в Казанский монастырь в Вышнем Волочке. После закрытия монастыря икона находилась в городском Богоявленском соборе, откуда была похищена в 1983 году. По иконографии Андроникова икона восходит к образам Богоматери из оглавных Деисусов. Ее особенность, не воспроизведенная на иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва, - изображения раны на шее Богородицы. По преданию, ее нанес ножом некий турок. На подлинной чудотворной иконе внизу был прикреплен футляр с ножом, которым она была повреждена. На списках с нее этот футляр изображали живописно. Икону украшал богатый оклад, выполненный в Греции в 1825 году и дополненный в 1870-х годах в Петербурге. Он также обычно воспроизводился на списках с нее. На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва русский мастер передал особенности святыни частично: отсутствует рана, из оклада изображен только нимбом с высокой короной и накладка на одежды. Греческая надпись воспроизведена с ошибками, что характерно для русских икон, воспроизводящих греческие. Скорее всего, на опиленном нижнем поле иконы было изображение футляра с ножом. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) " .

http://pravicon.com/image-32119

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Прослушать поэму 34:01 Глава I Then burst her heart in one long shriek, And to the earth she fell like stone Or statue from its base o’erthrown. Byron. Во время оно жил да был В Москве боярин Михаил, Прозваньем Орша. – Важный сан Дал Орше Грозный Иоанн; Он дал ему с руки своей Кольцо, наследие царей; Он дал ему в веселый миг Соболью шубу с плеч своих; В день воскресения Христа Поцеловал его в уста И обещался в тот же день Дать тридцать царских деревень С тем, чтобы Орша до конца Не отлучался от дворца. Но Орша нравом был угрюм: Он не любил придворный шум, При виде трепетных льстецов Щипал концы седых усов, И раз, опричным огорчен, Так Иоанну молвил он: «Надежа-царь! пусти меня На родину – я день от дня Всё старе – даже не могу Обиду выместить врагу: Есть много слуг в дворце твоем. Пусти меня! – мой старый дом На берегу Днепра крутом Близ рубежа Литвы чужой Оброс могильною травой; Пробудь я здесь еще хоть год, Он догниет – и упадет; Дай поклониться мне Днепру… Там я родился – там умру!» И он узрел свой старый дом. Покои темные кругом Уставил златом и сребром; Икону в ризе дорогой В алмазах, в жемчуге, с резьбой Повесил в каждом он углу, И запестрелись на полу Узоры шелковых ковров. Но лучше царских всех даров Был Божий дар – младая дочь; Об ней он думал день и ночь, В его глазах она росла Свежа, невинна, весела, Цветок грядущего святой, Былого памятник живой! Так средь развалин иногда Растет береза: молода, Мила над плитами гробов Игрою шепчущих листов, И та холодная стена Ее красой оживлена!.. .… .… .… .… .… Туманно в поле и темно, Одно лишь светится окно В боярском доме – как звезда Сквозь тучи смотрит иногда. Тяжелый звякнул уж затвор, Угрюм и пуст широкий двор. Вот, испытав замки дверей, С гремучей связкою ключей К калитке сторож подошел И взоры на небо возвел: «А завтра быть грозе большой! — Сказал крестясь старик седой, — Смотри-ка, молния вдали Так и доходит до земли, И белый месяц, как монах, Завернут в черных облаках;

http://azbyka.ru/fiction/bojarin-orsha/

Мозаика апсиды собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу. до 1148 г. Программа пресбитерия самодостаточна и соответствует основным принципам византийской иерархической системы. В куполе изображен Христос Пантократор, окруженный ангелами, в барабане - пророки, в парусах - евангелисты, в сводах и верхних частях стен - праздники, на подпружных арках и на свободных простенках - святые погрудно в медальонах и в рост. При размещении сцен и фигур святых было учтено расположение королевской ложи. Большая часть сцен евангельского цикла сконцентрирована на противоположной, юж. стене трансепта, причем особо выделен «Вход Господень в Иерусалим» в нижнем ярусе. На сев. подпружной арке, ближайшей к королевской ложе, в медальонах представлены образы св. воинов, традиционно считавшихся покровителями христ. правителей. Рядом с ложей в верхней части вост. стены сев. рукава трансепта помещен образ Богоматери с Младенцем с надписью «Одигитрия», связанный с чтимой к-польской святыней и идеей божественного покровительства королевской власти. Необычной является декорация алтарной части Палатинской капеллы. Конхи боковых апсид занимают образы апостолов Павла и Андрея (сильно поновлен), в центральной апсиде находится образ Христа Пантократора, созданный на 2-м этапе работ. Учитывая посвящение храма ап. Петру, исследователи предполагают, что на 1-м этапе работ в конхе главной апсиды мог быть изображен ап. Петр. В боковых нефах представлены подробные циклы деяний апостолов Петра и Павла, вероятно исполненные специально для Палатинской капеллы, но с явной опорой на циклы IV и V вв. в рим. базиликах св. Петра и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Образы апостолов Петра и Павла снова повторяются в композиции на западной стене, где они фланкируют огромное изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле. Этот образ, размещавшийся над королевским троном, одновременно близок к известной мозаике тронного зала Большого имп. дворца в К-поле и к рим. традиции. Очевидно, источники западного, а не византийского происхождения были использованы и при создании ветхозаветного цикла мозаик главного нефа, занимающего 2 регистра клеристория. В иконографии отдельных сцен нефа Палатинской капеллы много деталей, восходящих к византийской традиции, однако в целом использованный здесь принцип подробного визуализированного повествования более характерен для зап., нежели для восточной традиции. Такую же двойственность можно видеть и в выборе святых, среди к-рых есть как почитаемые обеими Церквами, так и местночтимые.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Дальнейшие сведения о К. с. противоречивы. По свидетельству Адомнана, аббата Ионы , в 80-х гг. VII в. еп. Аркульф видел реликвию в Иерусалиме, где она хранилась в портике храма Гроба Господня (базилики Константина). Речь шла о целом копье, древко которого было расколото на 2 части ( Adamnan " s «De Locis Sanctis»/Ed. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 48-51). По др. сведениям, после разорения Иерусалима персами (614) К. с. было вывезено в К-поль. В Пасхальной хронике под 614 г. сообщается, что святыню доставили из Иерусалима в К-поль и на несколько дней выставили для поклонения в соборе Св. Софии (Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 987-990). Возможно, это свидетельство на самом деле относится к событиям 629-630 гг., когда византийцы одержали верх над персами и заставили их вернуть святыни, захваченные в Иерусалиме. По указанию имп. Ираклия часть Св. Креста, губку и К. с. скорее всего отправили для поклонения в К-поль, затем вернули в Иерусалим, но после взятия города арабами (637) снова вывезли в столицу империи (см.: Klein. 2001; Idem. 2006. S. 88). Впосл. К. с. хранилось в ц. Пресв. Богородицы Фара, построенной в сер. VIII в. и входившей в комплекс Большого дворца в К-поле . Об этом упоминается в трактате «О церемониях», составленном по указанию имп. Константина VII Багрянородного (944-959): обряд выхода императора в Великую пятницу включал поклонение К. с. ( Const. Porphyr. De cerem. I 43 (34); о реликвиях Фаросской церкви см.: Bacci M. Relics of the Pharos Chapel: A View from the Latin West//Восточнохрист. реликвии/Сост.: А. М. Лидов. М., 2003. С. 234-248). Самое подробное описание реликвии принадлежит Николаю Месариту (1201). По его свидетельству, К. с. имело «вид обоюдоострого меча... в форме крестного знамения», на его наконечнике были заметны следы засохшей крови (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 204). Среди реликвий, обнаруженных крестоносцами в дворцовой капелле визант. императоров, Робер де Клари называл «железный наконечник от копья» (le fer de la Lanche - Робер де Клари. Завоевание К-поля/Пер.: М. А. Заборов. М., 1986. С. 59).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010