Евфросинии, устроен им был торжественный крестный ход из Суздальского собора в Ризположенский монастырь. Мощи преподобной были переложены в новую раку и поставлены близ северных врат, где они пребывают и доселе. На это торжество прибыло много народа и из окрестных местностей, и также совершилось несколько чудесных исцелений «для памяти и на пользу будущим родом». Это великое торжество и многие чудеса, совершившиеся при открытии мощей пр. Евфросинии, снова оживили внимание благочестивых чтителей обителей к этому монастырю, слава коего в это время вторично стала было затеняться Покровским женским монастырём, принявшим к себе в 1698 г. в число инокинь опальную царицу Евдокию Лопухину, как и ранее в ½ XVI в., когда Покровский монастырь прославлен был иноческими подвигами вел. кн. Соломонии Сабуровой. Ризположенский монастырь имел теперь драгоценную святыню – открыто почивающие мощи пр. Евфросинии, к коим теперь усердно стекались богомольцы, и монастырь сделался более известным под названием «Преподобенского» пр. Евфросинии монастыря, чем под древним названием Ризположенского. Между тем в положении монастыря в материальном отношении в самом начале нового столетия, в 1700 г. совершилась некоторая перемена, которая могла быть более тягостной для обители, если бы не увеличилось число богомольцев в монастыре. В 1700 г. в числе многих других монастырей, получавших ругу государеву из Приказа Большого Дворца в виде денег и хлеба, Ризположенский монастырь лишён был государева жалованья. Эта выдача из казны была заменена пожалованием поместий, разбросанных очень далеко в разных уездах. Монастырю были пожалованы поместья кн. Семена Романовича Пожарского «46 крестьянских дворов; 163 четверти с половиною в поле, а в дву потому ж», и в Суздальском уезде «176 четвертей, а в дву потому ж, крестьянских 45 дворов с пустошьми и со всеми угодьи». В переписных книгах Галицкого (Костромской губернии) уезда поместье князя Семена Романовича Пожарского, перешедшее в казну по смерти его и вдовы его кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Развитие Б. д. в V-VI вв. было, как правило, связано со строительством новых зданий и комплексов на юго-западе от этого первоначального ядра; со временем большее значение приобрела юго-зап. часть комплекса. На юго-западе от Дельфиака возник ряд парадных помещений: Консисторий, Августеон, Оноподион и Триклин аккувитов. За ними располагался дворец Дафна - центральная часть юго-зап. комплекса, к-рый переходами соединялся с кафисмой - имп. ложей ипподрома. Позади дворца Дафна, на юго-западе от него, первоначально также находились жилые покои имп. семьи, а еще далее большую часть территории прибрежного склона занимал циканистирион (τζυκανιστριον) - площадка для игры в поло, сооруженная при имп. Феодосии II в 1-й пол. V в. В эту же эпоху развитие Б. д. в юго-зап. направлении достигло своего предела: возле берега Мраморного м. были построены парадная гавань и примыкавший к ней дворец Вуколеон (дворец «быко-льва», назван по украшавшей его с IX в. фантастической скульптуре). Сестра Феодосия II Пульхерия в 20-х гг. V в. построила при дворце Дафна ц. св. архидиак. Стефана с приделами во имя св. Троицы и Пресв. Богородицы в Дафне ( Theoph. Chron. P. 86-87). До сер. IX в. церковь считалась главным дворцовым храмом. Б. д. сильно пострадал в 532 г. при большом пожаре во время восстания «Ника!» в К-поле. После этого велись обширные восстановительные работы; наряду с собором Св. Софии были перестроены Халка, палаты дворцовой стражи на пл. Трибунала и частично сам дворец Магнавра ( Procopius. De aedificiis. I 10, 12-15). В кон. 60-х гг. VI в. при имп. Юстине II рядом с дворцом Дафна был возведен новый тронный зал - Хрисотриклин (Χρυσοτρκλινος), предназначенный для ежедневных и праздничных приемов, переговоров с послами и др. офиц. церемоний. Он представлял собой вписанное в сложную систему дворов, переходов и помещений отдельное здание, октагональное в плане и увенчанное куполом ( Leo Grammaticus. 1842. P. 132, 137-138), во многом схожее с капеллой имп. Карла Великого в Ахене, нач. IX в. В дек. 574 г. в Хрисотриклине был провозглашен императором племянник Юстина II Тиверий, ставший его соправителем, а позднее и полноправным властителем империи. При Хрисотриклине к кон. VI в. возникли новые жилые здания для имп. семьи и дворцовых служащих, и с этого времени наиболее интенсивная жизнь Б. д. происходит здесь.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Купался в море один. Обедали в 8 час. у Ольденбургских и вечер провели на берегу при чудной луне. 13-го июля. Суббота. Утром пришлось много читать. День стоял дивный. Гулял в Александрии, пока Аликс каталась. Завтракали у Мама с д. Алексеем, Альбер(ом), его двумя сестрами и Тинхен. В первый раз удалось испробовать собственный электрический катер при полном штиле. Купался в море. После чаю читал и ездил на велосипеде. Обедали у Мама ив 10 ч. поехали в Большой дв., где показывались движущиеся фотографии (кинематограф). 14-го июля. Воскресенье. Утром покатались вдвоем, пекло очень сильно. В 11 час. поехали к обедне и завтракали с музыкой. Несколько капель дождя упало с неба. Затем опять совершенно разъяснило. Гуляли вместе и в первый раз купались вдвоем в море. Простились на один день с Мама и дочкой и отправились в Красное Село. Со станции начался объезд; зоря с церемонией вышли удачными благодаря поразительному вечеру. Салюта из всех орудий долго не могли произвести, так как третья ракета не соглашалась лететь. Закусили у себя и поехали в театр. Затем читал. 15-го июля. Понедельник. Жара с утра была большая. Утром поздравили д. Владимира и затем погуляли в саду. В 11 1/4 поехали в церковь к обедне — юнкера пели отлично. Завтракали со всем начальством. При переезде на станцию началась гроза и полил освежающий дождь. Купался в море. Пили чай и обедали у Мама. Было много дела, как всегда перед отъездом. В первый раз расстались с дочкой. В 11 час. покатили в Новгород. 16-го июля. Вторник. Дядя Алексей едет с нами. С утра жара в вагонах сделалась чрезвычайная. Потели, спали, ели и играли в трик-трак. Проехали Москву в 5 ч.; здесь к нам сели в поезд княгиня Голицына и Василь-чикова. После обеда остановились в поле и вышли погулять. Была чудная прохладная лунная ночь. 17-го июля. Среда. В 9 час. приехали в Нижний, который предстал во всем своем величии на обоих берегах Волги. Обычная встреча на станции и почетный караул от 11-го Гренад. Фанагорийского полка. Порядок на улицах примерный; Баранов ехал впереди в коляске, как некогда ездил Трепов! В соборе был короткий молебен; осмотрели его и спускались вниз к гробницам Минина и вел. князей. У дворца стоял поч. караул от Клязьминского рез. батальона. Мы поместились во 2м этаже, откуда известный вид на Волгу и луговую сторону. Вымывшись в ванне, пошел гулять; сад небольшой, но расположен на горе.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Говорят, в то самое время, как она в театре бросалась в огонь, от которого должен был избавить ее бесстудный языческий божок, – сделался пожар, истребивший дворец. Господу помолимся, да простит людские неведения и да очистит наши грехи». Под «французскою плясавицею» митрополит Московский подразумевал Марию Тальони, с сентября 1837 года сводившую Петербург с ума. В опере-балете «Бог и баядерка» она исполняла партию баядерки, то бишь публичной женщины и танцовщицы, Золое, которая отвергла любовь верховного судьи Кашмира и за то отправлена на костер. Пламя охватывает баядерку, но появляется бог Брахма, хватает ее в объятия и уносит в облака. И как раз, когда в Большом театре Петербурга шло это огненное представление, загорелся Зимний дворец. Филарет увидел в этом наказание высшему петербургскому обществу, включая и самого императора, ибо Николай Павлович, увы, также «сходил с ума в идолопоклонстве» пред танцовщицей Тальони и по возвращении из Москвы в Петербург не пропускал спектаклей с ее участием, усаживал к себе в ложу и самозабвенно ею восторгался. Героизация публичной женщины, спасаемой языческим божеством, конечно же не могла радовать Филарета, да и все духовенство.Но с пристрастием света к театру, в котором язычество пело и плясало напропалую, приходилось скрепя сердце если не мириться, то хоть как-то уживаться. Ворчать, возмущаться, по мере сил бороться. И указывать: разве то не причина стихийных бедствий? Празднование двадцать пятой годовщины изгнания Наполеона из России из-за пожара Зимнего дворца не состоялось с тем размахом, которого ожидали. Какое тут празднование, коли надобно латать дыры! 29 декабря перед Казанским собором совершилось открытие памятников Кутузову и Барклаю де Толли, и это стало самым крупным событием тех торжеств. Весной 1838 года святитель Филарет возвратился в Москву. Под его руководством основанная Маргаритой Тучковой, а ныне монахиней Меланией Спасо-Бородинская община на Бородинском поле превратилась в Спасо-Бородинский второклассный женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Среди памятников светского искусства примечателен комплекс мозаичной декорации полов дворцового ансамбля в Аргосе (1-я пол. VI в.). В первоклассных мозаиках, сопоставимых с декором полов Большого имп. дворца в К-поле, представлены персонификации времен года, сезонные работы и занятия, античные вакхические мотивы. Иконоборческий и средневизантийский периоды На территории Г. сохранилась аниконическая декорация эпохи иконоборчества. В мозаиках апсиды и вимы собора Св. Софии в Фессалонике (783-787) на склонах и на своде изображены кресты, растительные орнаменты, пальметты. Росписи иконоборческого периода имеются и в церкви на Эгнатиевой дороге в Фессалонике. Пейзажные и сложные орнаментальные мотивы украшали церкви на о-ве Наксос, где аниконическая декорация фрагментарно сохранилась в 11 (или 14) храмах. Лучше всего она представлена в церквах св. Иоанна Богослова в Адисару (Аператосе; IX в.), св. Кириакии, св. Артемия (обе предположительно 829-842). Ангел. Мозаика ц. Св. Софии в Фессалонике. 883 г. Ангел. Мозаика ц. Св. Софии в Фессалонике. 883 г. После восстановления иконопочитания в куполе собора Св. Софии в Фессалонике в 883 г. была выполнена мозаичная композиция «Вознесение». Для нее был избран архаический иконографический извод, включающий кроме апостолов образы Богоматери и ангелов. В стиле памятника проявились архаические и провинциальные влияния (неправильные пропорции фигур, угловатые движения, акцентированное линейное начало) эпохи иконоборчества, но вместе с тем использованы богатые и сложные колористические эффекты. Композиция «Вознесение», написанная в тот же период в апсиде ротонды вмч. Георгия в Фессалонике, сходна с мозаикой Св. Софии грубоватым экспрессивным стилем. С Фессалоникой были связаны и др. северогреч. и македон. центры. Росписи их памятников - это местные произведения провинциального характера: в нартексе и на галерее ц. св. Стефана в Кастории сохранились росписи 1-го слоя (кон. IX в.), включающие «Страшный Суд» и образы святых; в нартексе ц. св. Бессребреников в Кастории (кон. X в.) - фрагменты фигур святых Василия и Николая; на вост. стене и в нартексе ц. Таксиархов (Старая Митрополия) в Кастории - росписи 1-го слоя (X в.; лучше всего сохр. Деисус в нартексе).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (120) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2018-12-10) Происхождение изображения: Загружено 2018-12-10, анонимно. Описание: Храм Святителя Николая в Толмачах - это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. В Покровском приделе храма-музея находится икона Богоматери «Благодатное небо». В 1996 году она была подарена наследниками художника и реставратора А. Д. В дарственной было высказано пожелание: «Просим принять от нас в дар… икону «Богоматерь Виленская» с тем, чтобы она находилась в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее». Приобретена была икона А. Д. Кориным в 1924 году в селе Палех у А. И. Париловой, вдовы палехского иконописца А.П. Парилова, который привез ее в конце XIX века из Костромы. В нижней части, под изображением, сохранилась надпись, из которой следует, что образ написан в 1708 году Кириллом Улановым и Алексеем Квашниным. Кирилл Уланов (уп. происходил из Юрьевца-Повольского или Костромы. Был жалованным иконописцем Оружейной палаты, его работы высоко ценились при царском дворе. Алексей Квашнин (уп. 1700–1726 (?) – костромской изограф, в 1700 году был вызван в Москву и оставлен в Оружейной палате как пригодный к «мелочному» (миниатюрному) В 1701 году он числился здесь учеником, существует предположение, что мастерству его обучал Кирилл Уланов, поскольку впоследствии они работали вместе. Длительное время вкладная икона именовалась «Богоматерь Виленская» по поздней надписи на верхнем поле: ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ВИЛЕНСКИЯ. Название это не соответствует изображению. Специалисты Третьяковской галереи считают, что правильное наименование – «Благодатное По композиции икона близка другим известным памятникам с одноименным названием: иконе из церкви Распятия Большого Кремлевского дворца, исполненной в 1682 году Василием Познанским, иконе из Пермской государственной художественной галереи 1741 года, клейму на иконе «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 чудотворных образов Пресвятой Богородицы» конца XVIII – начала XIX века из Богоявленского (Елоховского) собора в Москве и др.

http://pravicon.com/image-33106

Д. показан в нижней части, среди святых, прославляющих Богоматерь, в его правой руке - развернутый свиток с началом гимна «О Тебе радуется». Иногда под влиянием композиции «Моление о народе» иконописцы дополняли изображение молящейся Богоматери фигурами припадающих к Ее стопам святых, как на иконе письма Николая Соломонова из московской ц. Воскресения в Кадашах (1689, ГТГ), где к стопам Богородицы припадают преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский и И. Д. В 1749 г. Иван Аргунов написал образ И. Д. для алтаря придворной церкви Большого Царскосельского дворца (ГМЗ «Царское Село»). Святой представлен в монашеских одеждах, с пышной седой бородой, держащим в руках раскрытую книгу. Лит.: Weitzmann K. The Miniatures of the Sacra Parallela, Parisinus Graecus 923. Princeton, 1979. P. 246; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 249. Примеч. 21; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 50, 58; Βοκοτοπυλος Π. Λ. Εικνες τς Κρκυρας. Αθηνα, 1990. Σ. 117-119. Κατ. 57, 58, 226, 228, 229; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания ГРМ. СПб., 1995. С. 117, 124. Кат. 69; Treasures of the Mount Athos. Thessal., 1997. Cat. 2.14, 21.4, 21.7, 21.10; Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 274-275; Dzhurova A. La miniatura bizantina: I manoscritti miniati e la loro diffusione. Mil., 2001. P. 235; Tradigo A. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. Los Ang., 2006. P. 319; Овчарова О. В. Образы монахов и гимнографов во фресках церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164)//ВВ. 2004. Вып. 63. С. 232-241; Царевская Т. Ю. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007. С. 149; Сарабьянов В. Д. Монашеская программа в росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря//ДРИ. М., 2008. [Вып.:] Худож. жизнь Пскова и искусство поздневизант. эпохи. C. 65-98. Н. В. Герасименко, И. А. Орецкая Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

13-15 янв. 532 г., во время восстания «Ника», И. х. сгорел, как и весь центр К-поля. Свидетель событий Прокопий Кесарийский писал, что сильный ветер перебросил пламя с крыши дворца префекта претория на И. х., огонь уничтожил на своем пути термы Александра и странноприимные дома Еввула и Самсония вместе с их пациентами ( Procop. Bella. I 24; Idem. De aedificiis. I 2; Chron. Pasch. P. 622; Theoph. Chron. P. 181, 184; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 647-648; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 154-155). Восстановление храма было включено в большой проект имп. Юстиниана по строительству на месте руин нового центра К-поля, в т. ч. собора Св. Софии. Сохранившийся архитектурный облик И. х. по большей части относится к эпохе Юстиниана. В дек. 564 (или 563) г. новый пожар в К-поле уничтожил значительную часть построек центра, в т. ч. 2 мон-ря рядом с И. х., а также часть его атриума и нартекса ( Theoph. Chron. P. 240). Вероятно, утраты были вскоре восстановлены. 26 окт. 740 г. И. х. сильно пострадал от землетрясения ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 59; Theoph. Chron. P. 412). Реконструкция была проведена в ближайшие неск. лет, скорее всего после утверждения на престоле имп. Константина V (743). И. х. снова упоминается в источниках в 859 г. в связи с историей борьбы церковных партий свт. Игнатия и свт. Фотия за Патриарший престол. Высланный в 858 г. из К-поля свт. Игнатий, уезжая, наложил запрет на проведение богослужений в Св. Софии. Сторонники свт. Фотия, возведенного на престол вместо свт. Игнатия, заняли собор св. Апостолов , но неск. епископов, поддерживавших свт. Игнатия, 40 дней заседали в И. х. и объявили о низложении свт. Фотия ( Mansi. Т. 15. Col. 211; T. 16. Col. 416). Решение этого Собора в действие не вступило, поскольку большинство церковного клира и имп. Михаил III в то время поддерживали свт. Фотия. В 923 г. имп. Роман I Лакапин издал политически важное постановление, согласно к-рому позволялось при очень строгих ограничениях заключение 3-го брака, но 4-й брак осуждался. Указ был призван прекратить длившееся уже 15 лет противостояние сторонников и противников 3-го брака имп. Льва VI Мудрого . По случаю примирения сторон было установлено ежегодно в июле совершать торжественную службу в И. х.; затем церковная процессия, в к-рой участвовали патриарх и имп. семья направлялась к собору Св. Софии ( Const. Porphyr. De cerem. I 45 (36)).

http://pravenc.ru/text/674053.html

Карники. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вот что сообщается о селе Карники и о его храме в книге П.И. Малицкого " Приходы и церкви Тульской епархии " от 1895 г. До XIX столетия село Карники было окружено сплошным лесом, остатки которого в виде сплошной засеки существовали и в XIX в. До XIV-ro столетия приход села Карники состоял, кроме самого села, из деревень Быковки, Ивановской, Колодезной и Домниной. После уничтожения татарами храма в соседнем селе Крюково (Зюзино) оно вошло в состав прихода села Карники, а затем к тому же приходу присоедены были в разное время деревни: Татарниково, Грецово, Жуково, Связьма, Раздеваловка и Руднево. В таком составе приход существовал в конце XIX в. с населением в 1295 человек мужского и 1293 женского пола. Древнейший деревянный храм в селе, по преданию, был сожжён татарами, когда они шли на Куликово поле. Другой храм построен был во имя великомученика Георгия. В 1731 году на средства майора Дьякова был построен каменный храм во имя великомученицы Параскевы (остатки которого дошли до наших дней), с приделом великомученика Георгия, а в 1856 году в храме устроен тёплый придел во имя Божьей Матери " Взыскание погибших " . По состоянию на конец XIX века в храме было четыре иконы древней живописи, относящиеся к XV или XVI-мy столетию, евангелие, пожертвованное из Большого дворца при Алексее Михайловиче, и фелонь, пожертвованная Императором Петром I. С 1891 года в селе действовала школа грамоты. Кирпичная церковь с Георгиевским приделом, построенная в 1731 г. помещиком Дьяковым, придел Богоматери " Взыскание Погибших " устроен в 1856 г. Двусветный четверик с малым восьмериком, с трапезной и двухъярусной колокольней стиля классицизма. Разрушена во 2-й пол. ХХ в. На месте церкви сохранились завалы из крупных кирпичных блоков. Бывший центр Карницкого стана. http://vsemmirom.com/hrams/ С. Карники находится в 30-ти в. от Тулы и 50 от Богородицка, на большой дороге из Тулы в Михайлов (Рязанск.

http://sobory.ru/article/?object=18585

Лишь когда безобразия достигли предела и москвичи уже предпочитали ночевать в поле, только бы не оставаться в своих домах, из Петербурга приехал с военной командой генерал Ушаков, который в 1749 году учредил самостоятельную комиссию по делу Каина. Разбойник вскоре был арестован и в 1755 году сослан на каторгу в Сибирь. Только в этом промежутке Каин и мог содержаться в бывшем доме Сверчковых. Но если история о пленнике Ваньке Каине – легенда, то славная архитектурная летопись Москвы, явленная из этих стен, – достоверный факт. В 1779 году палаты были проданы Каменному приказу, и здесь учредили школу чертежников, где преподавали Баженов и Легран, и здесь же делали детали для огромной деревянной модели Большого Кремлевского дворца, которую на подводах возили в Петербург для одобрения императрицы. А с 1813 года в Сверчковых палатах работала знаменитая Комиссия для строений, созданная по приказу Александра I, для того чтобы восстановить Москву после наполеоновского пожара. И не просто восстановить на пепелище, а восстановить в едином историко-архитектурном стиле, не допустить массовой стихийной застройки и сохранить лицо города. Председателем комиссии был назначен сам градоначальник Федор Растопчин, а членами стали И. Бове, В. П. Стасов, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев. Первой задачей поставили вернуть к жизни пострадавший от взрыва Кремль, как дело чести, а затем комиссия разработала образцовые типы домов и фасадов, «надлежащие к копированию», и опубликовала их в специальных альбомах. Каждый новый дом, возводимый в Москве, должен был строиться строго по типовому, утвержденному комиссией образцу, за счет чего создавался единый стиль городской застройки. Разница была только в статусе домовладельцев: для каждой социальной категории был разработан свой образцовый тип. Так появился и знаменитый московский ампир миниатюрных особнячков, и типичный московский дом с мезонином, а у жильцов побогаче – с «неизбежными» алебастровыми львами. Комиссия работала в Сверчковых палатах до 1843 года, потом они снова стали частным владением, и следующая интересная страница их истории была еще впереди. У Успенской церкви были и другие, более известные прихожане. Первыми в их числе следует назвать знаменитых Пашковых, живших на Покровке, – тех самых, чьи родственники имели роскошный замок на Моховой. Их предок, выходец из Польши, Григорий Пашкевич приехал в Россию на службу к Ивану Грозному, и с тех пор их фамилия значилась как Пашковы. Один из них, Истома Пашков, был участником тульского дворянского ополчения в войске бунтаря Ивана Болотникова и потом перешел на сторону царя Василия Шуйского. Другой Пашков, Егор Иванович, был денщиком Петра Великого, и его сын П. Е. Пашков построил легендарный дворец на Моховой, известный как дом Пашкова.

http://pravoslavie.ru/573.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010