Самое украшение новопостроенного Василием дворца Кэнуриона исполнено было в том же стиле, как и церкви; стены его и абсиды покрыты были золотою мозаикою и по этому фону мозаикою же были исполнены картины, представлявшие императора, как он среди своих соратников принимает дары и депутации от покоренных им городов; на западной же стороне войны и победы Василия и трофеи их; на полу колоссальный павлин ek yhféièown lampr%wn t%h liqoxéoy téecnh diameméorfwtai, в кругу из карийского мрамора, а по внутренним углам ромба, в котором был заключен круг, четыре орла. Из мозаических картин на стенах была особо замечательна одна – изображение 115 самодержца на троне с супругою Евдокиею и детьми. Мальчики держали книги закона (téomouv), содержащие божественные entolaéi, но и девочки также с книгами, для свидетельства, что в семье императора и женщины изучали Свящ. Писание, так как он горячо хлопотал об образовании своих детей. На потолке палаты был изображен крест зеленою мозаикою, в поле со звездами, и перед крестом стоял, молясь, деспот, и множество надписей (dièa to%ude to%u nikopoiou sumbéolou p%an agaqèon kaèi féilon Qe%y и пр.) в виде поучительной беседы и непрестанного благодарения Господу, который возвел из смирения пастыря Давида и т. д. В большом триклинии ниже портиков Маркиана и носившем имя Пятикупольного (Pentakoéubouklon), построенном Василием, находилась замечательная церковь Богородицы (по имени здания, поднятого на высоту), и на 3. от нее другая церковь Богоматери; ниже у самого входа во дворец (Monéoqurov) часовня И. Богослова. На свои собственные доходы от имений император построил Манганский дворец и Новый и ряд церквей во дворце «Источника» (en taèiv Phgaèiv) за Золотыми воротами: Пророка Илии и Елисея, Константина Великого , 40 мучеников и две часовни во имя Божией Матери и вновь часовню Илии Пророка во дворце Гиерии. Наиболее замечательною постройкой из всех была, наконец, так наз. Новая Базилика 116 , (éh Néea) построенная на юго – восточной стороне дворца, ниже его атриума или дворов (kat autèav tèav basileéiuv aulèav), во имя Спасителя, Архангела Михаила и Илии, а также Богородицы и Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДИГОН Мон-рь Богородицы в Константинополе [греч. Μον τς Θεοτκου τν Οδηγν, Οδηγητρας], место пребывания чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» в V-XV вв. Происхождение топонима «одигон» неясно. В К-поле было принято считать, что это название напоминает о провожатых, которые приводили к иконе слепых, и те по молитвам получали здесь исцеление (δηγς - проводник) (Patria CP. Vol. 3. P. 223). О. находился юго-восточнее Софии Святой собора в Константинополе , на улице, соединявшей пл. Августеон с пристанью на берегу прол. Боспор (Босфор); с северо-востока О. соседствовал с районом имп. Большого дворца . Древнейший рассказ об О. содержался в «Церковной истории» Феодора Чтеца (рубеж V и VI вв.), к-рая сохранилась до наст. времени в пересказах позднейших визант. авторов ( Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. C. Hansen. B.; N. Y., 1995. P. 100, 102; PG. 86а. Col. 166-168). Из этих текстов известно, что ок. 450 г. икона Божией Матери, к-рая, как считалось, была написана самим ап. Лукой, была прислана в К-поль из Иерусалима имп. св. Евдокией и подарена имп. св. Пульхерии . Вместе с иконой в столицу прибыли также молоко Богородицы, ее веретено и пеленки Младенца Христа, к-рые отправила из Иерусалима имп. св. Евдокия. Пульхерия поместила святыни в новый храм и установила в нем празднование в честь Богородицы каждый вторник. В течение следующих 400 лет достоверных сведений о монастыре О. крайне мало. В визант. традиции сохранилось упоминание о том, что в 717 г., во время осады К-поля арабами, икону «Одигитрия» носили по городским стенам вместе с реликвией Животворящего Древа Креста Господня. Сведения об этом эпизоде содержатся только в визант. Триоди (данные источника могут быть недостоверны - см. Τριδιον κατανυκτικν. Εν Αθναις, 1915. Σ. 427). Известно также письмо, неверно приписанное в рукописи св. Иоанну Дамаскину, обращенное к визант. имп. Феофилу (829-842). В нем упоминается некий Иоанн, живший в К-поле в нач. IX в., к-рому предсказательница открыла, что скоро Лев Армянин станет императором (имп. Лев V в 813-820), а сам он займет высокий пост чтеца в мон-ре О. ( Ioan. Damasc. Ep. ad Theophilum//PG. 95. Col. 368). Время появления этого письма неизвестно. Вероятно, в период 1-го правления иконопочитателей в К-поле (787-813) мон-рь приобрел известность, но никаких подробностей об этом периоде развития храма и монастыря неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2578201.html

Крестный ход 8-го июля совершается из дворцовой церкви в Мариенбургскую часть города, с молебным пением, пред чтимою иконою, в каждом доме. Проектированные и недостроенные церкви в Гатчине а) Екатерининский собор. У Цесаревича Павла Петровича, когда он жил в Гатчине, были, как известно, свои гатчинские войска, послужившие, впоследствии, основанием молодой гвардии. Вступив на престол, Павел повелел построить в Гатчине военный собор, во имя св. мученицы Екатерины, на подобие Софийского собора в Царском селе. Составлен был план и отведено место для храма, на военном поле, против дворца, но, за смертию Императора, проект остался без исполнения. б) Несравненно больше было сделано по постройке мужского монастыря св. Харалампия. С учреждением русского приорства Мальтийского ордена (16-го мая 1798), Павел пожелал устроить в Гатчине, в Мариенбургской части (близ нынешней фермы), мужской монастырь. Предполагалось построить большую церковь во имя св. Харалампия, а кругом в виде большого квадрата, двухэтажные монастырские здания, с башнями. В 1799 г. изготовлен был материал: плита, кирпич, мраморные колонны, чугунные золоченые решетки, мальтийские кресты для глав, начата была самая постройка, на которую ассигновано было 199710 р. из кабинета Его Величества и уже выдано было архитектору 80000. Постройка шла быстро, но продолжалась недолго. Со смертию Павла работы прекратились и материал развезен был по разным другим постройкам. Теперь, на заровненном месте осталась часть бута, приготовленного под церковь . Описание гатчинской придворной церкви составлено прежним настоятелем ее, ныне пресвитером церкви Зимнего дворца, Василием Константиновичем Смирновым. Преемник его, священствующий ныне, священник Николай Григорьевич Кедринский, в дополнение к описанию, представил сведения об иконах, поднесенных Их Величествам, от различных депутаций, по случаю восшествия на престол и коронования Их Величеств. 103 Вот более достопримечательные иконы: 1) Икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе, с шитьем из жемчуга, по малиновому бархату, и с драгоценными камнями; на иконе большой сребропозлащенной венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3 июня 2015 г. 16:20 Издана самая полная постсоветская монография об истории московского Кремля В издательстве «Кучково поле» вчера, 2 июня, представлена новая книга доктора исторических наук советника директора Федеральной службы охраны Сергея Девятова «Московский Кремль. Памятники и святыни». Вобравшее в себя 550 страниц, вышедшее на русском и английском языках издание содержит уникальный текстовый и иллюстративный материал и является наиболее полной монографией об истории столичного Кремля за все постсоветские годы. Всего сюда вошли более двух сотен иллюстраций, многие публикуются «высокой печатью» впервые. Их ряд начинает вынесенная на обложку открытка 1909 года — первое известное цветное фотоизображение Кремля, запечатлевшее вид изнутри крепости на Вознесенский монастырь и Спасскую башню (на снимке). Нельзя не упомянуть еще об одном редчайшем ретроснимке — возглавляемым Патриархом Тихоном Крестном ходе 1918 года по Красной площади. «Его мы взяли из личного фотоальбома Ленина «1918 год», - говорит главный редактор издательства, ведущий редактор книги Елена Рычкова. Здесь же приводятся четыре самых подробных за всю историю Кремля плана: составленный после наполеоновских подрывов стен и башен в 1812 году, последний дореволюционный 1910 года, подписанный возглавлявшей в 1920 году музейный отдел Наркомпроса Натальей Троцкой план с цветной дифференциацией сохраняемых и приговоренных к сносу памятников, а также современный. Естественно, в такой книге просто не могла не быть широко представлена история многочисленных кремлевских храмов. Так, автор приводит снимки убранства шести домовых церквей Большого кремлевского дворца (в пяти из них сохранились исторические иконостасы); рассказывает о, возможно, самом старом здании города — основанной преподобной Евфросинией Московской церкви Воскрешения Лазаря, позднее вошедшей в основание Теремного дворца и упраздненной в XVIII веке; подробно вспоминает историю обретения в 1995 году захоронения великого князя Сергея Александровича (+ 1905).

http://e-vestnik.ru/news/kremlevskie_svy...

Указ Царя и Великого Государя Петра I Алексеевича 1700 года октября месяца о прекращении выдачи в Ризположенский монастырь денежной и хлебной руги и о замене их поместьями в Галицком и Суздальском уездах 1700 году указ Великого Государя царя и великого князя всея великия и малые и белые России самодержца Петра Алексеевича стольнику нашему и воеводе Василью Даниловичу Исленьеву в нашем, великого Государя указе из приказа большой казны в поместный приказ писано в приказах большой казны из большого дворца в ружных книгах написано: в Суздале в Ризположенский девичий монастырь игуменье Александре и 72 старицам руги в даче сто семьдесят восемь рублев двадцать алтын две деньги. Попом с причетники шестнадцать рублев 28 алтын. Игуменье же с сёстрами за овёс за двести за шестьдесят за девять четвертей по шести алтын за четверть. Итого сорок восемь рублев четырнадцать алтын две деньги, всего же им руги и за хлеб 244 рубля четырнадцать алтын две деньги, им же ожи 28 четвертей полтора четверика и в нынешнем 1700 году июля в 1 день Великий Государь царь и великий князь всея великия и малые и белые России самодержец слушав из ружных книг окладной выписки указал по имянному своему великого Государя указу того монастыря игуменье с сёстрами и попом со причётники денежной и хлебной руги не давать и из оклада выложить, а вместо этой руги дать им в монастырь из отписных поместий и вотчин окольничего князя Семена Романовича Пожарского, – что отписано после смерти жены его вдовы княгини Авдотьи Васильевны по выписке из Поместного приказа в Галиче сто шестьдесят три четверти в поле, а вдву потому ж крестьянских 46 дворов, да в Суздале 176 четвертей в поле, а вдву потому ж, крестьянских сорок пять (45) дворов с пустошьми и со всеми угодьи, чем она вдова княгиня Авдотья Васильевна владела. Докладная выписка о том за пометою думного нашего дьяка Никиты Моисеевича Зотова, а по книгам Галицкого уезда письма и меры князь Никифора Мещерскова с товарищи 136, 137, 138 и 139 и подаче 145 и 158 и по отписным книгам нынешнего 1700 года в поместье окольничего князя Семена Романовича Пожарского жены его вдовы княгини Авдотьи Васильевны, что отписано на нас великого Государя в Галицком уезде в Доровской и Шарицкой волости в деревне Немцове написано пашни середния земли шестьдесят девять четвертей, в деревне Бетелеве Белоутов тож тридцать девять четвертей с четвериком.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Борисо-Глебский храм (Раменское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисо-Глебский храм (Раменское) Церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней, выстроенная на средства графа И.А. Мусина-Пушкина. Новая колокольня построена в начале XIX в., декор переделан в 1870-х. Закрыта в 1929 г., занята историко-художественным музеем. Возвращена верующим, великое освящение совершено 14 мая 2011 г. Содержание История [ править править код ] В начале XVII в. в дворцовой волости Раменица Московского уезда, на погосте у Борисоглебского озера, существовала деревянная церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба: «Церковь Борис и Глеб, что на озере, дани десять алтын три денги, февраля 28 де на 136 (1628 год). Те денги взяты». Далее, по писцовым книгам Приказа Большого дворца 139-141 (1631-1633) годов: «к той Борисоглебской церкви пустошь, что была деревня Руново, пашни паханыя 3 чети без третника, да перелогом и лесом поросло 17 чети с третником в поле, а в дву потомуж, сена 80 копен, лесу пашеннаго 2 десятины, лесу непашеннаго 3 десятины; да к церкви ж Бориса и Глеба дано озерко Борисоглебское, да пустошь церковная Гребнево, пашни лесом поросло 30 чети в поле, а в дву потомуж, а дали тое пустошь к церкви Бориса и Глеба писцы Сергей Ступишин, да подъячий Василий Ратаев». В переписной книге 1644-1646 годов: «… погост на озере, церковь Бориса и Глеба деревянна, стоит без пения. На погосте двор – вдова попа Пелагея с сыном Фимкою, двор – дьячок Карпунка Иванов, двор – пономарь Фетька Анцыфоров; на церковной земле двор бобыля с детьми». В 7188 (1680) г. показано: «при церкве Бориса и Глеба во дворе вдовый поп Леонтий Григорьев, дьячек Ивашко Никитин, во дв. пономарь Силуянко Григорьев, церковь построена изстари, пашни церковной земли, по писцовым книгам 185-187 (1677-1679) гг. 2 четверти, в пустоши Руново, на вершине Степановскаго болота, пашни церковныя четверть, да лесом поросло 29 четвертей, в пустоши Гребневой, от рубежа деревни Хрипановой и от рубежа Николаевского Угрешскаго монастыря пустоши Панковой, пашни четверть, да лесом поросло 30 четвертей».

http://azbyka.ru/palomnik/Борисо-Глебски...

В К-поле во имя И. была воздвигнута церковь в квартале Петрий, в которой совершалась торжественная служба в день памяти этого святого (SynCP. Col. 832). Во многих визант. церквах хранились реликвии, к-рые предание связывало с И. (напр., часть его пояса и милоти в храме Св. Софии в К-поле (Книга Паломник. С. 20)). Расцвета культ И. достиг во время правления Василия I Македонянина (867-886). Существовала легенда о том, что матери буд. императора явился И., предсказал восшествие ее сына на престол и посоветовал отправить его в К-поль ( Theoph. Contin. P. 222). Став императором, Василий в знак благодарности святому отстроил старый храм в Петрии и создал посвященные И. церкви в Большом дворце (т. н. Новую церковь, посвященную Христу, Пресв. Богородице, арх. Михаилу и И., и ц. во имя И. в вост. части дворца), а также храмы в пригороде К-поля Пиги и в Иерии (Ibid. P. 325, 329-330, 337). Были учреждены пышные празднования в честь И., в к-рых должен был принимать участие император. Празднество сопровождалось шествиями, приемами и щедрыми угощениями во дворце ( Const. Porphyr. De cerem. T. 1. P. 106-109). В это время появляются церкви во имя И. и в др. частях империи ( Janin. Grands centres. P. 96, 134). Еще одним подтверждением того, что популярность культа И. возросла во 2-й пол. IX в., является тот факт, что изображения святого часто встречаются на миниатюрах рукописей того времени (LCI. Bd. 1. Sp. 610). Тогда же были созданы Энкомий пророку митр. Иоанна Прототрона (BHG, N 577c) и Похвальное слово, приписываемое Льву VI Мудрому , сыну Василия I (BHG, N 577). И. посвящено значительное число риторических произведений: Слово прп. Ефрема Сирина (BHG, N 574), Песнь о чудесах Илии и Елисея свт. Григория Богослова (BHG, N 577m), 3 Похвальных слова свт. Иоанна Златоуста (BHG, N 576, 577b, 577f), Слово Василия, еп. Селевкийского (BHG, N 575), Слово Мануила Дукаита (BHG, N 577d) и др. Существуют также Слова свт. Иоанна Златоуста, посвященные не одному И., а неск. святым: Слово об ап. Петре и Илии и Слово о Марфе, Марии, Лазаре и Илии. Помимо того, сохранилась Похвала И. на копт. языке, также приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHO, N 267; Budge E. A. W. On the Fragments of a Coptic Version of an Encomium on Elijah the Tishbite attributed to St. John Chrysostom//Transactions of the Society of Biblical Archeology. L., 1893. Vol. 9. P. 357-384).

http://pravenc.ru/text/389301.html

Strasbourg, 1932. Vol. 4; Sempels V. Barbe (1)//DHGE. T. 5. Col. 627-628; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 608-612; Vecellio Segate G. Santa Barbara nella tradizione, nella leggenda e nell " arte. S. l., 1977; Crimi C. Santa Barbara nella tradizione orientale. Paterno, 1999; Αγα Βαρβρα. Λευκωσα, 1999; Grano A. Santa Barbara: il mito, la leggenda, la storia, la passione, la morte. Napoli, 2000. А. В. Бугаевский Мощи и почитание Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки В. и Иулиании и похоронил их в сел. Геласий, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Мон-рь, посвященный В., находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В К-поле, в квартале Василиска, Вириной, вдовой визант. имп. Льва Великого, была построена ц. во имя В. В VI в. при визант. имп. Юстине (по др. версии, еще в IV в.) мощи В. были перенесены в К-поль и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю К-польской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти (SynCP. Col. 278). Этот храм упоминается в лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди В., из к-рой сочились кровь и молоко (Описание святынь К-поля. С. 453; Книга Паломник. С. 30). Святые Параскева, Варвара и Иулиания. Икона из ц. вмц. Варвары в Пскове. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) Святые Параскева, Варвара и Иулиания. Икона из ц. вмц. Варвары в Пскове. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) В К-поле известны еще неск. храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в юж. части главной к-польской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Др. храм находился в Манганах, ок. ворот св. Варвары. Кроме того, имп. Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в сев.-зап. части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139). Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей В.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Comp. hist. Vol. 1. P. 815) и Иоанна Зонары ( Zonara. Annales. XV 8)) ставят эту информацию под сомнение. Стефан Новгородский и др. рус. паломники XIV-XV вв. дают разноречивые сведения, на основании к-рых все-таки можно сделать вывод о том, что церковь «на ипподроме» оставалась действующей до самого падения К-поля в 1453 г. Это также подтверждается неск. документами К-польского Патриархата. Возможно, к клиру этой церкви принадлежал ученый и писатель Евстафий (впосл. митрополит Фессалоникийский). В кон. XIV в. возник спор о том, в чьей юрисдикции находится церковь, поскольку патриарх К-польский Нил признал права на нее за митр. Матфеем Кизическим и Халкидонским. Однако Соборы, созванные патриархом К-польским Антонием IV в 1389 г. и патриархом К-польским Макарием в 1390 г., эти права не признали. В 1942 г. в районе ипподрома были проведены археологические раскопки, в ходе к-рых в 45 м от ипподрома были вскрыты руины церкви IV в. с фресками, изображающими мученичество Е. В. и св. воинов (Виктора и Сосфена?). Известны и др. церкви, посвященные Е. В. в К-поле. В церкви в Дафни (часть Большого имп. дворца) ересиарх Севир, патриарх Антиохийский, произнес проповедь против Халкидонского Собора, упомянутую в деяниях Собора 536 г. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), в церкви близ ворот Неорион память мученицы отмечалась 16 мая, однако, возможно, церковь была посвящена не Е. В., а св. Силам бесплотным (SynCP. Col. 689). Церковь в квартале Петра могла быть построена в кон. V - нач. VI в. имп. Анастасием I Дикором и его женой Ариадной. Кроме храмов в К-поле предположительно было 2 мон-ря, посвященные Е. В. О дате основания мон-ря в квартале Петрион точных сведений нет. Сохранилось явно недостоверное свидетельство (Chron. Pasch. 92. Col. 1069) о постройке церкви, посвященной Е. В., в 230-240 гг., т. е. до рождения святой. Наиболее вероятно предположение, что мон-рь был основан имп. Василием I Македонянином (2-я пол. IX в.), обитель перестала упоминаться в документах и др.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Прошло затем несколько дней пустых. Мы ограничивались прогулками по полю, по монастырю; раз дойдено было до Смоленского рынка. Москвы я еще не видал. Устремляя глаза чрез поле, тщетно я искал Кремля. Виднелись какие-то зеленоватые церкви, и я спрашивал: «Не это ли Кремль?» — «Нет, — отвечали мне, — Кремль далеко еще. Это Зубово». Наконец в один из свободных от служения дней брат пред вечером повел меня. Мы прошли Пречистенку, миновали Алексеевский монастырь со старым Пожарным депо, стоявшие на месте, где теперь храм Христа Спасителя, и с Волхонки поворотили на Каменный мост; брат хотел показать мне Кремль с лучшей стороны. Кремль тогда смотрел красивее; теперешнего Большого дворца, подавляющего все остальное, не было еще; соборы не казались придачей ко дворцу, стоящими на его дворе. С набережной видны были терема и Спас на Бору; крошечная церковь Уара, стоявшая на пригорке пред Боровицкими воротами, придавала свою прелесть виду. Мы любовались с набережной; поворотили на Москворецкий мост, вошли в Кремль, во время вечерен поклонились святыням соборов, обошли Царь-пушку с Царем-колоколом, только что поднятым пред тем, и чрез Красную площадь Иверскими воротами прошли в Александровский сад, мимоходом полюбовавшись фонтаном, который бил в это время зонтом. То была целая лекция. Все, что помнил, все, что знал брат относящегося до Кремля, его святынь, до памятника Минину, до водопровода, до Александровского сада, до Воспитательного дома, на который издали мне указано, равно как и на дом, бывший Безбородко (потом Прохорова) на Вшивой горке, — все это выложено было частью тут же при обзоре, частью дорогой при возвращении на Девичье поле. Рассказано было, как в одну ночь Безбородко, ожидая государя, развел сад на пригорке, спускающемся от его дома к Москве-реке; по поводу Александровского сада передано о Неглинной, о рвах, отделявших Красную площадь от Кремля, и о нечистотах, которыми завалена была в те времена его окружность, о разорении Двенадцатого Года, следы которого еще оставались в 1818 году, когда брата ввезли в Москву. По поводу того же сада передано, почему единственное дерево во всех общественных садах — липа. Старейший из бульваров, Тверской, был засажен первоначально березами. Увидав насаждение, император (Александр I) спросил: «Что вам вздумалось — береза? Лучше бы липы». Березы были вынуты, липы посажены, и с тех пор везде липы и нигде березы. Воспитательный дом напоминал о Демидове и его причудах, кремлевский плац-парад — о соборе Николы Гостунского, снесенном в одну ночь.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010