В 1621 году от Царя Михаила Феодоровича, а в 1625 году вместе и от родителя его, Святейшего Патриарха, всё вышеписанное подтверждено несудимой грамотой 10 . В том же 1625 году, особливой грамотой утверждаются во владении монастыря: сельцо Зыбалово в Вологодском, сельцо Богданово в Ярославском, сельцо Покровское и деревня Морозово в Костромском уездах с разными селищами, пустошами, отхожими наволоками и проч. Сверх того утверждаются за монастырём рыбные ловли: Ез Быстрой на реке Сухоне и Исток Векса на устье реки Вологды, данный вкладом в монастырь князем Андреем Васильевичем Меньшим, родным братом Великого Князя Uoahha III Васильевича. В 1646 году грамота сия писана была от имени Царя Алексия Михайловича 11 . В 1647 году игумен Памва входил прошением к Царю Алексию Михайловичу об утверждении за монастырём некоторых земель, коими насильственно завладел стряпчий Иван Тимофеев Племянников. Царь повелел: прописанные земли возвратить монастырю и тем же указом утвердил за монастырём знаменитое в Пошехонском уезде, в Дябринской волости, село Зиновьево с деревнями, пожалованное монастырю в 1625 году Царём Михаилом Феодоровичем. В одном этом селе, с принадлежавшими к нему деревнями и пустошами, было посеву на 433 четверти в каждом поле 12 . В 1677 году игумен Иоасаф и келарь Феодосий утруждали Царя Феодора Алексиевича прошением о выдаче им вместо прежних, от многих годов обветшавших, грамот, новой жалованной грамоты. Царь, по учинении в Приказе Большого Дворца, выписки из всех прежних жалованных грамот, утвердил за монастырём все дарованные прежними Царями и Великими Князьями вотчины, рыбные ловли и всякие угодья, указом, в том же году последовавшим, с прописанием в нём всех прежних жалованных грамот 13 . В 1684 году, февраля 28 дня, по всем вышеписанным грамотам и по писцовым книгам, последовало от Царей Иоанна и Петра Алексиевичей утверждение во владении всеми вотчинами, рыбными ловлями, землями и угодьями, прежде за монастырём писанными 14 . VIII.Cocmoяhue монастыря в начале и конце XVII столетия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь обладает уникальной коллекцией энкаустических икон VI-IX вв. Исследователи выделяют среди сохранившихся памятников неск. художественных традиций - к-польскую, египетскую и сиро-палестинскую. Иконы «Христос Пантократор» (VI - 1-я пол. VII в.), «Богоматерь на престоле, со святыми Феодором Тироном и Георгием», «Ап. Петр» атрибутируются столичной мастерской, тогда как «Вознесение» с образом Спаса Еммануила, сидящего на радуге, и «Три отрока в пещи огненной» (обе датируются в пределах VI-VII вв.), вероятно, были выполнены на востоке империи. Появление в мон-ре нек-рых из этих икон связывают с имп. дарами, напр., по мнению Хадзидакиса, икона «Христос Пантократор» могла быть даром имп. Юстиниана и иметь отношение к мозаичной иконе Спасителя на воротах главного входа (Халка) в комплекс Большого дворца в К-поле . 4 небольшие энкаустические иконы VI-VII вв.: «Св. Иоанн Предтеча», «Богоматерь с Младенцем», «Святые Сергий и Вакх», «Мученик и мученица (Святые Платон и Гликерия?)» - из коллекции Порфирия (Успенского) также неоднородны по своим художественным характеристикам. Икону «Св. Иоанн Предтеча» ученые склонны относить к искусству Египта и датировать V-VI вв. Мнения об иконе «Богоматерь с Младенцем» различны: часть исследователей (Кондаков, А. Грабар, В. Н. Лазарев (публикация 1947)) полагают, что она была выполнена в Египте, другие (Д. В. Айналов, Вайцман, Лазарев (публикации 1967-1986)) - в К-поле; в отношении даты большинство склоняется к VI в. Икону «Святые Сергий и Вакх» связывают, как правило, с Египтом, но не исключают ее к-польское происхождение (Айналов, Вайцман), датируется в пределах VI-VIII вв. Остатки надписей с именами святых на иконе «Мученик и мученица» (V-VII вв.) прочитывали по-разному ( Этингоф. 2005. С. 553-559), преобладает мнение о ее принадлежности к сиро-палестинскому кругу. Др. группа древнейших синайских икон, выполненных темперой, создана в традициях вост. искусства VIII-IX вв. в Сирии или в Палестине (т. н. сиро-палестинская мастерская). К ней принадлежат: «Распятие» (VIII в.), «Рождество Христово» (VIII-IX вв.), «Вознесение» (IX-X вв.), средняя часть триптиха с сохранившимися композициями - «Рождество Христово», «Введение во храм Богородицы», «Вознесение», «Пятидесятница» (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

В ВЗ Г. упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27). Большая часть сведений о Г. содержится в апокрифической лит-ре. В ангелологии эфиоп. версии Еноха книги Г.- один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «просит и молится за живущих на земле и умоляет во имя Господа духов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Г. в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, к-рые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, к-рые прельстили людей (Там же. 54). В свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мёртвого м. Г.- одно из 4 имен (вместе с Михаилом, Сариилом и Рафаилом), написанных на щитах «сынов света» (1QM IX 15, 16). В Таргуме на книгу псалмов Г. именуется «великим Сиона» («?»), согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Г.- тот ангел, к-рого Господь послал по молитве царя Езекии и прор. Исаии уничтожить военачальников ассир. войска, осаждавшего Иерусалим (2 Пар 32. 21). Э. П. Б. Почитание В визант. традиции существовал общий культ архангелов Г. и Михаила, при этом Михаил пользовался особым почитанием. Одним из главных центров почитания Г. являлся Назарет, в к-ром над источником был построен храм в его честь. Согласно Протоевангелию Иакова, на этом месте произошло первое явление Г. Пресв. Деве во время Благовещения ( Pringle D . The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2. P. 140-144). В К-поле известны церкви, освященные во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в мон-ре Хрисоваланту, а также придел в базилике Неа-Экклесия Большого дворца, построенной Василием I Македонянином ( Janin . Églises et monastères. P. 66).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Сохранилась еще одна челобитная «сынчека боярского» Козьмы Борзунова к В. Г. Данилову-Домнину, в которой гонец сообщает о том, что он бил челом ярославскому воеводе В. Я. Утковскому и дьяку Илье Обрамовичю, они не помогли, но его прибытие было зафиксировано. Подвод он по-прежнему не смог найти, извозчики просили 60 рублей, вероятно потому, что «путь последней» (в Москве им, очевидно, пришлось бы дожидаться окончания весенней распутицы). Пешком идти Козьма также не решался, просил написать, что делать и опасался, чтобы в Ярославле «не завесноватца». Из следующего сообщения Козьмы становится ясно, что не только его послали в Москву с известием о смерти владыки: «Сказывают, наши дити боярские до Москвы не доехали никоторой», при этом И. Б. Милославскому также подвод никто не дал, а ямщики разбежались Дата отправки грамоты – 27 марта, в Вологде ее получили от служки Дионисиево-Глушицкого монастыря Авдюнки 1 апреля Из отписки московского стряпчего Акинфея Горяинова от 27 марта становится известно, что сын боярский Спиридон Столбицкий приехал в столицу 22 марта с отпиской и святительской грамотой. Согласно указанию архиепископа Маркела, стряпчий подал ее в приказ Большого дворца окольничему Ф. М. Ртищеву. Ртищев бил челом к государю и тот пожаловал и разрешил иерарху «посхимитца, на обещанье в Соловецкой монастырь отпустил», ответственным за этот вопрос был назначен крутицкий митрополит Однако, со следующей грамотой в Москву приехал сын боярский Иван Симанов 25 марта, который, очевидно, сообщил о принятии схимы Маркеллом 19 марта. В результате прежнюю грамоту выдавать отказались. Судя по пересказу Акинфея Горяинова, если вскоре придет смерть, архиепископ Маркелл просил похоронить его в Прилуцком монастыре, но для этого требовался новый царский указ: «А ныне, государь, дело помечено на твоей отписке, государь пожаловал в Соловецкой монастырь на обещанье отпустил. А буде смертный час постигнет вскоре, и погресть бы в Прилуцком монастыре. И о том великого государя указу нет, как-де Бог по душу пошлет и в то-де число быть-де великого государя указу. А домовую казну указал великий государь переписать воеводе до государева указу» Этот документ был отослан из Москвы с Иваном Ефремовым 27 марта, а получен в Вологде 2 апреля Другим почерком на нижнем поле этой отписки сообщается, что 4 апреля некий Спиридон «подал» грамоту «великого государя», согласно которой, архиепископу Маркеллу следовало «ехать на обещание в Соловецкой монастырь».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

При очередной смене власти в 717 г. Г. выступал посредником, чтобы предоставить гарантии безопасности на сей раз уже Феодосию. Патриарх венчал на царство Льва III, а впосл. крестил и короновал соправителем его сына Константина V (741-775). Однако есть основания полагать, что противоречия между старой аристократией, к к-рой принадлежал Г., и новой (Лев III и его приближенные) были очень острыми. Возможно, этим конфликтом, а также желанием императора контролировать Патриархат, а через него и всю Церковь отчасти объясняется поддержка, к-рую Лев III оказал еп. Константину Наколийскому и др. начавшим выступать против почитания священных изображений. Г. пытался убедить оппонентов в том, что иконы - древняя церковная традиция, однако летом 726 г. против иконопочитания официально выступил сам Лев III. Затем был снят (возможно, заменен др. изображением или крестом) образ Христа над Халкийскими воротами Большого дворца. Император оказывал на Г. давление, чтобы тот тоже выступил с осуждением культа икон, но он не соглашался, хотя и не объявлял иконоборчество ересью. В конце концов Лев публично потребовал от патриарха присоединиться к своей позиции и подписать соответствующий документ, и Г. ничего не оставалось делать, кроме как сложить с себя омофор. Действительно ли Г. потребовал созыва Вселенского Собора для обсуждения вопроса об иконах, остается неясным, поскольку источник, к к-рому восходит эта информация, создавался в преддверии Вселенского VII Собора и его автор был заинтересован в том, чтобы представить буд. Собор исполнением законного требования Г. Впосл. в иконопочитательской лит-ре возникла легенда о насильственном смещении Г., его ссылке и даже убийстве по приказу императора. На самом деле после отставки Г. удалился в родовое имение Платанион. Умер он, вероятно, до 741 г., но во всяком случае до иконоборческого лже-Собора в Иерии (754), на к-ром его предали посмертной анафеме (правда, в более мягкой форме, чем прп. Иоанна Дамаскина). Г. был похоронен в мон-ре Хора в К-поле.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Тихвинская икона Божьей Матери украшена драгоценною ризой, в которой 17 фунтов весу, в дорогом золотом киоте, который оценивают в 16 тысяч. Но повторю, что Исаакиевский собор своим великолепием, богатством и художеством производит впечатление на глаза, поражает ум, и что все, что видишь, приводит в рассеянность и мешает человеку сосредоточиться, войти в себя и молиться с тем усердием и умилением, которое ощущается в храме не столь обширном и великолепном. К 10 часам я поспешил к министру А.А. Зеленому, живущему поблизости от Исаакиевского собора и дворца великой княгини Марии Николаевны. Просителей было довольно. В одной из приемных комнат множество больших тропических растений, расставленных весьма искусно у окон и по углам. В одном окне стеклянный, порядочной величины водоем с рыбками и разными водяными животными. Видя, что другие просители кто ходит, кто сидит, я подошел к акварию и стал рассматривать. Ко мне подошел чиновник и, спросив мое имя, пошел доложить обо мне министру и, возвратившись, сказал: «Не угодно ли присесть? Генерал скоро примет». Я сел, и минут через пять отворилась дверь, из которой выглянула голова министра, который сказал: «Не угодно ли войти?» Я вошел в полуоткрытую дверь. Он принял от меня благословение, сел на диван и указал мне на кресло. Я сказал ему, что преосвященный Леонид ему кланяется, посылает благословение и поручил мне лично передать ему письмо, которое ему и подал. Прочитав письмо, он спросил меня: – Вы настоятель? Вы имеете при монастыре землю? Я отвечал, что в 1867 году монастырь получил 136 десятин, а теперь бы желал ходатайствовать о даровании лесной дачи для монастырского народного училища. – Это превышает мою власть, и сам по себе сделать это не могу, и потому не могу вам и слова дать, что это будет непременно сделано, но повидаюсь с обер-прокурором, переговорю и должен буду представить на Высочайшее благоусмотрение... Все, что могу сделать, постараюсь, это вам обещаю, для общеполезного и доброго дела. От министра я поехал на Васильевский Остров, на Смоленское поле, в Покровскую Общину сестер милосердия, учрежденную игуменией Серпуховского Владычного монастыря Митрофанией. Оканчивались часы, и должна была начаться преждеосвященная литургия. Я вошел в алтарь, где и простоял во все время службы. Пели сестры милосердия, и весьма хорошо; пономарскую должность исправлял мальчик лет восьми, а двум мальчикам, выходившим со свечами в рубашечках, было лет по шести, я думаю, не более. Община эта на краю города на очень обширном месте, обнесенном деревянными заборами, посредине возвышается храм не очень большой, но прекрасной архитектуры, все здания заведения в связи с церковью. Иконостас совершенно необыкновенный – лаковый и расписанный наподобие простых деревянных чашек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В начале XVII ст. Ново-Озерецкое, находившееся в числе дворцовых вотчин, значится пустошью. В 1630 г. оно продано из приказа Большого Дворца князю Евфимию Федоровичу Мышецкому. В переписных книгах 1646 г. написано: «за князем Еуфимом Мышецким сельцо, что была пустошь, Ново-Озерецкое, над озером, а в нем двор вотчинников, двор скотный, двор крестьянский и 8 дворов задворных людей». По смерти князя Е. Ф. Мышецкого сельцо Ново-Озерецкое в 1671 г. дано его сыну Якову по разделу с родными братьями Данилою и Борисом Мышецкими. В 1678 г. в этом сельце находились: «двор вотчинников, да за двором старинных людей живут своими домами 5 семей, 2 двора крестьянских». В 1684 г. 21 января государям и великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу бил челом в Поместном приказе князь Яков Мышецкий: «по приказу отца своего князя Еуфима Федоровича, в подмосковной своей вотчине, в сельце Новом Озерецком, хочу построить каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а к той церкви поступаются вотчинной свой в поле 10 четвертей земли, да сенных покосов на 10 копен; милосердные государи цари и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, пожалуйте меня, велите, государи, землю и сенные покосы к церкви справить и для ведома в Патриарший казенный приказ послать память…». Новопостроенная в селе Ново-Озерецком каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в 1685 г. обложена данью. За последующие 1687-1740 гг. в тех же приходных книгах казенного приказа Покровская церковь писалась: «церковь Покрова Богородицы в вотчине стольника князя Якова Евфимовича Мышецкого в селе Новом Озерецком». Церковной дани платилось с 1712 г. 25 алтын с деньгою. По смерти князя Я. Е. Мышецкого недвижимое имение досталось в 1700 г. его дочери жене Кирилла Алексеевича Нарышкина Настасье Яковлевне и за нею оно утверждено того же года отказною книгою: «отказано кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина жене его Настасье Яковлевне родовая отца ее стольника князя Якова Еуфимовича Мышецкого село Новое Озерецкое, на озере, а в нем церковь каменная во имя Покрова Пресвятой Богородицы со всякою церковною утварью, да в том же селе двор вотчинников, со всяким дворовым строением и с садами, да крестьян 7 дворов». В 1731 г. Семен Кириллович Нарышкин продал это село В. В. Степанову, а от него перешло в 1754 г. к его сыну Алексею.

http://sobory.ru/article/?object=12149

Убийство Варды на глазах у имп. Михаила III. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 80) До 855 г. влияния М. на внутреннюю политику не было. Однако первые же его самостоятельные действия как императора имели далеко идущие последствия. Феодора была чрезвычайно разгневана убийством Феоктиста. М. пытался умилостивить ее, но т. к. она оставалась непреклонной, он пришел в ярость и начал притеснять ее, что в конце концов и привело к открытому конфликту с патриархом Игнатием (враждебность М. по отношению к этому патриарху из источников очевидна). Дальнейшие действия М. предоставил Варде, к-рый обошелся с Игнатием и его сторонниками весьма жестоко. В то же время Фотий всегда поддерживал М., даже после убийства Варды. К-польский Собор, осудивший Римского папу Николая I за ересь, в ответ на низложение папой Фотия, состоялся в авг.-сент. 867 г., когда Василий уже был соправителем. Оставшись же единоличным государем, Василий немедленно встал на сторону игнатиан, сместил Фотия и отменил решения Собора. Т. о., по крайней мере в этом случае между М. и его преемником были реальные политические разногласия. Если общий источник Псевдо-Симеона, Генесия и Продолжателя Феофана был игнатианской ориентации, это может объяснить изначально враждебное отношение к М. всех 3 текстов. Ко времени единоличного правления М. относится реализация некоторых роскошных архитектурных проектов в К-поле: украшенного новыми мозаиками имп. тронного зала Христотриклина в комплексе Большого дворца в Константинополе , вновь отстроенного г. Анкира (ныне Анкара, Турция) и укреплений в г. Никея (ныне Изник, Турция). Великолепные дискос, потир и паникадило, вложенные М. в собор Св. Софии, позитивно упоминает даже Продолжатель Феофана ( Theoph. Contin. P. 210.16-211.5). Археологи обнаружили следы строительной деятельности, относящиеся ко времени правления М. во Фракии. В имп. дворце, в зале Магнавра, была основана школа (иногда не вполне корректно описывается как ун-т), в к-рой преподавали такие ученые, как Лев Математик. Буд. патриарх Фотий до 858 г. вел преподавательскую деятельность у себя дома. Именно к периоду правления М. обычно относят начало т. н. Македонского возрождения. М. как литературный персонаж

http://pravenc.ru/text/2563704.html

26 числа войско выступило в Брянск; оно шло через Кремль мимо дворца под переходы, на которых сидели царь и патриарх; Никон кропил проходящее войско святою водою. Когда подъехали к переходам бояре и воеводы, то сошли с лошадей и поклонились по обычаю; государь спросил их о здоровье, и они поклонились до земли. Царь сказал им: «Поезжайте да послужите; Бог с вами: той вам да поможет и вас соблюдет». Бояре и воеводы опять поклонились до земли. Встал Никон, благословил их и сказал речь: «Упование крепко и несумненно имейте в уме своем на господа Бога и творца всего создания и общую заступницу, пресвятую богородицу, призывайте на помощь. Государевы дела делайте с усердием, а во всем том господь Бог утвердит вас и поможет вам на всякое доброе дело; да подаст вам силою животворящего креста победу и одоление и возвратит вас здравых со всякою доброю победою». Изговоря речь, патриарх опять благословил воевод и поклонился им по обычаю; воеводы поклонились ему в землю, и Трубецкой говорил речь: «О, всеблаженнейший и пресветлейший отцам отец, великий государь, пресвятейший Никон, всея Великие и Малые России патриарх! Удивляемся и ужасаемся твоих государевых, учительных словес и надеемся на твое государево благоутробие, понеже не видим ни одного грешника,.кающегося отгоняема и озлобляема от тебя, государя. Твоему пресвятому поучению, как евангельскому благовестию, радостною душою и с радостными слезами веселимся и утешаемся; по воле Божией, по государеву указу и по твоему благословению и учению обещаемся с радостию служить безо всякие хитрости; если же в бесхитростии или в недоумении нашем преступление учинится, молим тебя, пресветлейший владыка, о заступлении и о помощи». В то время как говорил речь Никон, царь для его святительской речи и достоинства стоял. Съездивши к Троице и в Саввин монастырь, царь 10 мая осмотрел на Девичьем поле всех ратных людей, которые должны были идти с ним в поход; 15 мая отпущена была в Вязьму Иверская икона Богородицы, и в тот же день отправились туда воеводы передового и ертаульного полка; на другой день выступили воеводы большого и сторожевого полка; 18 мая выступил сам царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

М. Александровский А. Перечень существующих церквей в порядке времени их построения I. Время митрополитов Киевских и всей России Спас на Бору, или Преображенский собор. Находится на дворе Большого Кремлевского Дворца. Построен в 1330 году Великим Князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите Св. Феогносте. Западный притвор и северозападный верхний придел пристроены в 1350 году В. К. Симеоном Иоановичем Гордым. 3начительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, при чем были пристроены 1) югозападный верхний придел, 2) юговосточный придел Гурия, Самона и Авива, 3) северовосточный придел Трех Святителей, 4) притвор к юговосточному приделу. При обновлении 1863 года верхние приделы получили наименования: северный – Мученика Прокопия, южный – Стефана Пермского. Придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. – В главном иконостасе находятся храмовые иконы 1) Сретенского собора, разобранного в 1801 году, и 2) церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном Дворце и упраздненной в 1809 г. 2. Всех Святых, что на Кулишках. Находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена при В. К. Дмитрии Иоанновиче Донском в память православных воинов, павших 8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле. Колокольня XVII века. Некоторая перестройка церкви была в 1687 году, а последнее значительное обновление в 1845. Приделы: 1) Пророка Наума, 2) Николая Чудотворца. 3. Марии Египетской, в Сретенском монастыре. Построена в 1385 году. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII веке фабрикантом А. Милютиным. В 1784 году церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 года богослужения в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 году стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I. 4. Воскрешения Лазаря. Во Дворце, на северозападе от Спаса на Бору. В 1393 году Бывшая Княгиня Евдокия Димитриевна построила здесь каменный храм Рождества Богородицы. Над этим храмом в 1514 году зодчим Алевизом надстроен другой, который стал называться церковью «Рождества Богородицы, что на Сенях», причем нижняя церковь была переименована в Воскрешения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010