Лопатка – см. Пилястра . Лор (греч. λρоς – ремень) – деталь облачения византийских императоров (в котором изображали и архангелов : широкая и длинная полоса ткани, украшенная орнаментом, и расшитая жемчугом и драгоценными камнями, перекрещивающаяся на груди. Лор – воспоминание о смертных пеленах Христа. Лотковый свод – конический свод, составленный из четырёх лотков выпуклых сегментов. Лузга – откос, образованный в доске ковчегом и полями иконы. Люнет (фр. lunette) – полукруглое поле над порталом, окном; полукруглое завершение стены в рукавах креста и храмах крестово-купольного типа. Мавзолей (лат. mausoleum) – термин происходит от наименования усыпальницы карийского царя Мавзола, воздвигнутой в г. Галикарнасе (в Малой Азии). Впоследствии мавзолеями стали именовать монументальные погребальные сооружения. Майолика (ит. maiolica) – вид декоративной керамики с рельефным изображением, цветной росписью, покрытой глазурью (рус. изразец). Малый вход – литургическое действие во время которого из алтаря выносится в основное пространство храма Евангелие, что должно символизировать приход в мир Спасителя. Манганы – местность в Константинополе, где существовал один из почитаемых монастырей с церковью св. Георгия. Манганы были местом хранения реликвий и местом традиционного паломничества. Мандилион (греч. μανδλου) – нерукотворный отпечаток лика Спасителя на плате (убрусе) эдесского царя Авгаря (Эдесский образ, Священный убрус). Существует несколько версий происхождения этого образа. Согласно одной из них, Господь отер свой лик куском ткани в ответ на просьбу царя Авгаря прислать свой портрет для исцеления. Во второй – это плат, которым Господь отёр пот со своего лица во время несения креста на Голгофу . Плат с нерукотворным образом Христа длительное время хранился в Эдессе, где перед ним совершались особые богослужения; удостаивались видеть его немногие высшие архиереи . В 941 г. Мандилион был торжественно перенесен в Константинополь и помещён в церкви богоматери Фаросской, придворной церкви Большого Императорского дворца. Сомнения в реальности существования Мандилиона, высказывавшиеся в литературе, рассеяны недавней расшифровкой надписи на наперсном ковчеге со сценой «Сошествие во ад» XII в. из Московского Кремля, где перечисляются реликвии, хранившиеся в императорском храме-реликварии, и упомянута частица Мандилиона, вложенная в ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владельцами села Сляднева были в 1762 году генерал поручик Иван и Афанасий Ивановичи Костюрины. (Там же, сказки 2-й ревизии, стр. 110). 27. Преображения Господня церковь на погосте Спасском, в Старой Рузе, на Москве реке В дозорных книгах 136 (1628) г. церковных пустых земель Русского уезда (Городского стана), письма и дозора строителя Сторожевского, монастыря старца Иоасафа Пестрикова, написано: «В Старой Рузе, на Москве реке, погост Спаской, а в нем церковь Всемилостивого Спаса; по сыску церковною землею владеет, пашню пашет и сено косит большого дворца подячей Богдан Григорьев, а сколько лет и почему владеет и на сколько той земли по окладу четвертей и про то в сыску сказали, что того не ведают. А в книгах у старосты поповского тот погост в оброке ни за кем не написан, а прикащик Богданов и крестьяне пошли к Москве к Богдану с запасом и допросить было некого. А по дозору на том погосте церковь пуста и раскрылась; а около церкви дворовые места: попово, причетников церковных и огородов по смете десятина, да полевые пашни 5 десятин в поле, а в дву потому ж, да сена на Москве реке четыре стожка, да на осыпи два стожка по смете копен семьдесят, да лесу дровянова по смете десятин с 20, а всем тем погостом владеет подъячей Богдан Григорьев». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Писц. кн. 845, стр. 811). По всей вероятности церковь Преображения Спасово за ветхостью была упразднена. Церковная Преображенская земля отдавалась в оброк до построения вновь церкви, и писалась в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа Русской десятины за 7146 (1638) год «на стольнике на Тимофее Федоровиче Бутурлине оброку 3 рубли, да на 145 (1637) г. (недоимка) 3 рубли». (Патр. Прик., кн. 6, стр. 132). В окладных приходных книгах жилых церквей того же Приказа за 7152 (1644) год находил запись следующего содержания: «По книгам Русские десятины десятильника Леонтия Соболева, да старосты поповского Егорьевского попа Якова прибыла вновь в нынешнем во 152 (1644) году церковь Преображения Спасова, что в Старой Рузе на Москве реке, на берегу, дани 3 алтына 2 деньги, десятильничих гривна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каменная церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы, как видно из дела, производившегося в вотчинной коллегии о разделе имения между кн. Голицыными с кн. Урусовым, – была построена на пустошах Тепневой и Бражниковой, принадлежавших к селу Долгим Лядам, и названо селом Благовещенским; а село Долгие Ляды, в котором была церковь Успения Пресв. Богородицы – Успенским Долгие Ляды тож. (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Вотч. Колл, по гор. Торжку мол. л. кн. 15, дела 15, стр. 155). Тепнево некогда было дворцовое село, в нем, находился храм св. мученика Георгия. По писцовым книгам Русского уезда за 7136 (1628) значится: «на пустоши, что было государево дворцовое село Тепнево, место церковное, а полевая земля лежит облогом и заросла лесом поросником, а по окладу было по семи четвертей в поле, а в дву потому ж». В 7144 (1636 г.) пустоши Тепнева, Бражникова и Фомкина и дер. Осташова и Чередеева были проданы из Приказа Большого Дворца Федору Федоровичу Лихачеву и после находились во владении с селом Долгими Лядами у кн. Ивана Алексеевича Голицына, а от него перешло в 1729 г. к его сыну кн. Федору Ивановичу Голицыну, по разделу с братом кн. Алексеем Ивановичем. В 1756 г. кн. Федор Иванович Голицын при жизни все свои имения отдал в наследство своим детям кн. Петру, Борису, Павлу, Николаю Ивану Федоровичам Голицыным, при этом село Благовещенское досталось кн. Николаю; а Долгие Ляды – кн. Петру, который в 1765 г. свою часть имения в Русском уезде продал жене графа Владимира Семеновича Салтыкова вдове Екатерине Алексеевне, после смерти которой дети ее гр. Сергей, Алексей, Петр Владимировы и жена их брата гр. Николая вдова Анна Сергеева с ее детьми девицами граф. Прасковьею и Марьею в 1773 г. имение разделили и графу Алексею Салтыкову досталось в Русском уезде село Долгие Ляды с деревнями; в 1777 г. оно куплено было кн. Александром Васильевичем, Урусовым у гр. Салтыкова и за ним утверждено отказною книгою 1792 г., в которой упоминается «село Успенское Долгие Ляды тож Можайского уезда», при церкви находился священник Федора, Степанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Естественно, правители той эпохи не были инициаторами этого процесса: они всего лишь готовили почву для его неудержимого развития и были ставленниками мощно пробивающей себе путь экономической силы. Таким образом, даже устранение Романа Аргира не многое изменило, несмотря на то что оно было осуществлено стороной, которая с социальной точки зрения представляла собой противоположный элемент. Между императором Романом и императрицей Зоей в течение многих лет царил глубокий разлад, поскольку с обретением императорского венца интерес Романа Аргира к стареющей императрице угас, он начал пренебрегать ею и даже стеснил ее в денежных средствах. Страсть к развлечениям стареющей женщины, для которой только-только начали раскрываться земные радости, не могла себя сдержать. В поле ее зрения попал молодой Михаил, крестьянский сын из Пафлагонии, которого его брат, влиятельный евнух Иоанн Орфанотроф, ввел в гинекей царского дворца. Собственно кукловодом в этой интриге и был Иоанн Орфанотроф, в высшей степени способный, но совершенно беспринципный человек, который, будучи евнухом и монахом, не мог притязать на императорскую корону и потому действовал в пользу своего брата. Зоя влюбилась в красивого юношу с пылкостью поздней страсти, и случилось так, что 11 апреля 1034 г. Роман III умер в бане. Вечером того же дня императрица обвенчалась со своим молодым любовником, который и взошел на престол в качестве Михаила IV (1034–1041). Зоя опять просчиталась, ибо интерес к ней Михаила после вступления на престол также угас. У нее была даже отнята свобода передвижения: помня о судьбе Романа Аргира, Иоанн Орфанотроф весьма строго следил за ее контактами. Император Михаил оказался способным правителем и храбрым полководцем. Однако он страдал эпилептическими припадками, которые со временем стали более сильными и частыми. Наибольшие выгоды извлек хитрый евнух: все управление Империей сосредоточилось в его руках 731 . Он с большой ловкостью держал бразды правления государством, однако немилосердно увеличил налоговое бремя и в деле взимания налогов не знал снисхождения 732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 ноября в Патриаршем Успенском Соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и сонм архиереев молились на благодарственном молебне и литии по почившим Предстоятелям Русской Православной Церкви. Затем Святейший Патриарх возглавил открытие выставки «Собор русских Патриархов» в Мироваренной палате Кремля. После этого в Александровском зале Большого Кремлевского Дворца состоялся торжественный прием, во время которого Святейший Патриарх Алексий и участники торжеств были приняты Президентом Российской Федерации В.В. Путиным . Президент России поздравил всех присутствующих со значимым юбилеем — 90-летием восстановления Патриаршества, подчеркнув, что у российского государства и Православной Церкви всегда было общее поле для сотрудничества и выразил надежду на дельнейшее развитие взаимодействия. В своем ответном слове Святейший Патриарх Алексий рассказал об историческом значении события восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, указал основные вехи в жизни Православия в прошедший период, а также отметил основные проблемы, стоящие сегодня перед Русской Церковью. Президент В.В. Путин ответил на вопросы архипастырей и передал Святейшему Патриарху ковчег с частицей Ризы Христовой, который находился в собрании музеев Московского Кремля. В заключение встречи Святейший Патриарх вручил Президенту Российской Федерации Владимиру Путину орден Русской Православной Церкви «Слава и Честь» за неоценимый вклад в дело укрепления российской государственности и духовно-нравственного возрождения российского общества. Вечером 19 ноября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялись торжественный акт и концерт, посвященные 90-летию восстановления Патриаршества. 19 и 20 ноября в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете состоялась Международная церковно-общественная научная конференция «1917-й: Церковь и судьбы России». 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и день Патриаршей интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Большом Соборе Донского монастыря Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил молебен перед мощами святителя Тихона.

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

Князь Олег. Петроград., 1915; Репринт: Казань, 1995. 11 августа в церкви Большого Петергофского дворца совершилось крещение Новорожденного Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. Восприемниками Августейшего новорожденного были: Государыня Императрица Мария Феодоровна, Император Германский, Король Великобританский, Король Датский, Великий Герцог Гессенский, Принцесса Виктория Великобританская, Великий Князь Алексей Александрович, Великая Княгиня Александра Иосифовна и Великий Князь Михаил Николаевич… Армия и флот удостоились исключительной царской милости. В телеграмме Государя Императора генерал-адъютанту Куропаткину было выражено: «Сегодня, во время совершения Таинства Святаго Крещения Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича, Ее Величество и Я, в душевном попечении о Наших доблестных войсках и моряках на Дальнем Востоке, в сердце молитвенно призывали их быть восприемниками Новокрещеного Цесаревича, да сохранится у Него на всю жизнь особая духовная связь со всеми теми дорогими для нас и для всей России воинами, от высоких начальников до солдат и матросов, которые свою горячую любовь к Родине и Государю выразили самоотверженным подвигом, посреди лишений, страданий и смертельных опасностей». Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич. СПб., 1911. С. 18. Государь пожелал, дабы все войска действующей на поле брани армии были тоже в числе восприемников новорожденного Цесаревича, о чем и было дано знать на фронт. Во время крещения с младенцем произошел замечательный случай, обративший на себя внимание всех присутствующих. Когда новорожденного Цесаревича помазывали свя тым миром, он поднял свою ручку и простер свои пальчики, как бы благословляя присутствующих. В этом случае видели не простое совпадение, а что-то вещательное, объясняя всякий по-своему. Одни видели в этом хорошее предзнаменование, а другие наоборот. Государыня особенно была рада, что наконец-то Бог услышал ее молитву, даровал ей сына, приписывая эту милость Божию молитвам преподоб ного Серафима Саровского. […]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Тяжело было ехать к 2-м часам на народный праздник, зная, что уже до начала было столько несчастий , – писал Кон­стантин Константинович 18 мая в дневнике, – мне говорили не­которые , что на дороге попадались навстречу пожарные с большими фургонами, переполненными трупами несчастных пострадавших. На поле перед павильоном, построенным для государя против Петровского дворца, собралось семьсот тысяч народу, т.е. более, чем Наполеон привел с собою в Москву». «В павильоне масса народу – все августейшие особы! – записа­ла в тот же день в дневнике великая княгиня Ксения Алексан­дровна, сестра императора Hukoлaя II. – Внизу только одна огромная толпа, и оркестр, и хор. Четыре раза сыграли гимн, а по­том „Славься“ без конца! На душе было грустно и тяжело. Пока мы были там, увезли еще фуру с убитыми». «Вечером Ники присутствовал на большом балу, данном фран­цузским посланником. Сияющая улыбка на лице великого князя Сергея заставляла иностранцев высказывать предположения, что Романовы лишились рассудка», – вспоминал муж Ксении Александровны, великий князь Александр Михайлович. «Государь не хотел было ехать на французский бал, – писал Константин Константинович в дневнике 19 мая, – но его убедили показаться там хотя бы на один час; и что же: на балу Владимир, Алексей и сам Сергей упросили государя остаться ужинать, т. к. отъезд с бала показался бы „сантиментальничаньем“». «Все светлое и радостное, все трогательное и умилительное, пережитое в эти три недели, омрачено и испорчено ходынской катастрофой, – писал он в дневнике 26 мая, – и не столько ката­строфой – в ней сказалась воля Божия, – как отношением к ней ответственных лиц. Конечно, Сергей лично не виновен; его вина разве в недостат­ке предусмотрительности; но он сам причиною того, что на него сыплются обвинения. Съезди он на место происшествия вместо того, чтобы встречать государя на народном празднике; явись он на похороны погибших; заяви он государю, что как главное ответ­ственное лицо не считает себя достойным оставаться генерал-гу­бернатором; сам попроси о назначении строжайшего следствия – и никто бы его не обвинил.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

Не только место самой Лавры преисполнено на каждом шагу воспоминаниями или о каком-либо великом муже, или о знаменитом происшествии; но и окрестности богаты историческими событиями: на горе Волкуше архимандрит Дионисий, келарь Авраамий Палицын и весь священный собор, с крестами и хоругвями, напутствовали благословением Пожарского и Минина с воинством на спасение Москвы и Отечества; в Терентьевской роще и по берегам Кончуры находились таборы Сапеги и Лисовского; на красной горе, на крутой горе и на глиняном овраге ставили они свои туры; на Клементьевском поле одержана решительная победа над врагами. – В воспоминание дня снятия поляками осады Троицкой Лавры, 12 января (1610) бывает до ныне по стенам монастырским крестное хождение. Из иностранных государей посещали Лавру: австрийский император Иосиф II, в 1780, Прусский король Фридрих Вильгельм III, в 1818 году; принц Оранский, нынешний король Нидерландский, и многие другие знаменитые путешественники. ЧУДОВ, муж. кафедральный 1 класса, в Москве, в Кремле подле малого Императорского Дворца, бывшего прежде домом митрополита Московского. Основана в 1365 году св. Алексием митрополитом всея Руси, в княжение Димитрия Иоанновича Донского. Прежде на этом месте был Ханский конюшенный двор. Святитель Алексий, быв приглашен ханом Джанибеком для излечения от глазной болезни ханши Тайдулы, или Тайболы, ездил в Орду и исцелив страждущую святыми своими молитвами , получил от нее в дар кремлевский конюшенный двор; а от хана, кроме ценных даров, льготную грамоту в пользу Российской церкви. По возвращении в Москву, св. Алексий, на месте Конюшенного двора построил в память чудесного этого события, преклонившего хана к доброжелательству и облегчению Православной церкви, общежительную обитель с деревянною церковью, во имя Чуда Архистратига Михаила, с приделом Благовещения Богородицы. В 1382 году в нашествие Тохтамыша, обитель эта опустошена огнем и мечем; при чем архимандрит Иаков и несколько монахов убиты. После возобновления чрез 119 лет , она перестроена в 1501 году, а в большой Московский пожар, в июне 1547, сгорела и 18 старцев с слугами погибли; царь Иоанн Васильевич, в 1556, привел ее опять в прежний вид, но бывшие после того пожары, 1626, 1701 и 1737 годов, истребляли монастырские церкви и строения, или все, или некоторые. Важнейшие возобновления обители были в 1679, 1769, 1799 и 1814 годах. Архиепископ Московский Амвросий, кончивший жизнь от убийц в 1771 году, много употребил своего иждивения на устройство и отделку зданий Чудова монастыря. Внешний вход с площади, с высоким крыльцом, устроен в готическом вкусе по проекту архитектора Казакова, в 1780 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Помимо сюжетных композиций на вост. стене нартекса находится ростовой Деисус. Композиция представлена в сокращенном изводе - в молитвенном предстоянии Христу изображены Богоматерь и коленопреклоненные севастократор Исаак Комнин (брат имп. Иоанна II Комнина) и принявшая постриг с именем Мелания дочь Михаила VIII Палеолога Мария. Изображение Христа сопровождается эпитетом «Халкитис» и повторяет знаменитый образ, находившийся над медными вратами Большого имп. дворца в К-поле. Расположение такой деисусной композиции указывает на находившиеся в этой части нартекса погребения Исаака Комнина и Марии Палеологины. С целью создания семейной усыпальницы с юж. стороны кафоликона Феодором Метохитом был пристроен параклис, фрески к-рого выполнены одновременно с мозаиками нартекса. Тематика росписи отвечает заупокойному назначению этой небольшой погребальной капеллы. В конхе апсиды изображено «Сошествие во ад», в виме - «Воскрешение сына вдовицы» и «Воскрешение дочери Иаира», на своде и стенах - «Страшный Суд», в куполе - «Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов», в парусах - гимнографы прп. Иоанн Дамаскин, свт. Косма Маюмский, прп. Иосиф Песнописец и Феофан, под куполом на арках и стенах - прообразовательные богородичные сюжеты из ВЗ. Христос и Богоматерь. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Фрагмент Деисуса Христос и Богоматерь. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Фрагмент Деисуса Чрезвычайно близки росписи мон-ря Хора, но исполнены большей лиричности фрагменты мозаик др. погребальной капеллы - параклиса ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), расписанного ок. 1315 г. Он был пристроен мон. Марфой, вдовой сановника Михаила Тарханиота, перестроившего церковь в кон. XIII в. В куполе изображен Христос Пантократор в окружении пророков. В алтаре находится Деисус - Спаситель на престоле в конхе апсиды, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи в нишах вимы; образ Спасителя сопровождается эпитетом «Υπεργαθος» (Преблагой).

http://pravenc.ru/text/387113.html

В 1646 г. село Пруссы с деревнею Степанковою принадлежало князю Никите Ивановичу Одоевскому; в селе находился двор боярский с двором приказчиковым, а в деревне 5 дворов крестьянских и 2 двора пустых. В 1678 г. этим имением владел князь Василий Федорович Одоевский. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. досмотра и описи Романа Ивановича Владыкина, по указу патриарха Иоакима, написано: «церковь Рождества Пречистой Богородицы с пределами деревянная в Селецкой десятине, в вотчине князя Василия Федоровича Одоевского, в селе Пруссах, дани 2 алтына 4 деньги, заезда гривна; а по досмотру и по сказке той церкви попа Филиппа с причетники, к той церкви церковной земли полторы десятины в поле, сена на двух лугах 50 копен, да попу с причетники дает князь В. Ф. Одоевский годовую хлебную и денежную ругу, и что в писцовых книгах Лаврентия Кологривова 1623-24 гг. написана пустошь Степанкова, а в ней был храм Воскресения Христова, да в приделе Николая чудотворца…». После князя В. Ф. Одоевского его жена вдова княгиня Акилина Федоровна, урожденная Ртищева, завещала село Пруссы продать и вырученные за оное деньги отдать в Ростовский девичий монастырь на поминовение ее родителей. В 1688 г. это село продано из Приказа Большого Дворца боярину Алексею Семеновичу Шеину; в 1704 г. в Пруссах, кроме двора боярского, находились дворы: земского дьячка, скотный, конюхов и рыбачий. После боярина Шеина оно принадлежало его жене вдове Марфе Михайловне с сыном Сергеем. В 1721 г. село Пруссы приписано к дворцовым вотчинам; потом оно было пожаловано Петром II графу Семену Леонтьевичу Гендрикову, а после 1759 г. владел его сын граф Иван Семенович и от него перешло в 1780 г. к его жене вдове графине Екатерине Сергеевне. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=42621

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010