Московская держава, однако, сильно отличалась от Византии и своим политическим устройством, и культурным самосознанием. Византийская «симфония» (гармонические взаимоотношения) между императором и патриархом никогда реально не привилась в России. Секулярные цели Московского государства и воля монарха всегда преобладали над каноническими и религиозными соображениями, которые еще сдерживали средневековых императоров Византии. На московскую политическую идеологию всегда больше влияли начала западноевропейского секуляризма и азиатского деспотизма, нежели римского или византийского права. Если сильные византийские патриархи Константинополя были в целом способны противостоять открытому насилию над вероучением или каноническим правом со стороны императоров, то их русские преемники оказались здесь довольно слабы; единственное исключение — свт. Филипп, митрополит Московский (1566—1568), который отважился осудить злоупотребления Ивана IV, за что был смещен и замучен.    Кризис идеологии «третьего Рима» пришелся на середину XVII столетия. Могущественный патриарх Никон (1652—1658) решил восстановить власть и авторитет церкви, объявив патриаршее служение высшим по отношению к царскому. Он склонил царя Алексея Романова принести покаяние за преступление его предшественника против свт. Филиппа и присягнуть на верность церкви. Одновременно с этим Никон попытался разрешить старую проблему русской церковной жизни — проблему богослужебных книг. Переведенные с греческого, эти книги на протяжении веков подверглись множеству искажений и содержали бесчисленные ошибки. Кроме того, разница в историческом развитии России и Ближнего Востока привела к различиям и в литургической практике русских и греков. Никон вознамерился привести всю русскую практику в точное соответствие с греческими образцами. Его литургическая реформа привела к главнейшему расколу в Русской Церкви. Народные массы всерьез уверовали, что Москва — последний оплот православия. И недоумевали: почему Россия должна перенимать практику греков, которые во Флоренции предали православие и были за то справедливо наказаны Богом, оказавшись пленниками неверных турок? Реформистские указы патриарха были отвергнуты миллионами представителей низшего клира и мирян, ушедших в раскол, или схизму «староверов». В конце концов, из-за своего противостояния царю Никон был низложен, но его богослужебные реформы были утверждены большим церковным собором, проходившим в присутствии двух восточных патриархов (1666—1667).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Между тем, на Востоке прямая связь между апостолом Петром и продолжением его служения именно в служении Римского епископа вовсе не усматривалась. Толкуя слова Господа из 16-й главы Евангелия от Матфея, восточные Отцы, скорее, делали акцент на вере Петра: Церковь созидается на камне, каковым является не апостол Петр, а то исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим и Спасителем, которое прозвучало из уст Петра. Некоторые Отцы, в том числе, например, святитель Василий Великий, связывали исповедание Петра с его личностью; при этом не усматривалась прямая связь между служением апостола Петра и служением Римского епископа. Римская Церковь пользовалась большим моральным авторитетом, и смещение акцента с него на монархическую власть епископа Рима является плодом определенного исторического развития Западной Церкви, в котором практически не участвовала Восточная Церковь. О том, как по-разному понимали власть Римского епископа на Западе и Востоке, свидетельствует история Вселенских Соборов: как мы знаем, на них присутствовали легаты Папы, однако ни один Папа Римский не приезжал на Собор лично и не был председателем Собора. Не председательствовали на Соборе и легаты Папы Римского. Все соборные решения принимались с формулировкой: «Изволися Духу Святому и нам». Они воспринимались на Востоке как решения, имеющие обязательную для всей Вселенской Церкви силу, именно в силу того, что были приняты на Вселенском Соборе. Когда на Вселенском Соборе принимались и положительно оценивались документы, поступавшие из Римской Церкви, это происходило не потому, что их источником был Рим, а потому, что они содержали православное вероучение; в частности, томос Папы Льва I был принят IV Вселенским Собором после того, как он был внимательно изучен и Отцы Собора пришли к выводу, что в нем содержится учение и учение Кирилла (имеется ввиду Кирилл Александрийский), и что «Петр говорит устами Льва». Это выражение, прозвучавшее на Соборе, вовсе не означало признания на Востоке Римского епископа как единственного, «эксклюзивного» преемника апостола Петра и носителя того же авторитета и того же безусловного первенства, каким пользовался Петр в апостольской общине.

http://patriarchia.ru/db/text/3672907.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества , Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в. I. Издание «Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией»» (СПб., 1846-1875. 12 т.) (ДAU-I) является продолжением издания «Акты исторические» (СПб., 1841-1842. 5 т.). В ДAU-I, подготовленных в значительной части Я. И. Бередниковым и М. А. Коркуновым (1846-1858), опубликовано ок. 1,8 тыс. документов кон. X-XVII в. из архивов и рукописных собраний императорской Публичной б-ки (ныне РНБ), Б-ки АН, Румянцевского музеума (ныне РГБ), Синода, Сената, МИД, Оружейной палаты, ряда рус. монастырей, губ. и обл. архивов, архива графов Строгановых, по спискам, сделанным С. В. Соловьёвым в Стокгольмском архиве в 1838-1840 гг., а также по документам из коллекции Археографической комиссии , частных собраний и др. В ДAU-I наряду с широким кругом источников кон. X-XVII в. по истории России и Великого княжества Литовского напечатаны материалы, связанные с РПЦ, ее взаимоотношениями со светской властью и вост. Патриархатами: устав равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ; жалованная грамота Юрьеву новгородскому муж. мон-рю вел. кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича ; уставные грамоты Смоленской епархии; вкладная грамота прп. Варлаама Хутынского ; духовные, договорные и жалованные грамоты рус. царей, великих и удельных князей и княгинь; послания и поучения Киевских митрополитов Фотия и св. Ионы , Новгородских архиепископов Геннадия (Гонзова) , св. Макария и Феодосия , труды прп. Иосифа Волоцкого, послание старца Филофея к дьяку М. Г. Мунехину (Мисюрю); «уставы о трапезах» Троице-Сергиева и тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей 1590 г.; ряд документов, связанных с начальным периодом Патриаршества в России: известия о начале Патриаршества, чин поставления патриарха Филарета 1619 г., грамота Иерусалимского патриарха Феофана IV ; акты мон-рей: Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы , Спасо-Каменного в честь Преображения Господня , Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова , новгородского Юрьева, Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова , Соловецкого в честь Преображения Господня , Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы , нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня; материалы, связанные с Большим Московским Собором 1666-1667 гг. , документы 1668-1676 гг. об осаде Соловецкого мон-ря; акты Вологодской и Вятской кафедр; документы, связанные с колонизацией и христианизацией Сибири и Дальн. Востока; материалы, отражающие борьбу духовенства с пережитками язычества в Сев.-Зап. Руси в XVI в., и др. К первым 10 томам ДAU-I были изданы именной и географический указатели (СПб., 1875).

http://pravenc.ru/text/178967.html

В виду таких обстоятельств, по необходимости, вместо созвания архиереев, предстоит ограничиться посылкой к ним на заключение печатных записок из дел и жалоб. В заключениях епископов, таким способом полученных, будут выражаться мысль и голос церкви и общее совокупное действование ее предстоятелей-пастырей. А в этом и заключаются существенные условия всякого поместного собора. Мысль о том, что суд такого собора, без высшего во главе его лица, нельзя признать за суд соборный, притом высший суда святейшего Синода, ослабляется тем, что в святейшем Синоде постоянно присутствует один митрополит, и что, следовательно, если необходимо, чтобы на подобие святейшего Синода, в числе собора епископов русской церкви находились высшие иерархические лица, то таковых в разных местностях России всегда будет больше, чем в самом Синоде. Предположение о том, чтобы жалобы на решения епархиальных начальств предоставить разбирать московской синодальной конторе, как меньшему собору, с предоставлением недовольным таким решением обращаться к святейшему Синоду, как бОльшему собору. не соответствует духу и сущности канонических постановлений и неудобоисполнимо. Собор, по силе церковных канонов, должен состоять из всех епархиальных епископов, подлежащих его ведению, так что без особо уважительных причин, воспрещается неучастие сих епископов в делах собора (1 Всел. 5. Афин. 20, Лаод. 40, IV Всел. 19, VI Всел. 8). Но как русская церковь не разделена на области, к которым приписано определенное число епархий,-то малый собор, на основании канонических постановлений, надлежало бы составить из всех русских епархиальных архиереев по той причине, что все они, по делам их епархий, состояли бы в ведении и были бы подсудны, согласно выше изложенному предположению, сему малому собору; но такой собор, как составленный из всех епископов русской церкви, был бы собором бОльшим святейшего Синода, в котором присутствуют не все епископы, подлежащие в свою очередь ведению малого собора. Таким образом не представлялось бы возможным на малый собор-состоящий из большего числа епископов, жаловаться святейшему Синоду, состоящему из меньшего числа епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В своих подготовительных материалах Пушкин отмечает и разные указы Петра, связанные с иконами. Например, в 1722 году царь «определил над иконами иметь смотрение живописцу Ивану Зарудневу» (9,291). Вопросы качества иконописания заботили Церковь всегда. Знаменитый Стоглав в середине XVI века принимал постановления относительно улучшения художественной и богословской сторон иконописания, ставил вопрос об иконных мастерах-наставниках и учениках, о контроле над иконными мастерскими, иконными лавками, о борьбе против «плохописания» и поддержке хороших, «добрых» иконописцев. Эти проблемы обсуждались на церковном и государственном уровне и в середине XVII века, в частности на Большом Московском Соборе 1666-1667 годов. Петр разрушил налаженную в царской Иконописной палате в Москве систему производства икон, но вскоре понял свою ошибку и признал необходимость наблюдения и контроля за качеством иконописания, за подготовкой молодых мастеров, что Пушкин и отметил в своей записи. В материалах встречаются еще такая запись Пушкина: царь приказал «в церковь своих икон из дому не носить» (9,305). В XVII веке и в более ранний период существовал обычай приносить в храм свои, так называемые, «собинные» или «особные» иконы и оставлять их там. Владелец иконы молился преимущественно перед ней, перед ней также ставил свечи. Церковные образа от такого иконопочитания оставались в небрежении. Другим прихожанам молиться перед этими иконами не полагалось, но они могли принести в церковь свою икону. Если на владельца накладывали епитимью - временно отлучали от церкви, то выносили из храма и его икону. Эта ложная, имеющая языческие корни, практика иконопочитания была запрещена Большим Московским Собором 1666-1667 годов (см. Успенский 1982:182-183). Не известно, когда она зародилась, но дожила она до времен Петра, и ему еще раз пришлось запрещать ее, что и отметил Пушкин под 1723 годом. Еще одна запись Пушкина также относится к иконопочитанию. Царь приказал: «Не целовать икон и мощей во время службы и штрафу брать в церкви же по одному рублю» (9,305). Здесь речь идет о поддержании простого порядка и благочиния в храме. Не только в России, но еще в Византии (о чем сохранились достоверные свидетельства) был такой слой верующего народа, который приходил в церковь во время службы не молиться, а прикладываться к образам. Не обращая внимания на священнодействие, на священников, они ходили по храму, по очереди прикладывались к мощам и иконам, а затем уходили домой. Такие почитатели вносили в храм и шум, и сутолоку, и общую суету, тем самым мешая всем. Против них и был направлен указ Петра, предполагавший даже денежный штраф. Пушкин обратил на него внимание, возможно, потому, что и в его время такие иконопочитатели встречались в церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

То же подтвердили и прибывшие в то время в Москву иноки афоно-пантелеймоновского монастыря, в числе которых был Евфимий иконник. Но это подтверждение было очень уклончиво: иноки сказали, что на Афоне пишут Господа Саваофа, Св. Троицу, ангелов, пророков, св. Софию, Еммануила, Богоматерь и великие праздники, в чем никто не сомневался, но на вопрос о новшествах ничего не ответили. Между тем, если отмеченные Висковатым новшества и встречались на Афоне, все же они по своему характеру ближе к западу, чем к Византии: стремление к разнообразию и отсутствие подписей, как результат индивидуальности каждого изображения, суть основные черты западной живописи. Затем Висковатый указывал на изображение распятого Спасителя, покрытого херувимскими крыльями, и, считая его западным новшеством, объяснял суемудрым латинским преданием, будто тело Спасителя на кресте херувимы от срамоты покрывали. Объяснение это не было опровергнуто даже и на соборе 1554 г., так как соборное замечание «два крила багряни по великому Дионисию описуются» не может быть признано удовлетворительным и сколько-нибудь идущим к делу объяснением. Теми же иконописцами написаны были иконы: «Единородный Сын Слово Божие» и «во гробе плотски», скопированные прямо с западных образцов 320 ; из них первая осуждена была впоследствии большим московским собором. Явление это объяснить не трудно, если припомнить, что в то время оживленных сношений с западом появились уже в России западные гравюры, равно, как и некоторые предметы церковной утвари, уцелевшие по местам (наприм., в Новгородских церквах) до сих пор. – Дело Висковатого служит единственным памятником письменности, из которого мы узнаем о появлении западных новшеств в русской иконографии XVI в. Конечно, не один Висковатый недоволен был нововведениями: у него были свои сторонники; недовольны были нововведениями и некоторые русские иноки 321 ; наконец самое решительное отрицание всяких нововведений дано в определении Стоглава – писать иконы по древним образцам 322 . Очевидно, что в XVI столетии, хотя в принципе признавались безусловно истинными древние иконографические предания, появлялись уже и западные новшества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

е. конечные буквы этого имени IC. XC. А какими бы перстами кто ни изображал эти четыре буквы, разности не будет. О поклонах при чтении молитвы св. Ефрема Сирина (вопр. 26) собор дал ответ, что церковь греческая разнится в уставе о сем с русскою церковью только в том, что в Греции творят сперва три великие поклона, потом двенадцать малых и опять один великий, так что всех поклонов бывает 16, а не 17, как в России. Значение сего послания весьма велико. Если когда, то теперь особенно нужно было царю и патриарху Никону показать, что они не новое что-либо устанавливают, а только стараются следовать преданию восточной“ церкви. Так они и сделали: они подкрепили решение собора русских пастырей авторитетом пастырей восточных, – что для русской церкви было необходимо, так как богослужебные книги она приняла с востока. Соборное послание к патр. Никону имеет еще и то значение, что впоследствии оно было утверждено большим московскими собором 1667 года, осудившим раскол в русской церкви. Кроме этого послания, патр. Паисий прислал Никону и частное, письмо, к которому он приложил греческий символ веры , буквально списанный им с Никео-Цареградского. По содержанию письмо сходно с посланием. Чтобы осуществить определение собора – об исправлении новопечатных книг по старым харатейным и греческим книгам, необходимо, было достать как те, так и другие. Поэтому царь и патриарх приказали выслать в Москву из разных русских обителей древние, за 500 и более лет харатейные списки церковных книг. Требуемые книги немедленно были представлены из монастырей: троице-сергиева, иосифо-волокаламского, новгородских – юрьева и хутыня и из др. книгохранилищ. Находя однако, что собранные в России древние книги, греческие и славянские, еще недостаточны для предполагавшегося исправления, царь и патриарх отправили (до собора 1654 г.) с богатой милостыней на Афон и в другие восточные монастыри старца Арсения Суханова , чтобы он, не жалея никаких затрат, приобрел и там греческие рукописи и книги. Вскоре Суханов возвратился с востока с таким богатством и обилием книг, которое своим множеством и древностию удивляло самих почитателей мнимой старины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

( < < back) Мазепа — гетман малороссийский с 1687 года по 1709 год, когда он изменил Петру Великому и России, перешедши на сторону шведского короля Kapлa XII; в том же году он умер. ( < < back) последний (10-й по счету) патриарх всероссийский, управлял Церковью с 1690–1700 г. ( < < back) касается того, что Феодосий сразу был возведен в сан архиепископа, то это объясняется тем, что большим московским собором 1667 года была учреждена в Чернигове именно архиепископия, и кафедра черниговская тогда же была поставлена первою между другими архиепископиями Русской церкви. ( < < back) был построен вдовой стародубецкого полковника Мариею Сулимовой на купленной ею вместе с покойным мужем земле, называемой «Печеники»; откуда монастырь и получил свое наименование; ныне не существует. ( < < back) ныне торговое населенное местечко Городнянского уезда Черниговской губернии, в 52 верстах от Чернигова. ( < < back) им был освящен величественный храм в честь Святой Троицы возле Ильинского монастыря, и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Домницком мужском монастыре (в 35 верстах от Чернигова). ( < < back) Максимович — впоследствии митрополит Тобольский и всей Сибири, где много потрудился в деле распространения христианства среди инородцев; скончался в 1716 году. Память его местно чтится с благоговением, как угодника Божия. ( < < back) эта написана под живописным изображением святителя Феодосия в Борисоглебском Черниговском соборе, над входом в каменную палатку, где почивали мощи святителя. ( < < back) производили высокопреосвященный Иоанникий, митрополит Киевский, вместе с местным епископом Антонием, с ректором Черниговской семинарии, протоиереем — членом Киевской духовной консистории и двух протоиереев из местного соборного причта. ( < < back) случаев обследовано 49. ( < < back) Страдание святой мученицы Фавсты девицы и с нею Евиласия и Максима город одного из полуостровов Пропонтиды (Мраморного моря). это время Евиласию было около 80 лет. между 305–311 г. Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Перед кончиной Пафнутий избрал Иосифа своим преемником, и в 1477 г. он был рукоположен в сан священника и игумена московским митрополитом. Однако вскоре новый игумен разошелся с братией по вопросу личной собственности. При всей строгости Пафнутия в его монастыре не было полного общежития, которое хотел устроить Иосиф: «единство и всем общее во всем». Не встретив сочувствия, Иосиф облекся в нищенские одежды и отправился изучать устройство других монастырей. Через год он вернулся назад, но вскоре навсегда покинул Боровск с семью преданными иноками, отправившись на свою родину в Волоколамские пределы устраивать собственную киновию. Князь Борис Васильевич Волоцкий, родной брат Ин. 3 , с радостью принял уже известного игумена и дал землю под основание обители в 20 верстах от Волоколамска. При постройке первой деревянной церкви во имя Успения Божией Матери сам князь и бояре носили бревна на своих плечах. Первоначально обитель терпела нужду, но скоро князь Борис с супругой, новгородский архиепископ и великий князь московский Иоанн III наделили монастырь деньгами и землями. Через семь лет здесь будет возведен уже каменный Успенский собор, расписанный Дионисием. Как отмечал Иосиф в послании князю Борису, церковь ему вместе с росписью, книгами и сосудами «боле тысячи рублев стала». Это была гигантская по тем временам сумма, когда за 20 рублей можно было приобрести деревню с большим участком земли. В 1490 г. рядом с собором сооружается трехъярусная колокольня, на втором ярусе которой устраивается церковь во имя иконы «Одигитрия», куда помещается образ Богоматери, полученный Иосифом в благословение от преподобного Пафнутия. В 1504 г. строится большая одностолпная трапезная палата с церковью Богоявления, в последующие годы не раз перестраиваемая. Иосифе-Волоцкий монастырь в XIX b. В обители поддерживается строгий общежительный устав, по которому у братии все общее: одежда, обувь, пища, питие. Никто не может взять себе в келию никакой вещи без благословения настоятеля. Никто не мог есть или пить отдельно от братии.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

До 1946 г. находился в ссылках и заключении. Некоторое время жил в Подмосковье. С 1950 по 1953 г. после очередного ареста был помещен на принудительное лечение в тюремную психиатрическую больницу г. Ленинграда. Оттуда был отпущен на попечение духовной дочери, оформившей над ним опекунство. До своей кончины 5 июля 1958 г. проживал в Москве. Похоронен на Армянском отделении Ваганьковского кладбища. Тщанием архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на могиле старца установлено мраморное надгробие. 18 Митрополит Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич, 1892—1961) — с 1944 г. митрополит Крутицкий и Коломенский, управляющий Московской епархией. Был известен как один из выдающихся церковных деятелей, замечательный проповедник. Пользовался большим авторитетом как у духовенства, так и среди мирян. 19 Храм Рождества Христова в Измайлове построен в конце XVII в., никогда не закрывался. Главная святыня — чудотворный список Иерусалимской иконы Божией Матери. В этом храме о. Иоанн служил с момента рукоположения до ареста в 1950 г. 20 Патриарх Алексий I (Симанский Сергей Владимирович, 1877—1970) — после кончины Патриарха Сергия возглавил Русскую Православную Церковь, сначала как Патриарший Местоблюститель, а 2 февраля 1945 г. Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси. Управлял Церковью более 25 лет до самой кончины 17 мая 1970 г. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. 21 Волгунцева Галина Тимофеевна родилась в 1914 г в г. Челябинске в дворянской семье. Получила образование 7 классов и поступила в Механический техникум в г. Кунгу-ре, но окончить его не смогла из-за преследования властей в связи с происхождением. Переехала в Москву, получила художественное образование. В 1946 г. в Троице-Сергиевой Лавре познакомилась с о. Иоанном. Последние годы жила с семьей в Самаре. Скончалась 7 февраля 2009 г. 22 Черепанова Галина Викторовна родилась в Иркутске в апреле 1910 г. По образованию бухгалтер. За помощь ссыльным подвергалась преследованиям со стороны властей и вынуждена была уехать из Иркутска.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3252...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010