Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

Третье. Если в постановлениях Поместного Собора находится статья, несогласная с прочими, всей Православною Церковью принятыми Соборами; то должно повиноваться постановлениям, принятым всей Церковью, преимущественно перед статьей, не многими составленной. Четвертое. Если в постановлениях Поместного Собора находится статья, которая отменена последующим большим и важнейшим Собором; то постановлению большого и важнейшего Собора повиноваться должно преимущественно перед статьей меньшего Собора. Истина сих правил довольно очевидна. Если бы ты усомнился, может ли последующий Собор переменять положение предшествовавшего (Собора): сие сомнение не трудно разрешить примерами из древних Соборов, тобой и мною равно уважаемых. Поместного Анкирского Собора правило 10 позволяло диакону вступить в брак, если он прежде рукоположениия объявил, что расположен вступить в оный. Но сие отменено 6 правилом шестого Вселенского Собора, как именно сказано в Кормчей Книге, в толковании сего последнего правила: се же правило таковое отвращаем и отнюдь упражняем. Также и 15 правило Неокесарийского Собора о седми диаконах для города, отменено 16 правилом шестого Вселенского Собора. В толковании сего последнего правила даже сделано замечание, что не добре разумиша того Собора отцы. 44 Теперь по сим правилам и по сим примерам, станем рассуждать о Стоглавном Соборе. В 31 главе Стоглавного Собора «находится следующая статья: аше ли кто двумя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает двумя персты крестного знамения: да будет проклят, Святии «Отцы рекоша.» Статья сия, во-первых, не согласна со словом Божиим, потому что в Священном Писании «нигде не писано того, чтобы Иисус Христос благословлял двумя персты, во-вторых, не согласна с древними, всей Православной Церковью принятыми Соборами и Святыми Отцами, ибо проклятия на крестящихся не двумя персты никакие прежние Соборы, ни Святии Отцы не рекоша, 45 и сие на них сказано в книге Стоглавного Собора ложно; в третьих, статья сия, как писанная нерассудно простотою и невежеством в книзе стоглаве отменена большим и важнейшим Московским Собором 1667 года. Посему должно в сем случае повиноваться сему большему и важнейшему Собору, на котором были три Патриарха, 46 преимущественно перед меньшим, на котором начальствовал один Митрополит Макарий.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

http://www.citywalls.ru/house2577.html Собор прп. Сергия Радонежского всей артиллерии До 1932 на месте, где ныне возвышается серо-казенное здание в конструктивистском стиле, стоял красивый белоснежный храм с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик. Двенадцать колоколов ежедневно созывали верующих на молитву. В престольный праздник здесь собирались для торжественного богослужения служащие артиллерийского ведомства. История храма связана с возникшим в 1713 Литейным двором, где отливали пушки для русской армии. Неподалеку от него Синод в 1721 разрешил выстроить часовню, а в августе 1729 для мастеровых деревянную церковь, освященную 13 мая 1731 во имя прп. Сергия. До этого мастеровые молились в тесном „лазаретном покое“. Простояв всего шесть лет, церковь сгорела и была заново отстроена по проекту И. Я. Шумахера, но в 1743 ее пришлось перенести в дворцовые слободы, ибо была она „маловместительная“. Летом 1744 по замыслу того же Шумахера начались работы по возведению каменного храма на средства артиллерийского управления. Освящение этого храма с приделом свт. Николая и одноярусной колокольней произвел архиепископ Феодосий 24 сентября 1746. Трехъярусный иконостас изготовил Л. А. Добрынин, а московские иконописцы и грек Папафило написали в нем образа с золотым фоном. Перед клиросом, под резным золоченым балдахином, были сделаны царские места, обитые алым сукном. Так как приделы в храме были холодными, то в нем в 1762–1763 был сооружен дополнительный теплый – во имя Архангела Михаила. В 1796 был одобрен проект Ф. И. Демерцова и начато строительство нового храма в виде базилики с тремя приделами, двухъярусной колокольней и большим куполом. Составленная смета равнялась 26,7 тыс. руб. Уже 25 сентября 1798 в церкви был освящен придел свт. Николая, a 5 июля 1800 митрополитом Амвросием – главный. Входы были отмечены ионическими портиками. Стены здания были внутри оформлены каннелированными коринфскими пилястрами с золочеными капителями. Позже этот интерьер хвалили „за простоту и строгое изящество“. В 1803 храм стал собором, а в 1832 передан в военное ведомство.

http://sobory.ru/article/?object=34187

Человек из «простого всенародства», достигший чина высокого государственного руководителя иностранной политики, Висковатый был настоящий русский самородок «Подобного ему не было в то время на Москве» " Его уму и искусству, как московита, ничему не учившегося, очень удивлялись иностранные послы " , — говорит составитель «Ливонской хроники Рюссов» (Андреев Н. , там же, с. 217) С 1 и 2 Собор не «был созван в связи с розыском по делу Висковатого», как ошибочно полагают Н. Покровский («Очерки «, с 335) И Н Е Мнева («Искусство Московской Руси» М, 1965, с . 116) См также Лебедева Ю. А. Древнерусское искусство X—XVII веков М ., 1962, с. 186 С 11 С 12 Когда Висковатый принес свой»Список», «да и бил челом митрополиту, чтобы пожаловал тот его список изсвидетельствовал от Божественного Писания со всем священным Собором», Макарий послал «тот список [ ] всея Русии Самодержцу, как ему о том благочестивый царь повелит» Царь «Список» отослал обратно митрополиту и велел обсудить на Соборе а ему доложить о результате (с 2-3) «Видех во сне нощию, и се на облацех небесных яко Сын Человечь идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред него приведеся» (Дан 7,13) «Зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста» (там же, 7, 9) Разбор иконографической темы Бога Отца последует в связи с ее запрещением Большим Московским Собором. Здесь же мы ограничиваемся лишь кратким разбором аргументации спорящих сторон С 14 . Там же. . Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 28. . С. 7. Действительно, Богооткровения Ветхого Завета, даже в конкретных образах, как, например, явление Божие пророку Исаии, являются видениями не существа Божия, но славы Его: «Видех Господа седяща на престоле высоце и превознесене» (6, 1), «Царя Господа Саваофа видех очима моима» (6, 5). Это Богооткровение толкуется как видение славы и Самим Христом: «Сия рече Исаия егда виде славу Его [. ] и глагола о Нем»(Ин. 12,41) С 6 . С 32. . С 36. Этот аргумент митрополита оказался настолько неотразимым, что проходит красной нитью у всех защитников изображения Бога Отца и не потерял силы до наших дней.

http://sedmitza.ru/lib/text/440365/

Это обстоятельство было таким образом другим весьма важным основанием, заставлявшим старообрядцев – не только раскольников, но и единоверцев, в других отношениях совершенно искренних, – считать единоверие подлежащим или, по крайней мере, не вполне свободным от клятв собора 1667 года. «Раскольники, – так формулирует м. Филарет это их новое возражение, – говорят, что Св. Синод, как меньший собор, не имел права один снять проклятие, наложенное большим собором, в котором участвовали восточные патриархи, что посему единоверцы остаются еще под проклятием, употребляя обряды, осужденные собором, и что потому опасно присоединяться к единоверческой церкви» 1340 . Это новое возражение против единоверия имело, как свидетельствует Московский архипастырь, несомненный успех среди раскольников 1341 , по словам же Мельникова, оно было одною из важных причин «неуспешного восприятия единоверия» 1342 . Сознавая всю практическую важность рассматриваемого возражения раскольников против единоверия, хотя и не придавая ему какого-либо особенного значения по существу дела 1343 ; м. Филарет счел своим долгом, «для успокоения некоторых сомневающихся» 1344 позаботиться, чтобы «вышеозначенное возражение, особенно часто и упорно ныне (мнение от 1858 года) раскольниками повторяемое, уничтожит очевидным для них образами, и для того войти от Св. Синода в сношение с восточными патриархами» 1345 . В первый раз вопрос о сношении с восточными патриархами по делам нашего раскола возник в церковно-правительственных сферах, по инициатив Московского святителя в конце 50 годов (1858–1859 гг.). Поводом к этому послужили новые домогательства раскольников получить священников, независимых от духовного начальства. Правительство, желавшее во-чтобы то ни стало успокоить раскольников, без нарушения церковных канонов, потребовало от духовного начальства «изыскать меры снисхождения к раскольникам, не потрясая ни в чем оснований на коих зиждется наша святая церковь ». Митр. Филарет в своем мнении по этому вопросу (от 19 марта 1858 года), замечая, что «православная церковь оказала раскольникам (в учреждении единоверия) все снисхождение, какое могла оказать, не нарушая своих обязанностей», доказывал, что всякое новое «снисхождение раскольникам, не огражденное строгою осторожностью, может обратиться во вред православию», и, как на образец этого, указал на ту нестрогую осторожность, какая допущена была предшественниками при учреждении единоверия, именно-на то, что при учреждении единоверия не заручились согласием восточной иерархии, что и подало потом повод к возражениям раскольническим 1346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

469 Человек из «простого всенародства», достигший чина высокого государственного руководителя иностранной политики, Висковатый был настоящий русский самородок «Подобного ему не было в то время на Москве» " Его уму и искусству, как московита, ничему не учившегося, очень удивлялись иностранные послы, — говорит составитель «Ливонской хроники Рюссов» (Андреев Н. , там же, с. 217) 470 С 1 и 2 471 Собор не «был созван в связи с розыском по делу Висковатого», как ошибочно полагают Н. Покровский («Очерки », с 335) И Н Е Мнева («Искусство Московской Руси» М, 1965, с . 116) См также Лебедева Ю. А. Древнерусское искусство X-XVII веков М ., 1962, с. 186 472 С 11 473 С 12 Когда Висковатый принес свой «Список», «да и бил челом митрополиту, чтобы пожаловал тот его список изсвидетельствовал от Божественного Писания со всем священным Собором», Макарий послал «тот список [...] всея Русии Самодержцу, как ему о том благочестивый царь повелит» Царь «Список» отослал обратно митрополиту и велел обсудить на Соборе а ему доложить о результате (с 2—3) 474 С. 3 475 «Видех во сне нощию, и се на облацех небесных яко Сын Человечь идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред него приведеся» (Дан 7:13) «Зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста» (там же, 7, 9) 476 Разбор иконографической темы Бога Отца последует в связи с ее запрещением Большим Московским Собором. Здесь же мы ограничиваемся лишь кратким разбором аргументации спорящих сторон 477 С 14 478 Там же. 479 Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 28. 480 С. 7. Действительно, Богооткровения Ветхого Завета, даже в конкретных образах, как, например, явление Божие пророку Исаии, являются видениями не существа Божия, но славы Его: «Видех Господа седяща на престоле высоце и превознесене» (6, 1), «Царя Господа Саваофа видех очима моима» (6, 5). Это Богооткровение толкуется как видение славы и Самим Христом: «Сия рече Исаия егда виде славу Его [. ] и глагола о Нем " (Ин. 12:41)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

По мере появления на Востоке других патриархатов мы встречаемся в них, в общем, с аналогичным описанному выше устройством высшего церковного управления. В конце XVI столетия получает автокефальность русская церковь , входившая раньше в состав константинопольского патриархата, как одна из его митрополий. В 1589 году предстоятель её – митрополит, согласно желанию царя и собора русских архиереев и благословению константинопольского патриарха Иеремии II, бывшего в то время в Москве по своим нуждам, возводится в сан патриарха. Учреждение в России независимого патриархата было признано затем большим собором восточных патриархов и других архиереев. Организация высшего управления, существовавшая в русской церкви в патриарший период, представляется в следующем виде. Во главе всех русских архиереев стоял патриарх, носивший титул: «святейший патриарх московский и всея Руси» 923 . Он именовался отцом всех русских епископов, a последние – его сыновьями 924 . Каждый из них должен был иметь к патриарху «совещание и покорение» 925 и возносить его имя за богослужением 926 . Как глава русской церкви, патриарх московский в управлении ею, как в отношении всей её, так и каждый отдельной её части, пользовался особыми сравнительно со всеми другими русскими архиереями правами. Но эти права отнюдь не делали его единоличным правителем русской церкви 927 . Патриарх московский управлял церковью (а по канонам и не должен был иначе управлять) не единолично, а вместе с собором русского епископата. История сохранила нам сведения о многих соборах, бывших в русской церкви в патриарший период. Эти соборы, как органы высшего церковного управления, по нашему мнению могут быть вообще разделены на два вида: на соборы неполные и соборы полные 928 . Что такое представляли из себя русские неполные церковные соборы? 929 Неполные соборы, по нашему мнению, могут быть поставлены в некоторую параллель к константинопольскому синоду νδημοσα или νδημοντων до реформы его при патриархе Самуиле. В исторических документах они иногда и называются соборами «прилучившихся» 930 и «присутствующих» 931 архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

рархии была возведена в общий закон для земель, подвластных московским великим князьям. В Судебниках Ивана III и IV читаем: „а попа, и диакона, и чернеца, и черницу, и старую вдовицу, которые питаются от церкви Божией, то судит святитель“. Собор 1551 года по вопросу Ивана IV „о святительских судах“, т. е. о пространстве церковного суда в Московском государстве, привёл длинный ряд источников византийского и русского церковного права (между прочим целиком устав Владимира) в доказательство неприкосновенности этих судов и принял за правило подсудность духовных лиц „святителям“ во всех делах уголовных, кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным. На этом же соборе учреждено было два разряда архиерейских судов: один для духовенства, другой для мирян, насколько последние были подсудны святительскому суду. Изложенные постановления подтверждены были Большим московским собором 1667 г. По вопросу о суде и наказании священнослужителей и лиц монашеского чина, „обретающихся в смертоубийстве, татьбе, денежных делах“ (подделке монеты) и пр., собор определил, что первоначальное осуждение и наказание виновных должно принадлежать церковной власти, которая, лишив таких преступников духовного сана, предаёт их в руки светского суда для наказания по законам уголовным. Установленный собором порядок суда над духовными лицами, обвиняемыми в уголовных преступлениях, был затем утверждён новоуказными статьями 1669 года. Здесь предписано уголовным сыщикам, чтобы они по „изымании“ духовных лиц, оговоренных в каком-либо преступлении, немедленно давали об этом знать закащику священного чина, т. е. духовному следователю, который и снимает допрос, „а сыщику мирскому тех лиц священного и монашеского чину не расспрашивать“. Если обвиняемый не сознавался в своей вине перед заказчиком, то последний отсылал его скованного и под стражей к епархиальному архиерею с точной отпиской о том, в чём он обвиняется. Если же сами архиереи отошлют преступника к уголовному сыщику с объявлением, что с него снят духовный сан, то суд производится обыкновенным уголовным порядком. Дети

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский (+ 1043) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 26 июля в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Прп. Моисей, родом угрин (что значит венгр), был отроком (слугой) св. страстотерпца князя Бориса Владимировича ростовского, убитого 24 июля 1015 г. Только случайная отлучка спасла отрока, и он скрылся в Киеве у сестры князя Ярослава новгородского, княжны Предиславы. Но во время борьбы Ярослава с братоубийцей Святополком Святополк навел на Киев тестя своего, короля польского Болеслава, с большим войском. Болеслав увел в Польшу множество пленных, и в числе их княжну Предиславу с сестрой ее и прп. Моисея, мирское имя которого не известно. Он отличался редкой красотой и силой, и одна богатая и знатная полька, муж которой был только что убит на войне, предложила выкупить его, если он согласится на ней жениться. Пленник отказался. Тогда она купила его у хозяина и стала всячески стараться склонить его к исполнению ее желания, но он оставался непреклонным. Другие пленники никак не могли понять побуждений, которые им руководили. Наконец пришел к нему неизвестный афонский иеромонах и постриг его с наречением имени Моисей. Искали этого черноризца повсюду и не нашли. Тогда госпожа, отчаявшись в своих упованиях, пришла в ярость и приказала подвергнуть его жесточайшим побоям. Но он не сдавался. Панна пожаловалась королю. Болеслав дозволил ей делать с Моисеем что хочет и в угоду ей приказал изгнать всех черноризцев из своих владений; но в ту же ночь он скоропостижно умер. А в Польше произошло восстание, и много богатых и знатных людей было убито, в том числе и злая женщина. Тогда прп. Моисей пришел в Киев, в Печерский монастырь, отдался под руководство прп. Антония (память его 10 июля). Здесь провел он 10 лет в посте и молитвах, но постоянно полубольной. За великую победу над нечистою страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других (см. житие прп. Иоанна Многострадального — 18 июля) и исцелять их прикосновением своего жезла, без которого он не мог ходить из-за своих увечий. Преподобный, предузнав близкую свою кончину, причастился Святых Тайн и мирно почил 26 июля 1043 г., еще при жизни своего наставника. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437507/

Разделы портала «Азбука веры» Как молиться о умершем крещеном, но попавшем к свидетелям Иеговы? 643 03.01.2023 Молитва Христианка попала к Свидетелям Иеговы. Очень боголюбивая и добрая. Но, будучи в преклонных годах, боялась потерять ту веру которая есть, не решилась вернуться. Теперь она умерла. Можно ли подавать записки о заблудшей и какие? 8 Ответов Нет, никаких поминаний за отпавших от Церкви не подают. Молитесь своими словами, но не о упокоении и Царстве Небесном, а просто просите Бога быть милостивым к ее душе и облегчить ее участь. С уважением, Не рискуйте молиться за неё, это может быть опасным, кроме случаев прямого родства. Риск в том, что она может находиться в лапах демонических сил. Они не собираются её никому отдавать, особенно тем, кто не имеет к ней никакого отношения. В книге «Скрижаль», одобренной Московским собором 1656 г. и Большим Московским собором, о проскомидийном поминовении приводятся слова свт. Симеона Солунского : «…Не подобает нам приносить частицы за еретиков или поминать их. Здесь нет места неверным и еретикам. “Что общего у света с тьмою?” Сказано, что “Ангелы возьмут злых от среды праведных”. Поэтому иерей вообще не должен приносить просфору или частицу ни за инославного, ни за тех, кто явно и нераскаянно грешит. Потому что приношение служит им к осуждению, как [в осуждение служит] и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел» (Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. СПб., 2013. С. 93). Можно использовать келейно: Молитву преподобного Льва Оптинского о умершем без покаяния (может также келейно читаться о некрещёных и самоубийцах) . Никак. Она уже сделала свой выбор, увы, не в пользу Христа. Можно молиться об облегчении участи, но не об упокоении Церковь не молится за отступников от Христа, которые умерли в таком состоянии. В житии  Апостола Фомы есть момент, когда он получал деньги от царя на постройку дворца, но на самом деле раздавал их нищим. И когда временно умер брат царя, умершему был показан очень красивый дворец, в котором он пожелал пребывать, но ему сказали, что дворец приготовлен самому царю за труды Фомы. Тогда брат царя ожил и все рассказал. Т.е. даже для  нехристианина (на тот момент) в раю был приготовлен дворец за милостыню, которую другой человек творил от его имени.

http://azbyka.ru/vopros/kak-molitsja-o-u...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010