В.М. Скворцов III. Расколо-сектантство Существующие в старообрядчестве согласия и толки Все известное в нашей истории многомиллионное русское диссидентство, или отступничество от православной господствующей Церкви, наукою подразделяется на две категории, разнствующие между собою как по истории своего происхождения, так и по существу религиозно-нравственной догмы, а равно и по характеру богослужебного культа. Одна из этих категорий диссидентства известна под именем раскола-старообрядчества, – на языке Церкви или просто «старообрядчества» – по терминологии государственных актов, а другая именуется сектантством или еретичеством. И раскольничье старообрядчество и еретическое сектантство в свою очередь подразделяются на множество толков, согласий и подсект разных наименований, которые, сохраняя общие своей категории свойства, отличаются бесконечным разнообразием в учении веры и нравственности и в обрядовой богослужебной практике (а потому подлежат особой оценке со стороны своей относительной вредности). Дробление на толки и неустойчивость в догматических воззрениях на вопросы нравственности и изменяемость в богослужебном обряде одинаково свойственны и расколу, и сектантству. Однако, бесконечное дробление русского расколо-сектантства на толки, наукою расколосектоведения распределяется на группы, по общим, свойственным тем или другим сектам, основным признакам. Остановимся сначала на старообрядческом расколе и опишем существующие в нем секты со стороны содержимого ими учения и обряда. Что такое старообрядчество. «Старообрядчество» с историко-канонической точки зрения представляет собою определившееся в период времени от 1654–1667 и анафематствованное большим московским собором 1667 г. отделение от греко-российской Церкви упрямых противников высшей церковной власти из-за обрядовой разности, поднятой противниками в качестве знамени раздора с Церковью и всяческих похулений на исправленный обряд и на все восточное православие. Церковно-каноническое определение старообрядчества, как раскола, всегда неизменно существовало и доныне остается за отпавшими от православия из-за разности в вопросах обрядоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

вслед за 134 правилом карфагенского собора. Автор приводит вполне текст этого символа по синодальному списку, а под строкою указывает разночтения из списков Загребского 1262 г., Рязанского 1284 г. и Румянцевского музея 232, а также из печатной Кормчей, в коей символ этот помещен после 137-го правила карфагенского собора. Никейский символ, в переводе 2-й редакции вошедший в состав первопечатной Кормчей книги 1650 г., перепечатывался без изменений и в последующих изданиях до 1839 года. Указываются особенности этой 2-й редакции, доказывающая позднейшее её происхождение. К сказанному у автора можно прибавить, что первое слово символа: вероуемъ читается здесь ближе к греческому подлиннику ( πιστεομεν), тогда как списки 1-й редакции имеют: вероую. – Третья редакция никейского символа находится в изданном 1839 г. Св. Синодом взамен Кормчей книги новом переводе церковных канонов под заглавием: «Книга правил св. Апостол, св. Соборов вселенских и поместных и св. Отец, на первоначальном еллинском наречии и в приложении славенороссийском». Никейский символ помещен здесь перед правилами, впереди других символов и вероопределений. В книге г. Гезена указаны разности нового перевода, из коих некоторые зависили от иной редакции греческого текста, и в заключение напечатан текст «славенороссийский» из книги Правил, а параллельно с ним русский текст из Деяний вселенских Соборов, изданных в русском переводе при Казанской духовной академии. Перевод символа константинопольского в течение веков подвергался – говорит автор – гораздо большим изменениям, нежели перевод Никейского. Он представляется исследователю в трех главных редакциях, из коих каждая подвергалась еще различным частным изменениям, пока при патриархе Никоне не установилась последняя редакция, помещенная в славянском переводе Скрижали и утвержденная собором 1656 года (стр. 31). Первая или древнейшая редакция этого символа, хотя и в попорченном виде, сохранилась в той же Устюжской Кормчей XIII в., из которой г. Гезен извлек древнейшую редакцию символа никейского; тот же перевод сохранился в рукописи Московской духовной академии, – о которой выше была речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Издательском Совете состоялся круглый стол для руководителей отделов распространения православных издательств, а также руководителей епархиальных центров книгораспространения 12 октября 2013 г. 14:42 10 октября 2013 года в Издательском Совете под председательством архиепископа Егорьевского Марка , викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководителя рабочей группы Издательского Совета по разработке механизмов, способствующих развитию церковного книгораспространения, состоялся круглый стол для руководителей отделов распространения православных издательств, а также руководителей епархиальных центров книгораспространения. Дискуссия была посвящена наиболее актуальным вопросам развития общецерковной системы распространения православной литературы. В заседании приняли участие представители информационно-издательских отделов и центров книгораспространения десяти митрополий, а также руководители отделов распространения 15-ти ведущих православных издательств. Перед началом круглого стола с приветственным словом к собравшимся обратился председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . Он особо отметил, что развитие общецерковной системы книгораспространения является задачей, поставленной Архиерейским Собором 2013 года, и включает в себя много вопросов, связанных как с логистическими проблемами, недостатком профессиональных информационных ресурсов, так и с необходимостью поддержки авторов и издательств, которые занимаются подготовкой и изданием не только популярной, пользующейся большим спросом православной художественной литературы, но и более серьезной и специальной литературы, к примеру, вспомогательных материалов по курсу «Основы православной культуры», учебной литературы, книг, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Архиепископ Марк открыл заседание кратким анализом проблемных вопросов, осложняющих развитие системы книгораспространения, среди которых отсутствие во многих епархиях собственных центров книгораспространения, сложности в получении своевременной информации о новых изданиях, высокая стоимость доставки книг в отдаленные епархии, что в итоге становится причиной значительного повышения розничной цены, которая ложится на плечи покупателей. Архиерей призвал всех участников круглого стола к активной работе и отметил важность обсуждения с профессиональным сообществом проектов любых решений, которые должны на самом деле способствовать активизации распространения православной литературы, а не ложиться трудновыполнимым бременем на плечи епархиальных архиереев и настоятелей храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/3299599.ht...

Нужно сказать, что собором антиохийским в одном и том же 341 году, во время «обновлений» изданы были четыре редакции вероизложения: эти редакции могут называться с большим правом: «писаниями», чем одно послание архипастыря кесарийского. Правда, в послании Валентиниановом ариа­нам приписано учение о тварной природе Сына Божия (этот пункт, как мы знаем, скрывает наш автор), но такого учения не встречается у Евсевия. За то, хоть и не без некоторой натяжки, оно может быть находимо в определениях антиохийского собора: по всей вероятности, утрированное в интересах полемики, арианское учение о тварности Сына Божия, обличаемое в послании Валентиниана, все же более соответствует антиохийскому собору, руководимому еретиками, чем посланию Евсевия, исключа­ющему всякую возможность мысли о Сыне Божием, как твари. Итак мы рассмотрели как параллельные места из по­сланий Валентиниана и Евсевия, которыми (местами) поль­зуется автор для доказательства зависимости позднейших арианских фракций от Евсевия кесарийского , так и ав­торские комментарии к этим параллелям, и в резуль- и это обстоятельство все же несколько ободряет автора. Об этом Максимине, оказавшем такую услугу автору, сей последний упоминает не раз, провозглашая его самоподлиннейшим учеником Евсевия. Автор говорит: «последний омий Запада Максимин ссылается в своем уче­нии на авторитет Евсевия» (стр. 42). Или при другом случае автор говорит: «Максимин ссылается на авто­ритет Евсевия; отсюда необходимым является вывод, что он имел под руками сочинения Евсевия и был вполне верным его последователем» (142). Но вот что странно: автор вообще очень аккуратный по части цитации и лю­бящий приводить тирады из подлинников под строкой, на этот раз почему-то в существеннейшей части книги (тексте ее) ни однажды не знакомит читателя в желаемой точности с документом, на котором основывается выше­приведенное его суждение. Правда, при одном случае (42) у автора встречаем ссылку на Waitz’a (где действительно находятся дорогие для автора слова).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Число арестованных и осуждённых священнослужителей составляло тогда несколько сот, среди них были и «повторники» уже отсидевшие за то, что во время войны служили на оккупированных территориях. Закрытие приходов в 1959 году приобрело массовый характер, в следующем году оно осуществлялось с ещё большим размахом, сравнимым разве что с кампаниями эпохи великого перелома. Из 13 008 приходов на 1 января 1961 года остался 11 571, 1437 храмов были закрыты, многие разрушены или взорваны 215 . «Чувствую себя нервным от общего лада церковных дел…», – именно такие слова написал в конце августа 1959 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), оценивая государственно-церковную политику в стране. По его мнению, это было связано с каким-то новым отношением к делам Церкви со стороны гражданских властей 216 . 13 января 1960 года было принять постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах». Основное внимание уделялось тому, что «Положение об управлении Русской Православной Церкви», принятое Поместным Собором 31 января 1945 года, отстранило прихожан от управления церковным имуществом и денежными средствами, вернув эту прерогативу, как было и прежде, настоятелям. «Положение» было утверждено постановлением Совнаркома 28 января 1945 года. Между тем, декрет об отделении Церкви от государства от 23 января 1918 года и последующие инструкции Наркомюста по его проведению в жизнь предусматривали положение, по которому церковным имуществом могли распоряжаться религиозные общества. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» предоставило религиозным обществам право распоряжаться всем церковным имуществом, ведать наймом «служителей культа». Постановление Совнаркома от 28 января 1945 года вступило в противоречие с этими документами, на что обращало внимание постановление ЦК КПСС от 13.01.1960 года. 217 Годом позже, 16 января 1961 года, Совет министров СССР принял специальное постановление «Об усилении контроля за деятельностью церкви». Оно отменило все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные десятилетия. Эти два постановления стали правовой основой реформы, включавшей в себя шесть основных положений:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращаемся к сейчас помянутым еретически-вольномысленным людям, не отвергавшим сверхъестественного христианства. Выше мы говорили, что ересь Жидовствующих распространялась у нас в двух видах: в виде настоящей ереси или, точнее говоря, – настоящего отступничества, состоявшего в совершенном отрицании христианства, и в виде большего или меньшего еретического вольномыслия, не доходившего до совершенного отрицания христианства. От правительственных розысков, произведённых перед собором 1504 года, удалось укрыться некоторой части настоящих Жидовствующих; тем более должна была укрыться от них более или менее значительная часть людей еретически-вольномысленных, так как для последних это было значительно легче. Настоящие Жидовствующие, в том или другом числе, нашли себе убежище у заволжских старцев. Подобным образом, нашла себе у них убежище та или другая часть и людей еретически-вольномысленных. Но Башкин, делая свой донос на своих единомышленников, находившихся в Заволжье, не ограничился только настоящими единомышленниками, каковыми были унитарии или антитринитарии с Косым во главе, но указал и на этих людей еретически-вольномысленных, не отрицавших сверхъестественного христианства или только более или менее уклонявшихся в своих мнениях от чистоты православия. Вследствие оговора Башкина и вследствие розысков, произведённых на основании оговора, привлечено было к соборному суду и подвергнуто осуждению то или другое количество и этих еретиков, представлявших собой наших протестантов. Люди вольномысленные, о которых говорим, явились таким образом, что проповедники жидовства по отношению к иным из совращаемых ими имели неполный успех, – не успевая совращать этих иных в настоящее жидовство, успевали только заражать их большим или меньшим вольномыслием. Понятно, что проповедники успевали заражать вольномыслием одного более, другого менее, и что всякого заражали они в своей собственной мере; а отсюда понятно, что между заражёнными вольномыслием не могло быть единства и единообразия (определённой системы) в образе мыслей и в пунктах уклонения от православия, но что каждый из них был сам по себе. Соединение того или другого количества людей вольномысленных в одном месте, каково Заволжье, заставляет предполагать, что между ними произошло в отношении к образу мыслей объединение – или общее, всех в одну как бы в секту, или частное – в известное количество групп. Было это действительно так, или, как и при первоначальном местном разъединении, каждый был сам по себе, с уверенностью сказать не можем, потому что не имеем относительно этого надёжных свидетельств. Но само по себе вероятнейшим представляется, очевидно, последнее; а равным образом за последнее говорят и свидетельства или не совсем определённые или не совсем надёжные, какие имеем 1708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Arhiva La Consiliul de Editare a avut loc o mas rotund pentru conductorii departamentelor de difuzare ale editurilor ortodoxe i conductorii centrelor eparhiale de difuzare a crii 12 octombrie 2013 14:42 10 октября 2013 года в Издательском Совете под председательством архиепископа Егорьевского Марка , викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководителя рабочей группы Издательского Совета по разработке механизмов, способствующих развитию церковного книгораспространения, состоялся круглый стол для руководителей отделов распространения православных издательств, а также руководителей епархиальных центров книгораспространения. Дискуссия была посвящена наиболее актуальным вопросам развития общецерковной системы распространения православной литературы. В заседании приняли участие представители информационно-издательских отделов и центров книгораспространения десяти митрополий, а также руководители отделов распространения 15-ти ведущих православных издательств. Перед началом круглого стола с приветственным словом к собравшимся обратился председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . Он особо отметил, что развитие общецерковной системы книгораспространения является задачей, поставленной Архиерейским Собором 2013 года, и включает в себя много вопросов, связанных как с логистическими проблемами, недостатком профессиональных информационных ресурсов, так и с необходимостью поддержки авторов и издательств, которые занимаются подготовкой и изданием не только популярной, пользующейся большим спросом православной художественной литературы, но и более серьезной и специальной литературы, к примеру, вспомогательных материалов по курсу «Основы православной культуры», учебной литературы, книг, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Архиепископ Марк открыл заседание кратким анализом проблемных вопросов, осложняющих развитие системы книгораспространения, среди которых отсутствие во многих епархиях собственных центров книгораспространения, сложности в получении своевременной информации о новых изданиях, высокая стоимость доставки книг в отдаленные епархии, что в итоге становится причиной значительного повышения розничной цены, которая ложится на плечи покупателей. Архиерей призвал всех участников круглого стола к активной работе и отметил важность обсуждения с профессиональным сообществом проектов любых решений, которые должны на самом деле способствовать активизации распространения православной литературы, а не ложиться трудновыполнимым бременем на плечи епархиальных архиереев и настоятелей храмов.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3327944...

12 июня патриарх Никон прислал патриарху Макарию первые свежие огурцы, «ибо никто не ест новых огурцов ранее царя и патриарха». Московские огородники в великий четверток сеяли семена огурцов в гряды и прилагали много трудов, укрывая их от холода ночью и открывая при солнце. Тот, кто первым доставлял царю и патриарху свежие огурцы, наделялся щедрой милостью – деревней с крестьянами. Так бывало ежегодно 508 . Огурцы благословлялись патриархом как начатки овощей, так что эти первые плоды были как бы вестниками грядущего, по милости Божией, благоденствия страны в данном году. Во второе воскресенье по Пятидесятнице при колокольном звоне патриарх Никон ходил большим крестным ходом через западные ворота Кремля за стену Белого города, к храму во имя пророка Илии (ныне в Обыденском переулке), близ Земляного вала. Здесь служили архиерейским собором и возвращались в Кремль 509 . 23 июня также очень торжественно праздновали (второй раз) в честь Владимирской иконы. Сначала большим крестным ходом выходили через Спасские ворота к «круглому помосту для молебствий», служили праздничный молебен, затем шли через Красную площадь на Сретенку, в Сретенский монастырь, совершали там во дворе освящение воды, затем в храме – литургию. Присутствовали, кроме духовенства, и все сановные люди государства 510 . Вечером в субботу, перед неделей 3-й, третьим воскресеньем по Пятидесятнице, совершалась великая панихида по воинам, убиенным при взятии Смоленска 25 июня 1654 года. Всех погибших поминали поименно. Павел Алеппский отмечает также торжественные богослужения в память первоверховных апостолов Петра и Павла и в воспоминание Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. Особыми молитвенными торжествами отмечалось 8 июля воспоминание явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. При звоне колоколов выходили из Кремля крестным ходом в «великолепную церковь » в честь этой иконы, которая находилась напротив Никольских ворот Кремля, где большим собором духовенства служилась литургия 511 . 10 июля весьма торжественно совершали празднование в честь ризы (хитона) Господа Иисуса Христа 512 , в память принесения ее в Москву в этот день в 1622 году. Это был подарок шаха персидского Аббаса государю московскому. Аббас вывез хитон из Грузии, где он хранился с древних времен. Патриарх облачался в этот день в свой самый дорогой саккос (как и на Пасху).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Воскресенский Савва: Публикация документов Поместного Собора 1917-18 годов — жизненно важная задача В 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом — публикацией материалов Поместного Собора 1917-1918 годов. Новое фундаментальное издание введет в научный оборот уникальные, зачастую еще совершенно не исследованные материалы. 10 сентября, 2012 В 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом — публикацией материалов Поместного Собора 1917-1918 годов. Новое фундаментальное издание введет в научный оборот уникальные, зачастую еще совершенно не исследованные материалы. В 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом — публикацией материалов Поместного Собора 1917-1918 годов. Новое фундаментальное издание введет в научный оборот уникальные, зачастую еще совершенно не исследованные материалы. Эта публикация может стать существенной вехой в изучении истории Русской Православной Церкви и Российского государства XX века, а также позволит осмыслить происходящие сейчас в Русской Церкви преобразования, источником которых послужили, в том числе, и решения Поместного Собора. Об этом проекте в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, председатель Научно-редакционного совета по изданию трудов Поместного Собора 1917-1918 годов епископ Воскресенский Савва. — Ваше Преосвященство, в 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом — публикацией материалов исторического Московского Собора 1917-1918 годов. Мы хорошо помним, что несколько лет назад монастырь уже осуществил подобное издание. С чем связано ваше решение вернуться к материалам Поместного Собора? — Действительно, в 1994-2000 годах Новоспасский монастырь выпустил в свет издание материалов Собора 1917-1918 годов, которое вышло по благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия II. Первое издание состояло из 12 томов, 11 из них — соборные Деяния и один том — определения и постановления Собора. Часть соборных Деяний была выпущена репринтом по изданию, предпринятому еще в годы революции самим Собором. Уже через несколько лет эти тома стали библиографической редкостью и потому даже их репринтное воспроизведение было бы весьма ценно.

http://pravmir.ru/episkop-voskresenskij-...

Дело это показалось присутствовавшим патриархам «любо и благословенно», и они со всем великим Собором постановили: «Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами, патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалимского, а во главе и начале держать ему апостольский престол Константинаграда, как и другие патриархи держат; во-вторых, патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы и по нем поставлялись Московским Собором патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужбника нашего смирения и о Св. Духе возлюбленного брата нашего Иова. Для того и утверждена сия уложенная грамота на память вовеки лета 1590, месяца мая». Грамоту подписали патриархи: Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний (Александрийская кафедра была тогда праздною) и бывшие на Соборе 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов . Другую соборную грамоту митрополит Дионисий представил патриарху Иову. Здесь Восточные патриархи с Собором писали: «Имеем тебя всегда нашим братом и сослужбником, пятым патриархом, под Иерусалимским, и в священных молитвах поминаем тебя, как мы промеж себя поминаемся; поминай и ты нас всегда в молитвах, вначале же святейшего Иеремию, архиепископа Константинопольского, как и мы его начальным имеем и большим братом именуем; повели также и всем архиереям во всей своей области, да поминают нас в молитвах». Третья соборная грамота была боярину Борису Федоровичу Годунову: ему прежде всего выражали иерархи свою благодарность за его любовь к ним и милости и свою великую радость, что по его желанию, как и по изволению святого царя, совершилось в Москве поставление патриарха, которое теперь утверждено Собором. Кроме соборных грамот митрополит Дионисий привез частные грамоты патриарха Иеремии царю, царице, патриарху Иову и Годунову. Во всех этих грамотах излагались просьбы о пособии и милостыне. Иова, например, Иеремия просил походатайствовать пред царем, «да сотворит пригожую помощь, какую обещал в своей палате при поставлении его, Иова, на патриаршество», а Годунова просил попечаловаться, чтобы государь выслал на сооружение Цареградской патриархии шесть тысяч золотых.

http://sedmitza.ru/lib/text/436092/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010