Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли подавать записки за усопшего, крещенного в православной церкви, но последние годы своей жизни был зороастристом? Похожие вопросы 4 Ответа Здравствуйте, Екатерина! Если человек добровольно отвернулся от Христа, не принес покаяние и не вернулся в Церковь, то Церковь молиться за него не может. Записки подавать нельзя. Если он не покаялся и не вернулся в христианство, то нельзя. С уважением, Увы, человек уже свой выбор сделал. Мы не можем его насильно включить в церковный организм. В книге «Скрижаль», одобренной Московским собором 1656 г. и Большим Московским собором, о проскомидийном поминовении приводятся слова свт.  Симеон а Солунского: «В этом божественном образе и действии священной проскомидии мы видим некоторым образом Самого Иисуса, созерцаем и всю единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, истинный Свет, вечную жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую, ибо Сам Он присутствует в образе хлеба, полагаемого в середине. Частицей же с правой стороны изображается Матерь Его, а с левой – святые и Ангелы, и внизу – благочестивое собрание всех уверовавших в Него. Здесь – великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного Бога – по естеству, воплотившегося ради них. Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни. Бог бывает зрим и приемлем нами! Не подобает нам приносить частицы за еретиков или поминать их. Здесь нет места неверным и еретикам. “Что общего у света с тьмою?” Сказано, что “Ангелы возьмут злых от среды праведных”. Поэтому иерей вообще не должен приносить просфору или частицу ни за инославного, ни за тех, кто явно и нераскаянно грешит. Потому что приношение служит им к осуждению, как [в осуждение служит] и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел» (Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. СПб., 2013. С. 93). Таким образом, проскомидийное поминовение таких людей, которые не являются реальными членами Церкви, невозможно и только вредит им же самим. По словам прп. Паисия Величковского , “об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его”. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-podava...

В книге «Скрижаль», одобренной Московским собором 1656 г. и Большим Московским собором, о проскомидийном поминовении приводятся слова свт. Симеона Солунского : «…Не подобает нам приносить частицы за еретиков или поминать их. Здесь нет места неверным и еретикам. “Что общего у света с тьмою?” Сказано, что “Ангелы возьмут злых от среды праведных”. Поэтому иерей вообще не должен приносить просфору или частицу ни за инославного, ни за тех, кто явно и нераскаянно грешит. Потому что приношение служит им к осуждению, как [в осуждение служит] и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел» (Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. СПб., 2013. С. 93). Как можно «вымолить» душу из ада, если, как будто, оттуда нет дороги на небеса ( Лк.16:26 )? Хотя сюжет притчи о богатом и Лазаре может быть отнесен ко временам Ветхого Завета, когда человек еще не был искуплен, нередко лоно Авраамово интерпретируется как Царство Небесное, т.е. с акцентом на новозаветные времена. И если под лоном Авраамовым понимать Царство Божие, открывшееся с Пришествием Спасителя и совершением Искупления, то, конечно, «переход» из ада в лоно Авраамово возможен – по молитвам Церкви. И Сам Спаситель сошел после смерти душой во ад, чтобы проповедовать там избавление, и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников или всех уверовавших в Него ( 1Пет.3:19 ). Для чего молиться за тех умерших, кто покаялся пред смертью и, следовательно, получил от Господа прощение и разрешение своих грехов? Покаяние умирающих могло быть неполным, недостаточно глубоким и искренним. Также порой умирающие не успевают завершить процесс покаяния, принесением его достойных плодов, что как бы «восполняется» молитвами и милостынями живых. Кроме того, человек, покаявшись перед смертью, может успеть согрешить до того, как умрет (например, в помыслах, желаниях), даже если смерть наступит вскоре после его покаяния. Получают ли помощь те усопшие, за которых некому помолиться на земле? В «Синаксаре в субботу мясопустную» сообщается, что общецерковное поминовение усопших установлено как раз в связи с тем, что не все умершие получили «установленного поминовения». Также все общецерковные и частные поминовения «всех усопших православных христиан» подразумевают и тех усопших православных, чьих имён мы не знаем. Как согласовать предстательство Церкви и молитвы живых за умерших со словами о том, что Христос есть единственный ходатай Бога и человеков ( 1Тим.2:5 ; Евр.9:15 )?

http://azbyka.ru/pominovenie-usopshix

Постепенное уклонение латинян от православия, усилия их водворить латинство в России в смутное время возбудили в русских особую неприязнь к латинству и утверждали взгляд на веру латинскую, как на повреждённую многими ересями. Под влиянием такого взгляда в XVI столетии у нас явился обычай – латинян, обращавшихся в православие, перекрещивать. Но до XVII столетия обычай этот не получил церковного утверждения. При патриархе Филарете митрополит сарский и подонский Иона, на основании древних церковных правил, не велел крестить двух ляхов, пожелавших принять православие, а велел только миропомазать и допустить к св. причастию. Такое распоряжение Ионы патриарх признал неправильным и запретил Ионе священнослужение до собора. В Москву по зову патриарха собрались в октябре 1620 года два митрополита: новгородский и ростовский, три архиепископа: вологодский, суздальский и тверской, и коломенский епископ. Собор утвердил обычай перекрещивать латинян, а также постановил крестить тех белорусцев, приходящих от польского и литовского государства в православную веру греческого закона, которые крещены обливанием. Но это постановление собора 1620 года о принятии в православную Церковь латинян и белорусцев, как несогласное с древними церковными правилами, чрез 46 лет было отменено Большим московским собором. В правление патриарха Никона предпринятое им исправление церковных книг и обрядов было поводом к собранию нескольких соборов. Ряд этих соборов открылся многочисленным собором, собранным в апреле 1654 года. На этом соборе, происходившем в царских палатах и в присутствии самого царя, заседали под председательством патриарха Никона пять митрополитов, в числе которых был и сербский Михаил, четыре архиепископа, один епископ, одиннадцать архимандритов и игуменов и тридцать протопопов. Деятельность московского собора 1654 года ограничилась только тем, что он постановил исправить наши богослужебные книги по древним греческим и славянским, но это постановление имеет величайшую важность, так как им русская Церковь засвидетельствовала своё полное единение с Церковью восточной и соборне утвердила начатое Никоном исправление церковных книг и обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Жаль, нет больше в Троице-Сергиевой обители “Троицы” Рублева. 500 лет была, сколько молитв впитала в себя, сколькими чудесами одарила, а вот ведь забрали в 1929 году в Третьяковскую галерею. А ведь Андрей Рублев писал свою “Троицу” для обители. Как бы там ни было, а православные люди как молились перед иконой “Троицы”, так и молятся. Сначала молились перед подлинником, шедевром, сейчас перед списком, выполненным художником Барановым. На том же самом месте, в нижнем ряду иконостаса справа от Царских врат помещается список с рублевской “Троицы”. Длинная очередь выстраивается перед Троицким белокаменным собором в день Пятидесятницы. Каждый хочет припасть к мощам Преподобного Сергия, помолиться перед святыми иконами. Веточки березы с клейкими листочками в наших руках. Много веточек. А в храмах все равно что в лесу, веточки окаймляют иконы, веточки перед алтарем, даже послушник выглядывает из-за свечного ящика, как из зарослей молодого березняка. Троица… Дубрава Мамре, три Ангела, пришедших погостить в Авраамов дом, блаженный Августин , пытающийся познать тайну Божьего триединства, Андрей Рублев, одним вздохом приблизивший нас к великой тайне. Преподобный Сергий, пришедший послужить Троице и воспеть ее своей удивительной жизнью. Паломники, идущие “сквозь снег и ветер, и звезд ночной полет” к Святым вратам Троице-Сергиевой Лавры… - Дай веточку,- просит хулиганистый парень у чистенькой девочки с большим березовым букетом. Дает. - Дай еще одну! — дает, но уже не так охотно, а парень, вот ведь искушение, просит еще. - Сколько можно? — девочка прижимает к себе букет. - Еще одну. Чтоб три было. Ты что не знаешь, что Бог Троицу любит? Конечно же, она знает. И протягивает еще одну, третью веточку. Что ей, жалко что ли? Торжество Матери 28 августа — большой церковный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Предварял его двухнедельный пост. Что это за праздник, почему почитаем его великим? Кто был во Владимире, знает: стоит на небольшом взгорочке, будто влитая в намоленный воздух древнего города, церковь. Тоже древняя, именуемая Успенским собором. Началом двенадцатого века датируется его постройка. Уже потом, позже, великий архитектор Фиораванти построил Успенский собор в Москве, на Соборной площади Кремля. Много лет будут в нем венчаться на царство российские самодержцы, а патриархи православные найдут здесь для себя место вечного упокоения. А еще позже, когда одолеет Иван Грозный Казань и присоединит ее к земле русской, выстроит он в Троице-Сергиевой обители собор, очень схожий с Владимирским и Московским, лишь просторнее чуть и выше. Назовет также Успенским, и праздник Успения Пресвятой Богородицы станет с тех пор в обители преподобного Сергия престольным.

http://azbyka.ru/fiction/ukazhite-mne-kr...

водою. 1068 В вербное воскресенье путь чрез сии врата устилаем был красным сукном, а на мосту ставились нарядные вербы. Здесь Патриарх за большим вербным древом шествовал на осляти к Лобному месту, останавливался на приготовленном ему амвоне и сказав пред вратным образом Спасителя краткую литию, троекратно кропил врата св. водою. Всероссийские Митрополиты и Патриархи в день своего поставления и вступления, на Паству, шествовав на осляти вокруг города, в сих вратах читали вратную молитву. Здесь Российские Государи и Святители с двором и освященным собором торжественно и благоговейно принимали чудотворные иконы Владимирской Богоматери из Владимира, Спаса Вседержителя из Новгорода, Нерукотворенного Спаса из Вятки, Благовещение Богородицы из Устюга, Св. Николая Гостунского и Великорецкого, св. мощи Черниговских чудотворцев, Св. Димитрия Царевича из Углича, Св. Филиппа Митрополита из Соловецкого монастыря и Иова Патриарха из Старицы. При встрече мощей сего последнего в 1652 году, по сказанию самого Царя Алексия Михайловича, «весь пожар т. е. Красная площадь, занят был людьми пешими, так что яблоку негде было упасть». Спасские с другими Кремлевскими воротами были заперты для народа и отворены только для пренесения гроба Патриаршего. При этом Святитель Иосиф со слезами сказал Царю: «Вот смотри, Государь, каково хорошо за правду стоять, и по смерти слава!» 1069 Как главные входные, городские врата сии вели прямо к Государеву дворцу: то входившие и въезжавшие в них снимали шапки из почтение к Великим Государям. С почтением Царю земному здесь соединялось благоговение к Царю небесному, которого лик изображен над вратами. Старинное сказание дополняет, что за нарушение сего обряда, заставляли класть по пятидесяти земных поклонов пред вратным образом. Наконец стольник Лызлов 1072 сообщает нам сказание о видении одной слепой «инокини Вознесенского монастыря во время нашествие на Москву Магмет-Гирея. С прозрением телесных и душевных очей, она увидела на яву, среди ужаснаго шума и ветра, звона колоколов, Святителей с собором, идущих вон из города в Спасские ворота с чудотворною иконою Владимирские Богоматери и другими св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   Человек из «простого всенародства», достигший чина высокого государственного руководителя иностранной политики, Висковатый был настоящий русский самородок «Подобного ему не было в то время на Москве» " Его уму и искусству, как московита, ничему не учившегося, очень удивлялись иностранные послы, — говорит составитель «Ливонской хроники Рюссов» (Андреев Н. , там же, с. 217)    С 1 и 2    Собор не «был созван в связи с розыском по делу Висковатого», как ошибочно полагают Н. Покровский («Очерки », с 335) И Н Е Мнева («Искусство Московской Руси» М, 1965, с . 116) См также Лебедева Ю. А. Древнерусское искусство X-XVII веков М ., 1962, с. 186    С 11    С 12 Когда Висковатый принес свой «Список», «да и бил челом митрополиту, чтобы пожаловал тот его список изсвидетельствовал от Божественного Писания со всем священным Собором», Макарий послал «тот список [...] всея Русии Самодержцу, как ему о том благочестивый царь повелит» Царь «Список» отослал обратно митрополиту и велел обсудить на Соборе а ему доложить о результате (с 2—3)    С. 3    «Видех во сне нощию, и се на облацех небесных яко Сын Человечь идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред него приведеся» (Дан 7:13) «Зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста» (там же, 7, 9)    Разбор иконографической темы Бога Отца последует в связи с ее запрещением Большим Московским Собором. Здесь же мы ограничиваемся лишь кратким разбором аргументации спорящих сторон    С 14    Там же.    Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 28.    С. 7. Действительно, Богооткровения Ветхого Завета, даже в конкретных образах, как, например, явление Божие пророку Исаии, являются видениями не существа Божия, но славы Его: «Видех Господа седяща на престоле высоце и превознесене» (6, 1), «Царя Господа Саваофа видех очима моима» (6, 5). Это Богооткровение толкуется как видение славы и Самим Христом: «Сия рече Исаия егда виде славу Его [. ] и глагола о Нем " (Ин. 12:41)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

По мере ослабления интенсивности боёв, внутренние работы в соборе были продолжены. Над внутренней отделкой верхнего храма собора и его служебных помещений трудилась бригада художников московской мастерской церковного искусства " Киноварь " . 23 и 24 апреля 2016 года, в Вербное воскресенье , сонмом из четырёх архиереев во главе с митрополитом Донецким Иларионом (Шукало) были совершены первые службы в верхнем храме собора. С обустройством собора был благоукрашен и присоборный участок. При соборе были построены помещения крестильни, ризницы, просфорни и трапезной. Возле собора была построена Благовещенская часовня , к которой подведена вода из скважины. Мощёная площадь перед собором стала самым красивым уголком Горловки - там были устроены фонтаны и маленькое искусственное озеро, посажены сосны и декоративные растения, созданы аллеи, поставлены лавочки и беседки, открыта детская площадка, сделана красивая подсветка. Для удобства горожан рядом с собором была построена автобусная остановка, оснащённая большим экраном. Весь соборный участок был обеспечен круглосуточной охраной. На середину 2018 года богослужения совершались ежедневно; при соборе действовали воскресная школа, детский и юношеский хоры, спортивно-патриотическое общество благоверного князя Александра Невского, молодёжная группа; проводились библейские чтения. Архитектура Собор увенчан пяти главием , над главным входом возвышается колокольня , также завершённая луковичной главой. Внешняя облицовка собора выполнена из природного белого камня. Главный купол собора имеет диаметр 12 метров. В звоннице колокольни - 12 колоколов, весом от шести килограммов до пять тонн. На колокольне также установлены куранты, отбивающие время каждые полчаса. К главному входу в собор ведёт широкая лестница. Собор щедро и изысканно украшен. Всё здание отделано мрамором, местами использована витиеватая лепнина в византийском стиле и мозаика. Купола покрыты булатным орнаментом, а главный купол также опоясан белокаменными барельефами в виде шестикрылых серафимов на золотом фоне мозаики. Главный вход в собор тоже украшают фигуры ангелов выполненные из мрамора.

http://drevo-info.ru/articles/13678057.h...

Тогда же была разрушена Трапезная церковь, а точнее, то, что от нее оставалось. На месте собора в 1962—1965 годах был построен Дворец пионеров и школьников им. Н. Островского (ныне Киевский Дворец детей и юношества). http://church-site.kiev.ua/ 1. Никольский собор построен в 1690-1696 г.г. И.Д. Старцевым. Известно письмо Ивана Мазепы, отправленное царям Иоанну и Петру в 1693 г., в котором сообщается о ходе строительства двух больших храмов в Братском Богоявленском и Пустынно-Николаевском монастырях. Строительство велось под руководством и на деньги Мазепы. Первоначально собор служил соборною церковью соседнего Пустынно-Николаевского монастыря. Военным собором он сделан в 1831 г. Рядом с собором на возвышенных местах были установлены пушки. В нем, кроме главного Николаевского престола, имелись еще три придела - один внизу - во имя Св. Иоанна Предтечи, и два сверху, на хорах - во имя преп. Антония и Феодосия Печерских и во имя Св. мучеников Варлаама и Иоасафа. Уникальный образец раннего «мазепинского» украинского барокко. После 1831 г. кельи были обращены в казармы, а братия была переведена в новопостроенную церковь Святого Николая Малого, или Слупского. Помимо архитектурных достоинств, собор был известен своим 15-метровым резным иконостасом XVII в. Сразу после сооружения собор стал главным храмом Никольской обители. Его называли «Большим Николой», в отличие от еще двух одноименных монастырских храмов. С 1831 г., когда территория «Большого Николы» была отобрана для военных нужд, собор стал гарнизонным и начал называться Военно-Никольским. Интересно, что даже тогда на стене собора сохранилась надпись в честь Мазепы. Известна также история, как растерялся император Николай I, узнав, что в соборе одновременно с ежегодной анафемой предателю Мазепе происходят молебны в честь «блаженного создателя храма сего». Уничтожен в 1934 году. 2. Трапезная с церковью Покрова Богородицы сооружена сразу после завершения собора. По стилистическим признакам и времени постройки, ее должен был возводить Осип Старцев. Характерно, что сооружение объединяло в себе типичные черты украинских трапезных с сугубо московскими архитектурными приемами. Продолговатое здание трапезной было расположено вдоль южного фасада собора. Оно традиционно состояло из трех частей: сеней, палаты и церкви. К сеням с севера прилегало граненое закрытое крыльцо, увенчанное куполом. Палата имела очень большие размеры: при ширине 11 м и длине 15,5 м она была перекрыта единственным сводом, опиравшимся на стены и единственным центральным столбом с двумя подпорными арками. Крыша над палатой имела два высоких фронтона. Северный фасад украшали красивые наличники окон, оформленные лепкой. К южному фасаду прилегали деревянные помещения кухонь. В начале XIX в., помещение было перестроено в прямоугольное, купол был утрачен. В 1930-е гг. бывшую трапезную приспособили под склад. В начале 1960-х годов при строительстве на Дворца пионеров, уничтожена окончательно.

http://sobory.ru/article/?object=34156

Собор открылся после торжественного молебна приветственным словом митрополита Алексия (Симанского), назвавшего главные цели Собора – избрание патриарха и утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Новое «Положение», обсуждавшееся на Соборе, заметно отличалось от определений, данных Собором 1917–1918 гг. Церковь теперь именовалась не Российской, а Русской, полномочия патриарха были серьезно расширены. При этом высшей властью в Церкви по-прежнему оставался Поместный Собор, хотя сроки его созыва не оговаривались. Второе заседание было посвящено избранию патриарха. Как и предполагалось, архиереи, начиная с младшего по хиротонии называли имя того, кого бы они хотели видеть главой Русской Церкви. Единодушие было полным – все высказались за митрополита Алексия (Симанского). Когда очередь дошла до него самого, митрополит Николай (Ярушевич) сказал: «Ввиду единодушия, проявленного всеми преосвященными при избрании Патриарха Московского и всея Руси, разрешите, преосвященные собратья, нам освободить от личного голосования патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия». По окончании голосования Собор возгласил «Аксиос» и гимн «Тебе Бога хвалим». 4 февраля прошла интронизация Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Богоявленском кафедральном соборе. 10 апреля состоялась встреча патриарха, митрополита Николая (Ярушевича) и протопресвитера Н.Колчицкого со Сталиным. Обсуждались вопросы патриотической и международной деятельности Русской Церкви, а также ее вклад в укрепление мирового влияния коммунистического государства. Взамен Сталин обещал разрешить открытие новых духовных школ, а также расширить и укрепить издательскую деятельность Русской Церкви. Встреча, по-видимому, очень вдохновила патриарха Алексия, который во время посещения Болгарии в мае 1946 г. даже называл Сталина своим «большим приятелем». Весной 1945 г. по мере освобождения Восточной Европы от нацизма в состав Московского Патриархата возвращались архиереи и клирики Русской Зарубежной Церкви. Укреплялись отношения и с Поместными Церквами, особенно в странах, оказавшихся в зоне советского влияния. Победа над Германией, а затем и над Японией дала возможность церковному руководству заняться делом соединения с русской церковной диаспорой во всем мире. Представители Московского Патриархата посещали Соединенные Штаты Америки, Европу и Китай с целью примирить клириков, находившихся в других юрисдикциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никоном не самовольно, а по совету греческих патриархов и с согласия собора русских архиереев, по греческим и славянским книгам. Затем отцы собора коснулись тех обрядов, которые наиболее подвергались порицаниям со стороны расколоучителей, именно: печати на просфорах, троеперстия, молитвы Иисусовой, аллилуии и именословного перстосложения; но говорили о них без прещений, наравне с другими предметами. Так, они заповедали печатать просфоры четырёхконечным крестом, крестное знамение совершать тремя первыми перстами, молитву Иисусову произносить со словами: «Боже наш», аллилуию говорить трижды, а не дважды, с возглашением: «слава Тебе, Боже», при благословении священникам употреблять именословное перстосложение, и тут же дали несколько правил относительно благоповедения духовенства и церковного благочиния, напр., как хранить миро, употреблять и хранить запасные Дары и т.п. Этим собор давал ясно понять, что обряды, как «старые», так и исправленные – не догматы веры, а только предметы церковного благочиния. Поэтому он не изрёк в своём общем определении никакого проклятия и осуждения ни на старопечатные книги, ни на двуперстие, ни на сугубую аллилуию, ни на другие, излюбленные старообрядцами, обряды: об этих предметах в «Наставлении» даже не упоминается. Не положил собор проклятия и на тех лиц, которые не будут исполнять предписанного в «Наставлении». «Если кто не послушает нас, говорят отцы собора, хотя в одном чём, повелеваемом теперь, или начнет прекословить, мы таких накажем духовно, а если духовное наше наказание начнут презирать, мы к таким приложим и телесное озлобление». Не довольствуясь сделанным, отцы собора признали необходимым составить для верующих особую книгу, где бы опровергались все основные положения раскола, как они изложены в челобитных Никиты п Лазаря, и поручили это дело иеромонаху Симеону Полоцкому . б) Большой Московский собор 1667 года. Большой Московский собор 1667 года представляет собою выдающееся явление в истории русской церкви. Созванный повелением царя Алексея Михайловича, он имел в числе своих членов 29 святителей (17 русских и 12 восточных) и множество архимандритов, игуменов и других духовных лиц, русских и иноземных, во главе с тремя патриархами: русским Иоасафом, Антиохийским Макарием и Александрийским Паисием, потому вполне справедливо и называется Большим Московским собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010