— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет. И только хотел сказать Митраша свое “вот еще!”, вспомнилось ему, как отец о клюкве сказал, еще когда собирали его на войну. — Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, — как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу. — Помню, — ответила Настя, — о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что он о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место Слепую елань . — Вот там, возле елани, и есть палестинка, — сказал Митраша. — Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через Звонкую борину, держите все прямо на север и увидите — там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На этой палестинке еще никто не бывал. Митраша говорил это уже в дверях. Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый, нетронутый чугунок вареной картошки. Забыв о палестинке, она тихонечко шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзинку весь чугунок. “Может быть, еще и заблудимся, — подумала она. — Хлеба у нас взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится”. А брат в это время, думая, что сестра все стоит за его спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке и что, правда, на пути к ней Слепая елань, где много погибло и людей, и коров, и коней. — Ну, так что это за палестинка? — спросила Настя. — Так ты ничего не слыхала?! — схватился он. И терпеливо повторил ей уже на ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква. III Блудово болото, где и мы сами не раз тоже блуждали, начиналось, как почти всегда начинается большое болото, непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. Первый человек прошел эту приболотицу с топором в руке и вырубил проход для других людей. Под ногами человеческими после осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струилась вода. Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море. А впрочем, оно же и было, это Блудово болото, дном древнего моря. И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами. Пройдя немного болотом, дети поднялись на первую борину, известную под названием Высокая грива. Отсюда с высокой пролысинки в серой дымке первого рассвета чуть виднелась борина Звонкая.

http://azbyka.ru/fiction/zelenyj-shum-sb...

Здесь все не понравилось Петру Алексеевичу… С восточной стороны, откуда вело осаду войско Шереметьева, стены были высоки, приземистые башни укреплены заново, равелины звездой выдавались далеко в поле, и рвы перед ними были полны воды. С запада город надежно обороняла полноводная река Эмбах, с юга — моховое болото. Шереметьев подобрался к городским стенам глубокими шанцами и апрошами — весьма осторожно и не близко, из опасения шведских пушек. Его батареи поставлены были и того глупее, — с них он бросил в город две тысячи бомб, зажег кое-где домишки, но стен и не поцарапал. — Известно вам, господин фельдмаршал, во сколько алтын обходится мне каждая бомба? — угрюмо проговорил Петр Алексеевич. — С Урала везем их… А не хочешь ли ты за эти две тысячи напрасных бомбов заплатить из своего жалованья! — Он выхватил у него из подмышки подзорную трубу и водил ею, оглядывая стены. — Южная мура ветха и низка. Я так и думал… — И быстро оглянулся на инженера Коберта. — Сюда надо кидать бомбы, здесь ломать стены и ворота. Отсюда надо брать город. Не с востока. Не удобства искать для ради того, что там место сухо… Победы искать хоть по шею в болоте… Шереметьев не посмел спорить, только проворчал толстым языком: «Само собой… Вам виднее, господин бомбардир… А мы вот думали, не додумали…» Инженер Коберт почтительно, с сожалеющей усмешкой помотал щеками. — Ваше величество, южная стена, также и башенные ворота, именуемые «Русскими воротами», — ветхи, но тем не менее неприступны, ибо к ним можно подойти только через болото… Болото непроходимо. — Для кого болото непроходимо? — крикнул Петр Алексеевич, дернул длинной шеей, лягнул ногой, потерял стремя. — Для русского солдата все проходимо… Не в шахматы играем, в смертную игру… Он соскочил с лошади, развернул на траве карту — план города, из кармана вытащил готовальню, из нее циркуль, линейку и карандаш. Начал мерить и отмечать. Фельдмаршал и Коберт присели на корточки около него. — Вот где ставь все свои батареи! — он указал на край болота перед «Русскими воротами». — Да за рекой прибавь ломовых пушек… — Он ловко стал чертить линии, как должны лететь ядра с батарей к «Русским воротам». Опять померил цуркулем. Шереметьев бормотал: «Само собой… дистанция доступная». Коберт тонко усмехался. — На перемену позиций даю три дня… Седьмого начинаю огненную потеху. — Петр уложил циркуль и линейку в готовальню и стал запихивать ее в карман кафтана, но там лежал пунцовый платок, вышитый по краю виноградными листочками, — он схватил платок и с досадой сунул его за пазуху.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Проводник повел их сперва местами низменными, а затем ввел их в топкое и болотистое место, так что пришлось шагать по кочкам в воде, а наконец и совсем уже нельзя было идти – впереди и вокруг раскинулось топкое болото. Тогда лазутчик объявил, что он их обманул и, жалея свое отечество, с целью завел их в болото. Его тут же изрубили на мелкие части, и, кто мог, стали возвращаться обратно. Трудно было усталым, изнуренным и измокшим воинам: куда кто ни направится – болото как море, и конца его нигде не видно. Действительно, воины очень поспешно шли за проводником, надеясь, что скоро выйдут из топкого места, как о том и проводник им говорил с той целью, чтобы завести войска подальше в глубь болота. В короткое время они ушли далеко, а когда стали возвращаться, то болото им казалось как море безграничное. Некоторые ослабели до крайнего изнеможения. К этому горю вскоре прибавилось другое – не стало хлеба. Потянулось время безотчетного и неизвестного пути. Шли и конца не находили. Среди войска стали проявляться заболевания, и многие умерли от холода и голода. «Станешь, – говорил отец Нафанаил, – ногой на кочку, опираясь о другую ружьем. Не успел укрепиться, глядь, уже в воде выше колен». Тогда-то отец Нафанаил и простудил ноги на всю жизнь. На Афоне, особенно по старости, он и короткое время не мог стоять, но все сидел, церковные службы, кроме Литургии, и келейное правило выполнял сидя; на ногах же у него из костей во многих местах образовались от простуды костяные наросты вроде сучьев. Итак, положение русских солдат было крайнее опасное, даже опаснее, чем на самой жаркой битве, – смерть неминуемая. Никто не знал, что делать. Уже каждый из воинов потерял надежду на выход из болота. Прошло несколько дней такого бедственного положения. За это время некоторым из наиболее сильных воинов удалось возвратиться к своим войскам. Было сделано необходимое распоряжение, на помощь послали достаточно солдат и съестных припасов и наконец вывели измученных людей из болота и подкрепили их пищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Афонские молитвы. Обыденность как болото   Афонские молитвы. Обыденность как болото      То, что написано Тебе, Боже, возможно будет смешным и нелепым в глазах людей, что же, я потерплю это с Твоей помощью. Но если найдется в целом мире хотя бы одна душа, которая поймет и примет мои скорби, скорби мучительных поисков Бога, как свои собственные, пусть помолится обо мне Твоему милосердию, Христе мой, ибо души наши знают, что ищем мы в Тебе, Единственном, ценою наших жизней, ибо Ты - истинный Владыка и Господь наших сердец. -  Афон Обыденность засасывает мою душу в болото дурных привычек, но постоянное устремление души к Богу наполняет ее благодатью, в которой обыденность исчезает, как утренний туман под лучами солнца. Если неугомонное сердце хотя бы минуту пребудет в покое от тревожащих и возмущающих его мыслей, оно не может не уловить отблеск сияния славы Твоей, Господи, а уловив его, не может не устремиться к Твоей благодати и в ней уподобиться Тебе, Святый Боже, -Твоей святости, Святый Крепкий, - Твоей крепости, Святый Безсмертный, - Твоему безсмертию. Глас Божий, пробуждающий мою душу из духовного усыпления, всегда приходит к ней отрезвляющим глаголом Небес: " Покайся! " А душа ничем не может ответить Тебе, кроме слов, идущих из самой ее глубины: " Господи, помилуй! "         Если скажу — Перехватит дыханье! А промолчу — Станет криком молчанье... Скромный цветок полевой В сердце укором горит: Когда мы срываем его, Он о любви говорит...     Молитвы монахов Святой Горы   Комментарии Всего комментариев: 8 2015/11/10, 12:27:52 Живёт в душе моей самосознанье Греховной жизни страсти не тая. Всё больше думаю о покаянье, Когда придёт день Страшного Суда. Стремился с Богом быть и добродетель Трудился класть к святыне алтаря. Душой холодной покаянья свечи Хотел зажечь, но не было огня. Когда же брёл долиной размышленья Усталости не чуя пустоты. То зной гордыни страсти вожделенной Питала сердцу милые мечты. Оставив всё, молитвой дерзновенной

http://isihazm.ru/?id=384&sid=35&iid=219...

– Что ты там толкуешь? – спросил его инспектор, бывший самым заклятым врагом Д., в свою очередь, по праву будущего студента-либерала, старавшегося постоянно бесить инспектора либо тем, либо другим. – Вы нарушаете правила семинарской инструкции, которая запрещает ученикам отлучаться с квартиры после пяти часов, тогда как вы-то и должны бы их исполнять... – Посадите его, дурака, в карцер на два дня, – сказал инспектор, обращаясь к классическому цензору. Д. то и на руку было, потому что сидение в классе для него было истинным мучением, а из карцера он мог в тот же день уйти, дав на водку сторожу пятачок, и потом целых два дня мог гулять свободно по городу. Он тотчас же отправился в карцер, а вечером уже путешествовал по городу, разыгрывая из себя какого-то недоступного ни для кого барона и франта девятнадцатого столетия. Ученики все вообще остались недовольны распоряжением инспектора о времени хождение на Ивановское болото, и Владиславлеву снова пришлось по этому случаю объясняться с инспектором и даже с самим ректором. – Ваше высокопреподобие! Время, назначенное вами для хождения на Ивановское болото, совершенно неудобно, – сказал Владиславлев инспектору, – Ученики все вообще остались мною недовольны, говорят, будто я вам присоветовал назначить это именно время, чтобы ученики все-таки не ходили на болото купаться, не смотря на то, что им дозволено ходить. – Почему же вы находите это время неудобным? – Потому, что ученикам собственно нужна хорошая прогулка, а дневной жар от четырех до шести часов слишком утомителен для всех. Ни ученики не согласны в это время ходить на болото, ни старшие... Позвольте нам ходить в обыкновенное вечернее время, после семи часов. – О, Боже мой, Боже мой! Я право уж не знаю, что мне с вами делать. Идите сами к отцу ректору... Пусть он сам назначит вам это время, а я не могу... Владиславлев отправился к ректору. – Что скажете новенького? – спросил его ректор. Владиславлев объяснился с ним. – Скажите отцу инспектору, что я не вижу особенных препятствий к удовлетворению желания учеников, если точно ученики дадут ручательство, что они будут ходить купаться целыми квартирами со своими старшими и будут вести себя хорошо, а старшие поставят себе в непременную обязанность ходить со своими учениками и смотреть за ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Где самый большой мяч? Развитие координации движений в мышцах пальцев рук и кисти, тренировка зрительного анализатора, координация зрительного и двигательного анализаторов, овладение понятиями «больше-меньше». Игрушки: мячи разного размера (диаметром 10 и 20 см), две коробки. Ребенок стоит перед коробкой: в ней лежат большие и маленькие мячи. Ведущий дает подержать большой и маленький мячи, чтобы сравнить их по весу и размеру. Затем он просит малыша принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном. Если ошибся и принес маленький мяч, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка ведущий проводит но окружности большого и маленького мячей и говорит: «большой», «маленький». Можно усилить это голосом: грубо — большой, ласково — маленький. Болото. Обучение бегу, прыжкам, координации движений. Ведущий рисует на земле круги-«кочки» (кладет узенькие дощечки или кирпичики от конструктора) и просит перейти по «кочкам» «болото». Когда ребенок осваивает движения (2—3 раза переходит через «болото»), ведущий говорит, что ребенок — зайка, а за ним гонится лиса (ведущий). Нужно перебежать через «болото» по «кочкам». Ведущий следит за точностью бега и прыжков по «кочкам». Сходим к мишке в гости. Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания. Игровые предметы: гимнастическая стенка, доска длиной полтора-два метра или горка во дворе, мягкая игрушка-медведь, стул. Посадив игрушку-медведя на высокий кубик, стул или на гимнастическую стенку и сделав горку из длинной доски, положенной на эту гимнастическую стенку, взрослый говорит: — Маша (имя ребенка) и Егорка часто ходят к мишке в горку. Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помочь ребенку взобраться на высоту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка. Когда ребенок сидит, спинка должна быть прямой, а шея ровной. Можно предложить ребенку как бы «потянуть себя за макушку», чтобы выпрямить весь позвоночник. Когда ребенок идет по горке, необходимо, несколько наклонившись вперед, руками обеспечивать равновесие, а ноги держать немного расставленными и согнутыми.

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-igroj-i...

– Верховые, – говорил ротмистр, – проснитесь! Повозка подпрыгнула на ухабе, Вильгельм привскочил и проснулся. – Где? – спросил он, все еще не сознавая хорошенько, в чем дело. Семен указал кнутом назад влево. Вильгельм высунул голову из возка и очнулся окончательно. На повороте, вдали летели по дороге трое каких-то всадников. Они были еще далеко, лица и одежда их были не видны. – Гони, – сказал Вильгельм тихо, – вовсю. Семен закричал, загикал, хлестнул по лошадям, и повозка, подпрыгивая на ухабах, понеслась. Мелькнула опушка леса, какая-то придорожная изба. Лошади мчались. Осенью 1825 года начали чинить Минский тракт, старая дорога от Минска к Вильно давно уже не годилась: грунт был подмыт и по самой середине дороги образовалось болото. Дорогу временно отвели сажен на сто в сторону. Но тут подошла зима, работы были брошены. В этом месте Минский тракт раздваивался, дорога шла в двух направлениях. Одна дорога была непроезжая – вела в болото. Вильгельм высунулся из возка: – Что же ты стал, гони, Семен! – Куда гнать-то, – сказал Семен, не оборачиваясь, – налево или направо? Вильгельм оглянулся: верховых не было видно, они исчезли за поворотом дороги. «Налево? Направо? Как тут узнать, куда свернет погоня?» – Налево! – прокричал он. Повозка покатилась налево. Впереди было болото. Не прошло и десяти минут, как трое верховых добрались до того места, где Минский тракт расходился в разные стороны. – Куда же теперь ехать? – спросил один, плотный, в полицейской форме, неловко державшийся в седле. – Да, впрочем, не может быть того, чтобы они на старую дорогу поехали. – Как знать, – сухо отвечал маленький военный с тонким ртом и желчными глазами. Он подумал немного. – Зыкин! – закричал он, придерживая горячившуюся лошадь. Молодой солдат вытянулся перед ним на лошади. – Зыкин, поезжай налево, оружие есть? – Слушаю, ваше благородие, – весело ответил солдат и повернул лошадь. X Дорога кончилась. Впереди было непроезжее, покрытое тонким льдом болото. Лошади, загнанные, тяжело храпели, шли шагом и только вздрагивали от кнута.

http://azbyka.ru/fiction/kjuhlja-tynjano...

Игра «Газетный колпак» Все участники игры делятся на две команды. Заготавливаем две шапки из газеты (как раньше делали на скорую руку газетные шапки для защиты от солнца). Шапки «газетные колпаки» должны быть большими, объемными. Проводится эстафета. Команды выстраиваются в две шеренги, и первые участники надевают по «газетному колпаку» и бегут до определенной отметки и обратно. Передают «газетный колпак» второму игроку в своей шеренге, и тот вновь бежит. «Колпак» нельзя придерживать руками, но, если он свалился с головы, его надо вновь надеть и продолжать дистанцию. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Игра «Эстафета задом-наперед» Все игроки выстраиваются в колонны (по числу команд) спиной к финишу. Первый на старте получает эстафетную палочку. По команде ведущего первые члены команды бегут спиной к финишу, там поворачиваются на 180 градусов и спиной бегут обратно. Передают эстафетную палочку следующему члену своей команды, и все повторяется и т. д. Выигрывает самая быстрая команда. Игра «Путешествие по болоту» Игра проводится по принципу эстафеты. Организуются две команды. Каждая команда получает по два листа бумаги А4. Обе команды должны перебраться через «болото». (Необходимо заранее определить, какая часть комнаты будет «болотом».) По «болоту» можно двигаться только по «кочкам». «Кочка» – это лист бумаги, который игрок кладет перед собой и встает на него обеими ногами. Затем кладет перед собой второй лист бумаги и переходит на него. Берет лист, оставшийся сзади, и кладет впереди и т. д., пока не перейдет все «болото». Затем листы отдаются следующему игроку команды, и все повторяется, пока не переберется через «болото» вся команда. Если игрок заступил за лист, то он возвращается и встает в хвост своей команды, для того чтобы повторить попытку. Побеждает команда, первая перешедшая «болото». Игры для развития детей 7–10 лет В возрасте семи лет ребенок переходит в совершенно новый статус – он идет в школу, становится учеником. Отныне для окружающих его ведущей деятельностью становится учеба, которая всегда будет в глазах взрослых более значимой, чем игра. Вместе с тем ребенок остается ребенком и еще на несколько лет вперед именно игра будет доставлять ему наибольшее количество положительных эмоций, удовольствия и интереса, особенно, если учеба окажется для школьника слишком трудна и будет сопровождаться негативными моментами в виде осуждения, низких оценок, выраженного недовольства ребенком со стороны взрослых или скукой. Поэтому особое значение приобретает формирование такого игрового поведения, которое не только не будет отвлекать ребенка от учебы, но наоборот стимулировать к ней интерес. «Учение с увлечением» обеспечивается именно тогда, когда ребенок испытывает в учебе чувства, характерные для игры: удовольствие, интерес, отсутствие утомления и т. д. Не зря существует выражение «учится (или работает) играючи», отражающее легкость, качество и позитивный потенциал соответствующей деятельности.

http://azbyka.ru/deti/kak-igrat-s-rebenk...

– А клюквы, может быть, у нас еще больше будет. И только хотел сказать Митраша свое «вот еще!», вспомнилось ему, как отец о клюкве сказал, еще когда собирали его на войну. – Ты это помнишь. – сказал Митраша сестре, – как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу… – Помню, – ответила Настя, – о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что он о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место Слепую елань . – Вот там, возле елани, и есть палестинка, – сказал Митраша. – Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через Звонкую борину, держите все прямо на север и увидите – там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На этой палестинке еще никто не бывал! Митраша говорил это уже в дверях. Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый, нетронутый чугунок вареной картошки. Забыв о палестинке, она тихонечко шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзинку весь чугунок. «Может быть, еще и заблудимся, – подумала она. – Хлеба у нас взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится». А брат в это время, думая, что сестра все стоит за его спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке и что, правда, на пути к ней есть Слепая елань, где много погибло и людей, и коров, и коней. – Ну, так что это за палестинка? – спросила Настя. – Так ты ничего не слыхала?! – схватился он. И терпеливо повторил ей уже на ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква. Блудово болото, где и мы сами не раз тоже блуждали, начиналось, как почти всегда начинается большое болото, непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. Первый человек прошел эту приболотицу с топором в руке и вырубил проход для других людей. Под ногами человеческими после осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струилась вода. Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море. А впрочем, оно же и было, это Блудово болото, дном древнего моря. И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях – оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами. Пройдя немного болотом, дети поднялись на первую борину, известную под названием Высокая грива. Отсюда, с высокой пролысинки, в серой дымке первого рассвета чуть виднелась борина Звонкая.

http://predanie.ru/book/221328-lesnaya-k...

Был такой случай. Теперь, когда ветер порывом сильным и резким принес в ее чутье подозрительный запах, она окаменела, выждала. И когда ветер опять рванул, стала, как и тогда, на задние лапы по-заячьи и уверилась: хлеб или картошка были в той стороне, откуда ветер летел и куда ушел один из маленьких человечков. Травка вернулась к Лежачему камню, сверила запах корзины на камне с тем, что ветер нанес. Потом она проверила след другого маленького человечка и тоже заячий след. Можно догадываться, она так подумала: «Заяц-русак пошел прямым следом на дневную лежку, он где-нибудь тут же, недалеко, возле Слепой елани, и лег на весь день и никуда не уйдет. А тот человечек с хлебом и картошкой может уйти. Да и какое же может быть сравнение – трудиться, надрываться, гоняя для себя зайца, чтобы разорвать его и сожрать самому, или же получить кусок хлеба и ласку от руки человека и, может быть, даже найти в нем Антипыча». Поглядев еще раз внимательно в сторону прямого следа на Слепую елань, Травка окончательно повернулась в сторону тропы, обходящей елань с правой стороны, еще раз поднялась на задние лапы, уверясь, вильнула хвостом и рысью побежала туда. Слепая елань, куда повела Митрашу стрелка компаса, было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и еще больше скота. И уж, конечно, всем, кто идет в Блудово болото, надо хорошо знать, что это такое Слепая елань. Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство.

http://predanie.ru/book/221328-lesnaya-k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010