Блаженное состояние! Сладка и любезна рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Глава 12. О мире христианском   Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. (Рим. 5:1)   § 508. Сколь тяжко подданному гнев Государя своего над собою чувствовать, – невозможно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило – ни пища, ни питье, ни жена, ни дети, ни друзья, ни иное что. Потому бывает, что многие сами себя, не стерпя гнева того, погубляют и желают умереть, нежели жить под гневом тем. Как несравненно тяжелее Божий гнев терпеть. Насколько Бог от человека отстоит, – отстоит же бесконечно, – настолько тяжелее Божий гнев в сравнении с гневом царским. Посему нечестивые в день Страшного Божиего Суда и праведного Его гнева пожелают скрыться в пещерах и в ущельях гор, и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6:15-17). Но насколько тяжко и горько Божий гнев чувствовать, настолько утешительно и благоприятно благость и милосердие Его в сердце своем ощущать. Это несравненно всякую радость и сладость мира сего превосходит. Как доброзрачная и благовонная роза природная изящнее и благоприятнее, нежели сотворенная из какого другого вещества, или искусством живописца написанная, так малейшее вкушение благости Божией намного лучше и увеселительнее, более всякого увеселения и утешения мира этого. Это та сладкая вечеря, которую обещает Христос предложить слушающему Его голос и отверзающему двери сердца своего: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Это вкушение сокровенной манны, которое обещается Тем же Господом побеждающему: Побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Откр. 2:17). Это вкушение вечной радости и сладости и есть малейшая частичка того увеселения, вкусив которого, рабы Христовы забывают всю утеху мира сего и все его увеселение, как болото, мутное и смрадное, или как горесть вменяют, но того единого желают все больше и больше. Посему говорит премудрость Божия: воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать (Сир. 24:22-23). Это сладчайшее увеселение только те чувствуют и познают, сердца которых им услаждаются. Ибо как сладость меда вкушающим только чувствительна, а не вкушающим же неизвестна, так духовная эта сердечная сладость только познающим ее и вкушающим известна, а прочие же ее не знают. И сия сладость есть мир Божий, превосходящий всякий ум, которого апостол филиппийцам желал: Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Бог защищает своего “первенца”. Он Своей любовью выжигает болото язычества вокруг Израиля, чтобы оно не всосало в себя робкие ростки более высокого понимания человека и Бога. Чтобы человечество не лишилось будущего — Промыслитель неоднократно отсекает не в меру навязчивое и прилипчивое прошлое. Греховно-языческие “нажитки” человечества слишком вросли в человеческие сердца, чтобы эта болезнь не стала и тотально-всеобщей, и бесконечно наследственной, Бог, Создатель жизни, берет на Себя страшное служение: Он отсекает от жизни безнадежно пораженные части человечества. Каково же было растление человечества, если Библия вынуждена прибегнуть к богословски недопустимым антропоморфным образам и сказать, — “и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем” (Быт 6:6)?! Здесь все — движение, и если массивность препятствует росту — тяжеловесный балласт просят отойти в сторону. Миру предстоит трудный рост, который не может быть свершен сразу и совместно. Из народов земли выделяется Израиль, но и самому Израилю предстоит пройти через внутреннее разделение. Так было с войском Гедеона — “Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»” (Суд 7:2). И когда осталась горстка — Бог даровал этой горстке победу. А вот иная чреда образов малого остатка: после нападения льва останутся только “две голени или часть уха” (Ам 3:12). Две маслины уцелеют на верхушке дерева (Ис 17:6). Если дерево срублено на девять десятых — все же оно не исчезнет (Ис 6:13). Когда языческие инстинкты все же начнут брать верх — будет выделен “остаток Израиля”, Израиль по духу. “Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне” (Соф 3:11–12). “И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова возложат упование на Господа чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится” (Ис 10:20–22).

http://pravmir.ru/i-otdelil-bog/

В 1901 году Куприн переезжает в Петербург, и здесь начинается его новая, литературная жизнь. Очень скоро он становится постоянным автором известных петербургских журналов – «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех». Один за другим выходят рассказы и повести: «Болото», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус», «Суламифь» и необыкновенно тонкое, лирическое произведение о любви – «Гранатовый браслет». Повесть «Гранатовый браслет» была написана Куприным в период расцвета Серебряного века в русской литературе, который отличался эгоцентричным мироощущением. Писатели и поэты много писали тогда о любви, но она была для них больше страстью, чем высшей чистой любовью. Куприн, несмотря на эти новые тенденции, продолжает традицию русской литературы XIX века и пишет повесть о совершенно бескорыстной, высокой и чистой, настоящей любви, которая идет не «напрямую» от человека к человеку, а через любовь к Богу. Вся эта повесть – замечательная иллюстрация гимна любви апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Что нужно герою повести Желткову от своей любви? Он ничего не ищет в ней, он счастлив только оттого, что она есть. Сам Куприн заметил в одном письме, говоря об этой повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал». Любовь у Куприна вообще целомудренна и жертвенна: герой более позднего рассказа «Инна», будучи отвергнутым и отлученным от дома по непонятной ему причине, не пытается отомстить, забыть поскорее возлюбленную и найти утешение в объятиях другой женщины. Он продолжает любить ее все так же самозабвенно и смиренно, и все, что ему нужно, – просто увидеть девушку, хотя бы издали. Даже получив, наконец, объяснение, а вместе с тем узнав, что Инна принадлежит другому, он не впадает в отчаяние и негодование, а, напротив, обретает покой и умиротворение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В висячие сады вода поднимается из Евфрата – действительно красота! Сейчас мы с трудом можем представить, что там все, как и предсказывали пророки, превратилось в болото с развалинами. Но город был воистину могуч: то, что осталось, и то, что восстановили археологи, до сих пор вызывает восхищение. Знаменитые ворота Иштар, которые сейчас находятся в берлинском музее, тоже были построены Навуходоносором. И вот человек говорит: «Я сам построил и для себя»! Но не такая была точка зрения Бога. «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» ( Дан. 4:28–30 ). Великий царь сорвал с себя одежды, убежал в лес, чтобы траву там есть и представлять себя волом. И действительно, мы даже из клинописных текстов знаем, что царь говорит: надо мной лились воды, а я не мог ничего делать. Семь времен длились три с половиной года, потому что в Вавилоне, считали не годами, а временами: время дождей и время лета. Три с половиной года были возмездием царю Навуходоносору. Они являются напоминанием о времени Антихриста, которое тоже будет три с половиной года, т.е. семь времен. При Антихристе будет время как бы коллективного безумия, но не одного человека, а всего человечества, которое хочет построить без Бога рай на Земле. Так что слово гордыни было тотчас же наказано, причем наказано очень жестко. Раз хотел быть как Бог, будешь зверем, как сказано в псалмах: «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают» ( Пс. 48:21 ). Человек, будучи в чести, не понял, не уразумел, кто источник этой чести, и за это уподобился скотам бессмысленным и стал подобным им.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В подобной ситуации, даже если не брать в расчёт могущие быть разногласия в рядах пяти царей, отсутствие единоначалия на поле боя лишает армию возможности осуществления каких-либо совместных действий. И несмотря на то, что пять царей имели преимущество обороняющейся стороны и достаточное время на подготовку оборонительных рубежей, этого не только не было сделано, но и более того, Кедорлаомер сумел вынудить их принять бой на своих условиях: В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убе­жали в горы (Быт 14:10). Смоляные ямы — вот что сумел учесть Кедорлаомер при планировании боя! Прекрасный пример использования местности для уничтожения войск противника, проведённый полководцем XX века до Р. Х., что на протяжении всей военной истории будет являться характерной чертой грамотного планирования военных операций и путём к успеху в любом бою как древности, так и современности (бой при Абритте в 251 г. по Р. Х., когда скифы заманили римлян в болото 9 ). Кедорлаомер одержал победу, но части войска его противников удалось спастись бегством в горы, тогда как подразделения царей Содомского и Гоморрского были полностью или частично загнаны в смоляные ямы. Итогом этой битвы стало отсутствие у пяти городов какой-либо защиты, и они подвергаются полному разорению, а их население уводят в рабство. Этот факт сам по себе требует более внимательной оценки, так как именно большой обоз военных трофеев станет в дальнейшем одной из главных причин поражения войска Кедорлаомера. Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре… (Быт 14:11–13). Вместе с остальными жителями пяти городов в плен к Кедорлаомеру попадает Лот — племянник Авраама. Отметим тот факт, что Авраам вовремя получает необходимую информацию об исходе битвы. Человек, принесший информацию, называется в Писании уцелевшим, а это значит, что он отправился к Аврааму как минимум после того, как был пленён Лот.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

В тех случаях, когда ситуация не требует остро выраженной преданности, оценить как в самом себе, так и в других людях наличие и степень верности труднее, чем в кризисных положениях; – особенно, если исторически церковная обстановка относительно благоприятна. Требуются значительные нравственные и духовные личные усилия, для того, чтобы утверждать свою верность Богу в обстановке религиозной индифферентности в обществе. Болото индифферентизма затягивает гораздо опасней, чем действие механизма прямых гонений. Иисус Христос говорит: “как во дни перед потопом “ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится 21 ( Лк. 17,27–30 ). И это означает, что наиболее кризисно-катастрофические ситуации в истории становятся возможными именно потому, что им предшествуют времена скрытой неверности. Прямую безрелигиозность легче всегда увидеть как грех и позор и попытаться покаянно преодолеть ее, чем такую ползучую трясинную неверность. С другой стороны, в заурядном некатастрофическом бытии, когда к тому же со стороны Бога не так легко увидеть какой-либо призыв к особенному служению, не просто и осознать, в чем можно осуществить верность Богу и как ее оценить. В обыденности текущих дней в стандартных неизменных ситуациях верность как выражение религиозной веры проявляется в строгой стабильности духовно-нравственных состояний, ничем особенно не смущаемых, с осторожностью относящихся и к экзальтационным порывам и к депрессивным переживаниям. Душе верной свойственно в обычном течении жизни стремиться для себя выявить волю Божию, а выявив – исполнять ее, какой бы экзотичной она ни казалась с первого взгляда. Душа, верная Богу, обычно проявляет свою верность и к близким – к семье, к друзьям – не по причине психологического устройства, а по религиозно-нравственной твердости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В частности – южная граница Иудина колена начиналась от конца Соленого или Мертвого моря, именно от находящегося в южной его части мелководного, похожего на болото, залива. От этой оконечности она шла на юг к возвышенности Акраввимской или «подъему Акраввим», что значит «Скорпионов подъем». Под ним разумеется крутой, высокий подъем ес-Сафа (ближе к Мертвому морю) или эль-Йемен (далее от него), находящиеся в вади Фикрэ, которая из средины горной возвышенности, называемой в настоящее время горами Азазимэ, тянется на северо-восток к южной оконечности Мертвого моря. Дальнейший пограничный пункт – Кадес-Варни», полагаемый на месте Аин Кадис ( Нав.10:41 ), находился к юго-западу от подъема Акраббим. Названные затем библейским писателем Хецрон, Аддар, Каркая 132 и Ацмон предположительно указываются некоторыми из исследователей южного Ханаана в местностях около Аин Кадиса; так, Аддор отождествляется с Кадейрат, находящимся к западу от Аин Кадиса, Ацмон – с Казеймэ далее на запад 133 . «Поток египетский», по берегу которого шла южная граница Иудина колена к морю, в настоящее время носит название Вади-эль-Ариш, которая почти на одном градусе широты море у крепости эль-Ариш – «Риноколуры» греческих писателей. Широкая долина, по которой течет эта река, имеющая большое протяжение, составляет ту полосу земли, которой пустыня между Египтом и Палестиной разделяется на две части, несходные по самому качеству почвы: на запад – песчаная, солончаковая, бесплодная, на восток – более плодородная; эта долина служит поэтому наиболее соответствующей пограничной линией между Египтом и Ханааном. Нав.15:5 .  Пределом же к востоку [все] море Соленое, до устья Иордана; а предел с северной стороны начинается от залива моря, от устья Иордана; Нав.15:6 .  отсюда предел восходит к Беф-Хогле и проходит с северной стороны к Беф-Араве, и идет предел вверх до камня Богана, сына Рувимова; Восточной границей Иудина колена служило Соленое, т.е. Мертвое, море во всю его длину. Северная его граница начиналась от оконечности этого моря, служащей устьем Иордана, отсюда она восходила на запад «к Беф-Хогле», находившейся на месте нынешнего Аин-Хаджла, как называется лучший в этой местности источник среди лесной чащи, лежащий верстах в 6 к юго-востоку от Ер-Рихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Враги, вражда Библейский пример любви ко врагу Пример высшей степени любви ко врагам, не говоря о примере Христа Спасителя, мы находим в царе Давид. Известно, что после того, как он победил Голиафа, Саул из зависти стал злейшим его врагом и сперва тайно, а потом и открыто стал искать его смерти. То как будто в припадке безумия бросал в него копьем, то давал ему самые опасные поручения на войне, то однажды предложил сыну своему Ионафану и некоторым царедворцам убить его; а то, наконец, и сам лично покусился на это, предприняв против Давида поиски с вооруженною силою. Чем же Давид платил ему? Раз ему представился случай убить Саула. Однажды Саул вошел в пещеру, где был Давид со слугами. Давид отрезал у него край одежды и, когда Саул вышел из пещеры, закричал ему: «Господин мой, царь! зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят, что Давид умышляет зло на тебя? Посмотри, отец мой, вот у меня край твоей одежды; я отрезал его, а тебя не убил. Значит, у меня нет коварства против тебя». Саул сознался, что он напрасно подозревал его, – но ненадолго. Прошло немного времени, и Саул снова с войском пошел отыскивать Давида. Саул расположился станом в горах. Настала ночь. Давид прокрался в шатер Саула, взял копье, стоявшее у его изголовья, и сосуд с водою, взошел на противоположную гору и закричал: «Воины Саула! вы достойны смерти за то, что не бережете господина своего, помазанника Божия. Посмотрите, где копье царское и сосуд с водою, что были у изголовья его?» Саул проснулся, узнал голос Давида, увидел в его руках копье свое и опять раскаялся в том, что несправедливо преследовал Давида. Вот это, подлинно, высшая степень любви ко врагам и, как составляющая подвиг высокий, привлекает, конечно, на человека и особенную милость Божию. Для подтверждения этой истины, возьмем хоть бы того же Давида. За его незлобие Господь даровал ему царство, помог победить все соседние народы, восторжествовать над домашними врагами, обещал утвердить престол его до века. Прощение врагам Св. Ипатий возвращался из Царьграда в свою епископию. На пути его встретили еретики – новациане. Набросившись на святителя и нанеся ему множество ран, они свергнули его с откоса в болото. Св. Ипатий, полуживой, вперив взор свой в небо, молился о врагах своих: «Господи, не поставь им этого во грех!» («Четьи-Минеи», 31 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Второй вывод Кому больше должно подражать в вере, ответьте мне, противники: Отцов ли Богоносных, чествующих святые иконы и чествовать научающих, или вас, иконоборцев? Рассмотрим обе стороны. На одной иконочтители, оные Отцы, благочестием и житием святым равноапостольным сияющие: святой Дионисий, Сильвестр, Василий, Григорий, Златоустый, Афанасий, Кирилл, Амвросий и прочие, им подобные. На другой же стороне иконоборцы: Лев Исавр, Константин Гноеименитый, Лев Армянин и их единомышленники: Мартин Лютер, Иван Кальвин, Федор Беза и прочие, им подобные. Теперь внимательно рассмотрим, какая из сторон лучше, чья вера достойнее подражания. Одни шествуют тесным и прискорбным путем и живут не по плоти, а по духу, умертвив все плотские страсти, став жилищами Святого Духа. Еще будучи во плоти, они прославлены Богом бесчисленными чудесами, а после кончины их мощи украшены нетлением и таковыми пребывают и доныне. Другие идут широким и пространным путем и живут по плоти, а не по духу, будучи весьма чуждыми богодухновенной жизни. Решайте, и тьму от света, плевелы от пшеницы, болото от золота усердно отделяйте. Но да не будем сами себе судьями в своих распрях. Возьмем праведного судью, святого Апостола Павла. Суди, Избранный Сосуд, и рассуди наш спор. Скажи нам, какая сторона лучше, чья вера душеспасительна? Святой Павел отвечает: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (...) Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь ( Евр. 13, 7–9 ). Благодарим, святой Павел, за праведное рассуждение и распри утоление. Вы же, противники, слушайте, что говорит Павел: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие. Видите, как много важного не только написали, но и рассказали нам наши наставники. Почему же вы везде искажаете Писание, почему отвергаете Предание? Еще же и прочее слушайте: взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Слышите ли, чьей вере велит подражать Апостол? Во-первых, он повелевает взирать на житие и кончину жизни и не слушать тотчас тех, кто думает, что произносит слово Божие, ибо и сатана некогда произносил слово Божие, обращаясь ко Христу. Написано: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих ( Пс. 90, 11 ). Но велит взирать на житие непорочное, неоскверненное, чистое, святое, богоугодное и на кончину жизни, то есть, смерть, достойную перед Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Втретьих — не любит обличений и мнит себя чистым, хотя и весь замаран. Вчетвертых — при неудачах ропщет, негодует и обвиняет других, часто и хулит. Горьки плоды гордости. Поэтому и сказано: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11 ). Смирим же прежде всего себя и научим смирению детей наших. 8. ВОПРОС: Сейчас идет много разговоров о так называемом “сексуальном воспитании”, “свободе пола” и других “свободах”. Ясно, что внушается терпимое, а то и сочувственное, отношение ко греху. Но как воспитывать своих мальчиков и девочек, чтобы они не оказались втянутыми в это болото и правильно сформировали свои взгляды? Вообще в какой мере духовно и нравственно вредно наше светское воспитание и образование? Вопрос довольно объемистый: 1. О сексуальном воспитании. 2. О “свободе пола” и других “свободах”. 3. О формировании у наших мальчиков и девочек правильных взглядов. 4. Какой вред может быть от светского воспитания в плане духовно-нравственного развития наших детей? Обратимся к Священному Писанию. Может быть, для какой-то категории населения Оно и не является непререкаемым авторитетным источником, но для всякого верующего христианина — это Книга, со страниц которой мы слышим (через Пророков, Апостолов и Евангелистов) глас Самого Творца, Его Сына и Святаго Духа — голос Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы. Единый Бог через Сына, святых угодников ведет ко спасению заблудшие наши души, потому что Он любит нас и хочет привести людей не к временной жизни, но к вечному блаженству. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:6 ). Главнейшее несчастье нашего времени — в том, что люди больше живут по законам материального мира и лишь некоторые — по законам духовного. Совершается превращение образованных людей и целых классов в зверей — там, где христианская вера забывается. Христианство — это великая пара крыльев, необходимая для того, чтобы поднять человека выше его самого. Во все времена, когда эти крылья подрезаются или откровенно обламываются, мораль и нравственность общества падают.

http://azbyka.ru/deti/kak-votserkovit-de...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010