«Смотрите, ...чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол.2:8 ). Психоанализ содержания коллективного «эго» и его проявления показал бы всю сложность нездоровых, неудавшихся исторических формаций. Он выявил бы бесплодность переноса вины на женщину через «комплекс Адама» – явно мужской комплекс: «Жена дала мне от древа...» ( Быт.3:12 ). Только Христос, который «один без греха», может осуществить единственный в своем роде животворящий перенос, ибо Он есть абсолютно Невинный и поэтому абсолютная Жертва: «Истребив бывшее о нас рукописание, которое было против нас. Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ). И поэтому с тех пор нормаль-ньш является только «да будет» в Боге – беспредельное возрастание; мужское и женское осуществляют себя друг через друга и поют Своему Богу, пока существуют, – вечно. Но любовь между мужчиной и женщиной профанировали еще прежде, чем поняли, что она такое. Нигде мы не найдем такого количества лжи, потому что именно в любви – самое глубокое стремление к истине, в любви слышен голос самого бытия. Если масса, толпа все больше погружается в эротическое болото, которое так быстро вызывает «тошноту», то эрос ждет своего часа; но этот час может быть только последним. Любовь не принадлежит к будничному порядку, но – к порядку последнего дня, потому что сама ее полнота есть симптом иного зона; она выходит за пределы истории и говорит уже на другом языке – на языке аграфа св. Климента. «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ) – это утверждение указывает не на свойство или отношение, но на Божественную сущность. Также и человеку по образу Божьему предлагается осуществить любовь в самом своем существе. И тогда становится понятным, что слова: «...нехорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ), выражают вовсе не сентиментальное умиление, но некое точное соответствие истине внутрибожественной троичной жизни. Эти слова обращены не только к одинокому человеку, но также и к бесплодному и немыслимому монотеизму с одним единственным Лицом – однако через посредство толкования Божественной истины человеком как ее образом: «Нехорошо, чтобы Ипостась была одна» 368 . «Нехорошо» потому, что это немыслимое одиночество противоречило бы Божественной сущности – быть Любовью , быть в одно и то же время Одним и Троицей: «три святости и три света в Единице». И именно потому, что Бог есть Троичная Любовь, Его священный круг раскрывается для общения, и Он любит мир «до конца» ( Ин.13:1 ). Это «до конца» – не мера, но отсутствие меры, и именно на этом уровне эпиталама Царствия приглашает человека в единстве его противоположностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Сопротивление противников и лень равнодушных Для того чтобы построить рай на земле, вам нужно сломить сопротивление противников и лень равнодушных. Этой проблемы не возникает у христианина – который ожидает рая от Бога. Никто и ничто не может помешать Богу явить рай, а христианину – личным покаянием и верой – в него войти. Те, кто противятся Богу, не только не могут сорвать Его планов – но и, против своей воли, послужат их осуществлению. Как, например, говорят апостолы, столкнувшись с враждебностью и гонениями: «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:24–28 ). Всеведущий Бог знает о всех добрых и злых поступках всех людей, и уже учел их в Своем замысле, так что Его воля неизбежно совершится. Невозможно обойти Бога, как невозможно было бы выиграть у всеведущего гроссмейстера, который знает все ходы заранее. Всё, что в конечном итоге могут богопротивники, – это погубить себя лично. При этом Страшный Суд, окончательное разделение спасенных и осужденных, совершается за пределами человеческой истории, и вершит его Бог , а не люди. Людям же сказано «оставьте расти вместе то и другое до жатвы» ( Мф.13:30 ). Мы призваны ожидать Царства в терпении, а не пытаться устроить его своими силами: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Откр.22:11,12 ). Но если вы строите рай сами – вам придется что-то делать с теми, кто вам мешает. Вам придется взять страшный суд на себя. У вас нет отдельной планеты, куда вы могли бы удалиться со своими сторонниками и осуществить там свой великий социальный эксперимент. Вам неизбежно приходится строить Светлое Царство в этом мире – где у вас на дороге становятся, во-первых, сознательные противники, которым ваш проект почему-то не нравится, во-вторых, «болото», «мещане», которые совершенно не проявляют энтузиазма в отношении ваших гениальных идей. Принуждение к раю

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

...Схимница видит сон: власть тьмы породила идола. Он был так велик и прекрасен, что сиянием своим закрывал солнце. Народы и языки кланялись ему. Культ плоти пожирал новые жертвы... Но загремел гром, ударила молния и разбила этого идола – он рассыпался!.. Образовалось болото, да такое вонючее, такое смрадное! Из болота поднялся новый зверь с семью головами, десятью рогами... Это был он (его боятся все христиане)! «Не бойтесь, – был голос, – и этот погибнет, как и все...» (см. Откр. 13:1, 19:20 ). МЕЧ ЦЕЛОМУДРИЯ О целомудрии говорить несовременно, но очень своевременно. Одна молодая девица, рассуждая о моральных устоях, говорила: «Целомудрие, целомудрие, что оно дает нам – целомудрие? Оно только лишает нас удовольствия и приятности». Вот так рассуждают о чистоте и целомудрии наши современники. Не потому ли и говорить о целомудрии своевременно и необходимо? Если смотреть на целомудрие с исторической точки зрения, то мы придем в ужас и смятение. 1 . Первый допотопный мир погиб именно от нецеломудрия. «И воззрел Бог на землю, – и вот, она растленна... И сказал Господь: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» ( Быт.6:12, 3 ). А плоть есть не что иное, как грубый материализм, исключающий всякую духовную жизнь. И потому первый мир погиб от всемирного потопа. 2 . Содом и Гоморра. Когда два Ангела под вечер вошли в дом праведного Лота, то их видели содомляне. Ангелы были юны и прекрасны. Библия говорит, что еще не легли спать, как жители городские, от мала до стара, окружили дом и требовали от Лота, чтобы он вывел к ним этих прекрасных юношей. «Мы познаем их», – говорили из толпы (библейское выражение «познать» значит иметь половое сношение). Лот предлагал содомлянам своих двух дочерей, которые не познали мужа: делайте с ними, что вам угодно, говорил он. Но развращенные жители требовали юношей. Видя это, юноши Ангелы поразили слепотой всю похотливую толпу содомлян и велели Лоту скорее покинуть город. Затем пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба и ниспроверг города сии и всю окрестность сию (см. Быт.19:1–25 ). На этом месте ныне стоит Мертвое море, где нет никакой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Также, согласно древнему менталитету, традиции и даже положениям римских законов, языческих по сути, еще действовавших к концу IV века, женщина, которая опозорила своего мужа, наказывалась, в какой бы ситуации ни согрешила и независимо от того, с кем согрешила, тогда как мужчина не наказывался за исключением одного случая — если будет пойман согрешающим с замужней женщиной. Его греховные связи с блудными женщинами или служанками терпелись. Разумеется, это положение дел было отражением мнения, столь представленного в греко-римском мире, будто женщина ниже мужчины по своим правам. Однако святой Иоанн Златоуст уточняет, что Бог будет судить и наказывать людей не по римским законам, а по Своему Закону, и показывает, что любая неверность супруга — это измена, независимо от общественного положения той, с которой совершается беззаконие. Он говорит: «Знаю, что многие считают изменой, только если обольстили замужнюю женщину; а я говорю, что с заурядной ли блудницей, служанкой или любой незамужней женщиной он имеет отношения, но если у него имеется своя жена, то это измена». Измена и блуд вообще бесчестят тело — это творение Божие, член Христов и храм Духа Святого, по учению святого апостола Павла, который говорит: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» (1 Кор. 6: 15–16), а также: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19). Таким образом, блудом бесчестится не только тело, которое, по слову святого Иоанна, «становится скверным, как если бы кто-нибудь, упав в грязную яму, весь погрузился в это болото», но грешником бесчестится Сам Бог, поклоняемый во Святой Троице. Блуд уродует человеческое создание, лишая его ризы добродетели, потому что «блуд — это огонь, а огонь этот пожирает подобную одежду». Измена обезображивает даже венец добродетелей — любовь, потому что побуждение ко греху исходит не от истинной любви, а от «любви вульгарной и глупой, — говорит святой Иоанн, — которая скорее болезнь, чем любовь». Он приводит в пример египтянку, которая не из любви хотела склонить ко греху Иосифа, а из «любви диавольской», ведь «она не любила Иосифа, а хотела удовлетворить свою блудную похоть».

http://pravoslavie.ru/100408.html

Также, согласно древнему менталитету, традиции и даже положениям римских законов, языческих по сути, еще действовавших к концу IV века, женщина, которая опозорила своего мужа, наказывалась, в какой бы ситуации ни согрешила и независимо от того, с кем согрешила, тогда как мужчина не наказывался за исключением одного случая – если будет пойман согрешающим с замужней женщиной. Его греховные связи с блудными женщинами или служанками терпелись. Разумеется, это положение дел было отражением мнения, столь представленного в греко-римском мире, будто женщина ниже мужчины по своим правам. Однако святой Иоанн Златоуст уточняет, что Бог будет судить и наказывать людей не по римским законам, а по Своему Закону, и показывает, что любая неверность супруга – это измена, независимо от общественного положения той, с которой совершается беззаконие. Он говорит: «Знаю, что многие считают изменой, только если обольстили замужнюю женщину; а я говорю, что с заурядной ли блудницей, служанкой или любой незамужней женщиной он имеет отношения, но если у него имеется своя жена, то это измена». Измена и блуд вообще бесчестят тело – это творение Божие, член Христов и храм Духа Святого, по учению святого апостола Павла, который говорит: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» ( 1Кор.6:15-16 ), а также: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор.6:19 ). Таким образом, блудом бесчестится не только тело, которое, по слову святого Иоанна, «становится скверным, как если бы кто-нибудь, упав в грязную яму, весь погрузился в это болото», но грешником бесчестится Сам Бог, поклоняемый во Святой Троице. Блуд уродует человеческое создание, лишая его ризы добродетели, потому что «блуд – это огонь, а огонь этот пожирает подобную одежду». Измена обезображивает даже венец добродетелей – любовь, потому что побуждение ко греху исходит не от истинной любви, а от «любви вульгарной и глупой, – говорит святой Иоанн, – которая скорее болезнь, чем любовь». Он приводит в пример египтянку, которая не из любви хотела склонить ко греху Иосифа, а из «любви диавольской», ведь «она не любила Иосифа, а хотела удовлетворить свою блудную похоть».

http://azbyka.ru/semya/grehi-protiv-tain...

Тот, за кого заступаются, сам не должен оставлять своего заступника, Тот, кому помогают, обязан помогать другим, Тот, кого утешают, обязан утешать других. 18. «… (Он) извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс. 32:3). Выбирай лучшее Если знать, что болото глубокое, то лучше туда не ходить, Если идти, то лучше не провалиться в трясину, Если провалиться, то лучше сразу выбраться, Если нельзя выбраться, то лучше не шевелиться, может быть, найдется выход. 19. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7:7). Каменная плита с непонятным узором Компания друзей нашла в горах старинную каменную плиту с непонятным узором. На плите была высечена надпись: «Кто разгадает тайну этого узора, станет невидим, а узор изменится». Они рассмеялись, увидев в надписи чью-то шутку. Но один из юношей уселся возле плиты, заявив, что не уйдет отсюда, пока не разгадает тайну узора. Друзья пытались уговорить его бросить эту неразумную затею, но их товарищ не поддавался на уговоры. Они ушли, а юноша остался и поселился возле плиты. Иногда друзья приносили ему еду и уходили, так как их друг был погружен в глубокую задумчивость и не разговаривал с ними. Он исхудал и зарос волосами, его одежда износилась. Однажды, спустя много лет друзья не нашли своего товарища у плиты. Когда они взглянули на каменной узор, то заметили, что он изменился. 20. «…Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13). Разговор теней Отец с мальчиком шел по улице и им повстречался давний знакомый. Мужчины разговорились, оживленно жестикулируя. Мальчик, скучая, посмотрел вниз и увидел, что тени взрослых повторяют их жесты. Он потянул отца за руку, показал на тени и спросил: «Папа, а они тоже разговаривают?» 21. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Мф. 7:6). Выступление на ученом симпозиуме

http://isihazm.ru/1/?id=107

Уже некогда христианская Западная Европа впала в нравственный и этический коллапс – Римский понтифик Бенедикт XVI вынужден признать, что Западная Европа нуждается в новом обращении ко Христу. Выступая на Конгрессе католического европейского епископата, посвященном 50-летию Римского договора, положившего начало ЕС, папа Римский Бенедикт XVI заявил: «Забывая ценности христианства, Европа рискует потерять и себя саму, и свою веру… существует опасность вырождения Старого континента» 286 . Римская Церковь некогда увлеклась дружбой с миром и сама стремилась господствовать на земле, двинувшись навстречу миру, в результате приблизившись к нему, конечно же, из миссионерских соображении, – она так и осталась провалившейся в болото секуляризации, духовного омертвления (апостасии). Этот период в истории Западного христианства называется Возрождение; это и был период возрождения языческих и антихристианских идей в лоне Католической Церкви, в лоне Западной цивилизации. Но что может ответить Новый Завет вопрошающим, как нам привлечь людей мира к себе и в то же время не раствориться в их псевдодуховности, не впасть в некоторые неприемлемые для нас обязательства и компромиссы? Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). С другой стороны, казалось бы, и мир протягивает нам руку, приветливо улыбаясь, правда, подобные метаморфозы происходят, как правило, накануне выборов… И далее мы читаем: Мф.22:18 . «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?». Блаженный Иероним пишет: «Первое достоинство Отвечающего (то есть Христа. – О.С.) заключалось в том, что Он распознает мысль спрашивающих и называет их не учениками, а лицемерами. Итак, лицемером называется тот, кто на деле есть одно, а притворяется другим, то есть одно делает, а на словах представляет нечто другое » 287 . Нельзя сказать, что мы, христиане, не имеем подобных проблем, просто, в отличие от секуляризированного мира, мы их видим не только в других, но и в себе. Сказано: «но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» ( 2Кор.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Это было как бы какое топкое место, болото, прикрытое цветами, на которое нельзя ступить без того, чтобы не утонуть в нём. За увлекательной приманкой скрывался смертельный яд. Новые учителя превращали христианство в язычество, топили его в языческом миросозерцании. Своим учением они заставляли людей отказаться от христианства и начать снова блуждать по тем распутьям, какие уже изведало человечество, ожидая столько веков обетованного Богом Спасителя. 1243 Опасность грозила не для одного пункта христианства, а для всех его сторон, для его сущности: лжеучители извращали самые главные догматы христианства, лжеучители хотели переплавить в раскаленном горниле всю евангельскую историю. Грозила опасность для всего христианского мира. Не будем говорить далее о том, сколько других различных трудностей встречал Апостол Иоанн, проходя с учением Христовым богатейшими малоазийскими городами, центрами язычества. Вот богатый, шумный Ефес, здесь Пергам – «трон сатаны», там Смирна – «синагога сатаны», вот Лаодикия, Фиатиры, Сарды, Филадельфия. Веселая, беспечная и роскошная жизнь жителей языческих городов на каждом шагу представляла множество иску- —12— шений для христианина. Она отвлекала его взоры от неба, обращая их к земле. Трудно было сохранить христиан среди этих условий от соблазна. Еще труднее было среди этих условий обратить язычника на путь добра. А сколькие усилия нужны были, чтобы поддержать христиан во время гонений, воздвигаемых на них жрецами, и чернью, и правителями и иудеями. Не мог пройти я молчанием и годов пребывания Св. Апостола сначала в школе Иоанна Крестителя, а потом в числе самых ближайших учеников Спасителя. Эти годы были беспримерными годами в истории всего человечества. На берега Иордана, к проповеднику, облеченному в одежду из верблюжьего волоса, «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». 1244 «И спрашивал его народ: что же нам сделать?» «Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?» «Спрашивали его также и воины– а нам что делать?» «Все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос-ли он?».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это и есть древняя песнь Моисея, песнь исхода, песнь Пасхи. Святые поют о том, что все страдания, все сражения с врагом, грядущие в конце мира, – это страдания исхода, страдания освобождения народа Божиего, выходящего навстречу своему Властелину, чтобы войти в Его Царство, взойти на Его Святую Гору и остаться там жить вечно. Поэтому они поют песнь Моисея, раба Божиего, и песнь Агнца, Иисуса Христа, – новую песнь, которую предрекал еще царь Давид: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его» ( Пс. 95, 1–2 ). Победа христиан во времена антихриста будет заключаться только в том, чтобы устоять. Массовое отступление послано Богом, и остановить его никто не сможет, но тот, кто устоит, кто отвергнет зверя, тем самым отнимет у врага победу. Нужно надеяться на Бога, и Он обязательно поможет. 108 Перед глазами Бога бесконечно ценнее один спасшийся, чем миллион погибших, миллион отступников и предателей. «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» ( Откр. 15, 3 ), то есть пути Господа праведные и единственно верные. А те пути, которые предлагает враг или которые предлагают люди, – это пути лживые, уводящие в болото. «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» ( Откр. 15, 4 ). Перед Богом все существа испытывают страх и трепет. Человек, прикоснувшийся к Богу, не может не бояться, не трепетать. «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» ( Откр. 15, 4 ). Праведники говорят, что в конце концов наступит великий день, когда все без исключения люди, Ангелы, в том числе и злые ангелы, падут ниц перед лицом Бога. В этот день откроются все суды Божии и все существа вселенной поклонятся Ему, однако – по-разному: праведники падут ниц из почитания Бога, в благоговейном восторге, а грешники – потому что их повергнут ниц. Как сказано в Писании: «Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях» ( Пс. 67, 22 ). Суд начнется с Церкви, а потом свершится и над остальными.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Среди такого постигшего семинаристов горя, все внимание их обращалось к тому времени, когда они, по всегдашнему обыкновению своему, испросят себе у начальства позволение ходить купаться на Ивановское болото. От позволения ходить на Ивановское болото купаться семинаристы ожидали себе облегчение своей участи и многих удовольствий, которыми всегда сопровождалось хождение на болото и купание на просторе. С великим нетерпением ожидали они этого блаженного времени, обещавшего им свободу и возможность дышать свежим летним воздухом. Едва только настала последняя половина мая, квартирные ученики начали уж хлопотать около своих старших на счет купанья. Старшие во время одной из смен собрались все в кружок, потолковали немного о том, как бы получше им приступить к инспектору со своею просьбою о купанье, и отправились к инспектору. – Что вы пришли? – спросил их инспектор, наперед уже угадывая, что старшие не даром пришли к нему, а непременно будут просить у него позволение ходить на болото купаться. – Ученики просят у вас позволение ходить купаться на Ивановское болото, – сказал один из старших, Смирнов. – Гм! Просят позволение, и оно не будет им дано. Скажите ученикам, чтобы они и не думали о купанье на болоте, и более не беспокойте меня. Идите в класс! – Вот тебе и раз! – подумали старшие и переглянулись между собою, как бы умоляя кого-нибудь протестовать против слов не милосердого инспектора, лишавшего всех и этого единственного для них удовольствия, на которое ученики полагали свои надежды. – Я вам говорю, идите в класс, – повторил инспектор, – Слышите, что ли? Купаться вам не будет позволено. – От чего же, ваше высокопреподобие, нам не будет позволено ходить купаться, когда прежде мы всегда хаживали на Ивановское болото, да и теперь, вероятно, казеннокоштные ученики будут вместе с вами ходить туда? – возразил Смирнов. – Казеннокоштные ученики будут ходить, а вы нет. С казеннокоштными учениками я сам буду ходить, и смотреть буду за ними сам, а с вами не кому ходить, помощники мои не берут на себя ответственности за вас пред начальством, если кто из вас утонет, и не обязаны ходить с вами на болото, чтобы смотреть за вами...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010