«Дайте мне в собственность место для гроба между вами» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 16-я Протоиерей Олег Стеняев      Следующий раздел Книги Бытия, в ветхозаветной традиции и в данном фрагменте (23, 1), называется «Житие Сарры». И казалось бы, что здесь и должен начаться рассказ о ее жизни. Но! Говорится о ее смерти! Так как жизнь человека по-настоящему раскрывается и реализуется в его последующем потомстве, плотском или духовном; определяется и распознается в последней предсмертной характеристике… Благочестие человека раскрывается посмертно и в том, как относятся к его погребению и молятся за него после его смерти. И мы читаем: Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной (Быт. 23, 1). Конструкция данного стиха, в тексте оригинала, достаточно сложная: «И было жизни Сарры: сто лет и двадцать лет и семь лет – годы жизни Сарры». Возможно указание на то, что в сто лет она была свежа и подвижна, как в двадцать лет, а в двадцать лет чиста и непосредственна, как в семь лет. И то, что житие Сарры обозначено в тот момент, когда она умирает, и потом рассказывается о ее потомках – это значит, что рассказывается о том влиянии, которое она оказала на своих детей, на свой род. Ее влияние было, прежде всего, на Исаака, и в дальнейшем – на все продолжающиеся поколения. Сарра в понимании Ветхого Завета – это как бы праматерь, и все последующие поколения евреев – ее дети по плоти. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас… (Ис. 51, 2). Но Сарра является примером и для христиан и христианок – ее чад по духу. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет. 3, 6). Святитель Дмитрий Ростовский писал о святой двоице: «Сия сопряженная плотию и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии, как искра в пепле и как злато между блатом (грязь, болото). В то время как все народы уклонились в идолослужение и жили безбожно, совершая неизреченное зло и нечестивые беззакония, они оба знали единого истинного Бога и веровали в Него, и верно служили Ему, угождая добрыми делами. Они прославляли и проповедовали святое имя Его и другим, кому могли, наставляя их в богопознании. Ради сего Бог и водил их с одного места на другое, из Халдеи в Харрань, из Харрани в Ханаанские пределы, оттуда в Египет, а из Египта опять в Ханаанскую землю, дабы Его Божественное имя было известно среди неверных язычников и прославлялось Его величие» .

http://pravoslavie.ru/109964.html

Долго промучалась с ним Евдокия, но когда уже восстала, дети и предложили ей выбор – они или он, все решилось само и чудесным образом. Сразу же нашлась комната, в которую его уговорили временно прописаться. А потом уж его не пустили обратно. И осталась бы там, в Сибири, Дуся, но тут внезапно заболел сын. И видит она Промысел Божий в том, что заболел он не раньше и не позже (когда бы она могла получить там квартиру – она была в списках первая), а заболел к самому выходу ее на пенсию. И тут еще случилась странная вещь – распределяли квартиры и каким-то образом не оказалось ее в списках. Но Дуся не огорчилась. Увидела в этом указание Божие ехать в Тулу. Поближе к могилкам родителей и дорогого Старчика. Вот такие чада были у старца Сергия. Все они ходят на его могилку в тяжелые минуты, рассказывают ему все, просят помощи, берут земельку, лечатся. И все говорят, что Старец не оставил их заботами и молитвами. А пока не забывай, верный читатель, старца Сергия и его родителей, Феодора и Марфу. Молись за них. Заказывай панихиды. Х «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее». Лк.10:42 Эта глава – очень скупые, но весьма драматичные воспоминания об одном из верных чад старца Сергия – об Анне Федоровне Черновой (1891–1983 гг.). Скорее даже не воспоминания о ней, а рассказ о некоторых событиях ее жизни, напрямую связанных с жизнью ее детей и внуков. Жизнь Анны Федоровны сложилась и прошла в годы столь трудные, жестокие и переменчивые, что любому человеку трудно было определяться, трудно было сохранять пусть не внешнюю, а хотя бы внутреннюю устойчивость, без чего, согласитесь, жизнь становилась похожей на некое зыбкое болото. Легче всего было сохраниться человеку верующему, так как именно вера дает самое твердое основание жизни: «Всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне». ( Мф.7:24–25 ). Это истина несомненная: хоть и много страданий внешних претерпевали верующие люди, но сохраняли зато чистоту, верность, человечность, что дороже всякого внешнего спокойствия и достатка. Анна Федоровна была женщина скромная, особенных постов не занимала, всю жизнь трудилась и всю жизнь верила Богу, который многократно наградил ее веру еще в этой жизни, сохранив ей всех ее детей, дав ей самой долголетие. Но главные дары лежали в области духовной. Господь дал Анне Федоровне свое небесное покровительство в лице старца Сергия. Потому что, повторяем, как бы ни складывалась жизнь людей, окормляющихся у Старца, главное, что они приобретали – это внутреннее спокойствие и уверенность, что все в их жизни совершается по воле Божией и по молитвам Старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”». Господь пришел на землю не для того, чтобы наслаждаться радостями и удобствами жизни, хотя и не избегал их специально, но для того, чтобы спасти людей. Спасение же других всегда означает жертву. Это мы знаем даже из нашей повседневной жизни. Спасающий утопающих, спасающий из огня, спасающий от войны, спасающий от разорения, всякий спасающий рискует собою, своим благополучием и даже своею жизнью. Средство спасения всех людей всего мира – великая искупительная Божественная жертва Сына Божия. Не Сам Иисус, как человек, измыслил и избрал этот путь. Он взял на Себя крест по воле Своего Отца. От Него зависел не личный выбор пути, но добровольное согласие с тем путём, который был для Него предназначен Богом Отцом. Теперь Он к этому же призывает Своих последователей: отказаться от своих личных желаний и взять тот крест, который на каждого из нас возложен Богом. «Возьми крест свой». Первая мысль, которая нам приходит в голову, когда мы слышим эти слова, – это мысль о «кресте», то есть о скорбном жизненном пути. При этом мы реже думаем о самопожертвовании во имя Господа, но чаще о тех трудностях, великих и малых, которые выпадают нам на долю. Мы не можем понять, почему наши скорби, – не те, которые мы придумываем или изыскиваем себе сами, но те, которые не зависят от нашего желания, – спасительны для нас? Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь с её зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Мы живём – то есть так или иначе должны идти этим болотом, ни миновать, ни обойти которое нет никакой возможности. Жизнь есть жизнь. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» (её, собственно, и нет) приводит к трясине, из которой нет выхода.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-se...

«И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» ( Исх. 1, 11–14 ). По словам Иосифа Флавия, «они поручили им отвести реку Нил в разные каналы и соорудить у городов стены и плотины, чтобы вода реки не проникла в города и не обратила почву их в болото. Равным образом они побуждали народ наш строить пирамиды, изучать всевозможные ремесла и привыкать к тяжелым трудам». Все эти работы точно соответствуют реалиям второй половины Среднего Царства Египта. Так, Аменемхет III организует грандиозные ирригационные работы в Файюмском оазисе. Им же было возведено грандиозное каменное здание – Лабиринт, – так восхищавшее греков. Эти строения были построены с участием евреев. Более того, именно в это время характерно использование семитов для полевых работ (ирригация), что несвойственно другим эпохам. До этого евреи использовались на случайных работах. Последние пирамиды были построены как раз царями XII династии. Так, уже упоминавшийся Аменемхет III построил их даже две: около Дашура и у Хавара в Фаюме. Таким образом, сообщение о еврейском рабстве подтверждается египетскими источниками. Более того, в это же время археологи фиксируют тот факт, что более 50 % слуг египетских чиновников имели западносимитские (и даже библейские) имена. Сложнее обстоит дело с теми городами, которые строили евреи. Действительно, найдены города, упомянутые в Библии: Пифом, Он, Раамсес. Но те слои, которые раскопаны, относятся к эпохе Нового царства, т.е. позже рассматриваемой нами эпохи. Интересно, что в Раамсесе, строительство которого приписывалось Рамсесу II, оказалось, что многие здания построены гораздо раньше, но этот фараон приписал их себе, разместив на них свои отпечатки. Так, возможно, некоторые из хлебохранилищ были построены евреями во время рабства. Однако еврейские предания говорят, что те города, которые они строили, пожрала земля во время Исхода. Да и само название города связано с культом бога солнца Ра, принявшим особый размах во время Среднего Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как беспечны мы в своей мнимой самостоятельности… Мы устраиваем свою повседневность, у нас есть обязанности, ответственность, мы получаем образование, создаем семьи, пытаемся чего-то достичь. Кажется, что мы сами творим свою жизнь, и вот тогда происходит роковая ошибка: человек начинает «верить в себя». По сути — самонадеянно вменять себе в заслугу все то, что он, по его мнению, совершил, достиг, открыл. И тут было бы кстати открыть Библию и вспомнить о некоем человеке и о том, что имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока (Иов 1, 3), а еще о том, что случилось с ним дальше. Правда, при этом было бы неплохо помнить еще, что был этот человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8). Мы кажемся себе порой такими же — верующими,— но в кого мы верим? Если в Бога, то что есть наша вера, какова ей цена? Даже тысячная доля тех испытаний, которые пришлись на долю Иова многострадального, способны запросто каждого из нас припечатать к земле — если только не довериться Тому, Кто знает нас с рождения и видит все наши пути. Тому, Кто повел нас дорогой скорбей, потому что наши собственные глаза давным-давно привели нас в глушь и болото, выход из которых возможен только через доверие и терпение, через поданную руку и послушание Поводырю, Который обрел потерянных не только в подобных нашим житейских трясинах, но и в бездне адова отчаяния, за пределами смерти. Можно, конечно, просто «верить в завтрашний день». Но где и кто мне даст гарантию, что он наступит? Могу ли я доверять человеку, обещающему мне рассвет и доброе утро? Вообще, доверие — явление, давно забытое большинством взрослых людей. Мы перестали доверять не потому что не верим другим. Мы не доверяем другим, потому что врем себе. Почему ребенок так легко доверяет, а взрослый так просто обманывает его доверие? Потому что в чистоте детского сердца осталась еще правда. Маленький человек чувствует и понимает Бога, и потому верит: тот, кто больше и сильнее, всегда поможет и никогда не бросит. А нам, повзрослевшим и лукавым, верить в себя выдуманного проще, чем верить себе.

http://pravoslavie.ru/90534.html

Кто его такие? Те, которые они мыслят о земном, которые говорит: мы построим дома. Где? На земле. Говорит: купим поля, – опять на земле; получим власть, – опять на земле; достигнем славы, – тоже на земле; разбогатеем, – все на земле. Вот те, их бог – чрево! Те, которые не думают о духовном, которых все заботы и помышления ограничиваются землей, поистине имеют богом чрево, говоря: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор. 15: 32)…Смотри, как Бог почтил тебя разумом, чтобы ты подражал Ему; а ты не хочешь, но, видя желудок переполненным и расстраивающим всю твою природу, и обращающимся в болото, не смеешь сдержать и сделать умеренным. Их бог, – говорит, – чрево. Посмотрим, как Павел служил Богу; посмотрим, как и чревоугодники (служат) чреву. Не подвергаются ли они бесчисленным смертям? Не боятся ли отказать ему в каком бы то ни было требовании? Не раболепствуют ли ему даже в невозможном? Не хуже ли они невольников? Но Павел не таков, потому он и сказал: Наше же жительство – на небесах» (Беседа 13). Как видим, свт. Иоанн Златоуст говорит совершенно о другой проблеме, нежели о. Алексей Шляпин и прочие «небесные граждане». Раскрывая мысль апостола, он обличает вовсе не патриотов, любящих свою Родину, свой народ, а тех, кто привязан к богатству, удовольствиям и прочим земным благам. Другая цитата апостола из текста о. Алексия Шляпина, которая также часто приводится другими уранополитами: ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13: 14). Процитируем более полно: то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. (Евр. 13: 12-14). Толкование блж. Феофилакта на первую часть фразы, которую обычно опускают уранополиты: « Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. Так как Иисус Христос пострадал вне врат, то выйдем и мы к Нему вне врат, то есть будем вне мира, нося Его поругание, терпя одни и те же страдания. Он, как осужденный и разбойник, был распят вне; не постыдимся и мы удалиться от мира и от роскоши его, хотя бы и казалось это бесчестием.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/03/nebesn...

Маслина, или олива, является знаком мудрости в пяти мудрых девах. Она является знаком милосердия в самарянине, возлившем елей на человека, израненного иерихонскими разбойниками. Она есть знак царства в помазании Давидовом от Самуила, она есть и знак радости в псалме Давидовом, говорящем: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» ( Пс. 44:8 ). Она является знаком мира и покоя в тех масличных ветках, с которыми встречали Христа у Иерусалимских врат и воспевали: «Осанна! Благословен Грядущий! Мир на небесах!» (см. Лк. 19:38 ). Бог Отец – корень всей мудрости, всего милосердия, всей царственной власти, всего покоя. Он – «Царь мира, Отец будущего века» (см. Ис. 9:6 ) и всей радости, согласно апостолу: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... утешающий нас во всякой скорби нашей» ( 2Кор. 1:3–4 ). А что же есть Бог Сын? Как ветвь, рожденная от корня, от Отца, Он является единой с ним Премудростью, согласно написанному: «мы проповедуем Христа... Божию Силу и Божию Премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). Он – самое милосердие: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» ( Пс. 102:17 ). Он – Царь всей твари. «Его Царствию не будет конца». Он – радость наша, ибо говорит: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16:22 ). Он – покой наш, согласно написанному: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» ( Еф. 2:14 ). Тот же сучок масличный, который был принесен голубем от Небесного Ноя, Бога Отца, – это Дух Святой, ниспосланный в виде голубя. Он принес как бы масличную ветвь в утробу Пречистой и Преблагословенной Девы, совершив в ней воплощение Слова: «И Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ), – и тем даровав миру спасение, что утверждает и тропарь Благовещенского праздника, говоря: «Днесь спасения нашего главизна». Отступили от земли воды всенародной клятвы, которые упали на род человеческий за Адамово преступление и в которых потонуло было наше естество; отступил потоп гнева Божия, и явилась суша; высохло клятвенное, греховное болото: «Клятва потребися» 3 (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Между тем голод усилился до крайней степени, так что многие из жителей Иерусалима искали спасения у халдеев, перебегая в стан их. Седекия еще раз призвал к себе Пророка и просил у него совета. Когда царь дал ему клятву, что не умертвит его и не выдаст врагам, Иеремия объявил ему, что если он поспешит выйти к князьям царя Вавилонского, то душа его будет жива, и город сей не будет сожжен огнем, останется жив и он, и дом его, а в противном случае, и город сей будет предан в руки Халдеев, которые сожгут его огнем, и он сам не спасется от рук их. Царь высказал Пророку свое опасение, что Халдеи могут выдать его в руки бежавших Иудеев, а они наругаются над ним. Пророк старался рассеять напрасный страх царя, напротив угрожал ему насмешками его собственных жен в том случае, если он не послушается гласа Иеговы. Малодушный царь, находившийся во власти враждебной пророку партии, бдительно, следивший за всеми его действиями, не имел решимости последовать спасительному его внушению и остался в осажденном городе, в котором к ужасному голоду присоединилась еще моровая язва (38). Наконец, – это было в 11-й год Седекии, в четвертый месяц, в девятый день месяца, – Халдеям удалось разрушить северную стену, и, по овладении нижним городом, стать твердой ногой при средних воротах неподалеку от крепости. Храбрейшие из осажденных объяты были страхом, смятение сделалось всеобщим; в диком отчаянии блуждали по улицам исхудалые люди, похоже на призраки. Царь спешил воспользоваться всеобщим замешательством, чтобы ночью бежать из города. Через царский сад, воротами в юго-восточной стене города, он бежал со своими женами в равнину Иордана, но не далеко от Иерихона брошенный своими воинами в болото, как предсказал пророк (гл. 38), был настигнут подстерегавшими Халдеями, и с ближайшей свитой отведен к Навуходоносору в Ривлу (в Сирии на северной границе Палестины). Здесь гордый победитель произнес несчастному царю строгий приговор. На глазах его он приказал умертвить его сыновей и всех вельмож Иудейских, а ему выколоть глаза, и, оковав медными цепями отвести его в Вавилон, где он заключен был в темнице до самой смерти своей (гл. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Многие удивляются необычным словам, когда слышат, что душа вкушает, и видят, что рука подносит пищу к устам. Но ты, возлюбленный, не удивляйся, когда слышишь, что душа вкушает; ибо так и есть в действительности, а не как-либо иначе. Съедает же душа подносимое к устам, так как по природе своей она горяча, по слову Премудрости: «душа тепла, яко огнь горящ» (Сир. 23:21). Следовательно, как огонь варит ввергаемое в котел, так и огневидная душа мельчит и потребляет пищу, вводимую в желудок. И хотя она называется ψυχ, однако-же называется так не потому, что холодна (ψυχρα) по своей природе, как думали некоторые из необразованных, но потому, что при большой горячности она изсушает влажное (τ γρ), как можно убедиться в том и из действия солнца: будучи горячим и огневидным, оно иссушает болото и разрешает в пар все влажное. А что душа по природе своей горяча, в этом, брат, ты должен убедиться и из примера умирающих. Ибо, когда душа отделяется от тела, все члены оказываются окоченевшими и холодными не менее зимнего льда или снега. Можно убедиться в сказанном и из того, что случается во время голода: пока душа имеет пищу в изобилии, тело цветет и крепнет, — когда же явится недостаток в пище, тело истощается и разрушается; ибо тело без пищи не может устоять против горячности души, как и медный сосуд, поставленный на жаровне, не может без воды выдержать силу огня, но раскаляется и разрушается совершенно. Так и сосуд телесный, не получая пищи, совершенно разрушается, сжигаемый огневидною душею. А самое главное во всем этом то, что сказано Господом: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела вашего, во что одеться», ибо душа больше пищи, и тело — одежды. Поэтому, если, по милости Всеблагого, сподобились мы иметь лучшее и важнейшее, то тем паче будем изобиловать менее важным и низшим. Мф.7:1. Не судите, да не судими будете. h5 Мф.7:2. Имже бо судом судите, судят вам; и в нюже меру мерите, возмерится вам.    Господь говорит, что одно и тоже, и в равной мере, терпят и кто судит, и кто меряет; впрочем, говорит это не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая сами себя, «и не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают» (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Много толкуют о духовном возрождении России. Но спросите у журналистов: что такое духовность? Они или не ответят, или скажут: это насыщенность общества культурой: кино, футбол, фестивали, телевидение, рок-музыка, рекламы свободного секса, насилия, жестокости и всякой другой безнравственной шелухи, распространение всяких ложных религий вплоть до язычества и неприкрытого сатанизма. Из сознания людей намеренно вытравливается само святое понятие о нравственности и о духовности. И это называется духовным возрождением России? Находят предсказания духовных старцев о возрождении духовного могущества России. Ожидают христианизации общества. Но на деле видим совсем иное, происходит обратный процесс: духовное и нравственное вырождение и обнищание, нравственное погубление общества, процесс дехристианизации, духовно-нравственное отмирание России. Экуменисты – новые обновленцы. Экуменизм – новая страшная опасность для Церкви Мало того, что Россия заполнена всяким сбродом иноверцев, но и в самой Церкви Российской происходит внутреннее брожение... разделение в духовенстве на консерваторов и прогрессистов. Есть симптомы возрождения нового церковного обновленчества. Так называемые экуменисты пытаются сделать то, что до них в более благоприятные христианские времена не смогли сделать целые сонмы Святых Православной Церкви – объединить воедино все христианские вероисповедания: католиков, лютеран-баптистов, штундистов, адвентистов, иеговистов, субботников, молокан и проч. А нынешние экуменисты хотят соединить все сектантские сборища с Православием; а у всех тех на уме – присоединить к ним православных... И втягивают наши епископы-экуменисты... в такое гнусное болото, в общение со всяким сбродом иноверцев всё Церковное общество. Что это? Это полная индифферентность к сохранению в чистоте веры Православной; к свято-Апостольским, каноническим правилам о несообщении с еретиками. Для кого же св. апостол Павел заповедал: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными: ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо Вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них, и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ( Лев. 26:12 ). И потому выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. ( Ис. 52:11 ). И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель ( Иер. 3:19 ; Ос. 1:11 ; 2Кор. 6:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010