Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 2.2 Трудно спящему понять, что он спит 26. «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.» (Пс. 145:4). Самое лучшее Лучше хобота нет ничего, – думает слон, Нет ничего лучше длинных челюстей, – думает крокодил, Самое лучшее – это длинная шея, – думает жираф, Голова нужнее всего, – думает человек. 27. «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.» (Пс. 48:21). Неразумие «Физика – это вещь!» – говорит физик, «Музыка – это сила!» – говорит музыкант, «Питание – великое дело!» – говорит повар, «Всем придется заказывать гроб…», – говорит гробовщик. 28. «…Дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…» (1Петр. 2:9). Проснись! Трудно лягушкам догадаться, что их болото – это еще не весь мир, Трудно рыбам представить, что кроме моря есть еще и суша, Трудно спящему понять, что он спит, Трудно человеку постичь, что жизнь – это, возможно, совсем не то, что он о ней думает. 29. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.» (Гал. 5:13). Единственная свобода Много – это очень мало по сравнению с «наибольшим», Мало – это очень много по сравнению с «наименьшим». Много свобод – это великое рабство. Свобода может быть только одна – полное отсутствие всякого рабства. 30. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» (Мф. 19:21). Настоящее Бесцветность – это и есть настоящий цвет, Беззвучие – это и есть настоящая музыка, Безграничность – это и есть настоящая граница, Безмолвие – это и есть настоящая речь. 31. «Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в [этой] жизни…» (Пс. 16:13-14). Невежды и мудрые Когда невежды говорят, знающие молчат, Когда знающие говорят, невежды молчат. Невежды расточают, мудрые хранят,

http://isihazm.ru/1/?id=115

Праздник, установленный в честь выхода евреев из Египта, был назван Пасхой («Песах»), что означает «прошел мимо», в воспоминание о том, как Господь миновал израильтян, когда поражал египтян ( Исх. 12:27 ). Бог заповедовал израильтянам ежегодно его совершать в 14-й день первого месяца. Ветхозаветная Пасха была прообразом Пасхи Новозаветной, агнец – прообраз Христа, Кровь Которого избавляет нас от смерти. 5.5. Переход через Красное (Чермное) море Оставив Египет, весь израильский народ исходит в пустыню. Опомнившись, фараон отправляется в погоню и почти настигает беглецов. Тогда «двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов]  Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» ( Исх. 14:19–20 ). Израильтяне идут не кратчайшей дорогой в Палестину, а на юг, в сторону Красного моря. Этому две причины: во-первых, в Древнем Египте граница хорошо охранялась, и всякий человек, который ее пересекал, должен был пройти массу формальных процедур: объяснить кто он, откуда, зачем следует, и получить соответствующее разрешение. Кроме того, эта граница была достаточно прочно укреплена, потому что именно с этого направления шли обычно нашествия с севера, с Междуречья и со стороны Малой Азии. Конечно, для Бога это не препятствие. Но Он желал, несомненно, явить чудо такое, которое бы не забылось уже никогда. И этим чудом является как раз спасение израильтян в отчаянных обстоятельствах, а именно переход их через Красное море. С этим переходом у современных комментаторов возникают затруднения, потому что непонятно, как так получилось, что вода расступилась и люди прошли по суше? Выдвигаются разные толкования, что это было не море, а болото или, может быть, озеро, где воды было по колено, так что можно было бы пройти пешком. А египетские колесницы просто увязли в грязи. И когда израильтяне смогли убежать и вышли на ту сторону, они поняли, что это чудо и от радости стали петь, что прошли по дну моря ( Исх. 15 ). Эта версия отражена в большинстве современных библейских атласов – маршрут Исхода огибает Красное море с севера, не пересекая его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Прежде, нежели наследники царя Вавилонского получат власть и восстанут против соседних народов, Господь, всемогущий царь народа Еврейского, восстанет против Вавилона и наведет на него свои войска (что, по-еврейски Саваоф, правильнее – Цеваот) и разрушит Вавилон, но как разрушит! Прежде страшное, славное и лестное имя Вавилона всем было известно, всеми произносилось с особым значением; впоследствии оно будет истреблено и забвено как позорное название проклятого города. Некогда Вавилон желал «создать себе имя» ( Быт.11:4 ); впоследствии из народа Вавилонского не останется никого, кто бы сохранил на себе его имя. Господь определил истребить «детей и внуков», от которых могло бы размножиться население, как размножился род человеческий после потопа и имел размножиться народ Израильский после плена Вавилонского. 23. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. (И положу Вавилона пуста, яко вогнездитися ежем, и будет ни во чтоже: и положу и брения пропасть в пагубу). Вавилон, был местом присутствия многочисленных войск, вооруженных острыми копьями; а впоследствии он будет местом обитания ежей, вооруженных колючей щетиной. Окрестности Вавилона, орошаемые многоводной рекой Евфратом и несколькими каналами, представляли один необъятный роскошный сад: впоследствии они обратятся в гнилое болото, в котором погрязнет вся прежняя роскошная обстановка. Город был переполнен идолами, народом, товарами... Истребительным действием Своих сильнейших войск Господь истребит все в Вавилоне и так очистит его, как метлою очищают двор, при чем не заметно будет ничего даже и случайно остающегося. 24–25. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. (Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити Ассириан на земли моей и на горах моих: и будут в попрание, и отъимется от них ярем их, от рамен их отъимется).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Препятствует пришествию к нам Господа и болото нечистот наших греховных. Постараемся осушить его воздержанием и намостим чрез него мост милостыней. А стену нечувствия и ожесточения нашего сокрушим умилением, по примеру мытаря ударяя себя в перси. Широко отверзем врата сердец наших любовью и усердием нашим ко Господу, и придет Он, и внидет к нам Царь славы, и воцарится в душевном нашем граде! Аминь. (Из творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского) 652. Слово к распутному сыну («Но плоть его в нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов. 14:22)) Этими словами древней книги священной хочу я начать с тобой беседу мою. Не смотри на меня так неприязненно, так подозрительно. Зачем этот взгляд недовольный? К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь? ( Иов. 15:12 ). Не врага, не грозного обличителя ты видишь пред собой. Нет, пред тобой стоит тот, кого любил ты когда-то слушать, к кому ласкался ты когда-то со всей детской доверчивостью души твоей. Не говори в сердце своем: «Знаю, начинается проповедь , будут предлагать советы и наставления, предписывать разные скучные правила, устрашать угрозами». Что мне осталось советовать тебе, чего бы я уже не советовал? Что проповедовать, чего бы ты уже не знал? Что мне угрожать? Послушай, послушай меня, я буду говорить с тобой так, как говорил бы ты сам с собой, если бы хотя на одну минуту захотел ты войти в себя. Тело твое тужит о тебе, и душа твоя плачет по тебе. Что ты был? Что ты есть? И что будет с тобою? Тело твое тужит в тебе, и душа твоя плачет о тебе, – ты совсем не тот ныне, что был прежде. Друг мой! Ты жил не так еще много, чтобы совершенно забыть свое счастливое прошедшее. Ты жил не так уже и мало, чтобы, с грустью вспоминая свое прошедшее, с чувством утраченного спокойствия не обратиться к блаженным дням невинного детства твоего. Обратись же, умоляю тебя, и душа твоя молит тебя об этом! Вспомни, ведь тогда, в эти дни блаженства твоего, тело твое не тужило в тебе! Оно было свежо и здорово, как прекрасный цветок от благородного семени, его питала и украшала рука доброй матери твоей, его берегла и согревала любовь и ласковая грудь отца твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Псалом 39 Все содержание псалма может быть разделено на три части. В первой (2–9) Давид вспоминает об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь; во второй (10–11) говорит об откровении, бывшем ему от Бога, которое он огласил пред всем народом, и в третьей – (12–18) молит Бога об избавлении от вновь переживаемых им бедствий, причем указывает и на свою греховность пред Ним (13). Под первыми бедствиями, как уже прошедшими, нужно разуметь гонения от Саула, на что есть косвенное указание в Пс.39:7 , а под переживаемыми бедствиями должно разуметь гонения от Авессалома. Весь псалом, таким образом, написан по поводу последних гонений. Пс.39:2 .  Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; Пс.39:3 .  извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; Пс.39:4 .  и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа. «Твердо уповал я на Господа», я, говорит Давид, много вытерпел, но эти страдания не ослабили моей веры в Него, я много перестрадал, но оставался преданным Господу и Господь услышал мой «вопль» о помощи: Он освободил меня от бедствий. «Страшный ров» – ров страдания, глубокие, сильные бедствия; «тинистое болото» – т. е., неустойчивая, колеблющаяся почва, встречающаяся в болотах, означает беспокойную и полную опасностей жизнь Давида. Господь вывел его из этого рва и тины, дал ему твердое и безопасное существование. Сообразно изменившемуся положению и песни Давида изменились: вместо прежних, молитвенно-просительных он стал слагать новые – благодарственно-хвалебные. Под этими бедствиями Давид разумеет гонения от Саула. Чудесная помощь, часто оказываемая Богом Давиду в это время, и его необыкновенная судьба, возведшая его на престол, настолько поразительны, что должны были во всех людях, знающих историю его жизни, вызвать благоговение пред Богом и веру только в Него, а не в свои силы. Пс.39:5 .  Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пусть же все, кому строить храмы придется, помнят это и личный свой труд к созиданию оных приложат. Аминь. 9-й день 365. Об избрании на Апостольское служение вместо Иуды Матфея (Из жизни св. Апостола Матфея. Чет. Мин. авг. 9) Известно, что Господь однажды призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать Апостолов с тем, чтобы они постоянно находились при Нем и помогали Ему в деле проповеди . Известно также, что в числе их был и Иуда Искариотский, который впоследствии предал Господа и из лика двенадцати Апостолов был исключен. Теперь вопрос: Иуда предал Господа и из лика двенадцати был исключен, сколько же осталось от двенадцати? Ответ простой: одиннадцать. Но почему же, братие, св. Церковь и доселе празднует собор двенадцати Апостолов, и порознь каждого Апостола из двенадцати память совершает, и иконы в Церкви есть дванадесяти Апостолов; откуда же взялся двенадцатый, когда Иуда из лика дванадесяти был исключен? Побеседуем о сем в наше назидание. Из этого повествования вы видите, братие, что на место изверженного Иуды был избран Матфей и что он пополнил собой лик Апостольский. Чему научает нас это повествование? Научает, во-первых, бегать сребролюбия. Что довело Иуду до страшного предательства? Как слышали, не что иное, кроме алчности к деньгам. Будем же помнить, что эта алчность есть великое зло и что, по слову Божию, «горе тому, кто строит дом свой неправдою» ( Иер.22:13 ), «горе тому, кто жаждет неправедных приобретений и горе тому, кто без меры обогащает себя не своим» ( Авв.2:6, 2:9 ) – (примечание электронной редакции). Из примера Иуды научимся знать, что как ржавчина съедает железо, так и сребролюбие съедает душу, пристрастившуюся к нему, и что как тонкое болото засасывает неосторожное животное, вздумавшее пробраться по нему, так точно и сребролюбие безвозвратно поглощает сердце, отдавшееся ему. Будем помнить, что сребролюбие есть великое зло, что оно свидетельствует о неблагодарности человека к Богу и доводит человека даже и до самоубийства. Чему, во-вторых, научает нас вышеприведенное повествование? Научает нас тому, чтобы мы не усиливались возвышаться перед другими, а напротив, были бы смиренны и течение своей жизни представили бы воле Божией, помня, что кого захочет возвысить Господь, того всегда возвысит, и никакие препятствия для возвышения такого человека существовать не могут. Угодно было Господу избрать Матфея на место Иуды, и Матфей был избран; должно было остаться вне лика дванадесяти Иосифу, и он остался. Так, все от Господа и все у Него. Будем же помнить и это, и все потому делать со смирением для славы Божией, будем всегда хранить в душе уверенность, что Бог все видит и знает, что Он всемогущ, правосуден и воздаст каждому по делам его. И когда будем помнить это и поступать по сему, тогда, без сомнения, и над нами оправдается слово Господне: «унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ) и: «а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Аминь. 10-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Распространяя христианство , святой апостол Павел учил, что сущность нового учения сводится к вере, надежде и любви (см. 1Кор. 13:13 ). Следовательно, для того, чтобы быть христианами, восприемниками благодати Божией, надо иметь глубокую, крепкую веру. А что такое вера? Апостол Павел пояснил: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ), то есть уверенность в том, что невидимое существует и осуществится ожидаемое нами. О вере очень мудро написал святой Исаак Сирин : «Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разумная сила ума, Бог дал нам веру». Великий пример веры явлен нам многострадальным Иовом, в несказанных страданиях сохранившим глубочайшую покорность воле Божией. Он сказал удивительные слова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов 19:25–27 ). Вот образец веры, необходимой для восприятия Божией благодати! Помимо окружающей нас вселенной, помимо всего, что мы можем осязать руками и видеть глазами, есть еще безграничный невидимый мир, непостигаемый нашими пятью чувствами. Но если он недоступен нашим чувствам, можем ли мы сказать, что он не существует? Можем ли мы ограничивать все знание только тем, что мы видим, слышим и ощущаем? Живет в болоте лягушка и ничего не знает кроме него. Не знает, что на земном шаре высятся громадные горы, не ведает об обширных океанах и морях, ничего не слышала о достижениях культуры, о науке, искусстве, о величайших событиях в истории человеческой. Она не представляет себе, что существуют бесконечные звездные миры, планеты, совершающие свой путь вокруг солнца. Ее ведение о природе ничтожно и ограничено болотом. Представим же себе, что лягушка имеет разум и способна философствовать. Что бы она сказала тогда? Примерно следующее: «Существует только то, что я вижу и слышу, только мое болото и те мошки, бабочки и черви, которых я глотаю, а больше ничего нет. Глупы те, которые говорят о каком-то ином, невидимом мире». Так и мы, если дерзнем утверждать, будто не существует ничего во вселенной, кроме воспринимаемого нами, то будем не разумнее лягушки. Ибо неужели наших жалких пять чувств достаточно для постижения всего, как видимого, так и невидимого?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Врачи стояли на коленях и пытались его реанимировать» — история одного странного совпадения 4 мин., 22.10.2019 Игумен Алипий (Животиков), клирик храма Пресвятой Троицы в Новых Ватутинках Эта история произошла с моим давним приятелем. Он разрешил мне ее записать, я лишь изменил имена героев. Это случилось три года назад. Было обычное августовское утро. Мой приятель Александр по заведенной недавно традиции читал главу из Евангелия: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весть хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет…» (Лк 12:16-21) Саша, хоть ему и было уже за пятьдесят, к вере пришел совсем недавно, и многое ему было еще непонятно. Вот и на этот раз смысл притчи о безумном богаче — такой парадоксальной! — от него ускользал. Почему Господь называет безумным трудолюбивого человека, который, не ленясь, честно исполняет свои обязанности? Что в его жизни было неверно? Мой приятель так и не смог ответить для себя на эти вопросы. Но ломать над ними голову не было времени — пора на работу. Через десять минут волны моря житейского уже несли его по подземным каналам метро. А в конторе из первого же открытого им отчета плеснула такая мутная волна стандартных фраз и цифр, что сразу потянуло на перекур. «Эх, я же курить бросил, — обреченно подумал он. — Делать нечего, придется нырять в это болото». Ближе к обеду он все-таки решил сделать перерыв, вышел в коридор и столкнулся там с начальником одного из филиалов его фирмы. — О, Сергеич! Ты чего здесь делаешь? — Да вот, увольняюсь!

http://foma.ru/vrachi-stoyali-na-kolenya...

Се, продах тя не сребра ради, то есть, не ради денег, потому что ничего такого Я не требовал от тебя и не нуждался ни в чем земном, ни в заклании тельцов, овец и козлов, но за то, что ты согрешал и не радел о подобающей Мне от тебя чести и славе. Изъях же тя, говорит, из пещи убожества; потому что он находился в рабстве у Вавилонян; а необходимым последствием бедствий рабства бывает то, что впадают в недостаток всякого блага. Мене ради сотворю ти, яко Мое имя оскверняется; ибо победители думали, что хотя Бог и хотел их спасти и покровительствовал им, но они победили Его и вопреки Его воле получили владычество над тем, кому Он помогал. Посему, говорит, оскверняется имя мое, когда те имеют такое понятие о Мне. Но Я не дам никому иному славы Моея: а слава Божия состоит в том, чтоб спасать и миловать и господствовать на всеми и без труда приводить в исполнение то, что Он захочет совершить. Ис.48:12,13 . Послушай Мене Иакове и Израилю, его же Аз призываю: Аз есмь первый, и Аз есмь во век. И рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо. Опять приводит им на память оказанную им честь и славу и сверх того милосердие и любовь. Ибо они удостоены были высших почестей, одни из всех народов призваны были к общению с ним и сделались уделом и наследием его. Посему божественный Моисей некогда провозгласил Израильтянам, говоря: се, Господа Бога твоего небо, и небо небесе, и однако ж Господь избрал тебя из всех народов в народ Свой ( Втор.10:14 ): и опять: егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его, Израиль ( Втор.32:8,9 ). Ибо тем, которые были так почтены Им, получили славное и отличное имя, избраны в наследие Его, обогащены преимуществами, никак не следовало иметь расположение к тому, что противно закону, никак не следовало решаться незаконным восстанием огорчать Благодетеля и Подателя им всякой чести и Раздаятеля столь избранных и вожделенных благ. Но они, жалкие, не принявши ничего этого во внимание, зашли в болото идолослужения и оставивши истинного Бога, служили стихиям мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Сказал Сиф и пошел с матерью своею, и плакал пред Раем, и посыпал прахом главу свою. И предстал перед ними архангел и спросил их: «Что взываете?» И сказал Сиф: «Господи, отец мой разболелся и желает райского блага, хочет увидеть ветвь от древа масличного, может, тогда утихнет болезнь его». И тогда сказал ангел Сифу: «Нет для Адама лекарства, ибо приблизились дни его к смерти и кончается жизнь его». И отломил ему от древа, из-за которого изгнан был Адам из Рая, и дал Сифу три ветви 15 . И Сиф принес их туда, где лежал Адам, отец его. И увидел тогда Адам и узнал их, и взял их, и, вздохнув тяжело, свил венец и возложил на главу свою, и увидел руку Господню, принявшую душу его. И увидела Ева кадильницу с ладаном, окуривающую тело Адама, и тех ангелов, держащих горящие свечи. И взглянул Сиф на небо и увидел душу Адама, отца своего, далеко от Господа стоящую, и множество ангелов, молящихся за Адама. Когда встал архангел Михаил, тогда все ангелы умолкли. И тогда смилостивился Господь, простер руку свою и принял душу Адама. И послал Господь ангела, чтобы похоронили тело его. И научил Сифа, и взяли тело и отнесли в место, называемое Геруси болото 16 . И когда ископали могилу, архангел запечатал гроб, и раздался глас с небес, воззвавший: «Адам, Адам!» Он же ответил: «Здесь я, Господи». И Господь сказал: «Я предрек тебе, что ты – земля и в землю отойдешь». И земле сказал Господь: «Твоя от твоих тебе приносят все» 17 . И так погребли Адама с венцом, что был на главе его. Ева же, скорбным голосом молясь, просила: «Господи владыко, прими душу мою». И так после Адама через шесть дней, преклонив главу, предала душу свою Богу. И здесь же погребли Еву и сына ее Авеля. И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама. О потопе Настало время, когда начали люди размножаться на земле и дочери родились у них. Увидели мужи дочерей из красивых и взяли себе в жены тех, которых избрали 18 . И сказал Господь Бог: «Не будет пребывать дух мой в людях этих вовеки, потому что греховны они. Пусть проживут они 120 лет, исполины 19 ». Увидел же Господь Бог , что умножилось зло от людей на земле, и сказал Бог: «Да истреблю человека на земле, его же я создал; от человека до скота и от гадов и до птиц небесных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010