Закрыть Болонский процесс и национальная традиция Достоинства и издержки 27.04.2021 3049 Время на чтение 10 минут Ведущиеся в последние годы дискуссии о будущем системы высшего образования в России сопровождались размежеванием двух крайних подходов к определению модели образовательного процесса. Сторонники первого, выступая с позиции традиционалистов, руководствуются лозунгом «Назад в будущее – к советской системе образования!». Противоположный полюс образуют ревностные сторонники Болонской системы, принимая ее как эталонную модель в современной системе высшего образования. Каковы сильные стороны старой советской пятилетней системы, по сути, унаследованной от немцев, внесших немалый вклад в организацию отечественной науки и образования? (Отметим, что по такой системе работала Австро-Венгрия и Центральная Европа). Во-первых, фундаментальность образования, которое давалось на всех специальностях. Это – пять лет обучения, две курсовые работы, диплом, производственные практики в различных регионах и республиках Советского Союза. Наши западные коллеги до сих пор недоумевают, ссылаясь на дороговизну такого образования, но так было во всех вузах. Во-вторых, высокий статус высшего образования. Практически во все вузы Сов. Союза был обеспечен значительный конкурсный отбор. Соответственно, в них поступали действительно лучшие. В-третьих, гарантированный спрос на профессию со стороны государства. И, естественно, «кто платит, тот и заказывает музыку». Если государство решало, что ему нужно такое-то количество специалистов, то оно оплачивало это образование. В-четвертых, коммунистический эгалитарный подход обеспечивал доступность высшего образования для всех слоев общества. Таким образом, советская система образования, по сути, готовила магистров. При соотнесении ее с нынешней Болонской, вдруг выясняется, что мы оказываемся в ситуации героя пьесы Ж.-Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» - господина Журдена, который с изумлением обнаружил, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не ведая об этом. Так же и мы. Всю жизнь советская система, по сути, готовила магистров. Можно сказать, что выпускники отечественных вузов были людьми с достаточным образовательным уровнем, чтобы соответствовать современному статусу магистра.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Закрыть Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями» Не пора ли России выйти из Болонского процесса? 13.06.2020 3498 Время на чтение 9 минут В последние годы Российская Федерация начинает жить и развивать свою экономику, исходя прежде всего из интересов своей национальной безопасности. Этому во многом способствовало наложение санкций на нашу страну после возвращения Крыма в состав России. В период эпидемии коронавируса в 2020 году стало очевидным, что без мер государственной поддержки не спасти экономику в целом и жизнедеятельность каждого в отдельности человека. А это требует усиления роли государства, о котором в последние три десятилетия почти забыли, думая прежде всего о рынке. Новые условия обучения школьников и студентов в режиме онлайн заставили Президента РФ В.В. Путина внести в Закон об образовании поправки и передать их на рассмотрение депутатов ГД ФС РФ. Но одних поправок в Законе не достаточно. Школьное и высшее образование подверглись серьезным изменениям, утратили свою фундаментальность. Его заменили понятием «компетенции». Если раньше студентов учили думать, доказывать, сомневаться, преодолевать, то теперь – запоминать. При министре образования В.М. Филиппове (1999-2004 гг.) Россия вошла в Болонский образовательный процесс, который был запущен в Европе 29 июня 1999 года. В этот день министры образования 29 государств собрались в г. Болонья (Италия) и подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». Широкого обсуждения в России перед подписанием этой Декларации не было, хотя было много противников. В Европе Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. У европейцев была цель: занять свою молодежь, которая в период глобализации и роста уровня безработицы слонялась без дела (в 90-е годы прошлого века только 15% европейцев имели диплом о высшем образовании, а сейчас их около 85%). Россия стала полноценным участником Болонского процесса в 2003 году, обогнав на два года Украину , на семь – Казахстан и на 12 – Белоруссию.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/13/my...

Закрыть Необходимо срочно отказаться от болонской системы Некоторые предложения профессора Георгия Фурсея по оздоровлению сферы науки и образования 08.03.2018 1363 Время на чтение 6 минут Кризис в науке и образовании (НиО) и соответственно выход из этого кризиса связан с тремя главными аспектами: 1) Концептуальным, обусловленным грубейшим искажением естественно-научного алгоритма развития этих сфер. 2) Сущностного, обусловленного искажением целей, задач и предмета НиО. 3) С организационными и управленческими ошибками, накопившимся в процессе так называемых «реформ» в НиО. Концептуальные проблемы. 1) Приоритет НиО должен быть провозглашен как определяющий фактор национальной безопасности и устойчивого развития страны. 2) Должен быть восстановлен авторитет естественно-научного образования и фундаментальной науки, как основы вхождения в новый научно-технологический уклад (в новый этап развития цивилизации). 3) Необходимо утвердить и провозгласить нравственный аспект образования и научных исследований, как важнейший элемент национальной безопасности страны для служения знаний во благо страны и человека (это касается нового знания, которое может повредить человечеству, экологии и использование различных явлений и процессов опасных для существования жизни и планеты в целом). 4) Необходим переход к ноосферному образованию, связывающему человека, его сознание, его деятельность с задачами космоса. Что необходимо сделать организационно для улучшения ситуации. 1) Образование и фундаментальная наука должны стать одним из важнейших дел государства. Это не частная, не чисто индивидуальная, семейная и т.п. задача. Это государствейнейшие дела и соответственно главная сфера ответственности государства. 2) В этом плане образование и фундаментальная наука должны в первую очередь поддерживаться государством и реализоваться, и развиваться за счет государственного финансирования , т.е. за счет средств налогоплательщика. Этому должно способствовать также средства крупного бизнеса , поступающих в бюджет государства за счет специального целевого налогообложения.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/08/ne...

Появление перечисленных документов было обусловлено проблемой, ясно обозначившейся в ходе создания Европейского Союза как пространства свободной межгосударственной миграции граждан. В преамбуле к «Magna Charta Universitatum» (Болонья, 1988) достаточно ясно сказано, что главной причиной ее подписания является грядущее упразднение границ между странами Европы. Именно эта перспектива и заставила ректоров европейских университетов задуматься над тем, как будут жить их учебные заведения в новых условиях. Таким образом, Болонский процесс изначально был инициирован вовсе не главами государств (и уж тем более не загадочной «мировой политической сверхэлитой», как подозревает Т. А. Борозенец), да и вообще не политиками, а ректорами университетов. Потому уже в «Magna Charta Universitatum» довольно четко оговорена необходимость сохранять в новых условиях традиционную университетскую автономию. Инициаторы процесса сразу же подчеркнули, что университет это «автономный институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания». Университет стоит на фундаменте свободного научного исследования. И к политической власти подписанты хартии 1988 года апеллировали лишь с единственным требованием: гарантировать эту свободу в условиях стирания границ между государствами. Все это явно не вписывает в нехитрую линейную концепцию Т. А. Борозенца, и потому на эти важнейшие базовые принципы установочных документов Болонского процесса он просто не обращает внимания. Итак, философия Болонского процесса совершенно иная, нежели ее представляет себе уважаемый коллега. В установочных документах процесса с достаточной ясностью говорится, что его целью является не создание единой образовательной системы , а согласование различных национальных систем образования между собой . Поэтому следует признать в корне неверным утверждение автора о том, что «Болонский процесс есть не что иное, как путь инкорпорирования украинской образовательной системы в систему высшего образования Европейского Союза». Это утверждение неверно уже хотя бы потому, что никакой единой системы высшего образования Европейского Союза попросту не существует . Возможно, это удивит Т. А. Борозенца, но в странах Евросоюза продолжают существовать национальные системы высшего образования, порой довольно сильно отличающиеся друг от друга.

http://bogoslov.ru/article/1313417

Алексей Воронцов рассказал, что возглавляемой им профильной комиссией по науке и высшей школе при участии других депутатов было предложено 17 поправок к законопроекту «Об образовании в Российской Федерации», из которых было учтено только 5. В частности, была принята поправка, согласно которой заработная плата учителей не должна быть ниже средней зарплаты по региону. Политик также коснулся вопросов, связанных с введением ЕГЭ и Болонской системы. По его мнению, ЕГЭ надо не совершенствовать, а отменить. Если же этот процесс невозможно повернуть вспять, то необходимо ввести параллельные устные экзамены по истории, литературе и иностранному языку. Депутат считает, что ЕГЭ по этим предметам совершенно недопустим. Говоря о Болонской системе, эксперт отметил, что даже в Западной Европе и США не более 50% вузов приняли эту систему, напротив, в России она насильственно внедряется во все высшие учебные заведения. Также политик поделился своим мнением о духовно-нравственном состоянии нашего общества. По его словам, общество в этом плане находится в плачевном состоянии, прежде всего, это касается подрастающего поколения. Алексей Воронцов полностью поддержал ту часть Послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию, в которой говорится о нравственности, духовности, русском народе и непрерывности Отечественной истории. Видеозапись интервью с А.В.Воронцовым будет размещена на сайте «Русской народной линии» на следующей неделе. Напомним, что ранее были опубликованы видеозаписи интервью главного редактора РНЛ А.Степанова с депутатом Государственной Думы Евгением Федоровым и известным политиком, ученым и общественным деятелем Борисом Виноградовым . Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/14/al...

Особенно странным это выглядит, когда со всех сторон говорят о демографическом кризисе в России и способах его преодоления. Стоит ли при этом возлагать на родителей лишние траты? Или, напротив, необходимо поддерживать, как во Франции, семьи даже с одним ребёнком? Каждая ли семья в России сможет платить за обучение ребёнка в школе? Или это просто попытка выдворить более-менее образованные семьи, которые хотят, чтобы их дети получили образование, за рубеж? Учите чешский, переезжайте в Прагу. И вот оно, бесплатное среднее и высшее образование! Просто удивительно, что при этом Россия с 2003 года входит в состав стран-участниц Болонского процесса. Вспомним, кстати, что говорилось на семинаре по промежуточным итогам Болонского процесса, прошедшем в Афинах в феврале 2003 г., где обсуждались социальные аспекты европейского пространства высшего образования. Участники семинара пришли к выводу, что понимание высшего образования как общественного блага не должно ограничиваться экономическими вопросами: следует учитывать также социальные и политические стороны проблемы. В такой ситуации необходимо всячески стремиться обеспечить равенство доступа к высшему образованию, для чего оно в первую очередь должно быть бесплатным. Как же мы можем говорить о бесплатном высшем образовании, когда и среднее переводится на платные рельсы? Будут ли наши дети и внуки ходить в школы или перейдут на домашнее обучение? А что касается школ, то у нас уже давно нет бесплатного питания после четвёртого класса, бесплатные учебники только в Москве. Рабочие тетради мы покупаем в магазинах. Денег уже сейчас тратится достаточно. Мы можем пополнять бюджет страны разными способами. Но культура и образование, особенно начальное и среднее, должно финансироваться государством. Именно от государства зависит, какими будут его граждане. Иначе придётся с грустью вспоминать слова профессора филологического ф-та МГУ Валентина Недзвецкого, что количество книг, которые в обязательном порядке должны прочитать дети в школе, полностью соответствует числу книг, которые дети читали бы после оккупации нашей страны фашистской Германией. Необходимый минимум.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/30/...

Вдумайтесь в абсурдность этого заявления министра иностранных дел. Выходит, что 25 миллионов тонн российской нефти угрожают суверенитету Белоруссии, а 80 тысяч тонн американской нефти обеспечивают суверенитет нашей республики. Разве это не абсурд? А, во-вторых, не слишком ли дешево оценивает суверенитет Белоруссии Владимир Макей? Всего лишь 80 тысяч тонн нефти и суверенитет обеспечен. Видимо, нефть из США обладает удивительным свойством, когда даже ее незначительного количества достаточно для суверенитета Белоруссии. Вот до каких несуразностей можно дойти, если принимать дипломатическое резонерство министра всерьез. Отсюда вывод: имея таких министров, никаких успехов на дипломатическом поприще нашей республике ожидать не приходится Источники 1.Президент Черногории пошел против народа считают в РПЦ/ yandex.ua/turbo/s/rossaprimavera.ru/news (дата доступа: 25.05.2020). 2.Кнежевич: борьба с Сербской церковью в Черногории – часть проекта/ ria.ru/20200525/1571937348.html (дата доступа: 25.05.2020). 3.Макей: С удовлетворением подтверждаю начало поставок нефти из США в Беларусь. Первая партия – 80 тыс. тонн// news.tut.by/economics/684729.html (дата доступа: 15.05.2020). Ректор МГУ призвал отказаться от Болонской системы образования и вернуться к пятилетнему обучению в вузах Продолжение проекта «Русская Весна» Ректор МГУ призвал отказаться от Болонской системы образования и вернуться к пятилетнему обучению в вузах 08.12.2016 - 8:48165 318 Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий назвал ошибкой переход на Болонскую систему высшего образования и предложил вернуться к пятилетнему обучению. Об этом он заявил выступая на III Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» в среду, 7 декабря, «Не удержусь и еще раз скажу. Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырехлетнее образование в высшей школе», — сказал Садовничий. Он добавил, что Европа «сделала свое дело» — унифицировала профессиональные стандарты и построила соответствующим образом образование.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/natovs...

Значительным достоинством Болонской системы является то, что она подкреплена системой грантов для студентов, способных учиться в магистратуре. Отдавая должное очевидным достоинствам Болонской системы, следовало бы видеть и очевидные опасности, которые она несет России. Первая, связана с тем, что Россия гораздо меньше интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза. Можно ли утверждать, что Европейский союз будет очень заинтересован в развитии высоких технологий в России, Украине , или Казахстане? У них есть свои центры высоких технологий. Зачем им наши пассажирские самолеты, когда у них есть Airbus? Пригласить наших инженеров поработать в Airbus – пожалуйста. Но, зачем собирать самолёты конкурента в России? Вторая опасность состоит в том, что в угоду Болонскому процессу на официальном уровне внедряются методики, направленные на снижение уровня образования. Особое место в этой политике отводится системе тестирования, которой, начиная с 90-х годов, повсеместно подменяют привычный экзамен. На тестах базируется единый госэкзамен, который призван разом определять способности будущих юристов, физиков, врачей и управленцев. Большинство базовых понятий, тем более в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин не имеют однозначных определений. Но их пытаются втиснуть в прокрустово ложе черно-белой двузначной логики, в рамки формализованной угадайки. Кроме того, сознание учащегося засоряется знанием неверных решений, так как в поисках правильного ответа он зачастую должен знакомиться с неправильными. Тестовая система контроля отнюдь не стимулирует творческую активность будущих специалистов. Смоделируем ситуацию, каким был бы ответ шотландца на вопрос: ощущает ли он чувство гордости за шотландский виски. Вряд ли обрадовала бы его ситуация, при которой европейский рынок отменил бы национальные крепкие напитки, введя вместо них усредненный европейский алкоголь. Но, почему мы поступаем так с образованием? Третья, быть может главная угроза, проявляется в тенденции к медленной ползучей утрате своей идентичности, потери интереса к своей культуре и языку, утрате способности развиваться из своих собственных начал, попадая под культурное влияние более мощно развитой технологической культуры, в постепенном плавном растворении в ней. Мы учились мыслить под влиянием европейской культуры, но также под ее влиянием можем утратить самосознание. В ышел из себя, захотел вернуться, а там уже Другой. Занято!

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Важно подчеркнуть, что в основе переноса зачетных единиц лежит доверие между вузами, сопоставимость их учебных программ и наличие инструментов расчета «стоимости» зачетных единиц исходя из трудозатрат студента. В рамках Болонского процесса сформированы принципиальные методические механизмы обеспечения сопоставимости и сравнимости дипломов и степеней высшего образования. Основные из них разработаны в проекте Tuning (Настойка образовательных структур в Европе), в частности — основы методики разработки образовательных программ первых двух циклов высшего образования, ориентированных на результаты обучения, обеспечения качества программ и расчета зачетных единиц. Наработки этого проекта могут считаться общим внешним регулирующим и регламентирующим механизмом реализации задач Болонского процесса в части разработки и реализации образовательных программ. В России законодательно закреплен переход на два цикла высшего образования. Однако у нас отсутствует законодательно закрепленное разделение высшего образования на высшее академическое и высшее профессиональное, в связи с чем отсутствует признание степени практико-ориентированного бакалавра (в рамках короткого уровня первого цикла), которая существует практически во всех экономически развитых странах. Более того, нет четкого и обоснованного определения содержания подготовки бакалавров, позволяющего потребителю услуг системы высшего образования (как работодателям, так и студентам), понимать место обладателей степени бакалавра на рынке труда. Существующие в Европе программы бакалавра позволяют выпускнику получить одновременно широкую подготовку в конкретной профессиональной области и сформировать у него умения постоянно пополнять и обновлять собственные знания, умения и компетенции. Как известно, в разных системах национальных системах высшего образования продолжительность таких программ, в среднем, оставляет от 3 до 4 лет, при этом есть и более краткосрочные программы практико-ориентированных бакалавров, если они реально востребованы рынком труда, как, например, это имеет место в Дании.

http://bogoslov.ru/article/776870

Т. Лещева: - Будто бы к Болонской системе это даже не имеет отношения. В. Лебедев: - Но я прочитал, что это система унификации для вхождения, необязательная. В некоторых странах Болонской системы нет ЕГЭ, а некоторые неболонские страны имели ЕГЭ, но отказались. А что и как у нас? Т. Лещева: - У нас тоже есть ЕГЭ. В. Лебедев: - И в не смогли поменять его на простые экзамен? Т. Лещева: - Это невозможно. Ученики 9-х классов сдают ОГЭ. Два обязательных экзамена, два по выбору, это ступенька для перехода в 10 класс. В какое-то время ЕГЭ ввели, а 9 класс было разрешено сдавать в традиционной форме и по желанию. Мы до последнего держали традиционную форму, хотя у нас были желающие и попробовать себя. ОГЭ более щадящий вариант.  Но волнение это они должны пройти, надо познакомиться с процедурой. Я думаю, что есть родители, которые требуют традиционную форму экзаменов хотя бы в 9-х классах. Но это не про ЕГЭ. Там это нереально. Хотя  Министерство образования готово пересмотреть  и этот вопрос. Оно ждет от всех нас предложения изменить формат сдачи ЕГЭ. Но  на мой взгляд, если менять формат, то опять будут сложности. Мы уже привыкли к тому, что есть, тут даже есть некоторые положительные моменты. Как нас купили на ЕГЭ? Пять ВУЗов выбираете, можно по почте все переслать, по интернету, и вас отберут. Это не то, что раньше - нужно было брать репетитора из ВУЗа, если человек из провинции, то ему еще нужно билеты и прочее, чтобы приехать сдавать экзамены... Но если в ВУЗе коррупция пропала, то она, по сути, пришла в школу. Ни для кого не секрет, что из отдельных уголков нашей  страны приезжают большое количество выпускников стобальников, проучившихся в этом регионе небольшое время. Появился  туризм для выпускников. В. Лебедев: - Значит, люди в нашей стране от коррупции все же не избавлены? Т. Лещева: - Если бы ввели ответственность школы за результат ученика, у которого стоят высокие баллы в первый год обучения в ВУЗе. Когда Садовничий - ректор МГУ настоял на том, что он будет проводить собеседование по одному из экзаменов, оттуда ушли приезжие стобальники. Потому что они не могут подтвердить свои результат при собеседовании.

http://radonezh.ru/2022/06/10/vypusknoy

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010