По мнению докладчика, причины этого – в состоянии длительного стресса: «нагрузка бакалавра в 43 часа в неделю лишь незначительно выше нагрузки студента магистра в 42 часа»; это, в свою очередь, породила кредитная система – в ее рамках «отпали выпускные экзамены, и таким образом каждый отдельный результат успеваемости входит в конечную оценку, а экзамены из-за слишком высокой нагрузки не могут быть передвинуты на следующий семестр. То есть отныне нельзя зарезервировать семестр для серьёзной подготовки к экзаменам. Если кто-то выбирает для себя модуль, то он должен принять также и его пункты, а это возможно лишь при большом напряжении... Так как вузы сами должны осуществлять финансирование аккредитации или реаккредитации своих учебных программ, то в университетских бюджетах возникают колоссальные дыры. С помощью таких затрат могут быть созданы многочисленные места в среднем звене, а кафедры могут быть значительно лучше оборудованы». Немало проблем введение Болонской системы создало и для преподавателей и сотрудников кафедры. Интересно также, что «некоторые факультеты сопротивляются введению модульных единиц. Юридические факультеты в Германии, как и прежде, проводят государственный экзамен, так же как и медицинские». Профессор Хеллер уверен, что Болонская система выхолащивает просвещение: «Термин " просвещение " можно найти лишь в заключительных заявлениях конференции министров, в практике же Болонского процесса речь идёт только об " образовании " , и в том числе даже по отношению к защите диссертации… Истинное же просвещение в немецких университетах происходило лишь там, где развивался дискурс без принудительных оценок, и возможно, даже без дистанции между студентом и профессором. Это часто происходило вне рамок учебной программы, т.е. по университетскому радио, в университетском оркестре, через студенческие инициативы, в том или ином учебном курсе, который изучался вне специальности, но сегодня этого больше нет». По сути, бывшую вузовскую свободу обучения сменили довольно жесткие количественные показатели и подсчеты.

http://bogoslov.ru/article/2215483

Сроком действия на пять лет. Поэтому в 2000 году появились стандарты (ГОС) так называемого «второго поколения». Были у нас и приложения к диплому, заменившие выписки из зачетных книжек времен СССР, причём, к традиционным названиям освоенных дисциплин с указанием полученных оценок была добавлена очень важная сигнальная информация: общая трудоёмкость освоения студентами каждой дисциплины в часах. Подчеркиваю: общей, то есть, включая всё время самостоятельной работы и сдачи экзамена (зачета), а не только занятий в аудитории. В этом отношении нам нечего было заимствовать у Европы, которая начала вводить приложения к дипломам с указанием трудоемкости освоения каждой дисциплины в рамках Болонского процесса. То же можно казать и об Учебно-методических советах по областям подготовки специалистов, которые были созданы еще в советское время и потом вынесли всю тяжесть создания образовательных стандартов уже в 1990-х и 2000-х годах. Нечто похожее стало появляться и в рамках Болонского процесса – жизнь заставила, здравый смысл. Ещё раз: никакого содержательного резона вступать нашей стране в Болонский процесс не было. Дипломы признавались, но стрифицировались. Хотя не без гадостей. Например, в Великобритании норовили нашего выпускника Физтеха с его 6-летним образованием после 10-летки приравнять к своему бакалавру. Но это частности. Тех, кто хотел уехать за рубеж и, главное, тех, кто хотел его там взять на работу, проблема оформления диплома не волновала, впрочем, нередко и наличие диплома. Не в нём суть. Что бы об этом кто ни говорил, но наша страна сама, а не по чьей-то указке (например, «Вашингтонского обкома», как тогда говорили) решила ввязаться в эту болонскую канитель. Напоминаю: решением министров-подписантов Болонской декларации в 2001 году России был закрыт вход в число подписантов. Потребовались определённые усилия, в том числе на уровне президента, чтобы через два года, в Берлине, это дискриминационное решение было заменено на другое, намного более мягкое: вместо членства в ЕС – членство в Совете Европы.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/23/ro...

Кроме этого, в модуль «Болонский процесс» мы заложили очень подробный справочник терминов. Сложность Болонского процесса, на наш взгляд, может заключаться еще и в том, что он описывается множеством новых терминов, которые сразу все своей совокупностью «обрушиваются» на работников учебной части. А наш справочник дает контекстные подсказки — что же означает тот или иной термин. Сотрудник, работающий в этом модуле, будет гораздо быстрее и проще осваивать терминологию Болонского процесса. — В настоящее время, пожалуй, одним из самых актуальных вопросов в системе единого информационного пространства является проблема информационной безопасности, утечки информации, защита персональных данных и т.п. Каков уровень архитектурной безопасности ЕАИС? — Мы очень большое внимание уделяем безопасности и прорабатываем все вопросы с этим связанные. На каждом проводимом нами семинаре был отдельный большой доклад, посвященный безопасности, после которого была масса вопросов, и мы старались на все отвечать. Нельзя сказать, что эта информация целиком открытая, но есть один аспект, который бы хотелось упомянуть в этом интервью. Вопрос безопасности складывается из двух моментов: первый — это технический, и у нас есть сертифицированные решения, которые нас защищают. Но также информационная безопасность складываются из вопросов организационных, и это второй момент — человеческий фактор. Если пользователь информационной системы, например, проректор, будет хранить пароль от своей учетной записи где-нибудь у себя на столе прилепленным к монитору, или системный администратор будет оставлять серверную открытой, то, конечно, какие бы технические средства защиты мы ни закладывали в систему, ничего не поможет. Это наиболее уязвимое место, наиболее реальная проблема. Причем эта проблема возникает вне зависимости от наличия ЕАИС, вне зависимости от степени глобальности информационной системы. Даже если вся информатизация заключается в том, что у проректора на «флешке» есть электронная таблица со списками и журналом. Но если не регламентирован доступ к этой таблице, а «флешка» «гуляет» по компьютерам сотрудников, то вероятность утечки или повреждения информации в этом случае очень велика.

http://patriarchia.ru/db/text/1379354.ht...

С 22 ноября по 3 декабря 2010 года представители духовных академий Русской Православной Церкви совершили поездку по высшим православным богословским школам Европы. Портал Богослов.Ru подробно освещал эту поездку. Своими впечатлениями от общения с европейскими коллегами делился с нашими посетителями архимандрит Кирилл (Говорун). Теперь мы предлагаем Вашему вниманию обзор итогов поездки, подготовленный проректором Киевской духовной академии по научно-богословской работе В.В. Бурегой. Портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читателей статью проректора Киевской духовной академии по научно-богословской работе Буреги В.В., посвященную осмыслению Болонского процесса и возможности продуктивного использования его принципов в образовательной системе Русской Православной Церкви. С 22 ноября по 3 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась поездка делегации высших учебных заведений Русской Православной Церкви по православным богословским факультетам Европы. В ходе поездки члены делегации обменялись опытом применения норм Болонского процесса в изучении православного богословия в разных странах. В интервью порталу Православіє в Україні проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Викторович Бурега рассказал о результатах поездки и о перспективах интеграции духовных школ Украины в Болонский процесс. Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Болгарии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Бухарестского университета. Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Болгарии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Софийского и Великотырновского университетов .

http://bogoslov.ru/person/261580

– Мысль, несказанная мною в этом месте, столь естественна, особенно после открытия новеллы Константина Мономаха об основании училища правоведения в Константинополе, что Цахариэ в предисловии к третьему изданию своей «Истории греко-римского права», вышедшему в свет после напечатания настоящего параграфа моего «Введения», уже прямо ставит вопрос о возможности влияния Константинопольского училища правоведения на изучение римского права в Болонской школе и возрождение его на Западе. Любопытно, что история права на Западе начинается с возрождением изучения римского права в Болонской школе в XII веке и что это возрождение совпадает с первыми крестовыми походами. Еще раньше этого времени Константинополь начинает привлекать к себе ученых с Запада, как показывает пример Адама, который для довершения своего высшего образования отправился из Парижа сначала в Афины, а потом в Византию в XI веке 187 . Болонская школа, в которой потом стало развиваться и церковное право, во всяком случае возникла под идеальным влиянием Востока, если не прямо чрез знакомство с ним современников. Мы знаем, что она организовалась по образцу Беритской школы, как можно видеть из привилегии Фридриха I, данной Болонье в 1158 г., если сравнить ее с конституцией Юстиниана Omnem. 188 . Есть даже известие, в высшей степени характерное, именно, что Ирнерий, основатель этой школы, изучал право в Константинополе 189 . Пусть даже это только позднейшее предположение: оно во всяком случае свидетельствует, что у западных юристов долго хранилось темное воспоминание о связях с Востоком. Это же воспоминание выражается и в легендарных сказаниях об основании Болоньи Феодосием II 190 . Все старания доказать, что римское право никогда не умирало в Италии, все-таки не объясняют, почему изучение его столь неожиданно и быстро возродилось именно в XII веке, а не прежде 191 . Между тем как это объяснение будет весьма простым и естественным, если допустить, что некоторую роль в этом играли сношения с Востоком со времени первого крестового похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

А. С.: В целях экономии... Л. Г.: Да. Хотя бы год сэкономить. Пришлось президенту Путину провести большую работу с Берлускони и другими своими коллегами, чтобы как-то вот пересмотреть правила. И в Берлине было принято решение... А. С.: То есть, нам никто не навязывал Болонский процесс, мы за него сами цеплялись, сами лезли? Л. Г.: Боже упаси. По инициативе наших финансистов, абсолютно из шкурных соображений это было сделано... А. С.: Ну а Министерство образования какую позицию заняло? Л. Г.: Так Минфин разве пошел в Министерство образования с этим? Он пошел повыше. А. С.: И убедили их, что это экономия. Л. Г.: Экономия. В то время экономическая ситуация была аховая, и любая возможность сэкономить приветствовалась. И поэтому сначала было принято решение по этому делу - в Берлине, по-моему, в 2003 году - изменить правила допуска до подписания. Поскольку было известно, что это решение уже будет принято, было решено, что мы имеем право проситься, а потом мы и попросились, и нас тут, конечно, приняли. Решение было принято вне нашего сообщества образовательного. А когда потом пошел процесс, уже опять-таки административно-силовой, тогда заставляли тех, кто не смог воспротивиться... Некоторые, например чекисты, сумели отвоевать свои позиции. Горные инженеры, по-моему, отстояли, у них осталась пятилетка, а всех остальных сломали на том, что давайте четыре года вместо пяти лет. Конечно же, это было убийственно. К чему это привело? Не к тому, что осталось фундаментальное образование, а потом два года специализация в магистратуре. Нет. Выпускающие кафедры с пятого курса скинули свои курсы на четвертый, и в итоге выжили как раз фундаментальные дисциплины, особенно гуманитарные, которые были на первом курсе. Поэтому высшее образование сильно пострадало от Болонского процесса. И не потому, что Болонья была плоха, а потому, что мы влезли туда со своими шкурными соображениями. А. С.: А потом процесс уже продолжался по инерции? Л. Г.: Во многом, да. И самыми плохими исполнителями Болонского процесса были именно мы, если брать все страны, которые его подписали. Все чем-то отчитывались, что-то писали по содержательным вещам, потому что Болонский процесс рос снизу, потому что Европе, разделенной на страны, он был нужен для тех же самых инженеров. Инженер, будь то француз, бельгиец, англичанин или немец, пользуется английским языком, поскольку экономика, промышленность и технологии все давно уже на английском языке сидят. Языком все владеют, и все хотят работать не только у себя в стране, но и в других странах. Но для этого нужна признаваемость дипломов. Поэтому потребность в Болонской системе снизу в Европе была.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/18/...

Художник византийский всегда должен был предпочесть фигуру царя фигуре смерда. Но, удержав царя, он не мог оставить его в том же самом положении, какое он занимал в цельной группе. Одиноко стоящей фигуре он сообщил спокойную монументальную позу; он отнял нижнюю часть фигуры, чтобы сосредоточить, согласно византийским понятиям, всю силу экспрессии в верхней, требующей поэтому простора. В то же время художник помнил, что фигура царя заменяет собой целый мир пришельцев, и потому для ясности поставил над ней надпись: « ο κσμος»; Царь стал образом всего мира. Идеализируя эту фигуру, художник изображает в руках ее двенадцать свитков, которые служат символами апостольской проповеди, получившей высшее помазание в день пятидесятницы и предназначенной для всей вселенной. Свитки эти помещены на убрусе, как предмет священный, неудобоприемлемый обнаженными руками. Так реальная фигура царя получила в греческом искусстве идеальный характер, а русские чтители заветов православной старины, не зная ее происхождения, придумали для нее особые толкования – правда не лишенные остроумия, но произвольные и во многом несогласные с природой изъясняемого предмета. Фигура космоса стилизована была уже в искусстве византийском. Намеки на эту стилизацию видны в кодексе 541 ив мозаиках флорентинского ваптистерия; но более сильное доказательство тому находим в миниатюре болонского манускрипта (ок. X в.), изданной у Р. де Флери 2826 : здесь космос представляет совершенное подобие греческого космоса с убрусом в руках. Так как форма эта по памятникам западным совсем неизвестна, то остается сблизить фигуру космоса в названном манускрипте с космосом греческим и видеть в ней след византийского влияния, по счастливой случайности уцелевший в западном кодексе. Предположение это получает особенную правдоподобность еще и потому, что и в других формах миниатюр болонского кодекса видны следы влияния Византии. Изредка в памятниках Запада вводится в картину сошествия Св. Духа толпа народа. В кодексе нац. библ. 9561 толпа состоит из трех человек: один в красной конусообразной шапке, украшенной золотым пером, с луком в левой руке и колчанами за поясом; другой в шляпе с широкими полями; третий в чалме; в кодексе Эгберта – из девяти лиц с надписью: «qua causa tremuli conveniunt populi»; апостолы размещены в нескольких полукружиях триклиния; во главе их ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Студенты Болонского университета. Рельеф. Кон. XIV в. Скульпторы Пьетро Паоло и Якобелло делле Масенье (Городской музей средневековья, Болонья) Студенты Болонского университета. Рельеф. Кон. XIV в. Скульпторы Пьетро Паоло и Якобелло делле Масенье (Городской музей средневековья, Болонья) В XIII в. в И. продолжали существовать ереси катаров и апостоликов («Апостольских братьев»). Учение секты апостоликов, основанной Герардо Сегарелли, крестьянином из округи Пармы, оформилось под влиянием иоахимизма и эсхатологических ожиданий кон. XII в. Сегарелли проповедовал общность имущества и всеобщее равенство. После его казни в 1300 г. лидером апостоликов стал Дольчино , развивавший идеи Сегарелли и организовавший оборону сектантов от войск епископа Верчелли, в окрестностях этого города апостолики организовали поселение. В 1305-1307 гг. еретикам удавалось удерживаться на горе Цебелло (позднее Рубелло) и отбивать направленные против них войска крестоносцев. Лишь в 1307 г. последователи Дольчино были разбиты, ересиарх взят в плен и сожжен. Большую роль в культуре И. стали играть ун-ты, где руководство перешло к преподавателям из доминиканского и францисканского орденов. В 1-й пол. XIII в. крупные центры изучения права и богословия появились в Сев. Италии - в Виченце (1204), Ареццо (1215), Падуе (1222), Верчелли (1228). Несколько позже хартии получили ун-ты в Сиене (1246) и Пьяченце (1248). Папа Иннокентий IV основал ун-т при папской курии, специализировавшийся гл. обр. в области гражданского и канонического права. В 1224 г. Фридрих II учредил ун-т в Неаполе (новый ун-т должен был составить конкуренцию ун-ту в гвельфской Болонье). Ун-т в Неаполе получил особый статус, подданным Фридриха II запрещалось учиться и преподавать в др. учебных заведениях, кроме учебных заведений Неаполя. При поддержке императора ун-т стал центром изучения «искусства переписки» (Никола делла Рокка, Петр Виренейский) и «науки о природе» (Петр Ирландский), а впосл. одним из богословских центров (Эразм из Монте-Кассино, Фома Аквинский). Поддерживая ун-т в Неаполе, Фридрих II прибегал к репрессивным мерам против североитал. школ (были закрыты ун-т в Болонье, школы в Милане, Мантуе, Вероне, Виченце и проч.). В XIII в. неоднократно предпринимались попытки создать ун-т в Салерно, медицинская школа к-рого была одной из наиболее авторитетных. По Мельфийским конституциям Салернской школе было предоставлено монопольное право обучать врачей. В 1252 г. Конрад IV уравнял школу с Неаполитанским ун-том. В 1280 г. Карл Анжуйский присвоил Салернской школе статус медицинского studium generale. Однако полноценный ун-т в Салерно не возник, а с угасанием араб. медицинской традиции к кон. XIII в. школа потеряла значение важнейшего в Европе центра врачебного искусства.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Как я сказал, есть целесообразность оставить пока, а, может быть, и на длительную перспективу, степень кандидата. Таким образом, академии у нас будут играть роль современных аспирантур. Конечно, это повлечет за собой изменение программ обучения в академии, резкое сокращение лекционного времени: человек, получивший законченное высшее богословское образование, не нуждается в том, чтобы ему еще раз по шесть часов в день лекции читали. Под строгим контролем научного руководителя (академия не должна быть местом вольготного времяпрепровождения) каждый, кто будет учиться в академии, должен посещать лекции и семинары и, конечно, самостоятельно работать и готовить свою диссертацию. В этом году мы открыли Общецерковную аспирантуру и докторантуру. В этой аспирантуре будут готовить и защищать как докторские, так и кандидатские диссертации по определенным направлениям, которых нет в наших академиях. Так появится возможность готовить и докторские диссертации. Таким образом, наша система будет приспособлена к Болонской системе; но что самое главное, переходя на Болонскую систему, мы с вами не разрушим свою традиционную систему, потому что курс бакалавра — это курс нашей традиционной семинарии. Конечно, в него нужно будет ввести некоторые элементы, которых не было в традиционном курсе, но это может произойти без особых потрясений и без особого реформирования наших семинарий. Таким образом, мы свою церковную систему мягко вводим в соприкосновение с Болонской системой. Мне кажется, что одним из определяющих факторов выявления уровня семинарий должен быть успех в деле получения духовными школами государственной аккредитации, которая должна предваряться церковным лицензированием и аккредитацией со стороны Учебного комитета. Мы будем обращать на это особое внимание: каждая духовная школа должна будет пройти и лицензирование, и аккредитацию со стороны Учебного комитета, после чего только и возможно обращение в государственные органы за получением аккредитации. Хочу еще раз напомнить, что в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2004 года аккредитация учреждений духовного образования перешла из сферы дискуссии в сферу задач, требующих своего неукоснительного исполнения.

http://patriarchia.ru/db/text/934945.htm...

Quality management — Управление качеством Управление ресурсами, системами и деятельностью, направленное на обеспечение качества. Управление качеством образования включает в себя обеспечение качества и контроль качества. Quality Control — Контроль качества Составляющая системы обеспечения качества. Включает в себя наличие критериев оценки, процедуры оценки и сертификации умений/компетенций, аккредитацию и лицензирование образовательных структур, контроль процесса обучения, процедуры самооценки учебных заведений. Stakeholders — Заинтересованные стороны Люди, группа людей или институт, заинтересованные в результатах принятия решений в какой-либо области Transparency — Прозрачность Идентифицируемая степень корреляции различных систем и элементов систем профессионального образования и обучения Transparency of Qualifications — Прозрачность квалификаций Предпосылка для оценки и валидации при принятии решения о признании или непризнании квалификаций на отраслевом, национальном и международном уровне. Возможность сравнения достижений в рамках одной системы или сегмента системы с соответствующими достижениями в рамках другой системы или сегмента системы Assessment of Student Achievement — Оценка достижений студентов Набор письменных, устных и практических заданий, включая проекты и портфолио, используемые для вынесения суждения о достижениях студента по освоению курса/модуля. Оценка проводится относительно установленных для модуля результатов обучения, выраженных в терминах компетенций. Project — (Самостоятельный) проект Работа, выполненная одним студентам или группой студентов согласно заданию, как правило, предполагает решение конкретной проблемы, связанной с областью изучения. Formative Assessment — Текущее оценивание Процедуры оценки, интегрированные в период обучения, результаты которых учитываются при итоговой оценке.   Cycle — Цикл Курс обучения, приводящий к получению академического диплома. В рамках Болонского процесса определены три цикла высшего образования.     Национальный офис программы Tempus в России

http://bogoslov.ru/article/794040

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010