Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Болонский процесс: разрушение или созидание? Ответ на статью Тараса Борозенца Портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читателей статью проректора Киевской духовной академии по научно-богословской работе Буреги В.В., посвященную осмыслению Болонского процесса и возможности продуктивного использования его принципов в образовательной системе Русской Православной Церкви. Статья Опубликованная на сайте «Религия в Украине» статья уважаемого коллеги Т. А. Борозенца «Болонская антисистема, или Несвоевременные размышления против течения» посвящена современному этапу реформы духовного образования в России и в Украине. В своей статье автор называет поставленную Патриархом Кириллом стратегическую задачу интеграции духовных школ Русской Православной Церкви в Болонский процесс «затеей», которая может привести к разрушительным последствиям. Болонский процесс Т. А. Борозенец презрительно именует «болванской ситстемой», а перспективу интеграции в этот процесс называет «оболониванием» системы церковного образования. Сказанного достаточно, чтобы понять всецело отрицательное отношение автора и к Болонскому процессу как таковому, и к перспективе вхождения в него наших духовных школ. По моему мнению, статья Т. А. Борозенца содержит ошибочное понимание сути Болонского процесса, откуда проистекают и многочисленные концептуальные ошибки автора. Здесь хотелось бы обратить внимание на некоторые утверждения Т. А. Борозенца, которые носят принципиальный характер. При этом я воздержусь от детального анализа различных периферийных тезисов, содержащихся в статье. Система или процесс? Т. А. Борозенец с завидным постоянством употребляет словосочетание «Болонская система». Это первая и важнейшая его методологическая ошибка. Никакой «Болонской системы» не существует. Хотя уважаемый коллега и ссылается на программные документы Болонского процесса («Magna Charta Universitatum», Сорбонская декларация и Совместное заявление европейских Министров образования «Европейское пространство высшего образования»), все же при чтении его статьи складывается впечатление, что главное содержание этих текстов осталось им незамеченным.

http://bogoslov.ru/article/1313417

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Опыт внедрения Болонского процесса в университетах Германии: за и против» Болонский процесс и проблемы интеграции европейских учебных заведений в Болонскую систему обсудили 22 сентября на научно-методологическом семинаре в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. На заседании с докладом «Опыт внедрения Болонского процесса в университетах Германии: за и против» выступил приглашенный профессор факультета языковых и литературных наук Университета Людвига-Максимилиана (Мюнхен, Германия) ( http://markus.relix.de/index.php/Teaching ). Статья В докладе профессор Хеллер коснулся проблемных аспектов перехода немецкой системы образования на Болонскую систему: он анализирует все риски и первые тревожные сигналы, связанные с глобальной перестройкой традиционного для Германии университетского пространства. Доклад состоял из четырех частей: в первой рассказывалось о Болонском процессе, во второй – о том, как эта система вводилась в германских вузах, в третьей речь шла о тех результатах, которые сегодня уже можно наблюдать по итогам введения Болонской системы. Четвертая часть предполагалась дискуссионной – для обсуждения всех поставленных в докладе проблем и перспектив немецкого образования. Как отметил профессор Хеллер, он приехал с докладом не как официальный представитель федерального правительства или органов образования, а как преподаватель, человек, наблюдающий введение Болонской системы изнутри: «Тот факт, что вы пригласили меня, является свидетельством того, что вы хотите услышать не сообщения об успехах, а иную, критическую позицию». Сорбоннское заявление об изменениях в  системе европейского образования было сделано 25 мая 1998 года министрами образования Франции, Великобритании, Италии и Германии. В нем они заявили, что  пришли к соглашению об ускорении гармонизации европейского вузовского ландшафта, которое должно было осуществляться с учётом национальных особенностей, но при этом введение новой системы не должно было устранять или заменять существующую систему, а лишь создать дополнительные возможности для студентов и преподавателей.

http://bogoslov.ru/article/2215483

Закрыть Пора отказаться от Болонской системы, выйти из ВОЗ и ВТО По словам Петра Толстого, одерживая победы на фронте, мы рискуем понести идеологическое поражение 17.05.2022 961 Фото: Из интернет-источников «Пора отказаться от Болонской системы и вернуться к традиционной русской системе образования», - пишет в тлг-канале вице-спикер Государственной Думы Пётр Олегович Толстой. По его словам, «одерживая победы на фронте, мы рискуем понести идеологическое поражение, потеряв целое поколение наших граждан – ныне школьников и студентов; - применение цифровых технологий должно быть ограничено этикой; - необходимо реформировать систему органов опеки, избавиться от ювенальных инструментов: опека должна работать на сохранение семьи, а не на ее разрушение; - в весеннюю сессию будет рассмотрен в первом чтении законопроект о запрете для иностранцев покупать в России детей, пользуясь услугами суррогатных матерей; - изменения должны затронуть и сферу культуры: важно, что читают, смотрят и слушают наши дети; - мы пересмотрим международные соглашения: Россия вышла из Совета Европы, на очереди – выход из ВОЗ и ВТО, а также других соглашений, приносящих вред, а не пользу». «Этими и другими вопросами займется Межфракционная депутатская группа, созданная в Госдуме по благословению Святейшего Патриарха», - подчеркнул политик. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Петр, Россия уже 30 лет терпит " идеологическое поражение " , так как признает в статье Конституции РФ от1993 года запрет на государственную идеологию. Поэтому требуй от Президента убрать эту позорную статью из российской конституции: все зависит отвас - господа-депутаты. 1. Обо всех этих пунктах народ говорил уже тридцать лет, и общественные организации, и специалисты - педагоги, экономисты, журналисты. Но народ у нас никто не слушает. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/17/po...

С.Б.: Основой так и остается подготовка священнослужителей и учителей. А чем могут заниматься выпускники остальных направлений образования - бакалавры и магистры? Или же выпускники с государственным дипломом? К.Ш.: Те выпускники, которые не хотят или не могут нести непосредственно священническое служение, могут работать, например, в журналистике, издательской деятельности, в сфере культуры и так далее. Введение Болонской системы С.Б.: Насколько я знаю, определенное время в Гейдельбергском университете скептически относились к идее «уравнивания» всех университетов, что предполагает Болонская система. Так ли это? И почему положение изменилось сейчас? К.Ш.: Введение Болонской системы означает, помимо прочего, и то, что профилирующие лекции и семинары должны намного четче соответствовать заданным общим рамкам. Это привносит значительно больше бюрократии и регламентации. На начальной стадии обучения четкий учебный план оправдывает себя. Однако на старших курсах, когда у студентов появляются свои особые интересы в рамках специализации (например, углубленное изучение церковной истории, Нового Завета или систематического богословия), чрезмерная регламентация Болонской модели вредна. Она мешает хорошим, талантливым студентам начинать свою специализацию на более ранней стадии. С.Б.: Каковы же тогда плюсы от введения болонских принципов? К.Ш.: Основное преимущество - в лучшей организации начальной фазы обучения. Если обучение продвигается благополучно, то можно говорить об уменьшении роли выпускных экзаменов ( в немецкой системе образования, в отличие от российской, последние «выпускные» экзамены имеют очень большое значение. - С.Б .). Это означает, что не все экзамены проходят в конце обучения, некоторые из них сдаются еще во время учебы. Однако это сложно осуществлять на практике, так как в Гейдельберге учатся студенты из различных земельных Церквей, а экзамены в конечном итоге проводятся их земельными Церквями и профессорами, принадлежащими к ним. С.Б.: Есть мнение, что болонская система лишь вводит формальные критерии в процесс образования, а содержательное наполнение остается в значительной мере на усмотрение профессора или факультета в целом.

http://bogoslov.ru/article/968542

Насаждение или согласование? Допустив существенный промах уже в самом начале своих построений, Т. А. Борозенец и далее идет по ложному пути. Он представляет себе интеграцию в Болонский процесс как насаждение в образовательной сфере новой идеологии, то есть насаждение принципиально нового содержания образования. Причем насаждение это, по его мнению, осуществляется ни кем иным, как мировой политической сверхэлитой . Эти утверждения уважаемого коллеги, увы, голословны. Он не приводит никаких документальных подтверждений столь далеко идущим выводам. Хотя Т. А. Борозенец настойчиво ищет в программных документах Болонского процесса жесткие мировоззренческие установки, поиски эти заранее обречены на провал. В цитированных декларациях подобные установки отсутствуют. Ведь это не мировоззренческие манифесты, а технические документы, нацеленные на решение вполне конкретных практических задач. Болонская декларация не говорит ни о каком «насаждении» сверху нового мировоззрения. Говорит она совсем о другом: о возможных механизмах согласования национальных систем образования между собой. Здесь названо несколько таких механизмов: европейское приложение к диплому единого образца (оно делает понятными и сопоставимыми квалификации, присвоенные выпускникам университетов в разных странах), принятие двухуровневой системы высшего образования (бакалавр + магистр), внедрение системы переноса кредитных единиц, содействие международной мобильности студентов и профессоров, поощрение межуниверситетского сотрудничества. И все! Вполне очевидно, что ни один из этих механизмов не касается мировоззренческих основ высшего образования в разных странах. Также в установочных документах Болонского процесса ни слова не говорится ни о тестовой системе аттестации, ни о фиксированных объемах обязательного и вариативного компонента в учебных планах. Опять же, могу сослаться на свой опыт общения с представителями университетов разных стран во время недавней поездки по православным богословским факультетам Европы. В каждой стране и даже в рамках различных университетов в одной стране могут действовать разные подходы к формированию обязательных и вариативных курсов. Равно как и система контроля знаний может быть разной. Влияние Болонского процесса выражается лишь в том, что за каждый успешно пройденный курс студент получает определенное количество кредитных единиц, которые затем и указываются в европейском приложении к диплому.

http://bogoslov.ru/article/1313417

— Если внедрение ЕАИС в духовных школах предусматривает автоматизацию учебного процесса, то как же быть с процессом воспитания, может ли он быть также автоматизирован? — Когда мы говорим об автоматизации воспитательного процесса, мы имеем в виду следующие моменты. Во-первых, мы можем автоматизировать учет распорядка дня студента, хранить в базе информацию о его периодических послушаниях, о его отъездах, отслеживать коллизии — когда, скажем, студент вместе с хором куда-то уехал и ему нужно поставить замену на послушание по кухне. Говоря об автоматизации воспитательного процесса, мы говорим прежде всего о создании некоего вспомогательного инструмента учета для воспитательской службы. Автоматизации дисциплинарных вопросов, таких как, скажем, выговоров и т.д., мы в ближайшее время, скорее всего, касаться не будем. Это очень «тонкая» тема, и пока что она находится в состоянии паузы. Так получается, что модуль «Воспитательская часть» в меньшей степени сейчас востребован. Хотя он и реализован как инструмент, но его активного внедрения сейчас не происходит. Вообще, когда это обсуждалось на семинарах, мы слышали такое мнение, что для больших учебных заведений, таких как МДА или СПбДА, автоматизация воспитательского учета актуальна, а для небольших, где студентов человек тридцать и они все на виду, нет смысла это все автоматизировать. В любом случае, в Учебный комитет информация по воспитательскому модулю не передается, и каждое учебное заведение может само для себя решать, в какой мере ему необходим этот модуль. — Какова взаимосвязь Болонского процесса и ЕАИС? Поможет ли Болонский модуль ЕАИС духовным учебным заведениям проще войти в эту систему образования? — Болонский процесс идет изначально независимо от нашей автоматизации и информатизации, но когда возникла сама тема Болонского процесса, то мы были привлечены как помощники. Мы надеемся, что ЕАИС может стать или уже стала неким инструментом, который помог бы людям, ответственным за внедрение Болонского процесса в учебных заведениях, в реализации тех задач, которые на них возложены. Мы реализовали модуль «Болонский процесс» в нашей информационной системе. Он дает возможность видеть учебный процесс одновременно в двух описаниях — старом, классическом, и переключаться на новое описание в болонской системе. Причем при переключении на новое описание есть возможность конструировать несколько вариантов перехода со старой системы на новую, моделировать этот переход. Это может быть очень удобно для методиста или сотрудника учебной части, который пытается конструировать переход у себя в учебном заведении. В «Болонском модуле» ЕАИС он сможет видеть несколько вариантов перехода сразу, постоянно для лучшего понимания сравнивать их со старым традиционным подходом, и, в конце концов, выбрать тот вариант перехода, что для него в большей степени подходит.

http://patriarchia.ru/db/text/1379354.ht...

186 Мы имеем полное право подозревать, что множество произведений канонической литературы истреблено варварством завоевателей, особенно латинских фанатиков, сопровождавших крестоносцев (Зенкевич, ib II, 178. Вебер, В. И. VII, 84). Ведь до нас не дошел даже полный текст Василик – действовавшего в Византии свода законов. Что же удивительного, если в этом всеобщем разрушении погибли многие литературные памятники. Весьма возможно, что мы до сего времени не имеем надлежащего представления о состоянии науки византийской. Возможно, что уровень ее развития стоял гораздо выше, чем мы теперь представляем. 188 § 8–10. Savigny, Histoire du droit romaine au moyen-age, III, 126. Keuffel, Historia originis ас progressus scholarum, p. 297. Сходство устройства Болонской школы с Беритской замечено еще глоссаторами. 189 Об этом говорится у Иннокентия Цирония, писателя начала 17 века. Cironius, Observationes juris canonici, V, 5. Cp. Bachii, Historia jurisprudentiae romanae, 1754 p. 699. – Heinrici, Historia juris civilis romani ac germanici, Argentorati, 1765 p. 565. Keuffel, p. 271. 191 Вопрос о состоянии изучения римского права (и даже о действии его) в Италии до Ирнерия – вопрос спорный. Одни, как, напр. Савиньи, Бетнан-Гольвег, Шмидт, особенно последний, держатся того мнения, что до Болонской школы римское право и прилагалось, и изучалось в Италии весьма слабо. Шмидт утверждает даже, что римское право до Болонской школы имеет с римским правом Юстиниана едва ли не одно только общее название. Другие же, как например, Меркель, Штинцинг, Фиттинг и особенно Фикер, держатся того мнения, что и прилагалось, и изучалось римское право в это время в гораздо большей мере, чем это допускают названные выше исследователи. Вопрос во всяком случае не решен. См. Моддермана, Рецепция римского права, перев. Каминки. С-П.-Б. 1888, стр. 12–19. Указывают влияние лонгобардских школ, в которых изучалось лонгобардское право, но забывают, что школа Болонская была организована по образцу Беритской. 192 Падение Константинополя было оплакано образованными современниками события. Вот что писал Эней Сальвий Пиколомини, впоследствии папа Пий II: Manserat Constantinopolis, ad nostram usque tempus, vetustae sapientiae monumentum, ac velut ibi domicilium litterarum esset et arx summae philosophiae. Nemo latinorum satis doctus videri poterat, nisi Constantinopoli aliquaudo sduduisset (aliquamdiu in litteris vixisset); quodque, florente Roma, doctrinarum nomen habuerunt Athenae, hoc tempestate nostra Constantinopolis obtinebat. Inde multa veterum sapientiam volumina nobis reddita, multa quoque in futurum reddenda sperabamus. Ep. 162. Keuffel, 237. Подобное говорит и Филельфо, вообще довольно ревниво относившийся к грекам. См. Наске, Disputatio, qua Bessarionis vita, actas, merita, scripta exponuntur. Harlem, 1840 p. 10. Отзыв Платины в панегирике Виссариону; у Миня, Т. 161, col. 105. Указания у Садова, Виссарион Никейский, стр. 3, пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В настоящее время в свете реализации задач Болонского процесса особо остро стоит вопрос об обеспечении соответствия программ российского высшего образования с теми принципами, о которых договорились подписанты Болонской Декларации и других документов, принятых в ее развитие. Если в принципиальных вопросах развития Болонского процесса, а именно о принятии трехцикловой структуры высшего образования, необходимости введения системы зачетных единиц и т.д. существует полное понимание, то содержание самих технологий, обеспечивающих сопоставимость и сравнимость программ высшего образования, еще не полностью осмыслено российскими вузами. Это касается таких основных моментов, как ориентация программ на результат — понятие результата, и принципы расчета зачетных единиц — взаимосвязь результатов обучения, методов обучения и обеспечения качества. Работа над этими вопросам осуществляется во многом в рамках проектов программы Tempus, в которых участвуют российские вузы. Принципиально важным в этом контексте является использование согласованного понятийного аппарата и недопущение искажения или упрощения смысла используемых понятий и определений. Принципиально важными понятиями являются понятия результатов обучения, компетенций и зачетных единиц, определения которых содержатся в различных документах Болонского процесса, а также в докладах европейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning). Европейская система переноса зачетных единиц (ECTS) определяется как система обеспечения прозрачности систем образования и образовательных программ. Система основана на следующих договоренностях: общая трудоемкость одного учебного года — 60 з.е., которые распределяются по отдельным единицам курса/модулям в соответствие с трудозатратами студентов, необходимыми для достижения результатов обучения. Зачетные единицы понимаются как единицы измерения трудозатрат студентов, выраженных в терминах номинального времени, необходимого студенту для достижения конкретных результатов обучения. Трудоемкость/трудозатраты охватывают все виды учебной деятельности, необходимые для достижения результатов обучения (включают в себя лекции, практические задания, поиск информации, самостоятельную работу, практику и т.д.)

http://bogoslov.ru/article/776870

В Минобрнауки обсудили, как будет выглядеть учеба в вузах после отказа от Болонской системы 28 октября, 2022. Новостная служба Разрабатывается новый ФГОС, где будут зафиксированы все нововведения 28 октября. ПРАВМИР. Замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Алексей Левченко пояснил особенности новой образовательной системы, которая придет на смену Болонской,  сообщает телеграм-канал «Научно-образовательная политика». В документах будут зафиксированы такие новые подходы: 1. Право выпускников специалитета поступать на бюджетную магистратуру: по приоритетным направлениям, а также при условии сопряженности специальности и магистерской программы. 2. Сохранится двухуровневый формат в общественно-гуманитарных и ряде иных областей. Для критически значимых направлений будут даны рекомендации об использовании специалитета. В целом, у университетов сохранится право выбора. 3. Разрабатывается новый ФГОС, где будут зафиксированы все нововведения: 4+2, 5+1(2), 2+2+2, присвоение нескольких квалификаций, индивидуальные образовательные траектории и т.п. Президент РАО Ольга Васильева подчеркнула, что есть направления подготовки, где категорически недостаточно четырехлетнего бакалавриата. По ее мнению, принципиально значимой для высшего образования категорией является ядро, т.е. фундаментальные компетенции. О «ядерных компетенциях» говорили многие выступавшие. «Пост-Болонская система должна возродить ценности фундаментальной подготовки. Только на ее базе возможна реализация индивидуальных образовательных траекторий, но все формат и уровни образования должны быть сопряжены общим проблемным ядром», — заявили спикеры Депутат Госдумы Олег Смолин отметил, что переход от специалитета к бакалавриату вызвал обрушение интенсивности образовательной и практической подготовки. Председатель ВАК Владимир Филиппов заявил, что стандарты и ограничения «придумали мы сами для самих себя», так как Болонский процесс таких рамок не предусматривает. Он назвал ФГОСы избыточными рамками для разработки новых программ, и призвал дать свободу эксперимента тем 60 университетам, которые имеют право учить по собственным образовательным программам.

http://pravmir.ru/v-minobrnauki-obsudili...

Закрыть Глава РАН считает, что отказ от Болонской системы в России должен происходить постепенно 30.11.2022 378 Фото: iz.ru В среду, 30 ноября, президент Российской академии наук (РАН) Геннадий Красников заявил ТАСС , что переход от Болонской системы к новой системе образования в РФ должен происходить постепенно, в спокойном режиме. «Болонская система возникла по одной причине. Она была связана с тем, чтобы наши дипломы могли приниматься и котироваться за рубежом. Я вообще-то не сторонник сразу же из одного переходить в другое. Потому что частые эти переходы, мы только ломаем, а не создаем. Мы только создали в непростых условиях бакалавриат, магистрантов. И сразу же отказываться от этого дела будет сложно», - сказал Красников. Он подчеркнул, что развивать специалитет необходимо, однако этот переход должен происходить в спокойном режиме. «Надо двигаться, но не должно быть революционных [изменений]. Надо постепенно двигаться», - сказал Красников. В октябре в Минобрнауки сообщало, что макет новой системы высшего образования, которая должна будет сменить Болонскую, будет представлен к концу года в виде федерального государственного образовательного стандарта. Сообщалось, что процесс перехода на нее предполагается начать в 2023-2024 учебном году. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2022/11/30/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010