— Ему как-то удалось сочетать английскую и русскую системы. Потому что какие-то элементы «системы Физтеха» были уже у Иоффе, он организовал первые студенческие семинары. Кстати, в Англии их не было в такой форме, как были они у нас. Петр Леонидович принес на Физтех эту самую систему семинаров, которая действует до сих пор. Физтех отличался также фокусировкой на самые передовые и нужные направления. Он был очень мобилен. Предположим, выходит какое-нибудь постановление, лететь на Луну или куда-нибудь еще. Нужны кадры. Сразу выясняется, что Физтех готов уже через год-два готовить людей по этой специальности. А в университете цикл растягивается чуть ли не на пять лет. К тому времени уже новые приоритеты, новое решение принимается, и поезд ушел. Современный мир требует очень большой подвижности кадров. А это делает управление наукой еще более сложным. Наукой и так очень непросто управлять. Я как-то раз присутствовал на большом совещании в США, где обсуждалось, как управлять научным коллективом. И кто-то по поводу ученых сказал: как же держать кошек в стаде? — Да, это сложно… — Да, баранов легко держать в стаде, это даже собака может делать. А вот кошек… Ведь каждая кошка ходит сама по себе. Это была просто реплика во время заседания, она мне очень запомнилась. — В России делаются попытки управлять образованием, наукой в рамках Болонского процесса… — В Никитском клубе мы организовали встречу в Брюсселе для изучения Болонского процесса под эгидой Евросоюза. Очень скоро выяснилось, что Болонский процесс был изобретен в первую очередь для того, чтобы подтянуть университеты юга Европы, то есть Португалии, Греции и Испании. Лидеры же европейского образования продолжали делать все так, как считали нужным. То есть никакого содержательного значения для России при воспитании кадров высшей квалификации Болонский процесс иметь не может. Но его польза состоит в том, что устанавливаются общие минимальные стандарты образования. Поэтому при заметном снижении требований такой процесс необходим.

http://pravmir.ru/derzhat-koshek-v-stade...

5) Разумная загрузка учащихся и предотвращение и их необоснованной перегрузки естественным образом обеспечивается, если стимулировать учащихся творческому подходу к обучению. В первую очередь необходимо учить молодых людей учиться. При современной развитой информационной сфере это может быть реализовано гораздо эффективнее, чем ранее. 6) Одним из страшных явлений в образовании является подушное финансирование в ВУЗах, которые практически исключают отсев неуспевающих студентов, т.к. это немедленно приводит к сокращению штата преподавателей. 7) Необходимо восстановить специальные школы (физ-мат школы, биологические, иностранных языков и т.д.). Эти школы позволяют вести эффективную работу с талантливыми детьми. 8) Восстановить систему внешкольного обучения . 9) Необходимо восстановить систему просвещения. 10) Все начинается со школы, а в школе нет достойных учебников на всех уровнях. Что касается естественно–научного направления, то самое простое было бы вернуться к советским учебникам, задачникам и пособиям, дополнив их современными достижениями. Сейчас это особенно несложно сделать, имея ввиду возможности издания этих учебников в электронном виде. 11) Необходимо немедленно дебюрократизировать сферы науки и образования. Это не требует дополнительных средств, а наоборот высвобождает их, поскольку в этом случае можно было бы из этой сферы устранить паразитирующих чиновников и разного рода формальные методологические нагромождения. Георгий Николаевич Фурсей, вице-президент РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ, д.ф.-м.н, профессор, академик РАЕН Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Необходимо срочно отказаться от болонской системы чтобы не было оттока нужно обеспечивать интересной и как-то оплачиваемой работой. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/08/ne...

Для нас процесс получения знания — это сидение на лекциях, когда преподаватель держит перед собой конспект и зачитывает оттуда. Этот конспект можно взять в библиотеке и почитать — преподаватель мало что нового добавит. В таком процессе передаче знаний доминирует лекция, зачитывание конспекта; в лучшем случае преподаватель, если он хороший специалист, может выходить за рамки конспекта. Это процесс не является, как правило, интерактивным — чаще всего студент пассивно воспринимает объем знаний, который передается преподавателем. Этот подход вытекает из того, что знание есть некое сокровище, недоступное студенту, но им владеет преподаватель, который студентам его раздает. Сейчас это уже неактуально — любой студент набирает Google и получает все, что ему нужно, порой даже больше, чем ему преподаватель расскажет на лекции. Поэтому студент должен активно участвовать в приобретении знаний. Задача преподавателя меняется: от просто трансляции знаний к тому, чтобы научить студента искать, добывать знания самостоятельно, вернее, ориентироваться в море знаний. Важно научить студента приобретать такие критерии и навыки, которые бы помогали ему отбирать в море информации то, что ему нужно. Именно на это сейчас перенацеливается образовательный процесс. Студент должен уметь работать самостоятельно, но в этом ему нужна помощь преподавателя. В оказании такой помощи заключается смысл лекционного компонента в системе образования. Лекция остается важным компонентом образования, но перестает быть доминирующим. В современной Болонской системе на лекции отводится около половины образовательного процесса. Остальное — самостоятельная работа. Также важны семинары, на которых достигается максимальная интерактивность между студентом и преподавателем. Здесь на примере решения частных проблем оттачиваются навыки студента решать широкий спектр вопросов. В Болонской системе объем знаний, полученных студентом, измеряется не только лекционными часами. Традиционно у нас мерой знаний является количество часов, отсиженных студентами в аудиториях.

http://bogoslov.ru/article/640178

Соглашусь, что отнюдь не все прежде написанные кандидатские работы и дипломы наших прежних выпускников удовлетворяют даже необходимым образовательным стандартам. Но не всем нужно и подтверждать эти дипломы. Вполне можно было бы создать некоторую церковную комиссию, с одной стороны, которая бы определила круг лиц из числа прежних выпускников, для кого актуально было бы получение государственных дипломов, а с другой, — в которую выпускники прежних лет, считающие, что их работы этим критериям удовлетворяют, могли бы обратиться, представив свои труды. А уже эта церковная или церковно-государственная комиссия выносила бы свой вердикт об их соответствии государственному стандарту. Эта же комиссия, будь то Учебный комитет РПЦ или специально созданная структура, была бы полномочна принимать решения о присвоении той или иной семинарии статуса такого учебного заведения, диплом которого признавался бы государством действительным. Возможно ли это воплотить? На мой взгляд, это прежде всего зависит от политической воли высшего руководства страны. Есть и другой вариант: мы соборно постановляем, что никакой аккредитации нам не нужно и так будем существовать. Я сам отнюдь не являюсь горячим сторонником именно первого пути, но какое-то решение нужно принять, нельзя тянуть в две стороны. Должно быть внутрицерковное единство по этому вопросу. — Как, на ваш взгляд, скажется на духовных школах внедрение в российском образовании Болонской системы? — О Болонской системе говорят как о каком-то чучеле, которым всех пугают: «Эта страшная Болонская система, в рамках которой погубят все прекрасное, что было создано за долгие годы великой советской высшей школой». Я бы, во-первых, не идеализировал систему высшего образования в СССР. С одной стороны, конечно, были выдающиеся вузы — МГУ, ЛГУ, НГУ и некоторые другие. Но средний уровень пединститутов в областных центрах, которые сейчас гордо именуются университетами — гуманитарными, политехническими и т. д. — был, прямо скажем, не слишком высоким. Считать, что в рамках всей страны прежняя система давала однозначно хороший результат, это тоже является формой нарождающейся ностальгии по советскому времени, но этот подход лишен трезвой исторической оценки.

http://patriarchia.ru/db/text/260940.htm...

Развитие европейского сотрудничества с целью разработки сопоставимых критериев качества, общей методологии является одной из основных задач Болонского процесса. В 1998 году Европейский Совет рекомендовал усилить сотрудничество в этой области. В ответ на инициативу ЕС и для достижения задач Болонской Декларации была сформирована Европейская сеть по обеспечению качества высшего образования (ENQA). В Берлинском Коммюнике (2003 г.) содержится описание систем обеспечения качества, которые должны включать: определение ответственности соответствующих организаций и институтов; оценку программ или институтов, включая внутреннюю оценку, внешнюю оценку, участие студентов в оценке, публикацию результатов оценки; систему аккредитации, сертификации или сопоставимые с ними процедуры; участие зарубежных экспертов в оценке качества образования, широкое сотрудничество между организациями и странами в этой области. В 2005 г. приняты Стандарты и рекомендации в области обеспечения качества, разработанные Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования, которые включают: принципы организации внутренних систем обеспечения качества образования; принципы организации внешней оценки обеспечения качества образования; принципы организации и работы агентств по внешней оценке качества образования. Doctoral studies — аспирантура Третий цикл высшего образования, средняя продолжительность -— 3-4 года. В рамках документов, принятых на Конференции министров образования стран Европы в Берлине (2003 г.), подготовка к защите докторской (по европейской классификации) диссертации рассматривается в качестве третьего цикла высшего образования. В Коммюнике Конференции в Бергене (2005 г.) подчеркивается важность высшего образования для дальнейшего развития научных исследований и признается необходимость синергии между сектором высшего образования и научным сектором, а также между Европейским пространством высшего образования и Европейским пространством научных исследований (ERA). Соответственно, подготовка соискателей ученой степени (третий цикл) рассматривается в рамках общих квалификационных рамок Европейского пространства высшего образования.

http://bogoslov.ru/article/794040

Часто является синонимом термина «модуль». Cycles — Циклы высшего образования Уровни высшего образования. В рамках Болонского процесса различаются три цикла высшего образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура (Doctoral studies). ECTS Information Package/Course Catalogue — Информационный пакет/каталог курсов Один из основных документов Европейской системы переноса зачетных единиц (ECTS). Разрабатывается на национальном и английском языках (или только на английском языке для программ, реализуемых на английском языке), издается в электронном и бумажном формате.. Содержит три раздела: информация о вузе, информация о программах обучения, общая информация для студента. Информация о вузе включает фактический адрес, академический календарь, руководство вуза, список предлагаемых программ обучения, правила приема, процедуры регистрации, наиболее важные правила внутреннего распорядка, а также координатора ECTS в вузе. Информация о программах обучения включает: общее описание программы (присуждаемые квалификации, требования к приему на обучение, формат итоговой аттестации, система оценивания и т.д.), а также описание каждого модуля/курса в отдельности (шифр курса/модуля, продолжительность обучения, значение зачетных единиц, программы учебных дисциплин, рекомендуемая литература и методические материалы, программы практик, список факультативных дисциплин и дисциплин по выбору, график учебного процесса, расположение учебных зданий и маршруты движения к ним, расписание занятий по семестрам, сведения о профессорско-преподавательском составе, тематика рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, язык обучения). Общая информация для студента включает в себя информацию о стоимости обучения, условиях проживания, медицинском обслуживании, страховании и финансовой поддержке, международных программах и языковых курсах, а также практическую информацию для зарубежных студентов, обучающихся в рамках академической мобильности. ECTS Learning Agreement Договор на обучение (ECTS)

http://bogoslov.ru/article/794040

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Глоссарий терминов Болонского процесса 27 мая 2010 При обсуждении тем, связанных с Болонским процессом, нельзя обойтись без узкоспециализированных терминов. Многие из них малопонятны русскому читателю, так как являются калькой с английского языка. Портал публикует словарь наиболее важных и часто употребляемых слов и словосочетаний болонской тематики. Термины приводятся на русском и английском языках. Статья Bologna Declaration — Болонская декларация Документ, подписанный в июне 1999 года в итальянском городе Болонья министрами, ответственными за высшее образование, из 29 европейских стран. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов — Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998 г.). В настоящее время число стран, подписавших Болонскую декларацию, возросло до 45. В Болонской декларации изначально было указано 6 основных направлений деятельности, а именно: Впоследствии к этим направлениям были добавлены следующие четыре: Bologna Process — Болонский процесс Процесс реализации положений Болонской Декларации в интересах создания единого Европейского пространства высшего образования, основные цели которого должны быть достигнуты к 2010 г. European Higher Education Area (EHEA) — Европейское пространство высшего образования Построение Европейского пространства высшего образования к 2010 году — одна из самых важных целей европейского интеграционного процесса, направленного на развитие сотрудничества учреждений высшего образования в Европе. Создание Европейского пространства высшего образования предполагает: Кроме того, создание общеевропейского образовательного пространства предусматривает: Построение Европейского пространства высшего образования также означает, что каждый из трех циклов обучения имеет функцию подготовки студента к рынку труда.

http://bogoslov.ru/article/794040

Ни у кого из министров образования в 1999 году не было сомнения в том, что EHEA – это пространство именно Евросоюза, естественная часть общего рынка Европы, точнее, рынка труда, – на первой же регулярной встрече министров – в 2001 году в Праге – было принято решение, что допускать к подписанию Болонской декларации впредь будут только членов ЕС. Как же так получилось, что всего через два года к подписанию этой декларации была допущена Россия? Почему у нас очень часто путают «болонский процесс» и «болонскую систему»? Под этой «системой» подразумевается в первую очередь структура степеней высшего образования бакалавр-магистр «4+2», где четыре года – это продолжительность обучения в бакалавриате, а два года – в магистратуре. При этом утверждается, что бакалавр – это «неполное» высшее образование, неполноценное. И что оно, якобы, было навязано нам внешними врагами, с которыми вот уже не одно десятилетие ведёт неустанную борьбу ректор нашего самого лучшего и самого старого непрерывно существующего университета – МГУ имени М.В.Ломоносова. Его имя неоднократно упоминалось в статье Нины Борисовны Жуковой. Это не так сразу в нескольких отношениях. Начну с того, что высшее образование потому так и называется, что ему предшествует среднее. Его продолжительность в разных странах Европы разное. В частности, в Великобритании оно продолжается 13 лет. Поэтому выпускник вуза в этой стране со степенью бакалавра после трех лет обучения имеет за плечами 16 лет образования в целом и вполне готов как к выходу на местный рынок труда, так и к поступлению в аспирантуру!!! Это и было отражено в Болонской декларации, где минимальный срок обучения в бакалавриате был установлен в три года и зафиксирована возможность обладателя этой степени продолжать образование как в магистратуре, так и в аспирантуре. Всё! Поэтому формула «4+2» никакого отношения к болонскому процессу как таковому не имеет. У нее на самом деле совсем другое происхождение – наше, российское. Можно – ошибочно – назвать это «отказом» от «советской системы образования», а можно – попыткой сохранить хотя бы её основные принципы в условиях исчезновения плановой системы управления экономикой, органичной частью которого была и высшая школа.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/23/ro...

4 Декреталий Григория IX),- широко использовались в канонистике и в Новое время. Главными трудами И. А. стали комментарии к Декреталиям Григория IX - «In quinque libros Decretalium novella commentaria» (Новые комментарии на пять книг декреталий; ок. 1338) и к «Liber Sextus» - «Quaestiones mercuriales» (Вопросы, [обсуждавшиеся] по средам; до 1338). И. А. снабдил текст папских декреталий глоссами, отметив изменения и дополнения в папском законодательстве по «Liber Sextus», «Constitutiones Clementinae» и «Extravagantes communes», и дополнил ординарной глоссой, собрав все, что он находил разумным и полезным в канонических сборниках предшественников и современников. Соч. «In Sextum Decretalium librum novella commentaria» (Новые комментарии на шестую книгу декреталий; 1338-1342) фактически представляет собой его дополнения и исправления с учетом «Constitutiones Clementinae», декреталий папы Иоанна XXII и новых комментариев др. канонистов к своему аппарату глосс к «Liber Sextus». В соч. «Quaestiones mercuriales» собраны комментарии к титулу «De regulis iuris» в «Liber Sextus»; кроме того, туда были включены более 100 тем для учебных диспутов (quaestiones disputatae), сформулированных И. А. и др. канонистами (расположены в алфавитном порядке инципитов). Предварительным наброском комментариев И. А. к «Constitutiones Clementinae» считаются «Apostillae» (Примечания; 1324-1330). Последней работой И. А. стали составленные им в 1346-1347 гг. «Additiones ad Speculum iudiciale» (Добавления к «Судебному зерцалу» Вильгельма Дуранда Старшего). Сочинения И. А. ценны тем, что в них собраны глоссы канонистов предшествовавшего периода, многие из этих глосс не сохранились и известны только в передаче И. А. Он снабжал глоссы краткими сведениями об авторах из болонской устной традиции; его сочинения (особенно «Additiones ad Speculum iudiciale») - ценный источник по истории болонской юридической школы. Помимо правовых сочинений И. А. принадлежит соч. «Hieronymianus» (1346), посвященное блж. Иерониму Стридонскому , которого средневек.

http://pravenc.ru/text/469800.html

Иван Есаулов На мой взгляд, то, что называется «болонской системой», имеет свои некоторые плюсы, но имеет и минусы. А вот то, что насаждается у нас под видом «болонской системы», имеет, в основном, минусы, а плюсов я как-то не усматриваю вовсе. Настоящая проблема состоит не в том, как это себе часто представляют, что замечательная «советская», скажем так, система образования меняется на какую-то скверную «западную», а в том, что по каким-то неведомым причинам (нужно бы здесь разобраться, потому что в данном случае я совершенно не верю в потусторонние силы), наши реформаторы не внедряют в стране позитивный западный опыт, но словно бы задались целью взять самые разрушительные и самые сомнительные сегменты этого самого «западного» опыта и «опробовать» их на нас и на наших детях. На Западе – в том числе, в области образования – есть чему поучиться и есть что позаимствовать нашему стремительно деградирующему обществу. Возьмите французские школы – и поучитесь тому, как там школьников учат писать сочинения и формулировать при этом весьма сложные мысли, а также, что не менее важно, выстраивать последовательность этих мыслей. Как учат культуре доказательно (письменно и устно) отстаивать свою собственную точку зрения, как учат строить речь (устное выступление). Нет! Нам этого не нужно. Мы берем что-то абсолютно другое. Выбираем самое скверное и сомнительное. И тащим в нашу систему. Знаете, когда насаждают то, что так выразительно и убедительно описали коллеги-филологи МГУ, я думаю: и марксизм ведь в Европе был лишь одним из философских направлений, а у нас он стал тараном для разрушения основ русского бытия. Разумеется, я не считаю, что нужно регенерировать советские гуманитарные дисциплины (которые почти всегда были весьма определенно идеологически окрашенными). Мне до сих пор досадно и грустно вспоминать, какой же чушью и ерундой поневоле приходилось заниматься, когда я учился на филфаке в советские годы. «Научные коммунизмы», «атеизмы», «политэкономии социализма», «истории КПСС» — вся эта идеологическая белиберда под видом «учебных дисциплин» съедала страшное количество времени.

http://pravmir.ru/ivan-esaulov-o-zayavle...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010