Западная юридическая наука выработала три теории о правовой природе конкордатов. Согласно ультрамонтанской теории, конкордат - это привилегия, даруемая папой государственной власти. В любой момент данная привилегия может быть отменена, в то время как светское правительство лишено права отменять конкордат. Иными словами, если оно все-таки отменяет его, - налицо узурпация. Такая теория, естественно, вытекает из средневековой теократической доктрины о верховенстве пап над всеми государствами, из учения «о двух мечах.» Согласно другой, легалистической теории, государству принадлежит абсолютный суверенитет; на его территории Католическая Церковь - лишь одна из корпораций, контролируемых государством. Конкордаты в таком случае - это законы, исходящие от государства. И наконец, третья теория, наиболее соответствующая реальному положению дел, исходит из договорной природы конкордатов и рассматривает папу и светское правительство как равноправных контрагентов. Средневековые католические сборники канонического права. В средневековье основу кодификации римско-католического церковного права составил труд болонского монаха Грациана, предпринятый в середине XII века, - «Concordantia discordantum canonum» (Согласование несогласованных канонов). Этот труд впоследствии был назван «Декретом Грациана.» Грациан собрал Правила Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, Поместных Соборов Западной Церкви, подлинные и подложные папские декреталы, отрывки из творений Отцов Церкви, из пенитенциалов, извлечения из «Корпуса» Юстиниана и из франкских капитуляров. Само название труда Грациана свидетельствует о стремлении автора доказать при помощи схоластических приемов непротиворечивость противоречащих, на первый взгляд, правовых норм, заключенных в разных источниках. Грациан сам формулирует те или иные церковно-правовые нормы, а каноны, папские декреталы и другие источники привлекает как аргументы для обоснования своих формул - так называемых dicta Gratiani (сказанное Грацианом). «Декрет» разделен на три части: в первой говорится об источниках церковного права, затем о священных лицах и должностях; содержание второй части составляет учение о церковном суде, о браке и о покаянии; в третьей части речь идет о церковных таинствах и о богослужении.

http://sedmitza.ru/lib/text/432377/

Затем в XV в., в эпоху реформационных соборов несколько раз были заключаемы конкордаты, то в не собственном смысле, как соглашения папы с национальными группами епископов – членов собора 809 , следовательно не с государственным, а с церковным же фактором, то в собственном смысле, как соглашения с князьями 810 и с императором 811 . В начале XVI в. был заключен конкордат между папой Львом X и королем французским Франциском I (1516 г.). В 1753 г. был заключен испанский конкордат. В нынешнем столетии были заключены конкордаты: с Францией при Наполеоне I (1801 г.), с Баварией (1817), Пруссией 812 , Россией 813 , Австрией (1855 г.) и с разными государствами центральной и южной Америки: Гватемалой (1852 г.), Костарикой (1852), Гондурасом (1861), Никарагуаа (1802), С. Сальвадором (1862), Гаити (1860), Венесуэлой (1862), Эквадором (1862). § 75. Сборники церковного права. Corpus juris canonici 814 В период времена от конца IX и до половины XII в. на западе составлялись и были в употреблении разного рода сборники, материал которых почерпался из всех известных нам источников: из греческих канонов, из папских декреталов, из постановлений поместных западных соборов, из римского права и проч. Таковы: 1) сборник, посвященный Ансельму, архиепископу миланскому (Collectio Anselmo dedicata), замечательный тем, что псевдо-исидоровский сборник помещается в нем в более кратком виде, сравнительно с описанным в § 69 составом этого произведения; 2) сборник Регинона, аббата прюмского: de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis, 3) сборник Буркгарда вормского, Иво шартрского и др. В половине XII в. монах монастыря св. Феликса в Болонье, по имени Грациан, преподававший в болонской высшей юридической школе каноническое право, с приемами схоластической науки, составил сочинение под названием: «concordia discordantium canonum», которое с конца XII в. вообще стало называться декретом Грациана. Сочинение это с одной стороны представляет собой сборник юридического материала, на подобие всех предшествовавших сборников, а с другой научный трактат или даже учебники церковного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

создал комиссию канонистов во главе с кард. Доминико Пинелли. Помимо папских декреталий, не входивших в др. своды (начиная с нек-рых декреталий папы Григория IX), в новый свод были включены акты вселенских Соборов католич. Церкви, в т. ч. акты Ферраро-Флорентийского Собора, V Латеранского Собора и декреты Тридентского Собора. Завершался свод декреталиями Римского папы Климента VIII (1592-1605), к-рый до избрания на Папский престол был членом этой комиссии. В 1598 г. кард. Д. Пинелли выпустил подготовленный свод под названием «Декреталии папы Климента VIII» (S[anctissi]mi Domini nostri Papae Clementis VIII Decretales. R., 1598); ему было присвоено наименование «Liber Septimus» (т. е. 7-я кн. «Corpus iuris canonici»). Однако папа отказался дать этому своду офиц. одобрение, возможно в связи с тем, что акты Тридентского Собора в нек-рых европ. гос-вах (особенно там, где преобладали протестанты) не получили на тот момент офиц. признания или даже считались не имеющими юридической силы. В 1607-1610 гг. по поручению папы Римского Павла V новая комиссия кардиналов и канонистов подвергла ревизии свод Д. Пинелли, приняв решение от него отказаться. Одновременно с работой комиссии кард. Д. Пинелли франц. канонист П. Матьё предпринял попытку составить свод папских постановлений - «Седьмую книгу декреталий» (Septimus Decretalium constitutionum apostolicarum post Sextum, Clementinas et Extravagantes ad hodiernum diem editarum. Lugdunium, 1590). В сборник, составленный по образцу Декреталий Григория IX, Матьё включил не вошедшие в «Corpus iuris canonici» постановления Римских пап - от Сикста IV (1464-1471) до Сикста V (1585-1590), отдельные каноны Констанцкого, Ферраро-Флорентийского, V Латеранского и Тридентского Соборов (за исключением догматических положений), а также фрагмент Болонского конкордата (1516). Данный свод представлял собой коллекцию канонов частного характера, не имевшую офиц. статуса, тексты не были критически выверены по рукописям и др. изданиям. Однако в некоторых изданиях «Corpus iuris canonici» свод Матьё публиковался в качестве приложения (напр., во франкфуртском издании 1590 г., лионском издании 1621 г.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

В тот же день, 4 марта, в рим. ц. Санта-Мария-сопра-Минерва собрался конклав . Основным претендентом на Папский престол считался кард. Просперо Колонна, но его кандидатура встретила противодействие со стороны рим. рода Орсини, соперничавшего с родом Колонна. В этих условиях кард. Т. Парентучелли стал компромиссной фигурой. 6 марта 1447 г. он был избран на Папский престол. В память о своем покровителе Болонском еп. Н. Альбергати он принял имя Николай. Папская коронация состоялась 19 марта 1447 г. Основными задачами понтификата Н. были окончательное преодоление схизмы в католической Церкви (хотя на Констанцском Соборе (1414-1418) после низложения Иоанна XXIII (1410-1415) и Бенедикта XIII (1394-1423) и отречения от Папского престола Григория XII (1406-1415) схизме был положен конец избранием на Папский престол Мартина V (1417-1431), на Базельском Соборе из-за конфликта с Евгением IV схизма возобновилась с избранием антипапы Феликса V (герцога Савойского Амедея VIII; 1439-1449)), укрепление авторитета Папского престола в Италии и в Европе в целом, а также возрождение Рима, пришедшего в упадок во время церковной схизмы. Важно было признание Н. законным понтификом со стороны европ. правителей. Нового папу поддержал незадолго до этого вступивший на польский престол кор. Казимир IV Ягеллончик (1447-1492). В 1448 г. папа Римский прислал польск. королю «золотую розу» - символ установления сердечных отношений между Папским престолом и духовной и светской властью Польши и Литвы. Н. даровал польск. монарху звание «Defensor Fidei» (защитник веры), привилегию назначать номинантов на 20 церковных бенефициев в Польше и предоставил 10 тыс. дукатов на войну с татарами. Однако представители высшего польск. духовенства во главе с Краковским еп. Збигневом Олесницким поддерживали Базельский Собор и антипапу Феликса V (антипапа возвел Олесницкого в кардиналы); впосл. польск. прелатам пришлось примириться с Н. 17 февр. 1448 г. папа заключил с герм. кор. Фридрихом IV Венский конкордат, по условиям к-рого король признавал верховенство Римского понтифика в церковных делах, но взамен получал право назначать епископов и аббатов на территории империи; папа сохранил право смещения прелатов.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

Церкви во Франции королевской власти в духе Болонского конкордата, действие к-рого король стремился распространить на всю территорию королевства, вызвав тем самым недовольство Рима. В 1638-1659 гг. было издано собрание законодательных актов, судебных постановлений и теоретических текстов в пользу галликанских вольностей в сопровождении сочинения юриста Парижского парламента П. Дюпюи под названием «Трактат и доказательства вольностей галликанской Церкви». Трактат являлся комментарием к сочинению Питу, идеи к-рого развивались и подкреплялись дополнительными аргументами. Согласно обоим юристам, галликанские вольности составляли особенность Франции, тогда как в др. странах Церковь всегда была подчинена папе Римскому. Гарантом галликанских вольностей являлся король, обладавший суверенным правом управлять всеми людьми и имуществом на территории королевства. Следов., во-первых, король осуществляет контроль над сношениями его подданных с Папским престолом; парламенты как высшие органы королевского правосудия проверяют все документы, исходящие из Римской курии, на предмет их соответствия законам и обычаям страны, а также контролируют полномочия и деятельность папских легатов и нунциев; папа не может вызвать к себе франц. епископа без согласия на то короля. Во-вторых, король контролирует распределение церковных бенефициев в силу древнего права регалии, подтвержденного Болонским конкордатом. В-третьих, король надзирает за деятельностью служителей франц. Церкви; он может созывать церковные Соборы и руководить их работой; королевские суды принимают апелляции на судебные решения официалов и епископов. Новая напряженность в отношениях между королем и папой обнаружилась в 1662 г., когда во время беспорядков в Риме было обстреляно франц. посольство. Людовик XIV использовал эти события как предлог, чтобы навязать папе Александру VII подписание Пизанского трактата (1664), предоставлявшего королю уступки в отношении его права назначать архиепископов, епископов и аббатов на спорных территориях.

http://pravenc.ru/text/161574.html

Правительство Елизаветы преследовало пуритан, но процесс был необратим, и число пуритан возрастало. Реформационное движение в Англии все больше набирало силу. Об этом свидетельствовало и углубление противоречий между буржуазией и абсолютизмом. Реформация во Франции В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия. Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии. Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских. Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д " Этапль (1450–1536). В 1512 г. он пишет трактат «Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д " Этапль перевел Библию на французский язык. Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

духовенством. В 1440 г. Собор в Б. признал папу Евгения IV, но отказался аннулировать Прагматическую санкцию, дававшую клирикам право свободного выбора епископа. Но уже Людовик XI, воспользовавшись разногласиями среди членов соборного капитула, назначил архиепископом своего духовника Пьера Кадуэ. Так же поступил Людовик XII, назначив в 1505 г. архиепископом Б. своего незаконнорожденного сына Мишеля де Бюси. Тем не менее капитул Б. резко восстал против Болонского конкордата 1516 г., фактически передававшего права назначения епископа в руки короля, и в 1520 г. вопреки желанию кор. Франциска I избрал архиепископом Франциска де Бюэй. Король отказался признать это избрание и конфисковал имущество архиеп-ства, но это не изменило решение соборного капитула, поддерживавшего избранного им архиепископа. После его смерти (1525) лишь вмешательство папы Климента VII заставило буржских каноников принять ставленника Луизы Савойской Франциска де Турнона , с этого времени соборный капитул потерял контроль над выборами архиепископа. Распространение протестантизма в Б. связывается с деятельностью в 20-х гг. XVI в. духовника кор. Маргариты Наваррской Мишеля д " Аранда. При кор. Генрихе II в 6 населенных пунктах архиеп-ства, в т. ч. в Б., существовали протестант. церкви. В 1562 г., узнав о захвате Орлеана гугенотами во главе с принцем Конде, католики Б. организовали ополчение. Однако в том же году протестантская армия гр. Монтгомери захватила город, разграбив резиденцию архиепископа и частично кафедральный собор. Управляющим в Б. был оставлен Жан д " Анже, по приказу к-рого было разграблено и закрыто аббатство св. Сульпиция. После подхода к Б. королевских войск и бегства д " Анже в Орлеан в 1563 г. католики Б. наложили на побежденных гугенотов контрибуцию за причиненный ущерб церковной собственности. После возобновления боевых действий между католиками и гугенотами, в 1567 г., группа гасконцев, шедшая на соединение с армией гугенотов принца Конде и адмирала Г. Колиньи , разгромила неск. католич.

http://pravenc.ru/text/153657.html

н. indifferentia benedictina (бенедиктинская беспристрастность), согласно к-рой одно лишь стремление следовать Христу служит критерием приема в мон-рь. Однако даже реформаторски настроенные Б. Майнцского и Бамбергского еп-ств на капитуле 1417 г. выработали лишь компромиссное решение: община должна принимать людей любого звания и состояния лишь в том случае, если ощущается недостаток в кандидатах знатного происхождения. Б. в XVI - нач. XIX в. С переменами в религ. сознании в XVI в., его рационализацией, распространением идей пиетизма и Реформации отмечается постепенный упадок монашества, в т. ч. и Б., к-рые оказываются на периферии духовной жизни. Большое влияние приобретают новые ордена ( иезуиты , варнавиты , театинцы и др.), почти полностью отказавшиеся от киновии и затворничества. Упадку бенедиктинства способствовала также критика характерных для позднего средневековья форм благочестия (Ж. Жерсон , Н. де Кламанж, Пьер д " Айи ). В XVI в. апогея достигает критика почитания святых, ознаменовавшаяся в реформированных странах разгромами церквей, уничтожением предметов, связанных с почитанием святых, запретом их праздников, молитв о заступничестве, паломничеств и процессий. В ходе Реформации были упразднены мн. мон-ри Б. в Германии (почти 2/3 Бурсфельдской конгрегации), к 1540 г.- все бенедиктинские мон-ри в Англии; во Франции по Болонскому конкордату (1516) назначение аббатов перешло к королю, мн. мон-ри были уничтожены в ходе религ. войн (1562-1594). Тридентский Собор (1545-1563) дал импульс образованию новых конгрегаций Б.: выходцы из образовавшейся в Португалии Лузитанской конгрегации (1566) основали первые бенедиктинские мон-ри в Америке (Бразилия, с 1582); во Франции наибольший вес имели появившиеся в нач. XVII в. конгрегации ваннистов и мавристов , к-рым удалось возродить традиции бенедиктинской учености, и др. Период XVII - нач. XVIII в. можно считать эпохой нового расцвета Б., идеал к-рых (уединение, чередование богослужения и интеллектуальных занятий) находил немало приверженцев, являясь альтернативой активному пастырскому служению в миру новых орденов, таких как иезуиты. В этот период в основном в Юж. Германии, Австрии и Швейцарии возводятся великолепные монастырские ансамбли в стиле барокко . Успех идеологии Просвещения , Французская революция и наполеоновские войны привели к секуляризации и уничтожению мон-рей Б. Во Франции первые мон-ри были упразднены в 1766 г., полностью в 1792 г., в Австрии частично при имп. Иосифе II (1765-1790), в Германии - в 1803 г., в Португалии - в 1834 г., в Испании - в 1835 г. В нач. XIX в. Б. переживали наибольший упадок: сохранились лишь отдельные обители в Италии, Австрии и Швейцарии.

http://pravenc.ru/text/78066.html

Шотландская церковь, получившая название пресвитерианской, заимствовала из Женевы суровый режим кальвинизма и очень высоко поставила духовенство, управлявшее ею на своих синодах. Вследствие участия в шотландском реформационном движении дворянства, республиканская организация шотландской церкви отличалась и аристократическим характером. См. Кальвинизм, Пресвитериане, Мария Стюарт. Реформация в Нидерландах В Нидерланды Р. проникла еще в первой половине XVI в. из Германии, но Карл V, строго соблюдавший здесь вормский эдикт, подавил самыми жестокими мерами начавшееся лютеранское движение. В пятидесятых и шестидесятых годах в Нидерландах стал быстро распространяться кальвинизм (см.), в то самое время, как началась и политическая оппозиция против деспотизма Филиппа II Испанского. Мало-помалу нидерландская Р. превратилась в нидерландскую революцию (см.), окончившуюся основанием голландской республики (см.). Реформация во Франции Протестантизм появился во Франции еще в первой половине XVI в., но настоящее реформационное движение началось лишь в пятидесятых годах, причем французские протестанты были кальвинистами и получили название гугенотов. Особенность французского реформационного движения в социальном и политическом отношении заключалась в том, что им были охвачены главным образом дворянство и в некоторой степени горожане. Религиозная борьба приняла и здесь характер борьбы против королевского абсолютизма. Это была своего рода феодальная и муниципальная реакция, соединенная с попыткой ограничить королевскую власть генеральными штатами. В 1516 г., по болонскому конкордату (см.), папа уступил французскому королю право назначения на все высшие церковные должности в государстве, тем самым подчинив французскую церковь королевской власти. Когда Р. в других странах обнаружила свою связь с народными движениями, Франциск I вооружился против Р., находя, что она опасна в политическом отношении и " служит не столько назиданию душ, сколько потрясению государств " . И при нем, и при его сыне Генрихе II протестанты сильно преследовались, но число их росло. В 1555 г. существовала во Франции лишь одна правильно организованная кальвинистская община, а в 1559 г. их было уже около 2 тысяч, и протестанты собрали свой первый синод (тайный) в Париже. По смерти Генриха II, при слабых и неспособных его преемниках, королевская власть пришла в упадок, чем и воспользовались феодальные и муниципальные элементы, чтобы заявить свои притязания, соединившиеся с идеями кальвинизма. Но Р. во Франции не удалось одержать победы над католицизмом, и королевская власть в конце концов вышла победительницей из политической борьбы. Замечательно, что протестантизм имел здесь аристократический характер, а крайнее демократическое движение шло под знаменем реакционного католицизма.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

Аббатство Сен-Ван в Вердене. XIII в. [Франц. mauristes], монахи франц. католич. конгрегации св. Мавра, входившей в орден бенедиктинцев . Создание конгрегации М. стало частью масштабной реформы католич. монашества в период после Тридентского Собора (1545-1563). Ко 2-й пол. XVI в. бенедиктинское монашество в Зап. Европе находилось в упадке: в результате Реформации были ликвидированы мн. мон-ри в Германии и все - в Англии и в Скандинавских странах. Во Франции по Болонскому конкордату (1516) право назначения аббатов перешло к королю, широкое распространение получила практика комменды ; многие мон-ри были уничтожены во время религиозных войн во Франции (1562-1598). Одним из центров движения за обновление монашества путем возвращения к строгому соблюдению первоначального бенедиктинского устава стал мон-рь Сен-Ван в Вердене (Лотарингия). В 1601 г. к реформе присоединился Сент-Идульф в Муайенмутье (ныне деп. Вогезы). В 1604 г. папа Римский Климент VIII объединил оба мон-ря в конгрегацию святых Витона и Хидульфа (ваннисты). Уже через неск. лет конгрегация включала более 40 мон-рей. Во Франции распространению реформы способствовал, в частности, Лоран Бенар (1573-1620), приор коллегии Клюни в Париже. Однако из-за того что в нач. XVII в. Лотарингия относилась к Свящ. Римской империи, а не к Французскому королевству, присоединение французских мон-рей к конгрегации святых Витона и Хидульфа оказалось затруднено. В 1618 г. на генеральном капитуле ваннистов было принято решение о создании во Франции самостоятельной конгрегации реформированных бенедиктинских мон-рей. Это решение получило поддержку французского кор. Людовика XIII и кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье . Новая конгрегация, названная во имя св. Мавра , ученика прп. Венедикта Нурсийского , была официально утверждена папой Римским Григорием XV (булла от 17 мая 1621). Центром конгрегации М. стало аббатство Блан-Манто (до 1631), а затем аббатство Сен-Жермен-де-Пре (оба в Париже). Название в честь св. Мавра подчеркивало приверженность М. традициям первых бенедиктинцев и одновременно не вызывало ассоциаций с к.-л. определенным мон-рем. Лишь в 1750 г. мощи св. Мавра были перенесены из упраздненной коллегиальной церкви Фоссе (ныне Сен-Мор-де-Фоссе, деп. Валь-де-Марн) в аббатство Сен-Жермен-де-Пре (уничтожены осенью 1793 вместе с др. монастырскими святынями и церковным убранством).

http://pravenc.ru/text/2561154.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010