В российском контексте принципы Болонского процесса были воплощены в форме образовательных стандартов третьего поколения. По отношению к магистерским программам стандарт третьего поколения был разработан Свято-Тихоновским университетом совместно с Историческим факультетом МГУ. Данный стандарт является суженной интерпретацией норм Болонского процесса, являющегося открытой системой. Тем не менее, стандарт 3-го поколения вписывается в логику Болонского процесса, который предполагает сосуществование различных национальных систем. Главное, чтобы эти системы были сопоставимы друг с другом. И в Болонской системе, и в российском образовательном стандарте третьего поколения реализован компетентностный подход. Он предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, семинаров, дискуссий, разбор конкретных ситуаций. Требуемые навыки формируются через интерактивность обучения. Студенты не просто слушают на лекциях зачитываемый конспект, но вступают в дискуссию с преподавателем и друг с другом и в такой форме приобретают навыки применения полученных знаний. Лекция хотя и остается важным элементом обучения, утрачивает свою монополию. Вторым важным элементом становится семинар как форма интерактивного обсуждения конкретных научных проблем. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе должен составлять не менее 40% от аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20% от аудиторных занятий — этого требует отечественный стандарт по теологии. В этом стандарте разработано два цикла обучения в магистратуре. Это общекультурный и профессиональный циклы. Общекультурный цикл не связан с богословием непосредственно, но с общими знаниями. Профессиональный цикл связан только с богословскими дисциплинами. Магистратуры западных университетов могут предлагать своим студентам только богословские курсы и никаких общекультурных. Особенность же российских стандартов 3-го поколения в том, что они обязывают наши магистратуры вводить общекультурные циклы. В общекультурном цикле есть две части: базовая и вариативная. Базовая — это современные проблемы философии и религии, современные технологии в науке и образовании. Вариативная часть — это философия, социология, культурология и т.д. Для сравнения, в американских магистерских программах общеобязательного общекультурного компонента просто не существует. Университеты сами вольны полностью определять свои магистерские программы. Обязательный общекультурный цикл — это особенность российская.

http://bogoslov.ru/article/920183

Основой системы духовного образования должна быть епархиальная семинария, готовящая кандидатов к священнослужению. В силу различных обстоятельств семинарии сегодня отличаются по уровню, и в этом нет ничего позорного. Такой стремительный рост числа семинарий не мог не сопровождаться тем, что мы сейчас имеем реально, когда семинарии значительно отличаются по уровню друг от друга. Возникает вопрос, как поступать в такой ситуации. Некоторые считают, что семинарии, которые не соответствуют в полной мере семинарскому уровню, надо закрывать и преобразовывать в духовные училища. Есть точка зрения, что нужно сконцентрироваться, учитывая недостаток педагогических кадров, на тех семинариях, которые уже достаточно продвинуты и которые могли бы играть роль межъепархиальных семинарий, и что сокращение количества семинарий в данном случае будет не бедой, а пользой. Но у меня есть другое предложение, которое я хотел бы увязать, в том числе, и с необходимостью перехода нашей системы на систему, на которую перейдет в ближайшее время все образование в России. Эта система называется Болонской системой. Я не отношусь к числу людей, которые считают, что эта система лучше, чем та, которая существовала в Советском Союзе. Вообще, мне кажется, что система вторична, а первично то, о чем мы только что с вами говорили, — целеполагание и духовный, образовательный уровень школ. Но, тем не менее, мы должны учитывать, что пожелание иметь аккредитацию приведет нас к необходимости каким-то образом согласовать существующую в Церкви систему с Болонской системой. Напомню вам, что собой представляет Болонская система. Предыдущая система, которая иногда называется советской или нашей российской, русской, на самом деле ни русской, ни советской не является, это немецкая, берлинская система, которая была принята в Европе в XIX веке. Мы хорошо знаем, что на разных этапах получения образования в этой системе были разные звания, которые фиксировали прохождение обучающимся того или иного этапа в этой системе. Первым званием было звание специалиста: человек, заканчивавший вуз, получал диплом специалиста. Вторым званием ученого было звание кандидата наук, и третьим званием было звание доктора. Болонская система не имеет специалиста и не имеет кандидата, она имеет звания бакалавра, магистра и доктора. Нужно сказать, что звание магистра сохранялось в нашей системе до революции, но после революции было исключено и сохранялось только в Церкви. Поэтому мы должны ориентироваться на три степени: степень бакалавра, степень магистра и степень доктора. Сейчас идут дискуссии в стране, и очень многие склоняются к тому, чтобы степень кандидата в российской системе образования все-таки сохранилась, и поэтому я думаю, что и нам, по крайней мере на ближайшее время, нужно сохранить степень кандидата. А вот что касается других степеней Болонской системы, я бы предложил следующее.

http://patriarchia.ru/db/text/934945.htm...

Дмитрий Евстафьев: «От «Болонской системы» надо идти вперед, а не назад» 30.05.2022 16:33:38 Не в том проблема, что «Болонская система», попавшая в России на плодородную почву коррупции в сфере образования и необузданной ее коммерциализации, способствовала выхолащиванию смысла высшего образования. Сперва до уровня хорошего советского «техникума», а в последние годы, как не стеснялись говорить некоторые граждане, приватизировавшие образовательные структуры – до уровня ПТУ (лично слышал), за обучение в которых платились совсем не пэтэушные деньги. «Болонская система» была одним из инструментов разрушения нашего национального суверенитета. Навязывания имманентной несамодостаточности в образовании. Главный лозунг «болонцев» ведь простой: если твой диплом не признан на Западе – ты никто. Если тебя не напечатали в западном журнале, ты – второй сорт. Если ты, окончив бакалавриат, не уехал учиться за границу – ты лох. О том, что «Болонская система» была принята, чтобы сделать легче научно-образовательную эмиграцию, сейчас, труханув немало, говорят многие видные «болонцы», подчеркивая, что утрата именно этого компонента будет «подлинной катастрофой». Конечно, для кого-то это будет подлинной катастрофой. Уйдет не только кормушка «бесконечного образования», бесконечного – и столь же бесцельного, бессмысленного. Его апофеозом стал навязывавшийся в последние годы формат «свободных искусств» (liberal arts). Уйдет и важнейший идеологический императив, под который подстраивались многие и многое – и в сфере высшего образования, и в сфере образования среднего, и в сфере науки, и в сфере воспитания личности, фактически отмененного. «Болонской системе» не нужны были не только «творцы». Не нужны были личности, способные самостоятельно мыслить. Ей нужны были «потребители образовательных услуг», способные развиваться только по шаблону. Причем шаблону, писавшемуся для нас, но не у нас. Мы пока до конца не понимаем, насколько «Болонская система» важна для нашей либерал-компрадорской фронды. Они, похоже, готовы дать здесь если не последний, то явно решительный бой. Это, конечно, еще не «донбасский котел» либерал-компрадоров, но уже их «азовстальские катакомбы». И какие только аргументы мы сейчас от очень неожиданных людей не услышим...

http://radonezh.ru/2022/05/30/dmitriy-ev...

Постепенно сформировалась особая университетская культура, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры в целом. Университеты же распространились по всему миру. Предлагаем вам окунуться в историю и узнать побольше о том, что представляли из себя самые старые университеты. Болонский университет Фото Hector Garcia, www. flickr. com Год основания — 1088 Предпосылки для создания Болонского университета появились еще в 1000 году, когда стали возрождаться традиции изучения римского права. Основы глубокого изучения права заложил Ирнерий , один из первых преподавателей и комментаторов свода законов Юстиниана, один из основоположников западноевропейского изучения римского права. В 1088 году он открыл свои публичные лекции — с этого момента и ведется история Болонского университета. Однако на тот момент университета в современном понимании этого слова еще не существовало. Профессора читали лекции у себя дома, в арендованных помещениях, а чаще — на городских площадях. Популярность и известность болонских профессоров была обусловлена научным подходом к преподаванию и покровительством императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. В 1154 году он официально признал университет. Со всех концов Европы сюда стекались и образовывали свои корпорации. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет. Интересные факты Отличительной чертой университета в Болонье считается то, что изначально он был создан не как корпорация профессоров (universitas magistrorum), которым должны были подчиняться ученики, но как корпорация студентов (universitas scholarium). Студенты сами избирали ректора, руководителей и лекторов. Другой особенностью Болонского университета является то, что он был центром изучения юриспруденции . Изучение римского права, положившего начало университету, и канонического право, введенного в программу c XII beka, остались главными предметами университетского преподавания. На протяжении XIII столетия знаменитые профессора читали здесь лекции по философии и свободным искусствам, помимо юриспруденции, в Болонье стали процветать такие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина.

http://foma.ru/5-drevneyshih-universitet...

Первое. Выход из Болонской системы, ибо Болонская система противоречит стратегии развития России, а также целям и задачам подготовки кадров для внутрироссийского рынка. Нельзя подчинять развитие стратегии такой страны, как Россия, Евросоюзу. В ЕС образование трещит по швам. Немецкий профессор Лиссман много лет говорит о серьёзных провалах в немецком образовании, которые обрушат конкурентоспособность в стране. Идёт широчайшая дискуссия в Германии с критикой подхода по компетенциям. А Россия только очнулась что ли? И к этому привёл, по мнению немецкого профессора, компетентностный подход в обучении в ущерб фундаментальному базовому образованию. Итак, нужно отказаться от Болонской системы – выйти из договора 2003 года. Нам не нужно поставлять кадры в ЕС, это не наша задача и не наша жизнь. Только создав свои правила и свои преимущества, а не копируя ЕС, мы сможем конкурировать с ними и победить в этой конкуренции. Иначе это будет проигрыш, оформленный для замазывания глаз народа некими рейтингами, в которые кто-то когда-то войдёт, может быть… Именно для них осуществлено это вхождение и дальнейшая деградация. То есть разрушением системы образования мы обеспечиваем некий рейтинг – не абсурд ли это тотальный? Второе. Возврат к базовому фундаментальному образованию с обязательным вводом государственных стандартов России, независимо от внешних стандартов. Вернуть базовые программы, использовавшиеся до 2003 года. Вернуть специалитет (5-6 лет учебы) с планированием бюджетных мест. Отказ от дипломов бакалавра и магистра как дихотомии – и этих уровней подготовки. Имеются договоры о нострификации и для этой процедуры совершенно не обязательно применять Болонскую систему, так как она применялась и задолго до неё некоторыми странами в рамках их договорённостей. Третье. Изменение подхода к оплате труда профессорско-преподавательского состава с оптимизацией учебной (снижением часовой нагрузки) и научной нагрузки (увеличением), отказа от формализма, упрощение системы защиты диссертаций и выстраивание системы подготовки кандидатских и докторских работ без сегодняшних перегибов. Простота защиты, пересмотр базовых положений о диссертационных советах, о системе аспирантуры, докторантуры и присвоение учёных степеней в пользу рассмотрения вклада и общих результатов. Необходимо создать единую систему с минимальными издержками и максимальным материальным поощрением за научные результаты, педагогико-методический вклад и за освоение базовых дисциплин. Фундаментальное образование требуется сделать основным ориентиром в выстраивании образования, а не компетенции.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/16/po...

10 ноября 2003 года президент В.В. Путин поставил точку в дискуссиях о плюсах и минусах вступления России в Болонский процесс, охарактеризовав это вступление как «очень серьезный, существенный шаг по интеграции России в мировое пространство». Однозначная поддержка со стороны российского лидера была чётким сигналом как для внутренней оппозиции, так и западным партнерам, у которых могли сохраниться сомнения относительно европейских приоритетов Москвы . За 20 лет Болонский процесс не оправдал всех ожиданий, не решил многие фундаментальные проблемы российского образования. Сегодня понятие «бакалавр» в России нередко оказывается синонимом понятия «недоучка»; бакалавр воспринимается как человек, получивший неполное высшее образование и не вполне готовый выйти на рынок труда. Против Болонской системы образования многократно выступал и выступает ректор МГУ им. Ломоносова В.А. Садовничий. С самого начала её внедрения в образовательный процесс он говорил, что участие России в Болонском процессе не должно превратиться в насаждение европейской системы образования в России, высказывал опасения насчёт потери качества и фундаментального характера российского образования. К тому же, по его мнению, Европейский Союз и Россия преследуют разные образовательные задачи. Европе нужны специалисты среднего звена с дипломом бакалавра, в то время как Россия испытывает потребность в специалистах высокого уровня и исследователях для поддержания своего научного потенциала и развития фундаментальной науки. К его мнению прислушиваются, так как он возглавляет не рядовой вуз, а старейший университет, занимающий в рейтингах наиболее высокие позиции среди отечественных университетов. Далеко не самые высокие в мире, но всё же. Главная идея, которая им высказывается: России пора отказаться от Болонской системы, в соответствии с которой высшее образование стало двухуровневым. «В российские вузы необходимо вернуть специалитет – пятилетнюю программу обучения. Такое явление этой Болонской системы не было положительным, я считаю, это ошибка. Сейчас большинство факультетов МГУ просят перейти на пять лет. Нельзя было так сразу для всех ввести четырехлетнее образование в стране».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/13/my...

Вместе с тем, продолжительность бакалаврских программ не у всех одинакова, различны подходы к порядку присуждения ученых степеней, к критериям назначении профессоров и доцентов, но это не препятствует применению базовых принципов Болонского процесса. А зачем вообще нужно нашим духовным школам входить в Болонский процесс? Задача интеграции в Болонский процесс была поставлена перед нами Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в минувшем году. И сейчас как раз идет активная работа по поиску оптимальных путей решения этой задачи. В связи с этим нередко высказывается недоумение: а зачем все это нужно? Зачем в Православной Церкви применять образовательные принципы, существующие в Западной Европе? Поскольку у нас в церковной среде с принципами Болонского процесса знакомы не очень хорошо, то нередко бытует мнение, что Болонский процесс это навязывание «сверху» жестких принципов, которые должны разрушать традиционную национальную систему образования и внедрять вместо нее западные образцы. На самом деле философия Болонского процесса иная. Этот процесс задуман не как создание единой образовательной системы, а как согласование различных национальных систем образования между собой, чтобы они стали прозрачными друг для друга. Поэтому не существует какой-то жесткой «Болонской системы», существует лишь Болонский процесс. А национальные системы образования в рамках этого процесса сохраняют свое многообразие и вовсе не сливаются в одно целое. Просто между разными странами устанавливается единое образовательное поле, которое позволяет студентам из одной страны ехать для повышения своей квалификации в другую страну. Именно для этого, например, создана единая система кредитных единиц и единообразная трехступенчатая структура обучения (хотя продолжительность разных ступеней обучения в разных странах может быть различной). Это позволяет университетам быть прозрачными друг для друга. Но при этом содержательное наполнение образовательных программ осуществляется университетами самостоятельно.

http://bogoslov.ru/article/1285761

Общий вектор Болонского процесса направлен на сохранение культурного богатства и языкового разнообразия Европы, основанного на разнообразии национальных традиций, и содействие развитию инновационного потенциала Европы и ее социальному и экономическому прогрессу посредством усиления сотрудничества между европейскими высшими учебными заведениями. В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых должно способствовать формированию единого пространства высшего образования в Европе. А именно: ·         введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, ·         переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), ·         введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), ·         обеспечение необходимого качества высшего образования, ·         взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, ·         обеспечение автономности вузов. Далее, в процессе развития Болонского процесса к этим задачам добавились следующие: ·         введение послевузовского уровня в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), ·         придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности), ·         повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, ·         реализация социальной роли высшего образования, ·         обеспечение доступности высшего образования, ·         развитие обучения в течение всей жизни. Включение в поле Болонского процесса третьего цикла (послевузовского образования) соответствует задаче формирования 4-го европейского пространства высшего образования и науки и является закономерным, поскольку общеевропейское пространство высшего образования и общеевропейское пространство научных исследований формируют основу общества, основанного на знаниях, становление которого происходит в настоящее время.

http://bogoslov.ru/article/776870

В чем заключается основное различие между классической германской системой и системой английской? Это деление высшего образования на два этапа, на две стадии. И хотя Россия изначально никак не была связана этими соглашениями, впоследствии наше Министерство образования всё же интегрировалось в Болонский процесс. А поскольку мы шли к аккредитации, духовные школы также должны были приспосабливаться к этой Болонской системе. Речь идет о продолжающемся (он еще не может считаться до конца осуществленным) процессе, начавшемся в конце нулевых и активизировавшемся в начале десятых годов. Бакалавриат стал четырехлетней школой, так что мы фактически вернулись на прежнее четырехлетнее обучение. Но этого времени не только для полноценной, но и для относительно нормальной подготовки священника недостаточно. И поэтому в московских духовных школах был организован подготовительный класс, через который проходит, наверное, три четверти абитуриентов, так что для них обучение всё-таки продолжается 5 лет. Хотя часть абитуриентов сразу принимают на первый курс бакалавриата и они, таким образом, учатся 4 года. А вот что касается следующей ступени, то трехлетняя Академия мыслилась изначально как подобие обычной аспирантуры, хотя и с некоторыми принципиальными отличиями, так, у нас в Академии было много аудиторного обучения, то есть элемент обучения доминировал над самостоятельной работой. По этой причине времени, которое давалось для подготовки диссертаций, не доставало, так что лишь немногие могли за положенные 3 года успеть написать удовлетворительную диссертацию. А ориентироваться тогда стали на уровень светских кандидатских диссертаций, старались даже соответствовать всем формальным требованиям. Поскольку магистратура в соответствии с нормами, вводившимися в государственных высших учебных заведениях, – это двухлетняя школа, соответственно, прежняя трехлетняя Академия была разделена на две ступени: двухлетняя магистратура и трехлетняя аспирантура. Другой аспект Болонской системы заключается в своеобразном распределении учебного времени между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой. Согласно новым учебным планам, такое распределение осуществляется в значительной мере не в пользу лекций. Наверное, можно к этому приспособиться, но пока столь сильное сокращение лекционного времени воспринимается очень болезненно: непросто уложить предметы в лекционное время, которое резко сокращается. В англо-американской системе, из которой сейчас заимствуется практика организации учебного процесса, это уже давно отработано. Там с самого начала сложилось так, что преобладает общение преподавателя со студентами в составе малых групп и связано с практическими занятиями, именно они занимают в учебном процессе более важное место, чем лекции. Этот подход вошел в практику Болонской системы.

http://pravoslavie.ru/69864.html

Входит в Наблюдательную группу по Болонскому процессу (BFUG) с правом совещательного голоса. The National Unions of Students in Europe — Национальные студенческие союзы в Европе Объединяет 50 национальных студенческих союзов из 37 стран. Существует с 1982 г. Задача Национальных студенческих союзов в Европе — представлять и продвигать социальные, экономические и культурные интересы студентов на европейском уровне во всех имеющих к этому отношение органах, в том числе в Европейском Союзе, Совете Европы и ЮНЕСКО. В составе ESIB представлены 10 миллионов студентов Европы. С 2001 г. является консультативным членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG). В рамках реализации задач Болонского процесса создан доклад «Bologna with student eyes»(«Бoлohckuй процесс глазами студентов»). Сотрудничает с Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования, Европейской ассоциацией университетов и Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE) по вопросам обеспечения качества образования. European University Association (EUA) — Европейская ассоциация университетов Представляет интересы европейских университетов и конференций ректоров и является одним из ключевых элементов образовательного сообщества в Европе. Образована в марте 2001г. в результате объединения Ассоциации европейских университетов (CRE) и Конференций ректоров Европейского Союза. Деятельность направлена на формирование общего пространства высшего образования и научных исследований в Европе. С 2001 г. является консультативным членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG). Европейская ассоциация университетов подготовила два доклада «Основные направления изменений» — «Trends III» (2003 г.) и «Trends IV» (2005 г.) -— о достигнутых результатах в реализации задач Болонского процесса. Сотрудничает с Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования, Национальными студенческими союзами Европы и с Европейской ассоциацией учреждений высшего образования в области обеспечения качества образования.

http://bogoslov.ru/article/794040

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010