Именно необходимость дальнейшего укрепления связей между общеевропейским пространством высшего образования (ЕНЕА) и общеевропейским пространством научных исследований (ERA) потребовала расширения рамок Болонского процесса и включения в рассмотрение и третий цикл высшего образования — послевузовское образование. Не менее важным является развитие сотрудничества вузов с промышленностью, с общественными и культурными организациями с тем, чтобы они могли адекватно выполнять свою социальную функцию максимального содействия общественному развитию. Таким образом, структура общеевропейского пространства высшего образования охватывает три цикла, при этом каждый цикл готовит студентов к выходу на рынок труда, дальнейшему развитию компетенций и активному участию в жизни общества. Степень, или диплом каждого цикла должен определять общее направление и род занятий, а система квалификаций должна учитывать все разнообразие индивидуальных потребностей, академических успехов и спроса на рынке труда. Ключевые характеристики общеевропейского пространства высшего образования также охватывают единую систему квалификаций, согласованный набор европейских принципов обеспечения качества и признание дипломов и периодов обучения. Как постоянно подчеркивается в документах Болонского процесса, его важнейшим аспектом является социальный аспект. Ориентация на повышение конкурентоспособности должна сопровождаться направленностью на развитие социальных параметров общеевропейского пространства высшего образования, укрепление общественных связей и устранение всех проявлений социального неравенства, как на национальном, так и на европейском уровне. Как указывалось выше, одной из центральных задач Болонского процесса является установление многоуровневой (трехцикловой) системы высшего образования по формуле «бакалавр-магистр-доктор». Это требование реализуется по-разному в разных странах в зависимости от традиционной структуры высшего образования и политической ориентации на его интернационализацию. В тех странах, где структура образования уже предусматривала наличие 3 уровней, введение трехцикловой структуры не потребовало принятий отдельных законодательных решений. К этой группе стран относятся страны с традиционными 3 уровнями высшего образования (такие как Великобритания и Ирландия) и страны, где такая структура была введена в 90-х годах прошлого века, обозначая общую нацеленность на интеграцию систем высшего образования (к этой группе стран относятся, например, Германия и Россия).

http://bogoslov.ru/article/776870

Как мы видим, несмотря на единство задач, которые ставит перед собой богословское образование в Поместных Православных Церквах, имеются существенные отличия в системах такого образования в разных странах. В странах Центральной и Южной Европы православное богословское образование полностью интегрировано в национальные системы высшего образования и потому в полной мере подчиняется требованиям соответствующих национальных законодательств. Сегодня во всех богословских ВУЗах этого региона применяются нормы Болонского процесса, хотя степень интеграции в этот процесс в разных странах различна. Тем не менее, и в Сербии, и в Греции, и в Румынии, и в Болгарии, и в Польше, и в Словакии православное богословское образование имеет трехступенчатую структуру, предусмотренную нормативными актами Болонского процесса. Первую ступень этого образования составляет бакалавриат, вторую — магистратура, третью — докторская программа. И хотя в разных странах продолжительность каждой из этих ступеней может быть разной, равно как могут отличаться учебные планы различных богословских ВУЗов, все же общий принцип организации высшего образования здесь един. Также в рамках Болонского процесса между православными богословскими ВУЗами Европы существует регулярный обмен студентами. Студенты из славянских стран достаточно активно участвуют в образовательных программах в Греции. С 2009 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был начат процесс трансформации системы духовного образования Русской Православной Церкви. Центральный элемент этой трансформации — это переход на аналогичную европейской трехуровневую систему обучения по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Первая ступень образования (бакалавриат) в духовных учебных заведениях будет длиться четыре года, вторая (магистратура) — два года. Ориентировочное время, которое отводится на написание кандидатской диссертации (то есть на обучение в аспирантуре), — три года. 22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования, а также бакалаврскую и магистерскую программы духовных учебных заведений, положение об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) и положение об ученых званиях и штатных должностях в системе духовного образования (журнал 11). В настоящее время идет апробация этих документов в духовных учебных заведениях.

http://bogoslov.ru/article/1852214

Ю.П. Белов также отметил, что противникам И.Г. Фроянова был ненавистен его патриотизм и статус «защитника Государства Российского», поскольку он был «одним из великих представителей государственнической… исторической школы, родоначальником которой являлся Карамзин». Подобно предшественникам-гениям (так стихами завершил свой сюжет Ю.П. Белов) мэтр «был полон веры в правды торжество», «к предательству был беспощаден» . Проф. Л.В. Выскочков подтверждает, что именно книги И.Я. Фроянова по «современной» истории («Октябрь семнадцатого…» 1997 г. и «Погружение в бездну…» 1999 г.) вызвали «“антифрояновскую” кампанию в среде псевдолиберальной интеллигенции». Их публикацию прозападные круги, лживо уравнявшие себя с «гражданским обществом», использовали как повод для свержения мэтра с заслуженных им академических постов. Играли роль и «последовательные» выступления декана-историка «против Болонской системы» с раздроблением высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Все эти антифрояновские мотивы «прогрессивной общественности» совпали, и началась буквально «травля» с клеветническими обвинениями историка «в ксенофобии и антисемитизме». Мэтр показал и здесь пример стойкости и победного смирения, продолжив «научно-педагогическую и общественную деятельность» как рядовой профессор . Многие авторы мемориального сборника обратили внимание на указанную выше «западнистскую» подоплёку травли И.Я. Фроянова. Д.и.н. А.Я. Дегтярев вспомнил показательную фразу мэтра, сказанную им в личной беседе ещё в середине 1990-х. Проводников чужеземного идеологизма, «колебавшихся вместе с курсом партии» в диапазоне от марксизма до его источника – либерализма, не устраивало русское постоянство декана. И.Я. Фроянов иронизировал на сей счёт: «“В детстве я слыл сыном врага народа, в молодые годы был зачислен в антимарксисты, а теперь я консерватор, ретроград, сталинист и адвокат кровавого большевистского режима”» . Доц. Р.Н. Росенко подчёркивает, что травля со свержением с академических должностей И.Я. Фроянова были проявлением борьбы прозападных сил (под флагом «болонской системы») против университетских начал и «русского национального самосознания», ненавистного «клиентам Сороса». Этот курс на «американизацию» образования был явной «угрозой национальным интересам России» . Проф. В.Г. Халин также усматривает связь между устремлением ряда влиятельных лиц к торжеству «болонской системы» с выгодной Западу «потерей фундаментальности высшего профессионального образования» в России . Против всего этого выступал И.Я. Фроянов, за что и подвергся гонениям.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/07/...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Не существует какой-то жесткой " Болонской системы " , существует лишь Болонский процесс», Владимир Бурега С 22 ноября по 3 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась поездка делегации высших учебных заведений Русской Православной Церкви по православным богословским факультетам Европы. В ходе поездки члены делегации обменялись опытом применения норм Болонского процесса в изучении православного богословия в разных странах. В интервью порталу в проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе Владимир Викторович Бурега рассказал о результатах поездки и о перспективах интеграции духовных школ Украины в Болонский процесс. Статья Владимир Викторович, расскажите, пожалуйста, о задачах, поставленных перед делегацией. Главная задача заключалась в том, чтобы ознакомившись с опытом работы православных богословских факультетов Европы, попытаться найти оптимальную модель интеграции в Болонский процесс для высшего богословского образования Русской Православной Церкви. При чем это касается не только России, но и Украины, Белоруссии и других стран, на которые сегодня распространяется каноническая власть Русской Православной Церкви. Поездка была чрезвычайно динамичной и напряженной. Она длилась почти две недели (с 22 ноября по 3 декабря). За это время мы посетили Польшу, Словакию, Сербию, Грецию, Болгарию, Румынию. Нам удалось побывать в высших богословских учебных заведениях всех Поместных Православных Церквей Европы. Во-первых, это дало возможность увидеть, каким образом в этих учебных заведениях сегодня реализуются принципы Болонского процесса. Во-вторых, мы смогли понять, как эти принципы сочетаются с традиционными системами образования различных Поместных Церквей, и как вообще, богословское образование может сосуществовать с Болонским процессом, как оно интегрируется в Болонский процесс.

http://bogoslov.ru/article/1285761

- Благодарю за интересный и важный вопрос. Хотел особо отметить, что развитие диалога Церкви и светской науки - это важный императив, который четко прозвучал в постановлениях прошедшего в феврале Архиерейского Собора. Что же касается духовного образования, то его реформа, осуществляемая на протяжении последних лет, одной из своих главных целей ставила формирование полноценной научной составляющей образовательной сферы. Когда было принято решение об интеграции нашей системы в пространство европейского образования и использовании для этого методологии Болонского процесса, эта цель стала особо актуальной. Дело в том, что сами принципы Болонского процесса формировались под активным воздействием академической среды и научного сообщества Европы. А европейское образование, в особенности немецкое и английское, традиционно славилось воплощением классического университетского принципа - единство передовой науки и образовательного процесса под сводами учебного заведения. К счастью, в современных условиях этот принцип был сохранен и большинство европейских университетов сохраняют статус передовых научных центров. Другой важной традицией европейского образования является присутствие практически в любом университете богословского факультета. И общий высокий уровень университетской науки не мог не сказаться на уровне богословского образования. Таким образом, если мы стремимся к интеграции в области образования и научных богословских исследований и можем использовать при этом мировой опыт и апробированный инструментарий, то, безусловно, это должно привести к росту уровня отечественного богословского образования и церковной науки. Для того, чтобы разработать квалификационные рамки бакалаврских и магистерских программ по богословию Учебный комитет проделал большую работу. Мы взяли то лучшее, что существовало в нашей системе духовного образования - именно это стало фундаментом новых программ. В Русской Церкви традиционно всегда был высокий уровень образования в духовных семинариях и академиях, особенно до революции, и мы стараемся это сохранить. Также был активно использован европейский опыт - особенно опыт Поместных Православных Церквей, чьи высшие учебные заведения интегрированы в европейское образовательное пространство. Также мы принимали во внимание достижения светского образования в России и других странах, находящихся в нашей канонической юрисдикции. Однако, несмотря на всю важность проделанной работы, следует помнить, что мы находимся только в начале пути. Новое поколение образованных священников и богословов появится только через несколько лет, тогда мы и узнаем ответ на Ваш вопрос. Тем не менее, у нас есть все основания для оптимизма, поскольку один из принципов, заложенных в новые программы, - научная ориентированность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть «Возврат к специалитету — лишь вершина айсберга» 07.03.2023 448 Время на чтение 6 минут Источник: Аргументы Недели Заявление президента В. Путина о скором отказе России от Болонской системы стало сенсацией – приятной сенсацией. Тема возврата к специалитету – лишь вершина айсберга, считает профессор Луганского государственного педагогического университета Виталий ДАРЕНСКИЙ, доктор философских наук. – «Будучи уроженцем Луганска, вы успели четверть века проработать в вузах России и Украины (теперь уже бывшей). Есть ли различия в процессах, которые происходили «у нас» и «у вас»? – В целом процессы были параллельными – с той лишь разницей, что на Украине обезьянничанье с «болванской» (Болонской) системой началось на несколько лет раньше. Недопустимая степень бюрократизации вузов (чиновников в университетах скоро станет больше, чем преподавателей) на Украине и в России одинакова. Но всё-таки кое в чём Россия «превзошла» Украину – в количестве бумаг по отчётности. – Чем, на ваш взгляд, обусловлено заявление Путина о возврате к специалитету? – Мы прекращаем обезьянничать перед Западом, демонстративно отказываемся от «болванской» системы. Заявление президента – хороший знак, дело сдвинулось с мёртвой точки, и хочется думать, что это лишь начало на пути полного реформирования высшего образования в России. Ни в коем случае нельзя отдавать вопрос на откуп чиновникам из министерства, иначе можно будет поставить на этой теме крест. Чиновники вынуждены показывать, что чем-то заняты, что для чего-то нужны, – прежде всего поэтому они и навязали стране «болванскую» систему. Сымитировали бурную деятельность. Именно сымитировали, потому что самые существенные элементы этой системы в России не вводились. Я говорю, во-первых, об академической мобильности (когда студент имеет возможность ездить по разным университетам, выбирая себе курсы и преподавателей) и, во-вторых, о разделении базовой широкой подготовки (бакалавриата) и специализации (магистратуры). Никакой академической мобильности у наших студентов не появилось, а магистратура в российском варианте – это повторение бакалаврских предметов, иногда – вообще безделье. Очень не хотелось бы, чтобы министерство вновь что-то имитировало – на этот раз не внедрение «болванской» системы, а отказ от неё. Косметические меры стране не помогут.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/vozvra...

— Фальков сказал, что от Болонской системы в первую очередь уйдут в инженерных специальностях. А гуманитарии куда будут двигаться? — Пока не готов нарисовать, как сейчас говорят, дорожную карту гуманитарного образования. Но могу сказать, что комментарии нашего министра и его коллег мне представляются весьма профессиональными и адекватными происходящим переменам. Болевые точки и узлы понятны. Как их развязывать — это требует отдельной подготовки. Всем очевидно, большинство проблем высшего образования упирается в школу. И они всплывают, когда вчерашние школьники садятся за вузовскую парту. Кроме того, 20-30 лет назад на первый курс поступали школьники, выпускники подфаков, ребята после армии. Эта смешанная аудитория была другой: интеллектуально, социально, эмоционально, если угодно. Сегодня 90, а то и 100% поступивших — это вчерашние школьники. — Вы сказали о том, что все упирается в школу. А там какие проблемы, помимо уже названных? — Скажем, гуманитарное образование требует глубокого погружения в пласты культуры, в изучение языков, текстов — по-другому невозможно. А на это сейчас у школьников, а потом и у студентов зачастую просто нет времени. Да и новые и модные формы работы — презентации — при всей их продуктивности порой приводят к тому, что без презентации человек не может ничего толком рассказать: он привык излагать мысли «презентационно». А надо, чтобы умел по-разному. Так что здорово, что вернули сочинение. Черчилль говорил: «Журналистом может быть любой образованный европеец». Здесь ключевое слово «образованный». Раньше нормальный журфак прежде всего давал погружение в исторические дисциплины, в литературу, это было широкое, серьезное гуманитарное образование, которое позволяло человеку ориентироваться в самых разных вещах. А сейчас учебный план таков, что на подобное погружение зачастую нет времени. Не изучается полноценно история религии. А как без этого историю культуры изучать? Литература в урезанном виде. — То есть в России — кризис образования? — Почему только в России? Образование находится в кризисе во всем мире. Просто нам помогли быстрее других это ощутить. И мы должны этим воспользоваться в полной мере. Мне сложно говорить по поводу Китая или Японии — не очень хорошо знаю эти образовательные системы. Но если взять систему западную, Европа плюс Америка, куда мы так настойчиво рвались еще год назад — то там давний и глубокий кризис. То, что считалось высшим образованием, то, какие цели преследовало высшее образование еще 50 лет назад, сегодня не работает. Я впервые это почувствовал, когда в 93-94 году учился в американском университете. Там вообще непонятно было, студенты ли вокруг меня. Основное содержание университетской жизни к учебе имело весьма отдаленное отношение. Это был скорее социальный клуб.

http://patriarchia.ru/db/text/5939725.ht...

3) Таким образом образование в стране должно быть бесплатным для граждан. Начальное и среднее должно быть всеобщим и обязательным. Высшее - должно быть сугубо конкурсным и также государственным (т.е. бесплатным). 4) Россия должна вернуться к трехступенчатой форме образования. Первая ступень – общее среднее и специальное среднетехническое образование (техникумы) . Вторая – подготовка высококлассных мастеров , то что ранее называлось ПТУ. И наконец, третья – высшее образование . 5) Необходимо срочно отказаться от болонской системы. Она разрушительна и вредна для нашей страны, поскольку через бакалавриат, например, готовят «недоношенных» специалистов , а магистратура неэффективна и не позволяет готовить достаточное число нужных специалистов, инженеров, ученых, технологов и т.п. Кроме этого болонская система способствует оттоку подготовленных кадров за рубеж, что является непозволительной роскошью для России. 6) Для того чтобы выпускники ВУЗов, молодые специалисты, получившие образование за счет государства, служили в тех областях и регионах, в которых они совершенно необходимы, следует восстановить принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ молодых специалистов по регионам и областям. Необходима также государственная забота, сопровождения и помощи молодым специалистам в предоставлении работы по специальности и государственной поддержки их на первых этапах самостоятельной деятельность (решение жилищной проблемы, подъемных средств, льготного кредита и т.п.) хотя бы в той мере, в которой это осуществлялась в СССР . 7) Государство должно возродить и всесторонне поддерживать научные школы . 8) Необходимо восстановить главный управляющий наукой институт – Государственный Комитет по Науке и Технике (ГКНТ). 9) Необходимо восстановить наукограды, которые является центрами науки и образования и которые практически имеют структуру, кадры и разработанные технологии для функционирования и развития науки и образования. 10) Необходимо срочно восстановить отраслевые институты ГОИ, ГИПХ и т.п. 11) Необходимо срочно возродить авторитет академий, создать союз академий, который обладает колоссальным научным потенциалом.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/08/ne...

Противоположного мнения придерживается вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, считающий, что «необходимость отмены ЕГЭ обсуждается и будет обсуждаться как необходимый шаг по возвращению нашего образования в традиционное национальное русло». «Против тестовой системы – и педагоги, и родители детей, наши избиратели. Очевидно, что с таким трудом внедренную систему сразу не демонтировать, будем делать это постепенно», – написал депутат в своём тлг-канале. «Беспокойство чиновников Рособрнадзора объяснимо: столько полицейских функций по дрессировке школьников и их родителей может сократиться. Но расставаться с иллюзиями придётся – такова воля людей, а власть должна их слышать, особенно сейчас, в трудное для страны время. Но всегда будут люди, которые этих перемен не чувствуют и не понимают: тому свидетельство скандал с украинскими флагами в РУДН, которым руководит один из вдохновенных идеологов внедрения ЕГЭ и Болонской системы. Пора делать выводы», – считает вице-спикер Госдумы. У сторонников и противников ЕГЭ есть свои весомые аргументы. Одни говорят, что таким образом даётся шанс на поступление в престижные вузы детям из провинции и из малообеспеченных семей, уменьшается пространство для коррупции при вступительных экзаменах. Другие говорят, что таким образом убивается творчество, внедряется полицейщина на экзаменах, что вместо учёбы в старших классах школы детей просто дрессируют, заставляют заучивать шаблонные ответы. Для многих учителей и родителей ЕГЭ стал раздражителем, знаком отхода от традиций русско-советской системы образования. Окончательное решение о судьбе ЕГЭ предстоит принять законодателям. Редакция Русской народной линии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/04/vh...

Этой цели, в частности, подчинено проводимое украинским государством форсированное приобщение к Болонской системе высшей школы. Болонский процесс есть не что иное, как путь инкорпорирования украинской образовательной системы в систему высшего образования Европейского Союза. Как справедливо заметил современный социолог Андрей Фурсов, Болонская система насаждается исключительно в интересах мировой политической сверхэлиты и является одним из эффективных средств формирования нового мирового порядка и соответствующего ему человеческого материала. Согласно таким генеральным документам, как университетская хартия «Magna Charta Universitatum» (Болонья, 1988 г.), Сорбонская декларация (1998 г.), Совместное заявление европейских Министров образования «Европейское пространство высшего образования» (Болонья, 1999 г.), мировоззренческой основой Болонского процесса является идеология европоцентристского секулярного гуманизма, а его целью – систематическое укрепление, насаждение и распространение этой идеологии не только в масштабах европейского континента, но и всего мира. Так, авторы этих документов выступают от имени «просвещенной Европы» как некоего единого цивилизационного пространства, подчеркивают центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей, а также экстраординарный статус европейских культурных и научных традиций, которые в основном сохраняются, приумножаются и транслируются все теми же университетами. Они ставят перед собой задачу в ближайшей перспективе создать европейскую зону высшего образования и распространить европейскую систему высшего образования по всему миру, преодолевая сопротивление других образовательных систем в международной конкурентной борьбе. По всей видимости, здесь, прежде всего, подразумевается образовательная система США, как наиболее влиятельная в мире. Все методологические и технологические составляющие Болонского процесса (два цикла обучения, кредитно-модульная система, мобильность студентов и проч.) прямо обусловлены и подчинены его цивилизационно-идеологическим установкам – просвещенческому секулярному гуманизму, европоцентризму и культурной глобализации, которые провозглашаются необходимыми европейскими воззрениями в высшем образовании.

http://bogoslov.ru/article/1313409

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010