свт. Иова прибудет архиеп. Варлаам для погребения святителя), но не подверглось тлению. 18 нояб. А. был погребен в Софийском соборе у сев. стены. Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса; в житии описаны 2 чуда, случившиеся в 1598 г.: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни. О посмертном чуде святителя рассказывается также в 1-й редакции жития прп. Герасима Болдинского. Инок Дионисий из Болдинского мон-ря, бывший учеником А., после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание прп. Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу прп. Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: «Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех» ( Крушельницкая. С. 265). Время канонизации и составления тропаря и кондака А. неизвестно. А. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1841 г. имя А. было включено в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В службе Собору А. упоминается в славнике стиховных стихир вечерни, в 1-м тропаре 1-й песни и 2-м тропаре 9-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 460, 464). 9 сент. 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи А. и 26 сент. перенесены из Софийского собора в храм свт. Николая во Владычной слободе Вологды. Ист.: Житие А. [в выдержках]//Вологодские ГВ. 1853. 11 апр. 15. Ч. неофиц. С. 119-120; Описание о российских святых. С. 112; ПСРЛ. Т. 37: Устюжские и Вологодские летописи. С. 195-197; Минея. Май. Ч. 3. Соч.: Житие Герасима Болдинского// Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. литературе.

http://pravenc.ru/text/115856.html

При ней русские войска, под начальством Телепнева-Оболенского, успешно действовали против Сигизмунда короля Польского нападавшего на наши границы и желавшего отвоевать Смоленск, объединившись с крымским ханом. В сентябре 1535 года Иван Федорович отправил неприятелю грамоту, в которой писал, что война начата не Москвой и что " Государь наш, как есть истинный христианский Государь, и прежде не хотел и теперь не хочет, чтобы кровь христианская лилась, а басурманская рука высилась; хочет наш Государь того, чтобы христианство в тишине и покое было " . После чего в 1537 году заключили перемирие на условиях, выгодных для Москвы. Под конец правления великой княгини Телепнев-Оболенский носил титул конюшего боярина и был ее самым главным советником. Елена Васильевна " юная летами и цветущая здравием " умерла скоропостижно 3 апреля 1538 г ода, и предположительно отравлена " лихим зельем " . Великий князь Иоанн очень любил Ивана Федоровича, но по малолетству не мог его защитить от недовольных бояр. Уже через неделю после кончины великой покровительницы, его заключили в темницу князья Шуйские, также имевшие свои вотчины в Вяземском крае, к северо-западу от села Туманова, на реке Касня. Князь Телепнев-Оболенский вскоре скончался от недостатка пищи и тяжести оков. Его сестру Агриппину сослали в Каргополь, где постригли в монахини. Историк Н.М. Карамзин характеризовал князя Телепнева как умного, деятельного, благородно честолюбивого человека, который не боялся оставлять столицу во время войн и хотел славы, но за дела, а не по милости государя. Находясь под покровительством великой княгини Елены Васильевны, князь Телепнев-Оболенский вел себя в Вязьме и ее округе весьма вольно. Об этом вспоминается в " Житии преподобного Герасима, Болдинского чудотворца " , составленном по древним преданиям в конце XIX века архимандритом Андреем, настоятелем Болдинского монастыря Смоленской епархии. В окрестностях Вязьмы, на правом берегу реки Бебри, стоял густой ольховый лес. В нем " с давних пор был притон воров, разбойников и всякаго рода буянов, которым правильная жизнь казалось невыносимой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Святитель Меркурий, епископ Смоленский, управлял Смоленской кафедрой, вероятно, после епископа Лазаря, хиротонисанного в 1219 году. До своего посвящения в епископский сан святой Меркурий подвизался в Киево-Печерской лавре. Вместе со своей паствой святитель Меркурий испытал ужасы Батыева нашествия и мученически скончался 24 ноября 1239 года. В историческом описании лавры сказано: «Святой Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1239 году и память его 24 ноября». Мощи святителя Меркурия чудесным образом по Днепру приплыли в Киев и были погребены в Ближней (Антониевой) пещере Киево-Печерской обители. Святитель Меркурий воспевается в службе Киево-Печерским святым: «Слава Смоленскому граду, Меркурий пастырь, пастырей начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лика преподобных Печерских, темже по смерти чудотворне приплыл в кладе, в пещере святей почивает телом, душею же радуется с преподобными в славе вечней» (канон, песнь 3-я). Святитель Михаил, епископ Смоленский, пострижен в монашество в Московском Симоновом монастыре, где был известен строгой подвижнической жизнью. Ближайшими его сподвижниками были святитель Феодор, архиепископ Ростовский (память 28 ноября/11 декабря), и преподобный Кирилл Белозерский (память 9/22 июня). В 1383 году святитель Михаил хиротонисан во епископа Смоленского. В 1396 году, уклоняясь от смут и нестроений, происходивших в Смоленском княжестве, оставил кафедру и удалился в Троице-Сергиев монастырь, где завершил свой жизненный путь. Блаженная кончина святителя Михаила, епископа Смоленского, последовала 6 мая 1402 года. Святитель Михаил включен в Собор Радонежских святых, память которых празднуется 6/19 июля. Святитель Антоний, епископ Вологодский, был учеником Смоленского подвижника преподобного Герасима Болдинского († 1554; память 1/14 мая), основателя Болдинского Дорогобужского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Под руководством опытного наставника святитель Антоний учился монашеской жизни. Между 1569 и 1585 гг. в сане игумена он управлял Дорогобужской обителью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вниманию читателей предлагается Вторая редакция Жития Герасима Болдинского. Поскольку текст ее сохранился в единственном списке, дефектные чтения в необходимых случаях исправлены по тексту Первой редакции (по списку РГБ, ф. 236, 94) или по завещанию-уставу Герасима, текст которого дошел до нас только в одной рукописи (РГБ, ф. 310, 301, л. 126–128а об.). МЕСЯЦА МАЯ В 1 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ГЕРАСИМА, ЧУДОТВОРЦА БОЛДИНА МОНАСТЫРЯ, ЧТО В ГРАДЕ ДОРОГОБУЖЕ В СМОЛЕНСКИХ ПРЕДЕЛАХ Сей преподобный отец наш Герасим родился в граде Переславле Залесском у благочестивых родителей, отца именем Михаила и матери именем Марии; и были родители его Божьи угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добрыми делами преисполненные и украшенные, как Бог любит. Когда же родилось дитя, дали они имя ему во святом крещении Григорий. И росло дитя со временем как обычно, возрастая душою и телом и духом наполняясь, уразумевая страх Божий, – и милости Божии были на нем. И жил Григорий, во всем слушаясь родителей своих, был весьма смирен и кроток, к сверстникам своим для игр не присоединялся, но ходил каждый день в церковь ко всем службам, слушал божественное пение и чтение и печалился духом, размышляя о том, как скоро проходит кратковременное сие житие суетное. Стал отрок приходить в Данилов монастырь, и, видя старца Даниила и других старцев, наблюдал, как они служат Богу. Полюбил он Данилов монастырь больше родительского дома; видел старца Даниила, удивлялся и полюбил его больше родителей, других же старцев – больше родственников своих. Много раз ходил Григорий в тот монастырь, размышляя, как бы отречься от мира сего суетного. И когда достиг тринадцатилетнего возраста, пришел он, припал к ногам святого старца Даниила и стал молить со слезами, чтобы постриг его в иноческий образ. Старец же Даниил запрещал ему, говоря: «Чадо, юн ты еще, как будешь в лишениях трудиться и служить Богу? Много требуется терпения в иноческом образе». Отрок же молил старца, от ног его не вставая и орошая слезами землю: «Святой отец, не отвергай меня, грешника, от твоей святости, надеюсь, что сделаю я все на пользу благодаря тебе и твоим молитвам, только не прогоняй меня от своей святости». И тогда старец Даниил, видя его слезы и устремление сердечное к Богу, постриг его и нарек имя ему во иноках Герасим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покровский кафедральный собор (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Инициатором строительства Покровского собора выступил известный астраханский благотворитель – купец Иван Иванович Губин. Строился собор по проекту астраханского архитектора Знаменского. Освящён 29 сентября 1885 года. Содержание История [ править править код ] Строительство Покровского Собора тесно связано с историей северной окраины города Астрахани. В древности вся северная часть города была незаселена. Первоначально это место именовалось «Болдинский остров», так как находилось в междуречье рек Волги, Болды и Кутума. Север Болдинского острова оказался очень удобным вфортификационном отношении. Но вскоре выяснилось, что это место благословлено Богом и для трудов духовных. По преданию, после начала в Астрахани «свадебного бунта»,митрополит Сампсон был вынужден скрыться из города и несколько месяцев «утаиваться» от мятежников в Болдинской степи. Тогда-то он и приметил место у слияния Волги и Болды, которые ему очень понравились по своему уединенному местоположению, направляющему ум к молитве и духовным размышлениям. В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк, отчего и сама слобода все чаще стала называться «Казанской». Позже здесь стали селиться «своими домами астраханские купцы и прочие горожане». В 1753 году горожане просили разрешения выстроить свой храм. А в 1769 году освященный храм был назван в честь Казанской иконы Божией Матери, из-за почитания образа местными жителями, то ли вследствие старого наименования слободы. Как бы то ни было, но за слободой так и закрепилось название «Казанская», теперь уже в честь церкви. Казанская слобода с южной стороны ограничивалась небольшим ериком. За этим ериком шла другая слобода, называемая слобода за Кутумом. Образовалась она чуть позже Казанской, но церковь здесь появилась в 1738 году, сначала деревянная, а в 1759 году каменная. Церковь была освящена в честь Рождества Христова. К концу XVIIIbeka обе слободы – Казанская и Рождественская значительно обустроились. Многие астраханцы и купцы были вынуждены переселиться из-за частых пожаров, особенно 1767 году. В начале XIXbeka здесь стали появляться новые переселенцы из казенных крестьян. Губернская канцелярия отвела им место между Болдой и Кутумом на пустоши вдоль Волжского русла. Центральная часть Болдинского острова была наиболее нежизненной. Здесь почти все пространство занимал огромный мелководный ильмень Бляблин. Со временем он стал пересыхать. К середине XIXbeka от него остались лишь топлые места и болотца. Так, эта территория все больше стала похожа на степную пустошь, получив название Болдинской степи.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_каф...

земельных угодий, мельницы и 2 озер, сдававшихся в аренду. По сообщению, сделанному в 1912 г. П. Д. Барановским в Московском археологическом об-ве, комплекс Г. Б. м. оставался единственным в стране архитектурным ансамблем, сохранившимся без изменений с кон. XVI в. 24 мая 1920 г. Г. Б. м. был закрыт, Троицкий собор обращен в приходской. Помимо музея в зданиях мон-ря располагались учреждения Дорогобужского союза колхозов, милиция, детский сад. В 1923 г. на территории мон-ря Барановский организовал уникальный историко-художественный музей (филиал Дорогобужского гос. музея, главные хранители - К. В. Киселёв, С. Ф. Бузанов), в экспозицию к-рого вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII вв., деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным, святыни и утварь XVI-XIX вв. из закрытых мон-рей, храмов и музея в г. Ельне. В Болдино из дер. Усвятье был перевезен деревянный Иоанновский храм XVIII в. 15 июля 1923 г. музею официально передавались Введенская ц. с трапезной, колокольня, неск. корпусов и домов, а также Троицкий собор, юж. придел к-рого музей предоставил верующим. По сообщению губ. комиссии в июне 1924 г., «монастыря как такового не существует, проживающие в нем 13 монахов обслуживают нужды общины верующих района Болдино на добровольных началах». Настоятелем общины был игум. Пафнутий (Ковалёв). В 1929 г. газ. «Правда» писала, что «монахи Болдинского мон-ря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам, сдавая им в аренду имеющуюся при музее землю». Постановлением президиума Западного облисполкома от 11 нояб. 1929 г. собор был закрыт, музей переведен в Дорогобуж, реставрационные работы прекращены, в янв. 1930 г. главный хранитель музея Бузанов и оставшаяся братия (игум. Пафнутий, иером. Силуан (Ткачёв), иеросхим. Евфимий, иером. Варсонофий (Алексеев), иером. Маврикий (Корсаков), диакон Досифей (Бобров)) отправлены в ссылку. В соборе были устроены клуб, зернохранилище и склад колхоза «Гигант» (позднее - им. «Комсомольской правды»), во Введенской ц.- сыроваренный завод, в часовне - сепаратор для переработки молока.

http://pravenc.ru/text/164627.html

Во внимание к трудам по восстановлению Свято-Троицкого Болдинского монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов) 6 июня 2010 г. был награжден Святейшим Патриархом орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени. Кроме того, за труды явлено новой братии два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря. Первое – это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией. Второе чудо связано с обретением мощей преподобного Герасима, которые более 400 лет почивали под спудом под каменным Троицким храмом. При закрытии монастыря большевики решили осквернить мощи. В предполагаемом месте захоронения они нашли гробик и объявили то, что нашли, останками святого Герасима. Гробик перезахоронили в другом месте. В 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку. Когда архимандрит Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Святой Троицы, с помощью археологов были проведены раскопки, в результате которых на глубине 3 метров от уровня пола Троицкого храма открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Они покоились в большой выдолбленной колоде (а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная). Это произошло в июле 2001 года, спустя три дня после обретения мощей было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей. Мощи преподобного долгое время находились в возрожденном Введенском храме, под единственной сохранившейся от древнего монастыря иконой. На иконе изображены старец Герасим с Николаем Чудотворцем, держащие Казанскую икону Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=11062

Состоял председателем епархиального комитета Православного миссионерского общества и распорядителем епархиального Кирилло-Мефодиевского братства. Г. проявлял заботу о миссионерских пунктах в Калмыцкой степи, по его распоряжению были изданы «Инструкция для миссионеров» и «Миссионерский сборник». Для укрепления миссии в 1910 г. была учреждена кафедра викарного епископа Царёвского. Г. устроил первую в России плавучую ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Она использовалась в населенных пунктах волжской дельты, где не было храмов, и принесла Г. широкую известность. Особое внимание уделял противосектантской деятельности. Не жалел средств на издание и безвозмездное распространение среди народа поучений, посланий и брошюр. По инициативе Г. во всех благочиниях епархии в 1904 г. были открыты б-ки, в 1908 г. в Астрахани начали работу богословские курсы. В епархии было открыто более 40 церковных школ, перестроено епархиальное жен. уч-ще, начато расширение Астраханского ДУ, организована касса братской взаимопомощи для духовенства. За время пребывания Г. на кафедре Астрахань 4 раза посещал прот. прав. Иоанн Кронштадтский , он сослужил Г. при освящениях в 1902 г. ц. во имя блгв. кн. Владимира, в 1903 г. Знаменской ц., в 1904 г. придела свт. Алексия, митр. Московского, во Владимирском храме, в 1906 г. собора во имя Св. Троицы в Воскресенском Мироносицком мон-ре. Также в епархии были построены соборная колокольня, церкви Казанская, во имя свт. Михаила Цареградского, прп. Сампсона странноприимца, вмч. Екатерины в Болдинском Покровском мон-ре, Петропавловская на о-ве Болдинском. 9 мая 1911 г. Г. освятил Иоанно-Предтеченский Романовский скит Чуркинского Высокогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. Г. активно помогал Обществу Красного Креста в сборе пожертвований для раненых и больных воинов. Во время революционных событий 1905 г. Г. особенно часто совершал молебны. 23 окт. 1905 г. состоялся крестный ход на кремлевскую площадь и молебен, владыка произнес патриотическую проповедь, призывая народ к молитве за царя, братолюбию и порядку.

http://pravenc.ru/text/164277.html

Праздничные торжества прошли в Троицком Герасимо-Болдинском монастыре Смоленской епархии 17 мая 2006 г. 16:57 14 мая 2006 года, в день празднования памяти преподобного Герасима Болдинского, паломники из многих городов Смоленской области приехали в Троицкую Герасимо-Болдинскую обитель для поклонения мощам святого и с просьбами его о молитвенной помощи. Праздничная Божественная литургия была совершена в Трапезном храме викарием Смоленской епархии    епископом Вяземским Игнатием в сослужении настоятеля Герасимо-Болдинского монастыря архимандрита Антония (Мезенцева), благочинного Рославльского округа, настоятеля Рославльского Спасо-Преображенского монастыря игумена Сергия (Зятькова), благочинного Гагаринского округа игумена Александра (Карпикова), благочинного Ярцевского округа протоирея Василия Мовчанюка, братии монастыря и духовенства Смоленской епархии. По окончании литургии вокруг Трапезного храма был совершен крестный ход. В своем архипастырском слове епископ Игнатий поздравил с праздником братию обители и многочисленных паломников, чтущих память преподобного Герасима. «Преподобный Герасим трудился по созданию монастыря. И вот обитель после долгих лет разорения приобрела новую жизнь. 14 мая 1991 года в монастыре зажглась первая свеча, когда была освящена часовня в честь святителя Тихона Задонского. Сегодня эта обитель привлекает множество паломников. И это хорошо. Если монастырь становится центром жизни людей, Господь помогает, а сила молитв святых и помощь Божья в жизни человека становится неоспоримой. И да поможет нам Господь именно в своем сердце стяжать добродетели, которых достиг Герасим Болдинский, а это — любовь, долготерпение, кротость, смирение, необходимые всем нам для наследования вечной жизни», — сказал владыка Игнатий. В настоящее время в Герасимо-Болдинском монастыре совершаются работы по реконструкции Троицкого собора. Архитектор-реставратор А.М.Пономарев рассказал, что мысль о возобновлении строительства пришла в то время, когда рабочая группа опустилась до уровня почвы XVI века. Были обнаружены основание порталов, цоколь, что привело к мнению экспертов о необходимости не строительства, а именно восстановления собора. По мнению Александра Михайловича, восстановительные работы будут закончены через 3-4 года. «Это одно из лучших сооружений XVI века, архитектура которого отражает лицо эпохи. И дай нам Бог сил и умения воссоздать этот величайший памятник духовной жизни нашего народа». Служба коммуникации ОВЦС МП /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/113593.htm...

В том же архиве хранится «Рапорт благочинного епископу Нижегород­скому и Алатырскому об освящении церкви в селе Болдине, вотчине Пуш­киных» (ф. 570 оп. 555, ед. хр. 52, л. 1). Деревянную церковь, стоявшую на окраине села, помнят многие болдинские старожилы. Болдинская церковь, освященная в 1791 году, была трехпрестольной, вчесть Успения Пресвятые Богородицы. По Адрес-календарю Нижегородс­кой епархии, на 1888 год штатное количество причта числилось: два свя­щенника, один диакон, одна псаломщика. Священниками были И.М. Красовский и А.И. Белавин; диакон — Ф.В. Ливадонов; псаломщики — С.Г. Веденецкий и В.П. Успенский. Прихожан насчитывалось: 2690 муж­чин и 2819 женщин. В Болдинский церковный приход, кроме Болдина, входили деревни: Дмитриевка, Малое Болдино, Львовка и Логиновка. Болдинской церкви принадлежало 36 десятин земли. По Адрес-календарю Нижегородской епархии на 1904 год значится в Болдине этот же храм, во имя Успения Пресвятые Богородицы. Прихожан насчитывалось: 2190 мужчин и 2247 женщин. Состав причта: иереи — Андрей Иванович Полетаев, Виктор Сергеевич Цветков, удостоенный ор­дена Святой Анны 3-й степени; диакон — В.И. Резновский; псаломщики— П.В. Голубев и П.С. Поспелов. Церковный староста с 1903 года — Лев Анатольевич Пушкин. При церкви значилась церковно-приходская церковь, законоучителем которой был иерей Андрей Иванович Полетаев. М. Храмов " Край, где бывал Пушкин (о земле болдинской) " . г. Арзамас, 1999 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Большое Болдино. Успенская церковь заложена в 1790 году дедом А.С.Пушкина Львом Александровичем. Отреставрирована к юбилею поэта, действует. Большое Болдино. Успенская церковь заложена в 1790 году дедом А.С. Пушкина Львом Александровичем. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина Успенский храм был восстановлен. Это был самый сложный и значимый объект реконструкции в Большом Болдино. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00890

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010