959 Давид – второй царь еврейский, правивший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Давид упрочил внутреннее управление страной и расширил победоносными войнами Израильское царство. Считается автором Псалтири. 964 Иосиф – преемник Герасима по игуменству в Болдинском монастыре, получил прозвание Краснописец благодаря своему искусству переписчика книг. Сохранился переписанный им сборник Поучений Иоанна Златоуста (ГИМ, собр. Уварова, 110–1 °). Запись на первых листах этой рукописи сообщает: «Списание трудолюбезно бывшаго игумена Иосифа Герасимова монастыря, еже именуется по месту Болъдин, лта 7077-го (1569)» (см.: Строев П. М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. С. 125–131; Леонид. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 287–292). Иосиф Краснописец, возможно, является автором составленного в 1559 г. в Болдинском монастыре учебного руководства для царевича Ивана Ивановича, которое известно под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение к фониаде въкратце». С большой долей вероятности Иосифу атрибутируется также Послание митрополиту Макарию о составлении алфавитов и «Сказание о сложении азбук и о составлении грамот...» В публикуемом тексте Жития отсутствует рассказ о назначении Иосифа Краснописца игуменом Болдинского монастыря, и упоминание его имени оказывается не подготовленным предшествующим повествованием. Это является одним из аргументов в пользу того, что издаваемый текст является Второй редакцией Жития, автор которой подверг сокращениям текст Жития, написанного Антонием. Рассказ об избрании Иосифа игуменом Болдинского монастыря есть и в завещании-уставе Герасима, и в Первой редакции Жития, составленной Антонием. 965 Соборный старец – монах, являющийся членом собрания (собора) монастырских духовных властей. В монастырях обычно бывает 12 соборных старцев (по числу апостолов). 966 Макарий (1482–1563) – постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1526 г. архиепископ Новгородский, с 1542 г. русский митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкого Болдинского монастыря 6 июня 2010 г. 16:22 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря , а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры! Сердечно благодарю за эти теплые слова, за прекрасный образ преподобного Герасима. Мы действительно празднуем сегодня три события: 20-летие возрождения обители, 480-летие со дня ее создания и освящение возрожденного Свято-Троицкого собора. То, что сейчас сказал отец Антоний, перенесло мою мысль к тем трудным временам в начале 1990-х годов, когда вместе с отцом Антонием, тогдашним настоятелем церкви в Дуброво, мы путешествовали по епархии, посещали храмы — открытые и закрытые. Все это производило тяжелое впечатление: действующие храмы мало чем отличались от закрытых. Никогда не забуду, как приехав в Липецы и подойдя к храму, я спросил отца Антония: «Так это открытый храм или закрытый?» Он отвечает: «Открытый храм, здесь священник служит». Я говорю: «Такого быть не может» — перед нами был полуразрушенный храм. Да и область была в тяжелом состоянии. Часто мы по колено в грязи шли с отцом Антонием, на лошади добирались, на тракторе, потому что даже машины повышенной проходимости пройти по тем местам к нашим приходам не могли. Но самое, может быть, трудное, что было тогда для меня как для правящего архипастыря Смоленской земли — это духовная бедность. В храмах не было народу, особенно в сельских, да и в городских. И вот однажды я приехал сюда, в это место, где, как мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел здесь? Я увидел развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадив и этого собора, который, по мнению ученых, был построен Федором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, — тем, кто воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить никакого другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого первого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. Отец Антоний был назначен на эти руины — и жить-то здесь было негде, — с тем чтобы начать собирать братию и восстанавливать обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/1176331.ht...

Ист.: Житие прп. Герасима, Болдинского чудотворца. М., 1893, 1994р; Описание о российских святых. С. 86-87; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 267-270 [«Изустная память»]; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 210-212 [«Изустная память»], 213-266 ред. Жития], 266-284 ред. Жития] (ср. также с. 67-107); Смоленские ЕВ. 2001. 3. С. 2-5. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 413; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 24-30; Ключевский. Древнерусские жития. С. 304-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 125-126; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 198-199; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 127; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 14-17; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902. С. 284-294; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 341-348; Дмитриева Р. П. Антоний//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47 [Библиогр.]; Макарий. История РЦ. Т. 4. Ч. 1п. С. 212-213, 238, 246, 263, 476; Даниил (Сычёв), иером. Прп. Герасим Болдинский (1489-1554)//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 40-49. Е. В. Крушельницкая Иконография Первое упоминание об иконе с изображением Г. относится к 1585 г.: «...писал иконник образ преподобнаго старца Гарасима Болдинского на красках по игуменскому Онтоньеву веленью для отдачи, дали иконнику за образ промену полтину денег...» (РИБ. Т. 37. Стб. 23). Фраза «для отдачи» свидетельствует о том, что образ святого к тому времени был востребован не только в стенах Болдинской обители. В 1673 г. переписчик Жития диак. Прохор приложил к тексту образ преподобного ( Маркелов. С. 82). Однако ранние изображения Г. в наст. время неизвестны. В иконописном подлиннике посл. четв. XVII в. содержится следующее предписание об изображении Г.: «Сед, брада Власиева, на главе схима» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 104 об.). С XVIII в. рекомендуется под 1 мая писать Г. «подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия; инде пишут надсед, брада космочками» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Краткий вариант изложен в подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 202). В рукописи XVIII в. из собрания С. Т. Большакова, как и в филимоновской, Г. назван новым чудотворцем ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 94).

http://pravenc.ru/text/164547.html

Торжества в день памяти преподобного Герасима Болдинского прошли в Болдином мужском монастыре 17 мая 2023 г. 11:09 14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в день памяти преподобного Герасима Болдинского, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил престольные торжества в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре. Правящему архиерею сослужили настоятель Свято-Троицкого Болдина монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов), секретарь Архиерейского совета Смоленской митрополии , благочинный Ярцевского церковного округа протоиерей Василий Мовчанюк, духовенство Смоленской епархии , братия обители. Песнопения богослужения исполнил хор Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы под управлением регента Ивана Любимова. Радость соборной молитвы вместе с духовенством разделили заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат Государственной Думы РФ от Смоленской области, член Генсовета партии «Единая Россия» А.В. Туров, депутат Государственной Думы РФ от Тульской области, член Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и торговле, куратор работы общественных приемных председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева по ЦФО В.В. Дзюба, настоятельница Свято-Димитриевского женского монастыря города Дорогобужа игумения Антония (Егорова) с сестрами, прихожане монастырского храма. После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся со словами проповеди. По окончании Литургии состоялись крестный ход и заупокойная лития на монастырском кладбище. Архипастырь поздравил верующих с праздником. В Троицком соборе Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря для гостей торжеств была проведена экскурсия по музею святой обители. Затем состоялось подписание договора о сотрудничестве между Смоленской епархией и «Фондом евразийского сотрудничества и интеграции». Документ подписали митрополит Исидор и директор фонда Н.В. Журавлев. По материалам сайта епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В память древней Воскресенской обители была написана запрестольная икона «Уверение Фомы» – точная копия с древнего монастырского образа. Из Покрово-Болдинского монастыря в новопостроенный храм была передана часть икон бывшей Воскресенской пустыни и часть церковной утвари. Особенно замечательна была икона, называемая «Чудесный лов рыбы» (изображавшая Евангельский сюжет), где, между прочим, были изображены рыбы, обитающие в астраханских водоёмах. Передан был в Петропавловский храм и крест-мощевик со вложенными в него частицами мощей святых: Иоанна Предтечи, святителя Иоанна Златоуста, Никифора Цареградского, Василия Амасийского, мучеников Ореста и Андрея Стратилата, благоверного князя Константина Муромского, преподобного Григория Иконописца и преподобного Евфимия. Этот крест был пожертвован некогда в Воскресенскую пустынь «ядным рыбником» Иваном Матвеевичем Деревенским. После закрытия в конце 1919 года Покрово-Болдинского монастыря Петропавловский храм продолжал действовать, но не как монастырское подворье, а как приходской храм. Жители болдинских пристаней организовали церковно-приходскую общину, которая приняла в своё ведение церковное имущество не только Петропавловского храма, но и храмов упразднённого Покрово-Болдинского монастыря. В 1923 году Петропавловский храм перешёл в ведение обновленцев, но они пользовались им только до начала 1930-х годов, когда храм снова вернулся к православным. В конце 1930-х годов, по свидетельству очевидцев, храм был закрыт. Уничтожено было всё внутреннее убранство церкви. 28 апреля 1945 года благодаря стараниям Астраханского архиепископа Филиппа (Ставицкого) храм был возвращён Православной Церкви. Внутри него был установлен временный одноярусный иконостас, без всяких украшений. В 1950-х годах для храма была изготовлена деревянная резная гробница под плащаницу и такой же резьбой сень над нею. Также были вырезаны и деревянные киоты для икон Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, и Преподобного Серафима Саровского. В 1990-х годах для храма был изготовлен резной позолоченный трёхъярусный иконостас с иконами академического письма. Обновился и внешний вид храма. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Петра_...

Через 17 лет после кончины архимандрита Андрея, Российская империя рухнула, и для Болдинского монастыря настали черные времена. Впрочем, настали они не в один день. Ещё три года обитель - в условиях жёсткого давления новых властей - сохраняла свой статус. Более того, в 1919 году по инициативе П. Д. Барановского началась серьёзная реставрация уникальных древних построек. Тем не менее, в начале ХХ столетия Болдинская обитель в архитектурном плане представляла собой чуть ли не единственный в стране образец, сохранившийся в практически неизменном виде с эпохи царя Фёдора Иоанновича. Увы, послереволюционные годы, которые вообще можно рассматривать как годы повсеместного утверждения нового варварства, она не пережила. Уже в 1920 году большевики упразднили монастырь - Троицкий собор при этом был обращён в приходскую церковь. Здания передали организованному в монастырских стенах историко-художественному музею (тоже - детищу Барановского). На протяжении 1920-х годов монашеская жизнь ещё теплилась в монастыре - так, по сообщению 1924 года, в нём проживало семеро монашествующих во главе с игуменом Пафнутием (Ковалёвым). Однако долгую такую ситуацию богоборцы, разумеется, терпеть не желали. В 1927 году реставрационные работы были прекращены. В 1929 году газета " Правда " писала: " Монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам... " Это сообщение прозвучало сигналом к атаке. Вскоре музей перевели в Дорогобуж, а в 1930 году его директора и последних иноков арестовали и отправили в ссылку (чуть позже был репрессирован и П. Д. Барановский). Монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу " Гигант " . Тот действовал по сценарию, уже отработанному в масштабах всей страны: в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, в Введенской церкви - сыроваренный завод, в часовне - сепаратор. Новая жизнь началась! Великая Отечественная война страшным огненным валом прокатилась по Смоленщине. Во время фашистской оккупации в Дорогобужском крае развернулась партизанская война - по сути, фашисты здесь не являлись хозяевами.

http://sobory.ru/article/?object=10903

Надо думать, что за полтора века до этого всё было ещё " скучнее " . Много скорбей пришлось испытать преподобному Герасиму в первые месяцы своей жизни в этих местах - по большей части, от местных жителей, не желавших принимать " чужака " . Но понемногу всё устроилось, и на живописной поляне у речки Болдинки святой основал Троицкий монастырь, началом которого стала постройка деревянной церкви, освящённой 9 мая 1530 года. Подвижник не жил постоянно в обители, подолгу отсутствуя в ней, - отходил из монастыря для основания новых монашеских общин, - однако Троицкий Болдин монастырь быстро рос, сюда устремлялись ищущие иноческой жизни, и к концу земного пути преподобного Герасима (а преставился он в 1554 году) братии в обители насчитывалось 127 человек. Немало! К началу XVII века Болдин монастырь успел обзавестись уникальным каменным архитектурным ансамблем и превратиться в крупнейший центр русской книжности с замечательной библиотекой. Бразды управления обителью после кончины её основателя принял в свои руки игумен Иосиф Краснописец - его прозвище говорит само за себя. В 1570-80-е годы здесь настоятельствовал святитель Антоний (в будущем епископ Вологодский и Великопермский), также не чуждый писательских трудов, - он, в частности, составил Житие преподобного Герасима Болдинского, сохранившее для нас важнейшие подробности начальной истории обители. Показательный факт: когда в конце XVI столетия устроитель Нило-Столобенской пустыни на Селигере преподобный Герман пожелал иметь в обители Житие преподобного Нила Столобенского, он передал свои " предварительные " записки именно в Болдин монастырь, монаху Филофею, - с просьбой " правильно " написать житийный текст. Заказ был выполнен. В первые же десятилетия существования монастыря у старой Смоленской дороги у него объявились знатные благотворители, что неудивительно: уже преподобного Герасима хорошо знал великий князь Московский Василий III. Впоследствии щедрыми вкладчиками Болдинского монастыря являлись русские самодержцы Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I, а также князья Звенигородские, бояре Плещеевы, Пушкины, Салтыковы... Всё это превратило его в богатейшую обитель (имевшую, к слову, собственное подворье в Москве ещё при жизни преподобного Герасима) и позволило в 1580-е годы начать обширное каменное строительство - до конца XVI столетия в монастыре были возведены величественный Троицкий собор, трапезная палата с Введенским храмом, выразительная колокольня. Архитектор-реставратор П. Д. Барановский высказал предположение, что тут дело не обошлось без знаменитого русского зодчего Фёдора Коня, предложив очень серьёзные аргументы в пользу своей позиции. Есть тому и косвенное подтверждение - известно, что Фёдор Конь и его пасынок были вкладчиками Болдинского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=10903

Приветствуя Святейшего Патриарха, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл напомнил об истории становления Православия на Калининградской земле, о том, что Никольский храм (в настоящий момент Никольский монастырь) является первым православным храмом области. В заключение своего обращения митрополит Кирилл от имени игумении, сестер и всех прихожан Никольской обители вручил Святейшему Патриарху памятный подарок — посох с украшениями из янтаря. Фото: С. Власов, В. Ходаков Святейший Патриарх преподнес в дар первому православному храму Калининградской области напрестольный крест с памятной надписью и благословил раздать всем собравшимся иконы с изображением Владимирского образа Божией Матери в память о встрече. Затем Его Святейшество посетил действующую на территории монастыря прогимназию «Светоч» (гуманитарно-воспитательное негосударственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста), осмотрел классы прогимназии, побеседовал с директором Т. В. Сапачевой, преподавателями и учащимися. После этого на территории монастыря в присутствии Святейшего Патриарха состоялось торжественное подписание соглашения о духовно-нравственном сотрудничестве между администрацией Калининградской области и Смоленско-Калининградской епархией. Соглашение подписали губернатор Г. В. Боос и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Совершая обзорную поездку по Калининграду, Святейший Патриарх Алексий посетил недавно построенный храм, освященный во имя преподобного Герасима Болдинского, и строящийся Андреевский храм. Приветствуя Святейшего Патриарха в храме преподобного Герасима, митрополит Кирилл рассказал о строительстве храма, а настоятель протоиерей Евгений Валяшкин преподнес Его Святейшеству образ преподобного Герасима Болдинского. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий подарил храму лампаду. СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА В ХРАМЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРАСИМА БОЛДИНСКОГО В КАЛИНИНГРАДЕ Дорогой Владыка митрополит, я сердечно благодарю Вас, за то, что мы имеем сегодня возможность посетить этот приходской храм, который Вы освятили всего неделю назад.

http://pravoslavie.ru/18449.html

Строительство велось под руководством «церковного мастера» Терентия, упоминания о котором сохранились в расходной книге Болдинского монастыря за 1591 г. (РЯБ. Л., 1924. Т. 37. Стб. 117–118). Монастырские расходные книги отражают проведение подготовительных работ к строительству – постройку печей для обжига кирпича, доставку дров, изготовление кирпича, подвоз камня на известь (РИБ. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 300–302, 304, 305:308). С Болдинским монастырем был связан известный древнерусский зодчий Федор Конь, возводивший стены Смоленска, – приходные книги хранят записи о значительных денежных вкладах зодчего в монастырь (РИБ. Л., 1924. Т. 37. Стб. 198:244). Архитектурные памятники Болдинского монастыря были взорваны оккупантами в 1943 г. Сохранилась только одна угловая башня. Многолетние реставрационные работы велись под руководством П. Д. Барановского. Ныне монастырь возобновлен. 933 Переславль Залесскш – город на берегах реки Трубеж, основан не позднее 1152 г. суздальским князем Юрием Владимировичем. До 1302 г. город имел своих князей, в XV–XVI вв. являлся вотчиной московских князей. 934 Данилов монастырьТроицкий Данилов монастырь основан преподобным Даниилом в Переславле Залесском в 1508 г. Даниил родился ок. 1460 г. в Переславле, принял постриг в Пафнутьевом Боровском монастыре. Через 12 лет он вернулся в Переславль, поселился сначала в Никольском, а затем в Горицком монастыре, в котором провел тридцать лет. Особое попечение Даниил имел о погребении нечаянно умерших людей, тела которых находили на дорогах. На месте их погребений Даниил построил храм во имя всех святых. Вокруг этого храма стали строить кельи, и вскоре образовался монастырь, настоятелем которого стал Даниил. Умер Даниил в 1540 г., открытие его мощей состоялось в 1652 г., тогда же преподобный Даниил был канонизован; память празднуется 7 апреля, 30 декабря, 28 июля (все даты здесь и далее по старому стилю). Житие Даниила Переславского, составленное тридцать лет спустя после его кончины, сохранило упоминание о его ученике Герасиме Болдинском и донесло до нас интересную подробность, о которой не сказано в Житии Герасима, – Герасим был «кожествец», шил изделия из кожи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его история изложена на обратной стороне. Некий монах Владимир, насельник Заиконоспасского монастыря в городе Москве, был пленен французами, тяжко заболел, почти ослеп; и когда возвращался в Москву, то здесь, рядом с обителью, нашел на камне этот образ. Это святыня, которая находилась в этих стенах, и великое счастье, что мы имеем возможность вернуть ее Свято-Троицкой Герасимо-Болдинской обители в день завершения первого, как я сказал, и самого важного этапа восстановления исторического облика некогда до руин разрушенной святой обители. Все, что касается возрождения Герасимо-Болдинского монастыря, связано с тремя чудесными событиями. Первое произошло, когда я освящал первый храм — небольшую Тихоновскую церковь на месте кельи святого преподобного Герасима Болдинского. Я приехал сюда и увидел, что на престоле — прекрасные старинные сосуды и крест. С удивлением спрашиваю отца Антония: «Батюшка, откуда у тебя все это?» А он сказал историю, которая меня потрясла: «Накануне освящения крестьяне копались в своем огороде и нашли зарытый клад — видимо, монахи, спасая святыни, закопали на этом месте. Вот крест и святые сосуды Герасимо-Болдинской обители». Второе — это чудесное обретение мощей святого преподобного Герасима. Как много было разных басен и сказок о том, что преподобный был перезахоронен — или на этом кладбище, или на том. Но Господь Сам указал место его гробницы. Благоговейно мощи были подняты из-под спуда и, действительно, с того времени началось очень скорое возрождение святой обители. А в завершение — явление этой болдинской святыни, чудотворного Казанского образа. Благословляю этим образом всех вас, мои дорогие. Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Свято-Троицкой Герасимо-Болдинской обителью и над нашей древней православной Смоленской землей. А от себя я хотел бы преподнести обители изображение иконы Божией Матери «Знамение». Именно эта икона был выбрана в качестве образа того Поместного Собора, который избрал меня Патриархом. Отец Антоний, отец Иринарх участвовали в Соборе, поддерживали меня в то непростое время. Знаю, что и братия молилась. Я хотел бы, чтобы на память о Поместном Соборе здесь, в Герасимо-Болдинской обители, всегда сохранялся образ Божией Матери «Знамение».

http://patriarchia.ru/db/text/1176331.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010