В конце 1920 гг. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Позже вокруг преподобного Лаврентия Черниговского сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова немецкими войсками, монастырь был открыт как женский. Первое богослужение состоялось 21 ноября в пещерной церкви прп. Феодосия. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в монастырь. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сентябре 1962 г. монастырь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М.М. Говденко собор отреставрирован. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. Сейчас Свято-Троицкий Собор является кафедральным, в нем находятся мощи черниговских угодников Святителя Феодосия, преподобного Лаврентия (обретены в августе 1993 года), святителя Филарета (Гумилевского) (обретены в 2009 г.), частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского района, в котором в январе 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского женский монастырь. http://www.pravenc.ru/text/149679.html В 1658 году монах вновь восстановленного Болдинского Ильинского монастыря Геннадий (Дубенский) пишет икону Божией Матери названную Ильинской, спустя несколько лет прославившуюся чудотворениями. Почитание нового образа Пресвятой Богородицы росло день ото дня, многие исцелялись после молитвы перед ним, и вскоре небольшая Ильинская церковь уже не могла вместить всех тех, кто нёс свои скорби Пресвятой Богородице. В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром " наземного " монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от Болдинских пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места - недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10 000 золотых монет. Кроме того, он отписал на нужды строящегося собора все доходы с мельниц на реке Рети.

http://sobory.ru/article/?object=05569

Верхне-Лалье. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела , Прокопия Устюжского , Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1896 и 1908. Адрес: Кировская область, Лузский район, с. Верхне-Лалье Координаты: 60.943117, 47.800087 Проезд: Из Архангельской области. Дорога Коряжма-Вилегодск. За селом Ильинско-Подомское, правый поворот перед заправкой " Роснефть " . В деревне Сидоровская, на развилке, двигаться направо, мимо деревень Выползово и Пестово. В точке с координатами 61.101612, 47.874929 левый поворот на технологическую дорогу. Т ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Архангельской области. Дорога Коряжма-Вилегодск. За селом Ильинско-Подомское, правый поворот перед заправкой " Роснефть " . В деревне Сидоровская, на развилке, двигаться направо, мимо деревень Выползово и Пестово. В точке с координатами 61.101612, 47.874929 левый поворот на технологическую дорогу. Технологическая дорога, отсыпана щебнем и заканчивается перед д. Сирино, не доезжая Верхне-Лалья. Из Сирино и далее дорога из двух ленточек плит. Плиты в разном состоянии, была замечена торчащая арматура. Рядом с плитами широкая песчаная обочина, проезжая, разъехаться с встречными машинами можно. От поворота перед заправкой за Ильинско-Подомским до Верхне-Лалья 28км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По архивным данным церковь в Верхнелалье появилась чуть ли не в 16 веке. Она поднялась в деревянном исполнении и несколько раз перестраивалась, переоборудовалась. Нынешний храм был освящен в честь защитника русского воинства Архистратига божия Михаила . Приход этой церкви складывался не позднее 2-й половины 16 века, а вероятно еще ранее. Точных данных о строительстве первой церкви нет. В " Актах Холмогорской и Устюжской Епархии " она упоминается в 1625 году: " Из Верхолали поп дани платит 40 бел, обьезду 6 алтын 4 денги... " Судя по размеру налога приход был не велик, но вполне сравним с другими. Спустя двадцать лет упоминается уже два здания церкви.

http://sobory.ru/article/?object=15060

Ныне церковь Ильинско-Тихоновская стоит на Волжской набережной у знаменитого Медвежьего оврага заброшенная и не восстановленная. А это ведь место основания Ярославля, именно здесь в начале XI века высадилась дружина князя Ярослава. Здесь по легенде был убит тот самый медведь, который увековечен на гербе Ярославля. Дружинники князя были христане и на месте языческого капища построили деревянную церковь в честь Ильи Пророка. Позже она стала называться Ильинско-Тихоновская. Та, что стоит сейчас, это уже третий храм на этом месте. На фасадах сохранились удивительные фрески - на них история православной церкви, ее пророки. На северном фасаде фрески с изображением митрополита Дмитрия Ростовского. В наше время в храме располагалась контора реставрационной мастерской, а еще раньше общежитие мединстиута, а ранее склад. Одна из трех массивных церквей в стиле позднего классицизма, возведенных в 1830-е годы на месте небольших храмов 17 века. Расположена на территории Ярославского кремля, в том месте, где по преданию располагалась первая ярославская церковь, заложенная еще Ярославом Мудрым. На фасадах - многоколонные портики коринфского ордера и треугольные фронтоны, завершающиеся круглым барабаном с куполом. Две высокие квадратные башни-звонницы с западной стороны были разобраны в советское время. В настоящее время памятник заселен государственными учреждениями. Ильинско-Тихоновская церковь считается самой древней церковью Ярославля. Согласно преданию, Ярослав Мудрый после победы над лютым зверем повелел строить в этом месте церковь пророка Илии и «град созидати». Произошло это 2 августа — в день святого Ильи Пророка, отсюда и название церкви. Сначала это была деревянная церковь. Неоднократно сгорала она во время пожаров, охватывающих Рубленый город, но затем вновь восстанавливалась. И только в конце XVII века (в 1694 году) была выстроена каменная одноглавая церковь. Небольшая, скромная приходская церковь в средние века была ружной, то есть живущей на «ругу» – ежегодное содержание казны.

http://sobory.ru/article/?object=00576

Пречистому Твоему рождеству, Христе Боже, первая жертва бысть младенцы: Ирод бо, яти Тя неятаго восхотев, не позна, мученический приводя Тебе лик. Царя Безлетнаго, под летом бывша, царь пребеззаконный взыска, и не обрет убити Его, младенцев пожат неискусозлобное (невинное) множество, яже содела мученики, яко не мняше (о чем и не думал), и гражданы вышняго царствия, того во веки пребезумие обличающия. Детоубийца, но не Христоубийца явися Ирод лютый: аще бо и младенцы пожат горько яко траву, но Класа жизни не возможе удержати и умертвити: Жизни бо сый Податель, утаися гонителя, яко Бог, Божественною силою». 500. Черниговская икона Богоматери В двух с половиной верстах от Троице-Сергиевой лавры,, за Гефсиманским скитом, красуется новый пятиглавый храм, ярко сияя на темной зелени окружающего леса своей средней золотой главой и пятью большими узорчатыми золотыми крестами. Храм этот построен над пещерами, где в полумраке нижнего храма смиренно избрала себе место новопрославленная чудесами святая икона Матери Божией, именуемая Ильинско-Черниговская. Кротко, но и царственно-величественно смотрит на богомольца лик Владычицы мира, Матери всех скорбящих и обремененных; а Ее сын, Богомладенец, нежно склонив Свою царски венчанную голову к Пречистой Деве – Матери, простирает Свою десницу на благословение всех, с любовью к Ней притекающих. Тихий свет многочисленных лампад радужными переливами отражается на золотом окладе иконы, на алмазах и бриллиантах, украшающих короны и венцы, на множестве разных привесок, этих безмолвных, но красноречивых свидетелей чудес, здесь, перед святой иконой, совершившихся. Счастливо наше отечество – Святая Русь, цветущая православием . Как в древние века Господь изливал на нее благодать Свою, так и ныне не оставляет ее Своей милостью. К знамениям милосердия Божия к нам, недостойным, должно отнести совершившееся в недавнее время прославление цельбоносными чудотворениями и этой иконы Богоматери, именуемой Ильинско-Черниговская. Эта чудотворная икона дана вкладом в пещерный храма Гефсиманского скита девицей Александрой Григорьевной Филипповой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Борисов, 18516, с. 186; ВГВ, 1879, 27, с. 2; Соловьев Н., 1881-1884; Березин, Добронравов, 1898,с.58-59. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 603-605 Ильинский (Телешовский) погост располагался в 5 верстах от уездного города Шуи, 110 верстах от губернского Владимира на р.Теза. Богатая событиями история Ильинско-Телешовского погоста связана с различными страницами российской истории – опричниной Ивана Грозного, польско-литовским разорением, произволом местных помещиков, просветительской деятельностью местного духовенства. Документальные упоминания о погосте появляются только в начале 17 в., но на основе неподтвержденных данных (устных преданий, косвенных источников) возникновение населенного пункта на месте погоста может относиться к более раннему периоду русской истории – 13-14 вв. Возможно, Ильинско-Телешовский погост вместе с соседними - Михаило-Архангельским, Якиманским, Всехсвятским был основан как пункт сбора налогов с местных сел и деревень, куда регулярно приезжали княжеские отряды для кратковременного отдыха и сбора податей. Подтверждениями тому служат выгодное стратегическое расположение и составляющие названия погоста. Шуйский историк В. Борисов относительно прошлого Телешова приводит неподтвержденные версии (предания) - в древности село было черной волостью, платившей черный побор государям; в Телешове был конный завод, чему способствовали обширные пойменные луга вдоль равнинных берегов реки Тезы у погоста. Как территориально-административная единица, Телешово связано не только с отдельным населенным пунктом (село, погост), но и с названием крупной территорией, сопоставимой с уровнем современного района. Рядом с Шуей в 16 в. выделялись две волости – Борисоглебская (на левом берегу Тезы) и Телешовская (на правом). Начало Телешовского погоста (либо новый значимый этап его жизни) связано с неудачной женитьбой Ивана Грозного на дочери новгородского купца Василия Степановича Собакина Марфе. Тогда (около 1571 г.) волей царя Телешовская волость стала вотчиной дворян Собакиных, на погосте были построены и оснащены деревянные храмы, погосту были дарованы значительные земельные наделы.  Первые документальные упоминания о погосте относятся к Смутному времени. Телешовский погост, как и окружающие Шую селения, неоднократно подвергался польско-литовскому разорению, о чем свидетельствуют допросные речи Шуйского земского старосты Ивана Оломпеева 1615 г. о набеге пана Александра Лисовского на окрестности Шуи. Храмы погоста описаны в писцовых книгах Афанасия Векова (1629 г.) и Александра Теприцкого с Иваном Небогатовым (1685-1686 гг.). Погосту отводится глава в классическом труде Шуйского историка В. Борисова “Описание города Шуи и его окрестностей” (1851 г.). В 1874 г. во Владимирских епархиальных ведомостях публикуется подробная “Летопись Ильинского погоста”(автор - предположительно священник погоста Николай Михайлович Соловьев).

http://sobory.ru/article/?object=06286

Другая особенность Ильинского погоста — бревенчатая ограда. Она укреплена бревенчатыми срубами и крыта двускатной кровлей. Такими оградами, придающими сооружениям сходство со старинной крепостью, были раньше окружены многие монастыри и погосты. Эта ограда послужила образцом при возведении ограды Кижского погоста. В ограде были устроены лавки, где крестьяне и купцы торговали по праздникам и в ярмарочные дни. Вероятно, праздничная торговля была прибыльной, поскольку на соседнем острове Колгостров были оборудованы обширные складские помещения для купеческих товаров. В 1930-е годы растерявший по лагерям священников и прихожан Ильинский Погост опустел. В 1991 году началось возрождение монастыря. С 2003 года на Ильинском погосте начались богослужения. В 2004 году директор Водлозерского национального парка Олег Червяков был рукоположен в священники и стал настоятелем Ильинской церкви. 23 декабря 2006 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на Ильинском погосте учреждён мужской монастырь Свято-Ильинская Водлозерская пустынь. В новообразованном монастыре подвизаются игумен Киприан (Грищенко), иеромонах и иеродиакон, инок и послушники. http://readtiger.com/wkp/ru/ Ильинско-Водлозерский погост за свою долгую историю сменил три деревянных храма. С 1798 года на нём стоит четвёртая по счёту кубоватая Ильинская церковь. Храмы этой группы распространены только в Поонежье и на Поморском берегу Белого моря. Но не ищите этот погост на карте бассейна реки Онеги и на берегу Белого моря — его там никогда не было. Это единственный кубоватый храм, построенный в Обонежье в традициях русского деревянного зодчества, вопреки типовому проекту, спущенного духовной консисторией. Водлозерский край речными путями связан с Онежским озером, но административно с 1569 по 1802 годы относился к Каргополью. Поэтому Водлозеро занимает промежуточное положение между двумя крупными районами Русского Севера — Обонежьем и Поонежьем. Соединение различных региональных традиций ярко выразилось в архитектуре наиболее значительного памятника Водлозерья — церкви Ильинско-Водлозерского погоста.

http://sobory.ru/article/?object=22024

Колокольня юрьегорской церкви, как мы представили по старинным чертежам, поднималась над сенями и включала четверик, восьмерик и ярус звона, покрытый шатром. Объединение церкви и колокольни в одно здание в деревянном зодчестве получило распространение в XVIII – XIX вв. Такая компоновка осуществлялась двумя путями. На примере обонежских построек мы видим, что это делалось не сразу, а колокольня, будучи поставленной на одной оси с церковью, позже соединялась сенями или переходом. Примером тому Варваринская церковь в деревне Яндомозеро, Никольская церковь (первоначально часовня) в селе Вегорукса, Ильинская церковь Ильинско-Водлозерского погоста. Иной вариант объединения церкви с колокольней представлен единовременно возведенными сооружениями, которые, надо сказать на Севере так и не получили широкого распространения. Среди подобных примеров можно упомянуть Успенскую церковь в Кондопоге, Богоявленскую в Челмужах, церковь Спасозерской пустыни. В деревянном зодчестве Русского Севера устойчивым традиционным приемом оставалось возведение отдельных колоколен. Больше всего примеров одновременного строительства церквей, объединенных с колокольней, относится к XIX в. В это же время появилось большое количество часовен со звонницами. Судя по чертежам Троицкой церкви и зафиксированной в натуре форме плана, нет оснований полагать, что колокольня позднейшая. Скорее всего, она была построена одновременно с церковью... Троицкая церковь представляет редкий и довольно ранний для Русского Севера пример объединения церкви и колокольни сразу при строительстве. Вместе с тем, колокольня юрьегорской церкви выделяется тем, что ее завершение не было перестроено в соответствии со вкусами XIX в., как это было сделано на ближайшей колокольне Ильинско-Водлозерского погоста. Как мы видим, юрьегорская церковь, находясь на территории, историческими водными путями связанной с Обонежьем, административно длительное время подчиненной Каргополью, а географически тяготеющей к Поморью, по своему архитектурному решению оказывается ближе всего к поморским традициям. Масштаб постройки свидетельствует о том, что в свое время Юрьева гора, даже после упразднения монастыря, имела немаловажное значение в религиозной жизни края. Захоронение преп. Диодора, несомненно, было местом паломничества.

http://sobory.ru/article/?object=41551

Ныне существующее здание церкви было построено в 1825-1832 гг. на средства купцов М. А. Ленивцева и А. И. Отрыганьева. Прямоугольное в плане большое, просторное однокупольное здание с крупной прямоугольной апсидой и боковыми портиками в шесть коринфских колонн, с треугольными фронтонами. В треугольники фронтонов вписаны фрески. От завершения храма остался только приземистый световой барабан с широким куполом. Прежде на нем возвышалась главка с тонким барабаном. Во второй этаж ведет эффектная многоступенчатая наружная лестница. Над западным фронтоном стояли две четырехугольные колокольни с арочными проемами (на одной из них проемы позднее были заложены). Обе колокольни уничтожены в советское время. Вверху был летний Ильинский храм, внизу зимняя церковь иконы Божией Матери Ярославской с приделами Тихона Амафунтского и Михаила Архангела. Как и все постройки на Стрелке, Ильинско-Тихоновская церковь сильно пострадала во время восстания 1918 года. Храм был закрыт в начале 1920-х, колокольни сломаны. В 1924 году городские власти решили открыть в храме дом-музей Ленина. Архитектор Князев, которому доверили этот проект, писал: «Это почти гражданское строение, очень величественное и красивое, вполне отвечает назначению для устройства в нем музея». На первом этаже планировали разместить партийный архив и комнаты для научных занятий, на втором – музей-пантеон, посвященный вождю. Фронтоны и ниши фасадов должны были быть украшены революционными фигурами. Но музея не получилось. Здание отдали под склад, затем здесь было общежитие мединстиута. Сейчас в храме располагается контора реставрационной мастерской. Здание частично реставрировали в 70-е годы XX века. По материалам сайта http://www.moi-jaroslavl.ru/ Ильинско – Тихоновская церковь расположена на берегу реки Волги, близ кафедрального собора, каменная, приходская. В верхнем этаже летняя, в нижнем зимняя, прочная. Верхняя об одном престоле - в честь Илии пророка; нижняя с тремя: главный - в честь иконы Ярославской Божией Матери, приделы: правый – в честь Архистратига Михаила, левый - в честь св. Тихона, епископа Амафунтского. Построена в 1825 – 31 гг. иждивением статского советника М. А. Ленивцева и с.-петерб. 1-й гильдии купца А. И. Отрыганьева.

http://sobory.ru/article/?object=00576

старопечатных книг графа Толстого, стр. 234; но действия этой типографии были слабы, и православные церкви особенно Черниговской епархии время от времени нуждались в Богослужебных книгах, которыми Киев, обуреваемый кровопролитием и мятежами гетманов был не в состоянии обильно наделять православие; надобно было за богослужебными книгами обращаться в Львов к тамошнему православному братству, но отдаление затрудняло их доставление. Архиепископ Лазарь сначала завел типографию Новгороде Северском при тамошнем Преображенском монастыре, потом в Чернигове при Ильинско-Троицком монастыре. Протоиерей Страдомский неизвестно на чем утвердился сказать, что Баранович вывел эту типографию из Новгорода-Северского и подарил ее тому Ильинско-Троицкому монастырю. По описаниям старопечатных книг, как-то у Сопикова I, стр. 264 усматриваем, что в Чернигове первая книга напечатана в 1675 г., именно Часослов, но после того в Новгороде-Северском печатались еще книги, как-то 1676 года две книги: «Скарбница» и «Новая мера старой веры», 1678 – «Старая церковь новой церкви римской». Словарь писат. Дух. чина I, 230–232-II, 6. По Сопискову I, CVIII, в одном 1680 году напечатано в Чернигове четыре издания разных книг. Здесь продолжалось обильно печатание в начале XVIII столетия. Лазарь Баранович учеными трудами, полезными учреждениями и ревностью к пользе православию явился для Черниговской епархии тоже, что для Киева и Малороссии митрополит Петр Могила . При Барановиче Чернигов был вместилищем ученых; их он то собрал, то возрастил сам; они под его руководством и надзором неутомимо трудились к утверждению православия и поражению врагов оного, ученые окружали архиепископа Лазаря: 1)Иоанникий Голятовский, муж глубоких познаний и удивительной ревности, из ректоров Киевской Академии и игуменов Киевобратских, архимандрит Елецкий в Чернигове; здесь и в Новгороде Северском большую половину своих сочинений издавший, следовательно, по назначению и руководству архиепископа Лазаря Барановича. Страдомский об Иоанникии Голятовском пишет, что он после Лазаря Барановича, будучи ректором Киевской Академии, когда «в 1665 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

В 1808-1813-х гг. при строительстве каменной церкви отмечены случаи чудесного исцеления от Животворящего Креста. В деревне Марково жили две сумасшедшие девицы, лишившиеся рассудка после страшной грозы. Их матери во сне явился старец, который велел отслужить молебен за здравие беснуемых Животворящему Кресту. Старец вынул крест из-за пазухи и показал матери. Мать пришла к о. Михаилу и пересказала сон. Отец Михаил показал все кресты, но нужного не нашли. Сон повторился, поиски продолжи-лись. Отец Михаил нашел в ризнице совершенно ветхий деревянный крест, который уже не использовался при службах (этот крест священник планировал забрать с собой в могилу). Отслужили молебен, беснуемых девиц окропили и дали святой воды. Они вылечились. Крест все же был слишком ветхим, поэтому с него сделали точную копию, которой передались чудодейственные свойства. Ильинско-Телешовский погост стал родиной известного духовного писателя Агафангела (в миру Алексея Михайловича Соловьева, 1812-1876 гг.). О. Агафангел - потомственный священник (на погосте служил его родной брат), был ректором харьковской и костромской семинарий, казанской духовной академии, епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским. В Казани основал журнал " Православный Собеседник " . Главные труды Агафангела: перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861 г.); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860 гг.); " Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам " (СПб., 1854 гг.); " Слова " (изд. 2, СПб., 1859 г.). На Телешовском погосте был сооружен памятник над могилой матери о. Агафангела по его поручению. Священник Ильинско-Телешовского погоста Федор Казанский был в числе добровольных корреспондентов, сотрудничающих с Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева. Цель деятельности бюро состояла в обширном по охвату и содержанию социологическом исследовании различных сторон русской традиционной культуры. Сначала разрабатывались анкеты – опросные листы, затрагивающие сотни вопросов из бытовых, религиозных…сторон жизни россиян, затем добровольные участники, проживающие в разных уголках страны (в числе которых был и Ф. Казанский) отвечали на вопросы, посылали результаты в столицу, выполнялась обработка и обобщение результатов. Среди сведений о корреспондентах указывается “известно, что Ф.Казанский принял энергичные меры к тому, чтобы учредить в 1894 г. в погосте Ильинское-Телешово общество трезвости. К 1895 г. число членов общества возросло с 10 до 33 человек. На своих собраниях члены общества обсуждали текущие дела, занимались чтением нравственных книг”. Ф. Казанский являлся членом уездного отделения Епархиального совета Шуйского уезда, в 1900 г. был награжден скуфьею.

http://sobory.ru/article/?object=06286

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010