С. 192-195; Пигин А. В. Народная мифология в севернорус. житиях//Там же. С. 331-334; Власов А. Н. Эпизод «преставления» святого как структурный элемент житийного текста: На мат-ле памятников устюжской лит. традиции//Смерть как феномен культуры: Межвуз. сб. науч. трудов. Сыктывкар, 1994. С. 53-75; Дмитриев Л. А., Творогов О. В. Жития//Лит-ра Др. Руси: Биобиблиогр. слов./Ред.: О. В. Творогов. М., 1996. С. 67-70; Каган-Тарковская М. Д. Развитие житийно-биогр. жанра в XVII в.: Жития Адриана и Ферапонта Монзенских, Трифона Вятского, Симона Воломского, Серапиона Кожеозерского, Арсения Новгородского, Никандра Псковского//ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 122-132; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исслед. и тексты. СПб., 1996; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси, 988-1237. СПб., 19962. С. 184-241; Александров А. В. Образный мир агиографической словесности: Ст. и мат-лы. Од., 1997; Brogi Bercoff G. Aspetti dell " agiografia russa nell " epoca di transizione (XVII-XVIII sec.)//Scrivere di santi: Atti del II Convegno di studio dell " Associazione italiana per lo studio della santità, del cilti e dell " agiografia, Napoli, 22-25 ottobre 1997/A cura di G. Luongo. R., 1998. P. 285-301; Лоевская М. М. Традиция и ее трансформация в жанре агиографии: На мат-ле старообрядческих житий святых: АКД. М., 1999; Толочко А. П. Похвала или Житие?: Между текстологией и идеологией княжеских панегириков в древнерус. летописании//Palaeoslavica. Camb. (Mass.), 1999. Vol. 7. P. 26-38; Пак Н. И. Жизнеописания подвижников XIX в.: Типология жанра//Оптина Пустынь и рус. культура: Тез. докл. конф. Калуга, 2000. С. 67-70; Юхименко Е. М. Старообрядческая агиография кон. XVIII в.//ГДРЛ. 2000. Сб. 10. С. 563-615; Артамонов Ю. А. Княжеская власть и рус. агиография XI-XII вв.: (История создания агиогр. сочинений киево-печерской традиции): АКД. М., 2001; Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologische, miszellanologische und textologische Untersuchungen.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Не здесь ли: “…в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал”? Ведь и в самом деле: в сонете, посвященном сонету, сам сонет как форма до сих пор только называется, но никак не характеризуется, и в этом некая почтительная отчужденность; и только в одном этом месте отчужденность пропадает, автор мягко, чуть ли не нежно, прикасается к предмету, который воспевает: вот он, мол, какой, сонет, “…размер его стесненный…”. Я некоторое время кружил вокруг этого места, ощущая, как в детской игре: тепло, тепло… И вдруг сразу стало горячо: Певец Литвы в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю .…. Безмолвно от стесненных рук Освобождая стан свой гибкий… В том локальном лирическом пространстве, которое образуется в эти месяцы всего несколькими стихотворениями и овеяно темой любви к Н.Н., такое не может быть случайным. Я не к тому, что совпадение сознательно: просто о любви он говорит языком поэзии, а о поэзии — языком любви: тоже своего рода “песнь песней”. То, что происходит на белом листе бумаги, обдает пламенем интимного акта или объятия, а “другие милые… черты” музы просвечивают в образе невесты так же неоспоримо, как в “барышне уездной” или “неторопливой” княгине. Так, может быть, из этих интимных глубин поэзии-любви, любви-поэзии и выплыла тема сонета — строгой и изысканной стихотворной формы, которая есть образец сочетания свободы с самоограничением, полета чувств с порядком в мыслях, вдохновения с трудом и расчетом; формы, требующей от стихотворца того же, чего от мужчины требует супружество? Формы, таившей себя в онегинской строфе и вдруг выступившей открыто, со скромной парадностью сватовства? “Чем кончился “Онегин”? — Тем, что Пушкин женился” (Анна Ахматова. О Пушкине. Статьи и заметки. Л.,1977,с.188. — В.Н.). Чем кончается лирика Пушкина-жениха перед творческим и жизненным (в преддверии свадьбы) рубежом Болдинской осени? Двумя сонетами подряд: 7 июля — “Поэту”, 8 июля — “Мадона”. И дальше, в течение ровно двух месяцев — ничего (если не считать единственной эпиграммы).

http://azbyka.ru/fiction/da-vedayut-poto...

Разделы портала «Азбука веры» ( 22  голоса:  4.7 из  5) Несколько новых русских сказок Глава из книги “Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы” У зрелого Пушкина есть три четко определившихся цикла крупной формы: “Повести Белкина”, “маленькие трагедии” и сказки. Два первые цикла созданы единовременно, в течение Болдинской осени 1830 года, и отдельные произведения, составляющие их, разделены неделями, а то и днями; третий цикл создавался в течение пяти лет (“Сказка о попе и о работнике его Балде” — 1830, “Сказка о царе Салтане…” — 1831, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне…” — 1833, “Сказка о золотом петушке” — 1834), — что вовсе не мешает его цельности, напротив, подчеркивает ее. Параллелизм и внутренняя связь этих трех циклов заслуживает отдельного исследования, но и сейчас можно — для краткости схематизируя — сказать, что материал “Повестей Белкина” — “быт” (“естество”), “маленьких трагедий” — “бытие” (“существо”), сказок — “сверхбытие” (“сверхъестество”); можно заметить также, что в “Повестях Белкина” материал организуется в форме прозы, в “маленьких трагедиях” — в форме театра, в сказках — в форме поэзии. Таким образом, в трех циклах представлены три основные рода, в которых действительность отражается искусством: эпос, драма и лирика. “Грозные вопросы морали” — так сформулировала Анна Ахматова одну из главных тем “маленьких трагедий”. Тема эта — общая для всех трех циклов, только звучит она в них по-разному. В “маленьких трагедиях” — звучание открыто философское и к тому же всемирное: разные страны, разные эпохи, “мировые” образы, пафос Истории. В “Повестях Белкина” — аспект как бы локальный и “бытовой”: обычная жизнь обычных людей; однако характер, смысл и масштабы того, что происходит в этой повседневной жизни, так значительны, что поневоле видишь: “быт” обнаруживает столь же взрывчатую силу, что и История. Исследователи “Повестей Белкина” отмечают (нагляднее всего это у Н.Берковского, в его книге “Статьи о литературе”.Л.,1962), что специфика русского быта и рождаемых им проблем словно бы пробивается в повестях сквозь “чужие”, иноземные наслоения.

http://azbyka.ru/fiction/da-vedayut-poto...

Это была настоящая буря вдохновения, о которой Пушкин писал: …Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Болдинской осенью было закончено совершеннейшее из его творений — роман в стихах «Евгений Онегин». Начатый в 1823 году в Кишиневе, он как верный друг сопутствовал поэту в его скитаниях: Пушкин продолжал его в Одессе, Михайловском и Петербурге. Судьба автора, его духовное и поэтическое развитие, его настроения, радости и печали — все отразилось в этом «собрании пестрых глав». И все же, несмотря на разнообразие материала, вошедшего в поэму, она едина и закончена. Могучий лирический поток своим ритмом и звучанием объединяет ее разнородные элементы. О чем бы ни рассказывал нам поэт — о светской ли жизни своего разочарованного героя, о печальной ли судьбе «милой Тани», любившей Онегина, отвергнутой им и соединившей свою жизнь с нелюбимым мужем, о восторженном ли поэте Ленском с кудрями черными до плеч, убитом на дуэли другом, о белокурой ли его невесте Ольге, скоро утешившейся после смерти жениха, о старушке ли няне, в платке и длинной телогрейке, — всегда мы слышим его личный голос, биение ег° сердца. Поэма едина, как едина личность автора, Как едина его душа; и ни в одном произведении Эта Душа, полная гармонической ясности, любовной Нежности, беззлобной насмешливости глубокой печали, не открывается перед ним так доверчиво, как в «Онегине». Пушкин говорит о себе, о своей жизни, о своих чувствах, воспоминаниях и мечтах. Его душа «трепещет и дрожит» — и из поэтического волнения ее рождаются образы, как легкие тени; они растут уплотняются, но никогда не отрываются вполне от породившего их лона — лирического потока. Онегин — конечно, не сам Пушкин: у него своя судьба, свой характер, свое особое лицо. Но как близок он автору, как часто забываем мы о черте, отделяющей творца от творения. Он «друг» поэта, его «добрый приятель» — у него та же «мечтам невольная преданность», «неподражаемая странность», он тоже «повеса пылкий», «философ в осьмнадцать лет». Когда в 1819 году поэт предается наслаждениям светской жизни, Онегин сопровождает его по театрам, ресторанам, холостым пирушкам, балам и раутам. Как Пушкин, Онегин страдает модным сплином, подражает Чайльд Гарольду и сочиняет злые эпиграммы; так же скучает в деревне, читает романы и ездит верхом. В лирическом романе герой не до конца объективируется: Пушкин приписывает ему свои желания, мысли, свои «поэтические бредни». Он как будто забывает иногда, что Онегин — светский сноб, а не поэт. Ночью, когда небо светло над Невой и луна отражается в воде, два друга — поэт и его герой — мечтают вместе:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=888...

15-летие обретения мощей преподобного Герасима Болдинского молитвенно отпраздновали в Смоленской епархии 23 июля 2016 г. 11:01 20 июля 2016 года в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре, в день празднования обретения мощей преподобного Герасима Болдинского, митрополит Смоленский и Рославльский Исидор возглавил Литургию в Троицком храме обители. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель монастыря архимандрит Антоний (Мезенцев), благочинный Смоленского городского округа протоиерей Павел Петровский, благочинный Ярцевского округа протоиерей Василий Мовчанюк, священник прихода храма в честь святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба города Смоленска архимандрит Аркадий (Недосеков), братия обители, клирики Смоленской епархии . Песнопения богослужения исполнил хор монастыря (регент — иеромонах Петр (Исаков)). За Литургией молились настоятельница Иоанно-Предтеченского женского монастыря города Вязьмы игуменья Лаврентия (Павлюченкова) с сестрами обители, паломники из Смоленска и других городов области, прихожане монастыря. После чтения Святого Евангелия правящий архиерей обратился к собравшимся с проповедью, в которой, вспоминая житие и духовные подвиги преподобного Герасима Болдинского, отметил необходимость почитания святых земли Смоленской. По окончании Литургии глава Смоленской митрополии , духовенство и миряне совершили крестный ход вокруг храма, а затем вознесли молитвы и иконы преподобного Герасима и у раки со святыми мощами Болдинского чудотворца. Митрополит Исидор поздравил архимандрита Антония, монашествующих, духовенство, мирян с праздником обители, пожелав всем молитвенной помощи великого святого земли Смоленской. В свою очередь, архимандрит Антоний выразил благодарность правящему архиерею, всем собравшимся за радость соборной молитвы в этот знаменательный для обители день, а также преподнес в дар Смоленскому Свято-Успенскому кафедральному собору икону преподобного Герасима Болдинского. Закончились торжества праздничной монастырской трапезой. 20 июля 2001 года в Свято-Троицком Болдинском монастыре были обретены святые мощи преподобного Герасима Болдинского, устроителя иноческого жития в Смоленском крае. Спустя три дня после обретения мощей было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, благословил 20 июля считать датой обретения всечестных мощей преподобного Герасима Болдинского. Смоленская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Калининград. Церковь Герасима Болдинского. Карта и ближайшие объекты В Калининграде, в районе «Северная гора» располагается храм преподобного Герасима Болдинского, построенный в 2006 году по инициативе молодёжной группы Крестовоздвижеского монастыря. Освящение благолепного храма митрополитом Кириллом состоялось в августе 2006 года. История храма началась с 1993 года, после совершения паломничества по монастырям России инициативной группы молодёжи. Во время посещения Герасимо-Болдинского мужского монастыря в Смоленской области (Дорогобужский район) на паломников произвела впечатление история жизни Святого Герасима. Церковь Герасима Болдинского была построена силами и средствами местных жителей и меценатов. Расписывали храм украинские иконописцы из города Мукачево на пожертвования местного депутата. Земля под храм также была подарена одним из прихожан. В 2003 году архимандритом Антонием (настоятель Свято-Троицкого Болдинского монастыря) были переданы частицы мощей преподобного Герасима, ныне находящиеся в искусно сделанном ковчежце. В июле 2012 года во дворе храма был установлен и освящён памятник Герасиму Болдинскому - работа белорусского скульптора Игоря Чумакова. Наиболее почитаемой в храме иконой является икона Божией Матери «Феодоровской», привезённая со Святой горы Афон. В 2006 году была построена православная церковь Герасима Болдинского в Калининграде. Благословение на строительство храма было получено в 2003 году. 20 августа 2006 года церковь Герасима Болдинского освятил правящий архиерей епархии, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В начале 2008 года построили долгожданную колокольню, освященную митрополитом. А в конце того же года было до конца оформлено и расписано внутреннее убранство. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=29493

Житие Герасима Болдинского Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой Житие Герасима Болдинского сохранилось в двух редакциях. Первая редакция Жития была составлена игуменом Болдинского монастыря Антонием не позднее 1586 г., когда Антоний стал Вологодским епископом (умер Антоний в 1588 г. и был погребен в Вологодском Софийском соборе). При работе над Житием Антоний использовал ценный исторический источник – завещание-устав самого Герасима, в котором преподобный кратко рассказывает об основании четырех монастырей и предписывает правила жизни в обителях; правила эти типичны для общежительных монастырей. Из завещания-устава Антоний взял точные даты и некоторые обстоятельства основания монастырей, имена назначенных Герасимом игуменов; текст монастырского устава Герасима почти без изменений вошел в Житие в качестве предсмертного поучения святого. Составляя Житие Герасима Болдинского, Антоний продемонстрировал достижения Макарьевской агиографической школы и одновременно сумел соединить высокую стилистику с реальной основой содержания большинства эпизодов Жития. Первая редакция Жития сопровождается рассказами о семнадцати посмертных чудесах святого. Текст Первой редакции сохранился всего в двух списках XVII в. (РГБ, ф. 310, 600, л. 142–210 об.; РГБ, ф. 236, 94, л. 165–220). Вторая редакция Жития Герасима Болдинского составлена неизвестным автором спустя непродолжительное время после труда Антония. Автор Второй редакции переработал текст антониева Жития, исключив целый ряд основанных на риторике фрагментов и составив более простой и лаконичный рассказ о жизни святого. Многие житийные эпизоды предстают отражением реальных картин монастырского быта. Перерабатывая более абстрактное повествование антониева Жития, автор Второй редакции конкретизирует рассказ, уточняет разного рода детали, выявляет реальные причинно-следственные связи. Он старается более точно цитировать завещание-устав Герасима (текст его он несомненно имел перед собою при работе над Житием). Наиболее значительным отличием содержания Второй редакции является отсутствующий в антониевом Житии рассказ об основании Герасимом монастыря в Свирковых Луках. Эта часть текста Второй редакции наиболее ярко отражает творческую манеру неизвестного автора, которая характеризуется стремлением к реальности повествования наряду с упрощением стиля и приемом литературной разработки рассказа. Во Второй редакции Жития нет тех семнадцати рассказов о чудесах, которые имеются в Первой редакции; ее сопровождает рассказ о другом чуде, но сохранилось лишь начало этого рассказа. Текст Второй редакции известен только в одном списке XVII в. (РНБ, собр. Погодина, 711), повествование в котором обрывается после нескольких начальных фраз рассказа о посмертном чуде преподобного Герасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Смоленской митрополии состоялись торжества по случаю 20-летия обретения мощей преподобного Герасима Болдинского 21 июля 2021 г. 11:03 20 июля 2021 года, в день 20-летия обретения мощей преподобного Герасима Болдинского, в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре  митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , епископ Переславский и Угличский Феоктист , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий и епископ Рославльский и Десногорский Мелетий совершили Божественную литургию в Троицком храме обители. Архипастырям сослужили наместник Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря, духовник всех монастырей Смоленской епархии архимандрит Антоний (Мезенцов); секретарь Архиерейского совета, благочинный Ярцевского церковного округа протоиерей Василий Мовчанюк; благочинный Демидовского церковного округа протоиерей Александр Миронов; благочинный Петропавловского церковного округа, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Смоленской епархии иерей Дионисий Давыдов; духовенство Смоленской, Вяземской и Рославльской епархий. Богослужебные песнопения исполнил хор монастыря (регент — иеромонах Петр (Исаков)). За Литургией молились прихожане обители и многочисленные паломники. После чтения Евангелия епископ Феоктист обратился к молящимся с проповедью. По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг храма, затем были вознесены молитвы у иконы преподобного Герасима и у раки со святыми мощами Болдинского чудотворца. Митрополит Исидор поздравил всех с праздником святой обители, пожелав молитвенной помощи великого святого земли Смоленской, и обратился к собравшимся с архипастырским словом .  По случаю памятной даты митрополит Исидор вручил духовенству и мирянам Смоленской и Вяземской епархий медаль Смоленской епархии преподобного Герасима Болдинского.  Далее состоялось вручение дипломов бакалавра теологии насельникам Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря, окончившим Смоленскую духовную семинарию. Дипломы вручил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, ректор Смоленских духовных школ. Владыка Исидор обратился к выпускникам с напутственным словом .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Торжества в день памяти преподобного Герасима Болдинского прошли в Смоленской митрополии 15 мая 2021 г. 11:16 14 мая 2021 года, в пятницу седмицы 2-й по Пасхе, день памяти святого преподобного Герасима Болдинского, в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий и епископ Рославльский и Десногорский Мелетий совершили Божественную литургию. Архипастырям  Смоленской митрополии сослужили настоятель Герасимо-Болдинского мужского монастыря, духовник насельников монастырей Смоленской епархии архимандрит Антоний (Мезенцов), секретарь Архиерейского совета, благочинный Ярцевского церковного округа протоиерей Василий Мовчанюк, духовенство Смоленской, Вяземской и Рославльской епархий. Песнопения исполнил хор обители. За богослужением молились настоятельница Димитриевского монастыря города Дорогобужа игумения Антония (Егорова) с сестрами обители, прихожане монастырского храма, паломники из разных уголков Смоленщины. По окончании Литургии состоялся крестный ход, во время которого на монастырском кладбище митрополит Исидор совершил заупокойную литию. По возвращении в храм митрополит Исидор обратился к верующим с проповедью. «2021 год является юбилейным для нас, поскольку мы отмечаем 20-летие обретения мощей преподобного Герасима, и весь год будет наполнен особыми торжествами», — напомнил правящий архиерей. Епископ Сергий и епископ Мелетий также обратились с приветствием и поздравлением к братии монастыря и всем молящимся. Архимандрит Антоний (Мезенцов) рассказал о времени начала возрождения монастыря из руин, о радостном обретении святых мощей преподобного Герасима Болдинского  и о его небесном покровительстве. Также настоятель монастыря поблагодарил архипастырей за совместную молитву в этот день. Клир и миряне вознесли молитвы у раки преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. Торжества продолжились праздничной монастырской трапезой духовенства и мирян. В дар монастырю митрополит Исидор передал Рудненскую икону Божией Матери «Умягчение злых сердец», а также поздравил братию обители с личными датами. Затем под председательством митрополита Исидора состоялся Архиерейский совет Смоленской митрополии. Особое внимание было уделено теме празднования 20-летия обретения мощей преподобного Герасима Болдинского, которое будет отмечаться 20 июля сего года. Смоленская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Герасимо-Болдинском монастыре встретили престольный праздник обители 21 июля 2019 г. 13:43 20 июля 2019 года, в день празднования обретения мощей преподобного Герасима Болдинского, престольные торжества состоялись в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре Смоленской епархии . Божественную литургию в Троицком храме обители совершили митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , епископ Рославльский и Десногорский Мелетий . Архипастырям сослужили настоятель Герасимо-Болдинского монастыря архимандрит Антоний (Мезенцев), благочинные церковных округов Смоленской , Вяземской и Рославльской епархий, духовенство Смоленской митрополии , братия монастыря в священном сане. За Литургией молились настоятельница Свято-Троицкого монастыря города Смоленска игумения Николая (Саттерова), настоятельница Свято-Димитриевского монастыря города Дорогобужа игумения Михаила (Коровина) и сестры обителей, ктиторы Болдинского монастыря, многочисленные паломники из Смоленска и области, а также из других регионов России и ближнего зарубежья. Молитвенные песнопения исполнил хор монастыря. После чтения Святого Евангелия владыка Исидор обратился к собравшимся с архипастырским словом. По завершении Литургии состоялся крестный ход вокруг обители, во время которого на монастырском кладбище архипастыри совершили заупокойную литию. Затем правящие архиереи, клир и миряне вознесли молитвы у иконы святого Герасима, Болдинского чудотворца, и приложились к мощам великого святого земли Смоленской. Митрополит Исидор поздравил епископа Сергия, епископа Мелетия, архимандрита Антония, монашествующих, духовенство, мирян с праздником обители, пожелав всем молитвенной помощи святого преподобного Герасима Болдинского. Архимандрит Антоний выразил благодарность архипастырям и всем участникам богослужения за радость соборной молитвы в этот знаменательный для обители день. Общение духовенства и мирян продолжилось за праздничной трапезой во Введенском храме монастыря. По окончании Литургии впервые в стенах Герасимо-Болдинской обители состоялось расширенное заседание второго Архиерейского совета Смоленской митрополии под председательством митрополита Исидора. В Совете приняли участие епископ Сергий, епископ Мелетий, архимандрит Антоний (Мезенцев), благочинные церковных округов и руководители епархиальных отделов Смоленской, Вяземской и Рославльской епархий, братия монастыря. Секретарем Совета был назначен секретарь управления Смоленской епархии иерей Владислав Баган.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010