Скромный всегда и во всем, св. Феодосий остался верен себе и на этот раз. Вся характеристика деятельности его в качестве самостоятельного начальника епархии – на основании сохранившихся памятников – может быть представлена в следующем виде. Особенное внимание святитель Феодосий обращал на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия в среде своих пасомых. С этою целью он заботился о восстановлении прежних и устроении новых монастырей и храмов. Из дошедших до нас письменных памятников мы узнаем, что в самом начале своего единоличного управления епархиею святитель дал вдове стародубского полковника Марии Сужиловой свою грамоту, которою благословлял ее построить девичий монастырь на купленной ею вместе с покойным мужем земле; хутор, где положили основать монастырь и основали, назывался Печениками, отчего и самый монастырь получил наименование Печеникского. Святительская благословенная грамота на устроение этой обители красноречиво свидетельствует о великой ревности святителя об умножении иноческих обителей и о насаждении истинно-христианского благочестия в среде пасомых при посредстве этих обителей. Вскоре по получении святительского благословения, Мария Сулимова построила для новой обители храм в чести» Успения Пресвятой Богородицы, который и был затем освящен св. Феодосием. В следующем 1694 году по его благословению основан был любецкий скит в 2-х верстах от Любеча. В 1694 г. св. Феодосий освятил в Домницком мужском монастыре вновь сооруженный храм в честь Рождества Пр. Богородицы и установил празднование чудотворной и иконе Домницкой во 10-ую пятницу. В то же время святитель Феодосий ревностно заботился и о создании храмов Божиих. Летом 1695 г. святитель освятил величественный храм в честь Пресвятые Троицы, построенный на вершине горы Болдинской, возле древнего Ильинского монастыря, почему и самый монастырь стал называться Троицко-Ильинским.. Постройка этого храма начата благодаря усердию и личным средствам архиеп. Лазаря, но совершенно закончена была при св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С 1862 г. инспектор Вологодской ДС. С 1863 г. настоятель Спасо-Каменного Преображенского монастыря Вологодской епархии. С 1864 г. ректор Вологодской ДС и настоятель Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря Вологодской епархии. С 1867 г. настоятель Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря. С 1873 г. настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря. С 1874 г. настоятель УспенскогоПустынского Мстиславского монастыря Могилевской епархии; с 1877 г. настоятель Рождество-Богородицкого Белыничского монастыря той же епархии. С 1881 г. настоятель Иоанно-Предтеченского Трегуляева монастыря Тамбовской епархии. С 1886 г. настоятель Лебедянского Троицкого монастыря. С 1894 г. – настоятель Покрово-Болдинского монастыря близ Астрахани. 11.06.1895 г. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанскойе пархии. С 22.01.1900 г. епископ Рязанский и Зарайский. 07.11.1902 г. уволен на покой. С 1903 г. проживал в Московском Новоспасском монастыре, где и скончался. См.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1987. Т. 5. С. 478–479.) 250 (...студент III курса Остроумов... – Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович, 06.11.1880–28.11(08.12?).1937) – архиепископ Смоленский и Дорогобужский, священномученик. Родился в семье псаломщика Ильинской церкви на Воронцовом поле в Москве. Окончил МДС (1900) и затем МДАсо степенью кандидата богословия (1904), второй магистрант LIX курса; оставлен профессорским стипендиатом. 14.09.1904 г. пострижен в монашество; 18.09.1904 г. рукоположен во иеродиакона, 19.09.1904 г. рукоположен воиеромонаха. 28.10.1904 г. назначен и. д. доцента МДА по кафедре гомилетики митрополитом Московским Владимиром вопреки решению Совета МДА. С 19.02.1906 г. лекций не читал, бойкотированный студентами за назначение на должность преподавателя административно, вопреки мнению большинства Совета и без прочтения пробных лекций, что противоречило Высочайше утвержденным 20.01.1906 г. «Временным правилам об автономии Академий». 11.04.1906 г. Совет МДА постановил уволить иеромонаха Серафима от должностии просить перевести в другую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697, г. Владимир-Волынский - 28.02.1772, Ревель (совр. Таллин)), сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ростовский и Ярославский. Род. в семье униатского священника из польск. шляхетского рода. Первоначальное образование получил в школе родного города и Львовской католич. академии. В 1715 г. поступил в Киевскую академию. Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Гравюра И. Полякова. XIX в. Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Гравюра И. Полякова. XIX в. Проповеднический талант Мацеевича обратил на себя внимание преподавателей, и в 1716 г. он был направлен в Черниговскую епархию. В том же году в новгород-северском в честь Преображения Господня мон-ре архим. Геннадием (Стефановичем) он был пострижен в монашество с именем А.; служил проповедником и обучал лат. языку в монастырской школе. В 1717 г. рукоположен во иеродиакона. Сблизился с Черниговским архиеп. Антонием (Стаховским) , впосл. покровительствовавшим ему. В 1718 г. вернулся в Киевскую академию, по окончании к-рой в 1723 г. в киевском Софийском соборе еп. Переяславским Кириллом (Шумлянским) был рукоположен во иеромонаха и оставлен проповедником при академии. В 1726-1727 гг. служил проповедником при Киевском архиеп. Варлааме (Ванатовиче) . В 1728-1729 гг. проживал в Киево-Печерском мон-ре, в 1729-1730 гг.- в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова. По приглашению Тобольского митр. Антония в дек. 1730 г. А. отправился в Тобольск, где при архиерейском доме исполнял послушания проповедника, экзаменатора ставленников и духовника. Активно участвовал в обращении язычников и в борьбе со старообрядчеством . В нач. 1733 г. по благословению митр. Антония направлен в Болдинский мон-рь. В Холмогорах встретился с архиеп. Архангелогородским Германом (Купцевичем), по благословению к-рого отправился в Соловецкий мон-рь , служивший местом заточения расколоучителей. А. много беседовал с игум. Мошенского мон-ря Иоасафом, сосланным в Соловецкую обитель за проповедь раскола, в 1734 г. составил «Увещание» игум. Иоасафу, обнаружившее в авторе талант полемиста.

http://pravenc.ru/text/76190.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Феодосий Черниговский Свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий), архиеп. Черниговский 11 сентября 1692 года он был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением с сан архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля . Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан девичий Печеникский монастырь , и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года - величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович) , будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. Но недолго святитель Феодосий окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника.

http://drevo-info.ru/articles/8981.html

Пророка Илии, б) с левой – Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 2) ЦЕРКОВЬ тёплая во имя Св. Иоанна Златоустог о; 3) КОЛОКОЛЬНЯ над воротами; 4) КЕЛИЙ тринадцать в одном флигеле; 5) СЛУЖБЫ. Этот монастырь, сверх положенного по Штату жалованья, содержание своё получает от руги, назначенной Князьями Слуцкими по 12 бочек жита, да с приписной к оному монастырю деревни, в которой крестьян мужского пола до 200 душ, экономические доходы, и от других угодий. Настоятельство в монастырь сем Игуменьинское. Ильинский Троицкий монастырь Черниговский кафедральный мужской, находящийся близ губернского города Чернигова. Построен в 6587/1079 году при Великом Князе Черниговском Святославе Ярославиче, на Болдинской горе на том самом месте, где Преп. Антоний Печерский, уйдя из Киева, от гнева Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича, жил и выкопал пещеру. Этот монастырь в нашествие на Российские страны Татарского Хана Батыя, опустошившего оные, в 6745/1237 году, был разорён и стоял пуст 412 лет. Потом в 7157/1649 году, Божьей помощью, церковь Св. Пророка Илии, при ней и монастырь старанием и коштом благочестивого Ктитора Пана Стефана Пободайлы, бывшего Полковника Черниговского, возобновлены Иеромонахом Зосимоё Тишевичем, Игуменом того монастыря;·и по церкви Св. Пророка Илии, назван монастырь Ильинским. А с 1679 года, когда при Игумене Ирщановиче, построена вблизи Ильинской другая во имя Святой Троицы, монастырь начал именоваться Троицким Ильинским. Ныне этот монастырь весь каменный со вновь построенной по новой архитектуре колокольней каменной же. Сверх сего достоин он примечания: 1) по имеющемуся в нём чудотворному образу Пресвятой Богородицы, Ильинским Черниговским именуемому, который писан 1658 года монахом Геннадием Константиновичем, маляром Дубенским; 2) что здесь из давних лет была Духовная Типография для печатания разных церковных духовных книг. К монастырю сему приписаны монастыри: 1) Богословский пустынный Мироновский; 2) Яриловицкий. См. о них в своём месте. Настоятельство Игуменское продолжалось от возобновления оного до 1719 года, в котором Марта 22 Игумен Ирщанович за усердное и тщательное возобновление, устроение и распространение этой обители произведён в Архимандрита, с дозволением отправлять священнослужение на коврах, каковым преимуществом пользовались и преемники его до обращения монастыря в Кафедру Черниговских Архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В самом начале его святительства по его благословению был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году по его благословению был основан Любецкий скит в двух верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъем в усилении иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. По преставлении преосвященного Лазаря (3 сентября 1693 г.) управление Черниговской епархией святителем Феодосием продолжалось недолго. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 5 февраля 1696 г. святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. С тех пор благоговейное почитание святителя Феодосия становилось все распространеннее. О необычной скромности святителя Феодосия, как особом благодатном даровании, свидетельствовала вся его подвижническая жизнь и сокровенная помощь тем, кто возносил ему молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В 1688 году святой Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. С того времени деятельность святого переносится в Чернигов, где он становится ближайшим помощником Преосвященного Лазаря (Барановича), помогая ему во всех трудах по управлению и благоустроению епархии. Так, он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров. В начале 1689 г. святой Феодосий вместе с Батуринским игуменом святым Димитрием (Туптало), будущим митрополитом Ростовским, ездил в Москву по тому же делу к Патриарху Иоакиму. В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского. Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году – величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание Святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов. Покровительствовал духовным школам, приглашая из Киева ученых монахов, среди которых был снятой Иоанн (Максимович) , будущий митрополит Тобольский. Последний стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве Духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И так, немало поучив их по божественному Писанию и последнее целование братии о Христе подав, одарил их преподобный молитвами своими, воздел руки к небу, сотворил молитву и последнее свое слово изрек: «Господи, в руки твои предаю душу мою». В это же время пели заутреню, и был день памяти преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. И когда начали читать Святое Евангелие, во время чтения слов: «Придите ко мне, все утружденные и обремененные, и я дам вам покой», – предал преподобный Герасим честную душу свою в руки Божии в год 7062 (1554) в первый день месяца мая в седьмом часу ночи. И тотчас келья наполнилась благоуханием сильным, и было лицо преподобного светлее, чем у живого. Погребли его с честью, с кадилами и свечами, в созданном им самим монастыре Живоначальной Троицы, называемом Болдино, у придела Сергия чудотворца с южной стороны. И разошлись братья с миром по своим монастырям, кто где жил. Прожил же преподобный Герасим в разных пустынях двадцать шесть лет, а постриг принял в тринадцать лет, у старца своего в келье прожил двадцать лет и в (своей) келье шесть лет; и когда преставился преподобный Герасим, было братьев, живущих в Болдинском монастыре, сто двадцать семь человек, жили же они по заповедям Господним и по завету преподобного отца нашего Герасима, славя Бога и преподобного Герасима чудотворца в молитвах призывая; прожил же он всего шестьдесят пять лет. Чудо преподобного отца нашего Герасима о старце Вассиане Швале После преставления преподобного Герасима случилось так, что в Вязьме в Предтеченском монастыре, построенном преподобным, сломались часы, починить же их было некому. И приехал из большого монастыря из Болдина в Вязьму в Предтеченский монастырь для починки часов ученик преподобного Герасима именем Вассиан, по прозвищу Шваль. Было же при нем два больших коня. И украли у него тех коней воры. Долго искал он лошадей и не нашел их. И в то время как пребывал он в скорби и печали... МЕСЯЦА МАЙЯ ВЪ 1 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ГЕРАСИМА, СМОЛЕНСКИХЪ ПРЕДЛЪ ГРАДА НАРИЦАЕМАГО ДОРОГОБУЖА БОЛДИНА МОНАСТЫРЯ 932 ЧЮДОТВОРЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красников описывал начало нулевых как социальную и культурную эпидемию, клеймил позором разного рода возбудителей этого страшного заболевания. Многие из них сегодня признаны иностранными агентами. Слава Богу, теперь они покинули страну и от этого мы стали гораздо чище. Возникает явственное осознание того, что за эти 20 лет личными усилиями и государственной волей мы проделали большую работу ради культурного, социального, мировоззренческого очищения. Потому что те, кто прежде, в 90-ые годы, были идеологами и властителями дум – посрамлены. Конечно, еще предстоит большая работа. России необходимы были 20 лет духовного самозаточения, сосредоточения, как Пушкину осенние дни в пору холеры 30-ых годы 19 века. Поэт не смог выехать из Болдино, когда в России началась эпидемия, но его заточение обернулось благодатной «Болдинской осенью», из которой поэт привез целую россыпь литературных шедевров. России важно было уберечься от западной холеры холеры, побыть в своей уединённой «Болдинской осени», чтобы обрести лад с самой собой. И разговор о сбывшейся Русской мечте сегодня, как никогда актуален. Наша Русская мечта была осознана как победа. Победа – это Русская мечта, к которой мы стремимся. Не геополитическая победа, не экономическая победа, а победа света над тьмой. Та победа, которая была начертана на Кресте Спасителя, – НИКА. Греческое слово νικα (лат. транслитерация – nika) означает «побеждает». Поэт Павел Антокольский в своё время сказал, что жизнь готова на любые передержки, когда речь идёт о мечте. Мы сегодня переживаем тяжелейшие передержки и значительные потери, но речь идёт о Русской мечте, речь идёт о Победе. И поэтому всё преодолимо. И поэтому победа воссияет! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/my...

А между тем, все прежнее было приготовлением к тому, что Стенька зимою обдумывал в своем земляном городке. В Москве не оказали полного одобрения распоряжениям Прозоровского. В грамоте от имени царя в Астрахань было замечено, что воеводы не поняли смысла милостивой грамоты, посланной для вручения казакам. Там было сказано, чтоб отпустить казаков с моря на Дон, а не из Астрахани Волгою. «Вы пропустили воровских казаков мимо города Астрахани и поставили их на Болдинском Устье выше города (писано было теперь в Астрахань); вы их не расспрашивали, не привели к вере, не взяли товаров, принадлежащих шаху и купцу, которые они ограбили на бусе, не учинили разделки с шаховым купцом. Не следовало так отпускать воровских казаков из Астрахани; и если они еще не пропущены, то вы должны призвать Стеньку Разину с товарищами в приказную избу, выговорить им вины их против великого государя и привести их к вере в церкви по чиновной книге, чтоб вперед им не воровать, а потом раздать их всех по московским стрелецким приказам и велеть беречь, а воли им не давать, по выдавать на содержание, чтоб они были сыты, и до указу великого государя не пускать их ни вверх, ни вниз; все струги их взять на государев деловой двор, всех пленников и награбленные на бусах товары отдать шахову купцу, а если они не захотят воротить их добровольно, то отнять и неволею». Из этого видно, что правительство давало милостивую грамоту для возвращения на Дон только в том случае, когда казаков нельзя будет поймать в руки, а в противном случае оно хотя и даровало им жизнь и избавляло от казни, но пресекало им средства к возобновлению своего удальства. Если б воеводы не спасли Стеньки Разина заранее, этот удалец, верно, был бы отправлен на стрелецкую службу куда-нибудь далеко от тихого Дона и Волги-матушки. Воеводы, получив такое замечание, отговаривались старыми примерами, что подобная казацкая шайка, под начальством Ивашки Кондырева, состоявшая из двух человек, также была некогда пропущена и поставлена на Болдинском Устье; что их не отдавали за приставы (под стражу) и не приводили к вере; что теперь воеводы требовали несколько раз от Стеньки возвращения пленников и отдачи награбленного на бусах, но не смели отнять у них насильно, потому что, тогда к ним пристали бы многие люди и произошло бы кровопролитие. Воеводы оправдывались еще тем, что так поступили с совета митрополита. 262

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010