нам к Св. Синоду и престолу патриаршей церкви. Распространявшие подобные слухи при этом добавляли, что решение относительно судьбы экзархии состоялось не без ведома Болгарской церкви и княжеского правительства. Несмотря на решительные заявления официального органа Болгарской церкви «Црковного Вестника» и других болгарских журналов и газет («Светник», «Блгария», «Препорец»), что подобного вопроса совсем и не поднималось, многие иностранные журналы и газеты продолжали заниматься слухами и предположениями о будущем переустройстве Греческой патриархии в связи с судьбой Болгарского экзархата, сообщали, будто русский посланник в Константинополе усиленно работал над этим вопросом и вел переговоры с Портой, Греческой патриархией, Болгарской экзархией и Болгарским правительством, имея при этом определенную цель – чтобы экзархия была удалена из Константинополя. Некоторые восторженные журналисты усматривали здесь, как и прежде, попытку открыть путь к патриаршему Синоду славянским архиереям, которые могут при благоприятных условиях занять и престол св. апостола Андрея в Константинополе. «Νεολογος» признает этот якобы русский проект весьма опасным для Греческой церкви, и именно потому, что Болгарские иерархи могут тогда сесть и на патриарший престол и во всяком случае будут иметь право участвовать в Св. Синоде патриархии... Встреча Болгарского экзарха с патриархом Иоакимом III 19 августа 1901 года во дворце султана послужила новым поводом к разным толкам и предположениям газет. Выдавали за достоверное, что при этой встрече между экзархом и патриархом велись переговоры о примирении Болгарской и Греческой церкви на следующих условиях: 1) Болгарская экзархия должна быть удалена из Константинополя, 2) Болгарские епархии в Турции, подведомственные экзархии, отходят к патриархии и 3) патриархия должна признать автокефальность Болгарской церкви в пределах княжества, с сохранением славянского характера Болгарских епархий в Турции, которые она унаследует от экзархии. Встреча и переговоры состоялись будто бы по совету и внушению русского представителя в Константинополе. Далее сообщалось, что, к сожалению, Бол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36 Доселе нет жизнеописания митрополита Илариона. Отдельные черты из его жизни указаны кратко в «Църк. Вестнике», 8 и 11 (в 8-м и портрет Илариона). В 9–10 помещена блестящая речь известного болгарского поэта и писателя П. Р. Славекова, произнесённая им в 1875 г. при погребении митр. Илариона. 37 Църк. Вестн. 8–11 и 17 (в 11 помещена речь экзарха). Вести 60–62. – 9 октября 1900 года скончался в Пловдиве другой видный деятель болгарского возрождения, писатель и поэт Найден Геров (род. 1823 г.). О жизни и заслугах его – Църк. Вестник 29. Съветник 36, и Моск. Ведом. 300. 44 К чести болгарской духовной печати должно сказать, что она в 1900 г. все усилия употребила на борьбу с врагами религии и на выяснение вопроса о необходимости религиозно-нравственного воспитания и о лучшей постановке преподавания Закона Божия в училищах. См. Църк. Вестник 4, 5, 6, 8, 14–16, 18, 19, 22–26, 29, 31. Съветник, 1, 8, 10, 16, 13–19, 21, 25, 26, 28, 30–32, 34. Вести, 34, 45, 71, 95, 97. 45 По принятому у нас счёту, это собственно уже третий этаж, так как на западе нижний этаж (rez-de-chaussée) в общий счёт обыкновенно не принимается. 47 Так называемые станцы Рафаэля представляют собой четыре залы, причём каждая носит своё название, а именно: Stanza dell’incendio di Borgo S. Spirito, stanza della signature, stanza di Eliodoro и stanza di Constantino. 48 Что военные нравы славян были не лучше германских, это можно видеть из следующих слов г. Милюкова: «через весь… период, от VI века до XII, тянется бесконечный ряд известий о жестокостях и варварстве славян. Они жгут, грабят и убивают, он не жалеют ни женщин, ни детей, ни стариков, они предают пленных мучительной смерти, вбивают врагам в голову железные гвозди, вырезают у них из спины ремни, сажают на заострённые колья, словом совершают всевозможные зверства». – Приведённая выше выдержка из былины об Илье Муромце очень мало может говорить о миролюбии славян, как врождённой, национальной черте характера: даже для не специалиста ясно что, она обязана своим происхождением христианскому влиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   После провозглашения на Балканах Болгарского Экзархата (1870) в Македонии началось движение за объявление самостоятельной Македонской Церкви, но оно не было поддержано ни Константинополем, ни Экзархатом, ни русским послом в Турции графом Игнатьевым.    Решения Берлинского съезда (договора) в 1878 году не принесли желанной свободы Македонии. В то время как Северная Болгария стала княжеством, а Южная Болгария (Восточная Румелия) получила автономию, большая часть Македонии осталась под безраздельным турецким владычеством. Вследствие того что во время русско-турецкой войны со стороны македонцев были выражены симпатии по отношению к России, македонский народ подвергся после Берлинского съезда преследованию от мусульманских религиозных фанатиков. Особенно обрушилось гонение на православное сельское население. Тягостное положение еще более усиливалось тем, что Константинопольская Патриархия стремилась окончательно подчинить македонцев духовно — установить свою юрисдикцию.    В свою очередь, старался сохранить церковную власть в Македонии и Болгарский Экзархат.    С расширением политических границ Сербии (согласно Берлинскому договору) и восстановлением автокефалии Сербской Православной Церкви (1879) последняя также стремилась приобщить к себе православных македонцев и подчинить их своему влиянию. С этой целью в начале 1880 года был основан «Просветительный комитет для школ и церквей в Македонии и старой Сербии», открыты в отдельных районах Македонии сербские школы, было создано много церковно-школьных общин, объединявших семьи крестьян. Церковно-школьные общины особенно росли в юго-западной и северной частях Македонии, т. е. в тех районах, где влияние Болгарского Экзархата было слабым.    Сербо-болгарская война (1885), хотя и ненадолго, приостановила сербскую культурно-просветительную деятельность в Македонии. Но уже в 1886 году в Белграде было основано общество «Святой Савва», которое и продолжило начатое дело.    Одновременно в македонском народе росла и крепла мысль о церковной самостоятельности. В этой связи в различных местах создавались церковно-школьные общины с македонскими названиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

е. греки по-прежнему должны господствовать над болгарами. Наконец, пятые, не отрицая ни существования болгарского народа, ни его прав, хотят в частности подрывать собственно этот так называемый церковный вопрос; именно – они утверждают, что все эти требования своего духовенства вовсе не требования целого болгарского народа, который нисколько не думает возмущаться против благодетельной власти греков, а только весьма небольшой в нем партии, которая руководится и возбуждается извне, при чем самих болгар (а также и нас – русских) хотели бы убедить, что это есть дело латинской пропаганды, а правительству турецкому внушают, что это есть махинации русской дипломатии (см. Богобоева Question bulgare в Union chretienne 1865–66 г. 8, стр. 59 sqq. Из подлинных греческих источников мы имели под руками брошюры:  τ  Στρατηγεον    θραμβος  το  ανος и   φον  τς  δελθεας  πχριστιανο  ρθοδξου). Мы сказали выше, что нынешний константинопольский патриарх Григорий VI изъявлял готовность сделать болгарам некоторые уступки. В проекте соглашения, поданном турецкому правительству в 1867 г., он предложил, чтобы из общего числа подведомых патриархии 28-ми болгарских (с сербскими) епархий были отделены 13-ть (между которыми собственно болгарских 9-ть), чтобы в епархии эти назначаемы были архиереи из болгар и чтобы они образовали в патриархии свой особый (впрочем все-таки весьма строго подчиненный ей) болгарский экзархат (подробно см. в примеч. 98-м). Когда получено было в России известие об этих уступках, а вместе, и о том, что болгарские народные представители отвергли их, газеты наши, вслед за некоторыми из самих болгарских публицистов, поспешили осудить представителей за их неразумное упрямство. Мы готовы были бы присоединить свой голос к ним же, но по некотором размышлении находим, что это будет пожалуй поспешно. Согласиться на уступки, предлагаемые патриархом, хотя они и не очень велики и хотя даются им с величайшими предосторожностями, было бы для болгар в интересе их народного дела чрезвычайно важно, и собственно для этого последнего они могли бы удовольствоваться и ими, потому что тут сила не в том, чтобы получить архиереев непременно на все болгарские епархии, а в том, чтобы получить хотя некоторое их число, только достаточно прочно объединенное в одном общем представителе, и таким образом в этой сплоченной корпорации своих " архиереев приобрести достаточное и надежное руководительство для народа в его национальном развитии. Но как быть с личными интересами епархии? В продолжении десяти лет все болгарские епархии борются с греками за то, чтобы иметь своих болгарских архиереев, – и вдруг представители народные согласятся на то, чтобы имели их только некоторые: чем же виноваты остальные? Если бы можно было убедить остальные епархии, что их самопожертвование необходимо для народного дела, что они жертвуют собой только на время..., но всякий поймет как неудобоисполнимо это на практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

25 «Привременни парвила за духовното управление на християнете, мюслюманете и евреете» (София 1880), извлеченные из газ. «Дьржавен Вестник» 56). 26 Некоторые любопытные подробности этой борьбы между высшими представителями болгарской церкви и правительством княжества изложены в цит. соч. В. Теплова, напр. стр. 207–210 и др. 27 В частности, по смыслу устава 1883 года, св. синод есть высшая духовная власть, председатель его – экзарх, а члены – митрополиты (четыре) по избранию. Церковно-административные и судебные права и обязанности тех и других излагаются здесь согласно с Общим экзархийским уставом, равно и другие подробности (относительно избрания экзарха, членов св. синода, митрополитов) излагаются также согласно с Общим экзархийским уставом и повторяются с некоторыми несущественными изменениями в новейшем уставе 1895 г. При каждом митрополите в княжестве существует епархиальный духовный совет, председателем которого состоит епархиальный архиерей или его заместитель, членами – четрые духовных лица по избранию на два года. Самый способ избрания членов епархиального совета и круг действий его и другие, касающиеся его, подробности повторяются в новейшем уставе 1895 г., с некоторыми только изменениями, указываемыми ниже в своем месте. Кроме того, в каждой епархии, в больших и уездных городах, поставляется один архиерейский наместник, избираемый духовенством из своей среды на два года. Обязанности их аналогичны обязанностям нашим благочинных с некоторыми, конечно, особенностями, вытекающими из особого строя болгарской экзархийской церкви. Экзарх, епарихиальные архиереи и члены епархиальных духовных советов избираются особыми избирателями – по шести от каждого наместничества (трое духовных и трое мирян) епархии. А священник избирается духовными и мирянами (наиболее выдающимися в каком-либо отношении) того прихода, в который желает поступить кандидат священства, под председательством архиерейского наместника, посдерством закрытой подачи голосов. Подробности относительно этого, как и отностительно качеств, требуемых от кандидатов священства, – обязанностей и прав приходских священников, заимствуются частью из общего экзархийского совета и повторяются в новейшем Уставе 1895 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Начало образования самостоятельно Болгарского экзархата положено султанским фирманом от 27 февраял 1870 года. После довольно продолжительных споров и неоднократных попыток двух враждовавших сторон (греков и болгар) к примерению, турецкое правительство само наконец решило не столько разрешить сложные и запутанные вопросы полюбовного соглашения спорящих сторон (да это было и не в целях турецкого правительства), сколько рассечь гордиев узел: 27 февраля 1870 г. султан издал вышеупомянутый фирман. Содержание этого фирмана излагалось в разных вышепоименованных сочинениях и журнальных статьях по греко-болгарскому вопросу. Напомним здесь все главнейшие пункты фирмана на основании имеющегося у нас под руками болгарского и греческого его текста, изданного в 1870 году 5 , так как султанский фирман и доселе служит для болгар в Турции точкой опоры в их стремлениях к достижению национально-религиозной равноправности с греками. 1 . Образуется особый церковный округ под названием «Болгарский экзархат», в состав которого войдут нижепоименованные митрополии, епископии и некоторые другие места. Управление духовно-религиозными делами округа всецело будет предоставлено самому экзархату. – 2. Старейший по сану из болгарских митрополитов будет носить титул экзарха; ему будет принадлежать право канонического председательства в болгарском синоде, который постоянно будет находиться при нем. – 3. Внутренее духовное управление экзархатом будет определено, согласно с основными канонами и религиозными постановлениями православной церкви, особым уставом, который будет представлен на одобрение и утверждение правительства султана. Этот устав будет составлен так, чтобы отстранялось им всякое непосредственное или посредственное вмешательство патриарха в управление духовными делами и особенно в избрание епископов и экзарха, а по избрании последнего болгарский синод дает знать об этом патриарху, который немедленно выдает требуемую подтвердительную грамоту. – 4. Этот экзарх, назначаемый султанским бератом, должен будет, согласно с церковными правилами, поминать имя Константинопольского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

30), у г . Бутовского, табл. XXVII и в Евангелии Музейном же 1270 г., 105. 17) Восходя к древнейшим источникам и оригиналам русского орнамента, мы замечаем, что заставки из змеиных хвостов и со змеиными головами более были распространены в письменности южнославянской, 29. Заставки, большая и малая, из Добрилова Евангелия 1164 г. (Моск. Рум. Муз. 103) 30. Заставка из Евангелия XII–XIII в. (Моск. Рум. Муз. нежели в византийской. Такие заставки очень обыкновенны в болгарских рукописях уже XII в., а именно в вывезенных профессором Григоровичем из Болгарии и теперь принадлежащих Московскому Публичному Музею: в Хиландарском Паремейнике пять заставок со змеями, лл 1, 34 (рис. 31), 99, 104 и 108; в Охридском Апостоле, с отрывками глаголитского письма, две заставки, лл 100 об. и 105 об.; в болгарском Евангелии одна заставка, л. 53 об. Из византийских заставок со змеиными головами и хвостами укажу на находящуюся в греческом Евангелии 1199 г., в Синодальной библиотеке 18 . 18) Наконец, самый ближайший источник и образец сплетенного с чудовищами орнамента в русских заставках XIV в. дают нам те же южнославянские рукописи. Блистательное доказательство этому представляет знаменитая сербская рукопись Шестоднева Иоанна ексарха болгарского 1263 г., хранящаяся в Московской Синодальной библиотеке, под 31. Заставка Хиланд. Паремейника XII в. Григоровича (Моск. Публ. Муз. 1685) 345. Заставка (рис. 32), под которой писано заглавие Шестоднева 19 , раскрашенная киноварью и зеленой и желтой красками, в рамках еще византийского узора, представляет двух грифонов, хвостами вместе, а головами врознь, переплетенных и связанных извивами двух змиев, головы которых, поднимаясь по обе стороны над головами грифонов, испускают из своих 32. Заставка из Шестоднева Иоанна экзарха болгарского 1263 г. (Моск. Синод. Библ. 345) пастей по византийскому завитку. Заставка (рис. 33) из Погодинской Минеи XIV в., приведенная по изданию г. Бутовского в книге Виолле-ле-Дюка на табл. IX, при стр. 81, до такой очевидности сходствует с сербской заставкой Шестоднева 1263 г., что обе они кажутся копиями с одного общего оригинала, отличающимися одна от другой самыми незначительными вариантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Иван Гошев (1886–1965), основатель и директор церковного Историко-археологического музея и Института истории Церкви, профессор богословского факультета. Изучение материалов Синодального архива Болгарской Православной Церкви и документов эпохи Болгарского экзархата (1870–1953) Эмилем Ивановым позволило выявить около 1400 эскизов, чертежей и рисунков памятников древней болгарской архитектуры 2369 . Крыстю Миятев (1892–1966), профессор христианской археологии на богословском факультете Софийского университета, провел раскопки многих памятников раннехристианской и средневековой архитектуры Болгарии. Среди его публикаций – книга о росписях гробниц Софийского некрополя 2370 . Болгарские археологи активно развивают международное сотрудничество. Так, под руководством проф. Ренаты Пиллингер (Австрия) был издан корпус раннехристианской настенной живописи на территории Болгарии – главным образом, росписи склепов 2371 . Готовится к изданию корпус позднеантичных и раннехристианских напольных мозаик 2372 . Совместно с польскими археологами ведутся многолетние раскопки епископского центра Нове (совр. Свищов) на севере Болгарии 2373 . Проф. Маргарита Ваклинова совместно с бельгийскими археологами готовит к изданию корпус элементов архитектурного декора поздней античности и Средневековья Болгарии 2374 . Проблемы позднеантичной и раннехристианской культуры Болгарии рассматриваются и в региональном, и в более широком – балканском и средиземноморском контексте 2375 . Новым импульсом к дальнейшему развитию христианской и византийской археологии в Болгарии стало проведение в 2011 г. в Софии 22-го Международного конгресса византинистов. На заседаниях секций археологии и истории архитектуры был заслушан ряд докладов археологов из разных стран, особенно многочисленными были болгарские доклады 2376 . Польша – единственная страна Восточной Европы, которая ведет широкие полевые исследования в разных странах. Средиземноморской, христианской и византийской археологией занимаются в Варшавском университете, в Академии католического богословия в Варшаве, в Ягеллонском университете в Кракове и в других учреждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Параллельно с действиями арабов под Константинополем и на восточной границе, их войска, начиная с шестидесятых годов, стали продвигаться на запад в Северной Африке, где в самом конце VII века перешел в руки мусульман Карфаген, столица Африканского экзархата, а в начале VIII века крепость у Геркулесовых Столпов Септем (Septem, теперь испанская крепость Сеута). В начале того же VIII века арабы, под начальством полководца Тарика, переправились из Африки в Испанию и быстро завоевали у вестготов большую часть полуострова. От имени Тарика, как известно, произошло современное арабское название Гибралтара, что в переводе означает «Гора Тарика». Итак, ислам грозил Западной Европе в первой половине VIII века уже со стороны Пиренейского полуострова. Интересно отметить, насколько быстро и как глубоко арабский язык и культура распространились в Испании. Большое количество горожан-христиан приняли арабскую культуру, хотя они и не приняли ислам. Их было достаточно много для того, чтобы сформировать социальный класс, названный словом арабского происхождения – «мусарабы», то есть арабизированные. В IX веке епископ Кордовы Альваро жаловался в одной из своих проповедей: «Многие из моих единоверцев читают стихи и волшебные сказки арабов, изучают сочинения исламских философов и теологов не для того, чтобы опровергать их, однако для того, чтобы научиться самим выражаться по-арабски правильнее и элегантнее. Кто из них изучает Евангелия, Пророков и Апостолов? Увы! Все способные молодые христиане знают только язык и литературу арабов, читают и с усердием изучают арабские книги... Если кто-либо заговаривает о христианских книгах, они с презрением отвечают, что эти книги не заслуживают какого-либо внимания. Горе! Христиане забыли свой собственный язык и едва ли можно найти одного на тысячу, кто был бы способен написать другу приличное поздравительное письмо по-латински. Однако неисчислимо множество тех, кто выражается весьма элегантно по-арабски и сочиняет стихи с большей красотой и изяществом, чем сами арабы». 591

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Канонические ответы были написаны: Дмитрием Синкеллом, митрополитом кизическим, хартофилаксами Петром, Никитой и Никифором, Феодором Вальсаманом, Дмитрием Хоматином, архиепископом охридским и др. Рассуждения, заносившиеся в канонические сборники, принадлежат Федору Вальсамону, Зонаре и др. лицам. Даже памятная записка светского юриста патриция Евстафия Романа, о браке двух двоюродных братьев с двумя двоюродными сестрами нашла себе место в ряду канонических статей, заносившихся в церковные сборники. После падения византийской империи, турецкие государственные законы в известной мере составили источник церковного права, а в 60-х годах XIX столетия явились, с утверждения турецкой власти, общие канонические уставы () касательно избрания патриарха и епископов, устройства синода и смешанного совета, монастырей и проч., составленные особым церковным представительством, состоящим из духовенства и мирян. В последнее время (в 1880 г.) был пример конкордата, заключенного между австро-венгерским правительством и константинопольским патриархом по церковным делам Боснии и Герцеговины. В выделившейся из константинопольского патриархата церкви греческого королевства важный источник, определивший устройство и управление новообразованной церкви, составили государственные законы, изданные в 50-х годах прошлого столетия. Государственными же законами или уставами, получившими утверждение государственной власти, определилось устройство и управление церквей в Сербии, Румынии и в болгарском экзархате. В трех независимых церквей, существующих в пределах Австро-Венгрии (карловацкой, трансильванской и буковинско-далматинской), нормы церковного права устанавливаются отчасти государственными законами, отчасти синодами, состоящими из архиереев, или соборами или конгрессами, составляющимися из духовенства и мирян. § 62. Византийские толкователи. Канонический материал, составившийся в течение предшествующего периода, потребовал объяснительных работ, так как смысл древних канонов, переживших несколько столетий, потерял во многих случаях ясность, и к тому же, вследствие включения в канонический свод канонов, возникших в разное время и в разных странах, оказались каноны, противоречащие одни другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010