Этот устав должен отстранить как посредственное, так и непосредственное вмешательство патриарха в управление духовными делами, особенно же в избрании епископов и самого экзарха, по избрании коего болгарский синод дает знать патриарху, который как можно скорее будет давать требуемые согласно с верою утвердительные письма. 4) Этот экзарх, назначаемый моим высокославным бератом, обязан будет сообразно с церковными правилами поминать имя константинопольского патриарха. Прежде, чем будет провозглашено духовное по религии избрание лица достойного быть экзархом, должно быть испрашиваемо соизволение и соглашение от нашего высокославного правительства. 5) Экзарху дозволяется относиться прямо к местным властям о делах, касающихся подчиненных его духовному управлению местностей, о которых (делах) он законно и канонически уполномочен ходатайствовать, а в случае нужды (ему дозволяется относиться) и к нашей высокой Порте. Береты же, которые будут даваемы духовным лицам, принадлежащим его ведомству, будут издаваться с уведомлением его. 6) О делах, касающихся православного вероисповедания и требующих совместного совещания и взаимного вспомоществования, синод названного экзархата будет относиться ко вселенскому патриарху и его митрополитскому синоду. Последние с своей стороны поспешат дать необходимую помощь и отправлять нужные для этого ответы. 7) Синод болгарского экзархата будет просить у константинопольского патриарха св. миро, употребляемое церковью. 6) Епископы, архиепископы и митрополиты, подчиненные константинопольскому патриархату, будут беспрепятственно проезжать чрез епархия болгарского экзархата, равно как и болгарские епископы, архиепископы и митрополиты будут проезжать чрез епархии константинопольского патриархата; они могут, если случатся дела, требующие этого, пребывать и в центрах вилаэтов и других правительственных местностях; однако ж, они вне своего духовного округа не могут созывать синод и не могут вмешиваться в дела христиан, не принадлежащих их духовному ведомству, а также, в какого бы городе они ни находились, не могут священнодействовать без позволения местного епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не НАТО, а Россия – сдерживающий фактор для Турции против Болгарии» Беседа с профессором Софийского университета 12.03.2020 538 Время на чтение 8 минут – 3 марта исполнилось 142 года с момента подписания Сан-Стефанского мирного договора, когда Болгария реально вернулась на карту Европы. С тех пор мы, болгары, официально или нет, празднуем эту дату, потому что она в наших сердцах. И тем не менее всегда находится некто, напоминающий, что мы освободились не собственными силами. Откуда такое нигилистическое воспоминание? – Память может быть, как вы говорите, нигилистической, но может быть и благодарной за то, что мы были не одни, а нашелся тот, кто встал рядом с нами и воевал за Болгарию. И это была Россия. А настоящая проблема в том, что нам делать с уже свободной Болгарией. Потому что здесь ответственность уже наша, а не внешних сил, несмотря на наши, опять же нигилистические оправдания. – Как бы вы ответили на вопрос: могли ли мы сами добиться своей государственности в XIX веке? – Конечно же, нет. Но могли, по крайней мере, попробовать, как задумывал Левский ( национальный герой Болгарии). Апрельское восстание – красивое отчаяние и самопожертвование на фоне массово «закрытых ставень». Историческая реальность в том, что нет ни одной балканской страны, которая бы самостоятельно обрела свою государственную независимость от османского ига – или после русско-турецких войн, или после вмешательства Великих сил. – Сан-Стефано не было бы, если бы не Возрождение – национально-освободительное движение, Апрельское восстание. Мы, болгары, способны на национальное усилие. Но умеем ли ценить собственные и чужие заслуги? – Сан-Стефано не было бы, если бы не было Русско-турецкой войны (1877–1878). Апрельское восстание (1876), провозглашение Болгарского экзархата (1870) – это великие вехи Болгарского Возрождения как национально-объединительного процесса – объединительного, а не освободительного, если говорить о болгарских усилиях и результате. Свобода и возрождение третьей болгарской государственности стало возможно только и единственно после военного вмешательства России. Потому что Возрождение было и в Македонии, и во Фракии, и в Северной Добрудже, но где они теперь и где были бы мы?

http://ruskline.ru/opp/2020/03/12/ne_nat...

откуда экзархия получает средства для вспомоществования церквам и училищам. Экзархия, это официально признанная высшая духовная власть для целого болгарского народа, имеет право собирать определенную подать «от всеко венчило», т.е. с каждого семейства. Собирается эта подать при содействии правительства. Получающиеся таким путем суммы идут на содержание личного состава экзархии и на вспомоществование бедным церквам и училищам. Суммы эти, равно и их назначение, не составляют никакой тайны. Болгарская экзархия, учрежденная согласно желанию и просьбам болгарского народа, отнюдь не ведет пропаганды, когда прилагаешь заботы о духовном просвещении своей паствы. Она не ведет пропаганды, потому что не стремится открывать болгарские училища для греков и сербов, а открывает их для своих сородичей, для болгар. 42 Но публицисты газ. «Νελογος» идут и дальше, и прямо обвиняют редакцию «Новин» в государственной измене, выражающейся в стремлении «создать» болгар из жителей Фракии, Македонии и Албании. 43 Рядом с этим обвинением можно поставить взгляд сербской газеты «Дневни Лист» (1891, 97), будто «болгарская пропаганда создала экзархию не для того, чтобы защитить православную паству от сребролюбивых греческих владык, а для своей частной цели, чтобы поболгарить македонское население. Для достижения своей корыстной цели болгарская пропаганда употребляет те же самые средства, как пропаганда католическая или протестантская. С представителями тех пропаганд болгары вошли в соглашение, все из-за того, чтобы только поболгарить македонян. Понятно после сего, что с основания болгарской экзархии настали благоприятные условия для деятельности среди болгар иезуитов и протестантов». 44 Конечно, не учреждение экзархии болгарской послужило причиною проникновения к болгарам иезуитов и протестантов, потому что и те, и другие действовали в Болгарии и гораздо ранее выделения экзархата из греческой патриархии. Но нельзя не признать, что продолжающиеся доселе несогласия церкви болгарской с греческою и теперешняя политическая безурядица как нельзя более на руку всякого рода религиозной пропаганде среди болгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Статьи из «Богословского Вестника» за 1893–1896 гг. 1. Из церковной жизни болгар 1 Введение. Общие сведения о Болгарии. Школы, периодическая печать и адвокатская профессия в Болгарии.Болгарский экзархат. Св. Болгарский Синод. Обсуждавшиеся в прошлогодних заседаниях Св. Болгарского Синода вопросы: о достаточном материальном обеспечении духовенства, о таксе за духовные требы, о духовном образовании, об образовании новых болгарских епархий. – Отношение болгарского экзархата к цареградской патриархии. – Столкновения болгар с сербами. – Римско-католическая пропаганда в Болгарии. – Изменение болгарской конституции в интересах римского католицизма. – Протестантская пропаганда. – Отрадные явления современной церковной и общественной жизни болгар Под рубрикой «Из церковной жизни южных славян» будут помещаемы на страницах «Богословского Вестника» обзоры важнейших событий из церковной жизни православных славян – болгар и сербов. Едва ли нужно в настоящее время распространяться о том, что нам, русским, следует иметь возможно-точное и полное знакомство с историей единоплеменных и единоверных с нами славян, в судьбах которых пришлось нам принять такое живое, непосредственное участие. Мы не отрицаем, что современное настроение русского общества неблагоприятно славянству. Для такого настроения русского общества существуют причины совершенно достаточные. Сделав славянам очень много добра, мы совсем не ждали от них тех проявлений неблагодарности и даже неприязни, которые так болезненно подействовали на нас. Но к чему же и нам было увлекаться мечтами о благодарности? Разве она для нас нужна? Русский народ может быть на столько щедр, чтобы и не думать о расплате со стороны того или другого племени, получившего от наших рук более или менее богатый дар. Выкиньте из головы всякую мысль о расплате, и вот огорчение, вызванное поведением болгар или сербов, как рукою снимет. Во всяком случае знать все, что совершается в славянских странах, нам, русским, следует; следует не в видах только благотворительных, но по интересам очень понятным: по родству и племенному, и духовному, а что касается болгар и сербов, и по единению с ними в вере, в церковном языке, в письменности. Нам ничего не нужно от славянских племен: познать, что у них делается и как делается, – это полезно будет и для нас, и для них. Может быть и у них найдется нечто пригодное для нас: но если бы и не нашлось, то нам для них же нужно знать, что и как у них происходит. Чем шире будет наше знание: тем полезнее мы можем быть для всего славянского мipa.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Константин Леонтьев Константин Леонтьев – врач, дипломат, писатель, консервативный публицист, историософ в лучших русских традициях XIX века, а в последний год своей жизни – монах с именем Климент. Путь от Константина к Клименту – «долгие дни умственного одиночества», как он сам его описывает, – начался на Балканах с обета, который светский эстет и российский консул в Салониках дает Богородице перед лицом смерти: в случае выздоровления принять монашеский постриг у афонских монахов. Это было в 1871 году. Дорога от Афона до Оптиной Пустыни длится 20 лет. В 1891 году Константин стал Климентом по благословению оптинского старца Амвросия (духовного наставника Леонтьева с 1874 г.). Спустя несколько месяцев монах Климент умер в Троице-Сергиевой Лавре. Две болгарские роковые даты оставляют прочный след и присутствуют в текстах Константина Леонтьева до его последнего вздоха: 1872 год – учреждение Болгарского Экзархата – и 1878 год – освобождение Болгарии (без Царьграда). «Болгарский вопрос», как русская общественность называла болгаро-греческий церковный спор, является постоянным и в то же время личным вопросом публицистики Леонтьева и его частной переписки. Фундаментальная тема, боль и страх Леонтьева – «европобесие». Мы используем этот термин, поскольку Леонтьев вводит понятие «болгаробесие» в отношении доминирующей проболгарской позиции русской общественности по церковному вопросу. Однако русское «болгаробесие» является частным примером русского, славянского и болгарского «европобесия» – страсти к европейской либеральной идее в XIX веке: «наше вечное умственное рабство перед их идеями» . У Константина Леонтьева три основных подхода к болгарскому вопросу: геополитический (Восточный вопрос, проливы, восточноправославная конфедерация), идеологический (панславизм, византизм, славизм, босфорский русизм) и метафизический (православный). Восточный вопрос как геополитическая мистика Первостепенной геополитической целью Восточного вопроса для Леонтьева является захват Царьграда и проливов. «Платоническое освобождение славян» является второстепенным .

http://pravoslavie.ru/111696.html

Вопрос о посвящении Фирмиллиана в Скопийского митрополита в последнее время служил настоящей злобой дня для сербов и болгар. Сущность этого вопроса такова. Со времени учреждения Болгарского экзархата, в продолжение тридцати лет, в Скопийской епархии, в Македонии, всегда избирались два митрополита, один Болгарский, назначение которого зависело от экзарха, и другой, назначавшийся Константинопольским патриархом, всегда из числа греческого духовенства. Между тем в Скопийской епархии давно уже идет борьба между болгарским и сербским населением о правах на национальную автономию в делах церковных и школьных. Преобладающее в болгарском княжестве сознание, что население Скопийского округа состоит в огромном большинстве из болгар, упорно и горячо опровергается в Сербии, где утверждают, что значительную часть населения упомянутого округа составляет сербское племя. Пока спор шел только этнографический, он занимал лишь известные литературные и национальные общества, существующие в Болгарии и Сербии, и ограничивался теоретическим соперничеством. Но вытекавшая из последнего пропаганда добивалась и осязательных результатов в сфере национального преобладания. Ныне сербы достигли того, что в Скопийской епархии назначен православный митрополит сербской национальности на место умершего греческого митрополита, и именно избран 17 октября 1899 года архимандрит Фирмиллиан (управляющий скопийской епархией в качестве администратора с 4 октября 1897 года). Избрание это вызвало резкий протест в экзархии и Болгарском княжестве, где до сих пор мирились с греческим митрополитом, стоявшим во главе второй кафедры в Скопии, но где сочли опасным для болгарского населения назначение митрополита-серба. Национальные общества в Болгарии опасаются, что новый митрополит заведет – что и естественно – сербские школы в Скопии и ее окрестностях и установит – где найдет возможным – богослужение на сербском языке. Опасение это довело защитников болгарской национальной независимости до открытой вражды против самой идеи утверждения Сербского митрополита в Скопии и подняло против нее энергичную агитацию, особенно в Константинополе,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Унижая и обессиливая так высшее духовенство, то же правительство, по партийным соображениям, обещало увеличить содержание низшему духовенству. Ту же цель – унижение и ослабление высшей духовной власти – имело в виду правительство, когда предстояло ему утвердить выработанный духовной властью устав церковного управления в княжестве. Проект устава был подвергнут таким изменениям, что духовная власть должна была заявить протест. Тогда правительство (Д. Цанков) без ведома духовной власти выработало «временные правила духовного управления» и разослало их епископам для приведения в действие. Только, после отказа экзарха и епископов принять «правила», министерство передало свой проект правил на рассмотрение епископского собора, причём проявило такую неуступчивость, что ничего не было достигнуто по урегулированию церковных отношений, пока, наконец, в 1883 г., в правление консервативного министерства рус. генерала Соболева и при управлении министерством дух. дел К. Стоилова, не был издан «экзархийский устав, приспособленный к княжеству». Дальнейшая политическая жизнь в княжестве, полная волнений и тревог, мало благоприятствовала благоустройству церковных дел, за которое взялся болгарский синод. В 1885 г. совершилось соединение Восточной Румелии с княжеством, что повлекло братоубийственную войну болгар с сербами. Война окончилась успешно для болгарского княжества, но сопровождалась внутри его движением различных партий, которое привело к низложению и удалению из Болгарии первого болгарского князя. Следовавшая затем внутренняя политическая неурядица, приведшая к политическому разрыву между Россией и Болгарией, выдвинула на сцену таких людей, как Стамбулов с компанией «палочников» составивших временное управление до избрания нового князя. 7 июля 1887 г. был избран в князья католический принц Фердинанд Кобургский. Сделавшийся министром-президентом Стамбулов захватил в свои руки всю власть и от имени князя, не признанного великими державами и всем ему обязанного, делал, что хотел. Тяжело пришлось тогда болгарскому духовенству, особенно высшим его представителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Синода бывший скопийский митрополит и управляющий ловченской епархией Максим и брегальницкий епископ, управляющий филиппопольской епархией Анфим для производства выпускных экзаменов окончившим богословское училище ученикам. Вместе с тем вышеназванным архипастырям поручено было от Св. Синода всесторонне изучить условия, в кои поставлено училище (и пансион при нем) в Самокове. 27 июня в воскресенье происходила торжественная, в присутствии множества народа, раздача училищных свидетельств окончившим в этом году ученикам. После молитвословия, митрополит Максим произнес высоконазидательную речь к ученикам, после чего роздал свидетельства, а ученики произнесли несколько декламаций. Всего выдержали выпускной экзамен 80 учеников. 2716 Приемные и дополнительные экзамены в самоковском училище начались с 25 августа. В первый класс предположено было принять 35 человек, из них 30 стипендиатов и 5 своекоштных с платою по 480 левов в год. Стипендиаты обязаны поступать – по достижении определенного законом возраста – в духовное звание или возвратить потраченную на них сумму. Все ученики должны носить однообразную —476— священническую одежду. Вновь поступающие должны иметь не более 18 лет от роду. 2717 27 июня 1899 года по случаю окончания учебного года происходит торжественный акт в константинопольской духовной семинарии под председательством болгарского экзарха Иосифа I, в присутствии высших чиновников экзархии, болгарского дипломатического агентства и многочисленной публики. Из прочитанного ректором г. Кандиларовым извлечения из годичного отчета видно, что 1898–1899 учебный год был шестым со времени открытия семинарии (открыта 25 сент. 1892 г.), так что ныне семинария дает первый свой выпуск – из 7 семинаристов. Учебные занятия начались 16 сентября 1898 года с 88 семинаристов (21 в I кл., 17 в II, 20 в III, 14 в IV, 9 в V и 7 в VI). Учителями были: 4 духовных лица (архим. Иоанникий 2718 ), о. Кирилл, о. Протасий и русский диакон Николай Махров, который бесплатно преподавал нотное пение), и гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28 февраля прошлого года Али-паша призвал к себе представителей греческих и болгарских и вручил им Фирман султана, в котором содержится проект соглашения, составленный самим правительством имеющий быть окончательным и не подлежащим более никаким ни с которой стороны протестам. Вот этот Фирман в полном его виде: «Самое главное наше императорское желание состоит в том, чтобы все жители и верные подданные, населяющие нашу высокославную державу, находясь в безопасности и тишине относительно веры и религии и во всяком другом отношении, и живя между собою в любви и добром согласии, как подобает соотечественности (это слово выдумано турецким министром) и человечности, могли, насколько зависит от них, содействовать беспрестанным нашим стараниям, которые полагаются вами для достижения в совершенстве благосостояния нашей державы и прогресса цивилизации: (!!) а так как противное этому доброму желанию, распря и вражда, породившиеся с некоторого времени между греческою патриархиею и православными (ортодокс) болгарами о степени духовной зависимости, то есть о том, сколько митрополитов, епископов, священников и церквей подчинены патриархии, причинило нам прискорбие, то поэтому, как следствие розысканий и исследований, предпринятых для хорошего разрешения этой (распри), поставлены следующие пункты: 1) Образован будет отдельный духовный округ под наименованием болгарский экзархат, в состав которого войдут нижепоименованные митрополия, епископии и некоторые другие местности. Управление духовно-религиозными делами этого округа будет вполне возложено на этот экзархат. 2) Высший по чину из болгарских митрополитов, который будет находиться в названном округе, будет иметь титул экзарха; ему будет принадлежать каноническое председательство в болгарском синоде, который будет находиться при нем. 8) Внутреннее духовное управление экзархатом будет определено, согласно с основными канонами и религиозными постановлениями православной церкви, в варочном для этого уставе, который будет представлен на одобрение и утверждение нашему царскому правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После провозглашения на Балканах Болгарского Экзархата (1870) в Македонии началось движение за объявление самостоятельной Македонской Церкви, но оно не было поддержано ни Константинополем, ни Экзархатом, ни русским послом в Турции графом Игнатьевым. Решения Берлинского съезда (договора) в 1878 году не принесли желанной свободы Македонии. В то время как Северная Болгария стала княжеством, а Южная Болгария (Восточная Румелия) получила автономию, большая часть Македонии осталась под безраздельным турецким владычеством. Вследствие того что во время русско-турецкой войны со стороны македонцев были выражены симпатии по отношению к России, македонский народ подвергся после Берлинского съезда преследованию от мусульманских религиозных фанатиков. Особенно обрушилось гонение на православное сельское население. Тягостное положение еще более усиливалось тем, что Константинопольская Патриархия стремилась окончательно подчинить македонцев духовно — установить свою юрисдикцию. В свою очередь, старался сохранить церковную власть в Македонии и Болгарский Экзархат. С расширением политических границ Сербии (согласно Берлинскому договору) и восстановлением автокефалии Сербской Православной Церкви (1879) последняя также стремилась приобщить к себе православных македонцев и подчинить их своему влиянию. С этой целью в начале 1880 года был основан «Просветительный комитет для школ и церквей в Македонии и старой Сербии», открыты в отдельных районах Македонии сербские школы, было создано много церковно-школьных общин, объединявших семьи крестьян. Церковно-школьные общины особенно росли в юго-западной и северной частях Македонии, т.е. в тех районах, где влияние Болгарского Экзархата было слабым. Сербо-болгарская война (1885), хотя и ненадолго, приостановила сербскую культурно-просветительную деятельность в Македонии. Но уже в 1886 году в Белграде было основано общество «Святой Савва», которое и продолжило начатое дело. Одновременно в македонском народе росла и крепла мысль о церковной самостоятельности. В этой связи в различных местах создавались церковно-школьные общины с македонскими названиями.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010