В следующем году после установления Болгарского экзархата, а именно 14 мая 1871 года, церковно-народное собрание болгарских представителей в Константинополе издало устав управления экзархата 448 , а затем 10 сентября 1875 г. был издан временный «Правильник» для внутреннего его управления 449 . Оба эти устава имели только временное значение и настаивать на государственном утверждении их было нельзя, вследствие русско-турецкой войны, которая вскоре затем наступила. Только после образования (по берлинскому договору 13 июля 1878 года) княжества Болгарского, стало возможно трудиться над окончательным установлением церковных дел. На основании первого устава 1871 года, который получил одобрение турецкого правительства, – и был предназначен для болгарских епархий, находящихся в турецких владениях, в Софии был выработан и одобрен Болгарским Синодом, а также и государственным советом и народным собранием, новый экзархийский устав, утвержденный 4 февраля 1883 г. 450 . Целый ряд событий в государственно-церковной жизни Болгарии после 1883 г., из которых главнейшим было присоединение к ней Восточной Румелии в 1885 г., вызвали появление нового Экзархийского устава, одобренного народным собранием и утвержденного 13 января 1895 г., который действует и в настоящее время в церкви княжества 451 . После общих положений, весь устав разделен на пять частей. Первая часть содержит в себе законоположения, касающиеся устройства управления, избрания экзарха, членов Св. Синода, митрополитов (т. е. епархиальных епископов), членов епархиальных духовных советов, архиерейских наместников (благочинных), епархиальных избирателей, законоположения относительно энорий (приходов) и приходских священников, военных священников, церковных настоятельств и монастырей. Во второй части говорится о руководственных правилах, касающихся административного и судебного ведомства церковных властей, как то: Св. Синода, епархиальных архиереев, епархиальных советов, архиерейских наместников, приходских священников, церковных попечительств и монастырских властей. Часть третья содержит в себе статьи, касающиеся суда и наказания духовных лиц за проступки и преступления. В четвертой части, озаглавленной: «Печати церковных властей», находится семь статей, определяющих форму и надписи на церковных печатях. Пятая и последняя часть содержит в себе общие постановления, главным образом, определяющие отношения церковных властей и государственных. § 33. Буковинско-Далматинская митрополия

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

На священный Синод уставом возложена забота о замещение вакантных епископских кафедр: из двух кандидатов на епископскую кафедру, избранных епархиальным собранием, он утверждает одного, по своему усмотрению; он же утверждает избрание протосинкеллов при митрополитах: назначает и увольняет чиновников и всех вообще служащих в своей канцелярии, распределяет должности и награждает церковными отличиями заслуженных духовных лиц или сам непосредственно, по своему усмотрению, или по представлению подлежащих духовных начальств. Священный Синод обязан иметь попечение о духовном и материальном преуспеянии монастырей, церковных братств и других церковных организаций; в его же непосредственном ведении находятся и все духовные школы с существующими при каждой из них пансионами: учреждение новых школ с назначением числа воспитывающихся в них пансионеров Синод разрешает однако же не иначе, как после предварительного соглашения с министром исповеданий. Священному синоду вместе с сим вменяется в обязанность составления как программ, так и инструкций для духовных школ и пансионов, назначение и увольнение училищных ректоров, учителей и надзирателей; средства на содержание духовных школ и пансионов выдаются по смете министерства исповеданий; законоучителей в светские училища назначает обыкновенно министр народного просвещения, но не иначе как по соглашению с священным синодом. Наконец, священному синоду принадлежит окончательное суждение по всеми духовным и брачным делам: он рассматривает и, решает окончательно все направляемые к нему или непосредственно, или на апелляцию дела брачные и различные споры между духовными лицами, причем имеет право окончательно решать эти дела даже и в том случае, если бы он нашел нужным потребовать от епархиальных духовных советов какие-либо дополнительные сведения и справки. Священному синоду предоставлено право принимать в дари или по завещанию движимое и недвижимое имущество. Говоря вообще, значение священного синода в Болгарской церкви достаточно велико: правда, он не может ничего решать и не может приводить в исполнение своих решений без согласия экзарха или его заместителя, но и экзарх не имеет права делать более или менее важные распоряжения, касающиеся не его епархии, а всей Болгарской церкви, без предварительного согласия священного синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Синод сразу же решил принять меры для пополнения рядов духовенства на новых территориях; первоначально он рассчитывал командировать туда 200 священников и канцелярских чиновников из Болгарии, а также использовать 500 местных священников (преимущественно македонцев), которые остались окормлять свои приходы. В окружные центры планировалось командировать 30 архиерейских наместников, которые должны были выбрать из подведомственных им священников членов Епархиальных советов. Расходы на устройство четырех новых епархий были определены в 500 тыс. левов, которые предполагалось получить от государства. [xlii] 12-16 июня Синод заслушал доклады управляющих новыми епархиями и назначил специальную комиссию для рассмотрения поднятых вопросов, которая вскоре представила доклад «О церковном устройстве и управлении епархиями в новоосвобожденных землях». Его основная идея заключалась в том, что эти епархии станут неотъемлемой частью Болгарской Церкви, и их устройство и управление должно осуществляться на основе устава экзархата. [xliii] Церковную жизнь на занятых территориях существенно осложняла проводимая болгарским правительством политика дискриминации сербов, греков и румын. Так из Восточной Македонии за время войны было выселено 45 тыс. сербов, а из оккупированной болгарскими войсками части Косова еще около 25 тыс. сербов. При этом изгнание коснулось и части сербского духовенства (в том числе обоих служивших в Македонии архиереев). Некоторые греческие священнослужители тоже были высланы или уехали сами. Также активно проводилась болгаризация всех сторон общественной жизни. Если в Македонии, где официально считавшиеся болгарами македонцы составляли подавляющее большинство, духовная администрация Болгарской Церкви была встречена местными жителями в основном лояльно, то в Эгейской Фракии, где преобладало греческое население и духовенство, ситуация оказалась иной. В 1918 - 1926 гг. из Греции в Болгарию переселилось 120 тыс. болгар, их земли заселили сотни тысяч греческих беженцев из Малой Азии, и национальная ситуация в Эгейской Фракии коренным образом изменилась.

http://bogoslov.ru/article/565403

Стоянов–Бурмов, «Сербский митрополит прислал Экзарху и Охридидскому митрополиту Нафанаилу свой портрет, что показывает, что он не считает их Что же касается отношения Русской Православной Церкви к данным событиям, следует отметить, что Святейший Синод считал требования болгар законными. Русский посол в Константинополе граф Н. П. Игнатьев (1864 -1877) принимал живейшее участие в том, чтобы вопрос был решен в пользу Болгарской Церкви. Объявление схизмы вызвало боль и скорбь духовенства и народа, но не обескуражило их — они еще более сплотились, ревностно сохраняя древние традиции и узаконения. С первых же дней своего бытия Экзархия с примерным рвением принялась за духовное руководство болгар и их сплочение. Ее деятели самоотверженно взялись за устроение епархий, за развитие дела народного образования, за духовно- культурное утверждение болгарского народа. Константинопольский Патриарх пытался было противодействовать «схизматическому Экзархату» посылкой во все болгарские епархии своих архиереев, но это производило «лишь смех между болгарами, уверенными, что Патриаршие архиереи не будут иметь ни малейшего успеха». Болгарское церковное начальство само старалось скорее снабдить все болгарские епархии архиереями, зависящими от него, поэтому почти каждое воскресенье совершалась епископская Экзархия защищала Православие своего народа, боролась с католической и протестантской пропагандой. Миссию свою она выполняла весьма успешно. После «Апрельского восстания» болгар против турок в 1876 г. Экзарх Анфим как добрый пастырь, готовый положить душу свою за паству, подал представителям западных государств знаменитый меморандум о зверских жестокостях турок над побежденными болгарами. На весь мир прозвучали и слова Анфима, сказанные в ответ на просьбы близких к нему людей действовать менее открыто, чтобы не подвергнуться участи Константинопольского Патриарха ГpuropuяV «Дай Бог, — говорил Экзарх, — чтобы так именно было, ибо, когда повесили греческого Патриарха Григория, создалось свободное греческое королевство, и когда повесят меня, быть может, создастся свободное болгарское Он решительно отказался поставить свою подпись под предложенной ему великим визирем декларацией от имени болгарского народа о том, что народ якобы доволен своим положением под властью турок и вовсе нет нужды вмешиваться другим государствам, — главным образом России, которая тогда готовилась к войне с Турцией, — для изменения положения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

124. Заставка из Дечанского Евангелия XIV в. (собр. Гильфердинга, Имп. Публ. Библ.) 125. Орнамент из Евангелия XIV в. Народн. Библ. в Белграде, 232 заставку кругов или венков, которые состоят из сплетенных ремней, именно такую, какая сделалась общим местом в славянской орнаментации XVb. – 2 –. Орнаменты в форме одного круга или одного квадрата, как в Триоди и Евангелии из Народной Библиотеки в Белграде – 13 и 14 (рис. 125) –, напоминают подобные же в Псалтири Троицко-Сергиевой Лавры второй половины XV в., по изданию Общества любителей древней письменности, под моей редакцией, LII–LXXIV, табл. 57 и 58. Самый неожиданный сюрприз между щегольскими орнаментами сербскими дает нам (см. выше, рис. 32) в следующей таблице XIX заставка маститой старины во всей простотеи неуклюжести раннего стиля тератологических сплетений. Это именно в Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского 1263 г., в Синодальной Библиотеке в Москве – 1 –. О ней не раз уже было упоминаемо мной в сравнении с русской заставкой по изданию Бутовского в табл. XLIX (см. выше, рис. 33) и взятой оттуда Виолле-ле-Дюком в его книгу о русском искусстве, в табл. IX. Как мог появиться в одной из сербских школ в такое позднее время этот архаический орнамент, столько чуждый всему остальному, что мы видим в сербских рукописях XII–XIV вв., – объяснить это иначе нельзя, как только точной копией с очень раннего болгарского оригинала. Этот оригинал должен был предшествовать рассмотренной нами выше (см. рис. 91) подобной же болгарской заставке в Охридской Псалтири 1186–1196 гг. в Университетской библиотеке в Болонье –IV, 1 –. Эта последняя заставка отличается уже большей выправленностью и искусственностью в отделке киноварью и чернилами, в общем стиле с прописными буквами. Согласно закону исторического развития славянского орнамента, заставка в сербской рукописи 1263 г. состоит еще в большей зависимости от узоров прописных букв, чем Охридская, как это явствует (рис. 126) в букве В, на том же самом листе Шестоднева, где написана и та заставка 88 . Очень жаль, что эта характеристическая буква не приведена в издании г. Стасова.Таблица XX, c орнаментами из пяти рукописей XIV в., из коих две означены годами, одна 1372 г., и другая 1388 г., предлагает нам тот же художественный стиль, который к нам пришел в рукописи XV в., то есть, с заставками в кругах из ременных сплетений. Заставка – XX, 1 – (рис. 127) Хлудовского Евангелия (из собрания Гильфердинга) по школе согласуется с украшениями Оливеровой Минеи 1342 г. – XVIII, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Представители европейских государств в Македонии оказывают благоприятное, умеряющее влияние на турок, но беда вот в чем: что было разрушено при недавних погромах, то так и остается разрушенным, нужда в стране прежняя, шайки повстанцев опять появляются. — Много ли беженцев вернулось в Македонию? — спросил я. — Вернулось около трети, тысяч десять,— сказал он, — а другие еще остаются в Болгарии. Несмотря на все настояния, они не хотят возвращаться. На этой почве вышел даже конфликт между Болгарией и беженцами. С другой стороны, македонцам, высланным из Константинополя, нет возможности возвратиться из опасения репрессалий. — Что, выяснилось, какие округа Македонии оказались наиболее пострадавшими? — Много пострадал Монастырский вилайет, округа Костуржский, Пиринский, Флоринский и еще некоторые места, преимущественно близкие к Монастырю или же входящие в Адрианопольский вилайет. Как ни забито болгарское население на ближнем востоке, однако болгары и в негостеприимной обстановке, созданной для них турками, работают по мере возможности. За долгие годы труда есть результаты. Болгарский экзархат учредил сеть школ в Македонии, создал штат учителей, определил программы и контролировал школы. Турция очень желала бы уничтожить болгарские школы Македонии; она косо смотрит на учителей болгар и, после прошлогоднего восстания, стесняет их работу, требуя особых гарантий их благонадежности. Турецкие стеснения совпадают с затаенными намерениями греков, стремящихся эллинизировать болгарское население Македонии. Это стремление особенно сказывается в Салоникском вилайете, в Сересе, в Андрианополе. В городах болгары эллинизированы путем греческих школ и влияния греческого патриархата и греческих митрополитов. Болгарами кое-что сделано в образовательном отношении и в самом Константинополе. Болгарским экзархатом учреждена здесь в 1889 г. болгарская семинария. Цель этой семинарии — поставлять в Болгарию и Македонию священников, воспитанных в духе болгарской церкви. Эта семинария находится в возвышенной части Перы — Шишли, и представляет закрытое учебное заведение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1622

—558— вознаграждение полагалось не за 10-ть только учеников, но даже и за одного. С препровождением копий двух вышеозначенных указов Св. Синода и изложением обстоятельств дела я подал прошение тогдашнему г. Министру Народного Просвещения и Обер-Прокурору Святейшего Синода графу Дмитрию Андреевичу Толстому о том, чтобы он отменил несправедливое решение Попечителя Дерптского учебного округа и зачислил мою действительно проходимую мною должность законоучителя в действительную службу на право получения мною пенсии. Думаю, что г. Министр, своим личным отменением решения Попечителя, не желая оскорбить его, – Остзейцев тогда слишком баловали, – испросил Высочайшее разрешение зачесть мне в действительную службу на пенсию время прохождения мною должности законоучителя в Вольмарском и Венденском уездных училищах с мая 1849 г. по 1861 год, в чем отказал мне граф Кейзерлинг. (Продолжение следует). П. И. П. Воскресенский Г.А. Из церковной жизни южных славян: 1. Из церковной жизни болгар//Богословский вестник 1893. Т. 1. 3. С. 559–596 (2-я пагин.) —559— Введение. Общие сведения о Болгарии. Школы, периодическая печать и адвокатская профессия в Болгарии.Болгарский экзархат. Св. Болгарский Синод. Обсуждавшиеся в прошлогодних заседаниях Св. Болгарского Синода вопросы: о достаточном материальном обеспечении духовенства, о таксе за духовные требы, о духовном образовании, об образовании новых болгарских епархий. – Отношение болгарского экзархата к цареградской патриархии. – Столкновения болгар с сербами. – Римско-католическая пропаганда в Болгарии. – Изменение болгарской конституции в интересах римского католицизма. – Протестантская пропаганда. – Отрадные явления современной церковной и общественной жизни болгар Под рубрикой «Из церковной жизни южных славян» будут помещаемы на страницах «Богословского Вестника» обзоры важнейших событий из церковной жизни православных славян – болгар и сербов. Едва ли нужно в настоящее время распространяться о том, что нам, русским, следует иметь возможно-точное и полное знакомство с историей единоплеменных и единоверных с нами славян, в судьбах которых пришлось нам принять такое живое, непосредственное участие. Мы не отрицаем, что современное настроение русского общества неблагоприятно славянству. Для такого настроения русского общества существуют причины совершенно достаточные. Сделав славянам очень много добра, мы совсем не ждали от них тех проявлений неблагодарности и даже неприязни, которые так болезненно подействовали на нас. Но к чему же и нам было увлекаться мечтами о благодарности? Разве она для нас нужна? Русский народ может быть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—345— расходов ведомства Святейшего Синода; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ“. б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1902 г. Сент. 3. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 августа за 6695: „По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 24 сего августа за 6895, в коем изложено, что, на сделанное, согласно Синодальному определению, от 24 апреля – 8 мая сего года 1739, сношение с Министерством Иностранных Дел по вопросу о неимении препятствий к прибытию в Россию болгарских иеродиаконов Климента Сапунджиева, Ангелария Константинова и Бориса Беширова, для поступления в духовные академии, получено сообщение, что со стороны названного Министерства не встречается препятствий к прибытию в Россию означенных лиц. Приказали: Согласно ходатайству Преосвященного Экзарха Болгарского, разрешить стипендиатам Болгарского Священного Синода, окончившим курс учения в Константинопольской духовной семинарии, иеродиаконам Клименту Сапунджиеву, Ангеларию Константинову, и Борису Беширову поступить, по выдержании ими установленного экзамена, первому в Московскую и двум последним в Казанскую духовные академии; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству и Преосвященному Казанскому указы“. Определил и: Принять к сведению. IV. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1902 г. Авг. 16. В Совет Московской Духовной Академии к руководству“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 14 августа за 6245: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прошение вольнослушателя С.-Петербургской духовной академии турецкого подданного Богдана Обрадовича об освобождении его на вступительных испытаниях в названной академии от экзамена по древним языкам. Приказали: Разрешить Со- —346— вету С.-Петербургской духовной академии освободить Богдана Обрадовича на приёмных в академию испытаниях от экзамена по древним языкам, предоставив при сём Советам духовных академий право освобождать от такового экзамена и от изучения в академии древних языков ходатайствующих о том иностранных уроженцев, с тем, чтобы для получений степени кандидата богословия или звания действительного студента, согласно § 101 Уст. дух. акад., они сдали, по окончании курса академического учения, экзамен по одному из древних языков, о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству, Преосвященным Митрополиту Киевскому, Архиепископу Казанскому и Епископу Ямбургскому указы“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касаетса предоставления болгарам свободы читать св. писание и слушать божественную службу на их родном языке, то относительно этого пункта архимандрит Петр писал 8 ноября 1858 года Обер-Прокурору Св. Синода графу A. П. Толстому, что будто бы ,,вся Болгария, за исключением некоторых епархий в Македонии, читает и слушает слово Божие, и не украдкой, на церковно-славянском, родственном ей языке, так что выписываемых болгарами из России и других мест, равно как и жертвуемых им русскими церковных книг крайне недостаточно для потребностей целой страны... Почему в епархиях македонских не отправляется богослужение на славянском языке, на это ни от кого не мог узнать положительных доказательств. Некоторые болгары говорят, что это запрещается высшим греческим духовенством; но члены Св. Синода уверяли меня, что никогда подобного запрещения ни от кого не было. По моему соображению, это зависит от того, что в таком удаленном углу Болгарии трудно достать славянских книг, и едва ли они когда-нибудь туда русскими были посылаемы». Но в том же самом представлении архимандрит Петр писал, что «в некоторых городах греки, по тщеславным побуждениям клира и народа, не дозволяют болгарам отправлять богослужение на славянском языке. Болгарам горожанам, хотя они все знают греческий язык более или менее, это больно: они вопиют, и их только слушают» 49 . В другом донесении своем тому же Обер-Прокурору Св. Синода архимапдрит Петр передавал секретное сообщение ему архимандрита Анфима, впоследсвии экзарха Болгарии, «что если иногда греческие владыки и не позволяют болгарам отправлять богослужение по-сдавянски, то это – в городах, где больше или, по крайней мере, не меньше в приходе и греков. Притом, такого рода неприятности бывают большею частью не со стороны владык, но со стороны народа, где, следовательно, владыки являются страдательными орудиями воли народной. Если же они идут против воли народа, то получают злые и строгие облипчения за пристрастие к меньшей и слабейшей части пасомых и за отчуждение от собственной национальности. Подобные обличения пастырей я читал в газетах греческих, они обыкновенно желчны.» 50 Во всяком случае, и сам архимандрит Петр, почти во всех случаях своей служебной деятельности склонявшийся на сторону греческой иерархии, не отрицает того, что славянское богослужение действительно стесняемо было греками в главных центрах народной жизни, т. е. в городах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В настоящее время в пределах бывшей архиепископия ахридской находятся следующие архиерейские кафедры (все до одной митрополии): 1)    преспанская и лихнидская ( Πρεσπν κα Λυχνιδν; митрополит без титула экзарха, т. е. принадлежащий к низшему разряду митрополитов; кафедра в Архиде), 2)    касторийская, 3)    пелагонская или битольская, 4)    сисанийская и сиатистская (кафедра во втором городе), 5)    струмицкая и тивериупольская (надлежало бы струмицкая или тивериупольская, потому что Тивериуполь не особый город, а древнее название Струмицы), 6)    белградская или бератская, 7)    горская ( Γκρας) и диррахийская (кафедра в Дураццо), 8)    воденская, 9)    корицкая или горицкая и селасфорская, 10)  гревенская, 11)  могленская (кафедра митрополита по Аравантиносу, Хро ναγραφα τς  περου II, 110, в деревне μπορα), 12)  дебрьская (кафедра в Кичеве, как сообщал нам А. Ф. Гильфердинг, сам бывший в сем городе), 13)  велесская ( Βελσσου) или кюпрюльская. Нынешние епархии константинопольского патриархата, как принадлежавшие, так и не принадлежавшие к бывшим патриархии терновской и архиепископии ахридской, но – болгарские по своему населению. Славянские родственные между собой племена, составляющие в настоящее время один болгарский народ, как мы говорили выше (в государственной истории Болгарии), в npoдoлжehue V-VII столетий наполнили собой чуть не весь Балканский полуостров. Ими заняты были – вся нынешняя собственно так называемая Болгария, значительнейшая часть Фракии и почти вся Македония (принимая это последнее название в обширнейшем его смысле, т. е. разумея под Македонией всю местность на юг от Болгарии между Фракией и Албанией); потом они расселились в весьма большом числе по нынешним средней и южной Албании, по Фессалии, Ливадии и Морее. Немалая часть этих славян давно перестали быть славянами и, погречившись или превратившись в греков, могут быть теперь узнаваемы только по сохранившимся славянским названиям мест их поселений и по славянизмам и славянским словам в их греческом языке; именно – таковы суть все славяне морейские, ливадские и фессалийские и большинство славян южно-албанских. Но за сим сравнительно наибольшая половина всего числа этих славян, именно славяне трех первых названных выше областей – собственно так называемой Болгарии, Фракии и Македонии, хотя в текущий период турецкого рабства, по устроившимся несчастным для них обстоятельствам, и сами готовы было были отказаться от своей народности (см. ниже), остались и остаются совершенно чистыми славянами до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010