По прибытии в Москву, архиепископ Алексий (Сергеев) представил 6 мая 1946 года патриарху Алексию доклад, в котором он, в частности, писал: «…в американских кругах существует тенденция к созданию автокефальной Американской Православной Церкви, поддерживаемая представителями Греческой, Сирийской, Болгарской, Румынской и Армянской Церквей, а также и Экзархом Московской Патриархии Митрополитом Вениамином. Учитывая, что работа по расколу феофиловской Церкви и воссоединению отдельных приходов может привести к обострению борьбы и усилению карловацкой, автономистской и автокефалистской тенденций, мы полагаем целесообразным в дальнейшем повести работы на соглашение с Митрополитом Феофилом. Целью этого может быть завоевание такого положения, при котором, после отхода Митрополита Феофила от руководства в виду его преклонного возраста, новому архиерею, представляющему Московскую Патриархию, удастся отвести от руководства митрополией Архиепископов Виталия и Леонтия и самому встать во главе руководства Американской митрополией Дальнейшее пребывание Митрополита Вениамина на посту Экзарха в Америке не является целесообразным в силу отсутствия у него организационных данных для проведения этой работы – с одной стороны, и наличия у него тенденций, идущих вразрез с интересами Русской Православной Церкви (согласие на создание Американской автокефальной Православной Церкви). Поэтому целесообразно заменить Митрополита Вениамина на посту Экзарха новым архиереем, присланным из Советского Союза, который бы завершил переговоры с Митрополитом Феофилом и вошел в его епархию на правах правящего архиерея, с последующим выдвижением его кандидатуры в Митрополиты Северо-Американские. Вместе с русским архиереем в Америку целесообразно послать архиерея-украинца для возглавления им украинских приходов Канады, вместо Теодоровича» . Как видно, архиепископ Алексий приписывал митрополиту Вениамину желание даровать Североамериканской митрополии автокефалию чтоне соответствовало действительности . Примерно в то же время патриархом Алексием был дан указ митрополиту Вениамину (Федченкову) об учете церковного имущества в США и «возвращении его Русской Православной Церкви». Поручение о возбуждении такого ходатайства перед правительством США американский экзарх получал еще в 1943 году . В справке Совета по делам Русской Православной Церкви, однако, говорилось, что вопрос этот на данный момент очень сложный: «Во-первых, он потребует много времени и, во вторых, много денег; кроме того, вызовет еще большее обострение между Феофилом и Патриархией. Поэтому необходимо пока заниматься ознакомлением с юридической стороной дела и изучением американских законов. Конкретно ставить вопрос о возвращении церковного имущества, пока ведутся переговоры о воссоединении не следует» .Такой позиции изначально придерживался и митрополит Вениамин.

http://bogoslov.ru/article/2657431

Как считают историки, подобная форма креста была характерна для Солунского экзархата, который до VII века был под юрисдикцией Римского Папы. 21 января, ПРАВМИР. Археологи болгарского города-курорта Сандански обнаружили уникальный бронзовый крест, имеющий необычную форму и размеры. В ходе раскопок в рамках проекта „Археологический парк Сандански” был найден массивный бронзовый крест высотой 54 см, шириной 30 см и толщиной 3 мм. Крест имеет необычную форму, все его оконечности заканчиваются полуокружностями, передает сайт Болгария Сегодня. Как считают историки, подобная форма креста была характерна для Солунского экзархата, который до VII века был под юрисдикцией Римского Папы. Такие кресты археологи находили на рисунках при раскопках на других археологических объектах, но реальные кресты такой формы до этого момента были найдены только в Салониках и при раскопках древней Сердики (София). Выступающий шип в нижней части найденного креста свидетельствует, что его насаживали на деревянный шест и несли во время процессий, которые возглавлял епископ. Таким образом, находка свидетельствует, что и на территории современного Сандански до VII века был центр епархии. Ученые уверены, что дальнейшие раскопки подтвердят эту гипотезу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 января, 2021 14 декабря, 2020 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 24 июня, 2021 30 апреля, 2021 24 апреля, 2021 18 февраля, 2021 19 января, 2021 14 декабря, 2020 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/bolgarskie-arxeologi-o...

Во всяком случае кое-что удалось сделать. В этом отношении заслуживает внимания забота экзарха об улучшении материального и нравственного положения болгарского духовенства Восточной Румелии. Духовенство было бедно и принижено: необходимо было поднять его авторитет в глазах народа и дать ему некоторые средства, чтобы в ряды его привлечь более способных деятелей, которые, при изменившихся политических условиях освобожденной страны, предпочитали чиновую службу, могущую обеспечить их более, чем необеспеченное положение священника. В виду этого экзарх решил созвать в Филиппополе собрание представителей областного духовенства, которое бы, совместно с депутатами областного собрания, изъискало средства для улучшения быта духовенства 21 . По новому выработанному Уставу, материальное обеспечение духовенства получило некоторую определенность. Доходы священников разделены на случайные и постоянные. К первым относится взимаемая за требоисправления такса (за крещение 10 пиастров или грошей=более 50 к. зол., за венчание 50 пиастров, за погребение взрослых 40 пиастров и детей до 13 лет 20 п., за елеосвящение 10 п., за водоосвящение 5 п.), а ко вторым, т.е. постоянным доходам относится жалованье священникам – городским 4000 пиастров в год и сельским 3000 п. А количество домов в приходах – городских от 200 до 400 домов и сельских от 150 до 250 домов. Общая сумма жалованья составляется из налогов на каждого православного болгарина области, взимаемых через гражданские власти и передаваемых епархиальному архиерею для выдачи подведомственному духовенству епархии 22 . Конечно, приведение в исполнение только что упомянутого Устава встретилось с практическими затруднениями, которые обусловливались внутренними перипетиями местной партийной борьбы и другими аномалиями в жизни автономной Турецкой области – Восточной Румелии. По-видимому, нужно было ожидать больших успехов от усилий экзарха улучшить положение церковных дел в самом княжестве Болгарском. Тут представлялось больше свободы и независимости от турецкого влияния; равно и действительных средств для выполнения предположенных реформ в церковном устройстве можно было ожидать здесь больше, чем в Восточной Румелии, так как княжество в политическом и экономическом отношениях пользовалось некоторыми выгодными преимуществами перед Восточной Румелией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

синод (§ 104) и пр. Вообще, вследствие уставновившейся связи между народной болгарской церковью и новым (вассальным по отношению к Турции) княжеством, соотношение между ними и в делах, касающихся церкви, представляется теперь неизбежным. Поэтому министр исповеданий княжества является теперь с присвоенным ему Уставом правами, которые он постарался фактически расширить на счет церкви не только в самом княжестве, но и за пределами его, поскольку, например, экономическая часть экзархии и другие стороны ее жизни находились в зависимости от княжества и, следовательно, от господствующего здесь в известный момент того или другого партийного правительства. 28 Сюда относятся, напр.: «Предложение за изменение некои членове от екзархийский устав», принятое народным собранием и утвержденное высочайшим указом от 15 декабря 1890 г. (§ 80); а также и предложение св. синода, принятое народным собранием в 1891 г., о добавочном вознаграждении приходскому духовенству. Ниже, при изложении содержания устава 1895 г., мы будем ссылаться на оба эти «предложения». 29 В Уставе 1883 г. поименованы – как известно – только шесть епархий княжества (за исключением епархий Восточной Румелии – Филиппопольской и Сливенской): 1) Софийская, 2) Виддинская, 3) Врачинская, 4) Доростольская и Червенская, 5) Терновская и 6) Варненская и Преславская. Епархии же Самоковскую и Ловчанскую, равно и существовавшую тогда номинально епархию Кюстендильскую предположено было присоединить, когда они сделаются вакантными, к вышеупомянутым, согласно с решением св. синода и с одобрения правительства (см. ч. 1, § 1). 30 Как в первоначальном Экзархийском уставе, так и в Уставе, приспособленном к княжеству, от 4 фераля 1883 г., под именем правительства определенно называется султанское правительство, куда (в высокую Порту) и обращаются с прошением об утвержедении новоизбранного в звании экзарха. В Уставе 1883 г. есть еще прибавка касательно подданства новоизбранного экзарха: если новоизбранный в экзархи был подданым княжества, то со временем избрания он становится подданным Оттоманскиой империи, возвращаясь в прежнее подданство только по оставлении экзаршего звания и занятии своей архиерейской кафедры в княжестве. Кроме того, по замечанию того же Устава 1883 г., новоизбанный в экзархи, по утверждении его в этом звании султанским правительством, извещает о своем избрании болгарского князя, который со своей стороны издает «прокламацию» о том народу (§§ 20 и 21 с прим.). 31 По Уставу 1883 г., заседания св. синода приурочивались ко времени начиная с недели св. жен мироносиц (§ 30). 32 По Уставу 1883 г. число членов епархиальных духовных советов было определенное – четыре (§ 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Неменьшая роль отведена мирянам и в управления делами Сибинской митрополии в Австро-Угрии. Высшая церковная власть с ней принадлежит Митрополичьему Синоду или Народно-Церковному Конгрессу, который состоит из митрополита председателя и народных представителей в количестве 30 духовных и 60 мирян, сохраняющих свои полномочия на 3 года. Синод собирается не менее одного раза в год. Представители мирян участвуют, конечно, и в самом избрании митрополита, а затем в митрополичьей консистории, совмещающей в себе власть административную и судебную. Они же введены и в органы епархиального управления в епархиальные собрания и в епархиальные консистории. Епархиальное Собрание состоит из епископа, 20 духовных и 40 представителей народа и между прочим на нем лежит избрание епископа, о котором он сообщает Архиерейскому Синоду, ведающему дела лишь строго духовные. В епархиальной Консистории в отделениях училищном и епитропском 2/3 членов светские. 170 Подобно этому, вполне активное участие мирян обнаруживается и в Болгарской Экзархийской Церкви. После издания султанского фирмана 27 февраля 1870 года, положившего начало самостоятельному болгарскому экзархату, разработка устава для его управления, принятого представителями болгарского народа на Константинопольском собрании 1871 года, происходила во временном совете из духовных и светских лиц. По этому уставу для церковно-правительственных дел учрежден Экзархийский Совет под председательством экзарха и 6 членов, мирян, избираемых клиром и народом всех епархии. Подобно этому и в каждой митрополии под председательством митрополита или его наместника должен быть с епархиальный смешанный совет из 3 духовных лиц и 5 – 7 мирян. В 1883 году был издан экзархийский устав, приспобленный к княжеству, принятый государственным советом и народным собранием и утвержденным княжеским указом. По этому уставу экзарх, епархиальные архиереи и члены епархиальных духовных советов избираются особым избирателями по 6 от каждого наместничества епархии, из которых 3 духовных и 3 мирян. Устав 1883 г. в общем подтверждён и позднейшем узаконением 13 января 1895 года. В избрании экзарха, кроме всех членов Синода, Экзархийского Совета, епархиальных епископов участвуют и светские представители епархий 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

8. Экзарх в первый раз избирается коммиссиею посредством закрытой баллотировки, а в последующее время болгарскими архиереями. 9. Избираемый в экзарха должен быть подданный Оттоманской империи, родом болгарин, не менее 40 лет от роду, иметь образование, знать догматы веры и церковные правила, и, при безукоризненной жизни, до избрания не менее 5 лет с честию занимать какую либо архиерейскую каоедру. Избранный представляется на утверждение высокой Порте. 10. Подобным образом избираются члены синода и совета, митрополиты и епископы. 1 1. Кандидат на архиерейскую кафедру должен быть не моложе 30 лет. 12. В каждом уездном городе учреждается церковное надзирательство из двух лучших местных священников, двух светских лиц и одного председателя из поверенных архиерея. 13. На должность священника избирает закрытою баллотировкою, под председательством поверенного архиерея, собрание более известных прихожан вместе с священниками и диаконами. 14. Избираемый должен быть подданным оттоманской империи, не моложе 25 лет от роду, родом болиарин, если приход состоит только из болгар, и знать болгарский и греческий языки, если приход состоит из болгар и греков, должен иметь достаточное образование и доброе поведение.. Во второй части говорится о правах и обязанностях болгарской экзархии, об аттрибутах и юрисдикции свят, синода, экзархиального совета, епархиальных советов, духовных и светских, о суде над митрополитом. епископом и другими духовными лицами. В третьей части– о доходах и расходах 431 Святейший патриарх Григорий крайне недоволен был таким положением дела. Он протестовал против султанского фирмана, утверждая в письме своем (2 и 7 апреля) к великому визирю, что болгарский вопрос может быть решен не государственным фирманом, а церковию; он указывал ему, что не только экзарх, но и все митрополиты экзархии должны быть утверждаемы в своем избрании константинопольским патриархом и поминать его имя в священнослужении, и что самый берат для экзарха должен быть выдаваем Портою не иначе, как по представлению патриарха: указывал, что в состав болгарского экзархата не должны входить македонския епархии, и даже некоторые уезды из епархий Фракии и собственной Болгарии; он не однократно (7 апреля, 20 августа 1870 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Газета «Κωνσταντινπολις» по этому поводу между другими вопросами задает себе и следующий наивный вопрос: «не знаем, с чьего изволения прибыли сюда те синодальные владыки». Новини иронизируют по этому случаю: Pardon, великая допущена ошибка, нужно было у греческой газеты просить разрешения на прибытие болгарских архиереев в Царьград. Не знали мы, что редакторы «Κωνσταντινπολις’а стали паспортными чиновниками (паспортчии»). 31 Прибегают греки и к более действительным средствам. В Новинах 1891 г. 1 (24 сент.) помещено со слов болгарской газеты «Пловдив» 103) известие, что в Созополе греческие священники ходили из дома в дом и убеждали местное население не отдавать своих детей в болгарские училища, чтобы не сделать из них схизматиков и еретиков. Для той же цели пользуются они исповедью своих прихожан, внушая им, что болгарские училища схизматические, еретические, что и сами они не должны говорить, молиться и учиться на своем языке, потому что язык их варварский, необработанный, не пригодный для молитв и учения, что только на греческом языке молитвы угодны Богу и наука «благозвучна». И находятся особенно среди болгарок такие, которые слушают и желают исполнять советы духовников, вследствие чего имеют место постоянные ссоры с мужьями, не желающими исполнять эти недобрые советы. Тоже имело место сравнительно недавно в Мельничской епархии в Баракли Джумая. Греческие священники получили письменное распоряжение от своего архиерея, чтобы не причащать, не венчать, не крестить, не хоронить и вообще не отправлять церковных треб для тех прихожан, которые посылают своих детей в болгарские училища. 32 Столкновения между греками и болгарами вообще не редки. В Боденской епархии, напр., половина болгарского населения издавна отошла к экзархату, тогда как другая осталась под духовною властью патриарха. Согласие тех и других болгар, однако не нарушалось. Было принято за правило, что если жених принадлежит к экзархату, то хотя бы невеста считалась в ведомстве патриархии, венчание происходило в болгарской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

На заседании 3 июля 1941 г. Синод обсудил дополнительно собранные сведения о нуждах новых епархий. Оказалось, что там имеется 1153 прихода (и еще 120 в Южной Добрудже), то есть почти половина от общего количества находилась в основной части страны. Часть приходов (особенно в Эгейской Фракии) подлежала укрупнению, и Синод посчитал, что для нормальной церковной жизни на новых землях нужно 800 священников. Поэтому вместе с обеспесением 30 новых священников для Южной Добруджи и 60 иереев дополнительно для вакантных приходов Синод запланировал на 1942 г. увеличение расходов бюджета почти на 37 млн. левов (с 95650 тыс. в 1941 г. до 132370 тыс. левов). Таким образом, общее число священнослужителей экзархата должно было вырасти с 2564 до 3454. Кроме того планировалось принять на учебу в Духовные семинарии всех болгар и македонцев, не завершивших свою учебу в семинариях Югославии, Греции и Румынии. [xlviii] Одной из основных проблем новых земель было заполнение вакантных священнических мест, что являлось постоянной трудностью для Болгарской Церкви и на прежней территории государства. Скоро стало ясно, что только возвращением прежнего клира экзархата в четыре новые епархии проблему не решить. Поэтому уже с лета 1941 г. туда стали командировать священников, ранее никогда не служивших в новых епархиях. В связи с этим Народное собрание одобрило выделение еще одного кредита для обеспечения 375 болгарских священников и диаконов, которые были распределены по приходам и монастырям в Македонии (280) и Эгейской Фракии (95). Эти священнослужители в обязательном порядке временно командировались из Болгарии для контроля местного духовенства (многие из них входили в состав образованных архиерейских наместничеств) и через четыре-пять месяцев должны были заменяться новыми (в качестве материального стимула они получали жалование на 10 % больше чем в Болгарии). Конечно, не все священники хотели временно оставлять свои приходы в Болгарии, и в целом эта акция создавала условия для кадровой текучки и беспорядков. Чтобы навести дисциплину Синод 1 июля 1943 г. возложил на митрополитов Бориса, Филарета и Евлогия задачу систематизировать правила пополнения клира в Македонии и Эгейской Фракии.

http://bogoslov.ru/article/565403

II. О греко-болгарской распре 1858 г. Мнение митрополита Филарета о предприятии экзарха 171 Стоиловича печатать в Константинополе церковно-богослужебные книги на славянском языке Константинопольская иерархия действует во вред себе и православной церкви, непреклонно стараясь иметь в Болгарии духовенство из греков. Народ не может иметь наставления в вере от духовенства, которого языка не разумеет, и не может войти с оным в искреннее по духу веры общение. А не имея наставления православного, и не находясь в искреннем духовном общении с духовенством, народ болгарский не имеет ограждения от прозелитизма неправославных, которые посылают к нему миссионеров, приготовленных к своему делу, говорящих на его языке, имеющих политические для себя опоры, снабженных вещественными средствами привлекать к себе людей, особенно бедных. Не трудно усмотреть, какие могут быть от сего последствия. Для недопущения их, надобно, чтобы болгары имели духовенство единоплеменное, и если частию и греческое, для связи с константинопольскою иерархиею, то достаточно знающее болгарский язык. Желательно, чтобы найдены были средства убедить в сем константинопольскую иерархию. Предприятие экзарха Стоиловича печатать в Константинополе православные богослужебные книги на славянском языке не довольно изъясняется одним тем намерением, чтобы устранить воспоминание российской императорской фамилии и оскорбительные выражения против оттоманской державы. По сему намерению надлежало бы начать печатание с таких книг, в которых воспоминание императорской фамилии и воззвание против магометанства наиболее слышимы в церкви; но оно начато с Апостола и Евангелия, в которых сие вовсе неслышимо в церкви. В Евангелии только заглавный лист представляет имена российской императорской фамилии, и в указании евангельских чтений одно выражение: за императора и за люди во время брани. Подобное есть и в Апостоле, и еще тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному императору нашему на сопротивные даруя. Посему от предприятия Стоиловича можно опасаться и более вреда, нежели по первому виду представляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

в) Заявление о. Ректора Академии о том, что допущенные к поверочному испытанию – болгарский уроженец иеродиакон Мефодий и черногорский уроженец Янко Спасоевич написали по три сочинения: по Свящ. Писанию Ветхого Завета, истории и разбору западных исповеданий и словесности и сдали устные экзамены – иеродиакон Мефодий – по введению в круг богословских наук, философии и латинскому языку, а Янко Спасоевич – по введению в круг богословских наук и философии; испытаний по одному из древних и новых языков, которым подвергались в текущем году лица, желавшие поступить в состав курса, Спасоевич, вследствие недостаточности своих познаний в этих предметах, не сдавал; по той же причине не сдавал экзамена по одному из новых языков и иеродиакон Мефодий. Устные ответы иеродиакона Мефодия отмечены следующими баллами: по введению в круг богословских наук 3+, философии 3– и латинскому языку 2; Янко Спасоевич: по введению в круг богословских наук 3+ и философии 2½; сочинения иеродиакона Мефодия: по Свящ. Писанию Ветхого Завета 3, истории и разбору западных исповеданий 3– и словесности 3½; Спасоевича по Свящ. Писанию Ветхого Завета 3, истории и разбору западных исповеданий 2+ и словесности 3–. г) Заявление его же о том, что иеродиакон Мефодий, получивший письмо от протосинкела болгарского экзарха, архимандрита Неофита, немедленно явиться, согласно распоряжению экзарха, в Константинополь, выбыл из Академии и получил свои документы. Определили : Принимая во внимание, с одной стороны, определение Святейшего Синода от 11 марта/9 апреля 1869 года, на основании которого начальства духовно-учебных заведений поступающим —292— в эти заведения иностранцам должны оказывать всевозможное снисхождение как на приемных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов сих заведений, с другой – то, что не вполне достаточные познания черногорского уроженца Янко Спасоевича могли зависеть от недостаточного знания им русского языка и могут быть восполнены в течение академического курса, благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о разрешении принять черногорского уроженца Янко Спасоевича в число действительных студентов I курса Академии и, в случае разрешения, ассигновать на его содержание особую сумму из кредита, назначенного на содержание воспитанников в духовно-учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010