Сличение этих слов с произведениями, несомненно ему принадлежащими, приводит к результатам достаточно убедительным: после работы о. Панарета принадлежность их Иоанну экзарху можно считать вполне доказанною. Остается пожелать поскорее увидеть их изданными, но – после тщательного устранения погрешностей, вкравшихся в приготовленный о. Панаретом текст (напр. безвстии вм. без всти и , л. 3; въ с вм. въс, 2 об. 4 об. и др.; въ сймти вм. въс ймти, 6; въ птрь, вм. въптрь, 8; р ко плачетъ вм. горько плачеть, 13; тои нъ ли есть вм. то инъ ли есть, 16 и др.). Подобные же погрешности должны быть устранены и из текстов, рассеянных в разных частях сочинения и переписанных, к сожалению, на пишущей машине. В целом сочинении о. Панарета отличается несомненной научностью, критическим отношением к источникам и предшественникам по работе, основательностью суждений, ясностью и строгой последовательностью изложения. Оно свидетельствует о талантливости автора и об его способности к серьезному историческому и специальнее – филологическому труду. За сухими филологическими построениями, как и за страницами исторического повествования, пристальный взгляд читателя не может не прочитать скрытой горячей любви к болгарскому народу и его прошлому, но это воодушевление нигде не переходит в часто наблюдаемое в таких случаях пристрастие к громким фразам. Стиль, за некоторыми исключениями, изобличающими в авторе болгарина, в общем правильный, точный и сжатый. —171— Качества сочинения дают основания ожидать и желать продолжения и усовершенствования труда о. Панарета. Поэтому, в интересах автора, нелишне выразить следующие частные пожелания. 1) Хорошо было бы, если бы автор у себя на родине, в Болгарии, привел в известность все сохранившиеся там в различных рукописных собраниях южно-славянские списки трудов Иоанна экзарха. 2) Желательно, чтобы он продолжил свои поиски неизданных поучений Иоанна экзарха в южно-славянских и русских сборниках. У рецензента есть основания думать, что эти поиски могут быть весьма плодотворными, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Независимые расследования американских, английских и французских журналистов, как и доклады русских и американских дипломатов, взбудоражили европейское общественное мнение. Англия кипела возмущением из-за политики своего правительства. Лидер либеральной оппозиции Уильям Гладстон написал публицистичную брошюру о турецких зверствах в Болгарии и на митингах клеймил правительство еврея Дизраэли в сопричастности к турецким преступлениям. По всей Европе прокатилась волна протестных митингов. Римский же папа Пий IX в августе 1876 г. проклял православные христианские народы на Балканах, восставших против турок и призывал «божие благословение» на турецкое оружие. В Риме были проведены митинги протеста римских граждан против римского ересиарха. События в Болгарии всколыхнули всю Россию. Русское общественное мнение призывало правительство встать на защиту болгар (И. С. Аксаков, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и др.). Русское правительство опробовало все мирные дипломатические средства перед Высокой Портой с призывами облегчить положение болгар и других православных христианских народов в Османской империи, но безрезультатно. Турецкое правительство увиливало, не желая дать амнистию повстанцам и пойти на административные уступки к автономии в провинциях, населенных христианами. В декабре 1876 г. в Константинополе было созвано совещание послов Великих сил, чтобы выработать план административной автономии для болгар в рамках диоцеза Болгарской Экзархии. Чтобы провалить решения совещания послов, турецкое правительство совершило государственный переворот, убив султана Абдула Азиса и 11.XII.1876 г. провозгласило введение конституционного строя, чем сочло решения совещания послов упраздненными. Турецкие власти составили «благодарственный адрес» к новому султану от имени «благодарных» христианских турецких поданных за дарованную гражданскую свободу и потребовало от Экзарха Анфима подписать его. Экзарх Анфим отказался подписывать бумагу. Турецкое правительство пригласило Экзарха Анфима I на прием к новому турецкому султану, чтобы он своим присутствием засвидетельствовал признание новой власти. Экзарх Анфим отказался идти к палачам своего народа. Великий Визирь пригласил его к себе, но Экзарх Анфим снова отказал ему. Турки послали к Экзарху Анфиму драгомана Высокой Порты с угрозой, что его повесят, как они повесили Вселенского Патриарха Григория в 1821 г., если он не явится перед турецкими властями. Тогда мужественный и достойный Экзарх Болгарский перекрестился и сказал: «Ох, дай Бог ! Патриарха Григория повесили и Греция освободилась, если и меня повесят, авось и Болгария освободиться!».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В резолюции по докладу о Ватикане совещание осудило активную роль Ватикана " в разжигании новой войны и вообще в политической борьбе с мировой демократией " . Папы римские " всегда были на стороне могучих «мира сего»... Все христиане, без различия наций и вероисповеданий, не могут не заклеймить за это политику Ватикана, как антихристианскую, антидемократическую и антинациональную " . По вопросу о так называемом экуменическом (вселенском) движении совещание признало необходимым отказаться от участия в августе с.г. в г. Амстердаме в Генеральной Ассамблее, созываемой " Всемирным Советом Церквей " , рассматривая экуменическое движение не столько как Церковное, сколько как политическое и антидемократическое. До совещания по вопросу отношения к экуменическому движению не было единства среди православных церквей. Особенно активным участником этого движения на протяжении двадцати лет был Болгарский экзарх Стефан. И даже, прибыв в Москву, он, несмотря на обещание т. Димитрову и т. Коларову поддерживать Московскую Патриархию, заявил о намерении выступить в защиту участия православных Церквей в экуменическом движении. Однако, встреча митрополита Стефана с членами Чешской делегации и беседы с ним членов Московского Синода привели его к поддержке Московской Патриархии в этом вопросе. После этого попытки Константинопольского экзарха Германоса склонить митрополита Стефана к защите экуменизма не имели успеха. Решающим моментом, определившим поведение экзарха Стефана, была телеграмма министра иностранных дел Болгарии т. Коларова, подтвердившая принципиальное согласие Болгарского правительства на установление патриаршества в Болгарии. Наблюдение за поведением прибывших на торжества делегаций и высказывания в конфиденциальных беседах отдельных глав и членов делегаций помогли установить, что экзарх Болгарский Стефан, хитрый, прожженный политикан, типичный хамелеон, поддерживал в Москве связи с Константинопольским экзархом митрополитом Германосом и главой Греческой делегации митрополитом Хризостомосом, с которыми вел конспиративные беседы. [...] 

http://bogoslov.ru/article/571168

P. 447) и «взял богатую добычу». Затем К. отметил триумф в К-поле, назвав свою кампанию «благородной», поскольку ни один христианин не был убит. Вскоре после этого хан Телериг будто бы обманул К. с помощью простой уловки: притворившись, что хочет перебежать к византийцам, он попросил императора открыть ему имена визант. агентов в Болгарии, а потом казнил их. Неизвестно, насколько достоверен этот рассказ, однако результаты, достигнутые К. в его планомерных усилиях по ослаблению Болгарского гос-ва, очевидны: желание хана перейти на сторону Византии нисколько не удивило императора. Активная политика на балканском направлении стала возможной благодаря относительному спокойствию, к-рое К. удавалось поддерживать на вост. границе, осаждая крепости или побеждая в столкновениях с противником (Ibid. P. 444-446). К. якобы приказал ромеям не вступать в открытую схватку с арабами независимо от их численности, а нападать только в то время, пока те сражаются между собой ( Niceph. Const. Antirrh.//PG. 100. Col. 508). Умело используя внутренние распри как среди болгар, так и среди арабов, К. добился здесь успехов, на западном направлении его политика была не столь активной и успешной. В 751 г. лангобарды заняли визант. Равеннский Экзархат, и папа Римский Стефан II, отчаявшись получить помощь из К-поля, обратился к франк. кор. Пипину Короткому, которого он помазал на царство в Сен-Дени в 754 г. В 756 г. Пипин отвоевал Равенну у лангобардов и передал ее папе, т. о. на время выведя Экзархат из номинальной политической зависимости от Византии. Как показывают письма преемника Стефана папы Павла I (757-767), в последующие годы, особенно в 759-м, ему пришлось неоднократно опасаться военных акций со стороны византийцев (Codex Carolinus/Ed. E. Grundlach//MGH. Epp. T. 3. P. 515, 521, 529). Однако эта угроза так и не была реализована. В 764-767 гг. К. вел интенсивные дипломатические переговоры с франк. двором и Папским престолом, но ничего не добился, поскольку союз Рима с Каролингами оставался незыблемым, как и их неприятие иконоборчества.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

В Болгарской Церкви представители епархий участвуют в избрании экзарха, епархиальных архиереев и членов епархиальных духовных советов, при чем самые представители избираются в каждой епархии особыми избирателями в числе 6 человек от каждого наместничества, из которых трое приходские священники, а трое – миряне. Для выбора мирян требуется быть православными, не моложе 30 лет, членами того или другого прихода, быть известными своею благочестивою жизнью и честным поведением, не опороченными по суду и т. п. За три месяца до выборов св. Синод по соглашению с правительством предписывает епархиальному начальству о производстве выборов избирателей. Местный архиерей делает распоряжение, чтобы епархиальный совет вместе с двумя приходскими священниками составил список лиц, избираемых в том уезде, где находится кафедра епископа, а в других местах епархии это исполняют при участии двух священников архиерейские наместники, напоминающие наших благочинных. В приходах, подчиненных непосредственно архиерею, он приглашает церковные настоятельства избрать из числа прихожан по одному выборщику. Избранные собираются в кафедральный город, где назначенный архиереем наместник с двумя священниками проверяет правильность выборов, а затем приглашает их приступать к избранию посредством закрытой баллотировки по большинству голосов трех епархиальных избирателей из духовных лиц и трех из мирян. Протокол избрания за надлежащими подписями посылается митрополиту. В пределах же ведомства архиерейских наместников выборы епархиальных избирателей происходят под его председательством. Один экземпляр протокола вместе с списками избираемых посылается епархиальному начальству, другой оставляется в архиве наместничества. По получении протоколов епархиальный епископ вместе с Советом рассматривают производство выборов и составляют акт об утверждении выборных в звании епархиальных избирателей, сообщая их имена Св. Синоду и министерству исповеданий, а самим избирателям выдают удостоверения, с которыми они должны являться на избирательные собрания. Срок полномочия избирателей – четырехлетний. Из епархиальных избирателей целого экзархата избираются кандидаты в члены Экзархийского Совета также на 4 года. При наставлении необходимости избрания экзарха председательствующий в Синоде старший архиерей вместе с членами Экзархийскаго Совета между прочим отправляет окружное послание о созыве избирателей на собрание под председательством местного архиерея или его наместника. Посредством закрытой баллотировки по большинству голосов избираются по два светских представителя от каждой епархии, которые должны входить в состав избирательного собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Болгарский экзархат В 1870 году османское правительство под давлением России разрешило учредить Болгарский экзархат . Главной целью экзархата было создание национального духовенства, призванного заменить иностранное (греческое). Многие болгары и болгаризованные македонцы использовали новую церковную организацию для создания школ с обучением на болгарском языке. После 1890 года в Македонии соперничали Греческая, Болгарская, Сербская и Румынская православные церкви. В 1876 году восстание христианского крестьянства Боснии и Герцеговины распространилось также на районы Македонии и Болгарии, но было жестоко подавлено турками. В Салониках были убиты французский и германский консулы, которых считали подстрекателями восстаний. Русско-турецкая война 1877–1878 завершилась подписанием Сан-Стефанского мира, который предусматривал создание Великой Болгарии с включением в нее почти всей Македонии (без Салоник). После вмешательства Великобритании и Австрии условия Сан-Стефанского мира в том же году подверглись пересмотру на Берлинском конгрессе, и Македония осталась в составе Турции. Раздел Македонии В 1912 году Сербия , Болгария , Греция и Черногория образовали военный союз против Турции , и 9 октября 1912 года вспыхнула 1-я Балканская война, за которой последовали война Турции с Италией в Триполитании и антиосманское восстание в Албании . Союзники добились крупных военных успехов, и Македония была освобождена от османского ига. Однако победители не смогли договориться о разделе территорий после окончания войны 30 мая 1913 года. Сербия, выходу которой к Адриатическому морю препятствовала Австрия, хотела получить большую долю Македонии; часть ее, как предполагалось, должна была отойти Болгарии по секретному сербско-болгарскому договору 1912 года. В соответствии с условиями договора для разрешения сербско-болгарского территориального спора Сербия намеревалась обратиться к русскому царю. Однако 29 июня 1913 года болгарские войска напали на Сербию. После этого Греция, Румыния и Турция, защищавшие собственные интересы, вступили в войну на стороне Сербии. В результате 2-й Балканской войны, закончившейся 10 августа 1913 года, Болгария потеряла территории на всех направлениях. За ней оставалась лишь северо-восточная часть Македонии – Пиринский край. Южная часть – Эгейская Македония – отошла к Греции, а западная и центральная части – Вардарская Македония – к Сербии. Чтобы добиться реванша, болгарское правительство во время Первой мировой войны присоединилось к центральноевропейским державам, выступило против Сербии и Греции и оккупировало Вардарскую Македонию и часть Эгейской Македонии. После поражения Германии и ее союзников Болгария вынуждена была вернуть оккупированные области, а также уступить ряд других территорий Греции и Сербии.

http://drevo-info.ru/articles/13671484.h...

Дома застал визитную карточку настоятеля посольской церкви архимандрита Ионы, Оказалось потом, что он мне сделал визит по настоянию посла, который поражен и возмущен невежеством своего настоятеля, не захотевшего приветствовать русского архиерея. Размышляя о поступке Ионы, я думаю, что причиною его нежелания была глупость, самонадеянность, грубость и другие подобные качества, благодаря которым он не мог ужиться в двух семинариях и теперь положительно нетерпим в посольстве, по словам г. Зиновьева. Вечером приходили из патриархии осведомляться, когда Патриарх может отдать мне визит. Я ответил, что завтра между восьмью – десятью утра. В пятницу в девять часов утра приходила ко мне депутация в лице инспектора Болгарской семинарии и архимандрита от Болгарского экзарха с приветствием. Она меня, между прочим, благодарила за то внимание, которое оказывается болгарскому учащемуся юношеству в Академии. Я ответил, что готов всегда с удовольствием оказывать внимание всем иностранцам, потому что усматриваю в этом самый лучший залог взаимоотношений православных и средство к сближению. Но, к сожалению, иностранцы, особенно болгаре, своим поведением и успехами часто компрометируют себя, а вместе и пославших их. При этом привел в пример некоторых студентов-болгар. Затем просил поблагодарить экзарха за его внимание ко мне и что я сам лично с удовольствием сделал бы это, но, ввиду существующих отношений между экзархиею и Греческою Церковию, не считаю удобным это сделать. Молю Бога, чтобы греко-болгарская распря прекратилась, и между обеими Церквами существовал мир во славу Божию и Его пресвятого имени. С этим мы и расстались. В десять часов утра отправились мы на Селамик, предварительно запасшись в консульстве билетами, в сопровождении посольского каваса. Мне предоставлено было место среди дипломатических представителей. Массы войска и публики в назначенных местах было. В двенадцать часов был выезд султана в мечеть на чудных гнедых лошадях в дорогой упряжи, против него сидел военный министр; раньше выехали какие-то принцы, гарем и т.п. Моление в мечети происходило около получаса, откуда доносилось однообразное, заунывное пение целого хора мулл на самых высоких нотах. После этого султан возвратился домой в экипаже, запряженном парою великолепных белых лошадей, которыми правил сам султан. Во время проезда он отвечал на приветствия, прикладывая руку ко лбу и удостаивая своим взглядом приветствовавших. Раскланялся и я ему, и он удостоил меня довольно продолжительным взглядом, будучи, по всей вероятности, удивлен, увидя какую-то необычную фигуру среди дипломатов. Тут-то я и имел возможность увидеть лицо его. Выглядит он очень усталым, сгорбленный, лицо нельзя назвать красивым с нашей точки [зрения], нос очень большой, борода небольшая. Восточного деспота хотелось бы видеть более величественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Румелии, были вынуждены активизировать свою политику в этом регионе. В результате Сербия выработала т. н. идеологию македонизма, предусматривавшую проведение комплекса мероприятий по утверждению и поддержке македон. национальной самостоятельности и распространению македонского национального самосознания. Появление во внешнеполитическом курсе Сербии концепции македонизма было связано с видным сербским историком, филологом и гос. деятелем С. Новаковичем. Он пришел к выводу, что продолжение Белградом прежней прямолинейной политики, связанной с формулой «македонцы - это сербы», приведет к потере М. для Сербии. Новакович исходил из того, что предотвратить объединение славянского населения М. с Болгарией может только идея македон. национальной самостоятельности. Оторванных от болгар в национальном и политическом плане македонцев предполагалось «сербизировать». Большое значение Новакович придавал созданию македон. лит. языка, используя диалектные различия болг. языка в М. и в Вост. Болгарии. Его попытка в 1887 г. начать издание на территории Османской империи лит. газеты на македон. диалекте вызвала протесты болг. правительства и Экзархата. Сербии отводилась роль защитницы македон. самостоятельности от великоболг. претензий. В церковном отношении сербы сотрудничали с К-польской Патриархией; издававшийся в К-поле печатный орган координируемого Новаковичем об-ва «Сербо-македонцы» призывал македон. славян отказаться от Болгарского Экзархата в пользу создания собственного автономного Охридского архиепископства, изгнать из М. болгарское духовенство и преподавателей, поставить на их места «священников и учителей родом из Македонии и воспитанных в сербском духе» ( Цамбазовски К . Културно-општествените врски на Македонците со Cpбuja во текот на XIX в. Ckonje, 1960. С. 163-164). Происшедший в 1888 г. в Фессалонике конфликт между руководством болг. гимназии и учениками из М., к-рые потребовали, чтобы занятия в гимназии вели на македон. диалекте, в дальнейшем оказал значительное влияние на судьбу М.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

114 … Другой проект таков: уничтожить или по крайней мере значительно уменьшить таксу за совершение треб, потому что населению все равно трудно или даже совсем нечем платить, – разделить священников на три разряда: в первый разряд должны войти священники-семинаристы с ежемесячным жалованием по 120 левов (франков), во второй – священники, окончивший первый или второй курс духовного училища с жалованием но 100 левов, и в третий – остальные священники с жалованием по 80 левов. Допускается переход из одной —105— степени в другую, после экзамена по выработанной Св. Синодом программе и как награда за проявленную полезную деятельность. Священникам же первого разряда должно быть увеличиваемо жалование чрез каждые 10 лет по 5%. Не должно быть различия в жаловании городскому и сельскому духовенству. 115 Но не везет болгарскому, как и сербскому духовенству, в этом жизненном для него вопросе. Второй проект предлагает увеличить месячное жалование духовенству. На самом же деле в народном болгарском собрании в июле 1898 года было сделано предложение если не совсем отнять, то значительно уменьшить и то ничтожное добавочное вознаграждение, какое получается духовенством от государства. 116 Болгарское духовенство может хоть тем утешиться, что предложение это не было поддержано в народном собрании, и суммы на жалование духовенству и впредь остались те же. 117 28 июня 1898 года по случаю окончания учебного года происходил торжественный акт в константинопольской духовной семинарии в присутствии болгарского экзарха Иосифа I, высших чиновников экзархии, болгарского дипломатического агенства и многочисленной публики. Болгарская духовная семинария первый год провела в новоприобретенном собственном здании (на окраине Константинополя в местности Шишли). По случаю перемещения семинарии учебные занятия начались 8 октября и продолжались до 28 мая, когда начались экзамены. Классов было пять (в 1896–97 г. семинария состояла из четырех классов). Учеников всего было 71, именно: в I-м классе 18, во II-м 20, в III-м 16, в IV-м 10 и в V-м 7.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Первенствующий в иерархии митрополит этого округа будет иметь титул экзарха всей Болгарии, как канонический представитель вселенского патриарха в округе. 3) Экзарх и все митрополиты округа будут поминать канонически имя вселенского патриарха. 4) Все митрополиты округа, собираясь как в обыкновенных, так и экстренных случаях, у своего экзарха и председателя, будут составлять областной синод, который старательно и неусыпно будет следить за поддержанием православной веры и за благочинием в церквах, внутри я вне, согласно с священными законами, правилами и обычаями, по преданию нашей православной восточной церкви. Этот синод будет заниматься всеми церквами и другими делами христиан округа. Его решения будут иметь силу областного и местного закона; но стороне, которая останется недовольною решениями синода, предоставляется право обращаться с жалобою на них ко вселенскому патриарху. 5) Областной синод, по собрании точных и подробнейших сведений, будет записывать в особой книге имена и качества духовных лиц из болгарского округа, которые достойны быть избранными в архиереи. Ежегодно синод будет доставлять великой церкви копию с этого каталога, для занесения ее в общую книгу об избираемых лицах вселенского престола, которая хранится в патриархии. 6) Избрание митрополитов и епископов в болгарском округе будет совершаться областным синодом из лиц, имена коих записаны в областном или же в общем каталоге избираемых; право на каноническое утверждение сохраняет за собою патриарх. Рукоположение будет совершаться по распоряжению патриарха или в областном синоде, или в самых митрополиях и епископиях, оставшихся без архиереев. 7) Бераты для архиереев болгарского округа будут испрашиваемы у Порты чрез патриарха, который и отсылает их в областной синод для передачи рукоположенным архиереям. 8) Областной синод будет просить у патриарха всего, в чем он нуждается (напр. св. мира и пр.) и только к нему будет обращаться о всяком областном деле, которое требует покровительства и содействия патриарха пред Портой или другим местом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010