Объединяющим центром всех трёх частей болгарской этнографической территории в духовном отношении осталась болгарская экзархия, с её главой экзархом, каковым с 22 апреля 1877 г. является избранный на место Анфима I блаженный Иосиф. Блаж. Иосиф родился в 1840 г., в г. Калофере, где получил и первоначальное образование. После учился в константинопольском французском училище (в Бебеке) и завершил образование в Париже, где прошёл курс филологических и юридических наук. По возвращении в Константинополь, был некоторое время турецким чиновником, затем получил должность главного секретаря при болгарском синоде и смешанном экзархийском совете. Принявши монашество (1872 г.), сделался экзархийским протосинкелом, потом управлял виддинской епархией, а в феврале 1876 г. был рукоположен в митрополиты ловчанской епархии, где и оставался до избрания в экзархи. Блаж. Иосифу пришлось занять экзархийский престол в трудные минуты русско-турецкой войны, когда турецкое правительство всего менее могло быть расположено к болгарскому церковному делу. Тотчас же по окончании войны экзарх вынужден был переселиться из Константинополя в Филиппополь. Порта и слышать не хотела о существовании болгарской экзархии. Экзарху приходилось оставаться в Восточной Румелии, хотя интересы оставшихся под властью Турции болгар и вынуждали его спешить в Константинополь. Только обеспечив свои церковные права органическим уставом Восточной Румелии, в качестве её экзарха, бл. Иосиф получил возможность вернуться в Константинополь, чтобы действовать в пользу экзархийской церкви. Положение последней в Турции после освободительной войны оказалось очень печально. У турецких болгар не осталось ни одного епископа. Митрополиты скопский, охридский и велесский ещё до войны были вынуждены покинуть свои епархии, после удалились в княжество и не могли уже возвратиться к своей пастве. Болгары предоставлены были власти местной греческой иерархии. Их одолевали католические и протестантские миссионеры. В то же время выселившиеся из Болгарии турки всячески пользовались беззащитностью болгар. При всём этом экзарх лишён был возможности помочь своей пастве. «Многие и сложные причины парализовали усилия экзарха подвинуть церковный вопрос в Македонии» 86 . Экзарху удалось лишь заручиться личным благоволением султана и через то до известной степени парализовать враждебные экзархии домогательства, направив все усилия к развитию школьного дела среди турецких болгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Синода столько лет, сколько лет пользовался стипендией; в противном случае тот и другой стипендиаты должны возвратить израсходованные на их образование суммы. Программа конкурсных испытаний на богословские стипендии следующая: а) письменные: 1) болгарский язык (сочинение), 2) гомилетика (проповедь) и 3) основное богословие; б) устные: 1) русский язык, 2) обличительное богословие и 3) всеобщая история 545 . В текущем учебном году болгарский Св. Синод содержит 8 молодых людей болгарского происхождения в русских духовных —414— академиях и двух молодых людей в русских художественных школах для изучения церковной живописи. Всего же в этом году отправились в Россию для поступления в разные учебные заведения около 90 молодых болгар. 15 июня 1897 г. по случаю окончания учебного года происходил торжественный акт в константинопольской болгарской духовной семинарии – в присутствии болгарского экзарха Иосифа I, велесского митрополита Авксентия и высших чиновников экзархии и болгарского дипломатического агентства в Константинополе 546 . Наёмное помещение семинарии крайне неудобно и тесно, и присутствовавший на акте болгарский дипломатический агент г. Марков обрадовал все присутствовавших известием, что уже куплен дом и участок земли для семинарии и что с начала будущего учебного года семинария будет помещаться в собственном здании. Семинария состоит из четырёх классов. В конце отчётного года в I классе было 20 учеников, в II классе – 16, в III классе – 11 и в IV классе – 7 учеников, а всего 54 ученика. Преподавание велось по следующей программе: Св. Писание, библейская история, болгарский язык, русский язык, церковно-славянский язык, греческий язык, латинский язык, математика, физика с химией, всеобщая история, география Балканского полуострова, логика, психология, введение в философию, начальные основания философии и краткая история философии, всеобщая церковная история, гомилетика, восточное пение, антропология с гигиеной, турецкий язык. В конце учебного 1896–1897 года годичных испытаний не было.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—696— нравы здешних торговцев. Здесь торгуют разные национальности: турки, арабы, евреи, армяне, немцы, французы и др., и все имеют комиссионеров, зазывающих прохожих в свою лавку. Но, Боже сохрани, к чему-нибудь прицениться, – комиссионер будет сопровождать вас по всему базару до тех пор, пока вы не купите вещь. Запрашивают продавцы в десять раз дороже стоимости вещи, и после продолжительной торговли уступают. Крайнюю неустойчивость цен и сравнительную дешевизну вещей здесь объясняют тем, что в Константинополь, где не существует фабричного производства, свозится нераспроданный бракованный товар с западноевропейского рынка и находит хороший сбыт среди неприхотливых турок. Наша многолюдная компания обращала на себя внимание, и по базару то и дело раздавались возгласы: „москов карош, заходи, братушка, братушка сюда, стой, стой братушка, entrée, monsieur“. На базаре народу немного и, как вероятно везде, преобладают среди покупателей женщины, даже турчанки, которым сам Коран разрешает показываться публично на торге. Приказчик из французского магазина, где мы что-то покупали, провожал нас по всему базару и даже в мечеть султана Баязета, куда мы зашли с базара, причем обязательно объяснил имаму, отворявшему мечеть, что здесь: „буюк-папа (большой священник) и notabler personnages“, в силу чего имам был с нами особенно любезен. В этот же день утром Преосвященному представилась болгарская депутация, приветствовавшая его от имени болгарского экзарха Иосифа и благодарившая за заботы о воспитании болгарского юношества, учащегося в Московской академии. В числе депутации был протосинкел Мелетий, окончивший курс Киевской семинарии, и Протасий Пампулов, кандидат Московской академии. Преосвященный поручил депутации выразить благодарность экзарху за такое внимание его, а вместе и сожаление, что он по причинам, вызванным известными историческими обстоятельствами, не может лично посетить его. В ответ на благодарность за воспитание болгарского юношества, Преосвященный сказал, что наша Академия, равно как и другие русские учебные заведения, с радостью открывают двери свои для единоплеменных и единоверных юношей, относясь к

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но на деле попытки экзарха и здесь встретились с неменьшими затруднениями, чем в Восточной Румелии; отношения между правительством и представителями церкви обострились с самого начала. Источником этих аномальных отношений было незаконное стремление правительства не только вмешиваться в неподведомственные ему дела церкви, но и направлять их к неблагоприятному для интересов церкви концу 23 . Подобные аномальные отношения начались чуть не с самого освобождения Болгарии. Так, уже в 1880 году отношения тогдашнего либерального правительства (Д. Цанкова) к представителям церкви выразились целым рядом мер, «направленных к умалению прав высшего болгарского духовенства». С одной стороны, правительство поспешило побудить народное собрание уменьшить жалованье архиереям: например, бывшему экзарху Анфиму, митрополиту Ввидинскому, назначено всего жалованья только шесть тысяч франков (вм. двенадцати), митрополиту Варненско-Преславскому – пять тысяч франков, а самому нынешнему экзарху пятьдесят тысяч франков (вм. двухсот тысяч). Мало того, когда весной 1880 г. комиссия, состоявшая из духовных (митр. Доростольского и Червенского Григория, Варненско-Преславского Симеона, Софийского Мелетия, Скопльского Кирилла, епископа Браницкого Климепта) и светских (Бурмова, Балабанова, Генчева и Ковачева) лиц, выработала устав церковного управления для княжества Болгарского и представила его княжескому правительству на утверждение, то последнее так изменило его, что трудно было узнать оригинал, а потому церковная власть откзалась признать и принять изменненный проект устава 24 и продолжала протестовать против своеволия и насилий партийного правительства. Но последнее также не останавливалось перед теми мерами, которые направлены были к умалению прав высшего болгарского духовенства. А с другой стороны, чтобы привлечь на свою сторону низшее духовенство и обязать его действовать на народ в интересах своей партии, правительство обещало ему приличное жалованье, которое оставалось, конечно, только на бумаге, хотя и объявлено было в княжеском указе от 2 июля 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Современники описанных событий квалифицировали греко-болгарский церковный конфликт именно как национально-политическое противостояние. Например, И. С. Аксаков в уже цитированной статье писал: «И для греков, и для болгар в равной степени дело шло не о Церкви собственно, а об интересах эллинской и болгарской народности». Аксаков справедливо полагал, что создание экзархата означало для болгар признание их нации со стороны султанского правительства и признание за этой нацией определенных прав. Потому Аксаков подчеркивал, что путем провозглашения экзархата создавалась для болгарского народа «первая юридическая основа или, точнее, рамка для национального бытия, по внешности еще церковная, но в сущности политическая» . Сходные мысли высказывал и Ф. М. Достоевский. В 1877 г. в «Дневнике писателя» он отмечал: «Греко-болгарская церковная распря, под видом церковной, была, конечно, лишь национальною… Вселенский патриарх, порицая ослушание болгар и отлучая их и самовольно выбранного ими экзарха от Церкви, выставлял на вид, что в деле веры нельзя жертвовать уставами Церкви и послушанием церковным “новому и пагубному принципу национальности”. Между тем сам же он, будучи греком и произнося это отлучение болгарам, без сомнения, служил тому же самому принципу национальности, но только в пользу греков против славян» . Аналогичного мнения придерживались и российские дипломаты. Так, российский консул в Филипполе А. Н. Цертелев в 1878 г. писал: «Греко-болгарский церковный вопрос – вопрос чисто политический , борьба идет, хотя и на церковной почве, но между двумя народностями из-за сохранения самостоятельной жизни. Вопросы канонические служили только орудием; догматическая распря была настолько незначительна, что наш Св. Синод никогда не признавал болгар схизматиками» . Современные исследователи вполне согласны с тем, что создание Болгарского экзархата было в значительной мере национально-политическим шагом. Так, исследователь истории болгарского национального возрождения И. Стоянов отмечает, что Болгарский экзархат сумел объединить болгарские земли и помог утвердить культурную независимость болгар. Он также пишет, что Болгарский экзархат «стал первой международно признанной официальной болгарской институцией в Османской империи, взявшей в свои руки будущее болгарской нации» .

http://bogoslov.ru/article/6176739

Это, впрочем, отмечено и у историка Кедрина в единственном у него месте, затронувшем интересующий нас вопрос 543 . «Царь Василий, подчинив Болгарию, не имел намерения вводить новшеств или изменять данное ей устройство, но оставил весь прежний порядок и приказал действовать по установлениям Самуила». Болгария получила автономию от византийских императоров, но об ней мы можем судить лишь по намекам. Память о ней удержалась в новеллах, обеспечивающих права Болгарской Церкви. Должна быть, однако, связь между привилегиями, предоставленными в пользу Церкви, и политическими правами, дарованными нации или некоторым в ней сословиям. Мы увидим, что в конце XI и начале XII в. Болгарский архиепископ ратует за привилегии, опирающиеся на основной закон; можно также заметить, что центральное правительство нарушает гарантированные новеллами не только церковные права, но и право частных лиц. Из ряда многочисленных наблюдений над подобными фактами мы были приведены к соображению, что конституция, дарованная Болгарской Церкви, имеет многие аналогии с политическими правами, данными гражданским учреждениям и сословиям; словом, что по новеллам в пользу Церкви можно составить некоторое понятие об утраченных законах гражданского устроения Болгарии. Всматриваясь в хрисовулы с этой точки зрения, мы замечаем в них некоторые знаменательные факты. С одной стороны, это дарственная грамота, подтверждающая нераздельность болгарской церковной области и ненарушимость ее прав после перехода Болгарии под византийскую власть; здесь император лишь дает авторитет и юридическую санкцию старым грамотам болгарских царей. В хрисовулах была отмечена только эта сторона, далеко не самая важная; этим документом пользовались для определения сначала церковных, потом политических границ Болгарии 544 . 533 Wassiliewsky. Cecaumeni Strategicon. § 49 (Записки Историко-фил. факультета СПб. Университета. Ч. 38). 538 Несколько новых данных в дополнение к печатному тексту Кедрина-Скилицы можно находить в рукописях Скилицы. О катепанате Арианиа читается в Охридском кодексе, fol. 240. О ней моя статья в «Известиях Р. А. И. в Константинополе». IV. Вып. 2. С. 6. 541 В конце X в. во главе управления византийской Италии также стоит катепан вместо прежнего экзарха и стратига. 542 Miklosich. Acta. IV, 86, 217, 320; Флоринский. Акты. 101, 103; Constantini De admin, imperio. C. 45, 1 50; Satbas. Bibl. VI. P. 627, 641. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Внутреннее устройство Болгарского Экзархата Согласно ст. 39 Конституции Болгарии, БПЦ и в Княжестве Болгария, и в пределах Османской империи сохранялась единой и неделимой. Кафедра экзарха и после политического освобождения Болгарии оставалась в К-поле. На практике церковное управление в свободной Болгарии и на территории Османской империи было разделено и развивалось независимо друг от друга, поскольку тур. власти не разрешали архиереям из княжества напрямую участвовать в управлении Экзархатом. После Младотурецкой революции 1908 г. неск. улучшились отношения между Болгарским Экзархатом и К-польской Патриархией. В 1908 г. впервые экзарх получил возможность сформировать законный Свящ. Синод. До 1912 г. в диоцез Болгарского Экзархата вошли 7 епархий во главе с митрополитами, а также епархии, управляемые «наместниками экзарха»: 8 в Македонии (Костурская, Леринская (Могленская), Воденская, Солунская, Поленинская (Кукушская), Серская, Мелникская, Драмская) и 1 в Вост. Фракии (Одринская). На этой территории было ок. 1600 приходских храмов и часовен, 73 мон-ря и 1310 священников. В Княжестве Болгария первоначально существовали следующие епархии: Софийская, Самоковская, Кюстендилская, Врачанская, Видинская, Ловчанская, Тырновская, Доростоло-Червенская и Варненско-Преславская. После объединения Княжества Болгария и Вост. Румелии (1885) к ним прибавились Пловдивская и Сливенская епархии, в 1896 г. была учреждена Старозагорская епархия, а после Балканских войн 1912-1913 гг. к Болгарии отошла также Неврокопская епархия. Согласно Уставу 1871 г., неск. епархий должны были быть ликвидированы после кончины их митрополитов. К Софийской епархии были присоединены территории упраздненных Кюстендилской (1884) и Самоковской (1907) епархий. Третьей должна была стать Ловчанская епархия, титульным митрополитом к-рой являлся экзарх Иосиф I, однако ему удалось добиться разрешения на сохранение епархии и после его кончины. В нек-рых епархиях Княжества Болгария одновременно имелось по 2 митрополита.

http://pravenc.ru/text/149675.html

24 И это понятно. Понятно и то, что проповедь на родном языке, да еще в руках умелого проповедника, производит сильное впечатление на слушателей, привлекает к такому проповеднику слушателей даже из далеких окрестностей, как это было в Дермицкой церкви. 25 Названные выше: Мельник, Струмица, Дермица – в Македонии. Македония – это тот уголок Балканского полуострова, который представляет собою зрелище постоянной племенной и религиозной вражды. Будучи оставлена берлинским конгрессом за Турцией, Македония сделалась источником постоянного беспокойства для всего полуострова. На нее заявляют свои притязания все балканские народности – болгары, греки и сербы, и потому она служит главным яблоком раздора между ними. В Македонии же идет постоянная ожесточенная борьба между местным греческим и болгарским элементами, борьба, которая часто приводит к печальным столкновениям. Македония, как известно, при своем разно племенном населении находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, вследствие чего греческий элемент по необходимости преобладал в е церковно-религиозной жизни. Но в последнее время, с пробуждением национального самосознания в славянском населении ее, последнее начинает все более освобождаться от греческого влияния, устраняется от греческого духовенства и, признав своим главой болгарского экзарха, требует и получает болгарских священников и учителей. В стенах его храмов ему начинают проповедовать слово Божие на родном языке, а в училищах дети начинают изучать славянский язык вместо греческого. Статистические данные удостоверяют, что в последнее два года от греков отложилось более 300 сел, признавших своим духовным главой болгарского экзарха и окончательно отказавшихся от греческого духовенства, от греческих училищ. Такое положено дел, конечно, ожесточает греков и вместе вызывает их на всевозможные, иногда, как увидим ниже, весьма замысловатые и прямо непозволительные способы самозащиты, от простой газетной перебранки до насильственной расправы включительно. Вот несколько черт, фактов и картинок для иллюстрации отношений между греками и сербами в Македонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1241 Биографические сведения о болгарском экзархе Иосифе I – в Богосл. Вестн. 1899, ноябрь, 461–463. – По поводу юбилея биографии с изображением юбиляра поместили Църковен Вестник (1902, 1 и 3), Вести 41), Светник 102) и др. журналы и газеты. 1244 Подробности празднования в Константинополе и перечень приветствий в газ. „Вести“, 1902, 42 (здесь же, 43–46, о праздновании юбилея в болгарских епархиях Македонии). „Книжевно дружество“ решило издать юбилейный сборник, в котором будут описаны торжества в Константинополе, Софии и в провинции, и будут помещены все речи, адресы, поздравительные телеграммы, приветствия. Симпатии и признание великих заслуг экзарха Иосифа для религиозно-нравственного воспитания болгарского народа выразились ярко и 26 декабря 1902 г. в приветствиях экзарху по случаю его именин (см. Вести, 1902, 11, 31 декабря). 1247 Църк. Вестн. 1902, 44 и Вести, 1902, 23. См. также Вести, 22 и Църк. Вест. 45 и 46 (посвящение в сан епископа и приветствия новому архиерею). 1251 Църк. Вестн. 31. Две дельные статьи по вопросу: „Взаимно спомагание между свещенииците” в газ. „Вести”, 1902, 76 и 78. 1257 Из русских духовных журналов см. „Церк. Вестник. 1902. 40 и Странник, 1902, ноябрь (статья прот. А.Д. Мещерского). История сооружения храма и подробное описание его с рисунками – в Син. Церк. Вед. 1902, 11; Богосл. Вестн. 1899. ноябрь; 1901, февр., и 1902, март. Речи при освящении храма митрополита Мефодия и протопресвитера Желобовского – в Църк. Вестн. 1902, 25. – Шипкинские торжества, т. е. празднование двадцатипятилетия шипкинской обороны совершились по заранее составленной программе не только у Шипки, но повсеместно, по всему княжеству, так что эти шипкинские воспоминания были торжественно отпразднованы всем свободным болгарским народом. Во дни торжеств на Шипке во всех городах и сёлах княжества были отслужены в церквах панихиды по Царе-Освободителе Императоре Александре II, по Великом Князе Николае Николаевиче Старшем, по князе Черкасском и по всем павшим на поле брани русским и болгарским воинам. После панихиды повсеместно же были отслужены благодарственные молебны о здравии Государя Императора, о здравии болгарского князя и о благоденствии русского и болгарского братских народов. За тем, в те же дни были устраиваемы повсеместно торжественные собрания, народные увеселения, причём произносились краткие речи о значении и истории шипкинских торжеств и шипкинской русской обители с храмом-памятником. Города и сёла в эти дни бросали ежедневные свои занятия, украшались русскими и болгарскими национальными флагами, население в нарядных праздничных одеждах предавалось веселию до поздних часов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В болгарских епархиях Турции нужды духовного просвещения обслуживаются цареградской семинарией. Существовавшее раньше училище в Прилепе потом было перенесено в Адрианополь, а в 1892–1893 гг. оно преобразовалось в шестиклассную семинарию в Константинополе. Семинария находится в ведении и под ближайшим попечением экзарха. Семинария помещается в настоящее время в собственном благоустроенном здании (в предместье Шишли). Ученики живут в общежитии и носят священническую форму. Семинария не многолюдна. Двух духовно-учебных заведений для целого болгарского народа, после стольких лет духовного и политического рабства и застоя, конечно, недостаточно 105 . Болгарское духовенство до последнего времени не отличалось просвещённостью. Лишь между архиереями и среди монашествующих лиц встречаются более образованные люди – часто воспитанники старой греческой школы, чаще – учившиеся в русских духовно-учебных заведениях. Низшее же духовенство, особенно сельское в западной Болгарии, остаётся на весьма низкой степени образования. Даже в таких городах, как столица София, или Самокове, где находится богословское училище, большинство священников без специального духовного образования. Удивительно ли после этого, что христианское просвещение в массе болгарского народа мало подвигается, и болгарская церковная иерархия оказывается часто беспомощной, когда в среде народа проповедуют миссионеры католические и особенно протестантские. Отсутствие церковной проповеди для последних является особенно сильным орудием в нападках на православие и православное духовенство. Богословское училище в Самокове, в Болгарии Духовная болгарская литература скудна. На болгарском языке мало появлялось и появляется книг с духовным содержанием. Большей частью это только учебные пособия и учебники. Лишь в последнее время св. синодом было издано нисколько более капитальных книг («Апологетика» Лютардта и др.) и предпринят перевод Библии с русского языка. Необходимость перевода Св. Писания на болгарский язык давно уже не могла не ощущаться. При новейшем формировании болгарского языка он всё более и более уклоняется от церковно-славянского языка. Последний почти совсем не изучается в болгарских училищах и потому мало понятен даже для самих священников, особенно если они не проходили духовной школы. К тому же в народе усердно распространяется дешёвое протестантское издание болгарской Библии, что служит одним из средств протестантской пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010