Но прежде, чем состоится избрание достойного лица в экзархи, испрашивается соизволение и одобрение правительства султана. – 5. Экзарху дозволяется сноситься с местными властями по делам, касающимся подчиненных его духовному управлению местностей, и по этим делам он законно и канонически уполномочен ходатайствовать, а в случае нужды сноситься и с Портой. Бераты же, даваемые духовным лицам, подчиненным его ведению, будут издаваться с уведомлением его. – 6. По делам, касающимся православного вероисповедания и требующим совместного совещения и взаимного вспомоществования, синод болгарского экзархата будет относиться к вселенскому патриарху и его митрополитскому собору, а эти последние со своей стороны не замедлят дать требуемую помощь и отправить нужные для этого ответы. – 7. Синод Болгаркого экзархата будет испрашивать у Константинопольского патриарха св. миро, употребляемое церковью. – 8. Епископы, архиепископы и митрополиты, подчиненные Константинопольскому патриархату, могут беспрепятственно проезжать через епархии болгаского экзархата, равно и болгарские епископы, архиепископы и митрополиты точно так же могут проезжать через епархии Константинопольского патриархата, а по делам могут пребывать в главных городах вилайетов и в других административных местах; однако вне своего церковного округа не могут собирать синод, ни вмешиваться в дела христиан, не принадлежащих их духовному ведомству, ни священнодействовать без разрешения епископа той местности где они находятся. – 9. Подобно тому, как Иерусалимское подворье, находящееся в Фанаре, принадлежит Иерусалимскому патриархату и находится в ведении Иерусалимского патриархата, точно также и Болгарское подворье, находящееся в той же местности, вместе с церковью, будет подчинено Болгарскому экзархату. Последний, когда будет нужно, имеет право приезжать в столицу и жить в своем подворьи, и, как сказано выше, во время пребывания своего в столице, относительно священнодействия будет подчинияться церковным правилам, которым в подобных случаях подчиняются патриархи – Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Соответственно этому окончившие духовное училище получали 720, 960 и 1.080 левов. Из добавочного вознаграждения делается немало удержаний (на пенсию, за дух. офиц. издания и т. п.), а с 1899 г. оно подверглось общему для всех служащих в княжестве процентному уменьшению. Поэтому, духовенство, и без того не богато поставленное, весь 1899 г. оглашало своими слёзными заявлениями страницы сочувствующих ему изданий, но напрасно. Описанное устройство церковного управления в княжестве определяется экзархийским уставом, приспособленным к княжеству (1895 г.). В болгарских епархиях Турции действующим законом является первоначальный «устав управления болгарской экзархии» (1871 г.), хотя он и не утверждён османским правительством. Потому в церковно-административном строе этих епархий есть особенности. Особенности эти происходят и от того ещё, что некоторые из болгарских по преобладающему населению епархий по сие время остаются без архиереев (мелникская, полянинская, воденская, адрианопольская и др.) Болгарские епархии в Турции находятся под ближайшим ведением проживающего в Константинополе экзарха, лишь изредка выезжающего в Болгарское княжество. Духовные дела и турецких болгар подлежат верховному ведению синода. Последний иногда и составляется под личным председательством экзарха с прибытием из Софии синодальных членов. Иногда же возникающие в жизни турецких болгар вопросы передаются на рассмотрение синода в Софии. Смешанного совета для ведения недуховных дел экзархии, со времени освобождения Болгарии уже не существует. Эти дела ведаются экзархом и экзархийским протосингелом. Для заведывания же учебным делом турецких болгар, всецело находящимся в ведении экзархии, при последней находится училищный совет. Под председательством экзарха и при участии экзархйского протосингела совет составляется из четырёх светских членов. При каждом епархиальном болгарском митрополите в Турции, под его председательством, находится епархиальный смешанный совет (из 3 духовных и 5–7 светских членов по избранию). Епархиальному совету принадлежат суд и управление епархиальными делами, открытие и управление училищ, назначение учителей в епархии и т. п. В делах чисто духовных светские члены совета не принимают участия. Епархии (в Турции) делятся на казы (уезды) и нахии (волости). И в тех и других церковно-административные дела ведаются смешанными советами, под председательством архиерейских наместников. В тех болгарских епархиях, где болгары не имеют ещё своих епископов, их место заступают председатели общин. Председатели избираются общинами из духовных лиц и утверждаются экзархией. Там, где не оказывается подходящих духовных лиц, председатели назначаются от экзархии 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Сербский митрополит стал всецело на сторону болгар. Российский Синод, не отвергая прав патриарха, как законного архипастыря болгарского церковного округа, и допуская возможность для болгар не требовать, а просить у патриарха льгот для себя, высказал мнение, что болгарский вопрос должен быть разрешен не вселенским собором, а непосредственным соглашением патриархии с болгарами. Между тем турецкое правительство решило положить конец греко-болгарской распре своею властью. Выслушав заключение комиссии, образованной из трех греков и трех болгар, оно обнародовало в форме султанского фирмана следующие постановления: 1) Из нижепоименованных епархий и местностей образуется, под названием „Болгарская экзархия“, отдельный церковный округ, который в своем внутреннем управлении будет пользоваться правами полной независимости. 2) Высший по чину в этом округе митрополит будет экзархом его и каноническим председателем находящегося при нем постоянного болгарского синода. 3) Внутреннее управление этого округа будет определено особым уставом, который будет представлен на одобрение императорского правительства. Этим уставом будет удалено всякое вмешательство вселенского патриарха в управление округа и особенно в дело избрания архиереев и экзарха его. По избрании экзарха, Синод экзархии обязан сообщать об избрании вселенскому патриарху, который будет давать в возможной скорости патриаршее дозволение к совершению хиротонии его. 4) Экзарх определяется императорским бератом и поминает имя вселенского патриарха. 5) Экзарх будет иметь право прямого сношения с гражданскими властями в экзархии и в столице по всем делам экзархии, и на основании его представлений будут выдаваемы императорским правительством бераты для архиереев. 6) В делах веры и церкви, требующих, для сохранения и утверждения православия, общего совещания и содействия, Синод экзархии будет относиться к вселенскому патриарху и находящемуся при нем священному синоду, которые усердно будут подавать ему свою помощь 7) Синод экзархии будет получать св.миро от вселенского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Среди пяти экзархатов Русской Церкви за границей – в Средней Европе, в Западной Европе, в Америке и Китае,– есть экзархат в Чехословакии. Первые четыре экзархата осуществляют духовное руководство над русскими приходами за границей. Экзархат же в Чехословакии стоит на особом положении: он объединяет православных чехов, моравов и словаков, граждан суверенного государства Чехословакии. Поэтому от лица Русской Церкви вносится предложение: на ряду с Главами и Представителями Автокефальных Православных Церквей просить принятые резолюции подписать и Экзарха Чехословакии Высокопреосвященного архиепископа Пражского и Чешского Елевферия. По последнему вопросу, возражений нет? Нет. Как известно, на наш Юбилейный Праздник собрались церковные делегации от 10 Автокефальных Православных Церквей: Русской, Константинопольской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Греческой, Польской и Албанской. На нашем Юбилейном Празднике присутствует также и почетный гость, Патриарх-Католикос всех армян Георг VI. Подписывать все резолюции, как это принято нами 10 июля, на прошлом пленарном заседании, будут Главы и Представители Православных Автокефальных Церквей. Но делегации Константинопольской и Греческой Церквей не принимают участия в нашем Совещании и, следовательно, их подписей под резолюциями не будет. Составляется, таким образом, восемь подписей восьми Православных Автокефальных Церквей, участвующих в Совещании. Девятая подпись, принятая только сейчас, будет принадлежать Экзарху Чехословакии, архиепископу Пражскому и Чешскому Елевферию. Имею честь объявить, что Представители Антиохийской Церкви – высокочтимые Митрополиты Эмесский Александр и Ливанский Илия, участвующие в наших совещаниях, будут подписывать акты, принимаемые на совещании, и от лица Александрийской Церкви. Таким образом, подписей под принятыми нами резолюциями будет десять: от девяти Православных Автокефальных Церквей и от Экзарха Чехословакии. Кроме подписей девяти Представителей Автокефальных Православных Церквей и подписи Экзарха Чехословакии, мы будем просить его Святейшество Католикоса-Патриарха всех армян Георга VI не отказать дать свою подпись под теми резолюциями, с которыми он выразит свое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Систематические лексические замены толи другими союзами в поздних славянских версиях ЗСО показывают, что союз толи по крайней мере с XIII в. (а возможно и раньше) не принадлежал книжной норме сербской и русской разновидностей славянского книжного языка. Был ли данный союз нормативным для древнеболгарского книжного языка, сказать трудно, поскольку в болгарской исторической лексикографии об этом нет надежных данных. Можно привести буквально единичные контексты с толи из сочинений Иоанна экзарха Болгарского. Так, толи в паре с коррелятивным ли ( лн ... толи «если ... то») встретилось в «Шестодневе»: лн во хина кром свого присщени богъ не остави, толи твого вьсего не присщать ли? – Ε χινον ξω τς αυτο πισκοπς θες οκ φκε, τ οκ πισκοπε (Aitzetmüller V, 87) – т. е. «Если Бог не обошел своим вниманием ежа, (то неужели) Он не надзирает за твоими (делами)?». Однако, как мы пытались показать в начале, сложный союз ли ... толи «если ... то» ни по происхождению, ни по значению не тождествен союзу толи в консекутивной функции, поскольку последний обозначает не логический вывод из определенного условия (как в примере из Экзарха), а лишь возможное следствие из некоторых (в том числе непредвиденных) обстоятельств. Поэтому консекутивная функция у простого союза толи выражена чрезвычайно слабо – его вполне можно переводить и сочинительными словами «причем, и притом, а затем» и т. п. (ср. трактовку консекутивной функции толи как разновидности копулятивной в SJS и полное отсутствие консекутивной функции в лексикографической интерпретации этого союза в «Материалах» Срезневского). Второй пример (на копулятивное значение толи) у Экзарха более надежен, ср.: не имьже кариды [толи милиты] больш сжть (киты), то тмь с рекжтъ великты – οκ πειδ καρδος κα μαινδος μεζονα, δι τοτο μεϒλα ερηται «не потому киты зовутся большими, что они крупнее креветки и анчоуса». В поздних рукописях место испорчено, однако чтение в квадратных скобках находится в древнейшем списке 1263 г. (серб.); примечание Айтцетмюллера, что в архетипе могло стоять толь и (Aitzetmüller V, 97), не выглядит убедительным, поскольку копулятивное значение у толи хорошо засвидетельствовано памятниками. Замена исконного толи в поздних (русских) списках «Шестоднева» другими словами подтверждает наши выводы о чуждости данного союза древнерусской книжной норме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

е., не признавать много небес), когда говорит: небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут ( Мк.13:31 ). Кто взыде на небо, токмо сшедый ( Ин.3:13 ). Такое объяснение мы встречаем у Феодорита Кипрского в его толковании на книгу Бытия 37 . Этим оканчивается объяснение второго дня творения. Объяснение третьего дня творения (л. 5 об.–8 об.) В 3-й день, говорит автор, Бог сотворил море, реки, источники и семена; острова же и горы образовал для того, чтобы показать, что сначала земля была «накупь», т. е. собрано всё 38 , но «Божиим повелением разсадися равенство ея: сринулась вода накупь, и обнажилась земля... и явилась суша». Моисей, говорит далее автор Палеи, землю называет здесь сушей, чтобы кто не подумал, что земля высохла от солнца и «да не нарекут солнца Богом»: сушей называется для показания, что земля высохла чрез Божие слово. Земля высыхает, обыкновенно, от солнечных лучей; но тогда не было ещё ни солнца, ни «теплот греющих», земля была мокрая и «калом согрезившимся мокрота ея по всему лицу уполоскала бяше», но «токмо едино слово Господне изсуши лицо земли». «И нарече Бог сушу землю и составы водныя нарече море». «Видишь ли, – обращается автор к читателю, – како прозябе земля безчисленное множество, покры своё лице, аки власы, прорасти всякая цветения благовонная, аки червленицею, и синетами, и всякими вонями украсися». Затем в Палее следуют рассуждения почти буквально сходные с третьим словом Шестоднева Иоанна, Экзарха Болгарского. Не излишним считаем здесь сопоставить текст Палеи с текстом Экзарха 39 . Палея л. 6 и об. Экзарха л. 140. Прозябе же траву семенную, сеюще семя по роду и по подобию, его же семя в нём по роду. Кто ей толико вдает безчисленное множество семени? Како не взорана земля семя прорасти? Си убо вся слыша, смотри, како роди Дева! Токмо убо земля си не может стерпети Божия повеления: изнесе плоды, преже того семени не бывшу, и не сведомыя плоды ражающи бысть. То кто убо возможет тогда сущу красоту земную сказати?.. Егда убо Господь повеле земли прозябнути семена семенита, тогда убо и винница вышедши на землю и в подобную высость воздвигшися матка на светлыя розги своя, аки чадом своим имение делящи равно и единако, и равно пекущися отроды своими, свою доблесть им делящи, и завоя им подавающи, да ея аки руками емлющи на высость грядут, да их ветр не разнесет от матицы своя. Но паче узотою держатся и возмогут греховную тягость наддержати. Имеют же листвие частынею крыющеся от раменных дождев хранящи чада своя. Листвие же то изваяно имеет аки дверца утворены, имже солнечне и лучи входящи лагодную теплоту яже может бред сотворити. Но кто убо может тогда суще прирастшее на вселенней исписати?.. Люте же твоему неверству, жидовине, горе и самохотному твоему изволению окаянне!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Преемник Иоакима, Софроний 417 , созвал (24 февраля 1864 г.) общее собрание, состоявшее из всех патриархов, как управляющих, там и живущих на покое, синодальных членов и других архиереев, живущих в Константинополе, архиепископа Синайской горы, членов церковнонародного собрания и других светских и духовных лиц, всего до 70 человек, в числе которых было несколько и болгар. По определению этого собрания 418 разъяснительная коммиссия из 9 членов подробно обсудила и за тем осудила 8 болгарских пунктов и отрицательный ответ её, рассмотренный синодом, препровожден быль к турецкому правительству, но остался без всяких последствий 419 . Между тем турецкий министр прислал (1866 г.) в патриархию на рассмотрение еще 6 болгарских предложений; но эти предложения также были отвергнуты, по поручению патриарха и синода, коммиссиею из 6 членов. Преемник Софрония, патриарх Григории VI с свящ. синодом, желая скорее придти к решению болгарского вопроса, изготовил (в мае 1867 г.) и представил Порте такой проект, который, по его мнению, нимало не нарушая священных канонов, допускал некоторое ограничение патриаршего престола по управлению болгарами. Он состоял из 18 пунктов. Сущность его такова: а) для болгар образуется особый экзархат, обнимающий пространство от Дуная до Емоса, что и составляет собственно болгарию; б) экзархат этот, заключая в себе определенное число митрополий и епископий 420 , зависит от Константинополя; в) он управляет внутренними делами посредством областного синода и при богослужении употребляет тот язык, который будет признан более удобным, но вместе с тем экзархат находится под наблюдением вселенского патриарха, который утверждает и защищает законного иерарха и подведомых ему митрополитов в отношении церковном и гражданском, и по обычаю имеет право апелляционного суда по важнейшим догматическим и каноническим вопросам: г) экзарх и все болгарские мйтрополиты поставляются вселенским патриархом и поминают имя его; д) составленный на основании церковных канонов и преданий устав областного синода представляется на утверждение патриарха; е) берат экзарху выдается только по представлению патриарха 421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Цанков «в качестве начальника болгарской церкви» издал свои церковные правила и потребовал от духовенства исполнения их. Такие действия, ниспровергающие прежний канонический порядок управления болгарскою церковию, встретили себе законный протест со стороны экзарха, который, в свою очередь, предписал духовенству не исполнять изданных Цанковым правил. Благодаря настойчивости экзарха и влиянию на болгарское правительство русского министерства иностранных дел и посольства в Константинополе, Цанков должен был уступить. Но эта уступка была только временной и наружной. Антирелигиозная партия продолжала действовать в прежнем духе. Гонение на иерархию, воздвигнутое при незаконно вступившем на престол Кобурге, вызвало не только протест экзарха, но даже вооруженное столкновение народа с агентами правительства. За последнее время замечается некоторое улучшение в положении болгарского православного духовенства 386 . Печальную же картину представляет положение православной (сербской) церкви в пределах Австрии. Законом императора Леопольда от 21 августа 1690 года обещаны были православным сербам – поселенцам Австрии – большие привилегии и между прочим полная свобода во внутреннем церковном управлении. Когда же сербы оселись в пределах Австрии, правительство постепенно лишило их обещанных привилегий, в том числе и свободы вероисповедания. Можно было надеяться на улучшение положения сербской церкви после того, как она поступила под власть Венгрии, объявившей себя государством не конфессиональным (в 1868 году). Однако и венгерское правительство – (в лице королевского комиссара), вопреки принципу неконфессиональности, – начало самовольно распоряжаться делами сербской церкви. Высшее управление сербской церкви вверено конгрессу, – учреждению, имеющему не церковный, а чисто политический характер. Что касается архиерейского собора или Синода, то круг его церковно-правительственных полномочий ограничен, по статуту конгресса 1875 года, только делами, касающимися догматов веры, таинств и священных обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

(Продолжение следует) Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1895 г.//Богословский вестник 1895. Т. 4. 10. С. 33–64 (5-я пагин.) —33— водству и объявить содержание его всем преподавателям Академии. II. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «Янв. 30. Совет Академии, приняв к руководству, сообщит о предписанном и Вифанскому семинарскому правлению» отношение на имя Его Высокопреосвященства Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 25 Января текущего года за 125. «Ректор Болгарской семинарии в Константинополе г. Странимиров заявил мне о просьбе экзарха Болгарского усилить требовательность в отношении обучения и воспитания болгар, находящихся в русских семинариях, дабы средства расходовались на них не втуне и надежды, возлагаемые на сих учеников, не оказались тщетными. Имея в виду, что значительное число болгарских уроженцев обучается, кроме духовных семинарий, и в духовных академиях, Учебный Комитет полагал бы полезным распространить предлагаемую Преосвященным Экзархом Болгарии меру и на тех студентов из болгар, которые обучаются в православных духовных академиях. Вследствие сего имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященства предложить Совету подведомой Вам Московской духовной академии и правлениям Московской и Вифанской духовных семинарий, 1) чтобы по отношению к обучающимся в сих заведениях болгарским уроженцам была усилена требовательность как относительно поведения их, без нарушения, впрочем, льгот, предоставленных им последовавшим по Высочайшему повелению определением Святейшего Синода 11 Марта – 5 Апреля 1869 года и 2) чтобы означенные совет академии и правления семинарий доносили Учебному Комитету при Святейшем Синоде дважды в год (к 1 Января и в конце каждого учебного года) об успехах и поведении, оказанных за это время бол- —34— гарскими воспитанниками, для поставления в известность о том Экзарха Болгарского». Определили: Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению. III. Резолюции Его Высокопреосвященства; последовавшие на журналах Совета Академии: а) от 31 Января текущего года: «Февр. 14. С пятой статьей согласен; статьи, требующие исполнения, утверждаются».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рядом с учениями различных философов необходимо должны преподаваться и истины христианства. Какой воспитатель выйдет из учителя, если он знает, как учили Кант, Фихте и пр. и ничего не знает, что завещал нам и как учил нас Спаситель – первый и последний учитель мира? Истины, Им завещанные, должны греметь в стенах Высшего училища. Если молодые слушатели усвоят их и понесут их в народ, можем спокойно ожидать добрых последствий для себя, для отечества и грядущих поколений. 17 июня 1901 года с необычайною торжественностью, под личным председательством Болгарского экзарха, в присутствии болгарского княжеского агента, чиновника от императорского министерства просвещения и многочисленных гостей, происходил годичный акт в Болгарской духовной семинарии в Константинополе. Программа торжества состояла из двух частей. Часть первая: пение, отчет, речи воспитанников, – и вторая часть: чтение адресов, речь экзарха и раздача наград. Из прочитанного ректором семинарии архимандритом Неофитом отчета видно, что годичные успехи воспитанников всех шести классов были большей частью очень хорошие. В частности, из десяти окончивших семинарский курс воспитанников 7 получили свидетельство первого разряда с отличием. В остальных классах ни один воспитанник не был оставлен на повторительный курс, даже никому из воспитанников не было надобности прибегать к переэкзаменовке. Поведение воспитанников в общем было отлично доброе. Ни один ученик не был записан в дисциплинарную книгу. Отчет отмечает, как утешительные явления, что три воспитанника V и VΙ классов приняли иноческий чин, и что семинаристы старших классов под руководством преподавателя гомилетики иеродиакона Протасия в каждый воскресный и праздничный день произносили проповеди или в семинарской церкви, или в соборной церкви Св. —587— Стефана в Фанаре. Преподавателей всего 11, из них десять с высшим образованием и 1 со средним. Всего воспитанников было в начале учебного 1900–1901 года 102, в течение года оставили семинарию 9, итого в конце учебного года всего было 93 ученика: в I кл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010