Отвергая изображения Бога, иконоборцы не вполне отдавали себе отчет в сущности воплощения. Подобно всем пуританам, они впадали в своего рода дуализм, когда усматривали в материи нечто оскверняющее, а потому стремились освободить религию от любых соприкосновений с материальным. Им казалось, что духовное должно быть не-материальным. Но отказаться дать место человечеству Христа, Его телу, — значит изменить догмату о воплощении, забыть о том, что нашему телу, как и душе, надлежит спастись и преобразиться. Таким образом, иконоборческие споры тесно примыкают к ранним спорам о личности Христа.    Речь шла не просто о религиозном искусстве, а о воплощении, человеческом спасении, спасении всего материального космоса.    Бог воспринял материальное тело и тем самым показал, что материя может быть искуплена: «Бог, соделавшись плотью, обожествил плоть», — говорит Иоанн Дамаскин. Бог «обожил» материю, сделал ее «духоносной». Плоть стала проводником Духа, а значит — хотя и по-другому — им может быть также дерево и краска. Православное учение об иконах сопряжено с общеправославной верой в то, что все целокупное творение Божье, как материальное, так и духовное, должно быть искуплено и прославлено. Слова Николая Зернова (1898—1980), сказанные о русских, можно отнести ко всем православным:    Иконы были для русских не просто произведениями живописи. Они динамично выражали духовную силу человека, способную искупить творение посредством искусства и красоты. Цвета и линии икон не старались подражать природе; цель художников заключалась в том, чтобы показать: люди, животные, растения и весь космос могут быть избавлены от нынешнего состояния упадка и восстановлены в их собственном «Образе». Иконы служили залогом грядущего торжества искупленного творения над падшим… Художественное совершенство иконы не только отражало небесную славу — оно являло конкретный пример материи, восстановленной в ее изначальной гармонии и красоте и служащей проводником Духа. Иконы составляли часть преображенного космоса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Теперь мы кратко рассмотрим основные моменты богословия Павла, изложенные по порядку в Послании к римлянам, наиболее систематическом и законченном из его сочинений. Его главная мысль такова: «Евангелие Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему, Иудею и Еллину». I. Всеобщая потребность в спасении. Она возникла в результате грехопадения Адама, в котором заключено было все человечество, подобно тому как в семени заключено будущее дерево. Таким образом, Адам одним–единственным проявлением непослушания навлек грех и смерть на всех своих потомков. По словам Павла, все евреи и язычники — без исключения — настолько испорчены, что абсолютно неспособны достичь праведности и спасти себя. «Нет праведного ни одного». Все они находятся под осуждением и во власти греха. Павел признает, что даже среди язычников сохранились некие начатки разума и совести, которые служат связующим звеном для возрождающего действия божественной благодати, но именно поэтому у язычников нет оправдания — ведь они прекрасно сознают, что грешат. Возвышенное начало в человеке борется с низменной природой (νους, разум, тянущийся к Богу, Который дал его, — и σαρξ, плоть, склонная ко греху), но в силу бездуховности, греховности, испорченности нашей природы эта борьба заканчивается неизменным поражением до тех пор, пока обновляющая благодать Христа не освободит нас от проклятия и уз греха и не дарует нам свободу и победу. В Рим. 7 Павел, опираясь на собственный опыт, приводит самое замечательное и точное описание религиозной истории человека — от естественного или языческого состояния плотской вседозволенности (при отсутствии закона, Рим. 7:7–9) до иудейского подзаконного состояния, которым извлекается наружу затаившийся грех, раскрывается его подлинная сущность, вызывается чувство ужаса от осознания греховного рабства (Рим. 7:10–25) — и которое тем самым подводит нас к христианскому состоянию свободы (Рим. 7:24 и Рим. 8). II. Божье намерение спасти всех людей. Бог искренне хочет (θλει), чтобы все люди, даже величайшие грешники, спаслись и достигли познания истины через Христа, предавшего Себя для искупления всех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Поэтому, дорогие мои, когда почувствуете свое бессилие, свою греховность, свою бесконечную душевную немощь, не отчаивайтесь, не думайте, что это конец, что мы погибли. Есть у нас Заступник и Спаситель Господь, который может самого тупого, самого злобного, самого ленивого, самого недостойного человека, если только в нем проснется хоть искра веры, исцелить и сделать своим, очистить святостью и подготовить к Царству Божию здесь и теперь. Аминь. Природа-икона Евангелие от Матфея 6. 26-30 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! “Посмотрите на птиц небесных — говорит Господь, — посмотрите на полевые цветы”. И в своих притчах Он часто говорит о живых существах, о птицах, о цветах, о деревьях, расцветающих и высыхающих, о колосящихся нивах, о зернах, которые падают на землю, чтобы дать жизнь новому ростку. Тем самым Господь привлекает наше внимание к окружающей нас природе, в которой так много есть уроков, в которой заключена Божественная мудрость и Божественная красота. В своей суете, в повседневных делах и заботах мы часто перестаем их видеть и чувствовать. Для нас все превращается в одну серую картину. Но Господь говорит нам: “Присмотритесь, оглянитесь вокруг себя — многому может природа научить человека!” Прежде всего, она наша сестра и мать; она тоже вышла из рук Творца, и мы, глядя на прекрасные творения, прославляем Того, Кто их создал. Когда твоя нога ступает по траве, помни, что под ногами у тебя жизнь, созданная Господом; каждая былинка, каждое дерево, летящая птица — все это Божье творение. И когда человек научается так смотреть на это, его сердце как бы постоянно находится перед великой иконой природы. Среди всех творений нет столь прекрасного произведения, как сама природа. Кто мог создать что-либо прекраснее, чем утренний восход солнца? Посмотрите на цветы, как они поворачиваются все к свету — это образ души, которая должна тянуться к Богу. Один святой так и назвал свою книгу о душе христианина — “Подсолнечник”, как бы показывая, что душа должна поворачиваться за солнцем правды Господа, как поворачиваются подсолнечник и другие цветы за светом живительным, льющимся с неба.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Прадедами Иоакима были еврейские цари. Долгое время они были несчастливы, – дожили они до старости, но были бездетны, а у евреев считалось это наказанием Божьим и бесчестием. Раз Иоаким пришел в храм помолиться и принести Богу жертву, но еврейские священники, знавшие его, не приняли от него жертвы и при всех сказали ему: «неугодна Богу жертва от того, кому Он судил быть бездетным». Огорченный таким упреком Иоаким со скорбью ушел в пустыню, не заходя и домой, и там много дней проводя в посте умолял Бога снять с него такое бесчестие и даровать ему детей. В это же самое время жена его Анна получила также упрек от своей служанки, что она бездетна; огорченная она вышла из дому в сад свой и там стала молиться Богу о своем горе. Нечаянно взглянувши на дерево, она увидала на нем птичье гнездо, из которого выглядывали птенцы. Еще тяжелее от этого стало на душе у нее; с горькими слезами она просила у Бога подать ей то, в чем Он не отказывает и малейшей твари Своей, – даровать ей дитя. Бог услышал молитву праведницы. По Его повелению явился ей ангел Господень и утешил ее, сказавши, что у нее родится дочь, которая будет благословенна от Господа больше всех женщин на свете. Ангел Божий явился также Иоакиму в пустыне, обрадовал его такою же вестью, как и жену его, велел ему воротиться в Иерусалим и сказал наперед, что он встретится у ворот городских со своею женой. Так и случилось. Обрадованные Иоаким и Анна возблагодарили Господа за такую милость Его. Обещание Божье исполнилось: у Анны родилась дочь, которую назвали Мариею и дали обещание Богу родители отдать ее в храм Божий для воспитания и обучения. Неподалеку от дома св. Иоакима и Анны по переулку от страстной улицы находятся развалины старинного монастыря во имя св. Марии Магдалины; ныне в них живет несколько бедных турецких семей. При земной жизни Иисуса Христа тут был принадлежавший одному еврею дом, в котором Спаситель показал Свое милосердие к одной грешнице. Об этом св. евангелие рассказывает так. Хозяин того дома по имени Симон (фарисей) раз попросил к себе Иисуса Христа пообедать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Кому нужна теология? На четыре самых «больных» вопроса о теологии в вузах отвечает протоиерей Николай Емельянов , проректор Богословского института при ПСТГУ. Ил.: Лекция в средневековом университете. Миниатюра. Вторая половина XIV века. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2013. – С.82-83. – (раздел « Культура »). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Владимир Леонович . « Я обнимаю все живое …» . Подборка стихотворений («Сквозь дождь и дерево нагое…»; «В дебрях крупноблочного квартала…»; Вечер. Озеро; За звуком; «За острой желтизною дрока…»; Отдача). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Анны Музыки//Фома. - – сентябрь 2013. – С.84-85. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Обзоры : Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Саймон Тагуэлл . Беседы о блаженствах . Пер. с англ. Н. Л. Трауберг; Предисл. свящ.   Сергей Круглов. – Нижний Новгород         : Христианская библиотека, 2013. – 128 с./представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – сентябрь 2013. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Заповеди Блаженства, данные Спасителем в Нагорной проповеди. О них размышляет автор этой книжки Саймон Тагуэлл – известный проповедник-доминиканец, сообразуя свои мысли с мировоззрением современного христианина-неофита. Не опускаясь при этом на уровень новоначальных, а подтягивая к высоким истинам без заумных выкладок, но при этом точно, мудро, легко и изящно. О. Л. Юревич . Матушкины цветочки. - М.: ИКТЦ «Лада», – 108 с., ил./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – сентябрь 2013. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Семь частей книги (по числу детей автора), названные «цветками», - это очень живые размышления и воспоминания умной, вдумчивой и наблюдательной мамы о каждом из ее непохожих друг на друга детей. Она фиксирует смешные мимолетные впечатления, рассказывает о взрослении детей, об их победах над собой. Это очень нежные, иногда печальные рассказы, в которых смех мешается со слезами: жизнь многодетной матери легкой не бывает. Предисловие в книге посвящено отцу семейства – священнику Андрею Юревичу. Последние главы включают детские молитвы, стихи, сочинения, выдержки из семейного журнала. Как будто заходишь в гости и несколько дней живешь в семье, где все любят друг друга – и где так различимо присутствие Божье.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-125-...

— Подожди! Так это и есть то самое «яблочко», которое Адаму Ева дала? — Ну, да! А, Еве змий, то есть диавол в виде змия. — Так, опять подожди, а почему же дереводеревом добра и зла называлось, если его плоды были так смертельны? — Познания добра и зла! — это не одно и то же. Дело в том, что Адам, созданный по образу и подобию Божию, был соответственно создан абсолютно и совершенно добрым. Стало быть, добра он познать от этого дерева уже не мог, но только — зло. А, зло — смертельно — для впустившего его в себя, об этом, собственно, Бог и предупреждал. То есть, грубо говоря, Господь предупредил: не суй палец в розетку — убьёт! К этому, собственно, и все последующие заповеди сводятся «не убий», «не укради» и прочие, так как совершая любой грех против ближнего, ты убиваешь этим самого себя. — Вот как! А, не проще Богу было не создавать этого дерева, тогда бы и Адам не согрешил? Да и вообще, зачем было Богу создавать зло? — А, Бог не создавал зла. — Как, не создавал? Он же всё создал из ничего, если я правильно помню. Значит и зло Он создал? — Нет, Лёша. Бог зла не создавал. Зло возникло как следствие отпадения от Бога части созданных Им ангелов. Собственно, зла, как творения не существует. — Ну, ничего ж себе — не существует! Вон его сколько вокруг! — Объясняю: вот, например, свет — помнишь физику? — материален, то есть состоит из мельчайших частиц сотворённой Богом материи. А, тьма? Её нет. Хотя мы её видим. На самом же деле, темнота есть лишь — отсутствие света. Открыл окно — есть свет и нет тьмы, зашторил плотно — нет света и есть тьма. Так и добро. Оно есть свойство Сущего, то есть Существующего Бога. Следовательно добро тоже существует. Бог изливает Своё добро на всех, готовых его принять и вместить в себя. А, зло есть — отсутствие добра. Ну, или — как воздух — он состоит из определённого состава газов, то есть существует как часть сотворённого Богом мира. Помести в сосуд с воздухом живое существо, хоть мышку, что ли, она будет в этом сосуде жить. А, выкачай из этого сосуда воздух, и в нём возникнет вакуум — мышка погибнет. Вакуум сам по себе не существует, он есть лишь — отсутствие воздуха — результат насилия над Божьим творением. Вот так и Божье добро — несёт в себе жизнь, а зло — отсутствие добра несёт в себе смерть. Зло — искусственно, и не существует без своих носителей. А, носителями зла являются те, кто не хочет принять в себя Божье добро и Божью любовь.

http://azbyka.ru/fiction/flavian/?full_t...

Ты можешь утешаться: твои труды тебя не надмевают: успеха нет, но тебе результаты не важны; тебе важно сознание честно исполенного долга. Не возносись – я считаю способными к материнству не по высоте жизни. Говорить авторитетно, это – ничего, но надо, чтобы не было самоуверенности. Ах – дерево именно по тебе. Ты, я говорил тебе, им спасёшься, если в полную меру потрудишься. Это для тебя настоящий подвиг большой (больше немного твоих сил – должна понести его с помощью Божией), и свойственный тебе. Это я могу сказать тебе именно по Божьи, сочетая и милость, и истину, и Божье, и человеческое, и силу Божию, и слабость твою, для которой, по мудрости и благости Разума Божия, испытание дается всегда, чтобы оно было нелегким, чуть больше наличных сил. С точки зрения Промысла Божия о нас, я своим, убогим разумом так понимаю что Ал. есть твое испытание на аттестат духовной зрелости, потому что не Мария, конечно, не Николай, не Юлия и др. тебе испытание, опытной в воспитании и учении других. А теперь, когда ты в положении ученицы, и в положении, доходящей до предела, вот тебе итог твоей целожизненной педагогической деятельности... Да, Ал. для тебя большая трудность, но то-то и во спасение; а другие для тебя – легкое дело, наслаждение. Ал.– твой креет и ты это понимаешь. А. – конец твоего естественного прошлого и жертва от него Богу и начало, послушанием, будущего, и (в то же время) переход к божествеиному житию в будущем. А отцы (св.) это, после такой предварительной работы – материала для строения в будущем граде, которого Архитектор, Художник и Строитель – Бог . Да, подобает сия творити (св.о.о.) и онех не оставляти (физич. и нравств.уродов), потому что с этими – тяжелыми кресты, а это – утешение. Паинек, парфетик и вундеркиндов ты сумеешь воспитать, а вот Ал. – дерево по тебе. Я хочу от всей души тебе сочувствовать (об Ал.), с тобой терпеть, но не изменять пред тобой действительности. Все-таки ты можешь много дать и богатым, и сильным, и хорошим, но это не дело милосердия. И у тебя должны бы быть испытательные моменты в жизни твоей, но растешь ты и соглашаешься все таки на первых. Да, родная моя, я сам стону от очень многого, и человеческая немощь, конечно, естественна у тебя, как ее много и у меня, – ты, конечно, сильнее меня. И оба мы сильны Богом и с Богом. А ты также послужи Богоданным детям, и не только благим, и кротким, но и ... Господи! помоги нам послужить их душам, если на то есть Твоя воля.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

А что один только есть тот Бог, Которого мы почитаем и нет иного, то я готов доказать это не словом, как делает Сильвестр, а самым делом; прикажи лишь, царь, привести сюда большого и свирепого быка, и тотчас же твое державство и все присутствующие убедятся, что нет Бога, кроме Бога нашего. Один же из присутствовавших сказал: – Такой бык есть в моем стаде, недалеко от городских ворот. На него никто не может возложить ярма, никто не может даже погладить его рукой или дотронуться до него. Царь тотчас же приказал привести того быка. Между тем, продолжая беседу, святой Сильвестр, спросил Замврия: – Зачем тебе бык и, когда его приведут, что ты с ним будешь делать? Замврий отвечал: – Хочу доказать силу нашего Бога, ибо если я пошепчу быку на ухо, то он тот час издохнет. Ибо смертное существо не может стерпеть имени Божьего и не может остаться в живых тот, кто услышит сие имя. И наши отцы, когда быки были приводимы для жертвоприношения, говорили то имя в уши быковы, и те тотчас же падали с громким ревом и издыхали, будучи, таким образом, готовыми для жертвоприношения. 107 Сильвестр возразил: – Но если это имя, по твоим словам, убивает всякого, кто его слышит, как же ты узнал его? Замврий отвечал: – Тебе нельзя знать эту тайну, потому что ты – враг нам. Когда Замврий дал такой ответ, царь сказал ему: – Если ты не хочешь открыть этой тайны епископу, то открой ее нам, ибо поистине это дело сомнительное, если только не предположить, что то имя можно узнать, прочитав, как оно написано где-нибудь. Замврий отвечал: – Ни кожа, ни хартия, ни дерево, ни камень и ничто иное не может содержать в себе начертания оного имени, ибо тотчас же и сам пишущий и то, на чем пишется, погибают. – Скажи же, – заметил царь, – как сам ты узнал его? Ибо нельзя узнать его, если оно не передается в словах, не называется в письмене? – Я, царь, – отвечал Замврий, – семь дней постился, потом в новую серебряную умывальницу налил чистой проточной воды и стал молиться; тогда невидимым перстом на воде написаны были слова, которые и сделали мне известным имя Божье.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Без друга жить, самому себе постылым быть. Без креста не увидишь Христа. 5 Без мужа жена всегда сирота. Без пригляду одни только муравьи плодятся. Без росы трава не вырастет. Без ума голова малыга. Без чашки брашки, гость, глодай кость! 10 Бей русского! часы сделает. Близким не взято, а дальним не отнято. Богат Бог милостью, государь жалостью. Богатство дает роги, а нужда ноги. Богу нет, так чорту с пест. 15 Бог не без милости, человек не без счасток. Бог судит батьку да матку, смала захвалили да в девках засадили. Бог не дал ума, найдется сума. Бог с милостью, а бабка с руками. Болхов дулебский город. 20 Болховцы дулебы сычуг в кувшине сварили. Большой кусок глотку дерет, а малой гладко идет. Боровицкая вотчина, не бьются, не борются, а мягка хлеба да ножа востра, кто боле съест, тот и молодец. Брат брату не плательщик. Брат мой, а хлеб ешь свой! 25 Была бы копна, ворона прилетит; была бы шея, петля будет. Было жито, было пито; был конь, было и езжено. Белый свет кого не видит, того только не обидит. Борода в честь, а усы и у кошки есть. Бедному зятю и тесть не рад. 30 Бедному гордость, что корове седло. Белая бумага марается, молодой человек попадается. В 1 Ваша воля, наше поле; биться не хотим, поля не дадим. Вдвоем дорогой веселее. Вей, муженек, обозы, да плети жене лапти! Владеет городом, а помирает голодом. 5 Воля Божья не будет больше батожья, а и батожье дерево Божье. Волынка да гудок, сбереги домок! Вор говорит: мимо идти да не украсть, дураком назовут. Во что кто влюбился, в то преобразился. Вперед невода рыбки не лови! 10 Всякая вошь хочет грош. Всякая мука не без брюха. Всякой раб сам себе рад. Всяк дом по большую голову стоит. Всяк с умом родится, да не всем смысел дается. 15 Все люди, все человеки. Всем богам по сапогам. Все под Богом ходим. Всех нищих не перещеголяешь. В голод намрутся, а в войну наврутся. 20 В гости ходить, к себе водить. В коробе не едет, из короба не лезет (не везет) и короба не отдает. В миру не без урода. В одно ухо впускай, а в другое выпускай!

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Зеленый огонек движется ниже других. Это у Тани в руках, защищенная зеленой бумагой, свечка теплится. Вот и домик с палисадником. Слава Богу, добрались благополучно. – Не погасла, не погасла у меня! – радостно шепчет Таня. – Как я рада!.. – Давай, Танечка, мы от твоей свечки лампадку зажжем, – предлагает няня. – А я вербу у тебя над постелью прибью… До будущей доживет… Она у тебя какая нарядная – и брусничка, и цветы на ней!.. – А почему, няня, ты вербу Божьим деревом назвала?.. – Христова печальница она, оттого и почет ей такой, что в церкви Божией с ней стоят… Это в народе так сказывают. Раньше всех она зацветает – своих ягняток на свет Божий выпускает… – Расскажи, няня, про Божье дерево, – просит Таня. – Да что, матушка моя, – начинает няня, – так у нас на деревне сказывают… что, как распяли Христа на Кресте, пошел трус (землетрясение) по земле, стемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла. А кипарис весь темный-претемный стал. Ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет стоит… А верба и не вынесла скорби – к земле склонилась и увяла… Три дня, три ночи прошли – воскрес Господь – Батюшка наш Милосердный. И шел Он тем путем, смотрит – кипарис от горя потемнел, ива плачет стоит. Одна осина прежняя осталась. Завидела Его, задрожала всеми листочками, да с той поры так и дрожит, и зовут ее в народе осиной горькой… Увидал Христос, что верба завяла и иссохла вся, поднял Он ее, Милостивец, и зацвела верба краше прежнего. «Ну, – говорит Господь, – за твою любовь великую и скорбь будь же ты вестницей Моего воскресения. Зацветай раньше всех, еще листвой не одеваючись!» Так и стало, матушка моя, и почет ей, вербе, поныне на свете больше других дерев!.. – Какая она славная, вербочка! – тихо шепчет Таня. Потом задумчиво снимает вербу со стены и говорит: – Няня. я ее поставлю в воду… Пусть она оживет… А потом мы ее пересадим в палисадник, хорошо?.. Глава 28. Страстная седмица (Последняя неделя перед Пасхой) Голгофа. Алексей Апухтин Распятый на кресте нечистыми руками, Меж двух разбойников Сын Божий умирал.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010