Я пересказал бы пророчества, если бы Сам Господь умолчал об этом (хотя и пророчества были гласом Господним), но гораздо важнее, что Он удостоверил Своими устами. Спрошенный учениками, когда случится то, что Он перед этим раскрыл о гибели храма, Он изложил порядок времен, сначала Иудейских— вплоть до разрушения Иерусалима, а потом общих для всех народов — вплоть до завершения века. Ибо после того, как Он возвестил: Тогда Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лук. 21:24), — имея в виду тех, кто будет принят Богом и соединен с остатками Израиля, — Он затем предвещает уже (подобно Иоилю, Даниилу  и всему сонму пророков) миру и веку, что будут знамения на солнце, луне и звездах, столкновение народов и их ужас от грохота моря, и смятение людей, ослабевших от страха и ожидания того, что будет угрожать земному кругу. Ибо силы небесные, — говорит Он, — поколеблются, и тогда увидят Сына человеческого, идущего в облаках с великою силою и славою. Когда же это начнет сбываться, тогда поднимите и возвысьте свои головы, потому что приблизилось искупление (25—28). И все же Он сказал «приблизилось», а не «уже наступило», и «когда начнет сбываться», а не «когда сбудется», потому что когда сбудется, тогда и наступит наше искупление; говоря, что оно пока только приближается, Он одобряет тем временем и возбуждает душу к уже близкому плоду надежды, облеченному в иносказание, — распускаются деревья, предвещая цветы, а затем и плоды: Так и вы, когда увидите, что все это совершается, знайте, что Царство Божье близко (31) . Итак, бодрствуйте во всякое время, чтобы достойны вы были сподобиться избежать всего этого и могли стать перед Сыном человеческим (36) , — конечно, через воскресение, когда все это уже совершится. Итак, хотя [дерево] распускается при познании таинств, но цветет и плодоносит при появлении Господа. Кто же так несвоевременно и так дерзко потребовал у Господа, сидящего одесную Бога, сокрушить землю, как выражается Исайя (2:19), которая, полагаю, до сих пор невредима? Кто врагов Христа, по слову Давида, уже бросил Ему под ноги (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

В начале заговора от сглазу: «Мати Мария, бабушка Соломония, на пути-дорози стояла»…; а в середине того же заговора: «Стали жиды Христа роспинати» и проч., согласно с евангельским текстом (Иванов, стр. 736). В заговорах от зубной боли: «Первый княжич месяц на небе Адамьевич», «Ты, мисяцю Адаме!» (Еф., стр. 4, 5; Чуб., т. I, стр. 125). В заговоре от водобоязни: Шло собе трех братив, Балакали, встеклаго собаки пытали. Иди правою дорогою Через Орданьску реку, На высолянску гору. Там ходит баран З великими рогами И выстрижи ему вовну Межи рогами. И вернись назад, Орданьскои воды набери, Билого камня з скалы влупи. (Еф., стр. 16). Под темными символами здесь скрываются священные христианские предметы и лица, Иисус Христос, Сионская гора, причем самая символика восходит к первым христианским векам, к живописным изображениям в катакомбах. 45. Апокрифические сказания о растениях и животных Народная поэтическая ботаника и зоология заслуживают специального исследования. При изучении массы сказаний и поверий о растениях и животных необходимо определить различные их источники, художественное воззрение на природу, воззрение религиозно-мифическое, этимологическое толкование, повести и апокрифы. Мы остановимся только на тех сказаниях о растениях и животных, которые основаны на апокрифической литературе. В названии многих растений скрывается уже намек на то, что с ними связаны религиозные или апокрифические сказания, но какие именно – нельзя сказать, так как этнографы не дали надлежащих сведений, как объясняют крестьяне причину возникновения того или другого названия. Так в «Опыте словаря народных названий растений юго-западной России» А.С. Роговича (Зап. ю. з. отд. геогр. общ., т. I, стр. 109–178), мы находим названия: Божье дерево, Божа ручка, Божа благодать, Богородычна коса, черевычки Божои Матери, ручка Божои Матери, Петрова закуска, Петров батиг, Петрив хрест, Миколайчики, Адамове ребро, чортив хлиб, чортова веселка, чортове ребро, чортови орихи. Можно думать, что с некоторыми из этих растений связаны народно-поэтические сказания, комментирующие их названия.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

На месте молодого, загустелого соснячка, в котором стояла изготовившаяся к наступлению дивизия генерала Лахонина, был когда-то лес, но его срубили селяне на разные надобности. Насадили новый лес, оставив — для красоты или осеменения — старые раскидистые сосны. Одна зеленая матушка, обхвата в три величиной, распустив ветви шатром почти до земли, стояла в расположении роты Щуся. Здесь, под этой уютной сосной, немцы и взяли уже два русских языка. К чему им понадобился третий — поди, узнай! Его, третьего, так вот и тянуло под сосну, так и манило прислониться спиной к теплой жесткой коре, присесть в заветрии ствола, в молодости поврежденного топором. Стес-то как бы специально сделан для спины — выемкой этакой уютной, белой, с липучей серой, по краям оплывшей. Коля Рындин и прислонился спиной к желобку, сполз вниз, присел, меж коленок поставленную на предохранитель винтовку держит, слушает. Не шумит дерево буйной головушкой, не шевелит даже единой веточкой, только шепчется хвоею, только пошуршивает отставшей от ствола золотистой пленочкойкоринкой, изредка покатится сверху шишка бурундуком или белкой, может, и птахой, в вершине заночевавшей, тронутая, пересчитает по пути шишка все ветки, шлепнется в притоптанный снег — и снова Божье время — тихая ночь. Часовые тут возле этой сосны, зачарованные тишиной ночи, дремали. Двое и додремались. “Где вот оне теперь? Че делают? Пытал их, небось, враг при допросе, иголками тыкал. А не дремли, не волынь, раз приставлен к ответственному делу. Ну, наши разведчики — разговор особый — молодцы из школьных следопытов, из деревенского сословия, аль из конокрадов, аль из охотников, хоть волка выследит, хоть медведя, ту же чуткую козу — и сучка не сломит. Но чтоб немца, в его обутках, с его-то чужой поступью, городской сноровкой, — не услыхать — это как же спать надо?..” На этом месте плавные мысли Коли Рындина оборвались. С двух сторон навалились на него грузные, белые тени, вырвали винтовку, по кумполу прикладом оглушили, но со скользом попали — темновато все же. Постовой дернулся, хотел заорать, да только рот открыл, тут же его чем-то нешибко мягким и вкусным заткнули. С испугу он двинул в кого-то кулаком и по боли в козонках понял, что попал в зубы. Тот, в кого он попал, хлопнув ртом и подавившись зубами, укатился в темь. Постовой, наконец, догадался, кто на него навалился, — немцы это, немцы! Он их поднял и понес на себе, что медведь на горбу, не понимая, куда и зачем тащит врагов, ноги сами правились к ближней обороне, к ячейке сержанта Финифатьева, к ровику боевого охранения.

http://azbyka.ru/fiction/prokljaty-i-ubi...

Например, если мы не можем решить какую-то жизненную задачу, справиться с ситуацией, то к нам могут быть подключены и «даны» люди, обстоятельства и скорби, с помощью которых, мы найдем правильное решение. При этом те, с помощью которых мы это решение находим, тоже получают награду. Хорошо иллюстрирует этот вопрос святоотеческий рассказ из древнего Патерика. Один аскет, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда аскет молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: «Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божьи — бездны. Но, поскольку просил знать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть судов Божьих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божье во всем». Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из корзины кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить его на свое место, однако не заметил, как кошелек выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушек из платка и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъяренный, с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он отдать ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашел, и ушел огорченный.

http://azbyka.ru/est-li-bozhija-spravedl...

Божье Откровение не дает научной картины мира. Это символическое описание происходящего. Максим 30 ноября 2012, 14:22 Труд превратил обезьяну в человека. Человек встал с четверенек, отряхнулся, и оказалось, что это мужчина. Мужчина пожал плечами и вернулся к очеловечившему его занятию. Прочие обезьяны, созерцая трудящегося мужчину, сами собой превратились в женщин, стариков, детей и начальников, тут же повисших на шее человека. Вечером мужчина, потирая натруженную шею и руки, задумался о путях эволюции. Он вспомнил, как совсем недавно он свободно и радостно перелетал с дерева на дерево, выбирал самые вкусные плоды и яйца, похищал самых привлекательных самок и ни о чем не заботился. Можно ли все это вернуть? Решение пришло рано утром, когда сонные женщины, старики, дети и начальники еще только озирались в поисках трудящегося мужчины. Он просто не встал со своего ложа, устланного шкурами. Целый день мужчина предавался праздности, созерцая недоумевающих и голодных женщин, стариков, детей и начальников. Прошло совсем немного времени, и праздность превратила человека в свинью. Оставленные без пищи женщины, старики, дети и начальники вымерли. Потом на планету упал огромный метеорит, и жизнь на ней прекратилась. А на Земле все произошло иначе. Или нет? Михаил 28 ноября 2012, 20:50 Уже который раз поражаюсь тому, сколько страстей вызывает тема теории эволюции! И при этом никто не слышит друг друга. О. Николай всего лишь хотел сказать, что нужно разделять научное знание и веру, и что вера в эволюцию - действительно вопрос веры, а не науки. И креационную теорию научно (методами и возможностями современной науки) доказать невозможно. И все. Больше ничего сказать он не хотел. И как не стыдно советовать " открыть, наконец-то, Библию " человеку, обладающему священным саном? Может лучше оставить споры? Все диспуты на эту тему бесплодны. Дмитрий 28 ноября 2012, 09:03 Василию! Я не Vladimir, но хотел бы чтобы в учебнике биологии и во всех школьных, да и вузовских учебниках убрали, как единственно верную и непогрешимую теорию эволюции Дарвина и постоянные ссылки на неё, что Земле миллиарды лет, этот вид хотел летать и у него отросли крылья, этот хотел ползать - стал змеёй, тот любил купаться - стал дельфином, ну что за бред!!! Хотите её изучать, пожалуйста, но не как догму, и вместе со всеми другими теориями, включая и с Божественным Откровением, взятым из Ветхого Закона. А то у нас государство вроде бы отделено от церкви, а атеизм получается нет?!!

http://pravoslavie.ru/57533.html

Важно при “локализации” увидеть, что одна и та же потребность может быть реализована разными способами, среди которых есть негреховные, с которыми и следует остаться для жизни вечной. Важно увидеть, что кажущееся “правым” желание, искушение, которое более желанно и кажется более важным ничем не лучше “левого”, негреховного, которое может быть совсем невелико и незначительно в глазах искушаемого человека, но ведь оно — от Бога ему дано по образу Божьему. Если этого не видишь, то следует поискать: “Ищите и найдете, ибо всякий ищущий находит” — может, оно “самое маленькое”, “левое” желание, но оно негреховно, подобно “зерну горчицы”, но оно есть и может вырасти в большое дерево, как Господь говорит о вере в притче о горчичном зерне. И именно с этим желанием лучше войти в жизнь вечную, в Царство Божье. А найдя его и увидев, что оно лучше, следует выбросить решительно бывшее “правое”, чтобы войти в жизнь целиком. Ведь кроме рук, глаз и ног, есть еще все тело. Смотрите еще о желании здесь . И следует действовать решительно, подобно хирургу или воину, который мужественно побеждает. Что же еще? Соль — то, что дает вкус даже в незначительных количествах. Итак, каждый человек, который побеждает искушения, становится “солью”. Еще же, следует быть неповторимыми, иметь “соль” (“изюминку”), но и быть подобными, иметь много общего — “иметь мир между собой”.  Часто искушения являются не настоящими, а происходят от простого различия людей. Такового бояться не следует, потому что такие негреховные различия — хороши. Цитирую: и (там же). Цитирую: Как Господь хочет, чтобы мы побеждали искушения " [На Матф. 5: 29-30; Марка 9: 42-50] dionisiy 31 августа 2013г. 21:51 Своевременная статья. Хотел бы добавить важную особенность - ум и сердце, на Востоке ум традиционно помещается в сердце, а не в голове. И поэтому нет двух органов! Поэтому когда говорят - сердцем, означает умом, а не чувствами или ощущениями. Это означает, что восточные отцы никогда не разделяли ум и сердце, и никогда не было двух " органов " познания - ума-головы и ощущений-сердца.   А при разборе Писания сердцем чаще называется вообще сосредоточие человека, центр его жизни, души.

http://bogoslov.ru/article/3415902

За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (24:4–6) 54 . С точки зрения святых отцов, равно как и религиозных философов современного православия, это не метафоры, а знание онтологических последствий изначальной катастрофы. Человек, дитя Божье, захотел убить божественного Отца ради овладения матерью-землей: метаисторическое преступление, от которого берет начало история, и эдипов комплекс является лишь его психологическим выражением. Эрос, ставший нарциссистским, создал Танатоса, и поэтому драматургия Любви и Смерти, открытая стареющим Фрейдом, представляется нам вторичной символизацией. Иерархия внутри человеческого существа, открытая благодати, дабы излить ее на вселенную, опрокинута. Дух должен был жить Богом, душа – духом, тело – душой, душа и тело преображали умопостигаемое и воспринимаемое чувствами. Но дух, оторвавшийся от Бога, начал паразитировать на душе, создавая «автономные» ценности – так называемое добро и так называемую красоту, – «ради развития мышления», а не ради единения с Богом: это открыл жене змей, привлекая ее внимание к «дереву» ( Быт 3:6 ). Тогда и душа стала паразитировать на теле, воспламенились страсти, от жажды абсолютного человек отклонился к частному и относительному. Наконец, тело стало вампиром по отношению к материальной вселенной, оно убивает, чтобы съесть, и тем самым становится смертным: имманентное – которое убивает Бога – становится взаимным пожиранием человека и земли. Отметим, что многие святые отцы, в особенности Максим Исповедник 55 , и византийская духовность, шедшая по стопам Симеона Нового Богослова 56 , считали дерево жизни и дерево добра и зла одним и тем же деревом – символом творения, но в двух разных видениях человека, которые отражали два состояния бытия. Дерево жизни – это, согласно объединяющему теономному видению, творение в Боге, в его потенциальном богочеловечестве. Дерево познания добра и зла – это мир, разбитый «самообожествляющим» видением человека (если воспользоваться выражением из покаянного канона Андрея Критского ), видением, которое проистекает из разделения и влечет за собой разделения «по цепочке» в процессе самого настоящего распада.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/s...

За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (24:4–6)  . С точки зрения святых отцов, равно как и религиозных философов современного православия, это не метафоры, а знание онтологических последствий изначальной катастрофы. Человек, дитя Божье, захотел убить божественного Отца ради овладения матерью–землей: метаисторическое преступление, от которого берет начало история, и эдипов комплекс является лишь его психологическим выражением. Эрос, ставший нарциссистским, создал Танатоса, и поэтому драматургия Любви и Смерти, открытая стареющим Фрейдом, представляется нам вторичной символизацией. Иерархия внутри человеческого существа, открытая благодати, дабы излить ее на вселенную, опрокинута. Дух должен был жить Богом, душа — духом, тело — душой, душа и тело преображали умопостигаемое и воспринимаемое чувствами. Но дух, оторвавшийся от Бога, начал паразитировать на душе, создавая «автономные» ценности — так называемое добро и так называемую красоту, — «ради развития мышления», а не ради единения с Богом: это открыл жене змей, привлекая ее внимание к «дереву» (Быт 3:6). Тогда и душа стала паразитировать на теле, воспламенились страсти, от жажды абсолютного человек отклонился к частному и относительному. Наконец, тело стало вампиром по отношению к материальной вселенной, оно убивает, чтобы съесть, и тем самым становится смертным: имманентное — которое убивает Бога — становится взаимным пожиранием человека и земли. Отметим, что многие святые отцы, в особенности Максим Исповедник  , и византийская духовность, шедшая по стопам Симеона Нового Богослова  , считали дерево жизни и дерево добра и зла одним и тем же деревом — символом творения, но в двух разных видениях человека, которые отражали два состояния бытия. Дерево жизни — это, согласно объединяющему теономному видению, творение в Боге, в его потенциальном богочеловечестве. Дерево познания добра и зла — это мир, разбитый «самообожествляющим» видением человека (если воспользоваться выражением из покаянного канона Андрея Критского), видением, которое проистекает из разделения и влечет за собой разделения «по цепочке» в процессе самого настоящего распада.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Хотят существенное отличать в нем от случайного и выражаются так: „Св. Писание хотя не есть слово Божье, но слово Божье содержится в св. Писании“. Но так как в св. Писании важное и не важное постоянно смешивается одно с другим, при чем между ними нельзя (положить границы, и так как не важное замечание в св. Писании не редко стоит в самой неразрывной связи с важным вероучительным положением, то научная критика, руководимая еще и некоторыми другими побуждениями, стала считать церковное учение о богодуховенности, против которого еще с начала прошлого века она вела борьбу, – за иудейско-языческое. Она считает Библию собранием человеческих произведений, происшедших также, как и другие литературные труды, и объявляет, что нет никакого основания св. Писанию в этом отношении отдавать преимущество авторитета пред другими писаниями Божьих мужей – Лютера, Кальвина. Даже сам Лютер помог ослабить авторитет св. Писания и уничижить его. когда он рассуждал, что в св. Писании рядом с золотом, серебром, драгоценными каменьями встречаются также и дерево, и сено, и солома. При другом случае он говорил: „если ваши противники, опираясь на св. Писание, вооружаются на Христа, то мы, опираясь на Христа, вооружимся против св. Писания“. Тот же Лютер еще говорит: „Евангелие от Иоанна и его первое послание, послания Ап. Павла, особенно к Римлянам, Галатам, Ефесеям, и первое послание Ап. Петра – вот книги, свидетельствующия о Христе и всему научающия, что знать тебе необходимо и спасительно для тебя, хотя бы ты никакой другой книги или учения никогда не ведал и не слыхал“. Он прямо показывал нерасположение к посланию Иакова и выражал сомнения касательно послания к Евреям. Конечно в символические книги протестантов ничего не перенесено из вышеуказанных мнений Лютера, но чего не сделано по части разрушения авторитета Писания в эпоху возникновения протестантства, то довершено новейшей отрицательной критикой. Задача науки, говорят теперь, заключается в том, чтобы выделить историческое в Писании от неисторического, в особенности в жизни Иисуса Христа, чтобы вместо Христа, в Коего веруют и о Коем учит церковь , открыть Христа исторического.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Примите от нас на молитвенную память сию святую икону небесного игумена нашего Преподобного Сергия: яко игумен всея Руси, да поможет он своими святыми молитвами в предстоящем многотрудном служении Вашем родной Церкви Русской, а Вы не забудьте и нас, грешных, в святительских молитвах Ваших!.. » Владыка слезно был тронут этим выражением любви и со свойственной ему сердечностью ответил, что он и не имел повод к тому, чтобы быть строгим, потому что братия вела себя скромно, служила исправно. Выразить всем свою благодарность и сказать, что поднесенная ими икона будет ему особенно дорога, как памятник их любви. Святитель всех одарил своими фотографическими карточками и благословил. 3 декабря Курский вокзал в Москве к 14:25 часам дня наполнился представителями московского духовенства, московской администрации и высокими светскими лицами. Подошел поезд… Сердце москвичей болезненно сжалось. Не мирилось оно с прощальной встречей дорогого архипастыря. Как-то жалобно раздалось: «Исъ полла эти, деспота…» Дрожащей рукой святитель благословил собравшихся и, с нескрываемой скорбью, произнес: «По необычной торжественной встрече я вижу, что вы встречаете меня теперь, как чужого. Но как я желал бы, чтобы вы всегда встречали меня по-прежнему, как своего». В парадных комнатах вокзала преосвященный Анастасий, приветствуя Владыку митрополита от имени московского духовенства и прежней его паствы с возвышением на новую степень священноначалия, сказал: «Мы все покоряемся выразившемуся в этом Высшему велению, ибо сердце Царево в руце Божией. Но мы не можем выразить архипастырю, пятнадцать лет с великою любовью трудившемуся на церковной ниве Москвы, своей жгучей печали в виду приближающейся разлуки с ним, и не можем не сказать ему, что его паства и духовенство навсегда сохранят с ним самое живое, искреннее и благодарное общение. Жалеем, что на очень короткое время видим тебя в нашей среде, но и в это короткое время надеемся, Москва сумеет тебе выразить всю свою любовь». На это митрополит Владимир ответил: «Благодарю за выраженные чувства, не могу не высказать, что мне очень жаль расставаться с Москвой. Теперь в минуты расставания сильнее чувствуется глубина моей связи с Москвой. Дерево, когда оно растет, не чувствует, каким множеством разнообразных корней и их тончайших разветвлений связано с почвой. Но когда дерево пересаживают в другое место, то тут обнаруживается вся глубина связи его с землей. Так и со мной. Ощущаю тяжесть предстоящей разлуки с Москвой. Но да будет воля Божия, а на вас всех Божье благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010