преподобный Макарий Великий 5. СОСТОЯНИЕ ТРУДНИЧЕСТВА а) Решимость есть исходная точка. Надо назначить ей цель, чтоб труды её были не бесплодны. В чем же цель? В том, чтоб достигнуть обновления естества благодатью Святого Духа. Решившийся туда и должен устремлять все свои усилия, чтоб Дух Святой осенил его в силе и действенности и, как огонь, начал опалять все нечистое. Когда сие совершается, тогда как бы душа входит в душу, человек оживает духовно, или тут только становится человеком. Это – главная мысль св. Макария, около которой группируются все прочие. 1. Кто приходит к Богу, и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с той целью, чтобы перемениться, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного ветхому человеку. Ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5, 17 ). (44. 1). 2. Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, и сделаться естеством новым при содействующей силе Св. Духа, и тогда может она стать благопотребной для небесного царства. Достигнуть же сего возможно только нам, которые веруем, истинно любим Его и исполняем все святые заповеди Его. Если при Елисее дерево, по природе на воде легкое, будучи брошено в воду, вынесло на себе железо, по природе тяжелое, то тем паче Господь сюда еще пошлет легкого, подвижного, благого и небесного Духа Своего, и Им душу, погрязшую в водах лукавства, облегчит, окрылит, вынесет в небесные высоты, претворит и применит собственное её естество (44, 5). 3. Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божья и душа мертва для царства и без Духа не может делать того, что Божье (30, 3). 4. Посему кто старается уверовать и прийти к Господу, тому надлежит молиться, чтобы здесь еще приять ему Духа Божья, потому что Он есть жизнь души, и для того было пришествие Господа, чтобы здесь еще дать душе жизнь – Духа Святого (30, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Скачать epub pdf Гомилия I 1 . Мне думается, что каждое слово Божественного Писания подобно семени, которое по природе своей должно распространяться и множиться и, брошенное в землю, перерождается в хлебный колос или какое другое растение, а его урожайность возрастает усердием и умением земледельца и плодородием почвы. Например, тщательным возделыванием крохотное горчичное зерно, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:32 ). Так и со словом, которое читают нам из Божественных книг. Сначала, когда мы слышим его, оно кажется нам малым и незначительным, но если обретет оно умелого и трудолюбивого земледельца, начнет возделываться с духовным умением, то вырастет и превратится в большое дерево с раскидистыми ветвями и густой листвой. Мудрец и книжник мира сего могут прийти к нему. Словно легкокрылые птицы небесные, возвышаясь мыслью к сложным предметам посредством одних лишь замысловатых слов, будучи пленниками собственных доводов, желают они укрыться в его ветвях, где нет красноречия, но лишь правило жизни. Так что же нам делать с тем, о чем нам читают? Если бы Господь удостоил меня даром духовного возделывания, если бы даровал мне умение обрабатывать поле, одно из услышанных нами слов можно было бы разбросать повсюду – если позволит ваша способность слушать, – так что едва ли нам хватит целого дня, чтобы возделать его. Но все же мы можем попытаться, по мере своих сил, обсудить некоторые предметы, даже если невозможно охватить все, а тебе все услышать. Ибо, я думаю, важно признать, что полное познание этих слов недоступно нам. Так давайте же посмотрим, о чем говорится в начале книги Исход и кратко проследим по ее тексту, как она наставляет своих читателей. Помогите вашими молитвами, чтобы Слово Божье было с нами и удостоило нас Само направлять наши рассуждения. 2 . Сказано: «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим: Рувим, Симеон, Левий и Иуда» и иные патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Кара – Признание – Покорность В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Кара – Признание – Покорность Говори смело: отчего спина засвербела? Кругом виноват. Виноват, так виноват. Русское словцо “виноват”. Говори виноват, да поклонись (или: да ложись). Покорись да в ноги поклонись. Повинюсь да в ноги повалюсь. Не спорю, что не стою. Вина голову клонит. Твой меч, моя голова. Тут нечего вертеться: либо этак, либо так. Тут нечего маячить: не велят обинячить. Сам несу (или: кладу) голову на плаху. Вот печ (или: топор), вот голова моя. Батожье – дерево Божье: терпеть можно. Покорной головы (или: Повинную голову) и меч не сечет. Покорное слово сокрушает кости. Покорное слово гнев укрощает. Была вина, да прощена. Была под венцом – и дело с концом. По дважды и Бог за одну вину не карает. За прощеную вину и Бог не мучит. Признался, так и поквитался (или: рассчитался). Виноват да повинен – Богу непротивен. Повиниться – что Богу помолиться. Покорился да в ножки поклонился. Признание – половина исправления. Кто сознался, тот покаялся; кто покается, тот греха удаляется. Признание – сестра покаянию. Явен грех малу вину творит. Кто называет себя должником, тот хочет заплатить. От вины, что от долгу, не отрекайся! Что сам ведал, то и тебе поведал. Признание паче всякого свидетельства. Виноватый в вине, правый в правде, а всякому греху покаяние. Без вины виноват. Без греха согрешил. И сам вперед не стану, и другу и недругу закажу. Закажу и злому татарину. В первой и в последний. Отродясь впервые и до веку не буду. Ни впредь, ни опосле не стану. Ни напредки, ни ныне. Ни на том свете, ни на этом не буду. Во веки веков не буду. За все кайся, только за добро не кайся (т. е. не жалей) . Сделав добро, не кайся (прибавка: и не поминай, и не попрекай). Каяться кайся, да опять за то же не принимайся. Давидски согрешаем, да не давидски каемся. Прости, Господи, согрешение мое – да опять за то же.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Свт. Иннокентий Херсонский: Проклятие смоковницы и изгнание из храма торжников 14.04.2014 07:30:14 Рогожин Алексей Владимирович Во избежание тайных козней от врагов и волнений народных, Господь все последние ночи перед страданием и смертью Своей проводил вне Иерусалима, в кругу усердных почитателей и друзей: но поприщем последних действий Его должен был быть Иерусалим как вместилище всего священного и средоточие всенародной деятельности. Поэтому, едва только наступило утро, Господь вместе с учениками отправился во святой град тем же, что и вчера, путем, но уже без всякой торжественности, которая и вчера была более естественным следствием необыкновенного стечения обстоятельств, нежели действием особенных планов и предварительных соображений. Свежесть весеннего утра, чистота горного воздуха, разнообразие видов, открывающихся с Елеона, делали это путешествие весьма приятным и легким. Господь почувствовал голод и желал его утолить теперь же, вероятно, не предполагая быть в Иерусалиме где-либо, кроме храма. Как бы именно для этого недалеко от дороги росло смоковничное дерево. Пора смокв еще не наступила, но поскольку дерево покрыто было листьями (на смоковнице листья выходят после плодов), то можно было предположить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды держатся иногда всю зиму и дозревают весной среди новых листьев. И Господь пошел прямо к смоковнице, чтобы утолить плодами ее Свой голод. Но на дереве не нашлось ни одного плода зимовалого; не было признака и новых летних плодов — смоковница была совершенно бесплодна! Это огорчило всех, Сам Господь, против обыкновения Своего, казался недовольным. « Да николиже от тебе плода будет во веки », — сказал Он, возвращаясь от бесплодного дерева. Слова эти произнесены были, по-видимому, в тоне обыкновенного негодования; смоковница однако же тотчас начала засыхать, и впоследствии стало ясно, что в них заключалось проклятие (Мф. 21, 18—22; Мк. 11,12-14). Если бы кто из нынешних любомудров находился тогда в числе учеников Иисусовых, то, вероятно, изумился бы при том случае. «Как? Проклинать невинное дерево за то, что оно не утолило голода! Так не поступают и обыкновенные мудрецы!» Но апостолы вовсе не знали подобного любомудрия, не почли даже нужным спросить своего Учителя, за что Он так строго поступил со смоковницей, изменил, по-видимому, прежним Своим правилам — терпения и кротости. «Если Он проклял смоковницу (думали, конечно, ученики), то имел на то причины, и, без сомнения, самые достаточные и справедливые: в Его поступках скрывается какой-либо урок для нас. В самом деле, смоковница не исполняет своего предназначения — не приносит плодов; между тем, величается листьями, обманывает всякого своим видом, как бы она была действительно тем, чем ей быть надобно. Подобное видим и в некоторых людях: ни смоквы, а все в листьях! И с ними будет то же, и на них не может почивать Божье благословение. О, смоковница проклята не напрасно!»

http://radonezh.ru/analytics/svt-innoken...

Второй вариант принятия на себя бед и страданий ближнего — по любви. Здесь суть действия духовного закона уже более понятна. Полюбив человека, мы принимаем его целиком, со всеми грехами и недостатками. Его проблемы становятся нашими, его горе — нашим горем. Простой пример — молодой человек женится на любимой девушке и вдруг узнает, что у нее есть просроченный кредит, на который банк уже насчитал драконовские проценты. Скажет ли он ей: «Знаешь что, милая, извини, но это — твои проблемы. Сама вляпалась, сама и выпутывайся»? Или же поможет решить эти проблемы, продав свою новую машину и сняв все деньги с собственного банковского счета? Любовь вводит нас на территорию жизни любимых, в их круг событий и обстоятельств, делая эту их жизнь — частью нашей. И, к сожалению, на этой территории встречаются не только прекрасные цветущие сады, но и дремучие заросли всяких сорняков и колючек, о которые можно сильно пораниться. Последствия грехов людей, которых мы любим, неизбежно становятся и нашей скорбью. Однако в этом случае речь идет не о каком-либо духовном совершенствовании, а лишь об исполнении главного закона любви, без которого она просто умирает: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал 6 :2). Покоя сердцем просим Иногда причинная связь конкретных грехов с постигающими нас бедствиями вполне очевидна. Но в целом (учитывая Божье милосердие и два способа принятия скорбей за чужие грехи) общая картина всех духовных причин и следствий в жизни человека получается настолько сложной, что пытаться «прочитать» ее — дело, заведомо обреченное на неудачу. И все же отрицать такую связь не возьмется, наверное, даже самый убежденный атеист или агностик. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». У него же есть и более развернутое пояснение этой афористичной мысли: «Когда человек... идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в одну, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

http://foma.ru/strashno-byit-luchshe.htm...

Да, порой нам есть чему поучиться у наших студентов. г. Сыктывкар скрыть способы оплаты Комментарии Василий 6 февраля 2018, 13:37 Ну а в самом деле зачем жить? Вот взять аналогичный вопрос - зачем ходить на работу? Обычно это делают ради денег прежде всего ну и еще разные личностные мотивы - творчество, нужность, польза обществу, реализация... Но если работа приносит копейки да ещё доставляет неприятности то мало кому захочется её... Вот так же и жизнь, когда понимаешь что в ней хорошего мало и лучшего тоже ждать нечего то задаешься вопросом и зачем всё это нужно? Корнилий -Ольге. 6 октября 2015, 13:32 Жить Ради Жизни подателя, ибо еслибы эта жизьн была вечная то мы не чем бы не отличались от скотов бесловесных, а если эта жизьнь только миг перед вечностью то каждый миг этой жизьни нужно проживать сообразно этой вечности ,ибо Он не только Жизьни подателю но и Сокровищей Благих.А Сокровища не временые а вечные и их нужно заслужить, а вырастить детей построить дом ипосадить дерево это уже вторично. т. 6 октября 2015, 11:16 Реальность бывает такова, что мы пишем в сочинениях о том, что хотелось бы прочесть преподавателю. Поэтому такой преимущественный позитивизм. На самом деле, либо эту тему стараются " замять " внутри себя, чтоб не мучила, оградившись общепринятыми понятиями, либо же переживания ее настолько сокровенны, что ни в каких сочинениях их не выразить. Ольга 4 октября 2015, 22:37 " Пара сочинений отличались от других. Впрочем, есть основания полагать, что их авторы не остановятся на изложенных мыслях, а будут искать ответы дальше. ... В другом сочинении сказано так: «Зачем жить? Этим вопросом задаюсь часто. И не нахожу ответа. Обычно всё уже продумано за нас: для девушек – рождение ребёнка, для мужчин – карьера; общий смысл – любовь, семья и т. д. Лично для меня жизнь бессмысленна». У меня вопрос - что ответить этому человеку? Зачем жить? Что ему ответить, чтобы ОН ЗАХОТЕЛ ЖИТЬ? Вопрос не праздный. Мне, как матери, его задает моя 18-летняя дочь. И мне с трудом, только по милости Божьей, удается в ней поддерживать интерес к жизни. Я уповаю на милосердие Божье к нам и надеюсь, что Господь ее вразумит. Что Я могу сделать, сейчас, завтра и каждый день?

http://pravoslavie.ru/86464.html

Дерево затем превратится в дракона, а дракон — в «осла» на плечах… Если слушать чужие речи, придётся взвалить осла на плечи. Русский человек по природе наивен, доверчив — как ребёнок. В нём недостаёт западного прагматизма, цинизма, потому приверженцы Запада склонны осуждать его, пренебрегать им. Они не понимают, что это религиозная одарённость — Божье благоволение. «Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр» (Экзюпери. «Маленький принц»). И Христос говорит: «Будьте как дети!» (Мф. 18:3). Все художники — немножко дети, и все, кто сохранил в себе ребёнка — немножко русские. Но дети стремятся стать взрослыми, им нравится играть во взрослых. Такое бывает не только с отдельными людьми, но случается и с народами. И как же опасны в таком случае кукловоды, внушающие неразумным «детям» развратные идеи. Стремление казаться тем, кем ты не являешься, стимулирует стараться больше, ещё больше… И тогда самый прагматичный прагматик может оказаться обманутым. Особенно, если его сознание живёт не сегодня, а вчера — как у большинства людей (они сначала живут, проживают, переживают — потом осознают), а чтобы успевать, чтобы адекватно реагировать, надо мыслить вперёд — в завтра. Манипуляторы действуют чуточку завтра. И ставку делают они не только на детскую наивность, неразборчивость и неразвитость масс, но и на слабости человеческой натуры, на её склонность ко греху. 2. Воспаление самости Кое-чего вы уже достигли, Джойс. Вы не хотите быть слугой. Теперь вам осталась самая малость — перестать хотеть быть господином. Стругацкие. «Стажёры» Раб не умеет быть свободным: он либо лебезит и пресмыкается, либо заставляет других пресмыкаться. Нормальные отношения, когда люди общаются с уважением друг ко другу, на равных, ему неведомы. «Кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19), и только побеждённый Богом обретает в себе освобождающую истину. И речь, конечно, не о номинальных «богомольцах», у которых молитва на устах, а в сердце золотой телец или, ещё хуже, сатанинская злоба, ненависть.

http://radonezh.ru/analytics/ne-ta-alisa...

Примите от нас на молитвенную память сию святую икону небесного игумена нашего Преподобного Сергия: яко игумен всея Руси, да поможет он своими святыми молитвами в предстоящем многотрудном служении Вашем родной Церкви Русской, а Вы не забудьте и нас, грешных, в святительских молитвах Ваших!.. » Владыка слезно был тронут этим выражением любви и со свойственной ему сердечностью ответил, что он и не имел повод к тому, чтобы быть строгим, потому что братия вела себя скромно, служила исправно. Выразить всем свою благодарность и сказать, что поднесенная ими икона будет ему особенно дорога, как памятник их любви. Святитель всех одарил своими фотографическими карточками и благословил. 3 декабря Курский вокзал в Москве к 14:25 часам дня наполнился представителями московского духовенства, московской администрации и высокими светскими лицами. Подошел поезд… Сердце москвичей болезненно сжалось. Не мирилось оно с прощальной встречей дорогого архипастыря. Как-то жалобно раздалось: «Исъ полла эти, деспота…» Дрожащей рукой святитель благословил собравшихся и, с нескрываемой скорбью, произнес: «По необычной торжественной встрече я вижу, что вы встречаете меня теперь, как чужого. Но как я желал бы, чтобы вы всегда встречали меня по-прежнему, как своего». В парадных комнатах вокзала преосвященный Анастасий, приветствуя Владыку митрополита от имени московского духовенства и прежней его паствы с возвышением на новую степень священноначалия, сказал: «Мы все покоряемся выразившемуся в этом Высшему велению, ибо сердце Царево в руце Божией. Но мы не можем выразить архипастырю, пятнадцать лет с великою любовью трудившемуся на церковной ниве Москвы, своей жгучей печали в виду приближающейся разлуки с ним, и не можем не сказать ему, что его паства и духовенство навсегда сохранят с ним самое живое, искреннее и благодарное общение. Жалеем, что на очень короткое время видим тебя в нашей среде, но и в это короткое время надеемся, Москва сумеет тебе выразить всю свою любовь». На это митрополит Владимир ответил: «Благодарю за выраженные чувства, не могу не высказать, что мне очень жаль расставаться с Москвой. Теперь в минуты расставания сильнее чувствуется глубина моей связи с Москвой. Дерево, когда оно растет, не чувствует, каким множеством разнообразных корней и их тончайших разветвлений связано с почвой. Но когда дерево пересаживают в другое место, то тут обнаруживается вся глубина связи его с землей. Так и со мной. Ощущаю тяжесть предстоящей разлуки с Москвой. Но да будет воля Божия, а на вас всех Божье благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

Жизнь в Божием присутствии Олицетворенная Премудрость, Христос снова призывает каждого ищущего подлинной жизни оставить простоту (петаим; «неразумие» Синодального перевода) и идти путем различения (бина; «разум» Синодального перевода) (ст. 6). Теперь ее призыв указывает не только на страх Божий как на источник мудрости, но и на познание священного как на основание подлинного различения и понимания (Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум) (ст. 10). Синодальный текст предлагает переводить соответствующее еврейское слово как «Святой», имея в виду Бога и Его святость, но оригинал менее определен, и его скорее можно интерпретировать как познание священного в широком смысле. Разумеется, речь может и должна идти также о Божьей святости, но, быть может, не только о ней. Понятие священного в Ветхом Завете многозначно, но все значения объединяет между собой представление о реальности в мире Божьего присутствия, которое, воздействуя на природу, может эту природу менять. До прихода Христа в истории Израиля Свое присутствие Бог нередко обозначал тем сияющим облаком, которое впервые увидел во время Синайской теофании Моисей, приявший его издали за огонь. Но его и впоследствии видели регулярно — как над Скинией, так и в Святом Святых Иерусалимского Храма. А за сияющим облаком скрывался Бог, открывающийся Своему народу, а вместе с тем и всему миру — пока еще не в той полноте Царства, какая откроется лишь с приходом Христа, но уже совершенно реально. Это Божье присутствие могло так же совершенно реально менять ту природу, с которой соприкасалось, будь то камень, дерево, металл или любой другой природный материал. И все, что соприкасалось с Божьим присутствием, становилось освященным и обозначалось тем самым еврейским словом, которое использует автор книги, влагая его в уста олицетворенной им Премудрости. Сейчас то же самое происходит с телами святых, которые меняются под воздействием Духа Святого. Присутствие Божие тоже было для человека священным, так что человек всегда приближался к нему с большой осторожностью.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvenadts...

Значение святых икон. Почему иконы так много значили для православных христиан? С ранних времен истории Церкви христиане создавали разные символические изображения в местах своих молитвенных собраний. На стенах римских катакомб видны изображения Пастуха, несущего овечку, и виноградных лоз, символически обозначающих Христа, пророка Даниила во рве со львами и др. Когда Церковь вышла из подполья, стали появляться исторические изображения, повествующие о событиях священной истории, а также изображения Христа, Божьей Матери и чтимых святых. И хотя в IV в. среди церковных деятелей находились противники таких изображений, говорившие, что Бога описать и изобразить невозможно, тем не менее почитание святых икон прочно вошло в церковную традицию. Следует сказать, что священные изображения в храмах имели также и просветительское значение, зримо напоминая молящимся о том, что читается и поется за богослужением. Мы не можем видеть Бога, не можем описать Его, изобразить Его, но в Иисусе Христе Бог вочеловечился, стал человеком, одним из нас, и об этом, как и о событиях Его земной жизни и служения, свидетельствуют священные изображения в росписи стен, мозаике и живописи на досках. Один православный церковный автор VII в. в связи с этим писал: «Я изображаю лик Христов и Его страдания и в храмах, и в домах. Я пишу на дереве, на холсте, на разных предметах, чтобы, видя эти изображения, я помнил то, что они изображают. Когда мы почитаем книги Священного Писания, мы не бумагу, не чернила, не обложку почитаем, а слово Божье. Почитая иконы, мы не дерево, не краски почитаем, а Господа Иисуса Христа, изображенного на них». Сопротивление иконоборчеству. Когда в 726 г. византийский император Лев Исаврянин издал закон, запрещающий почитание икон, был дан приказ убрать все иконы из храмов и других помещений. И хотя среди проводников данной политики были и некоторые епископы, это вызвало народные волнения. Начались беспорядки, и при их усмирении было немало убитых. В 754 г. император Константин Копроним созвал Собор, пригласив на него только тех епископов, которые были согласны с политикой иконоборчества. Собор высказался против почитания икон. Это определение проводилось в жизнь «огнем и мечом», так что много новых мучеников пострадало за это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010