Далее апостол выясняет, почему язык так разрушителен. Это потому, что хотя человек укрощает и держит в своей власти всякое естество животных, он не может укротить, сдержать своего языка. 7. Ибо всякое естество зверей, птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается, и уже укрощено 87 естеством 88 человеческим. 8. А языка укротить никто из людей не может, это неудержимое 89 зло: он исполнен смертоносного яда (ср. 1Ин. 3:15 ). Слова апостола: кто не согрешает в слове и проч. (2 ст.), равным образом все наставления, клонящиеся к тому, что следует обуздывать язык, предполагают, что апостол всё-таки допускает возможность обуздания языка. Отсюда под „естеством человеческим» (7 ст.) и выражение „никто из людей» (8 ст.) он, очевидно, разумеет невозрождённого человека. Что невозможно для невозрождённого словом истины, то возможно для возрождённого, для мудрости свыше (3:15) Для естественного, невозрождённого человека язык является злом неукротимым, разрушительным, исполненным смертоносного яда ненависти ( 1Ин. 3:15 ). Увещание не стремиться быть учителями апостол далее подтверждает указанием на двуязычие, на полное противоречия употребление человеком своего языка (9–10). 9. Им благословляем Бога 90 и Отца, говорит апостол, и проклинаем человеков, носящих в себе подобие Божье. 10. Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои возлюбленные, сему так быть. Христиане не должны быть таковыми. Этого, говорит апостол, нет и в природе. 11. Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Разумеется, ответ: нет. В 3:12–18 апостол даёт наставления учителям, в сердце которых действовали самолюбие, зависть и другие страсти. Продолжая речь, апостол, прежде всего, предостерегает христиан, чтобы они не выступали на учительство без призвания, без дарования, необходимого для этого. 12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины и виноградная лоза – смоквы. Также не может изливать солёный источник сладкой воды 91 . Те и другие плоды хороши, но какое дерево, таковы и плоды, других плодов оно приносить не может. Также источники, дающие солёную и сладкую воду, оба полезны; но какой источник, такую он даёт и воду, воды другого качества дать не может. Так и христианин, какое кто имеет дарование, тем и должен служить церкви, а не браться за дело, на которое у него нет дарования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

е. в гневе не упорствовать и не свирепствовать, не ходить на совет нечестивых, не стоять на пути грешников и не сидеть на седалище развратителей. Но где? 3. Смотри, как хорошо и приятно жить братьям вместе , размышляя днем и ночью в Законе Господа, ибо лучше полагаться на Господа, чем на человека, и надеяться на Бога, чем на человека. Ибо какова у Бога награда для человека? И будет словно дерево, посаженное возле источника вод, которое даст свой плод во время свое, и лист его не упадет, и все, что будет делать, удастся ему , А невинный и чистый сердцем, который не будет употреблять всуе имя Божье и ложно клясться ближнему своему, тот примет благословение от Господа и милосердие от Бога, Спасителя своего. 4. Ведь очи Господа над боящимися Его, уповающими на милосердие Его, чтобы Он освободил их души от смерти — разумеется, вечной — и чтобы насытил их в голоде, — разумеется, жизни вечной. Ибо много тягот у праведных, и от всех освободит их Господь. Славна в очах Господа смерть святых Его? Господь будет беречь все кости их, и они не сокрушатсяИзбавит Господь души рабов Своих , " Эти немногие цитаты мы привели из столь великого количества Писаний Творца, и, думаю, уже нет недостатка для предоставления свидетельства о Боге как о наилучшем, что достаточно подтверждают и заповеди благости и обетования. 1. Но ведь сии каракатицы, условно обозначая которых, Закон также и этот вид рыбы запретил употреблять в пищу, когда чувствуют, что их выставляют на позор, начинают от этого извергать мрак богохульства и таким образом рассеивают уже сконцентрированное внимание всякого, распространяя и утверждая то, что затемняет сияющую благость Творца. Но и в этом мраке мы будем преследовать порочность и извлечем на свет изобретения тьмы, вменяющие в вину Творцу, пожалуй, более всего тот ущерб и похищение золота и серебра, которое было Им поручено евреям в отношении египтян. 2. Что ж, о, злосчастный еретик, я вызываю тебя самого в качестве третейского судьи, разберись прежде в том и другом народе, и лишь тогда ты сможешь судить о Виновнике предписания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

« На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? » (Аввак. 2:1). « Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы » (1Кор. 11:31). б) Не делаются лучшими, но худшими. Мы преуспеваем в добре только тогда, если соотносим на себя наставления евангелия. A кто не идет вперед, тот идет назад. Дерево сначала должно твердо укрепиться, прежде чем оно в состоянии будет приносить плоды. Точно также и слово Божье должно утвердиться в наших сердцах, чтобы оно потом могло проявляться в делах. Если бы кто-нибудь учил нас искусству вынимать драгоценные сокровища из земли, ни одно слово такого учителя не пало бы на землю. Но здесь идет дело о сокровищах небесных! «От каждой проповеди приноси что либо домой.» в) Подвергаются большей ответственности. Люди, выросшие без учения и воспитания, никогда не слышавшие о Боге и добродетели, впадают, конечно, в тяжкие нравственные пороки. Они, конечно, заслуживают извинения. Но можно ли извинить тех, которые грешат, внимая божественному слову, но не прилагая его к себе? Как строго осуждаем мы больного, состояние которого с каждым днем ухудшается и ведет к неизбежной смерти, хотя ему предлагается верное врачевство и помощь, от которых он отказывается?! г) Отпадают от веры и теряют вечное спасение. Вера есть дар, который постоянно нужно возгревать в себе назидательными размышлениями, внимательным чтением и слушанием слова Божьего. « Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь » (Иоан. 5:24). Но невнимание к евангельским истинам мало-помалу заглушает веру и подавляет в человеке всякое стремление к добродетели и спасению. Сего ради, взывает апостол, « мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть » (Евр. 2:1). Образцы церковной проповеди Слово в Неделю 2ю Великого Поста. Известно ли вам, братия мои, что в продолжение Великого Поста каждый день недельный посвящен Церковью воспоминанию какого-либо великого лица или великого события? Так, в воскресенье, непосредственно перед постом, вспоминается в церкви падение Адамово, чтобы мы, приведя себе на память, как род человеческий изгнан из рая сладости за невоздержание, усерднее облобызали Святой Пост, как дверь в потерянный рай.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Оплакивающие гробы своих дорогих усопших испытывают скорбь. Но эта скорбь смягчается верой в свидание. “ идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам ” (ст. 7) “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Иоан. 14:l3). Спаситель опять увидел своих учеников, a они опять увидели Его. Следовательно, есть свидание за гробом! Чем доказывается бессмертие человеческой души “ Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите ” (ст. 6–7). Ангел возвещает святым женам мироносицам, что Христос восстал из мертвых и что они опять увидят Его живым. Если есть в другом мире свидание, то есть и бессмертие. 1. Творением и внешней природой. а)  Тело составлено из земли, a душа есть непосредственное дуновение Божье , следовательно, она не земная и тленная. После греха тело подверглось смерти, но не душа; она следовательно, продолжает жить и по смерти тела. Душа создана по образу Божьему, следовательно бессмертна. “ И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Бог создал человека в нетление, и “ соделал его образом вечного бытия Своего ” (Прем. 2:23). б)  Во всей природе ничто не умирает и не уничтожается а только изменяется и переходит в другие виды и явления, например, если раздробляется камень, сжигается дерево, высыхает ручей и прочее. Тем более не может умереть душа. в)  Все в природе обновляется . Что растения зимой и что весной? Из истлевшего, например, зерна возникает жизнь, следовательно, из нашей смерти — высшая жизнь. Из умершего червячка выходит бабочка, a из высиженного яйца — птица. г)  Земные блага не распределяются так, чтобы люди добрые всегда и более имели их, чем злые . A так как Бог правосуден, то должно быть непременно уравнение благ где-либо, а именно в другом мире; поэтому душа бессмертна. “Кто утверждает, что Бог по своему свойству правосуден, тот должен также верить и в бессмертие души. Иначе, где будет тогда правосудие Его, когда мы видим, что человек благочестивый терпит гонения и оканчивает жизнь от руки насилия, a порочный благоденствует и умирает естественной смертью? Если Бог благ, то он должен быть и праведен, a таким Он может быть только в таком случае, если душа бессмертна, если зло по ту сторону накажется, a добро вознаградится.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Скачать epub pdf Гомилия I 1 . Мне думается, что каждое слово Божественного Писания подобно семени, которое по природе своей должно распространяться и множиться и, брошенное в землю, перерождается в хлебный колос или какое другое растение, а его урожайность возрастает усердием и умением земледельца и плодородием почвы. Например, тщательным возделыванием крохотное горчичное зерно, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:32 ). Так и со словом, которое читают нам из Божественных книг. Сначала, когда мы слышим его, оно кажется нам малым и незначительным, но если обретет оно умелого и трудолюбивого земледельца, начнет возделываться с духовным умением, то вырастет и превратится в большое дерево с раскидистыми ветвями и густой листвой. Мудрец и книжник мира сего могут прийти к нему. Словно легкокрылые птицы небесные, возвышаясь мыслью к сложным предметам посредством одних лишь замысловатых слов, будучи пленниками собственных доводов, желают они укрыться в его ветвях, где нет красноречия, но лишь правило жизни. Так что же нам делать с тем, о чем нам читают? Если бы Господь удостоил меня даром духовного возделывания, если бы даровал мне умение обрабатывать поле, одно из услышанных нами слов можно было бы разбросать повсюду – если позволит ваша способность слушать, – так что едва ли нам хватит целого дня, чтобы возделать его. Но все же мы можем попытаться, по мере своих сил, обсудить некоторые предметы, даже если невозможно охватить все, а тебе все услышать. Ибо, я думаю, важно признать, что полное познание этих слов недоступно нам. Так давайте же посмотрим, о чем говорится в начале книги Исход и кратко проследим по ее тексту, как она наставляет своих читателей. Помогите вашими молитвами, чтобы Слово Божье было с нами и удостоило нас Само направлять наши рассуждения. 2 . Сказано: «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим: Рувим, Симеон, Левий и Иуда» и иные патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Это говорю я тем, которые более сильны и тверды и не могут получить никакого вреда от сообщения с больными; а кто более слаб, тот пусть избегает их сообщества, пусть удаляется от разговоров с ними, чтобы дружественное отношение не послужило поводом к нечестию. Так поступал и Павел; сам обращался с больными и говорил: « для Иудеев я был как Иудей, для чуждых закона — как чуждый закона » (1 Кор. 9:20–21); а учеников и более слабых отклонял от этого, увещевая и научая так: « худые сообщества развращают добрые нравы » (1 Кор. 15:33); и еще: « выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь » (2 Кор. 6:17). Если врач приходит к больному, то часто приносит пользу ему и самому себе; а несведущий, обращаясь с больными, вредит и самому себе и больному; больному он не может доставить никакой пользы, а самому себе причинит большой вред от болезни. Чему подвергаются те, которые смотрят на больных глазами, заражаясь от них этой болезнью, то же испытывают и вступающие в общение с богохульниками: если сами они слабы, то могут усвоить себе великую часть их нечестия. Итак, чтобы нам не причинить себе величайшего вреда, будем избегать их сообщества, будем только молить и просить человеколюбивого Бога, « Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » 1 Тим. 2:4); да избавит их от заблуждения и дьявольской сети и приведет к свету познания, к Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа, с животворящим и всесвятым Духом, Которому слава и держава ныне и всегда и во веки веков. Аминь. ПРОТИВ АНОМЕЕВ. Полное заглавие этого слова следующее: «о непостижимом и о том, что даже снисхождение Божье невыносимо для серафимов». СЛОВО ТРЕТЬЕ. Славословие Бога более полезно человеку, чем Богу. — Бог непостижим для ангелов. — Человек не может проникнуть даже в существо ангелов. — Верховные силы не могут постигнуть Бога и при Его снисхождении. — Укор антиохийцам за то, что они тотчас после беседы ушли из церкви. — Действенность общественной молитвы.   Т РУДОЛЮБИВЫЕ земледельцы, видя бесплодное и негодное дерево, препятствующее трудам их и вредящее нежным растениям и твердостью корня и густотой, старательно вырубают его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

— Но как? — Как… Пузом!» История войны доказала не только справедливость этого горького утверждения, но и в целом правоту платоновского трагического взгляда на мир. И когда писатель говорил про одного из своих героев«…он давно чувствовал, что где-то посредине земли зреет смертное зло, и теперь оно вышло наружу, в войну, как и должно быть», то это чувство вышло из мироощущения автора. Не случайно в первые месяцы военных действий Платонов сделал запись, которая свела воедино два вида насилия над народом — внешнее и внутреннее: «Тюрьмы, лагеря, войны, развитие материальной цивилизации (за счет увеличения труда, ограбления сил народа) — все это служит одной цели: выкосить, ликвидировать, уменьшить человеческий дух, — сделать ч во покорным, податливым на рабство». В августе 1941-го по приказу политуправления Народного комиссариата путей сообщения Платонов находился в командировке на Ленинградском фронте. По возвращении он намеревался написать киносценарий «Сестра красноармейца», но замысел осуществлен не был, хотя в «Записных книжках» остались наброски к этой работе, а в платоновском архиве сохранилось письмо ответственного секретаря Военной комиссии Союза советских писателей А. Карцева с напоминанием «сдать рукопись Вашего произведения (о героях прифронтовых железных дорог), которое Вы должны были написать после поездки по командировке Политуправления НКПС по договору с Трансжелдориздатом». Помимо этого по договоренности с журналом «Пионер» еще в начале войны Платонов написал рассказ «Божье дерево» (другое его название «Дерево родины») — рассказ-миф, предание, с поразительным образом одинокого старого дерева, покрытого «синими листьями, влажными и блестящими от молодой своей силы. Старые люди на деревне давно прозвали это дерево „божьим“, потому что оно было не похоже на другие деревья, растущие в русской равнине, потому что его не однажды на его стариковском веку убивала молния с неба, но дерево, занемогши немного, потом опять оживало и еще гуще прежнего одевалось листьями, и потому еще, что это дерево любили птицы, они пели там и жили, и дерево это в летнюю сушь не сбрасывало на землю своих детей — лишние увядшие листья, а замирало все целиком, ничем не жертвуя, ни с кем не расставаясь, что выросло на нем и было живым».

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

     Святого Василия.  Земля же была, говорится, невидимая и неукрашенная. А те, кто искажает истину, не хотят понимать смысла Писания, но извращают его так, как им это угодно самим, говоря, что то вещество, взяв от которого Бог все сотворил, невидимо и неустроено. Что есть хуже и нечестивее этого? Если оно существует вечно, но невидимо под водами, то разве оно совечно Богу? И нет ничего более презренного и худшего, чем верить в это. Земное вещество было ведь под водами, но когда было сотворено и небо, тогда же и оно, а не было безначально. Но нищета человеческая ввела их в заблуждение, поскольку у нас, людей, всякому мастерству определено свое вещество как, например, работе плотника — дерево, кузнечному делу — железо; при этом одно — из чего мы что-то делаем, например, дерево, другое же — что мы из него создаем — какую-то форму, например, или стол, или дверь, или что-то другое. Так, дерево существует вне мастерства. Мастерство, получая материал, создает такую форму, какую захочет, и она [форма] будет создана от обоих, т. е. и от дерева, и от мастерства. Также и железо существует вне кузнеца, а мастерство — в кузнеце: взяв его, он какую захочет форму, такую и создаст. Таким же образом они еретики представляют себе и существующее Божье творение, предполагая, что Бог сотворил своей премудростью образ мира, как хотел, но вещество существовало в готом виде, а не было создано, и от того Творец сотворил эту Вселенную сложно. Потому они говорят «сложно», что вещество было готовое, а образы были от Бога: как хотел, так Он и создал. Этими словами они отвергают и самого Бога, ибо Его делают не Творцом, сотворившим все сущее, но творившим только из готового. Но это только малая часть всего. Все это они говорили, имея ничтожный, очень слабый и беспорядочный ум и не умея возвысить свой ум и узнать истину. У нас же ныне искусства и все ремесла придуманы позднее веществ, чтобы быть необходимыми кому-то в этой жизни. Шерсть на овце создана сначала, тогда же, когда и само животное, а искусство ткать сукно возникло после, из-за нашей наготы. И дерево существует искони, а искусство плотницкое, взяв его преобразило вещество дерева в то, что смотря по обстоятельствам было нужно. И это показывает, что дерево очень нужно нам, так как оно дает весло гребцам на кораблях, пахарям же — плуг и лопату, а воинам — древки копий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

В чем же заключается чудная сила, побуждающая царство Божье на земле все расширяться и расширяться до неизмеримых пределов самой земли? Сколько вековых трудов было положено римлянами для расширения царства римского в пределах только известного тогда света, и это основание царства совершено ими силою оружия, рядом насилий, сражений. В свою очередь, поразительное расширение Царства Божьего достигнуто и будет достигаться совершенно другим способом. Оно достигнется лишь внутренней силой слова простых безвестных рыбаков и их смиреннейшего из людей Наставника, родом из Галилеи. Вот выходит сеятель сеять семя свое на поле: это семя — Слово Божье; спокойно и уверенно идет он вдоль нивы своей, — это целый мир Божий; разбрасывает семена свои направо и налево — семя у него доброе; он даже не следит за тем, куда оно падает и не озабочивается тем, что не везде оно вырастет. Но вот пространная нива его, края которой сливаются с горизонтом, вся сплошь заколосилась и дала ему неслыханный урожай. Так просто, но богато внутренней неисчерпаемой силой и энергией и могуществом Слово Божье, которым основано и распространено царство Божье. Это могучая растительная сила, скрытая в маленьком “горчичном зерне,” это свежие “дрожжи,” заставляющие вскисать, подниматься и идти через края замешанное на них тесто. История царства Божьего на земле за время его существования представляет нам немало примеров того, как продолжатели сеяния, уклонившись от высокого Первосеятеля Христа и Его ближайших сотрудников, будучи слабы верой в могучую силу Слова Божьего или перемешивая его со своим недоброкачественным семенем, прибегали к помощи внешней силы или даже оружия, и сеяние их оставалось бесплодным для царства Божия: оно или не расширялось или и не утверждалось или погибало от внутренней слабости. По своему устройству и составу царство Божье есть видимое и осязаемое, как видимы члены его — люди. Виноградари, рыбаки, сеятели, рабы, ждущие своего господина, девы, ждущие своего жениха — живы и осязаемы и подлежат внешним чувствам. Семена, плевелы, горчичное дерево, рыба, виноград и т. п., типичные образные выражения, такие как виноградное точило, башня, ограда, приставники, слуги — совершенно привычны и повседневны.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Мы говорим много нехорошего о людях, понимая, что каждый человек носит образ Христа. Однако если раскаяться, то это простится как нечто внешнее и неосознанное до конца. «Худые плоды» – все-таки еще плоды, значит, «дерево» пока живет, и всякий грех может быть исповедан и прощен. Не будет прощения тому, что есть «хула на Духа», то есть окончательное отрицание той основы, которая заложена Богом в человеке как таковом. Еще раз вспомним о дереве, – если оно засохнет, то плода не принесет уже никогда. Такое дерево срубают и бросают в печь. Христос проклял смоковницу (см.: Мф. 21:19 ), потому что она не дала плода, которого Он ожидал увидеть. Перед Богом бесполезное дерево просто засохло. Так и человек засохнет, если сердцем отвергнет Духа, то есть саму жизнь и свою человечность как Божье творение. Окончательное отрицание факта бытия человека как образа и подобия Бога невосполнимо и не может быть прощено, потому что в своей основе противоречит Божественному акту творения человека. Худые мысли и намерения, которые расходятся с той духовной основой, что есть внутри нас, мы все-таки стараемся скрывать, потому что за них бывает стыдно. Движение или взгляд не в ту сторону, куда было бы должно обращать его, – все это мы прикрываем, говоря красивые слова. С другой стороны, мы говорим худые слова, потому что просто не знаем и не можем сказать доброе слово. Хотя в человеке есть зачаток доброго духа, данного Богом, мы не даем ему развиться. И Христос пришел для того, чтобы устранить несоответствие слова, дела и духовного состояния человека. Этот болезненный разрыв и внутреннее противоречие должны разрешиться. Сын Божий стал человеком, чтобы в Себе Самом – «первенце из мертвых», то есть первом среди людей, – воссоединить дух, душу и тело в единое целое, задуманное Богом, чтобы приносить добрый плод. Добрый плод – это Божье слово, которое звучит и привлекает тех, кто, услышав, исполняет его. Не все, говорящие: «Господи! Господи!» – войдут в Царство, но те, кто исполняют волю Небесного Отца (см.: Мф. 7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010