Вербное воскресенье Мерно пост к концу стремится, И перед Страстной седмицей В воскресенье в храм идём, Вербочки в руках несём. Вербы в храме освятим, Дома у икон поставим. Ныне Вход Господень славим В город Иерусалим. Шёл Господь в священный град, Шёл навстречу муки крестной. Знал, что будет Он распят, Знал, что в третий день воскреснет. Светлана Высоцкая Вербочки Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонёчки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня. В воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня. Александр Блок Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад... Какой-то тайной жаждою Мечта распалена — И над душою каждою Проносится весна. Афанасий Фет Александра Ишимова Божья верба Тихие вешние сумерки... ещё на закате небо светлеет, но на улицах темно. Медленно движутся огоньки горящих свечек в руках богомольцев, возвращающихся от всенощной. Зеленый огонёк движется ниже других... Это у Тани в руках, защищённая зелёной бумагой, свечка теплится. Вот и домик с палисадником... Слава Богу, добрались благополучно. «Не погасла, не погасла у меня!» — радостно шепчет Таня. Как я рада!.. —    Давай, Танечка, мы от твоей свечки лампадку зажжем, — предлагает няня. — А вербу я у тебя над постелью прибью... До будущей доживет... Она у тебя какая нарядная — и брусничка, и цветы на ней!... —    А почему, няня, ты вербу Божьим деревом назвала?.. —    Христова печальница она, — оттого и почет ей такой, что в церкви Божией с ней стоят... Это в народе так сказывают. Раньше всех она зацветает — своих ягняток на свет Божий выпускает... —    Расскажи, няня, про Божье дерево, — просит Таня. —    Да что, матушка моя, — начинает няня, — так у нас на деревне сказывают... что как распяли Христа на кресте, — пошел трус по земле, потемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла; а кипарис весь темный-растемный стал; ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет стоит... А верба и не вынесла скорби — к земле склонилась и увяла...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Его можно поистине назвать кафолическим или вселенским, оно создано для всех народов и времен, для всех душевных сил и всех общественных классов и приведено в соответствие с ними. Оно вдыхает в разум, сердце и волю высшую, сверхъестественную жизнь и освящает для святых целей семью, государство, науку, искусство и коммерцию до тех пор, пока Бог не становится «всем во всём». Даже человеческое тело и все видимое творение, которое стенает в ожидании освобождения от рабства тлению к свободе славы детей Божьих, будет участвовать в этом всеобщем преобразовании; ибо мы ждем воскресения плоти и новой земли, на которой обитает правда. Однако мы не должны отождествлять Царство Божье с видимой церковью или церквями, которые представляют собой лишь временные, в большей или меньшей степени неполноценные учреждения и организации, в то время как само Царство — гораздо более обширное понятие, и оно пребывает вовеки. Соответственно, в церковной истории есть разделы, соответствующие различным сферам светской истории и земной жизни. К числу основных разделов относятся: I. История миссионерской деятельности, или распространения христианства среди необращенных народов, как варварских, так и цивилизованных. Этот труд должен совершаться до тех пор, пока не «войдет полное число язычников» и не спасется «весь Израиль». Закон развития миссионерства содержится в двух притчах: в притче о горчичном зерне, которое вырастает в дерево, и в притче о закваске, которая постепенно заквашивает все тесто. Первая притча иллюстрирует внешнее распространение, а вторая — всепроникающую и преображающую силу христианства. Трудно обратить народ, еще труднее обучить его в соответствии с высокими евангельскими требованиями, но труднее всего оживить и реформировать мертвую или отступившую от истины церковь. Зарубежная миссионерская деятельность привела к трем великим победам: во–первых, к обращению избранного остатка евреев и цивилизованных греков и римлян в первые три столетия христианства; затем к обращению варваров Северной и Западной Европы в Средние века; и, наконец, к объединению усилий разных церквей и обществ для обращения первобытных народов Америки, Африки и Австралии и полуцивилизованных народов Восточной Азии в наши дни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Жизнь в Божием присутствии Олицетворенная Премудрость, Христос снова призывает каждого ищущего подлинной жизни оставить простоту (петаим; «неразумие» Синодального перевода) и идти путем различения (бина; «разум» Синодального перевода) (ст. 6). Теперь ее призыв указывает не только на страх Божий как на источник мудрости, но и на познание священного как на основание подлинного различения и понимания (Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум) (ст. 10). Синодальный текст предлагает переводить соответствующее еврейское слово как «Святой», имея в виду Бога и Его святость, но оригинал менее определен, и его скорее можно интерпретировать как познание священного в широком смысле. Разумеется, речь может и должна идти также о Божьей святости, но, быть может, не только о ней. Понятие священного в Ветхом Завете многозначно, но все значения объединяет между собой представление о реальности в мире Божьего присутствия, которое, воздействуя на природу, может эту природу менять. До прихода Христа в истории Израиля Свое присутствие Бог нередко обозначал тем сияющим облаком, которое впервые увидел во время Синайской теофании Моисей, приявший его издали за огонь. Но его и впоследствии видели регулярно — как над Скинией, так и в Святом Святых Иерусалимского Храма. А за сияющим облаком скрывался Бог, открывающийся Своему народу, а вместе с тем и всему миру — пока еще не в той полноте Царства, какая откроется лишь с приходом Христа, но уже совершенно реально. Это Божье присутствие могло так же совершенно реально менять ту природу, с которой соприкасалось, будь то камень, дерево, металл или любой другой природный материал. И все, что соприкасалось с Божьим присутствием, становилось освященным и обозначалось тем самым еврейским словом, которое использует автор книги, влагая его в уста олицетворенной им Премудрости. Сейчас то же самое происходит с телами святых, которые меняются под воздействием Духа Святого. Присутствие Божие тоже было для человека священным, так что человек всегда приближался к нему с большой осторожностью.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvenadts...

Посему тяжело для голов этих еретиков святое курение стираксы, и они отрицаются от его благоухания: тяжела и сила божьего дерева или розмарина, естественно противных самому змию и прозябших поверх его норы. Ибо где Евион и Керинф с своими единомышленниками проповедовали, что Христос – простой человек, рожденный от брачного сожития, разумею, в Асии: там Дух Святой возрастил миру сию святую траву или куст, которые прогнали змия и разрушили насилие диавольское. Ибо там святому Иоанну в старческом возрасте повелено Духом Святым проповедать и обратить на путь заблудившихся, открывая в святом Божием учении свет Божий тем, которые не по принуждению, но произвольно послушаются. Но доколе мне длить слово? Я твердо стою на том, что как там, где вырастает божье дерево, не может уже оставаться и гнездиться змея, так и где истинное Божие учение, там не может усилиться жилище змеиного учения, а напротив того изгибает. Гл. 3. Итак утверждают алоги,– это наименование я им даю, и пусть отселе они так зовутся, и мы будем, возлюбленные, придавать им это имя, то есть имя алогов. Этою ересью называется та, которая отвергает книги Иоановы. Посему так как они не принимают Слова (Λγον), проповеданного Иоанном: то и будут названы алогами. 162 Итак они, как совсем чуждые истинной проповеди, отрекаются от чистоты проповеди и не принимают ни Евангелия Иоанна, ни его Апокалипсиса. И если бы они принимали Евангелие, а отвергали Апокалипсис: то мы сказали бы, что, может быть, они это делают по строгости суждения, не принимая сокровенного, 163 по причине глубоких и темных изречений в Апокалипсисе. Но поскольку они не принимают собственно книг, содержащих в себе проповедь св. Иоанна: то всякому явно, что к ним и подобным им относится то, что сказал святой Иоанн в соборных посланиях: последняя година есть: и слышасте яко антихрист грядет, и ныне вот антихристи мнози ( 1Ин.2:18 ), и что далее следует за сим. Стыдясь прекословить святому Иоанну, потому что знают, что он принадлежит к числу апостолов, возлюблен Господом, по достоинству открывал тайны, и возлежал на персях у Господа, они употребляют уловку, и пытаются иным способом отвергнуть книги Иоановы.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Из этой идеи жертвы 450 объясняются и ее особенности. Телица бралась рыжая, по мнению блаж. Феодорита, для того, чтобы прообразовать священную плоть Христову, «потому что и имя Адама, говорит он, служит указанием на ту красную землю, из которой образовано тело человека» 451 . А непорочность телицы и незнание ею ярма предизображали безгрешность Спасителя по душе и по телу, не познавшего ига греха 452 . Телица сжигалась вся, с кожей и нечистотами, что составляло единственное исключение из всех жертв. Сожжение кожи и нечистот, которые служили в жертвенных животных символом жизни плотской в человеке, вместе с внутренностями животного, служившими символом духовной жизни человека, и было прообразом того, что во Христе освятилась вся природа человека, не духовная только, но и плотская, так что и последняя явилась чистой, святой и нетленной. На это прибретенное для тела человеческого Христом нетление, жизнь и чистоту указывали и употреблявшиеся вообще часто при телесных очищениях крепкое кедровое дерево, красная волна, указывавшая на жизненную кровь, и очистительный иссоп, которые сожигались вместе с телицей. Кропление водой с пеплом телицы указывало на усвоение нам плодов священной смерти Христовой, освящающей всю природу человека. Все, прикасавшееся к этому священному пеплу и действовавшие при этой жертве, считались по закону нечистыми ( Чucл. XIX, 8–10 ), с одной стороны, по словам св. ап. Варнавы и блаж. Феодорита, в прообраз распявших Христа, а с другой, как говорит св. Кирилл Александрийский , в прообраз нечистоты в сравненении со Христом всех, причащающихся жертвы Его, потому что, как говорит Слово Божье, «и звезды нечисты пред очами Его“ ( Uob. XXV, 5 ) 453 . Законы о противоестественном Как уже было замечено, законы эти имели своей главной и общей целью воспитать в евреях чувство отвращения ко всему противоестественному, противозаконному с тем, чтобы это чувство из мира физических явлений могло перейти в мир нравственный. Кроме этой главной цели те же законы, и каждый в отдельности, выражали, по мнению отцов, еще и другие какие-либо нравственно-религиозные истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Действительно, святость в начальных ее стадиях незаметна, то есть настоящее дело Божье начинается втайне, но потом оно делается явным. Как Господь сказал, что Отец, видящий ваше тайное, воздаст вам явно. Действительно, Царство Божие начинается в человеке, как в зернышке, незаметно, оно вырастает в огромное дерево, которое становится заметно для всех, и в кроне его укрываются птицы небесные. И в этом – большая опасность, в том, что люди выдают отсутствие своей святости, которое можно увидеть, за тайную святость. И это связано с такой определенной психологией, что святость сводится к каким-то хорошим поступкам. Самая опасная подмена – подмена святости добрыми делами, «хорошестью». Хороший человек и святой человек – это совершенно разные люди. Святость – это не «хорошесть». Святость – это пронизанность силами Бога, вот что такое святость, ни в коем случае не просто «хорошесть». Это смешение святости и «хорошести» приводит к очень печальным последствиям. Люди говорят, что хороший человек был Конфуций, хороший человек был Лао Цзы, сейчас есть хорошие люди, хорошие ученые, и как же они погибнут, если они не верят в Христа? Надо помнить, что святость ни в коем случае не «хорошесть». Святой человек может делать даже вещи, кажущиеся сначала людям нехорошими, по крайней мере, выпадающие из рамок обыденности, точно. Например, святой Василий Блаженный ходил голым по Москве. Представляете, как сейчас – в психушку бы сдали и все. Или, например, человек бросает родителей и уходит в монастырь. Люди говорят, как это – родителей бросить, надо родителей слушаться, но святость требует служения только Богу в первую очередь, и все должно быть подчинено только этому, послушание родителям в том числе. И когда люди смешивают эти два понятия, подменяют их одно другим, возникает очень большая опасность. И такие люди, которые призывают нас быть просто хорошими, они как раз подобны тем, которые кричали тогда: ««Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя»», – то есть, спустись к нам, стань похожей на нас, покажи нам себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И это в октябре месяце! В Мертвом море мы купались, плавали долгое время, – около получаса: вода в нем светлая и прозрачная, но тяжелая, – во время плавания опуститься в глубину нельзя: вода тяжестью своею не пускает. С Мертвого моря мы поехали на Иордан к месту против Иерихона, где православные на праздник Богоявления освящают воду. В то время подул небольшой ветерок, и он ослабил жар: воздух сделался как другой, и мы ехали с утешением. Как мы увидали Иордан, сама собой истекала из сердца и из уст церковная песнь: Во Иордане крещающуся Тебе Господи. И ныне, когда вспомню эту минуту, приемлю духовное утешение. Иордан Мы подъехали к Иордану, как я сказал, в том месте, где православные на Богоявление совершают освящение воды, – оно против Иерихона. Самое же место, где Господь наш Иисус Христос крестился, с точностью не определяюсь, но приблизительно полагают, что это великое таинство совершилось здесь же, против Иерихона, где крестил Иоанн Предтеча и прочих иудеев, и куда к нему приходили посланные от Иерусалима иереи и левиты. Против Иерихона переходили Иордан и израильтяне: когда священники стали с кивотом завета среди Иордана, река вверху остановилась от течения, а нижняя часть ее утекла в Мертвое море, и Израиль прошел Иордан посуху (Иисус Нав. гл. 3). В нашу бытность, после летнего времени, в Иордане было мелководье. Река ширины около 20 сажен и очень быстра. Когда мы переходили ее на месте переката, воды было по грудь. И это место от быстроты переходить можно было с большим трудом и опасением, чтобы не снесло с ног. Местами Иордан и глубок. Все лето до ноября в Палестине дождей не бывает: поэтому Иордан в это время и бывает маловоден; а зимой, когда идут дожди, тогда воды в нем много. По берегам Иордана растут кусты: в числе прочих растений есть подобное по листьям нашему кустарнику, называему Божье дерево, только на Иордане таковые кусты гораздо больше и нет от них запаха, как от Божьего дерева. Эти кусты и летом в самое жаркое время зелены и потому составляют Иордану украшение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Эту Свою волю Христос начал приводить в исполнение с первых дней Своего общественного служения. Так, избрав помощь Своему делу апостолов, Он таким образом положил начало обществу верующих в Себя. Малое стадо верующих во Христа постепенно разрасталось и вскоре по вознесению Спасителя образовало величественное дерево, которое в четвертом веке нашей эры обнимало уже весь мир. Потом, будучи Сам Небесным Учителем, и притом единственным, Христос передал божественные истины веры и нравственности апостолам в продолжение Своей земной жизни и облек их правом учительства или передачи Закона Божьего и другим, когда по вознесении сказал: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). Апостолы с не человеческим самоотвержением выполнили возложенную на них обязанность, передачи учения Христова людям, обошли с проповедью о Христе весь тогдашний мир и утвердили на земле учение Христово. Что касается, дальше, таинств, то и они установлены Самим Иисусом Христом. Так, напр., Он установил таинство крещение. ( Мф.28:19 ) для возрождения и введения верующих в царствие Божье, таинство причащения ( Лк.22:19 ) для внутреннего соединения верующих с собою и другие таинства. Наконец, исполненные в день Пятидесятницы Св. Духа, апостолы, по воле Спасителя, явились полномочными пастырями Церкви и, оставаясь апостолами, начали выполнять иерархические обязанности, как показывает история их жизни. Таким образом, Христос, истинный Основатель Церкви. Почему мы веруем и исповедуем, что нет другого основания Церкви, кроме Единого Христа по слову апостола: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Как основанная Иисусом Христом и получившая от Него известные средства для своей духовной жизни, Церковь имеет в Свящ. Писание различные характерные названия. Называется она домом Божьим ( 1Тим.3:15 ), т. е. семейством; это название Церкви ясно говорит о том, что все члены ее имеют внутреннюю, крепкую, так сказать, родственную связь в одинаковом исповедании веры в Любящего Бога-Спасителя, в одном законе и средствах освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Но это плохой критерий христианского сознания. Отсутствие религиозного чувства в эти моменты совершенно невозможно для истинного христианина. Оно возможно лишь для людей совершенно индифферентных или со слабым сознанием христианского долга. Кто признает великое значение таинств покаяния и причащения, тот не будет оспаривать и, таинств брака и елеосвящения. Наоборот, кто не признает последних тот не принимает и первых: для него и вся Церковь не имеет значения. Таинство брака имеет свое оправдание в том во-первых, что для христианина нужно, «чтобы брак был о Господе, а не по похоти», как говорит св. Игнатий Богоносец 73 . А это совершенно не по силам самому человеку, как видит всякий. Не только для того, чтобы свято начать, но и для того, чтобы свято сохранить супружескую жизнь до конца, необходима божественная помощь и Божье благословение. Во-вторых, если человек без божественной помощи не может быть истинным христианином, то не может быть без нее и истинным отцом или матерью христианского семейства. На христианских родителях лежит обязанность произвести детей более духовных, чем плотских и воспитать в них не только добрых граждан, но и истинных христиан. А это очевидно требует от родителей гораздо больше, чем, сколько может дать им их опытность и самая лучшая теория воспитания. – Важность благодатного содействия для супружеской жизни особенно понятна в наше время, когда семейная жизнь расшатана почти до крайних пределов так, что ежедневно можно слышать и читать о нарушении брачной жизни, о разводах, о распутстве, о незаконном сожительстве и т. д., когда молодое поколение, лишенное христианского примера родителей растет и воспитывается без всяких почти религиозно-нравственных начал и здоровых убеждений 74 . И не удивительно, – худое дерево не может приносить хороших плодов. Другой случай жизни христианина, постулирующий к особому благодатному действию на душу и тело, есть время болезни. Конечно, не при всякой болезни одинаково чувствуется потребность к Божественной помощи и в церковных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Что касается «сельскохозяйственных работ», он от них тоже черпал энергию. Прихожанам он советовал при первой возможности выбираться за город. Москва еще не была настолько зомбирующим монстром, как сегодня, но уже тогда он видел силу нездоровой энергии, заложенную в цивилизационных центрах. Он писал об этом в своих книгах… – «Мне всегда хотелось быть христианином не «при свечах», а при ярком солнечном свете», – говорил отец Александр. Как Вы думаете, что он подразумевал под этими словами? – Полагаю, что христианство не являлось для него потаенным делом, союзом чудаков, занимающихся чем-то странным – молитвой, четками. Он считал христианство нормой жизни – ярким, открытым миру, отвечающим на ее вызовы. Он светил, – и неважно, где он был при этом, – в церкви или в купе поезда. – Вы пишете, что не могли бы представить отца Александра «потухшим». Каким ещё невозможно было его представить и почему? – Исчезнувшим. Его невозможно представить исчезнувшим из жизни после смерти. И это не сентиментальная ностальгия и даже не скорбящая любовь – это ясное чувство реального присутствия этого человека напрямую во многих и многих жизнях. Для любви нам не всегда нужна опора на тело. Его нельзя было представить завистливым, обиженным или, например, опирающимся на что-то другое, кроме Христа. Любовь его шла не от человеческого источника. Отца Александра нельзя было представить «чеховским» героем, средним бытовым образом, ставшим настолько притягательным в наше время. – У батюшки есть интересное высказывание: «Только чудеса и бывают». Как Вы его понимаете? – Он уже видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная. Я тогда этого не видел, хотя и пытался понять. Но потом это пришло. Паства разношерстная – Об отзывчивости и безотказности отца Александра ходят легенды (например, как одно время Солженицын хранил у него в саду вариант своей рукописи «Архипелага Гулага»). Довелось ли Вам быть свидетелем таких ситуаций?

http://pravmir.ru/andrey-tavrov-on-shel-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010