Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров §1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение ее святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершенной литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершенной литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершенной литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: «в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю». В толковании на это правило объясняются и вышеприведенные причины. «Понеже оные дни», сказано, «Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени». Посему в 50 правиле того же собора повелено: «в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится». §2. Что есть преждеосвященная литургия Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: «во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Первая похвала свету содержится в первых строках Библии, в библейском повествовании о сотворении мира в книге Бытия (Быт. 1, 1-5), где повествуется о первом дне творения . «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Прославление света содержится и в других библейских книгах: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце», – говорится в книге Екклесиаста, или проповедника (Еккл. 11, 7). Свет – это яркий символ христианства. Христос говорит: «Я – Свет миру» (Ин. 12, 46). Христос как свет воспевается в песнопениях многих христианских праздников, в песнопениях суточного круга, особенно в тех, которые поют на рассвете, при появлении света, или на закате. На утрени, на рассвете поют светилен, а после него – «Великое славословие», которое начинается прославлением света. Возглас священнослужителя, предваряющий Великое славословие, прославляет Всевышнего – создателя света: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Великое славословие наполнено глубоким смыслом, в последних его строках звучит строка из псалма царя Давида, обращенная к Творцу: «Ибо у Тебя источник живота: во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10). В этом стихе содержится пророчество царя Давида о Христе-мессии – Свете истины, который грядет в мир как Божественный свет. Во время великопостной литургии преждеосвященных даров, после ветхозаветных чтений, когда открываются царские врата, священнослужитель со свечой и кадилом в руке возглашает: « Свет Христов просвещает всех» . Священник благословляет предстоящих свечой и кадилом, знаменующих полноту даров, в ответ предстоящие кланяются до земли. Раннехристианские песнопения, прославляющие свет, поют в особом музыкальном стиле, весьма простой мелодией, но, несмотря на ее простоту, она звучит ярко и возвышенно. Напев Великого славословия развивается свободно и просто, как силлабический распев, где на один слог приходится преимущественно один звук. Этот распев состоит из нескольких простых попевок, которые, варьируясь, чередуются. Мелодия, следуя за текстом, запечатляет каждый слог. Опорные тоны в попевках переносятся с одной ступени на другую, соседнюю. Песнопение имеет узкий диапазон объемом всего в кварту, движение в нем плавно развивается в пределах кварты до – фа. Эти признаки свидетельствуют о древности мелодии этого песнопения.

http://bogoslov.ru/article/6192118

И главное, литургический пост выражается в том, что в седмичные дни Великого поста не положено совершение Божественной литургии . И она, строго говоря, не совершается, то есть не совершается таинство Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Но для того, чтобы верующих не оставлять без Причастия, по средам и пятницам Великого поста совершается так называемая литургия Преждеосвященных Даров. Хотя в ее названии есть слово «литургия», она отличается от Божественной литургии, которую служат ежедневно, кроме Великого поста и еще нескольких исключительных дней. Таинство Евхаристии за этим богослужением не совершается, что подчеркивает само название: те Дары, которых причащаются верные во время Преждеосвященной литургии, были освящены не в этот день – среду или пятницу – а  прежде , в предшествующее воскресенье. Таким образом, в литургии Преждеосвященных Даров не совершается таинство. Это очень важное отличие, и оно отчасти разрушает стереотип, в соответствии с которым мы литургию и причастие отождествляем между собой. Мы идем на литургию часто с единственной целью – для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. В этом случае для нас нет большой разницы, когда мы причастились – в воскресенье, в среду ли, когда литургии не положено, а мы причащаемся запасными Святыми Таинами, или, как это бывает для больных, священник пришел к нам домой и причастил нас. Но на самом деле разница очень большая, потому что литургия потому и называется «общее дело», что на ней общее дело совершается. Это понимание, к сожалению, в значительной степени утрачено. Общее – это значит, что совершает литургию не священник или епископ – он только предстоит, – а совершает служение весь народ Божий, и причастие является только проявлением этого общего дела. Неделя Торжества православия Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества православия. Прежде всего я хотел бы рассказать, каким образом возник этот праздник. Сейчас мы слова «торжество православия» воспринимаем в самом широком смысле и в молебне этого дня благодарим Бога и молимся за всю полноту Православной Церкви. Но возник этот праздник в связи с  конкретными духовно-историческими событиями, которые имели место b IX веке в Византии, в конце того периода, который в истории Церкви называется вторым периодом иконоборчества. Таким образом, Торжество православия ознаменовало конец иконоборческой ереси, окончательную победу иконопочитания. А поскольку во вселенском аспекте иконоборчество было последней ересью, то это одна из причин, но не единственная, по которой мы это событие понимаем как торжество православия в целом. Вопросы, связанные с иконопочитанием и иконоборчеством, актуальны не только для периода VIII—IX веков. После победы иконопочитания они не потеряли своей актуальности, но как и всё, связанное с догматами, имеют вечное значение.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо входит Царь славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь славы, вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно выносится. Приступим с верой и любовью, чтобы нам быть причастниками жизни вечной. Во время пения «Ныне Силы Небесныя» священник подходит к жертвеннику и берет в руки дискос и Чашу. Дискос он несет на уровне головы, подчеркивая, что на нем лежит освященный Агнец, а Чашу с вином (неосвященным) несет на уровне груди. Священник выходит из северных дверей алтаря и возвращается в алтарь через царские врата. Перед священником идет диакон, совершая непрестанное каждение Святых Даров. Великий вход на литургии Преждеосвященных Даров происходит в полном молчании. В этот момент все верующие становятся на колени и склоняют голову к земле. После того как священник вошел в алтарь, хор заканчивает херувимскую песнь словами: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Священник в это время благоговейно ставит Святые Дары на престол. По окончании пения совершаются три поклона перед престолом: по обычаю, в этот момент читается молитва Ефрема Сирина . Затем царские врата закрываются и завеса задергивается наполовину: это действие указывает на особенность Преждеосвященной литургии как неполной, т.е. не имеющей евхаристического канона. Далее произносится просительная ектения, начинающаяся словами «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Второе прошение звучит так: «О предложенных и преждеосвященных Честных Дарех Господу помолимся». Во время произнесения ектении священник читает следующую молитву: Иже неизреченных и невидимых тайн Боже, у Негоже суть сокровища премудрости и разума утаена, Иже служение службы сея открывый нам и положивый нас, грешных, за многое Твое человеколюбие во еже приносити Тебе дары же и жертвы о наших гресех и о людских неведениих! Сам невидимый Царю, творяй великая и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа, призри на ны, недостойная рабы Твоя, иже святому сему жертвеннику, аки херувимскому Твоему предстоящия Престолу, на нем же Единородный Твой Сын и Бог наш предлежащими Страшными почивает Таинствы, и, всякия нас и верныя люди Твоя свободив нечистоты, освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым. Да чистою совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем Божественных сих причащающеся святынь и от них оживотворяеми, соединимся Самому Христу Твоему, истинному Богу нашему, рекшему: ядый Плоть Мою и пияй Кровь Мою во Мне пребывает и Аз в нем. Яко да, всельшуся в нас и ходящу Слову Твоему, Господи, будем храм Пресвятаго и покланяемаго Твоего Духа, избавлени всякия диавольския козни, деянием, или словом, или мыслию действуемыя, и получив обетованная нам благая со всеми святыми Твоими, от века Тебе благоугодившими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

н. ранняя литургия, специально совершавшаяся в воскресные и праздничные дни ранее обычного времени в одном из приделов храма. Во время нее, как правило, пели все то, что исключалось в праздники, напр. ектению об усопших. В XVIII в. в приходах, где по штату полагался один священник, часто раннюю литургию служил по договоренности священник из другого храма или вообще безместный «крестцовый» иерей. Получили распространение «заказные литургии» о здравии или упокоении, хотя отношение к литургии как к частной требе противоречило самому наименованию литургии – «общественной службы» (греч. leitourg…a). В XVIII в. такой практике сильно способствовало наличие упраздненного в нач. XIX в. крестцового духовенства, нанимавшегося на перекрестках служить литургии, молебны, панихиды. Появилась и утвердилась неканоническая практика «несовершенного» (неполного) участия диакона в служении Божественной литургии – диакон не причащался и не участвовал в некоторых священнодействиях, напр. в возношении Даров во время анафоры. 8.02.1716 вышел указ императора, согласно которому все лица православного исповедания в Российской империи обязывались ежегодно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, в противном случае они подвергались денежным штрафам. Этот указ многократно подтверждался. Факт исповеди фиксировался в исповедных ведомостях. Обычай ежедневного посещения обедни и благоговейное отношение к Евхаристии в народе сохранялись. Перед причащением было принято говеть в течение нескольких дней, что включало в себя пост, посещение всех церковных служб, чтение духовной литературы. В силу редкого принятия Пречистых Тайн миряне и неслужащие священнослужители перед причащением непременно исповедовались. Причащаться было принято в первую субботу или в другой день Великого поста. За литургией преждеосвященных Даров и в праздники обычно причащались только священнослужители. Все непременно исповедовались и причащались перед смертью , в армии и флоте причащались накануне сражения. Против ослабления евхаристической жизни и редкого принятия Святых Христовых Тайн неоднократно высказывались выдающиеся подвижники и святители, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

LII. Слово к студентам Казанской Духовной академии, сказанное после литургии Преждеосвященных Даров в Академической церкви 56 . О добром направлении студентов Казанской академии Сегодня я приглашен помолиться вместе с вами, возлюбленные юноши, и совершить в вашем храме Божественную службу неделею раньше, чем я предполагал сначала. Усматриваю в этом приглашении ту благую мысль, что академия пожелала освятить Архипастырской молитвой и благословением Божиим начинающееся теперь время усиленных трудов – время экзаменов. С радостью и утешением припоминаю, что и в начале вашего учебного года я молился вместе с вами, да благословит и сохранит вас Господь в наступающий год; и, благодарение Господу, наша общая молитва была услышана. Во время года я неоднократно бывал у вас в академии, и по собственными наблюдениям, и по сведениям, получаемым от вашего ближайшего начальства, и чрез дела бумажные, я с утешением видел, что вы живете по духу и заветам вашей духовной школы, что вы трудитесь во благо святой церкви, и все у вас идет хорошо, тихо и спокойно; особенно же меня утешали явления вашей религиозной одушевленности и церковности. Тем более все это радовало меня, что в нынешнем году были причины опасаться за учащееся юношество. Мятежное волнение охватило недавно многие учебные заведения, подобно страшной буре или губительной заразе; много юношества погибло, и сердца многих воспитателей томились страхом и опасением за души вверенных им питомцев. Но благодарение Богу, буря прошла, зараза миновала, не коснувшись нашей академии; и теперь мы взираем на вас с таким же чувством, какое появляется у человека после бури или губительного поветрия, когда он смотрит на уцелевшие деревья и дома и на присных ему людей, благополучно переживших тяжелое время. Конечно, жалко тех, хотя и чужих, деревьев, которые разбиты и сломлены грозой; болит сердце за людей, похищенных губительной заразой; но эта скорбь умеряется, когда видишь, что родные наши дома и присные наши остались целы и невредимы. Впрочем, относительно вашей академии я заранее был убежден, что она по своему настроению далека от этой губительной заразы. Поэтому с особенным умилением и утешением сердечным я призываю Божие благословение на начинаемые вами нелегкие труды, которые и мне самому хорошо известны по собственному, хотя и давнему, студенческому опыту. Желаю и молю Господа, да подкрепит Он ваши силы духовные и телесные и да увенчает ваши труды желанным успехом! Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010