«Вопрос. Если по забвению иерея случится, что не будет сделано соединение, и потир будет покрыт пустой: что тогда делать? Если же он не приметит до конца литургии и узнает уже в то время, когда приступит к причащению: и тогда должен сделать соединение и прочитать молитву предложения, и повторить сначала все молитвы, читаемые от самого великого входа, а во время призывания Духа назнаменать только потир, потом совершать следующее и тогда уже причащаться. Я думаю, что справедливо будет так поступать иерею, хотя и не знаю, удобным ли это покажется и другим из архиереев Христовых, и в особенности великому Синоду. Дары не могут быть совершенными, если над ними не было молитв, если посредством крестного благословения и призывания Духа не претворились в божественную кровь: так как не находились тогда там (в потире). Ибо священнодействие совершается посредством предложения, молитв иерея, и благословения». Заметим, что ситуация, описываемая вопросом, предельно близка к Преждеосвященной. Есть освященный Хлеб, уже ставший Телом, и есть вино, которое должно быть освящено. Казалось бы, если св. Симеон допускал возможность пресуществления прикосновением, то он бы мог просто разрешить подлить вино, чтобы оно пресуществилось от касания с Хлебом. Но св. Симеон требует повторения молитв, причем его мотивация весьма четко изложена: «Дары не могут быть совершенными, если над ними не было призывания Духа». Заметим, св. Симеон осознает, что это требование весьма строго и может показаться архиереям неудобным, однако считает необходимым настаивать. Итак, если Дары не могут быть совершенными без призывания Духа (даже если Хлеб уже преложен), а на Преждеосвященной призывания Духа не совершается, то, значит, вино на литургии Преждеосвященных прелагаться не должно. Это, кажется, неизбежный логический вывод из сакраментологии св. Симеона. По-видимому, в цитированном выше вопросе св. Симеон следовал вполне традиционному литургическому указанию. Действительно, по меньшей мере два его ответа (вышеприведенный о пустом потире и о Дарах, погрызенных мышами) очень близко к тексту фессалоникийского святого изложены в древнерусском источнике XII века — «Ответах Илии, епископа Новгородского» . Если считать, что они датированы верно, то мы должны признать общий греческий источник «Ответов Илии» и ответа св. Симеона, так что он должен был здесь представлять традиционный византийский взгляд на вопрос.

http://bogoslov.ru/article/6028886

Арменопул 19 . С другой стороны, и напоение преждеосвященного Хлеба божественною Кровию, по мнению византийских церковных писателей, отнюдь не лишало св. чашу на литургии преждеосвященных Даров того значения, какое она имела при св. Хлебе, не соединенном со св. Кровию, т.е., и при данном условии содержимое потира признавалось истинною Кровию Господней, а не просто освященным вином. Блаженный Симеон Солунский , имеющий в виду преждеосвященную службу со св. Хлебом, напоенным св. Кровию, пишет об освящении в таком случае потира: «мы не творим (на преждеосвященной службе) вторично (обычной проскомидийной молитвы) при соединении (вина и воды). Почему же? Потому что Хлеб совершен, священнодействован, освящен, вознесен и соединен с божественною Кровию: в священную чашу без всякой молитвы вливается вино и вода, чтобы, по раздроблении божественного Хлеба и после того как в нее по обычному порядку вложена будет лежащая горе (на дискосе) частица, содержимое потира этим освятилось и чтобы, затем, иерей в обычном литургийном порядке причастился от Хлеба и от чаши сам и преподал имеющим потребу в причащении, – священнослужителям ли в алтаре по обычному для них чину, или мирянам – посредством лжицы. Так же мы творим причащение и в том случае, когда хотим причастить Таин кого-либо вне литургии, взимая для этого частицу от сохраняемого Хлеба и смешивая с вином, растворенным водой, или же часто пользуясь сухим одним лишь животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на литургии преждеосвященных Даров, как сказано, для того, чтобы соблюсти (обычный) порядок причащения, и так как бывает нужда причастить большее количество людей, совершается (вложение частицы св. Хлеба в потир). Итак, содержимое чаши освящается на преждеосвященной литургии не призыванием Св. Духа и не благогословением, но общением и соединением с животворящим Хлебом, истинным Телом Христовым и соединенным с Кровию» 20 . Блаженный Симеон, как видим, не называет содержимого чаши прямо св. Кровию, но освящение его чрез соединение со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Дары уже освящены. В настоящее время хлебоносец находится обыкновенно не на жертвеннике, а на престоле, а потому совершается предварительно перенесение Преждеосвященного Агнца с престола на жертвенник. При начале первого антифона, священник поставляет Евангелие на горнюю часть престола, раскрывает антиминс, поставляет на него дискос и полагает на него из хлебоносца Преждеосвященный Агнец. Во время второго антифона, священник с диаконом, держащим в руке свечу, кадит престол с Агнцем, лежащим на дискосе, обходя его трижды вокруг. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем на главу свою и, обходя справа престол, переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды, как указано выше, покровцами и кадит Св. Дары. Затем возвращается к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие. По окончании кафизмы и третьей малой ектении следует пение «Господи, воззвах» и стихир, которых на литургии Преждеосвященных Даров всегда бывает десять. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается вечерний вход с кадильницей. Но в тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие, как это бывает в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы, вход совершается с Евангелием. Если литургию Преждеосвященных Даров совершает сам архиерей, вход всегда совершается с Евангелием. По входе и обычном пении «Свете тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Во св. Четыредесятницу первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его, а вторая – из книги Притчей – о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они желают подлинно исправить свою греховную жизнь и угождать Богу. На время чтения паремий царские врата закрываются. По окончании первой паремии царские врата отверзаются и произносится чтецом и поется ликом второй прокимен, также из Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

По окончании пения «Верою и любовию...» совершаются три великих поклона с произнесением (по обычаю) священником вслух (из алтаря) молитвы св. Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего... Далее царские врата закрываются и закрывается одна половина завесы (другая половина завесы закрывается перед причащением священнослужителей). Это полузакрытие завесы по великом входе соответствует полному закрытию ее после Херувимской песни и затем открытию пред пением Символа веры при совершении полной литургии. Полузакрытие завесы совмещает в себе значение того и другого действия и указывает на особенность Преждеосвященной литургии, как литургии неполной (то есть без евхаристического канона). Приготовление молящихся к Причащению По великом входе и поставлении Святых Даров на престол верующие приготовляются к Святому Причащению. После великих поклонов диакон, «взем время» (Служебник), то есть взяв благословение у священника, исходит на амвон и произносит просительную ектению: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О предложéнных и Преждеосвящéнных Честных Дарéх Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник читает тайно молитву: Иже неизреченных и невидимых тáин, Боже, у Негоже суть сокровища премудрости и разума утаéна, Иже служение службы сея открывый нам и положивый нас, грешных, за многое Твое человеколюбие во еже приносити Тебе дáры же и жертвы о наших гресéх и о людских невéдениих! Сам невидимый Царю, творяй великая и неизслéдованная, славная же и изрядная, имже несть числа, призри на ны, недостойныя рабы Твоя, иже святому сему жертвеннику, áки херувимскому Твоему предстоящия Престолу, на немже Единородный Твой Сын и Бог наш предлежащими Страшными почивает Тáинствы, и, всякия нас и верныя люди Твоя свободив нечистоты, освяти всех нас души и телесá освящением неотъемлемым. Да чистою совестию, непосрáмленным лицéм, просвещенным сердцем Божественных сих причащающеся святынь и от них оживотворяеми, соединимся Самому Христу Твоему, истинному Богу нашему, рекшему: Ядый Плоть Мою и пияй Кровь Мою во Мне пребывает и Аз в нем. Яко да, всéльшуся в нас и ходящу Слову Твоему, Господи, будем храм Пресвятаго и покланяемаго Твоего Духа, избáвлени всякия диавольския козни, деянием, или словом, или мыслию действуемыя, и получив обетованная нам благая со всеми святыми Твоими, от века Тебе благоугодившими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

37 . Sventsitskaya I. (2006) «Sudby apostolov. Mify i realnost» [The fate of the apostle. Myths and reality]. Moscow, (in Russian). 38 . Ward G. (2012) Centurions: the Practice of Roman Officership. Diss. Chapel Hill. 39 . Weisman A. (1991) «Grechesko-russkiy slovar» [Greek-Russian Dictionary]. Moscow. (in Russian). 40 . White C. (2007) The Emergence of Christianity. Westport; London, 2007. 1 Уминский А., прот. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. М., 2015. С. 3. 2 Хохлова Д., Платонов Н., протодиак. Я просто хотел научиться петь//Православие и современность [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 04.12.18). Загл. с экрана. 3 Одной из главных обязанностей священнослужителя является совершение Евхаристии (т. е. это, если можно так выразиться, «профессиональный долг»). Потому он должен уметь дать каждому вопрошающему про любое действие на Литургии «ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). 8 См.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. В 3 т. Т. 2. Киев, 1901. С. 140. 9 См.: Матеос Х. Служение Слова в византийской литургии: исторический очерк. Омск, 2010. С. 122. 14 На Архиерейском чине Литургии Преждеосвященных Даров Евангелие выносится всегда, что косвенно может говорить о древней практике, но, по мнению автора, весьма маловероятно. Евхологий Барберини (один из самых авторитетных) вообще не описывает вход на Литургии Преждеосвященных, лишь вскользь упоминая просто его наличие. 15 На практике молитва входа читается «на ходу», поэтому после того, как все выстроились, диакон испрашивает благословения на вход, получает его и, дав священнику поцеловать Евангелие (поцеловав при этом его руку), встаёт перед царскими вратами, ожидая окончания третьего антифона. 16 На практике диакон творит Евангелием знак креста при возглашении, в практику, скорее всего, это действие перешло из архиерейского чиновника. 26 На практике священник благословляет молча, диакон целует ему руку и царскими вратами исходит на солею. Сам возглас иерей говорит после выхода диакона на солею, возглашения им слов «Господу помолимся» и ответа хора: «Господи, помилуй». Хуан Матеос указывает, что такая практика встречается у греков и мельхитов, поэтому, вероятно, в русскую литургическую практику эта вставка пришла именно оттуда. Подробнее см.: Матеос Х. Указ. соч. С. 144.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литургия преждеосвященная установлена исключительно для великого поста. Блаженный Симеон митрополит Фессалонитский предлагает об ней следующее рассуждение: Литургия преждеосвященная есть издревле и от времен Апостольских, как и самые молитвы это показывают и осенение народа возженною свещею. И подлинно, говорит он далее, преданию ее от Апостолов мы несомненно быти веруем: из начала бо уставися для самого поста, яко плакати, а не праздновати нам во днех плача подобает. Из сих слов премудрого испытателя древности ясно усматривается, как древнее начало Преждеосвященной Литургии, так и причина ее установлена. Началом своим она обязана самим Апостолам и их преемникам, причина же установления есть пост. Постные дни древние Христиане провождали, (как некоторые и ныне) обыкновенно в воздержании, умилении и слезах, совершение же Литургии обыкновенно сопровождалось для верующих торжественным ликовствованием и насыщением как духовных, так отчасти и телесных утешений, которые по окончании Евхаристии тотчас представляемы были братии под именем братолюбной вечери, чрез что естественно и пост был разрешаем. Поскольку же время святой четыредесятницы, яко время покаяния и умиления, не могло вместить такого торжества и ликовствования: то совершение Литургии в ней и было оставлено. С другой стороны, поскольку ревностное ко Христу усердие древних Христиан не могло допустить, чтобы долговременно лишаться причащения Тела и Крови Господа своего: то Богомудрые начальники церкви изобрели способ, чрез который верующие без нарушения поста могли быть общниками трапезы Господней. Они в воскресные дни приносили для священнодействия многие хлебы и вино, которые, освятив в тело и кровь Господню, и оными причастив себя и присутствовавших тогда, оставшееся от них сохраняли для следующих постных дней; в сии же дни по принесении Господу вечерних молитв, причащались сих преждеосвященных даров, т. е. тела и крови Христовой в совокупном их виде, и тем удовлетворяя благочестивому своему ко Христу усердию, не только не нарушали поста, но еще благоговейнейшим соделывали свой постный подвиг. Не торжественнее ли будет пост твой, говорит древний церковный писатель Тертуллиан , ежели станешь пред жертвенником Господним? Приявши тело Господне сохраненное обое цело пребывает, и приобщение жертвы и исполнение долга, т. е. поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Обсуждаемая нами статья «Еще раз к Литургии…» согласна с тем, что служба Преждеосвященных — не Жертва, и дает этому такое обоснование : «Но, по нашему мнению, в данном случае Жертва и не приносится – именно в условиях совершения данного богослужения происходит как бы умножение Того, Что уже есть от полной Литургии». Теория «умножения» нуждается в отдельном разборе, пока остается лишь выразить недоумение относительно того, как связаны части предложения. Ведь, как мы видели, Жертва, или заколение, возникает в результате преложения незакланного (вина) в закланное (Кровь) — и это никак не зависит от того, есть ли они уже где-то поблизости. Ведь и во время полной Литургии дарохранительнца содержит запасные Св. Дары, так что их появление на алтаре после призывания Св. Духа тоже можно описать как «умножение». Можно надеяться, что в последующих статьях — если они нас ожидают, — автор развернет свою аргументацию более подробно. Перейдем теперь к собственно литургическому контексту. Тут некоторый интерес для реконструкции мысли св. Симеона может представлять описываемая им практика причащения отшельников: «Вопрос. Мы знаем, что монахи в пустынях приобщаются одни. Следует ли делать это и как приобщаться? На каком-либо чистом месте распростерши священный плат, они должны поверх его положить святой покров, а на покров – лжицею часть всесвятого хлеба; потом после пения, каждения и троекратного поклонения приобщиться божественного хлеба не рукою, но устами. Затем из какого-либо сосуда вином с водою, или одною водою, омыть уста» . Здесь видна параллель с приобщением, которое дает мирянам священник и которое св. Симеон описывает так: «Поэтому и желая кого-нибудь приобщить Таин без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою». Должны ли мы предположить, что во втором случае преложение вина в Кровь происходит, а в первом нет? По какой бы причине мирянин мог приобщиться Крови, в то время как отшельнику в пустыне, даже при наличии сосуда с вином и водой, приходится обходиться лишь Хлебом? Из-за отсутствия священника? Но какова его роль, если он не читает молитвы, и если само освящение происходит за счет прикосновения?

http://bogoslov.ru/article/6028886

Как часто бывает, что мы осуждаем своих ближних. Образно, Господь сказал об этом в Евангелии: «Что ты видишь сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не замечаешь». Дай Бог, чтобы слова молитвы преподобного Ефрема Сирина, которые мы сегодня в последний раз слышали в этом году за последней литургией Преждеосвященных Даров, научили бы нас христианским добродетелям и преодолению грехов. Я рад был сегодня помолиться в этом намоленном древнем храме, совершить последнюю этим постом Литургию Преждеосвященных Даров. Никто из нас не может знать, судит ли нам Господь дожить до будущего года, присутствовать вновь на этих умилительных великопостных богослужениях, слушать слова трогательной и глубокой молитвы преподобного Ефрема Сирина. Но будем надеяться, что Господь по милости Своей продлит годы жизни каждого из нас и дарует возможность еще не раз молиться за Преждеосвященной Литургией, прося у Господа, чтобы «исправилась молитва наша, яко кадило пред Тобою». Слушая молитву преподобного Ефрема Сирина, будем вновь назидаться и утверждаться в добродетелях, уклоняясь от грехов. Тех, кто сегодня причастился Святых Христовых Тайн, я от всего сердца поздравляю с этим событием. Благодарю владыку Амвросия, отца наместника, отца благочинного, всех, кто сослужил Нам сегодня, за общее служение Литургии Преждеосвященных Даров, последней в этом году. Всех вас, дорогие братья и сестры, я благодарю за общую молитву. Дай Бог, чтобы в эти святые и великие дни, когда мы будем вспоминать Тайную вечерю Господа с учениками, установление великого Таинства Божественной Евхаристии, Крестные страдания и смерть за спасение мира Господа и Спасителя нашего, каждый смог бы пережить всем сердцем величие этих событий, совершенных почти два тысячелетия назад и ставших главнейшими во всей истории человечества. Желаю вам встретить светлый праздник Пасхи Христовой в радости о Воскресшем Господе и Спасителе. Седмица.Ru / Патриархия.Ru /Православие.Ru 4 апреля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/21618.html

Первые христиане, следуя примеру Апостолов, полагали, что «Божественная вечеря» не соединяется с одним каким-нибудь днем в году, как еврейская Пасха. Для совершения ее, собирались каждый день, или очень часто. Причащались ежедневно, прежде, или после обеда. Частое причащение не унижало высокого достоинства этого таинства. Не как простой хлеб и вино, но с величайшим благоговением принимали они св. Дары. Когда стало обычаем собираться на вечери лишь по праздникам, то и тогда еще считали необходимым причащаться всем. Люди наиболее набожные и усердные брали с собой часть освященных Даров и каждый день причащались дома, пред обедом. (Святые Дары брали также с собой и отправлявшиеся в путешествие. В пост, кроме субботы и воскресенья, запрещено было совершать «Божественную вечерю», как вечерю радости; но, чтобы не лишить желающих святого Причащения, позволялось причащаться Дарами, ранее освященными. Отсюда – начало Литургии «преждеосвященных Даров». Что касается времени совершения «вечери», то из самого названия видно, что она происходила вечером. Начинаясь с вечера, она продолжалась нередко до полночи и даже до утра. Больным и тем, которые по какой-либо важной причине не могли участвовать в собрании, диаконы относили освященные Дары на дом. Малолетние, получившие крещение, также допускались до участия в Причащении. Из самого слова «вечеря» можно также видеть, что важнейшее христианское священнодействие соединялось с ужином. Подражая вечери Христовой, христиане приносили с собой в собрание обыкновенный, вскисший хлеб, вино, масло. Эти «приношения» (по-гречески – «просфора»), или пожертвования принимали диаконы; имена приносивших они вносили в особый список и с молитвой провозглашали их во время освящения Даров. Даже от имени умерших нередко делались приношения и имена их провозглашались также, как и имена живых. Часть хлеба и вина из таких добровольных приношений, обыкновенно, отделялась и освящалась в тело и Кровь Христову, а прочие дары, над которыми тоже произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. «Благодарение» и молитвы над Дарами считались существенной частью священнодействия. Отсюда и самое таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название: «евхаристия», т. е. «благодарение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Поэтому прелагаются в честную кровь Христову не просто вино (кровь земли), но и вода. Конечно, вино как жидкость во всяком случае содержит в себе влагу. Но во «св. соединении» вода вступает и как особый евхаристический элемент и как таковой, очевидно, и прелагается (хотя это не выражено в особом евхаристическом возглашении, потому что при благословении чаши просто говорится: «чашу убо сию самую честную кровь Господа» и т. д.). Соответственно символике проскомидии евхаристическая кровь ставится в прямую параллель с голгофским излиянием «крови и воды» Христовых. Здесь, однако, мы имеем лишь аллегорическую символику. Гораздо значительнее и знаменательнее то, что, согласно чину православной литургии, к евхаристической крови после преложения Св. Даров, пред причащением, прибавляется горячая вода – «теплота». Как это возможно? Как следует понимать это смешение природного вещества с кровию Христовой? Толкование аллегорическое, выраженное в произносимых при этом словах, 38 еще не дает ответа на основной вопрос. Его можно находить только в том соображении, что вода, примешиваемая к евхаристической крови, уже освящена как природное вещество излиянием воды из ребра Спасителя. Она стала причастна Его воды, и силою этой причастности она допускается до смешения с честной кровию. И это же значение воды указуется и проскомидийным чином чрез смешение воды с вином в «святом соединении». Аналогичное соображение может быть высказано не только относительно воды, но и вина, насколько оно не есть непосредственно евхаристическое вещество. Не только вода в виде теплоты, но и вино примешивается к божественной Евхаристии, именно, на литургии преждеосвященных Даров, где агнец, напоенный кровию и, следовательно, содержащий в себе честную кровь, опускается в соединение воды с вином (причем это соединение само по себе не рассматривается как Евхаристия: если священник служит один, то он, причащаясь, не пьет из чаши, по указанию служебника, прежде потребления Св. Даров, так что содержимое в чаше приравнивается для него как бы «теплоте»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010