Аллилуиа. В древности, когда желающих причаститься за литургией Преждеосвященных Даров было много, пелся весь (33-й) псалом „Благословлю Господа“. Когда же число причастников уменьшилось, постановлено было петь один только стих из этого псалма с прибавлением слов; «хлеб небесный и чашу жизни» для большего применения этого псалма к причащению. В то время, как клир от лица народа прославляет Господа, священник благословляет народ и молится, чтобы Господь даровал спасение своему народу: «Спаси, Боже, молится он, люди Твоя, и благослови достояние Твое». Это молитвенное благословение изображает то благословение Иисуса Христа, которое он преподал ученикам своим при вознесении на небо. После этого благословения, священник, покадив святые Дары, возлагает дискос со звездицею на голову диакона, который и относит все это на жертвенник. Сам же, взяв святую чашу и обратившись к народу, говорит тихо: «Благословен Бог наш», а потом громко возглашает: Всегда, ныне и присно и во веки веков». Это в последний раз уже священник показывает святые Дары народу и затем уносит их на жертвенник. Это явление святых Даров народу изображает вознесение Спасителя на небо; а слова священника напоминают нам слова Самого Иисуса Христа, сказанные верующим при Своем вознесении: «вот, Я буду с вами во все дни до скончания века». Как святые Апостолы прославляли Господа при Его вознесении, так и мы, проникнутые благодарностию к Господу за все Его благодеяния к нам грешным, особенно же за причащение святых Таин, с радостию отвечаем на слова священника следующею священною песнию: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей: аллилуия, аллилуия, аллилуия. (Господи! да исполнятся уста наши славословием Тебя за то, что Ты удостоил нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и жизнь дающим тайнам; сохраняй нас во Твоей святыне, чтобы мы постоянно следовали правде Твоей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В правосл. традиции Л. помимо причащения используется при потреблении Св. Даров диаконом или священником в конце литургии с учетом того, что правосл. чин литургии после причащения мирян предписывает помещать в чашу абсолютно все частицы, включая поминальные; потребить (проглотить без остатка) Св. Дары без использования Л. невозможно, после этого Л. омывается водой. Л. также необходима, когда Св. Дары заготовляют впрок. Согласно Служебнику, при приготовлении преждеосвященного Агнца священник должен после его освящения изобразить на нем крест с помощью Л., омоченной в Св. Крови (Служебник. М., 2006. С. 227-228; на практике Агнец, как правило, вместо этого обильно напояют Св. Кровью, часто также с помощью Л.). В рус. практике совершения литургии Преждеосвященных Даров Л. вместе с копием используется и при поставлении преждеосвященного Агнца на дискос в начале службы - чтобы не касаться Его руками. Еще с помощью Л. напояют Св. Кровью частицы запасных Св. Даров, заготовляемые для причащения больных и умирающих. В правосл. традиции Л. считается неотъемлемой частью т. н. евхаристического набора - комплекта священных сосудов для совершения Евхаристии. В частности, прежде чем начать проскомидию , священник должен подготовить все эти сосуды и прочитать тропарь Великой пятницы       Согласно рус. традиции, во время чтения этого тропаря священник поочередно целует каждый из священных сосудов, так что на Л. приходятся заключительные слова:  ï                 Затем в ходе литургии Л. вместе с копием перекладывается на св. престол. При соборном совершении литургии в ходе торжественной процессии великого входа Л. и копие один из священников может перенести с жертвенника на св. престол, где они могут быть положены с 2 сторон креста, символизируя тем самым копье сотника Лонгина и губку с уксусом, к-рую воины поднесли к устам распятого Христа (Ин 19. 30, 34). Лит.: Leclercq H. Cuiller//DACL. 1914. T. 3. Col. 3172-3183; Braun J. Das christliche Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932. S. 265-279; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной литургии. М., 1951; Drower E. S. Water into Wine: A Study of Ritual Idiom in the Middle East. L., 1956; Hanssens J.-M. La cérémonial de la communion eucharistique dans les rites orientaux//Gregorianum. R., 1960. Vol. 41. P. 30-62; Taft R. F. A History of the Liturgy of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 2008. Vol. 6: The Communion, Thanksgiving and Concluding Rites. (OCA; 281).

http://pravenc.ru/text/2463633.html

По Великом входе задергивается завеса, но только наполовину. Это полузакрытие завесы соответствует закрытию и открытию ее на полной литургии, ибо там она вполне закрыта до »Верую«, а затем остается открытой до возгласа «Святая святым». Так как на литургии Преждеосвященных Даров не бывает самого освящения Даров, но за великим входом сразу следует приготовление верующих к причащению. Диакон произносит ту же самую просительную ектению, которая произносится и на полной литургии перед «Отче наш», но начинается она словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», на ней диакон молится «О предложенных и преждеосвященных честных дарех», и священник читает особую тайную молитву, в которой молится о достойном причащении Св. Таин, и заканчивает ектению обычным и для полной литургии возгласом: «И сподоби нас, Владыко…» в ответ на который лик поет молитву Господню: " Отче наш«. Далее следует все обычным порядком, как и на полной литургии. Только священник, прикровенным сущим даром, вложив руку, касается хлеба с благоговением и страхом Божиим, и возглашает: «Преждеосвященная Святая святым». Таким образом возношения Агнца не бывает, ибо оно было уже на полной литургии. При этом задергивается вторая половина завесы. Священник снимает воздух со Св. Даров и раздробляет Св. Агнец с теми же словами, как на полной литургии, влагает частицу ИС в потир, ничего не говоря, и диакон вливает теплоту, также ничего не говоря. Далее следует причащение священнослужителей со следующими особенностями: Так как тело Христово напоено кровию Христовою, то диакон, подходя для получения Св. Даров, говорит: «Преподаждь мне, владыко, честное и святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И священник, давая ему частицу, говорит: «Такомуто священнодиакону преподается честное и святое и пречистое Тело и Кровь…» Подобно сему говорит, когда и сам причащается. Если священник служит один без диакона, то он не пиет из чаши до потребления Св. Даров по окончании литургии. Ибо хотя вино и освящено вложением частиц Св. Таин, но оно не пресуществлено в Божественную кровь. Если же священник служит вместе с диаконом, то диакон из чаши не пиет, так как ему надлежит потреблять потом Св. Дары. Священник же пиет из св. чаши, ничего при этом не произнося.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И преклонив главу молится говоря: Верую, Господи, и исповедую: и: Вечери Твоея тайныя: и: Да не в суд, или во осуждение: все до конца. Причастившись Святых Таин священник губой отирает руку, говоря: Слава Тебе Боже: трижды , и поцеловав губу полагает её на место. Далее священник испивает из Чаши ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т.к. ему предстоит потреблять Святые Дары после Литургии ибо в Чаше не Кровь, а освященное вино, т.к. не было пресуществления. (Если священник служит один, то из Чаши также не причащается, т.к. после литургии ему надо потребить Святые Дары). В практику вошёл обычай делать три глотка, чтобы во рту не осталась святыня. Затем священник читает благодарственую молитву: Б лагодарим Тя Спаса всех Бога о всех ихже подал еси нам благих, и о причастии святаго Тела и Крове Христа Твоего, и молим Ти ся, Владыко человеколюбче: сохрани нас под кровом крилу Твоею, и даждь нам даже до последняго нашего издыхания, достойне причащатися святынь Твоих, в просвещение души и тела, в Царства Небеснаго наследие. Далее следует приготовление Святых Даров для мирян. Священник раздробляет части Агнца НИ и КА по числу причастников – мирян, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу. Диакон отверзает завесу и Царские врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдаёт диакону . Диакон в Царских вратах возглашает: Со страхом Божиим, и верою приступите. Лик: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. И совершается причащение мирян по обычаю. (По традиции за литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают, а только тех кто может потребить Святое Тело). После причащения мирян священник уносит Чашу в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ, говоря: Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое. Лик: Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдаёт кадило диакону и поставляет на главу его Дискос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дальнейший текст формуляра ЛИЗ в ю11 соответствует греческим константинопольским Евхологиям, но после молитвы на потребление Св. Даров, в самом конце сохранившегося текста (л. VI об.), выписана молитва на снятие священных облачений: Ги бе ншь оумилен си служб прими на рабъ твоихь. еже ти бехмъ дльжни сътворити сьтворихомъ а немоща наш. и а оумножени […] – т. е. дополнительная конечная молитва, известная по древнерусским Служебникам ( Ги бе нашь приими оумаленую сию нашю службу). Таким образом, болгарский Служебник ю11 восходит к той же традиции, что и базовая древнерусская редакция литургийных формуляров – в нем присутствует в точности та же дополнительная конечная молитва, что и в первоначальной русской редакции, и в нем несомненно содержались дополнительные причастные молитвы (какие – неизвестно, но, возможно, те же, что и в древнерусских Служебниках). В среднеболгарском Служебнике ГИМ. Хлуд. 117 ю4) из неконстантинопольских литургийных молитв в полных литургийных формулярах сохранились дополнительная конечная молитва Конъчавше би слоужб (здесь она контаминирована с обычной молитвой в скевофилакионе по чину ЛВВ и названа молитвой «за амьбономь» – л. 42) и дополнительные молитвы при Причащении Вр ги ко ти єси хъ снъ ба живааго и Бди мн ги (л. 22–22 об. и 41) 437 . Как и в Синайском Служебнике, в ю4 в анафоре ЛИЗ слова прложие дхомь стимь повторяются и над Хлебом, и над Чашей 438 (после благословения Даров в анафоре ЛИЗ, согласно ю4, произносится не строка из анафоры ЛВВ, а слова причстимес стом дхоу – л. 16–16 об.). Еще два неконстантинопольских элемента присутствуют здесь в чине литургии Преждеосвященных Даров – это формула Чаш спени приим… при принятии Крови Христовой (л. 52) и конечная молитва Хвалимь т хе бе ншъ на сем ъ мст стмъ на немъжее лежть стн стихъ таинъ и теб слав ваемь оц и сноу (л. 53 об.), озаглавленная на поле как «молитва 2-я» 439 и выписанная после молитвы на потребление Св. Даров (которая, в свою очередь, озаглавлена как молитва кръвению – аналогично дополнительным конечным молитвам древнерусских Служебников).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

И тогда диакон выходит перед паремией. А по паремии тотчас поётся «да исправится» и совершается прочее обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров При входе со Святыми Дарами мы должны поклоняться с особенным благоговением, потому что Божественные Дары освящены и в них истинно присутствует Сам Спаситель наш, ибо на дискосе возлежит Всесвятое Тело Его с Божественной Его Кровью. В конце же литургии читается заамвонная молитва как умилостивительная и отпустительная, как молитва прошения о том, чтобы мы увидели Воскресение и торжествовали его и здесь и там. А читается она за амвоном, среди храма, для того чтобы мы слышали её и словами её молились за весь народ, как пред лицом Божиим. Когда таким образом литургия окончена, бывает всенощное бдение. Вот посмотри и чин его. 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы На первой седмице, после заамвонной молитвы иерей (или архиерей, если он присутствует) благословляет певца, и певец тотчас поёт: «Живый в помощи» ( Пс. 90 ), а иерей, произнося молитву, относит в сосудохранилище священные сосуды, потом на «слава, и ныне» творит великую ектению и совершает возглас: «яко подобает Тебе». Певец поёт первый антифон ко Господу «внегда скорбети ми» ( Пс. 119:1 ), с припевом «яко благоутробный Господи», и вместе с тем стихи поются обоими ликами. Иерей говорит молитву первого антифона иже во время дня. После «слава, и ныне» и прибавочного стиха иерей опять творит малую ектению и возглас: «Яко святися и прославися». Левый лик поёт второй антифон к «Тебе, Господи, воздвигох душу мою», с припевом «милосердия двери». Во время же пения вместе с этим стихом, иерей читает молитву второго антифона «Тебе, вечный» и «невечерний Свете», и присоединяет другие две молитвы: «Иже неусыпное и непрестанное славословие» и «Владыко Вседержителю непостижиме». Эти дивные молитвы принадлежат, по преимуществу, панихиде. Потом, после «слава, и ныне» и прибавочного стиха, иерей совершает малую ектению и возглас «яко благ», и поётся третий антифон «возвеселихся о рекших мне», с припевом «помилуй нас, Господи, помилуй нас». Тогда иерей, взяв зажженную свечу и кадило, кадит сперва алтарь, а потом, по древнему обычаю, народ вне храма. Если же есть диакон, то он держит свечу и предшествует иерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; — это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые “частные” мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии — всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения — Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Преждеосвященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т.к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той “светлой печали”, о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского – служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других служб седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам – великопостные часы, изобразительны и вечерня. – Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия? – Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия – это торжество, это радость, а в дни Великого поста, тем паче дни седмичные, – это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия – это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение – это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе). – Расскажите, пожалуйста, о тех особенностях великопостного богослужения, которые сразу обращают на себя наше внимание. – Самым существенным признаком великопостного богослужения является пение на утрене «Аллилуиа» вместо «Бог Господь и явися нам…»; в Уставе даже сами эти службы называются «службами с аллилуиа». Однако на практике самой заметной особенностью можно назвать совершение многочисленных поклонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС – опускается в потир, другая – ХС – разделяется для приобщения священнослужителей. По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением. Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями. Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.). Периодически – один раз в 3 дня или в неделю – священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин. Примечание. В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Здесь же, на литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак находящееся на преждеосвященной литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим хлебом, который, поистине, есть тело Христово в соединении с кровию. Вопрос . На Литургии Преждеосвященных Даров следует приносить часть ли божественного хлеба, или целый?   Хлеб должен быть не частию, но полным хлебом, чтобы, после растворения по обычаю и преломления, мог быть преподан. Он остается от литургии совершенной и, когда нужно, вливается в чашу теплота, не для восполнения чего либо, – не для этого она вливается и на совершенной литургии, – но для того, чтобы мы, вкушая от страшной чаши, согретой, помышляли, что, по умерщвлении Христа, Его животворящее тело, как и божественная душа, были неотдельны и неразлучны с Божеством и исполнены действий Духа. Эта теплота именно и образует, что ни животворящий Дух не отступал от животворящего тела Христа, ни Его Божество не отделялось. Таким образом вода изображает Духа, называемого иногда водою, а теплота, заключающаяся в ней, – огнь Божества: потому что сказано: «Бог наш огнь поядаяй» ( Евр.12:29 ). Потому-то и присовокупляется: «теплота Духа Святаго, аминь». Итак божественные дары, будучи совершенными, не получают большей благодати, но предлагаются только для нас, чтобы мы ими и молитвами могли освятиться. Вопрос . Отчего литургия Преждеосвященных Даров не совершается и в другие дни года?   Не следует совершать литургию Преждеосвященных Даров не в установленные, а в другие дни: потому что этого не предано. А делающий вопреки тому, что предано, подвергается ответственности по правилам. «Держите, – говорит Павел, – предания», – которые я вам предал, – или словом, или посланием» ( 2Сол. 2, 15 ). Тоже должно наблюдать и относительно всего, преданного нам издревле. Вопрос . Кто предал божественный и святый монашеский образ жизни, почему он называется ангельским и для чего предан?   Об ангельском и божественном монашеском образе жизни первый написал божественный Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010