Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила Причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь. Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием». Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров. По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. (Не спешите возражать – дайте договорить.) Собственно сложность вечернего служения только одна – долгий евхаристический пост. Все остальное – технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться?      Непривычно длинный евхаристический пост – единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Ст о ит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании П ричащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется.

http://pravoslavie.ru/46030.html

Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества. Обновленчество – это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции – это противоположное движение: от расслабленности – к собранности, от потворства себе – к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение. У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан. А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества. Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это – всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину. Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало , а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет. Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю.

http://pravoslavie.ru/46030.html

Диакон: Вонмем. Прокимен, глас … ( и возглашает второй прокимен ) Диакон: Повелите. Иерей: Премудрость, прости ( возглашает, держа обеими руками свечу и кадило и начертывая ими крест, взирая на восток ). Свет Христов просвещает всех ( возглашает, обратившись на запад, к народу ). Притчей чтение. Чтец читает вторую паремию. Следует второй отрывок из Ветхого Завета. После этого полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою». Эти стихи составляют покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Диакон: Вонмем. Иерей: Мир ти. И духови твоему. Диакон: Премудрость. Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя. Во время пения «Да исправится…» все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. Да исправится молитва моя: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя,/вонми гласу моления моего,/внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия,/непщевати вины о гресех. Да исправится молитва моя: Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею,/жертва вечерняя. Иерей: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми (поклон) . Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему (поклон) . Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь (поклон) . По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, — молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями. В дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаях, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия. Затем следует ектения:

http://azbyka.ru/bozhestvennaja-liturgij...

Юлия 5 марта 2014, 23:19 Батюшка, спасибо за статью! У меня вопрос : а на Литургии Преждеосвященных Даров можно причащаться здоровому постящемуся? Нина 5 марта 2014, 19:33 Спасибо. Согласна с Ириной! Просим материал о воцерковлении, с книгами и указанием на примерную золотую середину. А еще, было бы многим полезно, наверное, статью о том, как поступать жене дома с невоцерковленным мужем, чтобы не раздражать. Где возможно уступить, а где крайне не желательно. Как быть маме с маленьким (ми) детьми, какие тут возможны уступки и золотая середина. Вообще мирянам трудно, правда. Не знаешь, где она, эта золотая середина... Спасибо за статью. Спаси, Господи! алексей 5 марта 2014, 18:16 автор написал все хорошо,правильно и складно.но по большому счету это можно увидеть в " музее " .я не представляю,если человек работает физически,к примеру у станка,как он будет соблюдать евхаристический,да и аскетический пост? а разного рода психологические нагрузки в быту,на работе? я просто к тому что,что то должно обязательно пострадать,или форма или смысл Дмитрий 5 марта 2014, 14:46 Цитата: Дальше, даже если съесть по полкило вареной картошки, квашеной капусты, соленых или маринованных огурцов и вареных грибов – получится на 4 кг еды всего 725 калорий – энергии в полтора раза меньше монашеской нормы. полкило картошки полкило капусты полкило огурцов полкило грибов - получится 2 кг еды. И, батюшка, съешьте пакетик чипсов, калорийность в них большая, гляньте на упаковке. наталья 5 марта 2014, 13:06 Очень понравились статьи, как о бдениях, так и телесном посте. Особенно заинтересовала информация об уставном порядке совершения Божественной литургии преждеосвященных Даров. И, конечно, возник вопрос: Почему они повсеместно не совершаются установленным порядком? На этот вопрос имеется ответ или нет? Ведь многие, к каким отношу и себя, даже не предполагают о возможности совершения Литургии в дневные и вечерние часы. Уставной порядок совершения Литургий в сочельники-тоже поразил. Видимо, не доросли мы духовно восстановления Уставного порядка Божественных литургий преждеосвященных Даров.

http://pravoslavie.ru/68934.html

Почему не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилуиа»? Возглас «аллилуиа» можно перевести как хваление Господу, «слава Богу». Служба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественную литургию. Великим же Постом Литургия по будням не совершается (о Литургии Преждеосвященных Даров разговор особый). А раз не совершается Божественная литургия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтому пение «Бог Господь» на утрени было бы не вполне уместно. Поется иное славословие, более общего характера. Соответственно стихи аллилуария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже...» (На полиелейной утрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй службы. Божественная литургия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литургии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая служба целостна и было бы нелогично петь на утрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей. То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» – псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение – таких службы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литургии нет: 40 мучеников и Обретение главы, и то не всегда.) 3 . Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По существу это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по будним дням Октоих не поется. Это так и не так. Действительно, для совершения Богослужения книга, именуемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется – некоторые его тексты все равно используются за Богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании кафизмы и после ектении и возгласа священника: «Яко Ты еси Бог наш», певцы поют: «Господи, воззвах». Когда же поется последний стих (Чиновн., литург. преждеосв. Даров), т. е. стихира на «Слава и ныне» (Чиновн., литург. Златоустаго), тогда открываются Царские двери (Чиновн., Тип., гл. 23), и бывает Вход с кадильницей, без Евангелия. Если же на литургии преждеосвященных Даров будет читаться Евангелие, то Вход бывает с Евангелием (Тип., послед. среды 1-й седм. Вел. поста; Служебн.) 750 . По Входе бывает чтение двух паремий: одна из книги Бытия – о грехопадении и о последствиях его; другая из книги Притчей – о божественной мудрости, которую должны искать. Пред чтением паремий чтец становится среди (храма) церкви, пред амвоном, и творит поклон, держа книгу согбенну (закрытою) (Чиновн., литург. преждеосв. Даров). Диакон или протодиакон среди дверей (Царских), зря к чтецу и держа орарий и к нему показуя (Чин., там же), говорит: «Вонмем». Священник 751 говорит: «Мир всем». Чтец ответствует: «И духови твоему». диакон 752 «Премудрость». Чтец говорит «Прокимен» (Служебн., Тип., послед. среды, понед. 1-й седм. Вел. поста), псалом Давидов. И сказывает прокимен прилучившого дне, на глас (Чиновн., лит. преждеосв. Даров). Потом протодиакон или диакон говорит: «Премудрость». Чтец же говорит надписание Бытия (Чиновн., лит. преждеосв. Даров), т. е. Бытия чтение (Триодь Постная). Диакон 753 говорит: «Вонмем». При этом Царские врата закрываются (Чиновн. лит. преждеосв. Даров). После чтения книги Бытия Царские двери отворяются (Чиновн., лит. преждеосв. Даров), и произносится чтецом и поется певцами второй прокимен (смотри в особой книжке на 1-ю седмицу Вел. поста). После пения прокимна диакон, обращаясь к священнику (при архиерейском служении – протодиакон к архиерею) возглашает: «Повелите» (Служебн., Чинов, и Типикон) 754 . Священник, взяв обеими руками кадильницу и свещник со свечей, стоит пред св. трапезою, зря к востоку и, назнаменуя крест, говорит: «Премудрость прости» (Σοφα ο=ρθο), возбуждая молящихся к особенному вниманию и благоговению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

К сожалению, временные рамки заставляют меня завершить доклад, так что позвольте сделать некоторые выводы. «Все у вас да будет с любовью» ( 1Кор.16:14 ). Если Евхаристия есть таинство Христово, то она должна быть не чем иным, как таинством любви. Если Евхаристия есть таинство Церкви, то она также должна быть прежде всего актом причащения любви. Если евхаристия есть явление Царства Божия здесь и сейчас, то она должна быть переживанием Божественной Любви. И не так важно восстановить каждый элемент литургической традиции в его первоначальном виде, как сохранить понимание того, что если Евхаристия есть таинство любви, то она должна совершаться как таинство любви. Чин и любовь должны быть едины, но в случае выбора предпочтение следует отдать любви, поскольку «любовь из них больше» ( 1Кор.13:13 ). Введение В рамках современной православной практики совершения литургии Преждеосвященных Даров сосуществуют две различные традиции: «греческая», согласно которой вино с водой, находящиеся в Св. Чаше, прелагаются в Кровь Христову посредством прикосновения к Св. Крови, которой был пропитан Агнец; и «русская», согласно которой содержимое Чаши во время Преждеосвященной литургии не прелагается в Кровь Христову (хотя и освящается некоторым образом 638 ). Позднее происхождение русской практики хорошо изучено и описано 639 и поэтому не будет нами здесь затрагиваться. Однако мы рассмотрим актуальный для обеих традиций вопрос о том, становится ли содержимое Чаши за Преждеосвященной литургией Кровью Христовой (и если становится, то как), а также связанный с этим вопрос о том, как должны приготовляться и храниться Преждеосвященные Дары – под одним или двумя видами. Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, мы в первую очередь выясним, что нам известно о способах хранения Св. Даров в древней Церкви, а также рассмотрим прямые и косвенные свидетельства о Преждеосвященной. После этого я кратко представлю для сравнения подобные места из других литургий, материалы сравнительной литургики и в конце предложу свои выводы. Следует отметить, что регламент настоящего выступления не позволяет мне упомянуть все известные источники, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых – наиболее важных, на мой взгляд. Источники

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Что касается сакрального содержания двух чинов, то, по словам самого свт. Симеона (они находятся в начале ответа на вопрос, анализ которого и составляет содержание обсуждаемой статьи): «Преждеосвященные святейшие дары не получают ничего от присовокупляемых к ним молитв: потому что это — дары совершенные, на что указывают и читаемые на преждеосвященной литургии молитвы…» , тогда как на полной Литургии требуются специальные молитвословия : «И как не могут быть Телом и Кровью Христовыми хлеб и Чаша, если они не освящены молитвами иерея, так и миро, не освященное (τ μ ερουργηθν) молитвами божественных архиереев, не есть Великое Миро». Забегая вперед, заметим здесь употребление одного и того же выражения по отношению к пресуществляемой материи и материи, лишь получающей благодать освящения, — преложение Даров описывается тем же словом, что и благословение мира. По этим причинам мы считаем исходный аргумент автора статьи несостоятельным: он строится на неверном сопоставлении двух литургических практик. Завершая обсуждение этого места св. Симеона, хотелось бы подчеркнуть еще раз (что уже до нас делал протоирей Вадим Леонов ), что выражения κατ τν τξιν и κατ τ θος, скорее, свидетельствуют о тождественности практического, а не сакрального порядка двух литургий, и указывают на способ организации и подготовки к причастию клириков и мирян. Второй по счету аргумент в статье таков: «Очень важно, что святитель говорит не просто сухим, что можно было бы понять как указание на высохшую Кровь, которой ранее был напоен Агнец, но одним (μνο) сухим, т. е. таким, который не напитали Кровью на Литургии». Мы прокомментируем кратко: полагаем, что такое заключение ослабляется приведенными выше упоминаниями о пропитке Агнца Кровью, а выводы автора в этой части, с нашей точки зрения, не соответствуют заключению его статьи. Сухой Хлеб без Крови не может гармонично смотреться в теории «умножения», где подобное умножается подобным. Третий пункт рассматриваемой статьи посвящен защите тезиса «освящение=преложение» в рамках цитаты св. Симеона : «Итак, находящееся на Преждеосвященной Литургии в потире освящается (καθαγιζεται) не призыванием и запечатлением Святаго Духа (ο τ πικλσει τονυν το γου Πνεματος κα σφραγδι), но причастием и соединением (τ μετοχ κα νσει) с Животворящим Хлебом, который поистине есть тело Христово в соединении с кровию». Автор утверждает: «То, что под освящением св. Симеон понимает здесь преложение, ясно из того, что обычное преложение содержимого Чаши через эпиклезу (“призывание и запечатление Святаго Духа”) он также называет освящением. Ну а поскольку св. Симеон проводит совершенно ясную аналогию с полной Литургией, то и термин “освящается” применительно к Преждеосвященной также следует у него считать синонимом слова “прелагается”» .

http://bogoslov.ru/article/6028886

Преподавая Св. Дары диакону, священник говорит: «Имярек, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…» Себе же преподает Св. Дары со словами: «Честное и Пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, преподается мне, имярек, священнику…» После причащения Святых Тайн под двумя видами священник испивает из Чаши один глоток, ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т. к. ему предстоит потреблять Св. Дары после литургии. Затем священник читает благодарственную молитву: «Благодарим Тя, Спаса всех Бога..» Далее следует приготовление Святых Даров для причащения мipяh. Священник раздробляет части Агнца «NI» и «КА» по числу npuчacmhukob-мipяh, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу. Диакон отверзает завесу и Царские Врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в Царских Вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…» Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его устех моих». И бывает причащение мipяh по обычаю. (По традиции за Божественной литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают). Окончание литургии Преждеосвящениых Даров. После причащения мipяh священник уносит Чашу со Св. Дарами в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Певцы: «Хлеб небесный и Чашу жизни…» Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдает кадило диакону и поставляет на главу его Дискос. Диакон уносит Дискос на жертвенник. Священник же. изображая Св. Чашей знак Креста над Антиминсом, тихо говорит: «Благословен Бог наш». И обратившись к народу, возвышая Чашу со Святыми Дарами, произносит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Певцы поют: «Аминь. Да исполнятся уста наша…» Священник уносит Св. Чашу на Жертвенник по обычаю. Диакон исходит северной дверью и произносит ектению: «Прости, приимше…», «Заступи, спаси…», «Вечера сего совершенна…» Священник приходит к Престолу, закрывает Антиминс и, изображая Св. Евангелием знак Креста, возглашает: «Яко Ты еси освящение наше…» Певцы: «Аминь». Священник целует Престол и, со словами «С миром изыдем», исходит в храм, под амвон. Певцы: «О имени Господни». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Священник читает заамвонную молитву: «Владыко Вседержителю…» Диакон стоит, приклонив главу и держит орарь.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Во время пения сего отворяются царские двери, диакон кадит святую трапезу и жертвенник. Потом священник и диакон, стоя у престола, произносят трижды «Ныне силы небесныя», поклоняются трижды и отходят к жертвеннику. Священник кадит трижды, полагает на плечо диакона воздух, коим были покрыты Дары. Сам же берет правою рукою дискос и поставляет его на свою главу, а потир берет левою рукою и несет, держа при персях. Диакон предшествует с кадильницею. Идя же от жертвенника чрез северные двери в царские двери к престолу, они ничего не произносят, ибо все уже произносилось на той литургии, на которой освящались сии Святые Дары. Во время же перенесения божественных Таин все люди и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в тайнах сущему; понеже совершено преждеосвященны суть. По внесении Святых Даров в алтарь все встают, и певцы допевают песнь «Ныне силы небесныя», а именно поют: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». По поставлении Св. Даров на престол, священник снимает покровцы со Св. Даров, берет воздух с плеча диакона, надносит его на кадильницу и со благоуханием покрывает им Св. Дары. Так как на литургии Преждеосвященных Даров не бывает освящения Даров, то за великим входом по перенесении Св. Даров на престол следуют молитвословия к причащению верных. Диакон произносит ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», в которой говорит: 40 предложенных и преждеосвященных честных Дарех Господу помолимся; яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам божественную благодать и дар Святаго Духа». Священник по окончании ектении возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца и глаголати». Певцы поют «Отче наш». После возгласа священника и пения певцами «Аминь», священник говорит: «Мир всем». Затем совершаются молитвословия и священнодействия, подобные тем, которые бывают в этой части литургии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010