При этом он подчеркивает, что «содержимое чаши освящается на Преждеосвященной литургии не призыванием Святого Духа и не благословением, но общением и соединением с животворящим хлебом, истинным Телом Христовым, соединенным с Кровью». На вопрос – «Преждеосвященные Дары получают ли что от молитв?», отвечает: «Преждеосвященные святейшие Дары не получают ничего от присоединяемых к ним молитв, потому что это Дары совершенные, на что указывают и читаемые на Преждеосвященной литургии молитвы, в которых содержится моление и ходатайство о нас, и предлежащими страшными Таинами Тела и Крови Единородного Сына Бог Отец приклоняется к нам на милость, и которыми мы приготовляемся к достойному вступлению в общение со Христом… в священную чашу без всякой молитвы вливается вино и вода, чтобы по раздроблении Божественного хлеба и после того, как в нее по обычному порядку вложена будет лежащая горе частица, содержимое потира этим освятилось и чтобы затем иерей в обычном литургийном порядке причастился от хлеба и от чаши сам и преподал имеющим потребу в причащении священнослужителям в алтаре по обычному для них чину или мирянам – посредством лжицы. Так же мы творим причащение и в том случае, когда хотим причастить Святых Тайн кого-либо вне литургии, взимая для этого частицу от сохраняемого хлеба и смешивая с вином, растворенным водой, или же часто пользуясь сухим одним лишь животворящим хлебом, как соединенным с Кровью. Здесь, на литургии Преждеосвященных Даров, как сказано, для того, чтобы соблюсти (обычный) порядок причащения и так как бывает нужда причастить большее количество людей, совершается (вложение частицы святого хлеба в потир). Итак, содержимое чаши освящается на Преждеосвященной литургии не призыванием Святого Духа и не благословением, но общением и соединением с животворящим хлебом, истинным Телом Христовым и соединенным с Кровью» 134 . Есть основания полагать, что введенное в Антиохии Севиром общецерковное причащение преждеосвященным хлебом было принято Константинополем между 531–536 годами, потому что в эти годы церковно-политическая ситуация Константинополя как никогда благоприятствовала этому принятию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

И. Фундулис и П. Трембелас упоминают ещё один фактор, который, возможно, способствовал переносу прошений в момент литургии непосредственно после анафоры: влияние литургии Преждеосвященных Даров 835 . Эта литургия, в которой нет анафоры, имеет в этом месте как прошения «Исполним вечернюю молитву нашу...» и «О предложенных...», аналогичные начальным прошениям ектении после Великого входа, так и прошения части XXIX .2 A . Эти прошения в литургии Преждеосвященных соответствуют как ектении после Великого входа, так и ектении после анафоры. Это могло способствовать тому, что в И и в В прошения оказались как до, так и после св. анафоры. Проф. Р. Тафт в недавнем томе его «Истории литургии св. Иоанна Златоуста » («А History of the Liturgy of St. John Chrysostom», vol. V) предлагает иное объяснение помещению прошений в рассматриваемое место литургии. Отметив необычный характер молитвы главопреклонения в И , которая, как представляется, не относится к следующему за ней причастию 836 , он находит основания для вывода, что эта молитва появилась в И лишь в V b. 837 . Она должна была стать отпустительной молитвой для тех, которые не собирались причащаться и уходили в этот момент из храма 838 . С той же целью сюда могли быть добавлены и прошения, учитывая их «отпустительный» характер, о котором говорилось выше. Основываясь на солидном документальном материале, Тафт полагает, что они составляли отпустительную ектению для непричащающихся 839 . По его мнению, прошения были прибавлены рано, вероятно уже в V b. Это исключает влияние на прибавление прошений византийской литургии Преждеосвященных, которая появляется лишь в VII b. 840 . Ектения с этими прошениями была оставлена и после того, как непричащающиеся перестали в массовом порядке покидать храм перед св. причащением. Так или иначе, и Фундулис, и Тафт едины в том, что данные прошения после св. анафоры являются привнесённым элементом, не существовавшим изначально в этом месте Божественной литургии. Его существование противоречило бы самой логике древних литургий. После анафоры они «спешат» к св. причащению, то есть к самой цели преложения Даров, и не останавливаются для продолжительных молений, таких, как ектении 841 . Опущение данных прошений на греческих приходах с середины ХХ в. 842 походит на другие сокращения в литургии, проведённые в результате рационального или даже рационалистического понимания богослужения. О них мы говорили в § 5 и § 6 третьей главы. В данном случае такой подход был бы продиктован вопросом: зачем читать дважды одни и те же прошения? Однако здесь, как мы видели, опущение элемента богослужения диктуется не только земным разумом, но и, прежде всего, конкретными богослужебно-историческими причинами. В данном случае современная греческая практика, возможно, и не стремясь к этому, приблизила Божественную литургию к структуре и логике древних литургий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А уж грешим через слова -  это очень много и порой очень больно. - Батюшка, вопрос. Обладают ли той же благодатью Преждеосвященные дары? - Конечно, это же Тело и Кровь Господа нашего и  Спасителя Иисуса Христа. Они прежде освящены, но это истинное Тело, истинная Кровь Спасителя. Она не полноценная литургия, но Дары полноценные. Но и даже, как бы сказать,  литургия Преждеосвященных даров обставлена такими вдохновляющими молитвословиями ради святых Даров. Она только постом совершается, а почему? Потому что любовь Божья безгранична, но и человек, который живет жизнью во Христе, он не может долгое времени быть без святых Даров, без святого причастия, без утешения. Мы- то не понимаем, мы чем реже – тем лучше, нам готовиться надо, правила читать, поститься, молиться. Нам всё это в тяжесть, мы все делаем, как будто нас надо подгонять, как будто вагоны идти разгружать. Телевизор смотреть -  как хорошо! Куда  - то на грех пойти -  да с радостью! А вот к причастию тяжело. Люди, которые живут верой, живут божественной литургией, живут Господом -  для них страшно без Христа. - Это восполнение силы, восполнение благодати. - Литургия Преждеосвященных даров оформилась в VI веке окончательно, а так ведь она же существует с первых времен христианства. -Завтра память святителю Григорию Двоеслову, который, по преданию, автор этой литургии. - Там участие если брать,  он как бы окончательный текст составил, а так и Василий Великий вложил и другие святые отцы, а некоторые проводят параллельно. Действительно, литургия Преждеосвященных даров уже была от апостольских времен. - Так что не смущаемся братья и сестры. Батюшка, с какого возраста можно Преждеосвященными дарами причащать деток? Бывает, День ангела -  в пост, а ребенку семь лет. - Семь лет? Пожалуйста, причащайте. Вопрос в чём? Литургия Преждеосвященных даров  - нет Крови, потому что то, во что опускаем Тело Христово -  оно пропитано Кровью. И нам говорит «Служебник», что это вещество хоть и благословлено, но не пресуществлено, поэтому не может считаться Кровью, и самой Крови нету. Не присутствует она в таком объеме, чтобы покрестить детей, только через частицу. Если ребенок принимает частицу в семь лет -  пожалуйста, и если младше принимает частицу -  пожалуйста, мы причащаем. Самое главное, чтоб он принимал частицу. Если принимает -  то пожалуйста, если не принимает -  то лучше не грешить.

http://radonezh.ru/text/priblizhaetsya-r...

О произнесении молитвы Ефрема Сирина в связи с поклонами как по перенесении Даров, так и после «Да исправится» ни греческие евхологионы, ни славянские и доступные нам в переводе грузинские, как и «Чин Божественныя литургия Преждеосвященных», хранят молчание. О возношении Даров («Преждеосвященная Святая святым») в древнейших евхологионах (в Барбериновском 336 и родственных ему Синайских 958, 962 и Севастьянов-ском 374) ничего не говорится, но это не означает несуществования самого священнодействия возношения. Возношение хлеба и преломление хлеба – два действия Господа, о которых говорят евангелисты не только в связи с установлением Им таинства Евхаристии, но и в сообщениях о чудесном насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек ( Мф. 14, 19–21 ; Мк. 6, 41–44 ; Лк. 9, 16 ) и семью хлебами четырех тысяч человек ( Мф. 15, 36–38 ; Мк. 8, 6  9). Отсюда эти действия вошли в Евхаристию как завершающие евхаристические молитвы, что видно из V тайноводственного слова: «После сего иерей говорит: „Святая святым». Святая – предлежащие дары, приявшие на себя наитие Святого Духа, а святые – вы, сподобившиеся Духа Святого. Посему Святые приличествуют святым. Потом вы говорите: „Един Свят, един Господь Иисус Христос ». Ибо действительно Он один Свят, свят по естеству, а мы, хотя и святы, но не по естеству, а по причастию, подвигам и молитве» 251 . За этим следовало преломление освященного хлеба (factio). Поскольку возношение и преломление освященного хлеба являлось завершением освятительных молитв, возможно, что на литургии Преждеосвященных оно не совершалось и произносилось лишь «Преждеосвященная Святая святым» как призыв к приятию святого причастия. Этим можно объяснить то, что в ранних евхологионах молитва возношения «Вонми, Господи» отсутствует (хотя она уже существовала в литургии Василия Великого и упоминается в житии его, приписываемом св. Амфилохию Иконийскому 252 ) и возношение Даров не полагается. «Егда же имать вознести святый хлеб, не открывает святая, но еще покровеным сущим Божественным Даром, вносит священник руку свою со страхом многим, и прикасается Божественному хлебу со благоговением и страхом», – сказано по этому поводу в «Чине Божественныя литургии Преждеосвященных».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Отделение VIII.O приготовлении запасных даров и о причащении больных и умирающих Статья 1 Из Учительного Известия. О сосудах, в которых должны быть хранимы запасные дары. О времени и способа, приготовления этих даров. О том, как надо хранит заготовленные св. тайны в надлежащих сосудах. Как священник должен поступать в том случае, если бы во время приготовления запасных даров, таковые прижглись или от сырости заплесневели и т.п? Нужно ли приготовлять запасные дары в тех церквах, где литургия совершается ежедневно? Может ли священник содержат запасные дары у себя дома? § 151. Для хранения запасных даров должен быть в каждой церкви непременно особый кивот, иначе называемый гробницею или дарохранительницей, который всегда должен быть устрояем из золота или серебра, или на случай крайней нужды, из олова. Кивот этот всегда должен быть закрыт, с крестом наверху, и кроме престола никогда не должен быть поставляем на другом месте, так, чтобы никакая несвященная рука не могла касаться к нему под смертным грехом и под великой епитимьей, за исключением разве какой либо тяжкой и неотложной необходимости. j § 152. Божественные тайны для причащения больных и умирающих могут быть приготовляемы не только в Великий Четверток, но и в другие дни, в случае какой либо надобности, следующим образом: священник, намеревающийся заготовить запасные дары, должен на определенной литургии вместо одного агнца заготовить два, (как и в великий пост для преждеосвященной литургии (сравн. ниже, отд. IX, § 170), и затем освятить, таковые по обычаю. Когда же наступит определенное время пред причащением св. тайн священник должен аккуратно напоить св. кровью (посредством лжицы) агнец, предназначаемый для запасных даров, и до конца обедни сохранять его на определенном дискосе, или в дарохранительнице, как будет нужно или удобно. Затем самое сушение запасных даров производится так: священник раскрывает антиминс, ставит благоговейно посреди его св. агнец на дискосе и, покадив вокруг престола, совершает подобающий земной поклон пред св. дарами, и раздробляет их на небольшие части, какие обыкновенно назначаются для причащения верующих (Учит. Извест.). При этом раздробление это всего лучше производить непосредственно после обедни, так, чтобы еще не совсем была потреблена св. кровь из чаши. Ибо очень часто может быть так, что не все частицы от раздробленного агнца окажутся напоенными кровью. Тогда таковые надо снова напоить кровью, касаясь их сохранно концом лжицы, омоченной в св. крови, так, чтобы ни одной частицы не было не напоенной св. кровью (Дополнение к Учит. Известию).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

140 Для сей цели определяется и порядок действий в начале службы, ибо соглашение собственно Литургии Преждеосвященных с службою вечернею не всегда имело однообразный вид, как показывают древние списки. Evcholog. pag. 201. 141 В прежние времена и иным образом совершалось пренесение. В Ркп. Служ. XIV в. Преп. Никона (Серг. Лавры) оно описывается так: «и вшедшю дьякону в олтарь, умываються глаголя: умыю в неповиных, и взем кадильницю и темьян, приказует (т. е. обращается с нею к) иерею, и взем бльгословение от иерея и кадит тряпезу и святые дары по триждь глаголя: Господи помилуй. Возми владыко. И взем иерей блюдо со св. дарми и поставляет диакону на главе, иерей чанно и тако преносита поюща к себе псалом 50 до конца, и певцы поют: ныне силы небесныя», Писатель Камня опровергал нарекание униата Кассиана, «яко не кийждо мирянин знает, с вином неосвященным священника ити на переносе, убо в винопоклопение впасти может». В Требнике Петра Могилы , между «исправлениями в служении Преждесвященныя службы» замечается: «Подобает ти ведати о иерею, яко в Преждесвященных Литургиях, на великом воходе, егда с диаконом литургисаеши, не подобает диакону Божественныя Тайны Тела и Крове Господней на дискосе сущия к пренесению подавати, но сам и Божественныя Тайны, яко уже свершены, наглаве своей, и чашу с простым вином в шуици близ своих персей неси, да не простым людем вину к поклонению простому несвященному подаси вину: диакон же с кадильницею точию предыдый, часто святая, от тебе несомая, обратаяся да кадит». 142 В некоторых греческих списках пренесение Преждеосвященных описывается так: «Священник кадит святые Дары и лобзая покров, называемый воздух, говорит: и я пришел Милостиве, как сын блудный», принимает с благоговением святые Дары, и предшествуемый свещею, исходит, произнося: да помянет Господь всех нас». Ар. Ducæum. Nucameль Kaмhя на вопрос униата «почто, егда на персносе идет священник с агнцем и с чашею, не глаголет о них молитвы – яко да помянет Господь Бог краля государя нашего и весь синклит его и сан духовный в царствии Своем небесном»... и проч. – отвечает: «яко в прешлую неделю с тем агнцем идя к олтарю великому во время переноса, воспоминание краля государя, синклита, сана духовного и мирского совершил есть в литоргии совершенной, в нейже освящается жертва, убо не требе есть повторяти при томже агнцы, идеже жертва не бывает, единою реченная».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Smirn...

В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; – это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые «частные» мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии – всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения – Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Прежде-освященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т. к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той «светлой печали», о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Между тем архиерей благословляет диакона на потребление оставшейся в потире святыни, и читает следующую молитву: «Господи Боже наш, введый нас во всечестныя дни сия, и общники нас сотворив страшных Твоих таин, совокупи нас словесному Твоему стаду, и наследники покажи царствия Твоего, ныне и присно и во веки веков». И бывает отпуст, на котором поминается между прочими святыми и имя иже во святых отца нашего Григория Двоеслова . И, укрепивши душу свою причастием пречистых Тайн Христовых, – а тело свое сообразной с постом пищей, христиане, подвизающиеся добрым подвигом поста и покаяния, вновь вступают в борьбу с врагами своего спасения, вновь устремляются к подвигу, и – вступают и устремляются с новой ревностью, с новыми силами, с твердым упованием на Самого Господа Иисуса, пречистое Тело и животворящую Кровь которого они в себя приняли. Вот, братия мои, подробное изложение всего хода и состава Божественной литургии Преждеосвящениых Даров. Вы сами могли заметить из моих слабых поучений, или сами могли на себе испытать, присутствуя при совершении этой литургии, как прекрасно согласована она со временем нашего поста и покаяния; как сильно и могущественно возбуждает и поддерживает она в кающихся христианах дух смирения и сокрушения во грехах, дух молитвы и умиления, дух упования на боголепное ходатайствование за нас у престола Божия нашего вечного Ходатая и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа; – дух бодрости и крепости в борьбе со врагами нашего спасения, дух самоосуждения и уничижения при подвиге внутреннего самоиспытания нашего пред Господом! Все, что только может благотворно подействовать на нашу душу во время нашего покаяния и говения, все, что может размягчить, умилить, укрепить, окрылить ее среди трудных подвигов воздержания, среди борьбы с врагами спасения, – все это как бы сосредоточено воедино в божественной литургии Преждеосвященных Даров. Слезы умиления и сокрушения невольно льются из очей при потрясающих душу песнопениях её; колена невольно преклоняются при дружной, единодушной молитве всех присутствующих во храме; трепет невольно проникает в душу при сознании, что с нами, обремененными тяжелой ношей грехов, невидимо служат Силы небесные, – что входит в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем. ... Ибо вот Пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, будут предложены на этой тайной трапезе, невидимо переносимые множеством небесных воинств. Даруй нам неосужденно причаститься им, да просветится ими мысленное око наше, и мы станем сыновьями света и дня. Вместо обычной Херувимской песни хор споет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву св. Ефрема Сирина. После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины. Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим: ... освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему... рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем... да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни... и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими... ... освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим..., сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем... да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней... и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими...

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

Есть ли здесь в чем-либо противоречие «Учительного Известия» самому себе? Чтобы найти в наставлении «Учительного Известия» противоречие самому себе, автору статьи Церковно-Общественного Вестника угодно было вставить измышленные им самим слова: «разумеется, прибавив вина». Слов этих, как всякий легко может видеть, в подлинном тексте нет, да и не могло быть, ибо, при вложении запасных св. даров в чашу, в которой есть ещё достаточно Божественной крови, какая надобность приливать туда простое, неосвященное вино? И после этого автор статьи с изумлением ещё спрашивает, «что же это за церковное правило?» Не большее ли изумление должен возбудить в умах здравомыслящих и благомыслящих людей самый этот вопрос почтенного автора. «При том известно, продолжает рассуждать автор статьи о правиле «Учительного Известия», – что в чашу приливается вода в теплоте, – почему не может быть прилито вино?» Потому, отвечаю я, что приливать к освященным тайнам простое, неосвященное вино нет ни надобности, ни цели, тогда как прилитие в потир воды – на проскомидии холодной, а по освящении Даров, пред причащением, непременно теплой, имеет свой особый смысл и свое значение, ибо в богослужении православной Церкви и при совершении таинств ничего не делается без мысли и без цели. На проскомидии священник, наполняя чашу вином, соединенным с водою, этим показывает, что, по прободении на кресте Христа, из Божественнаго ребра Его абие изыде кровь и вода. По освящении св. даров и пред причащением установлено Церковью вливать в чашу теплую воду, как образ св. Духа, или, в знамение того, что кровь, которая истекает из жертвы, недавно закланной, бывает теплою, дымящеюся и даже жизнью еще дышащею (см. Нов. Скриж. ч. 2, § 37 стр. 98, и §§ 73 и 74, стр. 170 и след. Спб. 1858 г.). Какой же, спрашивается, смысл и какое значение может иметь неосвященное вино, вливаемое в освященные тайны? «На литургии преждеосвященных и больным преподаются св. дары в вине тоже неосвященном, почему здесь нет смертного греха?» Потому, что, по наставлению Новой Скрижали, в преждеосвященных дарах вино и вода, вливаемые в соединение, имеют другое значение, нежели какое они имели на проскомидии полной литургии (там же § 18 стр. 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010