Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.    По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.    Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.    Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).    Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.     Примечание.    В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

б) ектении об усопших; в) поминовения на Великом Входе членов царской фамилии, Святейшего Синода и местного архиерея, а только содержится возглашение «всех нас да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и проч., произносимое священником и диаконом. Впрочем, в замечаниях не настаивается на непременном исправлении перечисленных и других разночтений; 5) чина Литургии, заключающего в себе наставления или правила, коими определяются сущность, образ и порядок того, что и как должны исполнять священнослужители при совершении Литургии. Признавая содержащиеся в этом чине правила славянского Служебника почти тождественными с греческим, замечания находят, что «они изложены не совсем удовлетворительно в тех и других Служебниках, и потому требует некоторого исправления и дополнения». Предполагаемые в замечаниях исправления и дополнения в некоторых случаях вводят новые правила, а с ними и новые действия в церковнослужебную практику. Засим в замечаниях предлагается исправление некоторых мест в Благодарственных молитвах по св. Причащении и в заключении отдается преимущество изданиям Служебника Киевской типографии со стороны пунктуации и орфографии, причем в киевских изданиях содержатся весьма уместные статьи, которых нет в других изданиях, как например, Устав священнослужения, Правило ко причащению и пр. 7. Замечания на Литургию Преждеосвященных Даров в общем виде содержат рассуждения о том, как и в каком виде следует исправить и изменить ныне печатаемые в Служебниках отделы названной Литургии. По настоящим Служебникам Литургия Преждеосвященных Даров состоит: а) из Чина Божественныя Литургии Преждеосвященных Даров, б) изъявления о некоторых исправлениях в служении Преждеосвященныя Литургии и в) Божественной службы Преждеосвященным. Эти части, по отзыву замечаний, имеют то главное неудобство, что при пользовании ими необходимо иногда об одном и том же священнослужении справляться в трех различных местах. Посему в устранении подобного неудобства в замечаниях предлагается вместо трех названных частей сделать две: дать Чин и собственно Литургию, так что содержание нынешнего «изъявления» распределить частью в Чин, частью – в Литургию. Начертывая полную программу желательного исправления, замечания вводят в Чин и Литургию такие правила и обычаи, которых в настоящее время не содержится в них. Содержание замечаний на Литургию Преждеосвященных Даров вообще касается того, какие действия и в каком порядке должны исполнять священнослужители при совершении этой Литургии. И только в заамвонной молитве, согласно греческому δη σγισας – переведенному «содела» – предполагается «соделав»; νεκετς – и переведенному «победителем же» – заменить «победителями же».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

архим. Евгений Благочестивые читатели! Предлагая Вашему благосклонному вниманию эту небольшую книжку, я спешу сказать о тех побуждениях и цели, которые руководили мною при ее написании. Содержание книжки составляют мои домашние беседы в кругу знакомых и близких людей, своим предметом часто имевшие Божественные службы. В своих беседах я старался по мере возможности удовлетворить христианскую любознательность своих собеседников. Из всех церковных служб особенно интересовались они службами великопостными и важнейшею из них – Преждеосвященной Литургией. Искренние желания слушателей всегда иметь у себя и читать то, что я говорил о Преждеосвященной литургии, и побудили меня записать те свои устные объяснения, какие предлагались мною в домашних беседах. Сколько мог, я постарался здесь коротко выяснить: что это за литургия, для чего она служится, давно ли известна, каким именно образом совершается и, наконец, что изображает собою или что означает в ней каждое священное действие? Арх. Евгений.     Объяснение литургии Преждеосвященных Даров Литургия – слово не русское: оно значит – общее дело, общая молитва . Эта служба называется общей молитвой, потому что к ней собирается больше народа, чем к другим службам. Литургия у нас обыкновенно называется обедней. Она так называется, во-первых, потому что на ней Сам Спаситель наш Иисус Христос предлагает православным христианам свою трапезу, или духовный обед. А обед этот есть Его Пречистое Тело и пречистая Кровь. Или же литургия называется обедней еще потому, что в прежние времена сряду после литургии и обедали в трапезе. А трапезой называлась особая комната при церкви, в которую христиане приносили пищу из своих домов. Причастившись Тела и Крови Христовой, все христиане, которые находились в церкви, вместе благодарили Господа за то, что Он сподобил их причаститься Св. Таин, и тотчас же садились обедать. Этот обед назывался тогда «вечерею любви». Впоследствии, когда число христиан увеличилось, эта «вечеря любви» была уничтожена; но память о ней все-таки осталась и сохраняется до настоящего времени в самом слове «обедня».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отвергнув пресуществление 59 , реформаторы по необходимости отвергли вместе с ним и понимание Евхаристии как Жертвы, поскольку, как известно, на Кресте Иисус Христос принёс в Жертву не хлеб и вино, но Свои истинные Тело и Кровь. В Формуле согласия на этот счёт сказано следующее: «Мы отвергаем и осуждаем все другие папские злоупотребления этим Таинством – такие, как мерзость Жертвоприношения мессы за живых и мёртвых» 60 . В данном случае подразумевается не действительные злоупотребления, некогда связанные с мессой в римском католицизме (одновременное служение «тайных» месс в одном костёле или служение одним пастором нескольких месс, ради большего количества евхаристических поминовений и т.п.), но отвергается само представление о Евхаристии как о Жертве за живых и умерших. При таком положении вещей одновременно отвергается не только католическое, но и соответствующее православное учение. Папская месса характеризуется в символических книгах лютеран как «великая и ужасная мерзость» и «идолопоклонство» 61 . Поскольку латинскую мессу Лютер рассматривал в качестве доброго дела, то, отвергая возможность для падшего человека добрых дел в религиозной сфере, он объявил учение о жертвенном характере Евхаристии противоречащим новозаветному учению о Сыне Божьем как о нашем единственном Посреднике пред Богом и как о нашем Искупителе 62 . Допустив умаление действия в Таинстве благодати Духа Святого по молитве Церкви, через отрицание всё того же преложения, Лютер получил теоретическую возможность приурочить момент освящения не ко времени молитвы Церкви о снисхождении на евхаристические элементы Божественной благодати, а к любому другому моменту своей мессы. Он воспользовался этим для возвышения значения личной веры и провозгласил ни на чём не основанное учение о соединении Человеческой природы Спасителя с хлебом и вином в момент самого вкушения. В результате этого, в лютеранстве прекратила существование берущая своё начало с первого века христианской эры практика хранения Преждеосвященных Даров. Соответственно, были утрачены практика причащения больных и древнейший обычай совершения в определённые дни Литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

и 9 мрт. совершается литургия преждеосвященных Даров, то на отпусте поминается сначала празднуемый святой, а затем наставший; если же в указанные дни отправляются только часы с вечернею, а литургии преждеосвященных Даров по какому-либо случаю не бывает, то на отпусте вечерни поминается наставший святой, так как праздник в этом случае отдаётся на часах (см. в Уст. последов. указанных дней). – «Во страстную седмицу свой отпуст глаголется» (Служеб.), именно: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог» и т.д. 286 Молитвословия, предваряющие отпуст, – те же, что и на полной литургии (см. 885 стр.): в Чиновнике, после молитвы – «Господи Боже наш», указано: «и прочее по чину, яко писася в литургии Златоустого», за исключением отпуста (см. о нём ниже). 287 Сокращения: 1-й д. – первый диакон (или протодиакон), 2-й д. – второй диакон, и т.д.; там, где стоит только 1-й, – подразумевается первый архимандрит или игумен, или протопресвитер, словом – первый по старшинству из священников, а где стоит 2-й, – подразумевается второй по старшинству священник и т.д. – В примечаниях к этой таблице. 1-й д. будет именоваться протодиакон, 2-й д. – первым диаконом и т.д. 288 Иногда самое шествие Архиерея из дома, где он находится, в храм совершается особым торжественным образом. В Чиновнике об этом так говорится: «Егда бывает праздник, приспевшу времени Божественные литургии, и еже ити Архиерею ко св. храму: приходит ко Архиерею примикирий с лампадою; Архиерею еще в дому сущу со архимандриты, священники, диаконы, клирики, и сановными. Примикирий же став пред Архиереем с лампадою возженною, сотворяет поклон Архиерею. Архиерей же востает от места своего, и идет ко храму: и предходят ему сановнии, таже диакони и священницы. Клирицы же идуще поют стих праздника. Таже примикирий идет пред Архиереем, нося лампаду велику возжену, мало по стране десней Архиерея. Архидиакон же или протодиакон близ Архиерея позади со страны. Таже последуют Архиерею архимандрити, игумени, священномонаси, два два (по два).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

При влиянии вина с водой в чашу, покрытии дискоса и потира и каждении произносятся слова, какие всегда произносятся на проскомидии при этом действии. Во время освящения св. Даров священник, по призывании Святого Духа, без всякой перемены произносит слова: «Сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего», а не говорит во множественном числе («хлебы сия»), «яко един есть Христос», как в том, так и в другом хлебе. Когда священник делает возношение Даров, при словах: «Святая святым», то возносит и Агнцы, назначенные для Преждеосвященных литургий. Когда потом священник раздробит первый св. хлеб, вложит частицу его в потир и вольёт в него теплоту, тогда он полагает на левую руку (на губу) св. хлеб, приготовленный для Преждеосвященной литургии, а правой рукой берёт лжицу и, омочив её в пречистой Крови, «прикасается ею св. хлебу крестообразно, во страну, на нейже начертася крест, под мягкостию» (Служеб.). Это указание Служебника не оставляет сомнения в том, что св. Агнец напояется именно чрез прикосновение лжицей к крестообразному надрезу на мягкой стороне, причем пречистая Кровь, распространяясь по надрезу, напояет весь св. Агнец. После этого св. Агнец полагается в хлебоносец, т.е., дарохранительницу, в которой и хранится до литургии преждеосвященных Даров. «Таже емлет и другие (если одновременно приготовляется несколько Агнцев), и творит такожде на единем коемждо, и спрятовает их всех в хлебоносец» (Служебн.). Если дарохранительница золотая или серебряная, позолоченная внутри, то святыня полагается без подложенной бумаги, если же она серебряная, непозолоченная, или оловянная, то внизу её постилается чистая бумага, на которую и полагаются Божественные Тайны. Если бывает заготовлено сразу несколько Агнцев для литургии преждеосвященных Даров (напр., для 5-й седм. Вел. поста или Страст. седм.), но дарохранительница, по своему объёму, не может вместить такое количество Агнцев, то можно брать свободный от служения потир и, вложив в оный св. Агнец, покрыть малым покровцем, причем для безопасности ещё покрыть потир дискосом или блюдцем и хранить до следующей литургии, по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Для священнодействия соединения Св. Даров в древнерусских Служебниках, как заметил А. С. Слуцкий 357 , приводится не одна, а две формулы – неконстантинопольская 358 Смшень стго тла и чтны крове га нашего іса ха и константинопольская 359 Исполнень стаго дха всегда и нын и при (текст обеих формул приведен здесь по 8. Л. 46). В рукописях они выписываются почти столь же часто, как и формула Понаста… – среди 20-ти дофилофеевских древнерусских Служебников, содержащих последнюю, 15 360 рукописей содержат и формулу Смшень…, 19 361 рукописей – формулу Исполнень… Еще в 2-х Служебниках 362 константинопольская формула Исполнень… приводится без неконстантинопольских формул Познаста… и Смшень… – на основании этого можно предположить, что неконстантинопольские формулы были сознательно опущены писцами этих рукописей (или писцами их протографов) в целях согласования древнерусского формуляра с константинопольскими греческими аналогами 363 . Таким образом, в большинстве случаев обе формулы, сначала неконстантинопольская и затем константинопольская (в двух рукописях – 5 и 6 – формулы даны в обратном порядке), приводятся одновременно. Альтернативных им формул древнерусские Служебники не содержат, поэтому можно сделать вывод о том, что базовая древнерусская редакция литургийных формуляров содержала и формулы Понаста… (неясного происхождения) и Смшень… (палестинского происхождения), и константинопольскую формулу Исполнень… Немаловажно, что формулы Смшень… и Исполнень…, как указал А. С. Слуцкий 364 , в древнерусских рукописях могут выписываться не только в формулярах полных литургий, но и в формуляре литургии Преждеосвященных Даров 365 – из-за того, что в древней практике священнодействия полной и Преждеосвященной литургии при соединении Тела и Крови Христовых были внешне тождественны 366 , формулы из полных литургийных формуляров могли автоматически переноситься в чин литургии Преждеосвященных Даров. Стоит, наконец, отметить, что каждая из двух формул на соединение Св. Даров может предваряться соответствующими вступительными словами диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   И тогда диакон выходит перед паремией. А по паремии тотчас поётся «да исправится» и совершается прочее обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров    При входе со Святыми Дарами мы должны поклоняться с особенным благоговением, потому что Божественные Дары освящены и в них истинно присутствует Сам Спаситель наш, ибо на дискосе возлежит Всесвятое Тело Его с Божественной Его Кровью.    В конце же литургии читается заамвонная молитва как умилостивительная и отпустительная, как молитва прошения о том, чтобы мы увидели Воскресение и торжествовали его и здесь и там. А читается она за амвоном, среди храма, для того чтобы мы слышали её и словами её молились за весь народ, как пред лицом Божиим.    Когда таким образом литургия окончена, бывает всенощное бдение. Вот посмотри и чин его. 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы    На первой седмице, после заамвонной молитвы иерей (или архиерей, если он присутствует) благословляет певца, и певец тотчас поёт: «Живый в помощи» (Пс. 90), а иерей, произнося молитву, относит в сосудохранилище священные сосуды, потом на «слава, и ныне» творит великую ектению и совершает возглас: «яко подобает Тебе». Певец поёт первый антифон ко Господу «внегда скорбети ми» (Пс. 119:1), с припевом «яко благоутробный Господи», и вместе с тем стихи поются обоими ликами. Иерей говорит молитву первого антифона иже во время дня.    После «слава, и ныне» и прибавочного стиха иерей опять творит малую ектению и возглас: «Яко святися и прославися». Левый лик поёт второй антифон к «Тебе, Господи, воздвигох душу мою», с припевом «милосердия двери». Во время же пения вместе с этим стихом, иерей читает молитву второго антифона «Тебе, вечный» и «невечерний Свете», и присоединяет другие две молитвы: «Иже неусыпное и непрестанное славословие» и «Владыко Вседержителю непостижиме». Эти дивные молитвы принадлежат, по преимуществу, панихиде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

Две молитвы оглашенных и следуют друг за другом, как и до настоящего времени в Литургии Преждеосвященных Даров. Вторая молитва произносится лишь с середины Поста, для тех, которые готовятся ко крещению. Ни один из наших документов не сохранил ектении оглашенных в Тритоекти. Один Симеон приводит нам те возглашения (т.н. прошения), которыми диакон приглашал каждую из двух категорий оглашенных: сначала молиться, потом выходить. Пресвитерские молитвы довольно сходны по своему содержанию: это две молитвы главопреклонения; в обеих прошение об откровении Евангелия Богом: для первых, дабы оно им было открыто, для более совершенных оглашенных, чтобы оно их просветило. Быть может, существует некая градация в этих двух концепциях. Для первых испрашивается затем присоединение к избранному стаду и получение нового рождения; для вторых испрашивается ангел света, который охранит их против враждебных сил, и о жизни по божественным заповедям, чтобы иметь возможность пользоваться вечными благами. На первый взгляд можно было бы поставить эти молитвы в обратном порядке и предназначить первую молитву для второй категории оглашенных, и наоборот. Как бы то ни было, наиболее полная молитва это такая, которая больше обязывает оглашенных: мы полагаем, что она, очевидно, является и наиболее древней молитвой. Если бы, начиная с середины Поста, молились особо за оглашенных, готовящихся ко крещению в следующее празднование Пасхи, то трудно было бы объяснить, почему эта молитва была ограничена Тритоекти и Лит. Преждеосвященных Даров, ни того, почему она не совершалась в Литургии ни на Вечерне субботней и воскресной, ни на повседневной Утрене. Эта последняя служба предусматривала только одну молитву для оглашенных, но уже, начиная с XI века, евхологии 496 вносят рубрику, ограничивающую ее произнесение некоторыми днями до Вел. Поста и только, если не совершается Литургия. Молитвы и составляют целое: 1-ая молитва верных, 2-ая молитва верных, 3-ья молитва или отпуст; к которым, совершенно естественно, примыкает молитва главопреклонения, которая в Барб. 336 не имеет порядкового номера и в некотором роде спаяна с молитвой отпуста. Тот же порядок четырех молитв находится в Вечерне и Утрене Песненного последования 497 и также – но это наша гипотеза – в Евхаристической Литургии. В Евхаристическую Литургию между 2-ой молитвой верных и молитвой приношения, (которую мы рассматриваем как в своем роде молитвы отпуста), была введена процессия дароприношения (с херувимской песней), а между отпустом-дароприношением и главопреклонением были вставлены анафора и Отче Наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 3–4 часа пополудни начинается девятый час, изобразительны, вечерня и литургия; таким образом причастие будет уже ближе к вечеру. Назначение литургии на вечерне – это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет определенные дни года, которые чада церковные должны провести в совершенном посте, в напряженном ожидании литургии и Причастия Св. Тайн. Эти дни несут на себе совершенно особую печать, и мы с вами, хотя и не постимся до вечера, должны это знать. Сейчас во многих Православных Церквах в странах Запада Преждеосвященную литургию совершают именно вечером, как того и требует Устав. Надо заметить, что в этом случае на службу могут прийти те, кто работают днем. Ведь человек, работающий пять дней в неделю, порой может так и не побывать ни на одной преждеосвященной за весь Пост. Священный Синод Московской Патриархии в 1968 г. вынес следующее определение: Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость. Итак, утреня, первый час, третий, шестой и девятый час, изобразительны, вечерня, и на вечерне – литургия Преждеосвященных Даров. Она начинается литургийным возгласом Благословенно Царство..., но ответ мы слышим непривычный: отвечает Аминь только один чтец, и сразу же Приидите, поклонимся... и читается 103-й предначинательный псалом. Почему? Потому что это вечерня, за которой мы причастимся заранее освященными Святыми Дарами. Во время чтения 103-го псалма священник читает на солее перед Царскими вратами светильничные молитвы, но не все, а только 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю (первые три будут читаться на вечерне в других местах, они не исчезают, а только переносятся).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010