Потом священник, совершив громогласно славословие Богу, идет к дарам и, благоговейно подняв их на главу, выходит. Неся их таким образом, он входит в алтарь и нарочито идет по храму спокойно и медленно. Сами же (верные) поют и со всяким смирением и благоговением наклоняются пред ним, прося, чтобы он при возношении даров помянул их. А он идет в предшествии светильников и фимиама и в таком чине вступает в алтарь. Это бывает по нужде, ибо надобно внести и положить в алтарь дары, имеющие быть принесенными в жертву, и притом совершить это, сколько можно, благоговейно и благоприлично. Так и цари, когда желают принести дар Богу, не другим поручают это дело, но несут и вносят их сами, имея на главе корону. Это может означать и последнее явление Христа, которым воспламенена была особенно ненависть евреев, и шествие Его из отечества в Иерусалим, в котором надлежало Ему принести Себя в жертву, и въезд Его в город в предшествии и при хвалебных восклицаниях народа. В это время надобно припадать к ногам священника, прося, чтобы он помянул нас в тех молитвах, ибо нет иного способа прошения, который имел бы столь великую силу и подавал нам столь твердые надежды, как способ, представляемый сею страшною жертвою, которая туне очистила нечестия и беззакония. А кто из припадающих к ногам священника, когда он входит с дарами, покланяется и обращается к несомым дарам как бы к самому Телу и Крови Христовой, тот поступает несправедливо, смешивая этот вход со входом преждеосвященных Даров по незнанию различия между сим и тем священнодействием. Во время этого входа дары бывают еще не священнодействованные и несовершенные; а в том священнодействии они совершенны и освящены: они Тело и Кровь Христовы. Это так. 25. О том, что совершается по внесении даров, о молитвах и наставлениях священника народу Священник полагает дары на престоле, а сам, так как уже приступает к тайнодействию и намеревается прикасаться страшной жертве, благонастрояет себя, очищается молитвами и приготовляется к священнодействию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы (Литургия Преждеосвященных Даров) Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Благодарственная молитва, 1-я Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение; да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития исшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь. Перевод: Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты удостоил. Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение. Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоём, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь. Молитва 2-я, святого Василия Великого

http://azbyka.ru/molitvoslov/blagodarstv...

1624 Они исчислены и объяснены у Allat. Op. cit., р. 1593–1600 и в соч. О литургии Преждеосвященных Даров. С. 95–26. В Западной церкви эта литургия получила окончательное устройство после Тридентского собора в Missale Romanum и имеет свои особенности: она соединяется с предшествующим ей обрядом поклонения Св. Кресту в Великий пяток, начинается не раньше трех часов пополудни, совершается гораздо короче восточной на преждеосвященной гостии, не напоенной кровью Христовою, служит для причащения только одному служащему священнику, а другому никому причащаться ею не позволяется, кроме опасно больных, и оканчивается вечерней без пения. См. Середин. О богослужении Западной церкви. Ст. 2. 1849. С. 33–36. 1626 Заимствовано из особого наставления ( ρμενεα) касательно божественной литургии Преждеосвященных Даров, напечатанного у Гоара, р. 190, в котором наперед говорится о предварительном приготовлении и освящении Даров для этой литургии (как в Славянском служебнике). 1627 Прежде этого возгласа по уставу совершаются великопостные часы 3-й, 6-й и 9-й с частью последования изобразительных и читаются священником входные молитвы, полагаемые на обыкновенной литургии, кроме молитвы: Господи, ниспосли руку Твою. 1629 То есть вечерние молитвы, начиная с четвертой, так как первые три читаются после нижеследующих ектений (по Славянскому служебнику). 1631 Она же – первая молитва светильничная или вечерняя. У Даниеля: мо­литва первой статьи ( στσεως). У Гоара: молитва первого антифона ( ντιφνου). Так же называются у них и следующие две. 1638 Заимствовано из упомянутого особого наставления касательно литургии, в котором прибавлено: Ибо эта жертва преждеосвященная и совершенная, как в Славянском служебнике. 1639 В том же наставлении сказано подробнее: «После кафизмы «Господи воззвах» на глас самогласна дня, ставим стихир 10 и повторяем самогласен, потом мученичен, три подобных Триоди и три минеи, повторяя один; Слава и Ныне, богородичен», как в Славянском служебнике. У Гоара напечатаны для образца отдельно и сами стихиры из древнего списка (р. 188 и 189).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому устав предписывает: «При начале стихословия, священник отходит в предложение и, взяв из хлебоносца Преждеосвященный Хлеб, с великим благоговением полагает его на св. дискос, вливает потом в св. чашу вино и воду, затем кадит над кадильницей звездицу и покровцы и покрывает ими дискос и чашу, не произнося никаких молитв проскомидии, а говоря только: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, ибо Св. Дары уже освящены. В настоящее время хлебоносец находится обыкновенно не на жертвеннике, а на престоле, а потому совершается предварительно перенесение Преждеосвященного Агнца с престола на жертвенник. При начале первого антифона, священник поставляет Евангелие на горнюю часть престола, раскрывает антиминс, поставляет на него дискос и полагает на него из хлебоносца Преждеосвященный Агнец. Во время второго антифона, священник с диаконом, держащим в руке свечу, кадит престол с Агнцем, лежащим на дискосе, обходя его трижды вокруг. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем на главу свою и, обходя справа престол, переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды, как указано выше, покровцами и кадит Св. Дары. Затем возвращается к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие. По окончании кафизмы и третьей малой ектении следует пение « Господи, воззвах» и стихир, которых на литургии Преждеосвященных Даров всегда бывает десять. На « Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается вечерний вход с кадильницей. Но в тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие, как это бывает в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы, вход совершается с Евангелием. Если литургию Преждеосвященных Даров совершает сам архиерей, вход всегда совершается с Евангелием. По входе и обычном пении « Свете тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Во св. Четыредесятницу первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его, а вторая — из книги Притчей — о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они желают подлинно исправить свою греховную жизнь и угождать Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Для истории обрядов рассматриваемой Литургии замечательны изданные Алляцием места из Константинопольских писателей, заимствованные им из греческих рукописей Ватиканской библиотеки, если положиться на достоверность сих источников. Особенный обычай великой Церкви касательно хранения преждеосвященных Даров и самого причащения описывают – Константинопольский Патриарх XII века Михаил Анхиали 145 , и другой (неизвестный) Константинопольский писатель, которому принадлежат «наставления Павлу Каллипольскому» 146 . Для краткости мы опускаем сии описания, которых содержание видно будет ниже, у третьего писателя. Но не можем не привести слов другого писателя о случаях, в которых и в Великой Церкви, как вообще ныне, употреблялось орошение преждеосвященных Даров кровию Христовою: «Божественный хлеб напояется кровию, когда кто из пустынников скрывается в горах, и по ревности к добродетели, не посещая церкви, часто однакоже желает причащаться святынь Христовых, ради освящения души и тела, получаемого от причастия, – такому в чистом сосуде относится Божественный хлеб, напоенный Божественною кровию; равно и на случай приключающейся кому смерти, почти во все время св. Четыредесятницы бывает храним св. хлеб, напоенный кровию». В свидетельстве третьего, также неизвестного, Константинопольского, Писателя, не находим строгого защищения особенных обрядов, приписанных первыми двумя Великой Церкви для Литургии Преждеосвященных, но сам, принадлежа к сей Церкви, он хочет следовать тем обычаям, кои утверждены уже употреблением: «Во многих местах я заметил, – пишет неизвестный автор, – что намереваясь сохранить преждеосвященные Дары, одни из священников орошают оные Господнею кровию посредством лжицы, и в таком вид отлагают; другие же ничего подобного не делают: что же должно признать наиболее сообразным? Мы, желая судить о духовном духовно, думаем, что ни те, ни другие не выступают из пределов законности. Ибо одни, желая, чтобы сохранена была и часть преждеосвященного вина, невидимо преложенного в Кровь, употребляют для сей цели орошение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Smirn...

Из освященных таким образом свв. Хлебов часть их, Хлебов совершенных, животворящих и полных божественными дарованиями, сохраняется, сколько бывает нужно и сколько требуют обстоятельства. К этим Хлебам, которые признаются и действительно суть самое животворящее Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа не приливается ни одной капли божественной Крови, и они так отлагаются без окропления св. Кровию. В каждый из постных дней, когда не совершается полной литургии, они переносятся из места предложения на св. трапезу в алтаре и над ними не произносится ни одной из таинственных и освятительных молитв, но иерей творит лишь единственную молитву с ходатайством о том, чтобы ему быть достойным причастником предлежащих святынь. Во время св. причащения, немного ранее его совершения, диаконы касаются стоящих (на престоле) свв. чаш и приглашают не как на полной литургии – «Исполни, владыко», но – «Благослови, владыко», и после того как священник ответит – «Благословен Бог наш всегда», влагается преждеосвященный и ранее совершенный св. Хлеб в таинственную чашу и содержащееся в последней вино прелагается во св. Кровь Господню и. признается прелагающимся». К XII-мy же веку можно отнести интересное мнение, приведенное в качестве схолии у К. Арменопула в «Сокращении божественных и священных правил» 11 и усвояемое автором некоему «блаженному Иоанну», едва ли не Китрскому (ум. в н. XIII в.) 12 , который пишет: «не напаять преждеосвященных Даров посредством лжицы Кровию Господней правильнее». Несомненно, такое мнение предполагает освящение чаши чрез вложение в нее частицы св. Тела. Отрицательное отношение неизвестного автора послания Павлу Каллипольскому к обычаю напаять преждеосвященные Хлебы св. Кровию, по-видимому, показывает, что такой обычай в XI в. едва ли был очень древним и, возможно, начал еще только распространяться в Константинопольском патриархате. Противоположный обычай хранения преждеосвященных Хлебов, которого держался и соборный Константинопольский храм, без соединения со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Мы молим Отца Небесного, чтобы Он принял предложенные честные Дары, пречистое тело и животворящую кровь Христову, в пренебесный и мысленный свой жертвенник в воню благоухания духовного, и возниспослал нам Божественную благодать Всесвятого Духа; потом, пред самым сим пречистым Телом и животворящей Кровью и во имя их, испрашиваем себе от Отца Небесного даров, благопотребных нам для жизни временной и вечной; именно: вечера всего совершенного, святого, мирного и безгрешного; – ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес наших; – просим прощения и оставления грехов и прегрешений наших; – всего доброго и полезного для душ наших, и тишины для всего мира; просим, чтобы Отец Небесный сподобил нас провести остальное время жизни нашей в мире и покаянии; просим христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном суде Христовом; затем предаем сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу со всеми её радостями и скорбями, со всеми подвигами и трудами – Христу Богу нашему. Во время этих молитвословий и прошений архиерей и сослужащие с ним, молятся у престола Божия так: «Иже неизреченных и невидимых тайн Боже, у него же суть сокровища премудрости и разума утаена, иже служение службы сея открывый нам, и положивый нас грешных за многое Твое человеколюбие, во еже приносити Тебе дары же и жертвы о наших гресех и о людских неведениих, – Сам невидимый Царю, творяй великая и неизследованная, славная же и изрядная, им же несть числа, призри на ны недостойныя рабы Твоя, иже святому сему жертвеннику, аки херувимскому Твоему предстоящыя престолу, на нем же Единородный Твой Сын и Бог наш предлежащими страшными почивает таинствами; и всякия нас и верныя люди Твоя свободив нечистоты, освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым, – да чистою совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем, Божественных сих причащающеся святынь, и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему, истинному Богу нашему, рекшему: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем; яко да всельшуся в нас и ходящу слову Твоему, Господи, будем храм пресвятаго и покланяемаго Твоего Духа, избавлени всякия диавольския козни, деянием или словом, или мыслию действуемыя: и получим обетованная нам благая со всеми снятыми Твоими, от века Тебе благоугодившими».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

учит. о прилучаях недостаточ. служащ. священ. Сн. Волынск. Епарх. Вед., 1872 г., 14). Лица, принадлежащие вообще к расколу, или, в частности, к секте скопческой, при желании их пред смертью приобщиться Св. Таин от православного священника, предварительно присоединяются к Православной Церкви (см. выше). Наставление священнику, каким образом напутствовать умирающих, находится в Поучении святительском к новопоставленному иерею. Св. дары для больных, по обычаю Церкви, приуготовляются в великий четверток (день установления таинства евхаристии), но они могут быть приуготовляемы и в другое время. Когда священник намерен приготовлять Св. Тайны для нужных потреб, он изъемлет второй агнец по тому чину, какой бывает к Литургии Преждеосвященных даров (см. выше). Потом, по освящении даров на литургии, положив св. агнец на антиминсную губу, напояет его животворящею кровью над Святой Чашей, понемногу лжицей, с большим опасением и искусством, чтобы не очень премочить св. агнец и не уканула бы куда-либо животворящая кровь от излишества (Служебн., Извест. учит.). Засим св. агнец полагается в кивот, обыкновенно, до конца литургии 1159 . По конце литургии священник вынимает св. агнец из кивота и высушивает его таким образом: «развивает», т. е. раскрывает антиминс, и на нем вынутый из ковчега св. агнец полагает на дискосе (блюде). Покадив его окрест и сотворив подобающее ему поклонение, с благоговением раздробляет его святым копием на малые части (Служебн., Извест. учит.). По раздроблении св. агнца, берет чистый плитяный камень, или кирпич и полагает его при крае антиминса, на правой стороне от себя. На этот камень ставит горнец или другой сосуд с горячими углями и, сотворив достодолжное поклонение, благоговейно берет св. дискос с божественными раздробленными дарами и ставит его, или держит над сосудом с горячими углями, мало-помалу просушивая Св. Дары, переворачивая их св. копием, чтобы не пригорели. Когда нагревается св. дискос, снимает его и ставит на антиминсе, или на покровце, чтобы не испалить Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Доброго и полезного душам нашим и мира мipy у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Хор: Подай, Господи. Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим. Хор: Подай, Господи. Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим. Лик: Подай, Господи. Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Подай, Господи. Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи. Молитва после поставления Св. Даров на престол и перед причащением Священник молится: Иже неизреченных и невидимых Таин Боже, у Негоже суть сокровища премудрости и разума утаена. Иже служение службы сея открывый нам, и положивый нас, грешных, за многое Твое человеколюбие, во еже приносити Тебе дары же и жертвы о наших гресех и о людских неведениих. Сам, невидимый Царю, творяй великая и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа, призри на ны, недостойныя рабы Твоя, иже святому сему жертвеннику, аки херувимскому Твоему предстоящия престолу, на немже Единородный Твой Сын и Бог наш, предлежащими страшными почивает Таинствы. И всякия нас и верныя люди Твоя свободив нечистоты, освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым. Да чистою совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем Божественных сих причащающеся Святынь, и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему, истинному Богу нашему, рекшему: ядый Плоть Мою и пияй Кровь Мою во Мне пребывает, и Аз в нем. Яко да всельшуся в нас и ходящу Слову Твоему, Господи, будем храм Пресвятаго и покланяемаго Твоего Духа, избавлени всякия диавольския козни, деянием, или словом, или мыслию действуемыя, и получим обетованная нам благая, со всеми святыми Твоими, от века Тебе благоугодившими.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Тертуллиан , писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия по Р. Х., о совершении святой вечери говорит следующее в своей защитительной речи за христиан к язычникам. «Наши небольшие вечери слывут у вас не только постыдными, но и роскошными. Но каковы наши вечери, это видно из самого имени их. Они называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько б они ни стоили, но издержка на них, которая делается верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой продовольствуются бедные». «Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечей, каждому предлагается выйти на средину и пропеть что-либо во славу Божию из священного ль писания, или от себя, как кто может. В конце вечери также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь, но с той же строгою скромностью и целомудрием, с какими пришли в собрание, потому что здесь напитались не столько пищей и питием, сколько добрым учением». Из этих выписок уже можно составить себе некоторое понятие о том, как совершалась божественная вечер в самые первые времена христианства. Но понятно, что эти писатели, писавшие для язычников, не могли, да и не имели никакой нужды передавать им все. Их главное дело было – отклонить клеветы, которые язычники рассеивали против христиан. А подробности о божественной вечери мы находим у других писателей, да и у этих же, но в писаниях, назначавшихся прямо для христиан. Из них, да еще из так называемых «правил апостольских» 175 и литургии св. апостола Иакова, видно следующее. Самые первые христиане примером апостолов были научены, что божественная вечерь не соединяется с каким-нибудь одним днем в году, как еврейская Пасха. Правда, появлялись такие, которые и учили совершать и сами совершали ее над опресноками однажды в год – в день установления. Но таких было немного, а все прочие собирались для совершения ее или каждый день, или очень часто. Причащались ежедневно, прежде или после обеда. Частое причащение не унижало высокого достоинства этого таинства. Не как простой хлеб и вино, но с величайшим благоговением принимали они его. Когда вошло в обыкновение собираться на вечерь лишь в дни праздничные, то и тогда еще считалось необходимым причащаться всем. Особенно набожные и усердные часть освященных даров брали с собой, и каждый день причащались дома перед обедом. Брали также с собой и отправлявшиеся в путь. В пост, кроме субботы и воскресенья, воспрещено было совершать божественную вечерь, как вечерь радости, но чтобы не лишить жаждущих св. причащения, позволено было причащаться освященными прежде дарами. Отсюда – начало литургии преждеосвященных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010